О чем можно сказать много
Что такое Много и что такое Мало. Урок 20
Темы уроков Учитель никогда не назначал заранее. Всё складывалось само собой. Чаще всего Ученик спрашивал Учители о чём-то. Бывало так, что Учителю приходила мысль, и он начинал рассказывать Ученику об этой мысли, то сейчас был тот редкий случай, когда Ученик сам рассказывал Учители свои мысли. Учитель очень ценил такие рассказы потому, что они говорили ему о наступающей зрелости Ученика. В эти минуты Учителю становилось грустно. Учение этого Ученика заканчивалось, а Учитель уже привык к нему. Но всё когда-то заканчивается и время учёбы в школе волшебника тоже. Но давайте послушаем, что же рассказал Ученик Учителю в этот раз.
Почему-то Учитель хотел, чтобы ученики обращались с ним только «на ты». Хотя, конечно, если кто-то называет его «на Вы» он тоже не возражал.
— Внимательно слушаю. – Ответил Учитель. – Очень внимательно. Продолжай.
— Так вот. – Продолжал Ученик. – Думал я, думал и вот что надумал.
Слова «Много» или «Мало» являются решением того. Кто их говорит. Он видит что-то, сравнивает с чем-то другим. Если то, что он видит больше того с чем он сравнивает, то он говорит «Много», а если меньше, то – «Мало». Учитель, я прав?
— Да, ты прав Ученик. Только всё немного сложнее. Здесь нужно посмотреть, что сравнивается и с чем сравнивается. Назовём то, что сравнивается Объектом, а то с чем сравнивается, назовём Базой. Эти названия могут быть любыми. Лишь бы они удобно раскрывали смысл того, что мы рассматривает. Сравнение Объекта с базой делает постоянно всё живое и неживое в природе. Например, если налить в стакан воду, то поверхность воды в стакане, когда успокоится, будет совершенно ровной и горизонтальной. Почему? Потому, что если часть воду будет выше средней линии, то природа ей скажет «Много» и вода опустится до среднего уровня, если ниже средней линии, то природа скажет «Мало» и вода поднимется до средней линии. На поверхности Земли, где действует сила притяжения, средняя линия параллельна поверхности Земли, а там где сила притяжения очень мала, то средняя линия воды будет иметь форму маленького шарика.
Можно привести пример растения, которое растёт, против направления линии притяжения с учетом освещённости. Когда в желуде животного пищи мало, то он начинает искать, где бы поесть. А что происходит, когда он поел? Появляется слово «Норма». Поэтому нужно рассматривать вместе на два, а три слова: «Много», «Мало» и «Норма». Это, во-первых.
На научном языке процесс выбора одного из этих слов называется анализом. Конечно, природа не знает как называется то, что она делает, но делает это очень хорошо. Нужно, чтобы и люди делали это хорошо.
Во-вторых, нужно определить базу для сравнения. Примеров последствий, к которым приводит неправильная база, бесконечно много. Киты, которые потеряли базу для ориентации, выбрасываются на берег. Птицы, которые потеряли ориентацию, попадают не туда, куда должны были прилететь погибают стаями и так далее. Мы же с тобой поговорим о базе для ориентации человека на жизненном пути.
Человек рожается человеком только по форме тела и резервами умственных возможностей, а дальше всё зависит от того чему научится этот человек. На каком языке человек будет говорить. Какие книжки он прочитает. Каких людей он будет слушать и воспринимать. Другими словами, какую базу для сравнения заложат в этого человека. Это и мораль, это и религия, умение уважать, общаться, добиваться своего и много, много другого. Не хватит времени, что бы всё это обсудить, но твой подход правильный и я рад, что ты начинаешь размышлять о таких сложных вещах. Может, хватит на сегодня, как ты считаешь?
— Да, Учитель, достаточно. Но ведь интересно, правда?
Значение слова «много»
2. В сочетании со сравн. ст. прилагательных означает: значительно, гораздо. [Сережа] был много способнее тех мальчиков, которых педагог ставил в пример Сереже. Л. Толстой, Анна Каренина. Есть осенние одуванчики, они много меньше летних и крепче их. М. Пришвин, Лесная капель.
3. Разг. В сочетании с числительными и словами, обозначающими количество, время и т. п., означает: не больше, чем. В каждой телеге сидело по одному, много по два мужика. Тургенев, Отцы и дети. Почти в каждой деревне стоит часовенка — крохотное рубленое здание, чуть побольше обычной крестьянской баньки, с одним, много с двумя окошками и крышей, как у любого дома. Тендряков, Онега.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МНО’ГО, нареч. 1. В большом количестве, очень. — Бедная! Как она мало жила! Как она много любила! Нкрсв. Много будешь знать — скоро состаришься. Пословица. 2. в знач. числит. (косв. падежами служат соответствующие падежи мн. ч. от многий). Большое количество. М. лет прошло с тех пор. Мне нехватало многих сведений. У них м. детей. М. шуму из ничего. 3. в знач. сказуемого. О чем-н., имеющемся в слишком большом количестве. Этого мне м. Пятьдесят рублей за такую вещь — это м. 4. При сравн. степ. (простореч. также с предлогом «на»): значительно, гораздо. М. лучше. М. меньше. На м. лучше. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мно́го (числительное)
1. (неопределённо) большое количество, значительное число кого-либо, чего-либо ◆ Много воды, много яблок. ◆ Много лет прошло с тех пор. ◆ У них много детей. ◆ Много шуму из ничего. ◆ Много народу.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
много (наречие)
1. в значительной мере, в большом количестве, очень ◆ Он много занимался. ◆ — Бедная! Как она мало жила! Как она много любила! Некрасов ◆ Много будешь знать — скоро состаришься. Поговорка
2. в знач. сказуемого чрезмерно, в избытке, больше, чем нужно, чем желательно ◆ Этого нам будет много. ◆ Пятьдесят рублей за такую вещь — это много.
3. при сравнительной степени устар. прост. значительно, гораздо ◆ [Серёжа] был много способнее тех мальчиков, которых педагог ставил в пример Серёже. Толстой, «Анна Каренина» ◆ Есть осенние одуванчики, они много меньше летних и крепче их. Пришвин, «Лесная капель»
4. разг. устар. в сочетании с числительными и словами, обозначающими количество, время и т. п. : не больше, чем ◆ В каждой телеге сидело по одному, много по два мужика. Тургенев, «Отцы и дети» ◆ Почти в каждой деревне стоит часовенка — крохотное рубленое здание, чуть побольше обычной крестьянской баньки, с одним, много с двумя окошками и крышей, как у любого дома. Тендряков, «Онега»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова скопытиться (глагол), скопытился:
У р о к 12. МНОГО. ОДИН. ЦИФРА 1
Цели урока:познакомить учащихся с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, учить соотносить число и цифру; учить детей сравнивать «один» и «много»; работать над развитием логического мышления учащихся; прививать детям интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Знакомство с понятиями «много» и «один».
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) группу предметов таким образом, чтобы один из них был отличен от других.
Например:9 кругов синих, 1 – зелёный;
5 кубиков больших, 1 маленький и т. д.
– Что заметили? (Синих кругов – много, зелёный – один.)
Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать наводящий вопрос, чтобы подвести учеников к ключевому слову «много», например:
– Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелёными?
– Если бы мы не могли сосчитать все синие круги, что бы сказали об их количестве? И т. д.
– О каких предметах в нашем классе можно сказать, что их много? (Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки и т. д.)
– Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Доска, дверь, учитель и т. д.)
Формирование умения различать понятия «много», «один».
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
По сюжетной картинке (с. 20, часть 1) учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много», «один».
– Каких предметов нарисовано много?
– Какой предмет – один?
Данную работу можно провести в виде игры «Кто самый внимательный?».
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Ученики выполняют задания в рабочей тетради.
– Слева нарисуйте много жёлтых треугольников, справа – один красный квадрат.
– Вверху нарисуйте много зелёных кругов, внизу – один голубой треугольник.
– Нарисуйте одно яблоко и много цветов. И т. д.
Дети могут и сами предложить аналогичные задания.
В з а и м о п р о в е р к а.
Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов.
Р а б о т а в т е т р а д и.
З а д а н и е 1 (с. 6 в тетради № 1):
– Какие фигуры изображены на рисунке?
– Почему так считаете?
– Обоснуйте ваше мнение. (Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.)
– На сколько квадратов больше, чем кругов?
– Раскрасьте «лишний» квадрат.
III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.
Подготовка учащихся к восприятию цифры 1.
Учитель. Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.
– А можно ли как-то по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
– Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.
(Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 1.)
– На что похожа цифра 1?
– А вот С. Я. Маршак написал о единице так:
Вот один, иль единица.
Очень тонкая, как спица.
Анализ образца.
– Из скольких элементов состоит цифра 1?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
– Тогда посмотрите, как её буду писать я. (Учитель несколько раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её особенности.)
Письмо цифры 1.
– А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.
Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам (с. 6 в тетради № 1, задание 2), после чего пишут цифру с а м о с т о я т е л ь н о.
IV. Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Посмотрите на рисунок (с. 21, часть 1).
– О чём можно сказать «много»?
– О чём можно сказать «один» («одна», «одно»)?
З а д а н и е на развитие логического мышления.
Учитель может использовать задание, данное в учебнике (с. 21, часть 1), либо подобрать своё задание.
– Кто с каким клубком играет? (Рыжий котенок играет с большим синим клубком, белый котенок – с маленьким синим, а серый котенок – с красным.)
V. Итог урока.
– Чему научились на сегодняшнем уроке?
– Какое задание понравилось больше всего? Почему?
У р о к 13. ЧИСЛА 1, 2. ЦИФРА 2
Цели урока:познакомить учащихся с числом 2, его графической записью – цифрой 2, учить детей писать цифру 2; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся; прививать детям аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
На магнитной д о с к е расположены предметные картинки. Например: одно яблоко, две груши, две морковки, одна слива, один арбуз, две вишенки.
– На какие 2 группы можно разделить данные предметы? (Учащиеся могут предложить различное деление, учитель должен остановиться на делении на группы по количеству предметов.)
– Расположите предметы соответственно группам:
1 слива 2 морковки
(Учащиеся располагают на доске рисунки.)
– Что можно сказать о предметах первой группы? (Их по одному.)
– Что общего у предметов второй группы? (Их по два.)
– Дополните каждую группу своими предметами. (Учащиеся из наборного полотна выбирают соответствующие предметные картинки и добавляют в каждую группу.)
Знакомство с числом 2.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть сюжетную картинку (с. 22, часть 1).
– О каких предметах можно сказать, что их «один» («одна», «одно»)? (Дом, дедушка, девочка, мальчик, мама, колодец, петушок, курица, котёнок и т. д.)
– Каких предметов по два? (Два окна, 2 маленьких ведёрка, 2 цыплёнка и т. д.)
– Рассмотрите следующий рисунок.
– Сколько на рисунке ложек? (Одна.)
– Сколько на рисунке блюдечек? (Одно.)
– Сколько на рисунке ножей? (Один.)
– Сколько на рисунке кружек? (Одна.)
– Как можно записать число 1? (При помощи цифры 1.)
– Запишите цифру 1. (Учащиеся в рабочей тетради или 1–2 человека записывают на доске цифру 1.)
– Сколько на рисунке ботинок? (Два.)
– Сколько на рисунке варежек? (Две.)
– Сколько на рисунке сапог? (Два.)
– Сколько на рисунке носков? (Два.)
– Как по-другому можно назвать два предмета? (Пара.)
– Как записать число 2? (С помощью цифры 2.)
15 фраз и слова-паразиты: психологи рассказали, как быстро узнать собеседника
Каждый малознакомый человек похож на непрочитанную книгу. Узнать его за несколько встреч практически невозможно. Но только если не знать некоторые секреты психологии
Фразы, которые очень часто повторяет человек, его слова-паразиты могут полностью раскрыть характер собеседника или хотя бы рассказать о некоторых его чертах.
Фразы и характер
У каждого человека есть любимые выражения, свои особенности речи, которые могут многое о нем рассказать:
1. «Я это знаю». Если ваш собеседник любит произносить эту фразу, он достаточно самоуверен, ему не нужно от вас одобрения или поддержки. Иногда ее произносят и те, кто не заинтересован в общении.
2. Привычка говорить о себе в третьем лице, например, «Милана смогла это сделать». Многие дети (до 3 лет) говорят о себе в третьем лице, это ни о чем не говорит. Но если подобная привычка есть у взрослого человека, то она говорит об эгоцентризме. У него высокая самооценка, он стремится, чтобы весь мир вертелся вокруг него, желает привлечь к себе внимание.
Читайте также: 15 августа: какой сегодня праздник, особые приметы на деньги и любовь
3. «Постараюсь». Если собеседник часто произносит это слово в деловом разговоре, это означает, что он будет тянуть до последнего, ему сложно от слов перейти к делу.
4. Длинные и короткие предложения. Задумчивые и меланхоличные люди привыкли высказываться длинными предложениями. Часто они могут начать говорить и так и не завершить свою мысль, за это время у них родились новые ассоциации.
Эта привычка есть и у интеллектуалов. Представители современного поколения привыкли к быстрому темпу жизни, и речь их бывает обрывистой. Короткие фразы используют люди с ясным умом, отличающиеся жизнелюбием, они любят все раскладывать по полочкам. У них всегда есть четкие жизненные цели, они окружены множеством друзей и знакомых.
5. «Нечего себе!». Эту фразу любят бескорыстные люди, которые привыкли отдавать, а не брать.
6. Постоянный повтор фраз с «я». Если в разговоре собеседник постоянно повторяет «я думаю», «я хочу», то это признак самовлюбленного человека, а также показатель эгоцентризма.
7. «Я не понимаю». Это любимая фраза упрямого человека, который не настроен на разговор, на общение. Даже если вы подробно все объясните, результата не будет, собеседник не желает вникать.
8. «Потом». Если человек не объяснил, почему он хочет отложить этот разговор, то, скорее всего, слова «давай потом» говорят о том, что собеседник не хочет продолжать общение, ее можно расшифровать как, «лучше никогда».
Слова и характер
Словарный запас среднестатистического молодого человека – 32 тысячи слов, но какие-то из них мы употребляем чаще. Среди них есть и слова-паразиты.
Психологи говорят, что частое употребление вводных слов, таких, как «короче», «кстати», «наверное», могут указывать на эмоциональную неустойчивость, желание скрыть свою неуверенность.
Отдельные слова, часто проскакивающие в речи, могут многое рассказать о вашем собеседнике:
1. Большое количество уменьшительно-ласкательных слов. Если человек привык так говорить о своих вещах (чашечка, ложечка, подушечка), то это механизм самозащиты, он пытается сделать окружающее пространство более безопасным для себя.
Привычка использовать уменьшительно-ласкательные слова по отношению к другому человеку (ножка, кофточка) говорит о том, что для него собеседник ассоциируется с ребенком. К детям большинство относится хорошо, это может говорить о симпатии.
Если человек не только близких, но и коллег, незнакомых людей называет ласковыми прозвищами (золотко, милая), то он пытается показать свой авторитет, самоутвердиться, продемонстрировать, что он выше своего собеседника.
2. Кстати. Это любимое слово интровертов, которым не хватает внимания окружающих. Ощущая дискомфорт или неловкость при встрече с новым собеседником, он пытается взять себя в руки и высказать свою мысль, сделать так, чтобы ее услышали.
3. Короче. Оно показывает нервозность человека, его спешку, часто встречается в лексиконе людей с неуравновешенной психикой, вспыльчивых, нервных, типичных холериков.
4. Так сказать. Это слово любят употреблять подвижные, экспрессивные люди, с быстрой речью. Оно им необходимо, чтобы сделать остановку, соединить слова и мысли в одно целое.
5. Просто. Его любят те, кто зависим от мнения других людей, часто оправдывается, избегает ответственности. У них нет своего мнения или же они в нем не уверены. Тем самым они как бы показывают, что в жизни все должно быть без сложностей, разумно и просто.
6. Как бы. Это любимое слово-паразит творческих людей, живущих в собственном придуманном мире, изолированном от общества. Оно подчеркивает их неуверенность. Также его любят использовать подростки.
7. Вот. Это сигнал того, что часть истории была закончена, собеседник хочет вернуться к основному разговору. Также это может быть знаком того, что собеседник хотел бы продолжить разговор, но не знает, что сказать, эта беседа ему наскучила.
Слова-паразиты помогают выразить эмоции и чувства человека, они могут многое рассказать о его настроении. Но не стоит судить о характере человека по одной случайно сказанной фразе или слову. Говорить о тех или иных чертах можно только в том случае, если они постоянно встречаются в его речи.
Люди, использующие эти 3 фразы, отличаются низким уровнем эмоционального интеллекта
Хочу поделиться с вами одним очень интересным психологическим методом, который способен значительно улучшить жизнь.
По крайней мере для меня это сработало. Этот метод основан на умении слышать слова других людей на нескольких уровнях, и, благодаря этому, понимать, что они в действительности пытаются вам сказать, и стоящую за этим мотивацию.
И если получится по-настоящему вслушаться в их слова, то вы можете с удивлением осознать, что во многих случаях вы понимаете их мотивацию лучше, чем они сами.
Этот метод имеет прямое отношение к тому, что мы называем эмоциональным интеллектом.
Да-да, я знаю, звучит слегка пафосно и не от мира сего. Так что давайте-ка побыстрее перейдем к практическому применению этой методики, заключающейся в том, чтобы прислушиваться в речи собеседника к определенным токсичным фразам и вербальным подсказкам, характерным для людей с низким уровнем эмоционального интеллекта.
Следующие примеры помогут вам понять, к чему именно вам следует присматриваться в окружающих вас людях. После вы узнаете, о чем в действительности говорят эти фразы, и что это может сказать об их личности.
Токсичная фраза №1: «Я так тебя понимаю».
Представьте себе одну гипотетическую ситуацию… К примеру, вам пришлось столкнуться с какой-то неприятностью или трудностями на жизненном пути, и вы решили рассказать об этом коллеге, с которым проработали вместе несколько лет – не так уж важно, зачем. Может быть, вы нуждаетесь в доброжелательном совете. Возможно, вам хочется, чтобы вас поняли и посочувствовали.
А может, вам просто хочется выговориться.
Но после того, как вы рассказали о том, что происходит, человек, от которого ожидали внимания и понимания, отвечает вам короткой фразой из четырех слов: «Я так тебя понимаю».
А дальше возможны варианты. Возможно, этим все и ограничится, и этот человек отвернется от вас, вернувшись к своим делам. А может, он начнет в ответ рассказывать о своих проблемах и неприятностях, в лучшем случае имеющих лишь отдаленное сходство с тем, с чем пришлось столкнуться вам.
И вы начинаете спрашивать себя: «Не навязываюсь ли я этому человеку? Не выгляжу ли я нытиком? Не слишком ли затягиваю рассказы о своих проблемах?»
Ну как, знакомая ситуация? Если да, то не торопитесь с выводами и не спешите себя обвинять, мы вернемся к рассмотрению данной ситуации чуть позже.
Токсичная фраза №2: «А ты не можешь просто … »
О, эта фраза – одна из моих любимых. Еще раз представьте, что рассказываете кому-то из знакомых историю из своей жизни или описываете какую-то жизненную ситуацию.
И, как в любой хорошей истории, в вашей истории есть конфликт. В ней есть что-то, что главный герой должен преодолеть, чтобы она закончилась хорошо (вне зависимости от того, кто этот главный герой – вы или кто-то еще).
Представьте, что вы говорите что-то вроде: «Знаешь, я так устаю, когда прихожу вечером с работы, а мне нужно еще приготовить ужин для детей, а потом уложить их спать». Понятное дело, что вы говорите это в надежде на понимание и сочувствие нелегкой судьбе героя, но знаете, что получаете в ответ? «А ты не можешь просто попросить своего мужа приготовить ужин, пока ты едешь домой?»
Вы можете нарваться на подобный ответ практически в любой ситуации, когда на что-то жалуетесь:
«А ты не можешь просто сказать им, что будет или так, или никак, а если им не нравится, пусть поищут себе другую работу?»
«А ты не можешь просто убрать еще больше углеводов из своего рациона и перестать есть после шести вечера?»
Получив вместо внимания и участия этот полубезразличный ответ, вы начинаете закипать внутри, словно чайник, мысленно говоря своему собеседнику: «А тебе не кажется, что будь у меня возможность «просто» сделать это, то мы бы сейчас об этом не разговаривали?»
И еще одна фраза, последняя…
Токсичная фраза №3: «Как твои дела, хорошо?»
Постойте, можете сказать вы. Как, с позволения сказать, простой вопрос о том, как у кого-то дела, может быть токсичной фразой?
И что она может сказать нам об эмоциональном интеллекте того, кто ее говорит?
Откровенно говоря, первые три слова этой фразы сами по себе не так уж и плохи, нам стоит остерегаться лишь этого «хорошо» в самом конце.
Когда кто-то спрашивает, как у вас дела, это может быть проявлением настоящего и неподдельного интереса к вашему благополучию… Если только в той же фразе вам не подсказывают единственный приемлемый для этого человека ответ. «Хорошо» в конце этой фразы говорит о том, что его совершенно не интересует, как у вас дела на самом деле, и ему нужен от вас лишь дежурный ответ, чтобы согласно кивнуть и выбросить вас из головы.
На самом деле дело не во мне, а в тебе
Несколько недель назад мне попалась отличная статья о том, как давать хорошие советы, и я внезапно осознал, что, кроме всего прочего, она позволяет оценить с точки зрения полезности советы, которые дают вам другие люди.
Как это сделать проще всего? Старайтесь замечать, сколько наводящих и уточняющих вопросов они задают перед тем, как что-то вам посоветовать.
Если они тратят немало времени на то, чтобы выяснить всю подноготную вашей ситуации, и задают кучу вопросов, чтобы понять, как проще и эффективнее всего помочь, это определенно является хорошим признаком. Безусловно, это не говорит о том, что вы должны следовать таким советам безоговорочно, но стоит как минимум принимать их во внимание.
Но если они стараются как можно быстрее завершить разговор, прямо или опосредованно пытаясь сказать вам «Ну все, все, мы услышали достаточно – вам нужно сделать то-то и то-то», это говорит о том, что данные вам советы вряд ли окажутся особо полезными, так как людей, которые пытаются их дать, не очень-то интересует ваше мнение, жизненные обстоятельства и поможет ли вам их совет в принципе.
Но мы далеко не всегда ищем у других людей совета. Порою нам нужно нечто совершенно иное.
Поддержка против переноса внимания
На самом деле есть два основных типа реакции людей на своих собеседников. Они могут либо поддерживать собеседника, стараясь, чтобы тема разговора не перескакивала с его жизненных обстоятельств и проблем, либо же переместить фокус внимания беседы на самих себя и того, что их интересует.
В общем и целом, люди с высоким эмоциональным интеллектом чаще всего используют в общении с другими людьми слова и выражения, говорящие об их поддержке собеседника. Люди же с низким эмоциональным интеллектом пытаются всеми возможными вербальными способами переключить тему беседы на себя, любимых (главным образом потому, что собственные проблемы и интересы занимают их куда больше, чем проблемы окружающих).
Давайте вернемся к приведенным выше примерам:
Теперь вы понимаете
Никто из нас не идеален. И даже люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не способны проявлять его постоянно – точно так же, как никто не способен быть гениальным или демонстрировать идеальную память 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Но это работает в обе стороны – да, мы должны следить за собою и одергивать себя, когда начинаем себя вести, как полные эгоисты, во всем теле которых нет ни грамма сочувствия, но нам стоит помнить и о том, что люди, с которыми мы общаемся, во многих случаях могут просто не обладать достаточным уровнем восприятия или эмоционального интеллекта, чтобы проявлять сочувствие.
Если мы замечаем фразы, говорящие о том, что здесь и сейчас их эмоциональный интеллект рухнул в бездну, нам попросту не стоит ожидать от таких собеседников внимания и поддержки.
И, поверьте, когда мы замечаем вербальные признаки подобного и осознаем, что на самом деле проблема вовсе не в нас – что мы вовсе не зануды и нытики, не упускаем «простых и очевидных» решений собственных проблем и вовсе не обязаны чувствовать себя «хорошо», чтобы не создавать проблем окружающим – это снимает с наших плеч огромную ношу.
Наш собеседник может просто не отличаться достаточным уровнем эмоционального интеллекта, чтобы видеть разницу между поддержкой и попыткой переключить беседу на себя – более того, он может даже не понять, что вы нуждаетесь в поддержке.
Но благодаря тому, что вы обращаете внимание на его речь и скрытые в ней подсказки, теперь вы это понимаете – и не ожидаете от него слишком многого.