О чем нельзя говорить на работе с коллегами
Семь вещей, о которых нельзя говорить на работе
В последние дни в офисах и на улицах постоянно разгораются дебаты на политические темы. Некоторые из них заканчиваются вполне мирно, а некоторые приводят к конфликтам, которые впоследствии отзовутся на взаимодействии между сотрудниками и подразделениями. Порой разговор, начинавшийся, казалось бы, вполне мирно, заканчивается обвинениями, а то и личными оскорблениями. Линии разлома проходят между личностями и отделами, вчера еще увлеченно работавшими над общими проектами.
Стоит ли обсуждать с коллегами политику? И какие еще темы не стоит поднимать в разговоре в офисе, чтобы избежать конфронтации?
Для дизайна офиса «Альфа-лаборатории» выбрали тематику супергероев
Универсальных советов не существует. В любом случае вам придется каждый раз думать и самостоятельно решать, будет ли та или иная тема подходящей для разговора с коллегами, клиентами и бизнес-партнерами. Многое зависит от самой ситуации, в которой вы заводите разговор, от происхождения вашего собеседника (в разных странах и культурах различные темы могут оказаться под запретом). И все-таки постараюсь дать несколько универсальных советов, которые вам пригодятся.
1. Во-первых, в хорошем обществе не принято говорить о политике. Да, у каждого из нас имеется солидный запас знаний и воззрений в области истории, политологии, тактики и стратегии действий в тех или иных условиях. Да, каждый считает себя обладателем единственно верной точки зрения. Но если вы предпочитаете сохранять в офисе рабочую обстановку, а не сеять раздор, воздержитесь от обсуждения политических событий.
О чем лучше никогда не разговаривать со своими коллегами
Профессиональные нормы и этика, они примерно одни и те же во всех странах мира, особенно если дело касается офисной сферы. Но у нас этикой пренебрегают, а потом расплачиваются, если на работе кто-то вставляет палки в колеса при движении вверх или просто при повседневной жизни в коллективе. Чтобы именно вы не попали впросак, обратите внимание на темы, которых лучше избегать на работе.
Планы
Есть такая поговорка: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Здесь все сложнее, потому то, какими бы хорошими ни были отношения между вами и коллегами, вы все равно остаетесь конкурентами. Откуда вы знаете, что полученная от вас информация не пойдет прямо в уши начальству и таким образом вас устранят на пути наверх.
Конечно, от подобных мыслей не становится легче, ведь все мы люди, а еще надо как-то сосуществовать те 8 часов, что мы отдает профессиональной деятельности. Но и пренебрегать осторожностью тоже не стоит. Помните, что руководители заинтересованы в том, чтобы сотрудник остался надолго.
Естественно, между планами и идеями есть значительная разница. Планы в основном касаются перехода на другое место, тогда как идеи возникают, когда вы видите несовершенства системы и хотите как-то улучшить процесс производства, в чем бы он ни заключался.
Идее нужно дать созреть, а затем, если вы убеждены, что она стоящая, нужно идти сразу к руководству и мягко предлагать реформу. И только в том случае, если вы уверены: руководство открыто для предложений подобного рода.
Но не нужно рассказывать коллегам, а то возможен шпионаж.
Личная жизнь и сплетни
Да, западные эксперты давно советуют избегать слишком сильного погружения в личные дела друг друга. У кого какие друзья, где вы были, пока отдыхали, и многое другое должно быть спрятано от глаз. Резоны просты и прозрачны: не нужно вызывать излишней зависти, если, к примеру, ваши доходы разнятся (о зарплате будет отдельный пункт).
В сплетнях тоже лучше не участвовать, хотя каждый коллектив ими полнится, но постарайтесь отстраниться. Если сам человек – источник сплетен и слухов, то его рейтинг сразу же падает, к тому же он предоставляет железные аргументы против себя в любой удобной для противников ситуации.
О прошлой работе ни слова
Нет, конечно, можно говорить, но только хорошее. Если там было очень плохо и душно, то лучше молчите. Вообще, совет подходит для этапа собеседования, именно там лучше хранить благородное молчание о качестве предыдущего коллектива и руководства.
Есть и другая опасность. Представьте, что вы найдете побратима по несчастью, и он вам будет постоянно жаловаться на предыдущее место работы? А вам ведь еще трудиться надо. Поэтому меньше слов и больше дела.
Зарплата
В некоторых организациях есть запрет на сообщение другим сотрудникам уровня своего дохода. То есть люди работают рядом, но совершенно не знают, сколько другие получают.
В этом есть масса преимуществ, но самое главное одно: люди думают не о деньгах и не переваривают себя, медленно поджариваясь на огне все той же зависти, а концентрируются на производственных задачах.
Конечно, порой считается, что зависть – двигатель прогресса, но в основном она контрпродуктивна.
Мировоззренческие вопросы тоже нужно оставить в стороне
Почему? Очень просто: вопрос ценностей – очень сложный и всегда индивидуальный. Работе разговоры о религии и политики вряд ли помогут, а вот разругаться люди могут легко и свободно на этой почве. Да и вообще к чему ведут эти дебаты? Формирование собственного сознания – процесс почти интимный.
Мировоззренческие споры вредят ощутимо еще и тогда, когда вы приходите в коллектив, где собраны люди с разным уровнем образования, которые принципиально друг друга понять не в состоянии. Поэтому молчание – лучший и самый очевидный выход.
Критика руководства
Пункт тоже из разряда очевидного. Не нужно критиковать руководство. И дело даже не в том, что оно когда-то прямо или косвенно поучаствовало в вашем трудоустройстве. Представьте, что завтра вас могут повысить, и вы будете уже защищать то, что вчера критиковали. Или, может быть, вы думаете, что вы откажетесь от повышения и напишите заявление об уходе? Это маловероятное развитие событий.
Еще и тень всегдашнего соперничества за место под солнцем не дает спокойно спать: шпионы есть в каждом коллективе, а ушами обладают даже стены. Поэтому не стоит лишний раз говорить и озвучивать свое отношение к руководству. Если работа не нравится, а уйти нельзя, то можно ходить в спортивный зал, и там сбрасывать напряжение, накопленное за дни непосильного труда.
Здоровье
Еще одна плохая идея – это рассказывать коллегам о ваших проблемах со здоровьем, ведь это тоже почти интимные вопросы. Допустим, среди коллег будет конфидент, но даже с ним можно побеседовать за пределами работы, чтобы избежать ненужных трудностей, главная из которых одна – сплетни. Кто-то услышит – расскажет руководству. Начальник неправильно интерпретирует, вызовет вас, начнет задавать вопросы. Если вы спросите об источнике, он, конечно, соврет. Чтобы всей это канители не начинать, лучше помалкивать о состоянии своего тела.
Внешность других сотрудников
Да, еще одна проблемная зона нашей профессиональной действительности, особенно женщины любят между собой обсудить, как одевается та или эта. Конечно, редко подобное приводит к увольнениям. Такое поведение вообще инвариант нашей рабочей атмосферы и обстановки, но это же еще не значит, что подобное положение дел замечательно и прекрасно. С некоторыми явлениями стоит бороться, правда, только в индивидуальном порядке: абсолютное большинство взрослых людей нельзя перевоспитать.
О чем же можно говорить?
Что нельзя обсуждать с коллегами
Профессиональные планы
Тема карьерных планов обсуждаться с коллегами не должна даже при любых близких и доверительных отношениях. Если в ближайших планах есть пункт смены работы, то разглашенная информация может преждевременно попасть руководству, что чревато либо испорченными отношениями с руководителем, либо расставание с коллективом может произойти раньше намеченного срока.
Обсуждение руководства
Личная жизнь и служебные романы
Желание присоединиться к «жареной» или пикантной теме неимоверно велико. Однако превыше всего должно быть отсутствие нежелательных последствий и безопасность разговора. Типичная ситуация, когда коллега делиться рассказом о вчерашней вечеринке в дорогом ресторане и в этом нет ничего плохого на первый взгляд, но у собеседника рассказ может вызвать раздражение только потому, что он стеснен в средствах и не может позволить себе такого, или на фоне каких-либо семейных проблем.
Не стоит так же смешивать личную жизнь и работу, Понятно, что те, кто заводит служебные романы, начинают отвлекаться от своих рабочих обязанностей, что в итоге может окончится плачевно. Да и если в отношениях произойдет разрыв, то сталкиваться время от времени с «бывшим» не совсем приятно. Да и опять же без слухов и сплетней не обойдется.
Критика прошлого места работы
Зарплата
Собственные оригинальные идеи
Сослуживцы не должны быть в курсе возникших интересных идей, которыми намечается поделиться с руководством, возможно для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Не нужно забывать, что всегда найдутся коллеги, которые решат помешать осуществлению задуманного.
Политика и религия
Здоровье
Про болезни чужих людей слушать мало кому интересно. Сочувствие в таких случаях бывает чаще всего дежурным. К тому же это показывает невоспитанность человека. Так же информация может попасть к руководителю и может быть неправильно интерпретирована.
Внешность коллег
Обсуждая платье, прическу, походку сотрудника с другими коллегами существует большая вероятность невольно обидеть человека. А это никому ненужные лишние проблемы и головная боль.
О чем говорить можно
О грядущих событиях в профессиональной сфере, о смешных и интересных историях из практики, о выставках, кино, хобби, новостях, путешествиях, спорте можно разговаривать и шутить сколько душе угодно. Самое главное, чтобы оставалось время на работу.
13 фраз, которые не стоит говорить коллегам
«Я ей сделал комплимент, а она меня ударила!» Так бывает: то, что ты говоришь с самыми лучшими намерениями, может унизить, оскорбить и расстроить коллегу. Собрали 13 фраз, которые запрещены в дружной команде ‒ никогда их не повторяй
Одним из главных минусов удалённой работы 27% россиян назвали недостаток общения с коллегами.
Каждый третий работник в России тратит на коллег около 20% рабочего времени. Увы, видеоконференции и переписка в чате не смогли заменить живого общения.
Как бы ни хвалили удалёнку, но реальность такова: российские компании возвращают работников в офисы. Если в начале июня 2020 года на удалённый режим работы перешли 54% компаний, то сейчас в дистанционном режиме остались 33% компаний.
А вот навсегда перейти на удалёнку решились только 10% компаний.
Причин отказа от удалённой работы много ‒ в том числе нехватка живого общения.Коллеги помогают не только отвлечься и «разгрузить» мозг, но и решать рабочие задачи. От опытных коллег новички узнают не меньше, чем на хороших курсах.
Лучше всего атмосфера в коллективах, которые соблюдают нехитрые правила общения:
Об этих правилах знают все. Но есть менее очевидные вещи ‒ о которых нужно знать, если хочешь, чтобы коллеги тебя ценили.
Вот какие 13 фраз психологи не рекомендуют употреблять в разговоре с коллегами.
Одолжи до зарплаты
Сразу скажем ‒ есть ситуации, когда одалживать деньги коллеге можно и нужно. Если человек забыл дома телефон или карту и просит взаймы на обед ‒ это нормально, обязательно помоги и сам не стесняйся попросить о помощи.
Совсем другой случай ‒ когда речь идёт о большой сумме. С такой просьбой лучше обратиться к родственникам или друзьям.
Извини, я тебе немного помешаю
Эта вроде бы вежливая фраза на самом деле ‒ из разряда словесного мусора. Получается, что твой вопрос не важен и ты отвлекаешь коллегу от дела.
Человек сосредоточен на своём ‒ он пропускает начало фразы и включается как раз на слове «помешаю». Не удивляйся, если так твою просьбу и воспримут.
Скажи лучше: «Извини, у тебя сейчас есть минутка?»
Кстати, не употребляй и другой словесный мусор ‒ «честно говоря», «кажется», «я думаю, что…». Если не уверен в информации ‒ лучше промолчи.
Представляешь, что я слышал!
Так начинаются все сплетни. Никогда не обсуждай коллег и знакомых за спиной.
Помни золотое правило: не говори о коллеге или начальнике того, что ты не мог бы повторить в его присутствии.
Ждёшь ребёнка?
Если у тебя возникло предположение, что коллега беременна ‒ пожалуйста, держи его при себе. Дождись, пока она сама об этом объявит. Поверь, у неё может быть множество причин молчать.
Отрицательный ответ поставит обоих в крайне неловкое положение.
Я в твои годы.
Каким бы ни было сравнение, взаимопонимания оно не добавит. Такой фразой ты сразу проводишь черту между собой и собеседником ‒ я в этом лагере, ты в том.
Хочешь сказать комплимент ‒ похвали успехи коллеги, а негативные мысли лучше не высказывать. Вместо этого постарайся встать на место собеседника и понять его мотивы.
Какие у тебя волосы! Можно потрогать?
Слышал о социальной дистанции? Так вот ‒ ты не входишь в близкий круг общения большинства коллег, поэтому любой физический контакт на работе ‒ по умолчанию под запретом.
Старайся не прикасаться не только к самим коллегам, но и к их вещам ‒ уважай личные границы.
Брюки отлично сидят
Комплименты ‒ дело тонкое. Не уверен ‒ лучше промолчи. Кому приятно слышать ‒ «Ты совсем не выглядишь на свой возраст», «Ты сегодня такая свежая», «Платье прямо как новое»?
Ещё возможны ошибки в интерпретации ‒ например, что значит: брюки отлично сидят? Кто-то поймёт, что брюки подчёркивают фигуру, а кто-то ‒ что скрывают недостатки. И в том, и в другом случае получается ‒ ты оцениваешь физическую форму человека.
А это уже недопустимо.
Такие, как ты, всегда создают проблемы
Что значит ‒ такие, как ты? К какой группе ты относишь собеседника? Это прямая дискриминация и проявление нетерпимости с твоей стороны.
Не удивляйся, если в ответ на такое высказывание получишь агрессию.
И это они называют люксовым отелем?!
В разговорах с коллегами старайся не хвастаться. Люди воспринимают как хвастовство любые упоминания об успехах.
И потом, посмотри, как это выглядит со стороны ‒ ты жалуешься на недостаточно пушистые полотенца в люксовом отеле, а коллега в это время мучительно размышляет ‒ на чём бы сэкономить, чтобы хватило денег до зарплаты.
У меня сегодня собеседование
Если хочешь скрыть какую-то информацию от руководства ‒ например, что ищешь новую работу ‒ не стоит делиться с коллегами. Вольно или невольно они могут донести твои слова до начальника.
И тогда некофмортно будет всем.
Она меня бросила
Личную жизнь в офисе тоже обсуждать не стоит. Немногие готовы разделить твои переживания искренне.
Да и просто ‒ на работе люди не настроены на эмоции, своими душевными терзаниями ты реально мешаешь работать.
Оставь личные драмы и описания любовных приключений для близких друзей.
Врач сказал, что…
Подробные диагнозы и описания своих болезней оставь для того, кого это по-настоящему интересует ‒ мамы или бабушки.
Максимум, на что допустимо пожаловаться в разговоре с коллегами ‒ простуда или головная боль. И да, никаких неаппетитных подробностей.
Я ручки сыну не покупаю ‒ в офисе беру
Будем называть вещи своими именами ‒ если берёшь домой то, что выдано для работы, ‒ ты воруешь. Хвастаться этим перед коллегами как минимум глупо.
А ещё помни ‒ информация при передаче искажается. Не удивляйся, если босс вызовет тебя и спросит, почему ты считаешь офис своей собственностью.
Вещи, о которых не стоит говорить на работе
Запретите себе общаться всего на четыре темы
Там, где мы проводим минимум восемь часов в день, почти всегда заводятся друзья. С ними можно общаться. Только не на все темы. Вспомним, какие табу есть в беседах с друзьями-коллегами?
Это очевидно – вы все равно обсуждаете абсолютно любые темы с новым закадычным другом. Эффект усилен менталитетом: у нас в стране кухонные разговоры – обязательная часть любой дружбы. И всем, кажется, плевать, дома эта кухня расположена или на работе, и откуда, собственно, друг – со школьной скамьи или из соседнего отдела.
Вот пускать все эти разговоры на самотек как раз и не стоит (как бы этого ни хотелось), ведь если обычная дружба – это не более чем дружба, то дружба офисная – это еще и ваша карьера. Хотите наглядный пример? Да пожалуйста!
Только не деньги!
— Я пришла работать в компанию около года назад. И как-то сразу «спелась» с коллегой – родственную душу в ней нашла. Отличное, ничем не обременительное общение: походы в столовую, в курилку, на тренингах вместе садились, ссылками всякими делились. В конце концов, я стала считать ее едва ли не лучшей подругой. В один прекрасный день я узнала, сколько она получает. У нас были абсолютно одинаковые должности и обязанности, одинаковый уровень работы, просто у нее стаж был больше моего – на 7 месяцев. А разница в зарплате – почти в два раза. В принципе, я знаю, что меряться зарплатой – последнее дело, но что-то все-таки во мне взыграло. Сначала я начала просить прибавки у начальства, а когда получила отказ, стала ссылаться на подругу – мол, почему ей можно столько получать, а мне нет? Отношения с той девушкой как-то сразу «похолодели». Я знаю, что была неправа, но поделать с собой ничего не могла – видимо, у меня обостренное чувство справедливости. Ну, или зависть.
Считать чужие рубли и копейки – дело неблагодарное, невыгодное и некрасивое. Дружба дружбой, а кошельки врозь. Так что лучше и не пытайтесь узнать, у кого какие финансовые дела – крепче спать будете! Та же самая история касается ипотек, кредитов и долгов – вашим коллегам по работе вовсе необязательно (даже совсем нежелательно) знать, кому и сколько вы должны. Обсуждение этой темы может поставить всех в неловкое положение.
Только не слухи!
Это вторая заповедь карьериста – никаких сплетен и обсуждений на рабочем месте. Вы услышали что-то крайне интересное про начальника и теперь не знаете, обо что почесать язык и с кем поделиться сенсацией? Можно с соседкой по лестнице или с троюродным дедушкой – если они не работают в той же компании, конечно. А вот с коллегами – ни за что!
Слухов всегда очень много, и за их счет слишком легко снискать славу – дурную, конечно. Даже если вы доверяете коллеге, с которым делитесь своей феноменальной новостью, это не значит, что коллега не растреплет все остальным заинтересованным. Доверять в офисе, увы, не стоит никому. От этого страдает ваша репутация и, соответственно, карьера. Точно так же следует уклоняться от обсуждения сплетен.
И еще одно маленькое замечание: если начальник поздравил вас с повышением в должности, это тоже не повод мчаться делиться новостями с коллегами. Вот почему:
— Однажды начальник вызвал меня в свой кабинет. Повод оказался очень неожиданным: он заявил, что уходит в другую компанию, а я буду теперь работать в его должности – с повышением зарплаты, с получением определенных полномочий и так далее. Первым делом по выходу из кабинета я, конечно, рассказал об этом паре коллег, с которыми дружил. Кстати, начальник не просил меня держать информацию в секрете и даже дал мне пробное задание, в котором я выступал уже руководителем. Короче, начал я «руководить». Дружившие со мной коллеги почему-то сразу обиделись – видимо, опыта мне не хватало делать это грамотно, или они просто злились, что назначили не их. А еще через пару недель выяснилось, что начальник передумал уходить, и я остаюсь в своей должности. Неприятная ситуация получилась. И отношения испорчены, и в должности не прибавилось.
В общем, знайте: прежде чем хвастаться назначением и прибавкой, подпишите документы. А потом – не хвастайтесь, а сообщайте.
Молодой заместитель директора отдела продаж Лидия получила свою должность, показав будущему начальнику отнюдь не диплом. В этом уверены все ее коллеги. Только одни были готовы оспаривать справедливость данной заслуги, а другие благоразумно молчали в тряпочку. Лидия еще долго оставалась замом и, поверьте, лично знала всех, кто был не согласен с ее назначением. И не сказать, что им в то время сильно везло по работе…
Только не личные вопросы!
События вашей жизни, безусловно, достойны, как минимум, газетной передовицы и регулярных новостных выпусков по центральному телевидению. Так думаете вы. Но большинству коллег все же не очень интересно в сотый раз слушать подробности вашего семейного счастья.
— Из года в год я совершала одну и ту же ошибку: слишком сближалась со своими коллегами. Жаловалась на мужа, ругалась на свекровь, хвасталась ребенком. Иногда доходило до того, что обсуждала даже здоровье. В общем, со временем поняла, что все это было с моей стороны ошибкой. Дружбы на работе чаще всего не случается, но вот рассказать о себе слишком много – это пожалуйста. Болтала я до тех пор, пока не поняла, что люди не хотят идти со мной на обед. С тех пор многое изменилось, но новому принципу я верна: на работе можно обсуждать только дежурные темы!