О чем можно узнать в словаре 3 класс
Урок русского языка 3 класс «Работа со словарями»
Тема: Работа со словарями.
Цели обучения, которым посвящен урок:
1.2 Определение темы и основной мысли информации/сообщения
2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте
3.6 Соблюдение каллиграфических норм
Все учащиеся смогут:
Узнать о работе со словарями синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.
Большинство учащихся смогут:
Прочитать текст, ответить на вопросы по тексту, определить основную мысль.
Поучаствовать в диалоге.
Объяснять лексическое значение слова с помощью словарей.
Характеризовать героев сказок и басен при помощи антонимов.
Заменять фразеологизмы и устаревшие слова синонимами.
Использовать дополнительную литературу.
Некоторые учащиеся смогут:
Объяснять устаревшие слова.
Основные термины и словосочетания:
Часы, часовой завод, часовщик, часовой механизм, часобои, склянка, чело, перст, око, устаревшие, заимствованные слова.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский
Вопросы для обсуждения:
Почему часы могут тикать и бить?
Какими часами ты пользуешься?
Какие часы более точные?
Какие часы могут показывать точное время?
Благодаря чему появилась возможность измерять время более точно?
Какие слова употребляются очень редко?
Почему некоторые слова уже в речи не используют?
Материал прошедших уроков
Речь. Устная и письменная речь. Требования к речи. Речевой этикет. Язык – средство общения и познания. Языковые явления. Сопоставление произношения и написания слов. Предложение. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Текст. Типы текста. Сравнение текстов описательного и повествовательного характера. Тексты делового и публицистического стиля. Виды орфограмм. Орфографические правила. Произношение и правописание гласных и согласных в корне слова. Твёрдые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Удвоенные согласные в корне. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание. Синонимы и антонимы. Случаи омонимии (без термина). Фразеологизмы и крылатые выражения.
Создание положительного эмоционального настроя.
В комнате находится старинная прялка.
Педагог. Перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.
(Педагог крутит колесо прялки.)
Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки.
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
(К) Чтение текста о часовом механизме, устройстве часов.
Участие в диалоге, объяснение, почему часы могут бить и тикать. Дети узнают о старом названии часов, устаревших и вышедших из употребления словах. делают вывод о развитии русского языка, появлении новых слов.
Работа над грамматической и лексической темами урока.
Минутка чистописания: работа с пословицей – Век долог, да час дорог.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов.
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.
В рубрике «Это интересно!» рассказывается, почему скорость кораблю измеряется в морских узлах.
(К) Предлагается исследовать предыдущее упражнение, выписать выделенные слова. Пользуясь словарём, дети находят и объясняют лексическое значение выделенных слов.
(Г) Работа со словами синонимами – нахождение лишнего слова в каждом ряду.
1. Погожий², ясный², долгий ², солнечный².
Разбор слов по составу.
(П) При рассматривании картинки заменить и записать устаревшее значение слов новым, которое используется в наше время. Можно воспользоваться словарями устаревших слов. В жизни современного человека появляются новые явления, совершаются открытия, изобретаются новые предметы. Их надо как-то называть, поэтому и возникают новые слова. Многие предметы приходят в обиход из других культур. Например, слово «пюре» пришло к нам из Франции, а «баскетбол» – из Англии. Некоторые слова связаны с профессиями. В группе строителей более употребимыми станут новые слова «вира» («вверх») и «майна» («вниз»).
Лексическое значение слова
Всего получено оценок: 98.
Всего получено оценок: 98.
Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.
Определение понятия и способы объяснения значения слова
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.
Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.
Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.
Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.
Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что означает то или иное слово.
Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
В помощь школьникам и не только им созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.
Что мы узнали?
Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно прочитать в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.
Тип урока: Освоение новых знаний
Познакомить учащихся со словарями, научить работать по ним.
Заинтересовать предстоящим изучением словарей изучением родного языка
I .Вступительная часть – 1 минута
— Ребята! Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
— Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами русского языка.
1. Задание « Дополни предложение». – 5 минут
— Ученик в тетради написал предложение:
— Что вы можете сказать об этом предложении?
— Давайте попробуем преобразовать его. Самое красивое из ваших предложений мы запишем в тетрадях.
В воздухе тихо кружатся пушистые снежинки.
— Что теперь можете сказать о данном предложении? Какое предложение получили?
Предлагаю разобрать данное предложение.
Молодцы, ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много слов. И я думаю, что в вашем словарном запасе ( лексиконе), есть ещё много замечательных и нужных слов. А вы не задумывались, сколько слов в русском языке?
Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение:
Сегодня мы узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они « хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари? Поэтому наш урок мы проведем в форме устного журнала, я так и назвала его « Словари – наши помощники».
Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём рассказывают их словарные статьи. Этому мы будем сегодня учиться.
III . Первая страница журнала – « К несметным сокровищам страны Слов»- 7 мин.
Открываем первую страницу журнала.
Знакомство с толковым словарём. ( В роли словарей выступают ученики. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой словаря.)
Я – Толковый словарь. Моё назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей: школьный толковый словарь – авторы Лапатухин, Скорлуповская, Снетова. Толковый словарь Ожегова, в котором 50 тысяч слов.
— А какой самый большой словарь.
В самом большом толковом словаре 17 томов, в нём объясняется 120 тысяч слов.
— Вы уже знаете, как располагаются слова в словаре?
— А теперь давайте попробуем с помощью словаря объяснить значение слова АВТОРИТЕТ
— Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?
Найдите слово КОРЫСТЬ
I ряд – грамматические формы
II ряд – значение слова
III ряд – пример употребления в речи
— Вспомните, в каком известном произведении мы с вами встречали это слово? Кто автор?
— Какой была старуха? ( корыстной) А старик? ( бескорыстный)
— А сейчас, отгадав загадку, вы догадаетесь по слову – отгадке, словаре пойдет речь. Отгадайте загадку, но сначала откройте скобки.
Варят из меня из меня томат,
— Да, конечно, в нашем школьном словаре словарных слов. В нём записаны слова с непроверяемыми орфограммами, которые требуют запоминания. Давайте вспомним некоторые слова.
Назвать одним словом:
— Общее название для всей семьи, наименование, которое добавляют к имени и отчеству. ( ФАМИЛИЯ)
— Учащийся школы. ( УЧЕНИК)
— Небольшой сочный плод кустарников и некоторых растений. ( ЯГОДА)
— Шестой день недели. ( СУББОТА)
— Сшитые листы чистой бумаги в обложке. ( ТЕТРАДЬ)
— Близкое по смыслу слово весёлый. ( РАДОСТНЫЙ)
— Разберите слово РАДОСТНЫЙ по составу.
Написание слов ты можешь проверить по орфографическому словарю. Ученики средней школы работают со словарём С.Е, Крючкова.
Как работать со словарем.
1. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Учитывается не только первая буква, но и последующие.
2. Слова записаны в начальной форме.
3. На всех словах стоит ударение. Поэтому ты можешь проверить и правильность ударения.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Куда следует обращаться, чтобы правильно написать слово?
2. Как найти в словаре нужное слово?
3. В какой форме записаны слова?
V . Третья страница журнала – « К словам разнообразным, близким, но чуточку разным».- 7 мин.
— Найдите слово, которое мы разбирали по составу.
— А как оно у нас появилось? ( синоним к слову ВЕСЁЛЫЙ)
— Сейчас мы познакомимся со словарем, где собраны слова близкие по значению.
Я – Словарь Синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повтора одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов. Автор – Александрова.
— Пользуясь словарем, назовите синонимы к слову БЕСЕДОВАТЬ.
Упражнение в подборе синонимов.
— Соедините стрелками данные слова так, чтобы они образовали смысловые пары. ( Устно)
У нашего щенка забавная _______________.
Маленький жеребёнок резво _______________ по лугу.
Минус – плюс, огонь – вода,
Я – Словарь Антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: « это хорошо или плохо?», « Еще рано или уже поздно?»
В словаре представлено 20 антонимических пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого члена пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря – М.Р. Львов.
2. Знакомство со словарной статьёй.
Длить веселье все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
( М.Ю. Лермонтов « Одиночество»)
VII . Пятая страница – « Какого роду – племени?»
1. Знакомство со словарем.
Я – Словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Василевская.
— Русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Ещё в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов.
— Объясните слово « комплимент»
2. А теперь послушайте и решите задачу.
В словах кашне ( шарф) и пенсне есть общая часть не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне обозначает – прячьте нос, а пенсне – держи за нос.
3. Игра « Комплименты»
— Эту страницу я хочу закрыть словами поэта Бокова:
Следуйте хорошему примеру –
Продлевайте добрым словом жизнь людей!
— Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на урок.
Конспект урока родного русского языка.Тема урока: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»
Конспект урока родного русского языка.
Составила учитель начальных классов Сологубова Н.Б.,
Класс 4 Предмет : «Родной русский язык»
Тема урока: «В гостях у словарей…Знакомство с разными видами словарей. Работа со словарями русского языка»
Тип урока: Урок развития умений и навыков.
1)Расширение представлений обучающихся о значении слова.
2)Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации, приемами выборочного и и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников.
3) Развитие умений работать со словарными статьями из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов.
иностранных слов, анализировать их, определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.
4) Развитие умения точно и образно выражать свои мысли, обогащение словарного запаса детей, использование в своей речи слов- синонимов, антонимов, многозначных слов.
5)Развитие умения работать в группе, в паре постоянного состава.
момент. Актуализация знаний.
Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
На уроках, особенно на уроках русского языка и литературы, по словам автора стихотворения, мы купаемся в море слов. А разве есть такое море? О чем же тогда говорит автор?
Итак, прослушав замечательное стихотворение и поразмышляв, я думаю, вы настроились на серьезную работу.
Откройте тетради, запишите число.
Придумайте и запишите однокоренные слова к слову слово.
Как много слов у вас получилось!
— Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше» Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.
Сколько же все-таки слов в нашем языке? «В словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На
самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.
Читаете ли вы словари?
Познавательные УУД
1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. П редставлять информацию в виде схемы.
3 . Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
– Прочитайте текст в упр. 109 стр.67
Вывод: Какова его главная мысль?
(«Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю».)
– Как она выражена: прямо или читается между строк?
Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. (Словари.)
– Какие вы знаете словари?
– Что можно узнать из словарей? (Предположения детей.)
Проверим ваши предположения в конце урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока)
Регулятивные УУД
1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Работа по учебнику.
– Найдите предложения, соответствующие схемам.
– Прочитайте 2-й абзац. О чём говорят знаки в конце предложений?
– Как называются такие предложения?
– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.
1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь.)
2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и то же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.)
3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.)
4) С моей помощью вы можете узнать о значении иностранных слов. (Словарь иностранных слов.)
– Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?
– В каком словаре можно узнать о многозначности слова?(В толковом)
– Назовите многозначные существительные.
Ребята, существуют и другие словари- орфографические, словари фразеологизмов, энциклопедические, этимологические.
Ребята зачитывают информацию о слове дружба в разных словарях:
-толковый словарь Ожегова;
-толковый словарь Даля;
-этимологический словарь (происхождение слов);
Составьте и запишите и 2-3 предложения о дружбе, подчеркните орфограммы.
Личностные результаты
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V Работа по теме урока
а)Работа с толковым словарем.
-В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове «гроза»
-Что могут обозначать числа 1 и2 в словарной статье?
-В каком значении может употребляться это существительное?
-Прочитайте предложения. В каком значении в них употреблено
слово «гроза»? Как вы это определили?
-Составьте и запишите два предложения с опорой на репродукции картин,где бы слово «гроза» употреблялось в прямом и переносном смысле:
чтобы слово гроза обозначало атмосферное явление, и в переносном значении, чтобы слово гроза употреблялось в значении чего- нибудь внушающего страх.
(Летом была сильная гроза. Пираты- гроза морей)
-Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
-Какой вывод вы можете сделать?
-Какие слова называются многозначными?
Вывод: имена существительные употребляются в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно,а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
Все значения многозначного слова чем то похожи, имеют что то общее.
б) Работа со словарём синонимов.
– Что такое синонимы?
– Приведите примеры синонимов.
-Прочитайте отрывок из повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
С помощью каких слов автор передает гнев отца? В чем особенность
Этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?
-Найдите, назовите и выпишите слова –синонимы.
— Какие слова называются синонимами?
Вывод: синонимы –это слова одной и той же части речи,
отвечающие на один и тот же вопрос,близкие по значению.
-Какую роль в речи имеют существительные синонимы?
(Гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун)
В каком значении употребляются эти –слова-синонимы?
(Эти слова употребляются в переносном значении.)
В)Работа со словарем антонимов
-Выпишите антонимы –парами из пословиц.
Ученье свет,а неученье тьма.
Какого начало, таков и конец.
Не узнавши горя, не узнаешь и радости.
г)Игра: «Подбери слово».
Я называю слово,а ученики 1-ой и 3-ей группы придумывают
к нему синоним, а ученики 2-ой и 4-ой группы придумывают –антоним.
Родина- отчизна, отечество- чужбина.
— Какие слова называются антонимами?
Вывод: антонимами называются слова, противоположенные по смыслу, являющиеся одной и той же частью речи, отвечающие на один и тот же вопрос.
д) Конкурс «Следствие ведут знатоки»
Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.
(группы тянут листочки с заданиями)
Мать говорила: «Марш в угол!»
После войны я снимал углы, в самые худшие годы.
Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным.
(выступление групп, оценка экспертами)
Учитель: А сейчас я вам хочу проверить вашу эрудицию, для этого предлагаю вам задание, требующее индивидуального решения.
Задание : раскройте значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г.Костомаров)
Оцените свою работу и работу членов вашей группы с помощью сигнальных карточек.
V 1Рефлексия.Итоги урока.
-Чем интересен был сегодняшний урок?
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
-Что у вас получилось лучше?
-В чем испытали трудность?
-Какое задание оказалось для вас легким
(трудным)?
-Где полученные знания пригодятся в жизни?
-Когда человек обращается к словарям?
Закончите предложение: Сегодня на уроке
К. Г. Паустовский писал: «Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных” слов, я делил на разделы слова: «лесные”, «полевые”, слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных”.
Составьте (по группам или индивидуально) словарики «лесных”, «полевых” или «снежных” слов (по выбору) к следующему уроку развития речи.
2.Напишите небольшое сочинение «Что я узнал из словарей о слове …”