О чем не расскажут путеводители 1971
Как жили в мире 50 лет назад. Сентябрь 1971 года.
Шикарная историческая подборка снимков. Посмотрите!
2 сентября 1971 года. Пермь. Таксопарк. Женщины-водители перед первым рейсом.
2 сентября 1971 года. Истребители A-4 Skyhawk над флагманом австралийского флота авианосцем «Мельбурн». Фото George Lipman.
2 сентября 1971 года — премьера британского фильма «Слепой ужас» (See No Evil).
3 сентября 1971 года — премьера итальянского фильма «Возвращение Сабаты» (È tornato Sabata… hai chiuso un’altra volta!).
Сентябрь 1971 года. Британская телеведущая Антея Редферн.
4 сентября 1971 года. Американская актриса Ронда Флеминг. Фото S. E. Orchard.
4 сентября 1971 года. Амстердам. Детский праздник.
6 сентября 1971 года. Марлен Коттон, первая женщина, назначенная руководителем гонок Citroen.
Сентябрь 1971 года. Бостон. Маскарад на Всемирном съезде любителей научной фантастики. Фото Jay Kay Klein.
7 сентября 1971 года. Соня Кристина, вокалистка британской прог-рок группы Curved Air.
7 сентября 1971 года. Джорджио Тонти, оператор западногерманского фильма «О чем не расскажут путеводители» (Urlaubsreport — Worüber Reiseleiter nicht sprechen dürfen)
Сентябрь 1971 года. Юная теннисистка Крис Эверт вернулась к занятием в школе после впечатляющего выступления на US Open. Фото Lynn Pelham.
Крис Эверт возьмет 18 титулов на турнирах Большого шлема в одиночном разряде.
Сентябрь 1971 года. Итальянская певица Анна Мария Пеллегрини-Челони в роли Чио-Чио-Сан. Фото Doug Griffin
Сентябрь 1971 года. Сестры Поляковы — Ольга Варен, Элен Валлье, Марина Влади и Одиль Версуа. Фото Giancarlo Botti.
9 сентября 1971 года. Британская модель Сью Шоу. Фото Reg Burkett.
9 сентября 1971 года. Японская актриса Ясуко Нагадзуми.
Сентябрь 1971 года. Нью-Йорк.
10 сентября 1971 года. 10 сентября 1971 года. Бунт в тюрьме «Аттика», штат Нью-Йорк. Во время бунта и его последующего подавления погибли 43 человека, в том числе 10 или 9 заложников — охранников и гражданских сотрудников тюрьмы. Все заложники погибли от огня штурмовой команды.
Сентябрь 1971 года. Jackson Five. Который из них Майкл неизвестно и неважно.
11 сентября 1971 года. Британский фотограф и дизайнер Энтони Армстронг-Джонс с сыном Дэвидом встречает в лондонском аэропорту свою жену, принцессу Маргарет.
12 сентября 1971 года. Род Стюарт с подругой, моделью Ди Харрингтон. Фото Victor Blackman.
13 сентября 1971 года. Британские актеры Джеки Пайпер и Джимми Эдвардс. Фото Jack Kay.
13 сентября 1971. Англия, Бирмингем. Сенатор Эдвард Кеннеди с женой Джоан у мемориала Джона Кеннеди.
14 сентября 1971 года. Швеция, окрестности Мальмё. Место крушения штурмовика Cessna A-37 Dragonfly.
14 сентября 1971 года. Весенняя коллекция “Miss Levi”, Лондон. Фото Mike Lawn.
15 сентября 1971 года. Япония. Профессиональный боулер Рицуко Накаяма.
16 сентября 1971 года. Япония, окрестности Токио. Студенты протестуют против строительства нового аэропорта.
При подавлении протеста в этот день трое полицейских погибли, 34 госпитализированы, 110 получили легкие ранения. Количество пострадавших из числа протестующих — около 900.
16 сентября 1971 года. Париж, Елисейский дворец. Президент Уганды Иди Амин Дада и президент Франции Жорж Помпиду.
16 сентября 1971 года. Вечернее платье из тафты «Тулуз-Лотрек». Фото McKeown.
16 сентября 1971 года. Лондон. Модель и актриса Андреа Ллойд.
16 сентября 1971 года. Шотландский боксер Кен Бьюкенен, чемпион мира по версии WBA в легком весе со своей женой Кэрол. Фото George Stroud.
17 сентября 1971 года. Визит Вилли Брандта в СССР. Фото Alfred Hennig.
17 сентября 1971 года — премьера британского телесериала «Сыщики-любители экстра-класса» (he Persuaders!). На фото Имоджен Хассалл.
Сентябрь 1971 года. Турецкий журнал.
Сентябрь 1971 года. Женские комиксы.
18 сентября 1971 года. На могиле Хрущева. Фото Владимира Сергиенко. Хрущев скончался 11 сентября, некролог в советской прессе напечатали 13 сентября, в день похорон.
«Центральный Комитет КПСС и Совет Министров с прискорбием извещают, что 11 сентября 1971 года после тяжелой и продолжительной болезни скончался бывший Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев». Народ заметил, что не с «с глубоким прискорбием», как полагается в таких случаях, а просто «с прискорбием». В день похорон на Новодевичьем кладбище объявили санитарный день, выставили оцепление, желающих простится с Хрущевым заворачивали обратно.
Сентябрь 1971 года. Беркли, Калифорния. Модная новинка — водяной матрац. Фото Robert Altman.
Сентябрь 1971 года. Строительство моста над Хьюстонским судоходным каналом.
21 сентября 1971 года. Актриса Джессика Уокер, промо-фото для американского фильма «Сыграй мне перед смертью» (Play Misty for Me).
24 сентября 1971 года. Британская актриса Джоанна Ламли с граммофоном, купленным в антикварном магазине.
Сентябрь 1971 года. Американская певица и композитор Мередит Монк. Фото Jack Mitchell.
Сентябрь 1971 года. Обложка одноименного альбома Шер.
26 сентября 1971 года. Led Zeppelin в Хиросиме.
27 сентября 1971 года. Париж. Жан-Поль Бельмондо и Урсула Андресс на концерте Джонни Холлидея. Фото Jean-Claude Deutsch.
27 сентября 1971 года. Французская актриса Соня Петровна. Фото Jack Garofalo.
28 сентября 1971 года. Перл-Харбор. Американская атомная многоцелевая подводная лодка Puffer (класса Sturgeon).
Сентябрь 1971 года. Париж. Беатрис Аззаро (дочь модельера Лориса Аззаро) с парнем.
Сентябрь 1971 года. Нью-Джерси. «Полисмен показывает девушке дорогу». Постановочное фото.
30 сентября 1971 года. Марианна Фейтфулл.
30 сентября 1971 года. Амстердам.
Афиши байкерских фильмов категории Б, вышедших на экраны в сентябре 1971 года.
«Ангелов круче не бывает» (Angels Hard as They Come)
«Наездники вне закона» (Outlaw Riders)
«Хром и кожа» (Chrome and Hot Leather)
Сентябрь 1971 года. Западная Германия. На съемках фильма «Рокер», режиссера Клауса Лемке.
Сентябрь 1971 года. Истребители МиГ-21 234-го гвардейского истребительного авиационного полка на французской авиабазе Реймс во время визита советской делегации, возглавляемой главнокомандующим ВВС СССР главным маршалом авиации П. С. Кутаховым.
Сентябрь 1971 года. Хабаровск. Вылазка на природу.
Правда ли, что композиция картины «Ходоки у В. И. Ленина» позаимствована
Согласно информации, распространившейся зимой 2021 года, автор известной советской картины Владимир Серов мог украсть композицию полотна у американского художника Талли Филмуса. Мы вместе с искусствоведом Софией Багдасаровой проверили, так ли это было.
В первой декаде февраля российский сегмент соцсетей обошли две репродукции. Одна изображала знаменитую картину художника Владимира Серова «Ходоки у В. И. Ленина» (1950). На другой, как утверждалось, была запечатлена работа Талли Филмуса «Встреча у раввина» (1908). Поразительное сходство поз и расположения персонажей вплоть до мельчайших деталей не оставляло сомнений: одно произведение написано на основе другого, просто сменились герои и тема. И поскольку полотно Серова датировано значительно более поздним годом, получалось, что маститый художник срисовал у малоизвестного иностранца. Это породило волну комментариев из серии «в этой стране практически всё было краденое». Некоторые приводили дополнительный аргумент в пользу этой теории: настоящая фамилия Серова была Раппопорт, то есть еврейская тематика была ему не чужда.
И если взаимное расположение фигур можно объяснить совпадением или некоей традицией, то руки сидящих персонажей не оставляют сомнения в копировании:
Первые комментаторы правы, но с оговоркой. Американский художник Талли (Нафтали) Филмус родился в 1903 году в Российской империи, в бессарабском местечке Атаки (ныне молдавский город Отачь). В 1913 году его семья перебралась за океан, в Филадельфию, где в 1927 году молодой человек окончил Пенсильванскую академию изящных искусств. Дальше в биографии Филмуса были Париж, Флоренция, Рим и, наконец, Нью-Йорк, где он обосновался по возвращении из Европы и арендовал ателье совместно с будущим лидером абстрактного экспрессионизма Виллемом де Кунингом. В отличие от коллеги, Филмус тяготел к реализму и на протяжении своей творческой карьеры создал, в частности, немало произведений на темы хасидской жизни. Поэтому ничто не мешало Филмусу написать подобную вещь не в 1908 году, а в 1930–1940-е годы, до картины Серова. При этом американец дожил до 94 лет, так что вполне мог создать картину и после появления последней.
Что касается самого факта существования работы Талли Филмуса, то в этом сомнений вроде бы нет. Благодаря сайту-агрегатору результатов аукционов известно, что его произведение с английским названием In the Rabbi’s Study (холст, масло) ушло с молотка 10 июня 1992 года. В углу полотна стоит знакомая по другим работам художника подпись. Однако остаётся нерешённой важная проблема — датировка. До начала флешмоба Филмус — Серов вышеупомянутый сайт содержал единственное упоминание этой работы в интернете. В двух основных альбомах произведений художника (Tully Filmus. Selected Drawings 1971 года и Tully Filmus 1963-го) подобного произведения тоже нет. Правда, в одном из набросков можно узнать элементы будущей работы:
Проблема в том, что Филмус вообще не имел привычки ставить даты на своих произведениях, поэтому прикинуть время создания In the Rabbi’s Study можно, лишь соотнеся его с вехами творческого пути художника. Коллекционер еврейского искусства Зигмунд Балка отмечает, что до Второй мировой Филмус рисовал преимущественно улицы Нью-Йорка, но после ужасов Холокоста сфокусировался на жизни еврейской общины. «Он верил, что его талант должен помочь сохранить культуру штетлов (еврейских поселений в Восточной Европе. — Прим. ред.)…» — добавляет Балка. Это мнение подтверждают каталоги работ Филмуса, вошедших в его альбом, а также картины на еврейскую тематику, информация о которых есть в свободном доступе. Аналогичный вывод можно сделать из биографической энциклопедии, посвящённой 1964 году в США. Конечно, нельзя сказать, что Филмус не помнил о своём происхождении и до войны — например, в 1936 году одна из его картин стала частью коллекции работ американских художников, которую предполагалось подарить Художественному музею Биробиджана. Однако презентовал он не связанную с религиозной тематикой работу «Малыш» (в каталоге значится как «Голова мальчика»).
Таким образом, с высокой вероятностью «Встреча у раввина» была написана после 1945 года, в том числе с немаленькой – позже 1950 года, когда Серов создал свою картину. К примеру, рисунок Филмуса под названием «Дискуссия» с похожим разворотом голов был закончен, согласно каталогу, в 1962 году:
Что касается картины Серова, то история её создания довольно богата. «Замысел её созрел у художника задолго до 1950 года и полностью его поглотил, он много раз возвращался к отдельным деталям будущей картины, пытаясь найти для них правильное место на полотне и сделать выразительными, работал он с увлечением, как сам писал позже — «запоем»», — писал журнал «Нева» в 1955 году.
С точки зрения обстановки в помещении, которая и продиктовала расположение фигур, Серов ничего не придумывал. Вот картина, а под ней реальный кабинет Ленина в Смольном:
С похожего ракурса мебель изображена на не менее знаменитой картине Исаака Бродского «Ленин в Смольном» (1930).
Относительно поз персонажей и, в частности, расположения рук на картине Серова искусствовед Светлана Коровкевич выдвигает следующие тезисы.
— В композиции нельзя ничего переместить, так как это нарушило бы не только заполненность холста в чисто формальном плане (это всегда принимает во внимание любой художник), но и единство содержания картины, которое художник раскрыл в деталях её композиционного строя.
— Центром композиции является движение рук старика на первом плане картины. Это движение сразу обращает на себя внимание зрителя и служит завязкой сюжета. Сдержанный жест бывшего солдата контрастирует с этим жестом. Фронтовик удерживается от желания перебить своего старшего товарища и ждёт удобного момента вступить в беседу, продумывая свои слова. Его жест намечает переход к сосредоточенному настроению ходока, стоящего за креслом. Показывая внимание Ленина к собеседнику, художник вместе с тем подчёркивает свойственную Ленину подвижность — лежащая на краю стола рука с застывшей в воздухе кистью как бы предваряет начало ответного монолога.
— Сидящий крестьянин загибает заскорузлые пальцы, как бы подтверждая сказанное. Стоящий крестьянин, затаив дыхание, с надеждой и любовью безотрывно смотрит на вождя.
Искусствовед Андрей Лебедев тоже называет жест крестьянина на первом плане «довольно типичным и как бы дополняющим рассказ ходока».
У Серова были предшественники в советской живописи, на решения которых он мог опираться в своей работе. Вот, к примеру, полотно Михаила Соколова «В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года», созданное в 1932 году:
Мы видим, что антураж здесь тот же, поза Ленина практически не отличается от серовской и окружают вождя снова сидящие и стоящие люди. В зарубежной же живописи можно выделить картину Кароя Кернштока «Агитатор» (1897), центральный персонаж которой очень похож на Владимира Ильича:
Поэтому говорить о каком-либо подражании Филмусу со стороны Серова было бы нелогично как минимум по трём причинам: 1) поздний интерес к тематике у Филмуса; 2) наличие других примеров для подражания у Серова; 3) низкая вероятность попадания репродукции малоизвестной работы малоизвестного Филмуса в СССР.
Зато Талли Филмус, в свою очередь, вполне мог срисовать руки и в целом позы персонажей с полотна Серова. Даже не с репродукции, а с оригинала, ведь в 1959 году картину Серова вместе с другими работами на ленинскую тематику привозили в США и в рамках показа достижений советского искусства она выставлялась в Нью-Йорке, где в то время жил Филмус:
В 1959 году выходила и открытка с репродукцией картины, попавшая за океан. Детали на ней видны достаточно чётко.
Таким образом, скорее всего, именно Талли Филмус позаимствовал позы персонажей и руки для своей картины «Встреча у раввина» из более известного полотна Владимира Серова «Ходоки у В. И. Ленина», а не наоборот. Американский художник, интересовавшийся в молодости марксизмом и положением евреев в СССР, позднее вполне мог использовать канонический мотив «Ленинианы» для бытовой зарисовки о совсем другом, более правильном с его точки зрения учителе.
Правда ли, что композиция картины «Ходоки у В. И. Ленина» позаимствована
Согласно информации, распространившейся зимой 2021 года, автор известной советской картины Владимир Серов мог украсть композицию полотна у американского художника Талли Филмуса. Мы вместе с искусствоведом Софией Багдасаровой проверили, так ли это было.
В первой декаде февраля российский сегмент соцсетей обошли две репродукции. Одна изображала знаменитую картину художника Владимира Серова «Ходоки у В. И. Ленина» (1950). На другой, как утверждалось, была запечатлена работа Талли Филмуса «Встреча у раввина» (1908). Поразительное сходство поз и расположения персонажей вплоть до мельчайших деталей не оставляло сомнений: одно произведение написано на основе другого, просто сменились герои и тема. И поскольку полотно Серова датировано значительно более поздним годом, получалось, что маститый художник срисовал у малоизвестного иностранца. Это породило волну комментариев из серии «в этой стране практически всё было краденое». Некоторые приводили дополнительный аргумент в пользу этой теории: настоящая фамилия Серова была Раппопорт, то есть еврейская тематика была ему не чужда.
И если взаимное расположение фигур можно объяснить совпадением или некоей традицией, то руки сидящих персонажей не оставляют сомнения в копировании:
Первые комментаторы правы, но с оговоркой. Американский художник Талли (Нафтали) Филмус родился в 1903 году в Российской империи, в бессарабском местечке Атаки (ныне молдавский город Отачь). В 1913 году его семья перебралась за океан, в Филадельфию, где в 1927 году молодой человек окончил Пенсильванскую академию изящных искусств. Дальше в биографии Филмуса были Париж, Флоренция, Рим и, наконец, Нью-Йорк, где он обосновался по возвращении из Европы и арендовал ателье совместно с будущим лидером абстрактного экспрессионизма Виллемом де Кунингом. В отличие от коллеги, Филмус тяготел к реализму и на протяжении своей творческой карьеры создал, в частности, немало произведений на темы хасидской жизни. Поэтому ничто не мешало Филмусу написать подобную вещь не в 1908 году, а в 1930–1940-е годы, до картины Серова. При этом американец дожил до 94 лет, так что вполне мог создать картину и после появления последней.
Что касается самого факта существования работы Талли Филмуса, то в этом сомнений вроде бы нет. Благодаря сайту-агрегатору результатов аукционов известно, что его произведение с английским названием In the Rabbi’s Study (холст, масло) ушло с молотка 10 июня 1992 года. В углу полотна стоит знакомая по другим работам художника подпись. Однако остаётся нерешённой важная проблема — датировка. До начала флешмоба Филмус — Серов вышеупомянутый сайт содержал единственное упоминание этой работы в интернете. В двух основных альбомах произведений художника (Tully Filmus. Selected Drawings 1971 года и Tully Filmus 1963-го) подобного произведения тоже нет. Правда, в одном из набросков можно узнать элементы будущей работы:
Проблема в том, что Филмус вообще не имел привычки ставить даты на своих произведениях, поэтому прикинуть время создания In the Rabbi’s Study можно, лишь соотнеся его с вехами творческого пути художника. Коллекционер еврейского искусства Зигмунд Балка отмечает, что до Второй мировой Филмус рисовал преимущественно улицы Нью-Йорка, но после ужасов Холокоста сфокусировался на жизни еврейской общины. «Он верил, что его талант должен помочь сохранить культуру штетлов (еврейских поселений в Восточной Европе. — Прим. ред.)…» — добавляет Балка. Это мнение подтверждают каталоги работ Филмуса, вошедших в его альбом, а также картины на еврейскую тематику, информация о которых есть в свободном доступе. Аналогичный вывод можно сделать из биографической энциклопедии, посвящённой 1964 году в США. Конечно, нельзя сказать, что Филмус не помнил о своём происхождении и до войны — например, в 1936 году одна из его картин стала частью коллекции работ американских художников, которую предполагалось подарить Художественному музею Биробиджана. Однако презентовал он не связанную с религиозной тематикой работу «Малыш» (в каталоге значится как «Голова мальчика»).
Таким образом, с высокой вероятностью «Встреча у раввина» была написана после 1945 года, в том числе с немаленькой – позже 1950 года, когда Серов создал свою картину. К примеру, рисунок Филмуса под названием «Дискуссия» с похожим разворотом голов был закончен, согласно каталогу, в 1962 году:
Что касается картины Серова, то история её создания довольно богата. «Замысел её созрел у художника задолго до 1950 года и полностью его поглотил, он много раз возвращался к отдельным деталям будущей картины, пытаясь найти для них правильное место на полотне и сделать выразительными, работал он с увлечением, как сам писал позже — «запоем»», — писал журнал «Нева» в 1955 году.
С точки зрения обстановки в помещении, которая и продиктовала расположение фигур, Серов ничего не придумывал. Вот картина, а под ней реальный кабинет Ленина в Смольном:
С похожего ракурса мебель изображена на не менее знаменитой картине Исаака Бродского «Ленин в Смольном» (1930).
Относительно поз персонажей и, в частности, расположения рук на картине Серова искусствовед Светлана Коровкевич выдвигает следующие тезисы.
— В композиции нельзя ничего переместить, так как это нарушило бы не только заполненность холста в чисто формальном плане (это всегда принимает во внимание любой художник), но и единство содержания картины, которое художник раскрыл в деталях её композиционного строя.
— Центром композиции является движение рук старика на первом плане картины. Это движение сразу обращает на себя внимание зрителя и служит завязкой сюжета. Сдержанный жест бывшего солдата контрастирует с этим жестом. Фронтовик удерживается от желания перебить своего старшего товарища и ждёт удобного момента вступить в беседу, продумывая свои слова. Его жест намечает переход к сосредоточенному настроению ходока, стоящего за креслом. Показывая внимание Ленина к собеседнику, художник вместе с тем подчёркивает свойственную Ленину подвижность — лежащая на краю стола рука с застывшей в воздухе кистью как бы предваряет начало ответного монолога.
— Сидящий крестьянин загибает заскорузлые пальцы, как бы подтверждая сказанное. Стоящий крестьянин, затаив дыхание, с надеждой и любовью безотрывно смотрит на вождя.
Искусствовед Андрей Лебедев тоже называет жест крестьянина на первом плане «довольно типичным и как бы дополняющим рассказ ходока».
У Серова были предшественники в советской живописи, на решения которых он мог опираться в своей работе. Вот, к примеру, полотно Михаила Соколова «В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года», созданное в 1932 году:
Мы видим, что антураж здесь тот же, поза Ленина практически не отличается от серовской и окружают вождя снова сидящие и стоящие люди. В зарубежной же живописи можно выделить картину Кароя Кернштока «Агитатор» (1897), центральный персонаж которой очень похож на Владимира Ильича:
Поэтому говорить о каком-либо подражании Филмусу со стороны Серова было бы нелогично как минимум по трём причинам: 1) поздний интерес к тематике у Филмуса; 2) наличие других примеров для подражания у Серова; 3) низкая вероятность попадания репродукции малоизвестной работы малоизвестного Филмуса в СССР.
Зато Талли Филмус, в свою очередь, вполне мог срисовать руки и в целом позы персонажей с полотна Серова. Даже не с репродукции, а с оригинала, ведь в 1959 году картину Серова вместе с другими работами на ленинскую тематику привозили в США и в рамках показа достижений советского искусства она выставлялась в Нью-Йорке, где в то время жил Филмус:
В 1959 году выходила и открытка с репродукцией картины, попавшая за океан. Детали на ней видны достаточно чётко.
Таким образом, скорее всего, именно Талли Филмус позаимствовал позы персонажей и руки для своей картины «Встреча у раввина» из более известного полотна Владимира Серова «Ходоки у В. И. Ленина», а не наоборот. Американский художник, интересовавшийся в молодости марксизмом и положением евреев в СССР, позднее вполне мог использовать канонический мотив «Ленинианы» для бытовой зарисовки о совсем другом, более правильном с его точки зрения учителе.