О чем можно записать подкаст

Подкасты: что записывать для тех, кто любит читать

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Что такое подкастинг?

Изначально подкастингом называли особую технологию перемещения аудиофайлов на плеерах Apple. Этот термин родился в 2004 г., когда из сочетания broadcasting (вещание) и iPod родился изначально авторский окказионализм.

Сейчас термин используется в более широком значении: подкастингом называют процесс создания подкастов.

Для создателей подкастов сам формат тоже дает большие преимущества в сравнении с подготовкой радиовещания. Для записи подкаста достаточно качественного микрофона, наушников и минимальных умений работать со звуком и компьютером.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Чем подкастинг может быть полезен библиотеке?

Сейчас подкастинг — один из активно развивающихся форматов представления контента, которым активно пользуются подростки, студенты, молодые люди. Но дело не только в его новизне и трендовости: подкасты, как и аудиокниги, позволяют проводить время за каждодневной рутиной (например, уборкой) с пользой, слушая образовательные аудиопередачи, интервью успешных людей и так далее.

Если библиотека заинтересована в расширении круга своих читателей, в его обновлении, то ей стоит изучать новые форматы своей деятельности. И этим новым форматом как раз и может стать создание подкастов.

Почему мы советуем задуматься об этом формате, а не о каком-то другом?

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Во-первых, ЛаЛаЛань уже писала о том, как библиотеке выйти на новые для себя цифровые площадки (например, вот здесь).

Во-вторых, ведение блога в инстаграме или телеграм-канала требует значительного количества времени, а может, еще и дополнительных ресурсов для создания визуала и подготовки текста. А вот запись подкастов можно осуществить легче и дешевле, вооружившись тем минимумом, который мы уже озвучили.

Разумеется, работа по популяризации деятельности библиотеки и по созданию облика компетентного, инициативного, интересного и современного подразделения в структуре вуза не останется незамеченной.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Примеры библиотек-новаторов и университетов с собственными подкастами

Еще в 2010-х гг., когда о подкастах слышали только за рубежом, несколько иностранных научных библиотек при университетах опробовали технологию.

Так, библиотека Университета штата Аризона (Arizona state University Library) использует подкасты в организации экскурсий по университету, предметных лекций, новостей, документов, касающихся миссии библиотеки и стратегического планирования.

Другая библиотека — научно-техническая библиотека Университета штата Калифорния в Санта-Крус (Science and Engineering Library at University, University of California at Santa Cruz) — использует звуковой и видеоподкастинг для записи курса лекций, а также архивирует лекции. Это позволяет сохранять и развивать идею постоянного обучения, а также способствует продвижению библиотеки как центра научных коммуникаций.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Как создать свой подкаст, или О чем говорить библиотеке?

Формат подкастинга позволяет делать аудиозаписи самому в виде монолога по занимательной теме или с приглашенными экспертами в той или иной области.

В любом случае первостепенное значение имеет тематика аудиошоу. О чем может рассказывать библиотека?

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

На самом деле, подкаст библиотеки вовсе не обязательно связан только с литературой, вузом и самой библиотекой. Спектр тем неограничен и определяется лишь инициативностью сотрудников библиотеки и пожеланиями ваших читателей.

Можно приглашать преподавателей рассказывать о своих исследованиях; ректоров и проректоров — об административной жизни университета; студентов — о готовящихся мероприятиях и личных историях (например, «Как я сдавал эту сессию полностью на дистанционке» — кстати, наша статья на эту тему вот здесь). Можно приглашать выпускников, которые готовы поделиться советами о трудоустройстве, сотрудников книжных архивов и пр.

Определившись с темой и форматом (монолог — диалог — полилог, интервью, нарратив), стоит заняться написанием примерного сценария, сформулировать ключевые вопросы, написать тезисный конспект или нарисовать майндмэп (как это сделать, рассказываем здесь).

Сразу подумайте над периодичностью выхода подкастов: системность пойдет на пользу и вам, и вашим слушателям, которые будут знать, когда выйдет следующий выпуск.

Далее подумайте над названием. Емкое, цепляющее, запоминающееся, со скрытым смыслом — это то, что вам надо. Например, подкаст о еде может быть назван «Полный фарш» или «Сложные щи», подкаст об образовании — как в примере выше — «Кант поймет», что воскрешает в памяти идеи Канта о попытке понять, что делает человека человеком.

После того, как организационные и идейные вопросы решены, остается заняться технической частью. Записывать подкасты с неплохим звуком можно даже на смартфон. Удобнее всего это
делать — с учетом последующей выгрузки аудио на платформу — с помощью айфона.

Возможный перечень дополнительной техники, которая понадобится, если подкаст из локальной инициативы вырастет до масштабного проекта: микрофоны, внешние звуковые карты, микшерные пульты, портастудии и наушники. Подробнее о том, что это, для чего это нужно и как это влияет на качество звука, а значит, и на внимание и уважение вашего слушателя, можно почитать вот здесь.

После этого определитесь с помещением, в котором вы планируете записывать подкасты, сделайте несколько тестовых записей. На итоговый результат значительно влияет место, где произведена запись: книжные шкафы, ковры, тяжелые шторы и мягкая мебель снижают гулкость комнаты, позволяя уменьшить эхо. В противном случае может создаться ощущение, что вы сидите в трубе.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Сделав звукозапись, можно приступать к монтажу: обрезать или склеить фрагменты аудиодорожки, добавить заставку и пр. Для этого можно обратиться к звукорежиссеру или разобраться самому: это несложно, нужно только время.

Готовую запись размещать можно (и нужно!) на самых разных площадках, поскольку пока для этого формата не разработана единая платформа, как, например, YouTube для видеороликов. Где точно стоит разместить свой подкаст? В Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify, CastBox, Soundcloud, Яндекс.Музыке и на многих других платформах. Чтобы не загружать файлы на каждый сайт отдельно, воспользуйтесь функционалом RSS-потока (это специальная ссылка, ведущая на обновляемую информацию, которая автоматически будет размещать ваш подкаст на всех выбранных платформах).

Прежде чем заняться подготовкой к созданию своего подкаста, можно вдохновиться уже существующими подкастами. Познакомьтесь с их тематикой, форматом, найдите интересные решения, которые вы могли бы адаптировать для использования в подкасте своей библиотеки.

Итак, что можно послушать?

Подкасты о литературе, книгоиздании и не только

Источник

Подкасты для начинающих: записываем, выкладываем, продвигаем

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Точное количество поклонников подкастов в России определить затруднительно. Кто-то говорит, что подкасты хотя бы иногда слушает каждый пятый россиянин. Другие СМИ утверждают, что в Москве 42% пользователей сети увлекаются этим форматом, в регионах — до 27%. В любом случае вы уже не раз слышали о подкастах. И наверняка слушали их.

Подкасты — такой же контентный формат, как, скажем, текстовые блоги или ролики на YouTube. Принцип работы одинаковый: создаете качественный контент и монетизируете его при помощи рекламы или партнерских программ. Вот только контент этот не текстовый или визуальный, а в формате аудио.

Пусть вас не пугает не слишком изученный российскими пользователями зверь: создать подкаст не так уж и сложно. И способов для заработка тут тоже достаточно. Наша инструкция подойдет для новичков, которые слабо представляют, как выглядит кнопка Record. Но и более продвинутые пользователи найдут здесь полезные лайфхаки.

Сначала расскажем, чем хороши подкасты, что за шум вокруг них и как запустить собственный подкаст. Во второй части статьи поделимся секретами монетизации подкастов.

Сегодня в программе:

Что за подкасты

Представьте, что в сети есть статья о заработке в партнерском маркетинге. Есть инфографика на ту же тему. Есть видео, где ведущий говорит все о том же. А есть подкаст — аудиозапись, на которой ведущий (а может быть, в паре с гостем-экспертом) рассказывает, как получить доход от партнерских ссылок. Каждый формат по-своему хорош, у каждого есть свои поклонники, каждый несет ценность, но подает информацию по-разному.

Подкаст — это звуковой файл, заранее записанный и выложенный в сеть. Вы можете послушать его онлайн или скачать на гаджет.

У подкастов множество форматов. Вот основные:

Примеры русскоязычных подкастов — выбор редакции:

Создание подкастов: максимально краткое руководство

О том, как записывать и монтировать подкасты, написаны сотни статей. Подробные инструкции по выбору микрофонов, работе с программами для записи и редактирования звука читайте здесь, здесь и здесь. Мы же расскажем о процессе как можно более кратко. Но информативно.

Запись

Для записи многие подкастеры используют телефон или встроенные микрофоны ноутбука (на стационарных компьютерах такого микрофона обычно нет). Этого достаточно для приемлемого звука. Но если хотите получить качество лучше, советуем приобрести микрофон.

Совет. Перед записью подкаста сделайте несколько пробных дублей. Положите телефон или установите микрофон на разном расстоянии от себя и гостя. Послушайте, какое расстояние дает лучший звук.
Микрофоны бывают и для компьютеров и ноутбуков, и для карманных гаджетов. У последних — специальные разъемы, которые подключаются во вход смартфона для наушников. Для компьютера или ноутбука проще всего купить USB-микрофон: это всем знакомый и понятный разъем.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкастМикрофон со входом для смартфона
О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкастМикрофон с USB-входом

Микрофоны бывают динамические и конденсаторные. Новичкам рекомендуем первый вариант: они обычно дешевле и не требуют дополнительного питания. Не будем о технических заморочках, просто знайте: динамические микрофоны подключаются напрямую к компьютеру и работают без каких-либо энергетических «‎подкормок» — дополнительного оборудования вроде микшера или звуковой карты.

А еще динамические микрофоны менее чувствительные. Это может показаться минусом, но нет. Вам нужно, чтобы микрофон ловил только ваш голос, но при этом игнорировал шуршание одежды, мяуканье домашнего кота и шум транспорта за окном.

При выборе микрофона обращайте внимание на известность бренда производителя (подойдут Behringer, Shure, Rode) и соотношение сигнала и шума (в идеале от 66 дБ). Не гонитесь за высокой ценой. Купить приличный микрофон для подкаста можно от 4-5 000 руб.

Если записываете подкаст с гостем тет-а-тет, советуем подготовить для каждого по микрофону. В итоге у вас будут две разные дорожки звука — их удобнее монтировать по отдельности. Не забудьте отрегулировать дрожки так, чтобы они были одинаковыми по уровню громкости (как — расскажем ниже).

Если общаетесь с гостем дистанционно, есть два варианта: самостоятельно записать голос собеседника с колонок вашего компьютера или попросить гостя записать его дорожку самостоятельно. В любом случае вам понадобится специальный софт: собственный голос писать придется точно.

Совет. Для удаленной записи подкаста с компьютера или ноутбука созванивайтесь с гостями в Google Meet или Discord. Обе программы бесплатные. В более привычных, но несколько устаревших приложениях (Skype) звук хуже.

Запись можно вести через встроенные приложения, например, в том же Windows. Но мы рекомендуем воспользоваться более удобными и качественными вариантами софта.

Удобные программы для записи звука с телефона, бесплатные и условно-бесплатные:

Программы для записи и редактирования звука с компьютера, в которых несложно разобраться:

У каждой программы есть подробный мануал, но все они работают примерно по одинаковому принципу. Заходите в настройки и проверяете, выбрано ли нужное аудиоустройство для записи и воспроизведения звука. Например, в Audacity в меню «Правка‎» кликаете на «Настройки‎». Далее в пункте «Устройства‎» и выбираете нужное:

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

В всех программах есть кнопка записи — знакомый красный кружочек. Нажимаете, и начинается запись. По окончании записи — стоп. И не забудьте сразу сохранить файл (желательно сначала в формате wav для работы с ним, а финальный вариант будет в mp3; все это делается опять же привычно, через выпадающее меню «Файл» и кнопки «Сохранить как» или «Экспорт»).

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

В зависимости от звуковых настроек программа запишет или с микрофона (вас) и с колонок (вашего гостя), или только одну дорожку по выбору.

Еще проще все это провернуть при помощи портативных программ, предназначенных исключительно для записи, вроде UV Sound Recorder или Free MP3 Sound Recorder. У них элементарный интерфейс и настройки. Однако вышеперечисленные программы-редакторы все равно понадобятся, чтобы в дальнейшем монтировать подкаст.

Монтаж

Вы записали эпизод подкаста. Пришло время чистить и монтировать его. Советуем делать это в три этапа:

Записанный эпизод — это звуковая дорожка. В программах-редакторах звука она предстанет перед вами в виде звуковых волн, которые удобно резать.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

На первом этапе включите подкаст и по ходу прослушивания вырезайте лишнее: длинные паузы, повторы, оговорки, «эээ‎» и «‎ммм», слова-паразиты. Важно не переусердствовать, чтобы вы или ваш спикер не звучали роботоподобно. Затем, если необходимо, сократите эпизод, поменяйте местами куски по смыслу, удалите неинтересные части. ‎‎Можно поиграться с шумоподавителями и отрегулировать уровни звука. Для этого в редакторах есть специальные инструменты. Они называются довольно очевидно: например, в Sound Forge это Noise reduction (снижает уровень шума), Normalize (нормализует уровни звука), Volume (регулирует уровни звука). Подробности по работе с ними есть в мануалах, но у каждого такого инструменты есть встроенные предустановки. Просто выбирайте тот вариант настроек, который звучит лучше.

Второй этап необходим, если хотите что-то добавить голосом к подкасту (например, вступительное приветствие, заключительное слово) или перезаписать неудачные моменты. Это можно сделать в тех же программах-редакторах.

На третьем этапе добавляете украшательства. Это, конечно, тоже по желанию. Вставьте в подкаст джингл (узнаваемая мелодия, которая будет присутствовать в начале и в конце каждого выпуска). Разбавьте речь ведущего или гостя звуковыми вставками и спецэффектами.

Выбирая для подкаста джингл, музыкальное сопровождение и вставки, помните об авторских правах. В противном случае необходимо заручиться разрешением правообладателя на использование музыки и звуков. О том, где взять звуковые файлы со свободной лицензией, читайте тут.

Законченный эпизод подтяните по звуку, сделайте его громче. Для этого, опять же, используйте функции звуковых редакторов (Normalize и Volume). Сохраните файл в формате mp3.

Распространение подкаста

Ваш подкаст готов. Пришло время сделать его доступным для публики.

Подкаст удобно размещать на агрегаторах вроде Anchor, Castbox или Libsyn (последний — платный). Они предоставляют возможности и для хостинга (то есть дают место для хранения файла), и для дистрибуции (распространения), и для монетизации.

Совет. Прежде чем выкладывать подкаст в сеть, запишите заранее несколько выпусков. Хотя бы пять. Так у вас будет и стратегический запас, и сразу критическая масса материала для слушателя, чтобы он смог послушать несколько выпусков и понять, нравится ему подкаст или нет.

Anchor — лаконичный и бесплатный сервис. Он сам закидывает загруженные треки на Spotify, iTunes, Google Podcasts и другие платформы. Будьте готовы, что на iTunes и Google Podcasts первая загрузка должна пройти модерацию: например, «яблочники» проверяют подкаст дней пять-шесть.

Агрегаторы вроде Anchor создают RSS-поток подкаста. Это ссылка, которую вы вставляете в соответствующее поле на других сервисах, например в iTunes или «Яндекс Музыке». Каждый новый эпизод будет автоматически, без вашего участия, появляться на этом сервисе. То есть вы загружаете выпуск в Anchor, а iTunes подхватывает его с помощью RSS и автоматически публикует у себя.

В Anchor можно посмотреть минимальную статистику по прослушиваниям. У сервиса есть и встроенная программа монетизации (об этом — во второй части статьи).

Есть и другие варианты. Например, Patreon.com — платформа, где можно выкладывать подкасты, общаться со слушателями и монетизировать творчество с помощью патронов. Это люди, которые добровольно захотят отдавать вам деньги. Возможно, за какие-то бонусы вроде дополнительных, скрытых от простых смертных материалов.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Подробная инструкция по подключению подкаста «ВКонтакте»

Платформа подкастов «ВКонтакте». В этой соцсети есть хоть и не слишком активное, но все-таки сообщество подкастеров. Для подкаста создаете специальную группу, там же можно сгенерировать RSS-поток или, наоборот, подгружать туда эпизоды из стороннего RSS-потока с другого сервиса. Подключать подкаст администраторы соцсети будут в течение некоторого времени, примерно недели.

Раскрутка подкаста

Подкасту, конечно, нужны слушатели. Разберемся, где их брать.

Если вы — начинающий подкастер, обращайтесь к инфлюенсерам с не слишком большой аудиторией. Начинать все же стоит с малого.

Если делаете подкаст-интервью, для первых выпусков приглашайте знакомых и друзей. Наверняка среди них есть люди с подходящими под вашу тематику историями. На товарищах заодно потренируете навыки записи и интервьюирования.

Источник

Сколько стоит запустить подкаст

Без продюсеров и дорогих микрофонов

В мае 2019 мы с другом Сергеем Ждановым запустили подкаст о личных проблемах — всяких вещах, которые не принято обсуждать, если вы не на кухне с приятелем в 4 часа утра или не у психолога.

Мы говорим об отношениях, призвании, комфорте и суевериях.

Первый выпуск мы записали без студии и дорогого микрофона — и продолжаем так работать. Расскажу, как запустить свой подкаст и сколько это стоит.

Что такое подкаст

Подкасты — это такие аудиоблоги в интернете. Они похожи на радиопередачи, но записаны заранее, чтобы слушатель мог включить их в любое удобное время.

Некоторые подкасты записывают в студиях с профессиональным оборудованием. Но это необязательно: можно записывать подкаст в собственной спальне на простой микрофон. Мы с друзьями делаем именно так.

И важно отметить, что подкастерский рынок молодой и маленький — никто толком пока не знает, что и как делать. Фактически это такой Ютуб 2008 года.

Идея подкаста и первые выпуски

Я и мой друг Сергей Жданов — соавторы рассылки и будущей книги о том, как делать долгие проекты. В какой-то момент мы поняли, что просто писать на эту тему надоело, а все вокруг говорят о модных подкастах. Так появился проект ЛПП — «Легко, просто и подкаст». После нескольких выпусков к нам присоединился Юра Белканов — маркетолог и единомышленник.

На старте мы подумали, что будет здорово, если у каждого выпуска будет одинаковая структура: сначала разбор интересной проблемы, потом обсуждение книги, потом наши рекомендации слушателям по теме. Но оказалось, что регулярные рассказы про книгу звучат натянуто, поэтому впоследствии мы от этой идеи отказались.

Наш подкаст — о личных проблемах. Мы обсуждаем темы, которые обычно замалчиваются: травматичный школьный опыт, тяжесть переездов и отношение к смерти. Для нас это некая личная психотерапия. Как оказалось, слушателям тоже нравятся наши рассуждения. Мы сильно удивились, когда стали получать позитивные отзывы: нам казалось, что подкаст вряд ли заметят.

Мы решили публиковать выпуски подкаста раз в неделю. К еженедельности проще привыкнуть слушателям, а нас она дисциплинирует.

Дальше в статье расскажу, какое оборудование нужно, чтобы записать подкаст.

Микрофон

я заплатил за микрофон для подкастов

Хоть мы и заморочились с микрофонами, я считаю, что можно запускать подкаст с тем, что есть, даже если это простая гарнитура от смартфона. Со временем докупите оборудование.

Каждый голос стоит записывать в отдельный микрофон, чтобы была отдельная звуковая дорожка. Это нужно, чтобы было удобно редактировать запись, удалять лишние шумы, эканье и прочее. Записывать свой голос лучше в наушниках, чтобы микрофон писал только его, а не диалоги друзей на фоне.

Не буду углубляться в подробные описания микрофонов — конденсаторных, динамических, петличек, дорогих или дешевых: я в этом не специалист. Почитайте обзоры или посмотрите видео на Ютубе, которых сейчас множество, и подберите себе микрофон под доступный бюджет.

Единственный совет, который могу дать, — не старайтесь сразу покупать дорогое оборудование. Вдруг процесс не понравится?

Как записать подкаст

Чтобы опубликовать подкаст, нужно его сначала записать. То есть собраться в одной комнате, подключить ноутбуки и микрофоны и нажать на кнопку записи. Или созвониться по Скайпу или через Zoom, если живете в разных городах. Мы так и делаем.

Важно понимать, что запись через Zoom — это другая динамика диалога. Звук может задерживаться, связь может подвисать или вообще обрываться. Но мы справляемся.

стоит подписка на Zoom

Если пишете звук на диктофон, то ничего больше не нужно — просто скидываете записанную дорожку с карты памяти на жесткий диск и приступаете к монтажу.

Иногда программы для записи вылетают, поэтому, чтобы не потерять все наговоренные полтора часа, мы каждые 40 минут сохраняем записанное и запускаем новую запись. Вначале мы экспериментировали над продолжительностью выпусков, но потом поняли, что подкасты слушают не по длительности, а по интересности темы. Сейчас наши эпизоды длятся от полутора до двух часов.

Монтаж звука

После того как подкаст записан, его нужно смонтировать в одну дорожку — с разными голосами, исправленным уровнем громкости, вырезанным эканьем и музыкальными вставками. Профессиональные подкастеры нанимают специальных монтажеров за деньги, но мы занимаемся этим сами, потому что нам нравится процесс.

Лишнее по качеству — это долгие паузы, неуместный мат и речевой мусор, например «короче» и «типа». Лишнее по смыслу — это разговор, который ушел не туда, или повторы. В нашем расслабленном формате такое бывает.

О чем можно записать подкаст. Смотреть фото О чем можно записать подкаст. Смотреть картинку О чем можно записать подкаст. Картинка про О чем можно записать подкаст. Фото О чем можно записать подкаст

Первый этап монтажа длится в среднем пять часов на полтора часа разговора. Я не делаю прогон за раз, а разбиваю его на итерации в течение недели. Потом добавляю вступление, музыку на подложку, разные звуковые эффекты и песню в конец.

Музыкальное вступление к выпуску у нас всегда одинаковое. Я сделал его из начала одной классной турецкой песни. Фоновая музыка — это миксы, в основном этническое диско. Миксы — это такие большие аудиодорожки, которые диджеи сводят из разной музыки. Я их беру из саундклаудов интересных мне музыкантов. Один из любимых — берлинский диджей Андрес Асторга. Просто захожу в его профиль, нахожу подходящий микс и скачиваю, если есть возможность.

Для меня важна фоновая музыка в подкасте: она создает ощущение, что мы с Сергеем и Юрой сидим в одной студии, а где-то на фоне бубнит радио. Чтобы музыкальная подложка не выбивалась, я делаю ее сильно тише — примерно −20 дБ относительно наших голосов — и увожу высокие и средние частоты. Так получается эффект записи в подсобке ночного клуба: когда что-то на фоне бухтит и бахает, но частоты не пересекаются и не мешают разговору.

Когда часть нашего разговора подходит к логическому завершению, я секунд на 30 делаю микс громче, чтобы вывести его на передний план. Это помогает слушателю переключиться на другую тему.

Какие-то моменты я озвучиваю эффектами, которые скачиваю с сайта freesound.org. Это сайт энтузиастов, записывающих разные звуки. Очень многие звуки из этой библиотеки можно использовать в некоммерческих целях.

Чтобы сэкономить и точно не преступать закон, можно искать бесплатные треки на сайте freemusicarchive.org. Там хранится музыка, которую можно использовать в коммерческих и некоммерческих записях.

Монтировать подкасты можно практически на любом компьютере, звук не требует много ресурсов. Нужно минимум 4 Гб оперативной памяти и 50 Гб свободного места под временные файлы. Внешняя звуковая карта помогает делать записи качественнее, но в самом начале она не нужна. Монтировать лучше в наушниках — я делаю это в обычных эпловских.

Обложка подкаста

Обложка — обязательное требование сервисов для публикации подкастов. Без нее не получится загрузить свою запись. Кроме того, обложка важна для создания ожиданий у слушателя: о чем подкаст, в какой стилистике, нравится она вообще или нет.

Мне захотелось для обложки сделать что-нибудь простое. К каждому выпуску я делаю новую обложку, на которой меняется номер эпизода и положение градиента на фоне и мече. Угол градиента зависит от времени и дня недели. У каждого сезона подкаста свои цвета.

Хостинг и распространение

Хостинг — это интернет-сервис, на который загружается готовый подкаст. Добавленный на хостинг выпуск автоматически появляется в «Эпл-подкастах», «Гугл-подкастах» и в «Спотифае».

Таких сервисов много: Podbean, Podster, Simplecast, Libsyn, Soundcloud, Castbox. У всех разные возможности и стоимость. Расскажу про те, где хостимся мы и куда подкаст в итоге транслируется.

Второй наш хостинг — «Кастбокс». Это самостоятельный сервис с большой базой слушателей, который только недавно стал публиковать подкасты в большие сервисы вроде «Эпл-подкастов». Но там сидит много слушателей, поэтому я стал заливать подкаст и туда. Сервис полностью бесплатный и безлимитный.

Третий хостинг — Anchor. Это еще один бесплатный сервис, где можно даже транслировать запись в прямом эфире. Сюда мы пришли, потому что он добавляет загруженный эпизод в «Спотифай». Это популярный музыкальный сервис, который работает по подписке, вроде «Яндекс-музыки». «Спотифай» пока что официально не работает в России, но тем не менее там много слушателей.

В завершение я загружаю файл на «Яндекс-диск», чтобы оставшиеся слушатели включали нашу болтовню там, где им удобно: в проигрывателе Виндоус, MP3-плеере или в машине на флешке.

Параллельно с загрузкой файлов на хостинги я быстро собираю на своем сайте страницу с коротким описанием выпуска, ссылками на аудиозапись, материалами, о которых мы говорим в эпизоде, и формой отправки денег. Добровольные пожертвования — донаты — помогают нам собирать на «Саундклауд», микрофоны и прочие нужды.

И уже после этого проходит финальный этап публикации: в личных блогах, телеграм-каналах, на Фейсбуке и во Вконтакте.

Первый эпизод нашел свою аудиторию достаточно быстро — мы набрали 500 прослушиваний за день. Наверное, потому, что у нас уже есть узнаваемые проекты, а обсуждаемые темы волнуют многих. Спустя полгода каждый эпизод набирает в среднем по 2 тысячи прослушиваний. Это не так круто, как у флагманов отечественного подкастинга вроде «Норм», Blitz and Chips или «Так вышло» с их десятками тысяч за сутки, но мы довольны.

Как заработать на подкасте

Мне известны четыре способа заработка на подкасте: реклама внутри выпуска, разовые донаты, подписка и живые выступления за деньги.

Рекламодатели в России пока что относятся к подкастам с недоверием и вряд ли придут с деньгами, если вы не автор подкаста «Так вышло» или «Норм», которые собирают десятки тысяч прослушиваний за пару дней. С аудиторией подкастов есть проблема: пока нет точных инструментов, чтобы ее посчитать. Исследований на эту тему очень мало.

Мы сделали один выпуск с рекламой. Я продал ее друзьям, которые занимаются советами по питанию на основании доказательной медицины. Мы как раз писали выпуск про еду, и я подумал, что будет отлично здесь же прорекламировать сервис.

Выпуск прослушали полторы тысячи раз за первую неделю, по реферальной ссылке прошли 16 человек, а купили услугу трое. Не могу сказать, что получилось очень эффективно, но и услуга недешевая. Вложения в рекламу отбились в несколько раз.

получаем в среднем разовыми донатами

Почему мы занимаемся подкастом

В целом работа над подкастом занимает кучу времени и не приносит денег. Но это приятное занятие: слушатели дают хорошую обратную связь, которая поддерживает, а проговаривание важных тем — приятный терапевтический бонус.

Мы зовем в гости интересных нам людей, но отталкиваемся не от персоналий, а от темы. Более того, мы не указываем в названии эпизода имен гостей. В название подкаста выносим цепляющие темы из обсуждения, например:

Больше всего прослушиваний у подкастов про комфорт и отношение к итогам года: около 3500 у каждого. А выпуск о долгих путешествиях как средстве от депрессии получился самым драматичным: в процессе беседы выяснилось, что гость подкаста, бизнесмен и путешественник, на самом деле в серьезной депрессии.

Все деньги в подкаст на начальных этапах вкладывал я. Что-либо зарабатываем на подкасте мы только через донаты. В будущем надеемся на поддержку «Патреона».

Наша сила в том, что мы не пытаемся никого учить жизни, а разбираемся с собственными трудностями — как будто говорим на кухне. При этом у нас достаточно начитанности, насмотренности и кругозора, чтобы не казаться совсем уж тупыми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *