О чем не нужно спрашивать родителей ученика с аутизмом вопрос 7
Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям
Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?
Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.
Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?
Елена Орехова:
2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.
Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?
4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.
5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.
6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.
В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?
Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам
10 правил коммуникации с родителями учеников с аутизмом
Вот несколько рекомендаций о том, как наладить конструктивное взаимодействие с семьями учеников с аутизмом или другими особенностями развития.
1. Предоставляйте конкретную информацию о том, что происходит в классе, с учетом пожеланий родителей.
Я понимаю, вы не можете рассказать обо всем, что происходит в классе. Но поставьте себе целью предоставлять родителям регулярную информацию о том, что ученик сделал, что у него не получилось и над чем сейчас работает ваш класс. Это поможет родителям понять, над чем надо поработать дома, и как помочь ребенку. Обязательно уточните у родителей, какая информация им нужна.
2. Передавайте родителям образцы для домашней работы.
Передавайте родителям образцы для домашней работы с примечаниями о том, какая помощь и какие подсказки нужны ученику при выполнении этих заданий. Это поможет родителям понять, как лучше помогать ребенку дома.
3. Сообщайте родителям об успехах.
Очень легко развить у себя привычку связываться с родителями только при появлении проблем. Через какое-то время у родителей будет сердце в пятки уходить каждый раз, когда они видят ваш номер телефона на определителе или вашу записку. Так нельзя выстроить конструктивные взаимоотношения с семьей. Несмотря на свою нагрузку, постарайтесь найти время, чтобы снять на телефон, как успешно ребенок справляется с заданием, и переслать видео родителям.
Оставьте маме сообщение на телефоне о замечательном случае, который произошел сегодня в классе. Или просто передайте записку о том, что сегодня ученик сделал что-то, чего он обычно не делает. Это залог ваших взаимоотношений с семьей. Вам нужно, чтобы родители были в вашей команде, а лучший способ этого добиться – разделить успехи.
4. Сообщайте плохие новости лично.
Допустим у одного из учеников был плохой день – самый плохой на вашей памяти. Найдите время позвонить, в самом крайнем случае, напишите личное электронное письмо с подробным описанием всего, что сегодня произошло, и что вы или тьютор планируете делать в дальнейшем, чтобы этого не допустить. Родители знают, что плохие дни возможны. У них дома они тоже случаются. Вопрос в том, что мы можем с этим сделать. Приписка о том, что у ребенка был «плохой день» никак не поможет решить проблему. В любом случае, родителям будет спокойнее, если они будут понимать, что вы планируете делать, чтобы справиться с проблемой. Возможно, это не проблема поведения самого ребенка – например, его ударил другой ученик или с ним не захотели играть, и он расстроился. В любом случае, родителям важно об этом знать, и важно объяснить им, как вы планируете помочь ребенку, чтобы этого не повторилось.
5. Сохраняйте копии той информации, которую вы посылаете домой.
Записки домой и листы коммуникации с семьей – это документы, которые позволяют установить, что вы сообщали семье, а очень часто и что происходило в тот или иной день. Если вы не сохраняете копии, вы не сможете ответить на вопрос, о чем вы информировали семью. Это важные данные, которые могут вам пригодиться – не оставляйте свою единственную копию у родителей.
6. Не допускайте, чтобы с родителями общался только тьютор.
Очень часто, особенно в инклюзивных классах, с учеником больше всего взаимодействует тьютор. Тем не менее, важно, чтобы за личную информацию с семьей отвечал учитель класса. Во-первых, это работа учителя, а вовсе не тьютора. Во-вторых, учителю важно убедиться, что он знает о том, что произошло в жизни ученика, не меньше родителей, так что без коммуникации с родителями учителя лишаются важной информации для обучения ребенка. В-третьих, тьютор может не понимать всех аспектов программы данного ученика или учебного плана – это понимает учитель.
7. Не сводите все к плохому/хорошему дню.
Одна мама назвала это «система смайликов». Ее дословные слова: «Если я получаю из школы только улыбчивый или хмурый смайлик, то мне это не нужно». И она права. «Хороший день» или «плохой день» – это ни о чем.
8. Никогда не скрывайте плохие новости от семьи.
Очень важно информировать родителей о том, что на самом деле происходит в школе. Если вы говорите, что все в порядке, но на самом деле нет, то в будущем это принесет лишь проблемы. Например, однажды родителей ученика вызвали в школу забрать его из-за крайне тяжелого поведения. Родители были в шоке. Я посмотрела, что им писали в классе, и тут уже в шоке была я. Родители просто не знали, что у ученика есть поведенческие проблемы, которые становятся только хуже. (Вопрос о том, стоило ли их вызывать забрать его – тема для другого дня). Проблема существовала две недели, а родители считали, что все прекрасно.
9. Не говорите с родителями, только если они что-то спрашивают.
Не реагируйте, будьте проактивными. Это верно для работы с поведением учеников, это верно для организации работы класса, и это верно для построения взаимоотношений с родителями. Если вы ждете, что родители обратятся к вам с вопросами, то вы ждете слишком долго. Посылайте родителям информацию и просите их об информации в ответ. Многие учителя жалуются, что родители не сообщают им принципиально важную информацию, например, о переменах в жизни семьи или смене препаратов. Но если вы не устанавливаете коммуникацию с ними, не ждите ответной коммуникации.
10. Не ожидайте, что родители будут рассказывать вам абсолютно все.
Жизнь родителей не менее напряженная, чем у вас. Кроме того, у родителей может быть много веских причин не делиться с вами какой-то информацией. В конце концов, речь идет о частной жизни их семьи, говорить об этом с посторонними людьми очень непросто. Кроме того, в разных культурах могут быть разные правила о том, о чем допустимо говорить вне семьи.
Хотя я всегда призываю родителей сообщать о смене препаратов, например, я понимаю, что родители могут скрывать эту информацию, потому что их очень часто осуждают за подобные решения. К тому же, родители часто не понимают, почему какая-то информация может быть важна в школе. У них нет времени сочинять романы про своих детей, так что лучше, если вы предоставите им готовую структуру – шаблон с вопросами, на которые они могут ответить.
Источник: на основе статей дефектолога Кристин Рив (Christine Reeve) из США
Памятка “Что нужно знать об аутизме”
Памятка “Что нужно знать об аутизме”
2 апреля всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Аутизм – нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
По данным ВОЗ, сегодня примерно каждый 59 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС), причем количество таких детей продолжает расти.
Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье – вне зависимости от расы, национальности и социального положения родителей.
Что нужно знать об аутизме:
Люди с аутизмом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы.
Люди с аутизмом могут быть гиперчувствительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям.
Люди с аутизмом не опасны для окружающих. Более того, в незначительной степени аутичные черты есть у большинства людей, живущих среди нас. При правильной реабилитации некоторые люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей.
Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества. Они обладают огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, который мы не должны терять.
Чтобы помочь этим особенным людям, вам нужно просто прочитать этот текст и запомнить основные нормы общения с людьми с аутизмом и членами их семей.
Если вы видите сильную истерику у ребенка, не спешите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме.
Демонстрировать спокойное поведение;
Дать понять родителям, что вы все понимаете;
Убрать хрупкие и опасные предметы поблизости;
По возможности успокоить других прохожих; и оградить ребенка от излишнего внимания.
Чего не нужно делать:
Критиковать родителей или ребенка;
Давать ребенку сладости или игрушки;
Говорить ребенку, что заберете его;
Что-то говорить или оказывать внимание ребенку. Это не поможет, но может усилить сенсорную перегрузку и истерику;
Громко возмущаться ситуацией, привлекая внимание других;
Вызывать скорую, милицию и прочие службы;
Давать советы и задавать лишние вопросы родителям.
Нельзя говорить «аутист». Правильно – человек с аутизмом
Вопрос-ответ. Чего лучше не говорить родителям детей с аутизмом
16 некорректных комментариев, от которых устали родители детей в спектре аутизма
Многие родители детей в спектре с аутизмом сталкивались с такой ситуацией: вы заходите в магазин, и через 15 минут у ребенка начинается истерика. Он может плакать. Он может кричать. Родитель никак не может ему помочь.
Теперь представьте людей вокруг. Они пристально смотрят. Кто-то шепчет: «Мой ребенок никогда таких капризов себе не позволял!» Только вот это не «капризы»: у ребенка сенсорная перегрузка, он переживает нервный срыв.
К сожалению, недобрые комментарии – это обычный опыт для детей с аутизмом и их семей. Мы опросили родителей из сообщества аутизма и попросили их поделиться типичными неприятными комментариями, которые им приходится слышать от посторонних людей. И вот какие примеры они привели:
1. Фразы о том, что аутизм – это «ужасно».
Как и любая инвалидность, аутизм – это не «ужас». По словам Норы Бурритт, женщины в спектре аутизма: «Мы не ужасные люди. Мы аутичные, и нам важно, чтобы нас видели и слышали».
Вот что слышали родители:
«Наверное, так ужасно, когда у тебя такой брат».
«Он же никогда не будет [вставить нужное]».
«Ну он хотя бы высокофункциональный?»
«Как же вы только решились на второго ребенка после него».
Аутизм – это один из видов инвалидности, которая вызвана иным строением мозга и восприятием информации. Эти отличия не означают непременного ужаса.
2. Явные или скрытые обвинения в причинах аутизма.
Некоторые люди, услышав, что у ребенка аутизм, начинают бестактно интересоваться о том, что может быть его причиной. Проблема в том, что предположения о причинах часто подразумевают, что мать сделала что-то не то во время беременности, или что аутизм можно было предотвратить.
Вот что слышали родители:
«У него это из-за прививок?»
«Зря вы не кормили грудью».
«Что было не так во время беременности?»
Мы еще многого не знаем об аутизме, но мы знаем, что вакцины его не вызывают, и основную роль играют генетические факторы. Родители не делали ничего, что «вызвало» аутизм у ребенка, и, скорее всего, они сами не знают точную причину.
3. Критика нестандартного поведения ребенка.
Представьте, что ваш способ взаимодействия с миром, и вас самих называют «плохими». Именно это постоянно происходит с детьми с аутизмом. Дети с аутизмом такие, какие они есть, они не «плохи».
Что слышат родители:
«Ты не планируешь сделать ему генетический тест? А то я боюсь, как бы у меня не родился такой же ребенок».
«Нет, над ней не издевались, у нее же аутизм, другие дети ее боятся».
4. Сравнения с популярными стереотипами.
Образы аутизма в СМИ часто далеки от реальности. К сожалению, нередко люди судят об аутизме только по тому, что они видели в кино.
Что слышали родители:
«Он что, как Человек дождя?»
«Вы смотрели «Хороший доктор»? Она такая же?»
В следующий раз, если вы увидите аутичного персонажа в кино или сериале, помните, что с большой вероятностью это не самая точная репрезентация, это лишь роль, которую исполняет актер без аутизма.
5. Вариации мифа о том, что «у всех аутистов есть особые таланты».
Конечно, у детей с аутизмом, как и у всех остальных, есть свои таланты. Однако благодаря таким фильмам как «Человек дождя» некоторые люди думают, что у всех аутичных людей есть какие-то удивительные способности. Так что нередко люди спрашивают: «А какой у него талант?»
В реальности, некоторые люди с аутизмом могут сосредоточиться на каком-то отдельном интересе и добиться успехов в нем, но важно помнить, что дети и взрослые с аутизмом не обязаны демонстрировать что-то «удивительное», чтобы иметь ценность в глазах окружающих. Савантизм (необычные способности мозга) встречаются редко, и наличие савантизма не делает аутичного ребенка «лучше».
6. Попытки отрицать, что у родителей есть повод для беспокойства.
Как правило, диагноз ребенку ставится после того, что родители замечают необычное поведение или задержку развития ребенка. Часто именно родители первыми предполагают, что это может быть аутизм. Проблема в том, что когда родители делятся беспокойством с родственниками или близкими друзьями, их беспокойство часто игнорируют, а их страхи выставляют иррациональными.
Что говорили родителям:
«Но он совсем не выглядит аутичным».
«У нее это пройдет с возрастом».
«Это просто странности, а не аутизм!»
Если родственников или друзей беспокоит поведение их ребенка, то единственный уместный ответ: «Что именно вызывает у вас беспокойство?» или «Вы уже искали информацию по этому поводу, что вы узнали?»
7. Шаблонные фразы на религиозную тему.
Родители нередко слышат банальности, связанные с религией. В целом, их особенно часто говорят родителям детей с любой инвалидностью. Например: «Бог посылает особых детей особым родителям».
Родители детей с аутизмом – это обычные люди. Подобные комментарии навязывают родителям детей с аутизмом завышенные стандарты и могут быть оправданием для отказа в помощи.
Священник Адам Моррис говорит об этом так: «Мы с женой не являемся какой-то исключительной частью человечества. Иногда мы испытываем огромный стресс из-за нашего малыша. Мы устаем. Теряем терпение. Мы такие же, как и любые другие родители».
8. Жалость.
Жалость только унижает и способствует высокомерию – в ее основе лежит вера в то, что чужой опыт «ниже» вашего.
Вот что слышали родители:
«Даже не знаю, как вы держитесь».
«И как вы только с этим живете!»
9. Ценные советы о том, как «вылечить» аутизм.
Часто за упоминанием аутизма следуют предложения по «лечению», очень часто весьма сомнительные.
Что слышали родители:
«Вы пробовали диету без глютена?»
«У сына троюродного брата моей подруги прошел аутизм из-за такого-то лечения».
«А вы пробовали ароматерапию?»
10. Предложения по изоляции детей с аутизмом.
Родители детей с инвалидностью вынуждены постоянно бороться за включение своих детей в общество, которое, как порою кажется, направляет огромные ресурсы на то, чтобы исключить детей с аутизмом (и другой инвалидностью). Это ужасная, болезненная и несправедливая ситуация.
Что слышат родители:
«Мы думали, что ему будет тяжело, поэтому мы вас не приглашали».
«Ему такое будет неинтересно, так что вы можете не приходить».
«Разве такие дети не должны быть в специальной школе?»
Дети с аутизмом нуждаются в друзьях. У них есть право на образование. У них есть право принимать решение о том, посещать или не посещать какое-то мероприятие. У них есть право на собственное достоинство и уважение.
11. Просто грубые вопросы.
К сожалению, некоторые люди просто хамят.
Вот некоторые примеры грубости, с которой сталкиваются родители:
«Он говорить вообще может? Ало, есть кто дома?»
«Зачем вам тратить деньги на его учебу? Он все равно потом работать не сможет».
Само собой разумеется, что такое хамство непозволительно.
12. Рассказы о том, что кому-то «гораздо хуже».
Всегда находится тот родитель ребенка с аутизмом, который не пытается найти с вами общее, а рассказывает про то, что им «намного хуже». Например, одной маме сказали: «Вам легко, ваш может говорить, вот нам действительно тяжело».
Сравнение «способностей» никому не помогает. Это не соревнование.
13. Невежественные комментарии из лучших побуждений.
Даже если человек не хочет никого обидеть, недостаток знаний может серьезно задеть чужие чувства.
Родители слышали, в том числе, такие неприятные комментарии «из лучших побуждений»:
«Если так подумать, то мы все немножко аутисты».
«Совсем не похоже, что у нее аутизм».
«Зачем вам навешивать ярлыки на своего ребенка?»
«У моей подруги точно такой же внук. И в пять лет он начал говорить без проблем, и все прошло».
«Какая жалость, он ведь такой милый!»
«Думаете, с возрастом это у нее пройдет?»
«Он слишком дружелюбный, чтобы быть аутичным!»
14. Попытки объяснить родителям, что такое «настоящий» аутизм.
Родителям детей с аутизмом хорошо знаком этот персонаж – самопровозглашенный «эксперт» по аутизму, который принимается читать им нотации.
Что слышали родители:
«Если он может кататься на велосипеде, у него не может быть аутизма».
«Он слишком умный, так что у него точно нет аутизма».
Не существует универсальных правил о том, что «положено» делать аутичным детям. Они могут ездить на велосипеде, читать книги, выстраивать игрушки в ряд или играть в компьютерные игры. Все дети разные.
15. Комментарии про «плохое воспитание» ребенка.
Нередко можно услышать, как детей в спектре аутизма считают «невоспитанными».
Вот что слышали родители:
«Он просто не хочет говорить. Все из-за того, что вы ему постоянно уступаете».
«Один день со мной, и я приведу его в чувство».
«С ним просто нужно быть построже».
«Ему просто ремня не хватает».
«Он так себя ведет, потому что не уважает вас».
«Она просто манипулирует вами».
Пора прекратить считать, что дети в спектре аутизма страдают от недостатка воспитания. Им нужна помощь, а не наказание за их инвалидность.
16. Намеки на то, что вы ужасные родители.
Почти все родители детей с аутизмом сталкивались с подобным отношением. Люди, которым кажется, что ребенок «невоспитан», начинают винить родителей.
Вот что слышали родители:
«Я бы никогда не позволила своему ребенку так вести себя на людях».
«Аутизм – это просто оправдание для ленивых родителей».
«Вы просто должны больше давить на него, чтобы он приспосабливался к миру».
«Вы сами ему потакаете. Просто не давайте ему ничего другого – проголодается, начнет есть».
«Мой ребенок тоже такое делал, но мы ему не позволяли, и он с этим смирился».
Очень часто детям с аутизмом нужен особый стиль родительства, и наилучшая линия поведения родителей может быть неочевидной со стороны. Как насчет того, чтобы не добавлять родителям стресса, а поддержать их и заверить, что они делают прекрасную работу?
Пользуясь случаем, хотим сказать всем родителям детей в спектре аутизма, которым приходилось слышать подобное – вы замечательные родители, и вы проделали прекрасную работу. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто бы то ни было. Вы боретесь за него больше, чем кто-либо другой. Никто не справится с этим лучше вас.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
15 важных советов для близких о воспитании ребенка-аутиста
Любые родители, имеющие тяжелобольного ребенка, с трудом переносят эту беду, живя в состоянии хронического стресса. Помимо обычных забот, связанных с воспитанием и развитием ребенка, на их плечи ложится ещё и особая ответственность по уходу за малышом.
Родители, воспитывающие ребенка с аутизмом, сталкиваются со многими трудностями, особенно с отсутствием доступной информации об этом загадочном недуге. О том, каких ошибок не допустить в общении с такими детьми, как им помочь, ProUfu.ru пообщался с учителем-дефектологом муниципального бюджетного учреждения городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» Людмилой Магафуровой.
Детский аутизм пугает окружающих, что морально тяжело переносится родителями детей-аутистов. Такие дети сложны в быту, над ними нужен постоянный контроль.
Нельзя навязывать все новое, выбрасывать какие-либо предметы, облюбованные больным ребенком, даже если это палочка, принесенная с улицы. Ребенок-аутист все запоминает, обиды тоже. Таким образом, родители могут потерять доверие, вынудив ребенка замкнуться еще больше.
Для больного аутизмом ребенка важна привычная обстановка дома. Он любит одни и те же маршруты прогулки, одну и ту же одежду, посуду. Для этого ребенка являются большой нагрузкой походы в общественные заведения — кинотеатры, концерты.
Основное правило при общении с ребенком-аутистом :
Нужно поощрять за каждую правильно проявленную форму поведения или действие. Наказывать таких детей категорически нельзя.
Осторожно преодолевая сопротивление ребенка, нужно понемногу приобщать его к реальному миру. Включаясь в однообразную игру малыша (например, монотонное открывание ящика стола), нужно постараться переключить его внимание на что-то другое. Постепенно нужно приучать ребенка смотреть в глаза, пытаться заводить обоюдную беседу.
Как распознать в младенческом возрасте аутизм у ребенка?
Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Но чтобы помочь детям-аутистам в развитии, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше.
В раннем детстве важнейшим признаком наличия аутических черт развития является задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими. Например, ребенок может избегать физического контакта с матерью: он не просится на руки, иногда оказывает при попытках матери взять его на руки активное сопротивление. Часто не отвечает на улыбку взрослого ответной улыбкой. Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним. Он часто не обращает внимания на указания и предупреждения взрослого, не следует взглядом за указательным жестом. Даже если ребенок испытывает удовольствие от взаимодействия с матерью, то сам редко инициирует контакт.
Некоторые дети чрезвычайно привязаны к родителям, ни на минуту не отпускают их от себя. Могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту (к резкому звуку, яркому свету, мокрым пеленкам).
Эмоциональный облик аутичных детей очень разнообразен. Это может быть особая отрешенность, или наоборот, тревожность, напряженность, страхи. Аутичные дети часто бывают избирательными в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.
Изменение привычного стереотипа, порядка жизни вызывают страхи, беспокойство. Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей. Одновременно, ребенок может делать опасные вещи, демонстрируя парадоксальное бесстрашие (например, выбегает на середину проезжей части, или забирается очень высоко, подходит близко к краю площадки, как бы обнаруживая отсутствие чувства края).
У некоторых детей уже в самом раннем возрасте возникают стереотипии (например, повторение одних и тех же слов, потряхивание рук перед глазами, привязанность к одним и тем же маршрутам, долгое однообразное раскачивание).
Речевое развитие аутичных детей так же своеобразно, речь может запаздывать в своем формировании, первые слова могут быть необычными («лампа», «трактор»), в речи могут формироваться стереотипы-штампы, обращают на себя внимание необычные интонации.
Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно создать в доме психологический комфорт.
Для этого родителям необходимо избавиться от некоторых стереотипных мыслей. Вот некоторые из них:
«Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него».
«Если у тебя ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должна все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».
Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!».
Чтобы помочь аутичному ребенку, надо, прежде всего, избавиться от стереотипов. Для этого надо избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Вы можете оказать огромное влияние на его или ее жизнь. Чтобы это произошло, вам нужно в первую очередь позаботиться о себе. Помните, что если вы хотите позаботиться о своем ребенке наилучшим образом, вы сначала должны наилучшим образом позаботиться о себе.
Пять советов родителям:
Научитесь быть адвокатом вашего ребенка. Повышайте свою информированность. Получайте максимум пользы от всех служб, которые существуют в вашем сообществе. Встречайтесь со всеми специалистами и врачами, которые могут дать полезные рекомендации.
Не пытайтесь подавлять свои чувства. Говорите о них. Вы можете чувствовать злость или противоречивые эмоции. Этого вполне можно ожидать. Это совершенно нормально, если ваши чувства противоречат друг другу. Постарайтесь направить свою злость на расстройство, а не на ваших близких. Если вы ссоритесь с супругом из-за вопроса, связанного с вашим ребенком, вспомните, что это болезненная для вас обоих тема, старайтесь не злиться друг на друга.
Постарайтесь сохранять образ жизни взрослого человека. Не позволяйте аутизму поглощать каждую секунду вашей жизни. Проводите время со своими типичными детьми, со своим супругом, воздерживайтесь от постоянных разговоров только про аутизм. Поддержка нужна всем членам вашей семьи, постарайтесь искать маленькие радости и быть счастливыми в любых обстоятельствах.
Цените каждую маленькую победу вашего ребенка. Любите вашего ребенка и гордитесь каждым его достижением, даже совсем маленьким. Сосредоточьтесь на том, что он может делать, не надо постоянно сравнивать его с типично развивающимися детьми. Любите его за то, кто он есть, а не за то, каким он должен быть.
Активно участвуйте в сообществе аутизма. Никогда не преуменьшайте силу «сообщества». Может быть, вы и капитан своей команды, но вы все равно не сможете справиться со всем сами. Постарайтесь найти друзей среди других родителей детей с аутизмом. Когда вы познакомитесь с другими родителями, вы приобретете поддержку со стороны людей, которые прекрасно понимают ваши повседневные проблемы. Участие в движении в защиту прав детей с аутизмом очень продуктивно и благотворно. Вы будете вести активный образ жизни, создавая лучшее будущее для вашего ребенка.
Пять советов для братьев и сестер
Помните, что вы не одиноки! У каждой семьи есть те или иные жизненные трудности… и да, аутизм связан с разными трудностями… но если вы присмотритесь повнимательнее, то поймете, что не бывает семьи без своих проблем.
Гордитесь своим братом или сестрой. Научитесь говорить об аутизме открыто и рассказывать другим людям, что это за расстройство, без смущения. Если вам будет комфортно говорить на эту тему, то и другие люди не будут испытывать дискомфорта. Если вы будете стыдиться брата или сестру, то ваши друзья почувствуют это и будут вести себя неловко. Как и все остальные братья и сестры в мире, иногда вы будете обожать брата или сестру, а иногда просто возненавидите. Нормально испытывать к ним разные чувства. Порою разобраться в своих чувствах проще с помощью психолога-консультанта, который поможет вам понять, что вы чувствуете. И это будет ваш личный психолог, который будет помогать только вам! Любите своего брата или сестру таким(ой), какой(ая) он(а) есть.
Нормально, если иногда вам будет очень грустно из-за того, как аутизм влияет на вашего брата или сестру. Однако если вы будете грустить или злиться долгое время, то это никому не поможет. Ваша злость не может изменить ситуацию, вы просто станете несчастным. Помните, что ваши мама и папа тоже могут испытывать подобные чувства.
Проводите время с мамой и папой наедине. Иногда нужно делать что-то вместе с ними без вашего брата или сестры, чтобы укрепить ваши семейные связи. И это нормально, если вам нужно побыть одному. Когда в семье у кого-то аутизм, это может потребовать много времени и привлекать много внимания. Вам тоже нужно чувствовать свою важность. Помните, что даже если бы у вашего брата или сестры не было аутизма, вам все равно было бы нужно время побыть наедине с мамой и папой.
Найдите какое-нибудь занятие, которым вы можете заниматься вместе с вашим братом или сестрой. Вы обязательно обнаружите, что общение с братом или сестрой очень обогащает вас внутренне, даже если вы просто соберете вместе головоломку-пазл. Неважно, какие нарушения могут быть у него или у нее, иногда простое нахождение рядом с другим человеком позволяет вам ощутить близость. Брат или сестра будет ждать этих совместных занятий с нетерпением и будет приветствовать вас особой улыбкой.
Пять советов для дедушек и бабушек, а также других родственников
Поддержка родных и близких незаменима. Каждому члену семьи есть, что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.
Обратитесь за поддержкой сами. Если вам трудно принять тот факт, что у родного вам человека аутизм, то вам самим нужна поддержка. Ваша семья может быть не в состоянии обеспечить вас подобной поддержкой, так что придется поискать ее на стороне. Таким образом, вы сможете стать сильнее, чтобы поддержать близких и помочь им в решении многих проблем, которые им предстоит решить.
Будьте открыты и честны в отношении расстройства. Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.
Не осуждайте. Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.
Изучайте информацию об аутизме. Это расстройство встречается в семьях с любым социальным и экономическим статусом. Существуют очень многообещающие исследования, множество возможностей для будущего. Делитесь надеждой с семьей и одновременно занимайтесь самообразованием, чтобы как можно лучше справляться с этим расстройством.
Находите время для каждого ребенка. У вас может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке.
Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше… потребуется лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны. Бывают такие случаи, что ребенок полностью выходит из аутизма, хотя при этом остается слишком ранимым.