О чем музыка шостаковича
Творчество Д.Шостаковича — произведения, жанры, анализ
Творческий путь Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) неразрывно связан с историей всей советской художественной культуры и получил активное отражение в прессе (еще при жизни о композиторе вышло множество статей, книг, очерков, т.д.). На страницах прессы же он был назван гением (композитору тогда было всего 17 лет):
«В игре Шостаковича…радостно-спокойная уверенность гения. Мои слова относятся не только к исключительной игре Шостаковича, но и к его сочинениям» (В. Вальтер, критик).
Шостакович – один из наиболее самобытных, оригинальных, ярких художников. Вся его творческая биография – путь истинного новатора, совершившего целый ряд открытий в области как образной, так и – жанров и форм, ладово-интонационной. В то же время, его творчество органично впитало лучшие традиции музыкального искусства. Огромную роль для него сыграло творчество Мусоргского, принципы которого (оперные и камерно-вокальные) композитор привнес в сферу симфонизма.
Кроме того, Дмитрий Дмитриевич продолжил линию героического симфонизма Бетховена, лирико-драматического симфонизма Чайковского. Жизнеутверждающая идея его творчества восходит к Шекспиру, Гете, Бетховену, Чайковскому. По артистической природе
«Шостакович – “человек театра”, он знал и любил его» (Л. Данилевич).
В то же время его жизненный путь как композитора и как человека связан с трагическими страницами советской истории.
Балеты и оперы Д.Д.Шостаковича
Первые балеты – «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»
Коллективный герой произведения – футбольная команда (что неслучайно, поскольку композитор увлекался спортом, профессионально разбирался в тонкостях игры, что давало ему возможность писать отчеты о футбольных матчах, был активным болельщиком, окончил школу футбольных судей). Далее появляется балет «Болт» на тему индустриализации. Либретто было написано бывшим конармейцем и само по себе, с современной точки зрения, было практически пародийным. Балет был создан композитором в духе конструктивизма. Современники по-разному вспоминали премьеру: одни говорят, что пролетарская публика ничего не поняла и освистала автора, другие вспоминают, что балет прошел под овации. Музыка балета «Светлый ручей» (премьера – 04.01.35), действие которого происходит в колхозе, насыщена не только лирическими, но и комическими интонациями, что также не могло не отразиться на участи композитора.
Шостакович в ранние годы много сочинял, но часть произведений оказалась собственноручно им уничтожена, как, например, первая опера «Цыганы» по Пушкину.
Опера «Нос» (1927-1928)
Она вызвала ожесточенные споры, в результате чего оказалась надолго снята с репертуара театров, позже – вновь воскресла. По собственным словам Шостаковича, он:
«…менее всего руководствовался тем, что опера есть по преимуществу музыкальное произведение. В “Носе” элементы действия и музыки уравнены. Ни то, ни другое не занимает преобладающего места».
В стремлении к синтезу музыки и театрального представления, композитор органично объединил в произведении собственную творческую индивидуальность и различные художественные веяния («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека). Огромное влияние на композитора оказала театральная эстетика реализма Вс. Мейерхольда. В целом, «Нос» закладывает основы, с одной стороны, реалистического метода, с другой – «гоголевского» направления в советской оперной драматургии.
Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»)
Она была отмечена резким переходом от юмора (в балете «Болт») к трагедии, хотя трагедийные элементы уже сквозили в «Носе», составляя его подтекст.
Это – «…воплощение трагического ощущения жуткой бессмыслицы изображаемого композитором мира, в котором попрано все человеческое, а люди – жалкие марионетки; над ними возвышается его превосходительство Нос» (Л. Данилевич).
В такого рода контрастах исследователь Л. Данилевич видит их исключительную роль в творческой деятельности Шостаковича, и шире – в искусстве века.
Опера «Катерина Измайлова» посвящена жене композитора Н. Варзар. Изначальный замысел был масштабен – трилогия, изображающая судьбы женщины в различные эпохи. «Катерина Измайлова» была бы первой ее частью, изображающей стихийный протест героини против «темного царства», толкающего ее на путь преступлений. Героиней следующей части должна была бы стать революционерка, а в третьей части композитор хотел показать судьбу советской женщины. Этому замыслу осуществиться было не суждено.
Из оценок оперы современниками показательны слова И.Соллертинского:
«Можно утверждать с полной ответственностью, что в истории русского музыкального театра после «Пиковой дамы» не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как «Леди Макбет».
Сам композитор называл оперу «трагедией-сатирой», объединив тем самым две важнейшие стороны своего творчества.
Однако 28.01.36 в газете «Правда» появляется статья «Сумбур вместо музыки» об опере (которая уже получила высокую оценку и признание публики), в которой Шостаковича обвиняли в формализме. Статья оказалась результатом непонимания сложных эстетических вопросов, поднимаемых оперой, но в результате имя композитора резко обозначилось в негативном ключе.
В этот тяжкий период для него оказалась неоценимой поддержка многих коллег и В. Мейерхольда, который публично заявил, что приветствует Шостаковича словами Пушкина о Баратынском:
«Он у нас оригинален – ибо мыслит».
(Хотя поддержка Мейерхольда вряд ли могла в те годы быть именно поддержкой. Скорее, она создавала опасность для жизни и творчества композитора.)
В довершение ко всему, 6 февраля в этой же газете выходит статья «Балетная фальшь», фактически зачеркивающая балет «Светлый ручей».
Симфонии Шостаковича
В симфоническом творчестве (композитором написано 15 симфоний) Шостакович нередко пользуется приемом образной трансформации, основанном на глубоком переосмыслении музыкального тематизма, приобретающем, в результате, множественность значений.
«Это голос нового поколения в музыке и жизни».
Эта симфония (дипломная работа) завершила в творческой биографии композитора период ученичества.
Начинает рельефно прослеживаться принцип монтажной драматургии, театральность, зримость образов.
Как и «Катерина Измайлова», она подверглась временному забвению. Композитор отменил премьеру (должна была состояться в 1936), полагая, что она придется «не ко времени». Лишь в 1962 произведение было исполнено и восторженно принято, несмотря на сложность, остроту содержания и музыкального языка. Г. Хубов (критик) сказал:
«В музыке Четвертой симфонии бурлит и клокочет сама жизнь».
Сам автор считал, что содержание любой трагедии
«должно быть пронизано положительной идеей, подобно, например, жизнеутверждающему пафосу шекспировских трагедий».
Так, о своей Пятой симфонии он говорил:
«Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения».
По мнению Кусевицкого, его музыка
«необъятна и человечна и может сравниться с универсальностью человечности гения Бетховена, родившегося, как и Шостакович, в эпоху мировых потрясений…».
Премьера Седьмой симфонии состоялась в осажденном Ленинграде 09.08.42 с трансляцией концерта по радио. Максим Шостакович, сын композитора, считал, что в этом произведении отражен не только антигуманизм фашистского нашествия, но и антигуманизм сталинского террора в СССР.
В стремлении избавиться от пережитого, он предпринял попытку обращения к безмятежным и радостным эмоциям. Однако в свете прошлого это уже было невозможным – основную идейную линию неизбежно оттеняют драматические элементы.
После нее Шостакович обращается к иному типу симфонизма, воплощающему народный революционный эпос. Так, появляется дилогия – симфонии №№ 11 и 12, носящие названия «1905 год» (симфония № 11, приурочена к 40-летию Октября) и «1917 год» (симфония № 12).
Это – многочастные вокально-симфонические циклы, где в полной мере проявилось тяготение к синтезу вокального и симфонического жанров.
Симфоническое творчество композитора Шостаковича многопланово. С одной стороны, это произведения, написанные под воздействием страха перед тем, что происходит в стране, некоторые из них написаны по заказу, некоторые, чтобы обезопасить себя. С другой стороны, это и правдивые и глубокие размышления о жизни и смерти, личные высказывания композитора, который мог свободно говорить только на языке музыки. Такова Четырнадцатая симфония. Это вокально-инструментальное произведение, в котором использованы стихи Ф.Лорки, Г.Аполлинера, В.Кюхельбекера, Р.Рильке. Основная тема симфонии – размышление о смерти и человеке. И хотя сам Дмитрий Дмитриевич на премьере сказал, что это музыка и жизни, но сам музыкальный материал говорит о трагическом пути человека, о смерти. Поистине композитор поднялся здесь до высоты философских размышлений.
Фортепианное творчество Шостаковича
Новое стилевое направление в фортепианной музыке ХХ в., отрицая во многом традиции романтизма и импрессионизма, культивировало графичность (порой – нарочитую сухость) изложения, иногда – подчеркнутую остроту и звонкость; особое значение приобретала четкость ритма. В его формировании важная роль принадлежит Прокофьеву, и многое характерно для Шостаковича. Например, он широко пользуется различными регистрами, сопоставляет контрастные звучности.
Н. Федин отмечает, вспоминая консерваторские годы молодого композитора:
«Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно».
Часть своих ранних произведений композитор уничтожил и, за исключением «Фантастических танцев», не опубликовал ни одного из сочинений, написанных до Первой симфонии. «Фантастические танцы» (1926) быстро завоевали популярность и прочно вошли в музыкально-педагогический репертуар.
Цикл «Прелюдий» отмечен поисками новых приемов и путей. Музыкальный язык здесь лишен вычурности, нарочитой сложности. Отдельные черты индивидуального композиторского стиля тесно переплетаются с типично русским мелосом.
Фортепианная соната №1 (1926) первоначально была названа «Октябрьской», представляет собой дерзкий вызов условностям и академизму. В произведении отчетливо прослеживается влияние фортепианного стиля Прокофьева.
Характер цикла фортепианных пьес «Афоризмы» (1927), состоящий из 10 пьес, напротив, отмечен камерностью, графичностью изложения.
В Первой Сонате и в «Афоризмах» Кабалевский видит «бегство от внешней красивости».
В 30-е годы (после оперы «Катерина Измайлова») появляются 24 прелюдии для фортепиано (1932-1933) и Первый фортепианный концерт (1933); в этих произведениях формируются те черты индивидуального фортепианного стиля Шостаковича, что позднее четко обозначатся во Второй сонате и фортепианных партиях Квинтета и Трио.
В 1950-51 появляется цикл «24 прелюдии и фуги» ор. 87, отсылающий по своей структуре к ХТК Баха. Кроме того, подобных циклов до Шостаковича не создавал ни один из русских композиторов.
Вторая фортепианная соната (ор. 61, 1942) написана под впечатлением смерти Л. Николаева (пианиста, композитора, педагога) и посвящена его памяти; одновременно она отразила события войны. Камерностью отмечен не только жанр, но и драматургия произведения.
«Быть может, нигде еще Шостакович не был так аскетичен в области фортепианной фактуры, как здесь» (Л. Данилевич).
Камерное творчество
Композитором создано 15 квартетов. К работе над Первым квартетом (ор. 40, 1938), по собственному признанию, он приступил «без особых мыслей и чувств».
Однако работа Шостаковича не только увлекла, но переросла в замысел создания цикла 24-х квартетов, по одному для каждой тональности. Однако жизнь распорядилась так, что этому замыслу не было суждено воплотиться.
Рубежным сочинением, завершившим его довоенную линию творчества, стал Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1940).
Это – «царство спокойных размышлений, овеянных лирической поэзией. Здесь – мир высоких мыслей, сдержанных, целомудренно ясных чувств, сочетающихся с праздничным весельем и пасторальными образами» (Л. Данилевич).
Позже композитор такого спокойствия в своем творчестве уже обрести не мог.
Так, в Трио памяти Соллертинского воплощены как воспоминания об ушедшем друге, так и мысли обо всех, кто погиб в страшное военное время.
Кантатно-ораториальное творчество
Шостаковичем создан новый тип оратории, особенности которого заключаются в широком использовании песенных и иных жанров и форм, а также – публицистичности и плакатности.
Эти черты воплотила солнечно-светлая оратория «Песнь о лесах», создававшаяся «по горячим следам событий», связанных с активизацией «зеленого строительства» – созданием лесозащитных полос. Содержание ее раскрывается в 7 частях
(«Когда окончилась война», «Оденем Родину в леса», «Воспоминание о прошлом», «Пионеры сажают леса», «Сталинградцы выходят вперед», «Будущая прогулка», «Слава»).
Близка стилю оратории кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952) на сл. Долматовского.
И в оратории, и в кантате наблюдается тенденция к синтезу песенно-хоровой и симфонической линий творчества композитора.
Примерно в этот же период появляется цикл из 10 поэм для смешанного хора без сопровождения на слова революционных поэтов рубежа столетий (1951), являющийся выдающимся образцом революционного эпоса. Цикл – первое произведение в творчестве композитора, где отсутствует инструментальная музыка. Некоторые критики считают, что произведения, созданные на слова Долматовского, посредственного, но занимавшего в советской номенклатуре большое место, помогали композитору заниматься творчеством. Так, один из циклов на слова Долматовского был создан сразу после 14-ой симфонии, как бы в противовес ей.
Киномузыка
Киномузыка играет огромную роль в творчестве Шостаковича. Он – один из пионеров этого рода музыкального искусства, реализовавшего его извечное стремление ко всему новому, неизведанному. В то время кино еще было немым, и музыка для кинофильмов рассматривалась как эксперимент.
Создавая музыку для кинофильмов, Дмитрий Дмитриевич стремился не к собственно иллюстрации зрительного ряда, но – эмоционально-психологическому воздействию, когда музыка вскрывает глубинный психологический подтекст происходящего на экране. Кроме того, работа в кино побудила композитора обратиться к неизвестным ему ранее пластам национального народного творчества. Музыка к кинофильмам помогала композитору тогда, когда не звучали его основные произведения. Так же, как переводы помогали Пастернаку, Ахматовой, Мандельштаму.
Некоторые из кинофильмов с музыкой Шостаковича (это были разные фильмы) :
«Юность Максима», «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет», «Король Лир» и др.
Музыкальный язык композитора нередко не соответствовал утвердившимся нормам, во многом отражал его личные качества: он ценил юмор, острое слово, сам отличался остроумием.
«Серьезность в нем сочеталась с живостью характера» (Тюлин).
Впрочем, нельзя не отметить, что музыкальный язык Дмитрия Дмитриевича со временем становился все более мрачным. И если говорить о юморе, то с полной уверенностью можно назвать его сарказмом (вокальные циклы на тексты из журнала «Крокодил», на стихи капитана Лебядкина, героя романа Достоевского «Бесы»)
Композитор, пианист, Шостакович также был педагогом (профессор Ленинградской консерватории), воспитавшим целый ряд выдающихся композиторов, в числе которых – Г. Свиридов, К. Караев, М. Вайнберг, Б. Тищенко, Г. Уствольская и др.
Для него огромное значение имела широта кругозора, и он всегда чувствовал и отмечал разницу между внешне-эффектной и глубоко-внутренней эмоциональной стороной музыки. Заслуги композитора получили высочайшую оценку: Шостакович находится в числе первых лауреатов Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени (что было в то время достижимым лишь для очень немногих композиторов).
Впрочем, сама человеческая и музыкальная судьба композитора – это иллюстрация трагедии гения в тоталитарном государстве.
Оперное творчество Д.Д. Шостаковича
Музыкальный фрагмент из оперы «Нос»
Музыка Шостаковича всегда имела очень выраженную художественную силу. Его искусство проникнуто верой в разум человека, его благородство и волю. Оно проникнуто любовью к человеку и обличает враждебные ему силы и системы, подавляющие его достоинство: такие как фашизм, тоталитаризм и прочие формы тирании. Б.В. Асафьев, академик, так отозвался о музыке Шостаковича:
«Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит… как правдивое сказание о волнениях современного человечества, именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества».
«…искусство классиков было всегда ищущим, беспокойным. Они всегда понимали целину, шли на перекор рутине И мещерству, смело ставя В искусстве животрепещущие, наболевшие проблемы своего времени, смело создавая для него новыйе средства художественного выражения».
Биография Д.Д. Шостаковича:
В 1925 г. он закончил Ленинградскую консерваторию и прославился Первой симфонией, своей дипломной работой. B ней обнаружился яркий и индивилуальный стиль, хотя здесь еще слышатся традиции петербургской культуры начала ХХ века, взрастившей музыканта.
За долгий творческий путь Шостаковичем написано 15 симфоний, 15 квартетов, оперы «Нос» (по Гоголю) и «Катерина Измайлова» (по Лескову), балеты «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», скрипичные, виоолончельные и фортепианные концерты, романсы, инструментальная камерная музыка, музыка к книо и т.д.
В них фаустианские размышления неожиданно оборачивались разрушающим мефистофельским гротеском. От возвышенной созерцательной лирики Шостакович, постепенно развивая темы, словно «перевертывал» их, и они обнажали скрытую в них жестокую демоническую силу. В результате трагедийная сущность музыки обнажалась до предела. Даже там, где композитор, как в пятой симфонии, заканчивал финал триумфальным мажором, в нем все равно слышна мучительная поступь предшествующих том.
В годы Великой Отечественной войны Шостаковичем написаны потрясающие по силе симфонии, посвященные теме войны и мира Седьмая («Ленинградская») и Восьмая. В 1945 г., после победы, написана легкая и радостная Девятая симфония 1948 г. был особенно тяжелым в жизни Шостаковича и всей страны. Партийным постановлением его произведения, также как и произведения лучших советских композиторов, были репрессированы. Шостакович был уволен из консерватории.
В Четырнадцатой симфонии, написанной на стихи Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и М. Рильке, Шостакович разворачивает в 11 частях картину «песен и плясок смерти». Она возникла под впечатлением цикла М.П.
Оперное творчество Д. Шостаковича:
Две оперы Шостаковича представляют как бы два этапа поисков основной творческой идеи. В опере «Нос» наиболее полно выражена реальность и всеобщность зла, порожденного бесчеловечностью общества. Единственным позитивным началом в этом сатирическом произведении представляется сила ненависти композитора к тому, что он изображает, неприятие зла.
Сюжет повести Гоголя фантастически точно совпал с теми чертами советской действительности, которые для многих людей того времени еще затмевались революционной романтикой, энтузиазмом строительства нового мира. Сюжет, раскрытый музыкой при помощи пародирования, резко искажающего привычный смысл, приобрел черты острейшей трагической сатиры. Злое, демоническое начало торжествует в опере. В ней представлены образы ужасающе отталкивающих людей, бесконечно удаленных от своего естества, Из человеческого мира перешедкших в античеловеческий.
Опера «Нос» содержит много трагических и страшных страниц, связанных с образами полицейских. Шостакович, может быть, одним из первых осознал, в какую жестокую силу превращается мещанство, если приобретает власть. В антракте, который исполняют одни ударные инструменты, образ никчемного Квартального (он и поет-то, словно евнух, фальцетом) вырастает до инквизиторского.
Творчество Шостаковича стало и летописью и исповедью поколений,стремившихся к великому будущему, потрясенных и выстоявших в творческих испытаниях. «Музыка была для него не профессия, а необходимость высказаться, выразить то, чем жили люди в его век, на его родине. Природа наградила его особой чуткостью слуха. Он слышал, как плачут люди, он улавливал низкий гул гнева и режущий сердце стон отчаяния. Он слышал, как гудела земля: шли толпы за справедливостью, гневные песни закипали над пригородами, ветер доносил напевы окраин, взвизгивала грошовая гармошка, в строгий мир симфоний входила революционная песня. Потом лязгало и скрежетало железо на окровавленных полях, выли над Европой гудки стачек и сирены войны. Он слышал стон и хрип: Ha мысль надевали намордник‚ щелкали кнутом, искусство учили припрыгивать у сапога власти‚ выпрашивать подачку и стоять нa задних лапах перед квартальным. вновь и вновь въезжали на пылающее небо всадники апокалипсиса. Над миром завывали сирены, как трубы Страшного суда. Менялись времена. Он трудился всю жизнь». He только в музыке. Пример E. Мравинского, исполнителя многих симфоний Шостаковича:
Встречи с музыкой. Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович – корифей сатирической музыки!
Ирония Шостаковича – это бьющая через край энергия молодости.
Ранний Шостакович – озорной мальчуган-насмешник.
Шостаковича ёрничает, словно юноша с оскорблены самолюбием.
Шостакович – безудержный пародист.
Шостакович иронизирует и подсмеивается над великими композиторами.
Шостакович развлекается чёрным юмором и желчным гротеском.
Шостакович – козлорогий сатир, в чьей голове мир перекошен до неузнаваемости.
Шостакович юмор доводит до свистопляски.
В музыке Шостаковича нет красок, нет тепла, нет света. Радость в ней – назойливая, печаль – натужная, героика – напыщенная. Всё это – тусклое, мертвенное полотно. Но воистину здесь торжествуют ирония, смех, гротеск, исходящие от сатаны. Он-то и рассыпается филиппиками против всего святого, что есть в человеке!
Сквозь весёлый юмор Шостаковича проглядывает печаль одинокого человека.
Необыкновенно широк диапазон лирики Шостаковича – от просветлённой печали до безысходного трагизма.
лирику Шостаковича смывают бурные потоки агрессивности.
После тяжёлых размышлений о смысле жизни, в музыке Шостаковича вновь заявляют о себе ирония, сарказм, недоверие и враждебность.
Трагедийный симфонизм Шостаковича демоничен: кажется что рукой композитора водит злая сила. В результате его музыка становится острой, резкой, ломаной, нервной, заряжённой отрицательной энергией.
Когда в душе Шостаковича непроглядная тьма невыносима, им одолевают трудные мысли о конце жизни. В это время он создаёт трагедийные музыкальные полотна.
Последние симфонии Шостаковича – это думы о смерти и прощание с жизнью. Композитор погружается в океан трагедийной лирики.
2. Творческий метод
Музыка Дмитрия Шостаковича – это театр марионеток, в котором кукловод дёргает героев за ниточки.
Огромное влияние на творчество Шостаковича оказывает немое кино. Это заставляет его писать тапёрную, массово-шлягерную музыку.
Шостакович – иллюстратор немого кино: скорее тапёр, чем выдающийся композитор.
Каков Шостакович в музыке? Совершенно разный: то он всматривается в чёрную воду колодца, то вприпрыжку бежит по косогору.
Музыка Шостаковича – это катание на американских горках: при взлёте вверх – сердце замирает от восторга, при падении вниз – сжимается от страха.
Музыкальный стиль первых трёх симфоний Шостаковича определяют озорная ирония, скорбная лирика, глубокая трагедийность и ложный пафос. Эти четыре качества закладывают фундамент его будущего симфонизма.
Шостакович – гений острого ума и надломленного сердца.
В музыке Шостаковича запечатлены страх, отчаяние и глумливый юмор: трагедия и сатира.
Музыку Шостаковича на протяжении всей его жизни сопровождают въедливый юмор и нарочитый оптимизм.
В произведениях Шостаковича два полюса: трагедийный катастрофизм и трескучая помпезность.
Музыка Шостаковича отличается польской экзальтированностью чувств, нередко завершающейся психопатическим экстазом.
Шостакович создаёт такую музыку, что кажется, будто он – один из участников оркестра концлагеря Аушвица, играющего под прицелами автоматчиков.
Главный лейтмотив музыки Шостаковича – одиночество. Для композитора его родина – не Россия, его настоящая родина – где-то далеко, в глубинах подсознания.
Шостакович воплощает в музыке трагический разлом русской истории.
Музыке Шостаковича свойственны фальшивое веселье и ложный драматизм: его творчество в целом – это опереточная трагикомедия (не случайно прообразом темы знаменитого «эпизода нашествия» Седьмой симфонии является мелодия Легара из оперетты «Весёлая вдова»).
Великое искусство оплодотворяет жизнь красотой, чего нет в музыке Шостаковича.
Иногда в неоклассических произведениях Шостаковича встречаются красивые номера. Однако надо понимать, что неоклассицизм – это вторичное искусство.
Дмитрий Шостакович сочиняет музыку скрытого иносказания с двойным и тройным подтекстом.
Не обладая мелодическим даром, Шостакович широко пользуется цитированием музыки других композиторов. И видоизменяет её так, что трудно понять, у кого позаимствована тема и с какой целью.
Музыка Шостаковича повествует о стране дураков, у граждан которой есть свои маленькие радости и печали.
Для Шостаковича сомнительны достижения народа в строительстве нового общества.
Шостакович «рисует» кривые рожицы на стене коммунистического здания.
Во Втором виолончельном концерте Шостаковича слышится хрюканье советских бюрократов.
Трудовой энтузиазм советских людей Шостакович передаёт средствами шаржированных маршей. Этим он подвергает сомнению идею социализма.
На победу СССР в Великой Отечественной войне Шостакович отзывается хлёсткой, галопной радостью Девятой симфонии.
Шостакович тайно противостоит великому инквизитору Сталину!
Шостакович – двуличен: пользуется благами власть имущих и одновременно издевается над ними.
Шостакович держит фигу в кармане с улыбкой на лице: вот его действительная гражданская позиция!
Музыка Дмитрия Шостаковича отравлена нэпмановским духом.
Шостакович формируется как личность и как композитор в период НЭПа и, естественно, становится выразителем нэпмановской идеологии.
На эклектическую всеядность Шостаковича указывает тот факт, что он сочиняет и аранжирует джазовую музыку.
Вместо судьбы в музыке Дмитрия Шостаковича на авансцену выступает неотвратимая сила тоталитаризма!
Трагедийность музыки Шостаковича определяется конфликтом между личностью и грозной внешней силой.
В музыке Дмитрий Шостакович ведёт напряженный диалог с эпохой кровавых революций и войн.
4. В созвездии великих имён
Дмитрий Шостакович создает музыкальный «Сатирикон» Петрония Арбитра.
Шостакович в раблезианском духе высмеивает человеческие пороки.
Являясь демократом по натуре, Сальери служит при венском императорском дворе. Через 150 лет в ситуации лояльного оппозиционера оказывается Шостакович!
Апостол Павел говорит, что сатана иногда «принимает вид ангела света». Невольно задаёшься вопросом: не является ли радость в музыке Шостаковича не светлой, счастливой, а чёрной, сатанинской? Шостакович – идейный антипод Бетховена.
В композиторе Шостаковиче сосуществуют два лица: симфонист бетховенского масштаба и молодой Шуберт, упоённый безоблачной юностью.
Шостакович – талантливый мистификатор. Ключ к его музыке надо искать в прозе Николая Гоголя.
Музыка Шостаковича замешана на гоголевской чертовщине.
Гоголь, Достоевский, Врубель, Малевич, Булгаков, Шостакович братаются с нечистой силой в творчестве.
Сырой, мрачный, враждебный Петербург получает воплощение в литературе Гоголя, Достоевского, Крестовского, Сологуба, Белого, Пастернака, в живописи Добужинского, в музыке Шостаковича. Все они смотрят на столицу империи сквозь чёрные очки неприязни и страха. Почти все они – представители национальных меньшинств Российской империи – украинцы, поляки, евреи.
От героического симфонизма немецкого венгра Ференца Листа идёт прямая дорога к революционному симфонизму русского поляка Шостаковича!
Своим происхождением Достоевский, Стравинский, Шостакович связаны с белорусской землёй. Можно представить, какое влияние оказывает на их творчество страна болот, сумрака и отсталости!
Достоевский и Шостакович – остро социальные художники: они обнажают кровоточащие язвы общества.
Одни композиторы из прекрасных мелодий создают гениальную музыку (Чайковский, Прокофьев), другие из банальных интонаций пишут не менее гениальную музыку (Малер, Шостакович). Какие из этих талантов целостнее, органичнее – судите сами.
От кого Шостакович воспринимает оркестровую экспрессию? Прежде всего, от Римского-Корсакова. Сравните звуковой напор «Битвы при Керженце» с драматическим накалом сражений в революционных симфониях Шостаковича и вы убедитесь в правоте этих слов!
Шостаковичу свойственен широкий малеровский симфонизм.
Шостакович – советский Малер, но только без его душевного благородства.
Малер – эклектик, но в его музыке присутствует австрийский дух. В эклектической музыке Шостаковича нет русского духа. Для еврея Малера Австрия – родина, для поляка Шостаковича Россия – враждебная страна!
Симфонии Малера и Шостаковича представляют собой непрерывный поток сознания Марселя Пруста или Джеймса Джойса. Впрочем, надо видеть сходство и разницу между этими художниками: произведения Малера и Пруста – возвышенные, красивые, Шостаковича и Джойса – обыденные, мрачные.
Обличительный музыкальный стиль Шостаковича опирается на традиции русской сатирической литературы конца XIX – начала XX веков: на прозу Чехова, Аверченко, Булгакова, Зощенко, Хармса, Чёрного.
Символом творчества Кандинского, Скрябина, Ларионова, Прокофьева является красный квадрат, Стравинского, Малевича, Шостаковича – чёрный. В красном квадрате – русские гении, в чёрном – польско-еврейские. У тех и других разное мироощущение, разные подходы к жизни, к искусству. Это художники света и тьмы.
Сразу начисто, без помарок пишет стихи Константин Бальмонт и музыку Шостакович. Выработав оригинальный стиль, эти «чистописатели» нередко впадают в посредственность, в трафаретное изложение материала. Как говорится: не всё вдохновенное – гениально!
XX век раздвигает рамки музыки до божественных высот и сатанинских глубин, на противоположных полюсах оказываются, с одной стороны, Скрябин и Мессиан, с другой, – Берг и Шостакович.
Музыка Арнольда Шёнберга принадлежит позднему романтизму и экспрессионизму, Дмитрия Шостаковича – натуралистическому реализму: оба они гении ночи, гении страха и отчаяния.
Шутливую, ироническую музыку Шостаковича как нельзя лучше иллюстрирует последний роман Томаса Манна «Авантюрист».
Александр Грин (по отцу – Гриневский) уносится мечтами в голубые дали. Шостакович (по отцу – Шестокович) заглядывает в мрачный потусторонний мир. Эти крупные творческие индивидуальности по национальности «русские поляки» не принимают российскую действительность. Первый из них абсолютизирует лучезарный свет, второй – непроглядную тьму.
Шостакович – талантливый мифотворец: в этом деле он не уступает писателю Андрею Белому.
В критическом отношении Андрея Белого к прозе Достоевского присутствует элемент самозащиты от влияния великого русского писателя. Андрей Белый подмечает слабые стороны романов гения: это неровность литературного стиля, это «поддельная бездна его творений», это, наконец, видение Достоевского как «политиканствующего мистика». Какое отношение имеет критика Андрея Белого к музыке Шостаковича? Самое прямое. Все три «обвинения» в адрес автора «Бесов» с полным основанием можно отнести к Шостаковичу, а также к Шнитке. Достоевский, Шостакович, Шнитке погружаются в такие психологические «трясины», где человек, надышавшись ядовитыми миазмами, гибнет.
В здоровом, жизнерадостном юморе Аркадия Аверченко и иронической музыке Прокофьева нет и тени болезненной рефлексии, во власти которой всецело находятся Михаил Зощенко и Шостакович: эти художественные натуры принадлежат к противоположным эстетическим лагерям!
У Стравинского и Шостаковича общая музыкальная почва – творчество Римского-Корсакова: Стравинский – ученик Римского-Корсакова, Шостакович – ученик его ученика. Иронию, юмор, сатиру маститого наставника они поднимают до ядовитого сарказма, до нечистой силы, беснующейся в припадочном хохоте. В опере «Золотой петушок» Римский-Корсаков обличает русского монарха в образе глупого царя Додона. Разве может терпеть современного диктатора Шостакович – внук противника самодержавной власти, сосланного за вольнодумство в Сибирь?
В шутовской музыке преуспевают Стравинский, Хиндемит, Шостакович (заметим, что Шостакович внимательно изучает творчество старших коллег по музыкальному цеху).
Стравинский, Шостакович, Шнитке – несравненные музыкальные пародисты.
Долго не задерживаются на оперной сцене кровавые драмы. Об этом свидетельствуют экспрессионистские оперы Берга и Шостаковича.
Сталкиваясь с несправедливостью в жизни, Шостакович, подобно Чарли Чаплину, строит шутовские гримасы. Странно, что музыковеды не замечают в его симфониях патетическую фальшь, скрытую усмешку чаплинского полуидиота.
В писательской среде Илья Эренбург слывёт рафинированным интеллигентом. На самом деле он имеет множество личин, масок, скрывающих его сущность. Это человек дьявольской увёртливости, игры и трюкачества в опасных общественных ситуациях. Подобным характером обладает Шостакович.
Бурлеск Михаила Булгакова «Дьяволиада» обличает советское чиновничество, являясь, по сути дела, повторением гоголевской сатиры на чиновничий мир царской России. Такое же обличение присутствует в музыке Шостаковича. Не случайно 24-летний композитор пишет оперу «Нос» на гоголевский сюжет. Произведения Гоголя, Булгакова, Шостаковича есть не что иное, как социальное брюзжание украинско-польской элиты на российскую действительность.
Каково содержание музыки Шостаковича? Прочтите роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – и вы поймёте, о чём повествуют симфонии композитора.
Музыкальный сарказм Шостаковича столь же ядовит, как обличительная проза Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Даниила Хармса.
Музыке Шостаковича свойственны булгаковская трагическая заострённость и сарказм, высмеивающие людские пороки. Однако, в отличие от Булгакова, Шостакович не затрагивает христианские духовные ценности: он не знает и не хочет знать Отца Небесного.
Есть некое духовное родство между Михаилом Зощенко и Шостаковичем: они высмеивают мещанство обывательской сатирой, т.е. полощут грязное бельё в грязной воде!
В музыке Шостаковича непмановский юмор – такого же свойства, как проза Зощенко.
В искусстве XX века широкое распространение получает садистско-кровавая сексуальность, которую встречаем в романах Владимира Набокова, в живописи Сальвадора Дали, в музыке –Шостаковича. Всё это бесовские вожделения!
Шостакович –Андрей Платонов в музыке: оба находятся в плену антибольшевистской фантасмагории!
Потаённая скорбь русской земли, на которой ведётся оголтелое строительство социализма – вот о чём повествует «Котлован» Андрея Платонова и симфонии Шостаковича.
В 1930 году Андрей Платонов создаёт повесть «Котлован», а Шостакович – оперу «Нос». Там и здесь карикатура на советское общество. Случайно или нет, но в фокусе эпохи оказываются три великих имени: Гоголь, Платонов, Шостакович.
Кинофильмы Луиса Бунюэля и музыка Шостаковича имеют общие черты: ирония, сатира, озорной абсурд, срывающий маски с современного дегуманизированного общества.
Особенно явственно обнажается ограниченность музыкального таланта Шостаковича в сравнении с вдохновенными солнечными произведениями Арама Хачатуряна – гения россиниевского масштаба.
Михаил Шолохов в 26 лет создаёт гениальный роман «Тихий Дон», а Шостакович примерно в таком же возрасте – псевдогениальную оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Не всякий талант жизнетворен!
Шостакович и Даниил Хармс – собратья по уничтожающей сатире и едкому сарказму.
У Хармса и Шостаковича прямо-таки загораются глаза от возможности пощекотать нервы простодушной советской публике.
Музыка Бенджамина Бриттена и Шостаковича трагедийная, апокалипсическая, предсказывающая конец света. Это понятно, ведь она рождается в эпоху двух мировых войн, унесших десятки миллионов человеческих жизней.
От сдержанной лирики до вулканического извержения чувств – такова амплитуда колебания эмоций в музыке Бриттена и Шостаковича: это трагедийная, страждущая музыка, это плач Иеремии о гибнущем мире!
Шостакович и Евгений Евтушенко – современные юродивые, встретившиеся в Тринадцатой симфонии композитора.
Выделяются три пары поэтов и композиторов, так сказать, литературно-музыкальных двойников: Евгений Евтушенко –Шостакович (эмоциональное творчество); Андрей Вознесенский –Слонимский (интеллектуальное); Иосиф Бродский –Шнитке (эмоционально-интеллектуальное). Как видим, в советском искусстве происходит смещение от реализма к модернизму и постмодернизму.
Джон Адамс создаёт оперу «Никсон в Китае» в 1972 году, но до него Шостакович пишет «Антиформалистический раёк» о Сталине. Оба «шедевра» – издержки музыкального театра!