О чем нам рассказывает музыка
Эссе «О чем может рассказать музыка?»
Виктория Цаер
Эссе «О чем может рассказать музыка?»
О чём может рассказать музыка? Музыка — самое таинственное из всех искусств. Она способна выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Музыка обладает особой силой воздействия. О чём может рассказать музыка? Обо всё на свете!
Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение птиц, полёт птиц. Но главная особенность музыки это умение передать настроение и чувства человека.
Музыка помогает мне лучше понимать моих друзей и членов моей семьи — не так уж и велика разница между общением людей друг с другом и нашим общением с музыкой. Просто в одном случае это сочувствие словам и мыслям собеседника и сопереживание им, а в другом — сопереживание настроению звуков музыки.
Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать. Это понятия разные. Можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хочет сказать композитор, а можно слушать внимательно. И тогда ты обязательно услышишь, о чём эта музыка, какие чувства и настроения она передаёт, какие картины рисует.
Музыка щедро раскрывает перед нами сокровища, накопленные человечеством. Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку.
Возможности музыки огромны. Это особый мир. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни.
Дидактическая игра «Чем похожи и в чем отличие Дедов Морозов разных стран мира» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам ознакомиться с моей авторской дидактической игрой «Чем похожи и в чем отличие Дедов Морозов разных стран.
Что рассказать дошкольникам о зиме? Зима – чудесное время года. Знакомя дошкольников с данным временем года, я обращаю внимание на то что, зима – самое холодное время года.
Консультация для родителей «Как рассказать детям дошкольникам о ВОВ» Как рассказать детям дошкольникам о том тяжелом военном времени? Так, что бы вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания? Расскажите.
Рисование по замыслу «На чем люди ездят» («На чем бы ты хотел поехать») Конспект занятия рисование по замыслу «На чем люди ездят».Подготовительная группа. Программное содержание. Учить изображать различные виды.
Статья для воспитателей детских садов «Как рассказать дошкольникам о Дне Великой Победы 9 мая» Как рассказать дошкольникам о Дне Победы 9 мая Совсем скоро в нашей стране будет Великий Праздник – День Победы! День Победы в Великой.
Великая отечественная война: как рассказать о подвиге детям? Сменяя друг друга, идут поколения, Но память о прошлом не знает забвенья. И грозные строки взывают с гранита: «Никто не забыт, ничто.
Эссе «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. И. Даль Это высказывание является для меня девизом в моей профессиональной деятельности. Автор раскрывает проблему влияния образа педагога на подрастающее.
Эссе : « О чем может рассказать музыка?»
Эссе : « О чем может рассказать музыка?»
Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Складываясь в гармоничные аккорды, могут стать проявлением эмоций и чувств человека, композиторы могут в звуке воплотить свой замысел, который будет способствовать воплощению в нашем воображении прекрасных красочных форм, движений, сюжетов. Может воплотиться в пение птиц, или утренней зорьке, можем услышать лошадиный топот, а может даже раскат грома, или вовсе, стать весенней капелью звуча тонкими нотками в оттепель. Музыка не ограничивает слушателя ни в красках своих фантазий, ни в пространстве воображаемых пейзажей или действий, дошкольники при восприятии музыки проявляют эмоции, различают высокие и низкие звуки, тембровую окраску, выражают предпочтения, которые побуждают детей действовать: прихлопывать, притопывать, кружиться воспроизводить образные движения согласовывая с характером и формой прослушиваемого музыкального произведения. Музыка это сокровищница для всего человечества на нашей планете, музыка может лечить, музыка может дать уверенность в успехе, музыка может передать счастье, любовь, музыку нужно уметь слушать и тогда она заговорит с человеком на одном языке.
Исходя из этого, музыка не только важна в нашей жизни, и очень необходима в жизни людей с рождения, особенно в период синзетивного развития дошкольников. Музыка может рассказать о многом детям, через музыкальное искусство они познают мир, развиваются эмоционально, учатся говорить и обращаться, расширяя общение детей с искусством. Музыка способствует атмосфере доброжелательности, открывает в ребенке интересы, способствуя творческому развитию малышей дошкольного возраста. Удовлетворяя культурные потребности, тем самым дает ребенку полноценное, разностороннее развитие.
Музыка рассказывает обо всём
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 1. Музыка рассказывает обо всём
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Ход урока:
Организационный момент:
Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги.
— Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)
— Молдавский композитор Евгений Дога известен российским зрителям по его прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих советских фильмов. Именно его вальс звучит в популярном кинофильме конца 70-х «Мой ласковый и нежный зверь», а дети знают его мелодии по фильму «Мария, Мирабела» и другие. За свою долгую творческую карьеру Евгений Дога написал музыку более, чем для двухсот фильмов, а также создал десятки песен и сотни инструментальных композиций.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима, музыка».
Сообщение темы урока:
— С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема этого учебного года особенная, мы будем говорить с вами о взаимодействии музыки с другими видами искусства.
Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (Ответы детей).
Музыку можно изучать по-разному. Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая лёгкая и весёлая музыка.
Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.
Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте обратимся к стр. 3 наших учебников. Прочитайте последние два абзаца.
Учащиеся читают текст учебника.
А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное. (Учащиеся работают с учебником).
С. Маршак. «Гвоздь и подкова»
Каким же образом была повержена в бегство целая армия?
Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.
Как же это происходит? Какие тайные законы движут искусством?
Главная тема учебного года – «Музыка и другие виды искусства» предполагает изучение музыки в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.
Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных произведениях, посвящать уроки творчеству великих композиторов, учиться петь.
Она призвана научить всему этому с помощью музыки, потому что музыка способна рассказать обо всём. Нужно только научиться её слышать.
Вокально-хоровая работа, слушание:
Слушание песни «Продавец зонтиков».
— Ребята, как бы вы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т.д.)
— А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока? (Ответы детей).
— Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И, в конце концов, мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.
Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве.
— Что вы можете сказать о прослушанном произведении? (Ответы детей).
В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дога. Сонет, mp3;
Продавец зонтиков (фонограммы «плюс» и «минус»), mp3;
Музыка (фонограммы «плюс» и «минус») музыка Г. Струве, слова С. Исаковой, mp3;
3. Конспект урока, docx.
О чем «рассказывает» музыка
бъяснить ребенку, в чем смысл музыки, не так-то просто. Ведь сказать, что она передает чувства человека, значит не сказать почти ничего. Дети не так хорошо представляют себе, что такое чувство. Они испытывают чувства сильнее и ярче взрослых, а вот рефлектировать по этому поводу почти не могут.
Поэтому из объяснения «музыка рассказывает о чувствах людей, например, о радости и грусти, о любви, о счастье, о волнении» ребенок мало что поймет. А любознательный ребенок тут же задаст новые вопросы: «Что это значит? Как так получается? Как она это делает? Вот эта музыка передает радость и бодрость, и эта тоже – а почему тогда они такие разные?» Тут любой взрослый станет в тупик. К тому же смысл музыки не ограничивается передачей человеческих чувств, он еще более сложен (есть даже мнение, что сущность смысла и природа музыки одинаковы).
Загадка в том, что по своей природе восприятие музыкальное (слуховое) не отличается от восприятия зрительного. То, что мы видим, можно описать словами (предмет большой, находится далеко, высокий, серый и так далее). То, что слышим, тоже можно описать (звук громкий, низкий, длинный, протяжный). А вот результат этого одинакового восприятия разный.
Зрительные образы почти всегда можно определить точно (это слон). О результате же восприятия музыки почти ничего нельзя сказать точно (похоже, это трубит слон). Как будто слуховое восприятие – это восприятие «второго сорта». Оно всегда принадлежит какому-то предмету, но не может быть самим предметом. Оно – свойство, дополнительная сторона зрительно воспринимаемых образов. Получается, что сами по себе, отдельно от предметов, звуки ничего обозначать не могут. Ведь даже ближайшие к музыке звуки – звуки речи – ценны для нас не сами по себе, а потому, что обозначают какие-то предметы, несут информацию.
Мы ищем смысл во всем. Читая рассказ или стихи, рассматривая картину, наслаждаясь кино или спектаклем, мы пытаемся понять, какой смысл вложил в произведение автор. Прочитать книгу и ничего из нее не понять равносильно тому, как не читать ее вовсе.
Инерция смысла заставляет нас говорить, что волны «нежно шепчут о любви», водопад «грозно гремит», лес «шумит тревожно», а море «стонет и плачет». Инерцию смысла мы пытаемся перенести и на музыку.
Это неверно, но не так уж плохо. Так делают даже композиторы (хотя, надо признать, далеко не все). Благодаря этому существует программная музыка. С ее помощью весьма удобно подойти к объяснению смысла музыки.
Программная музыка
Программной называют музыку, в которой есть словесное указание на ее содержание.
Это указание может быть разным. В известном фортепианном цикле П. И. Чайковского «Времена года» 12 пьес. У каждой пьесы есть свое название, состоящее из названия месяца и уточнения художественного образа («Январь. У камелька», «Февраль. Масленица» и так далее). Кроме того, каждой пьесе предшествует стихотворный эпиграф. Все вместе отлично помогает слушателю настроиться на восприятие музыки, мысленно нарисовать картину, создать зрительный образ.
Такой вид программы, как во «Временах года» Чайковского, встречается очень часто. Названия могут ограничиться парой слов. «Море», «Лунный свет», «Отражения в воде», «Сады под дождем», «Колокола сквозь листья», — в музыке Клода Дебюсси программа максимально обобщенная, внесюжетная.
Названия могут рассказывать о каком-нибудь событии. «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» — названия пьес из «Детского альбома» Чайковского позволяют слушателю представить развернутое во времени действие, соотнести его с музыкой, что облегчает восприятие.
Названия могут описывать человека или сказочный персонаж. «Два еврея, богатый и бедный», «Гном» из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского – замечательные примеры такого описания.
Встречается программа сюжетного типа. Варианты сюжетной программы тоже разнообразны. Так, слушая увертюру «Ромео и Джульетта» Чайковского, человек, знакомый с трагедией Шекспира, легко проследит ее основную сюжетную линию (столкновение любви и неумолимого злого рока). Это программа обобщенно-сюжетного типа.
В симфонической картине «Садко» Н. А. Римского-Корсакова программа картинно-повествовательная. Море, спуск Садко на дно морское, золотые рыбки, встреча с морской царевной, постепенно набирающая силу неистовая пляска, в кульминации которой Садко рвет струны на гуслях, снова море, — все это можно представить себе даже в виде кинофильма во время прослушивания музыки.
Бывает, что музыка буквально следует сюжету литературного первоисточника. Детям часто дают слушать симфоническое скерцо французского композитора Поля Дюка «Ученик чародея». Она написана по одноименной балладе Гете. Волшебник приказал своему ученику натаскать воды, а тот, решив облегчить свой труд, заколдовал метлу, чтобы она носила ведра с водой. Как остановить метлу, незадачливый ученик забыл. Она продолжала носить воду, даже когда баки были уже полны. Вода начала заливать дом. Ученик с досады разрубил метлу топором, но получилось только хуже: вместо одной метлы воду стали носить две. Пришел сам чародей, исправил положение и пожурил ученика. Все эти события изображены в музыке в точной последовательности.
Такую программу называют последовательно-сюжетной. Она встречается и в крупных произведениях, но гораздо реже, чем обобщенная.
Как видно из примеров, программной музыки очень много, а музыка для детей почти вся программная. Это не случайно. Зрительный образ, который возникает вместе с прослушиванием музыки, облегчает ее восприятие. Однако зацикливаться только на нем не следует. Вместе с картинкой, действием, персонажем, нужно подталкивать ребенка к осознанию настроения, которое создает музыка.
При этом обращаться следует к состояниям и переживаниям, знакомым ребенку. Прослушав «Апрель. Подснежник» из «Времен года» (с предварительной беседой о весне, чтением стихотворного отрывка), хорошо поговорить о том, что такое весна, выяснить, ждет ли малыш окончания зимы и тепла, хочет ли он, чтобы лето наступило быстрее. Потом послушайте пьесу еще раз. Состояние радостного волнения, трепетного ожидания, желания поторопить время, чтобы быстрее дотянуться до чего-то заветного и прекрасного ребенок после такого разговора не только почувствует, но и запомнит.
Звукоизобразительные возможности музыки
В программной музыке широко применяются звукоизобразительные приемы. Классический пример – «Кукушка» Дакена. На простом мотиве, с детства известном любому, построена виртуозная быстрая пьеса. Если прислушаться, кукушка там не одна. Их целый ансамбль. Они перекликаются, «спорят» друг с другом, перелетают с места на место, но делают это не хаотично, а упорядоченно. Почему так? Считается, что кукушка отсчитывает годы жизни человека. На самом деле, как похожи ее звуки на тиканье часов! А вся подвижная пьеса – на бег времени, который не остановить ничем.
Похожим образом ребенку нужно объяснять любой звукоизобразительный прием, который встречается в музыке, расширять его до некоего обобщения.
Пение птиц
Пение птиц само по себе музыкально, каждая птица отличается самобытной мелодией с богатой орнаментикой, оригинальным тембром звучания. Композиторы изображают пение птиц в музыке, связанной с образами природы, а также включают соответствующие элементы в крупные произведения, если это необходимо по смыслу.
А современные композиторы даже используют настоящие записи птичьих голосов. «Пение птиц» Э. Денисова и Cantus Arcticus (Концерт для птиц с оркестром) Э. Раутаваара – замечательные примеры таких сочинений.
Звуки воды
Плеск воды, шум моря, журчание ручейка – образы воды любимы многими композиторами. Ведь в текущей воде есть нечто завораживающее, вечное, как сама жизнь.
Явления природы
Крупные явления природы тоже подвластны музыке. Буря, гром и молния, дождь, восход солнца, шелест и шум ветра, — они встречаются и как темы целых (иногда довольно крупных) произведений, и как части целого. Циклы на тему времен года есть у многих композиторов.
Интонации речи
Человеческая речь богата интонациями. Мы можем не различать слов, но по интонации понимать, что человек возмущается, или жалуется, или кричит от восторга. Интонацию называют основой музыки, потому что каждая мелодия состоит из разных интонаций. Их значение закрепилось с течением времени и понятно всем любителям музыки.
Но иногда композиторы специально имитируют человеческую речь. Это подчеркивает какую-то важную мысль, делает музыку наиболее выразительной. В вокальной музыке часто встречается прием, когда фразу вокалиста допевают или повторяют инструменты оркестра.
К своеобразному речевому приему можно отнести и эхо.
Звуки музыки
Как ни парадоксально, но в музыке принято имитировать звуки музыки! Это пастушьи наигрыши, имитация хорового пения в инструментальной музыке, звуки шарманки, фанфары и сигналы охотников.
Обычно такая имитация нужна как элемент более крупного описания – сцены природы или охоты. Фанфарным призывом нередко начинают какое-нибудь крупное произведение (оперу или симфонию). В давние времена фанфары были военными сигналами, а еще они привлекали внимание людей на городских площадях, рыцарских турнирах, перед выходом важных особ.
Звуки механизмов
Привлекает композиторов и имитация разных механизмов. Ход и бой часов, движение поезда и автомобиля, шум работающих станков на заводе – все это образы движения и времени.
Колокола
Колокольность – это один из стилистических признаков русской музыки. Каждый русский композитор использует в своей музыке имитацию бубенчиков мчащейся тройки, гудящего церковного набата.
Звуки сражений и битв
Любят композиторы изображать в музыке сражения и битвы. Такие эпизоды колористичны и всегда увлекают маленьких слушателей.
Леонард Бернстайн приводит интересный пример, когда рассказывает о смысле музыки. Он проиграл своей маленькой дочери тему из увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль» и спросил ее, о чем эта музыка. Девочка ответила, что она о ковбоях и лошадях.
Послушайте увертюру сами – вы убедитесь, что по звукоизобразительным приемам музыка эта очень похожа на то, как скачут лошади. Россини, когда писал ее, думал об охоте и охотниках (Вильгельм Телль – охотник). Похоже, что швейцарские охотники тоже скакали на лошадях. Маленькая девочка ошиблась только в деталях, — она умела слышать и различать звукоизобразительные приемы в музыке.
От жанра к смыслу
Чтобы понимать смысл музыки, необходимо разбираться и в музыкальных жанрах.
Особого внимания требует песня. Конечно, ребенок и так окружен песней с ранних лет, однако песенная культура совсем не ограничивается детскими песнями. Обязательно следует познакомить ребенка с романсом, выяснить, чем отличается романс от песни.
Отдельного знакомства требуют хоровое пение, разнообразные жанры народной песни. Вокальная музыка традиционно считается знаком «русскости», она исподволь воспитывает любовь к Родине.
Постепенно ребенок будет знакомиться с «серьезными» жанрами классической музыки, в том числе и принципиально непрограммными (соната, симфония, концерт и другие жанры). Умение формировать зрительный образ при слушании музыки, выделять приемы звукоизобразительности, опора на жанровость сделает слушание сложной (и даже непрограммной) музыки увлекательным занятием.
Наступит момент, когда нечто не совсем понятное, неопределенное, возможно, не очень интересное вдруг волшебным образом обнаружит для ребенка свою скрытую сущность, обретет смысл.
Редко кому удается описать это ощущение словами. Это некое совпадение музыки и внутреннего «Я» человека, совпадение чувствования, состояния души, движения сердца, пристрастия. Человеку становится понятным нечто новое в области собственного внутреннего мира, возникает определенность своего эмоционального состояния. Он узнает в музыке собственное чувствование мира. Поэтому сентенция вида «музыка рассказывает о чувствах» для человека, которому на самом деле открылся смысл музыки, покажется плоской и ничего не объясняющей.
Музыка влечет человека как возможное средство обращения к себе. Именно поэтому она приносит столько радости, именно отсюда берет начало ощущение увлеченности, захваченности музыкальным произведением, стремление слушать его снова и снова.
Классическая музыка довольно трудна для восприятия, а неподготовленному слушателю практически недоступна. Но она содержит в себе смысловые богатства, которые не способны выразить ни человеческий язык, ни другие искусства. Научиться ее слушать, понимать и научить этому ребенка – важное, благородное дело.
О чем нам рассказывает музыка
О чем говорит музыка
Музыка является частью нашей жизни. Без нее наша жизнь была бы скучна и однообразна. Она всегда рядом с нами, даже если мы ее не ощущаем. Почему же так происходит? Все дело в том, что музыка подобна закрытой волшебной шкатулке. Чтобы научиться слушать музыку, особенно классическую, нужно подобрать к шкатулке волшебный ключик.
Музыка может поднять настроение, когда нам грустно; она может разделить с человеком радость и грусть, сделать его добрее и лучше. Музыка может изменить мировоззрение человека, его отношение к жизни. Она в состоянии заставить человека задуматься о смысле жизни, пересмотреть все ценности и расставить правильные приоритеты. О чем же говорит нам музыка?
Норвежский композитор Эдвард Григ говорил, что слова нуждаются в музыке, а вот музыка не нуждается ни в чем. Музыка, как волшебная фея, может без слов передать настроение, характер, переживания, изобразить картины природы.
Музыка хранит в себе загадки, а человек пытается их разгадать. Но дело в том, что каждый воспринимает музыку по своему. Кто-то, слушая музыкальное произведение видит себя в лесу, вдыхает его аромат и наслаждается его очарованием. Другой же представляет пьянящий шум прибоя. Не каждый человек представит лунный диск на прекрасном ночном небе во время прослушивания «Лунного света» Клода Дебюсси , как и подразумевал композитор.
Вальс «Сказки венского леса» Иоганна Штрауса не имеет никакого отношения к лесу. Композитор мог дать этому вальсу любое другое название, но как бы он не назывался ─ это просто красивый вальс, написанный гениальным композитором. Здесь нет никаких историй, вся музыка строится на описывании каких-то картин. Слушая этот вальс мы пытаемся ухватить идею этой картины. Кто-то представляет чарующую ночь в лесу, кто-то видит восход солнца.
Модест Петрович Мусоргский создал талантливое произведение « Картинки с выставки ». Эти фортепианные пьесы композитор написал в память о своем друге художнике Викторе Гартмане. Он попытался описать картинки, которые видел в музее.
Картинку о цыплятах «Балет невылупившихся птенцов», Мусоргский выразил писклявыми нотами, показывая крик маленьких пушистых комочков. В картинке о детях, которые играют на лужайке, композитор имитировал голоса детей музыкой, и это у него получилось. Большие аккорды в следующей картинке «Богатырские ворота» легко рисует воображению слушателя тяжелые колонны, поддерживающие ворота.
Но не потому ли мы так явно видим то, что хотел сказать музыкой композитор, что мы знаем о чем она? Мы думаем о воротах, а ведь также могли думать о широкой реке, если бы пьеса называлась именно так. Картина лишь дополняет саму музыку, нам необязательно при этом представлять реку, лес, ветер или море.
Главное свойство классической музыки заключается в том, что она передает чувства человека. Это может быть боль, отчаяние, радость, страх, волнение, любовь и т.п. Классическая музыка способна заставить слушателя переживать такие сильные чувства, какие испытывал сам композитор во время написания произведения. Музыка означает именно то чувство, какое мы испытываем во время прослушивания.
Но чувства многообразны, не каждым из них мы можем подобрать названия. Есть радость, печаль, а есть настолько глубокие чувства, которые мы не способны передать словами. Тогда на помощь приходит музыка, она творит чудеса и передает их.
Так о чем же говорит музыка? Она говорит о чувствах человека. Во время прослушивания музыкального произведения человек испытывает сильные чувства, одна музыка вызывает у него тревогу, другая, наоборот, чувство умиротворения и спокойствия. Выражая чувства, музыка вызывает ответные чувства у человека. Смысл музыки ─ в самой музыке.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: