О чем можно рассказать о себе
Что рассказать о себе на собеседовании: и тайны не раскрывать, и выгодно себя подать
Структурированное, ситуационное, проективное, поведенческое, стрессовое, групповое… Собеседования при приёме на работу бывают разными. Отправляясь на встречу с работодателем, соискатели могут только предполагать, в каком формате будет происходить интервью и какие вопросы будут задавать.
Спросить могут что угодно — о том, как продаётся горячий шоколад во Флориде или как взвесить слона без весов. Единственное, о чём могут знать кандидаты со 100% уверенностью, — их наверняка попросят рассказать о себе. Поэтому к самопрезентации можно и нужно подготовиться заранее, обдумав каждое слово, чтобы не провалить данный этап.
В каком виде
Ещё на этапе приглашения на собеседование следует спросить, в каком виде работодателю преподнести свою биографию. Возможно, такая информация содержится на официальном сайте компании или в объявлении о вакансии. Ведь сделать это можно по-разному, и в учреждениях к этой части интервью требования существенно различаются.
О себе можно рассказать:
Данный вопрос следует выяснить заранее. Часто в последнее время случается так, что соискатель приходит на собеседование, его просят включить презентацию с рассказом о себе, а он даже понятия не имел о таком требовании. Если нет информации, как именно проводится данная часть интервью в компании, желательно подготовиться ко всем возможным вариантам:
Когда просят рассказать о себе, и если у вас есть заранее подготовленная презентация, не стесняйтесь и спрашивайте, нет ли возможности продемонстрировать её. Это покажет вас в выгодном свете: вы умеете пользоваться Microsoft PowerPoint (или другими программами), заранее подготовились, подошли к устройству на работу максимально ответственно.
Как рассказывать
Многие соискатели, проходя собеседование, зацикливаются на вопросе, что рассказать о себе. Составляют яркие, красочные самопрезентации, не забывают об интересных фактах биографии, прорабатывают каждое слово… Но во время интервью теряются, бубнят что-то под нос и не могут себя подать вкусно — так, чтобы работодатель обратил на них внимания. Поэтому важно знать, как именно обыграть эту часть интервью, чтобы она стала очередным уверенным шагом на пути к получению работы мечты.
Что советуют психологи:
Обязательно возьмите на заметку советы психологов, как именно нужно рассказывать о себе на собеседовании. Уверенный тон и хороший слог станут гарантией успешного исхода дела.
Лайфхак. Чтобы повысить уверенность в себе, дома можно не только отрепетировать самопрезентацию для собеседования, но и снять её на видео. Это позволит оценить себя со стороны, исправить такие ошибки, как чрезмерная жестикуляция или неконтролируемая мимика.
Что рассказывать
Чтобы не упустить ничего важного, план рассказа лучше составить заранее. Какие тематические блоки в него должны входить?
Представление
Во-первых, начать рассказывать о себе нужно только после того, как вас об этом попросят.
Во-вторых, во многих источниках даётся совет представляться на собеседовании только по фамилии и имени, если вы устраиваетесь не на руководящую должность. Однако психологи настаивают всем добавлять ещё и отчество, независимо от возраста и вакансии. Если представиться Машей Васиной, всю жизнь можно так и остаться Машей Васиной. Добавляя отчество, вы демонстрируете самоуважение и собственное достоинства. Работодатель поймёт, что перед ним — человек, который ценит себя и требует того же от других.
Разрешается не употреблять отчество людям творческих профессий. При этом, если есть псевдоним, под которым вы известны в своём деле, — обязательно назовите его.
Личные данные
Именно этот блок собеседования нередко таит в себе подводные камни. Работодатель может начать задавать такие провокационные вопросы, как:
Если это стресс-интервью, отвечать следует немного дерзко, с долей юмора. Если это обычное собеседование, вы имеете полное право не раскрывать эти аспекты своей личной жизни. Вежливо, но твёрдо скажите, что подобные вопросы не касаются вашей профессиональной компетенции и вы бы не желали на них отвечать.
Образование
Опыт работы
Дополнительные сведения
В этом блоке можно рассказать о том, что вы, например, с детства мечтали об этой профессии, и это стало целью всей вашей жизни.
Цели формулировать кратко и звучно, в соответствии с той должностью, которую планируете занять. Например, сказать, что хотите работать на процветание компании и расти вместе с ней.
Личные качества
Сначала расскажите о своих общечеловеческих качествах, которые являются вашим стержнем и достоинствами. Это могут быть активность, целеустремлённость, ответственность, пунктуальность.
Затем выделите те качества личности, которые ценятся именно в данной профессии. Например, менеджеру по продажам нужно сообщить о своей коммуникабельности, генеральному директору — о лидерских чертах характера, педагогу — о любви к детям.
В этом тематическом блоке тоже возможны подводные камни. Работодатель может попросить рассказать о своих недостатках. Не нужно тотчас докладывать, что у вас плохо с тайм-менеджментом или нет силы воли. Помните, что вы обязаны показать себя только в выгодном свете. Поэтому ответ на вопрос должен быть с тонким налётом юмора: «Ой, я не могу жить без сладкого — это так усложняет мне жизнь».
Увлечения
Подробно рассказывать о своих увлечениях на собеседовании не стоит. Хорошо, если они работают на ваш профессионализм. Например, журналист или копирайтер могут с гордостью сообщить, что они пишут книгу или сочиняют стихи. Можно просто сказать, что вы любите дайвинг или скрапбукинг. В любом случае увлечённый человек представляет больше интереса, чем тот, у которого нет хобби.
Закончить свой рассказ о себе можно словами благодарности за то, что вас внимательно выслушали. Скажите, что будете рады ответить на любые вопросы.
Пример рассказа о себе
«Меня зовут Васина Мария Владимировна.
Мне 35 лет. На данный момент проживаю в городе Белозёрске, снимаю квартиру на улице Ленина — это всего в паре остановок от вас, так что проблем с опозданием на работу у меня не будет. Семейными узами не связана, в разводе. Есть сын-подросток 15 лет. Имею российское гражданство.
Имею высшее образование, полученное очно. В 2004 году с отличием окончила Белозёрский государственный педагогический университет, факультет педагогики и психологии по специальности «филология». Учитель русского языка и литературы. В 2009 посещала курсы повышения квалификации. Имею I квалификационную категорию. В 2013 году с отличием закончила «Школу копирайтинга THE WORDS».
С 2004 по 2012 год работала учителем русского языка и литературы в Школе № 25 города Белозёрска. С 2008 года — совмещала с должностью завуча. Имею опыт управленческой деятельности. Была Учителем года-2007. Начиная с 2013 года, работала в компании «WIKR Group» редактором, копирайтером и контент-менеджером. С последнего места работы имеется рекомендация.
Имею водительские права категории «B», владею немецким языком на разговорном уровне, продвинутый пользователь компьютера и Интернета (офис, Photoshop, движки).
Хочу раскрыться в творчестве, чтобы хобби (писательство) приносило мне ещё и хороший доход.
Это всё, о чем я хотела бы рассказать. Буду рада услышать ваши вопросы».
Если хотите произвести на работодателя хорошее впечатление на собеседовании, рассказ о себе как раз предоставляет такую возможность. К нему можно приготовиться заранее, сделать его ярким, подчеркнуть в нём свои достоинства. Точные, лаконичные и в то же время подробные факты станут базой для положительного принятия решения о приёме на работу.
Притянуть успех: как самопрезентация помогает в жизни
Термин «самопрезентация» в современном русском языке означает представление человеком самого себя с целью создания нужного впечатления у окружающих. Эксперты разделяет самопрезентацию на профессиональную и личностную. Первую используют в рабочей или учебной среде, вторую — при построении любовных и дружеских отношений. Эффективно презентовать себя можно с помощью короткого устного или письменного рассказа, а также «выкладывая» контент в социальные сети и профессиональные сообщества.
Самопрезентация на собеседовании
Грамотно представлять себя при поиске новой работы — целое искусство. Красивая самопрезентация открывает многие двери. Чтобы выгодно себя подать, нужно продемонстрировать сильные стороны и нивелировать слабые. Тогда человек получит желаемую должность.
При первом контакте впечатление формируется за 3-5 секунд, отмечает российский психолог и психоаналитик Людмила Полянова. Поэтому одинаково неправильно и крадучись входить в комнату для переговоров, и врываться, громко распахивая дверь. У работодателя должно сложиться ощущение, что перед ним адекватный, вежливый, но уверенный в себе человек.
После приветствия обычно начинается рассказ о себе. Здесь Людмила Полянова рекомендует придерживаться правила «краткость — сестра таланта». Идеальная самопрезентация занимает не больше одной-полутора минут. Если человек говорит дольше, это вызывает отторжение. Эксперт напоминает о правиле Elevator pitch: пока лифт поднимается до этажа (это обычно не более 30-40 секунд) надо настолько заинтересовать собеседника, чтобы он захотел продолжить общение. На собеседовании эффективен этот же принцип.
Важно также очень качественно себя оценить, уверен коуч и бизнес-тренер Николай Григорьев. Не лишним будет спросить у друзей, родственников, коллег о своих сильных и слабых сторонах. После этого коуч рекомендует заранее написать текст самопрезентации. На плюсах сделать акцент, а минусы — компенсировать. Например, не «ленивый», а «умеющий соблюдать баланс между трудом и отдыхом».
В начале послание может получиться слишком длинным и нескладным. Это нормально. После первых набросков текст нужно сокращать: Николай Григорьев рекомендует добиться того, чтобы в нем было не более 120-150 слов. Тогда его можно озвучивать на собеседовании.
В самопрезентации стоит делать упор на умения и навыки, важные для должности, на которую человек претендует. Например, глубокие познания в кулинарии для главного бухгалтера не нужны, а вот знание специальных программ приветствуется.
Главное в разговоре — объяснить, какую пользу вы можете принести компании. Например, увеличить продажи или поток клиентов. Желательно привести пример успешного решения похожих задач на предыдущем месте работы. Важно не «перегнуть палку»: слишком расхваливать себя точно не стоит.
«Вести себя достойно и в меру скромно, не «бомбардировать» своими знаниями и качествами. Избегать фраз: «вы должны мне платить столько-то», «вы обязаны мне предоставить ДМС». Если специалист хороший и умеет себя подать, то и так очевидно, что за три копейки он себя не продаст», — отмечает Полянова.
Екатерина Завьялова, эксперт по построению международной карьеры, резюмирует основные правила подготовки к беседе, способной заинтересовать собеседников:
Но презентовать себя специалисту нужно не только на собеседовании, но и в Сети. Даже если человек — отличный профессионал, если он никак не проявляет себя в коммуникативных пространствах, никто об этом никогда не узнает. Николай Григорьев рекомендует работать над «личным брендом». Для этого подойдут социальные сети, профессиональные сообщества.
«Интересный пост на форуме маркетологов может прочитать директор крупной компании и даже вступить в дискуссию. Его имя будет «на слуху», при поиске работы это пригодится», — отметил Николай Григорьев.
Любая карьера не «усыпана розами», продолжает специалист. В биографии любого человека есть спорные моменты — увольнения не по собственному желанию, частая смена работы, крупные штрафы. Скрывать и замалчивать это смысла нет. Григорьев советует идти по другому пути — признать свою ошибку и рассказать, какой вывод вы сделали из ситуации.
«Адекватный работодатель сумеет понять сотрудника и даст ему шанс проявить себя в компании», — резюмирует специалист.
Основные ошибки на собеседовании
Самопрезентация в личном общении
Встретить вторую половинку и завести друзей проще людям с хорошим навыком представления себя. И, наоборот, если человек не умеет общаться, он вряд ли будет восприниматься окружающими адекватно.
Вспомните ваше первое свидание. Скорее всего, оно было наполнено неловкостью, а в некоторые моменты вам обоим было некомфортно. Вы шли на встречу с боязнью, и ваша тревога передалась другому человеку. Умение произвести впечатление — важный и мощный инструмент. Его использование может привести как к расположению, так и отторжению других людей.
Юмор, искренность и адекватность — три кита, на которых держится личная самопрезентация, уверен клинический психолог и сексолог Валентин Денисов-Мельников.
Всех привлекают легкие в общении собеседники, с которыми не надо подбирать слова. В самом начале важно расположить к себе собеседника. Зачастую некоторые уже при первой первой встрече начинают хвастаться — высокими доходами, недвижимостью, положением в обществе, «набивают себе цену». Такая «самопрезентация» скорее отпугнет. По мнению психолога, лучше говорить о себе меньше и больше задавать вопросов собеседнику. Людям нравятся люди, которые интересуются их жизнью. В отличие от профессиональной самопрезентации, в личной скромность будет более уместной.
Хвастовство и излишняя самоуверенность не красят ни мужчину, ни женщину. Когда в каждом слове чувствуется вызов и конкуренция, вряд ли с вами захотят продолжить диалог, уверен эксперт. Не стоит говорить фразы: «я столько в жизни прошел, вам и не снилось», «я всегда оказываюсь прав».
«Дружеские или любовные отношения с конкуренцией не могут быть эффективными. В близких люди ищут поддержку и опору, но никак не конфронтацию», — сообщает Денисов-Мельников.
Одна из основных ошибок при общении — презентация себя как изначально незаинтересованного, недоступного человека. Фразы «сначала добейся», «сейчас не до тебя», «я попробую выкроить время, но не обещаю», хороши, только если хочется избавиться от собеседника.
Основные ошибки при знакомстве и общении
Вести себя естественно и искренне — залог успеха при первом знакомстве и последующем общении. Важно не изображать из себя персону, который вы не являетесь. Даже если взаимной симпатии не случится, хорошо, что люди поймут это в начале общения. Потратить друг на друга много времени, а потом понять, что человек «не тот» — сомнительная затея.
Тренер, автор курса в МИТРО, международный эксперт Ольга Мерц предлагает следовать пяти главным советам для развития самопрезентации:
Примеры рассказа о себе на собеседовании
Вы ищете работу, разослали резюме, и вас наконец пригласили на собеседование. Скорее всего, вы будете испытывать волнение, которое может повредить вам в беседе. Если вы будете чересчур зажаты, у рекрутера может не создаться о вас благоприятное впечатление. Чтобы эффектно подать себя и правильно подготовить рассказ о себе на собеседовании, пример которого приведен ниже, подскажут правила поведения.
Рассказ о себе на собеседовании: основные рекомендации
Существуют правила, ориентируясь на которые, нужно вести себя на собеседовании и рассказывать менеджеру о себе. Примите на вооружении некоторые советы:
Постарайтесь не пересказывать собственное резюме и найдите какие-то фразы, которые будут вас характеризовать положительно. С вашим резюме рекрутер и без того уже ознакомился. Теперь ему интересна ваша личность, ваш склад ума – а продемонстрировать все это можно только в личном общении.
Рассказ о себе на собеседовании: самое главное за 1 минуту
Пример рассказа о себе на собеседовании
«Меня зовут (так-то и так-то), мне … лет. Я женат (уточните свое семейное положение). Окончил институт (назовите свой ВУЗ). В свое время выбрал именно эту специальность (назовите ее в соответствии с требованиями вакансии), потому что она дала мне возможность для профессионального развития. Ваша вакансия меня очень заинтересовала, потому что работа у вас позволит мне совершенствоваться и впредь. Мне кажется, что мои знания вашей компании пригодятся. Дело в том, что я хорошо умею (перечислите свои навыки). Кроме того, мне нравится работать в команде, я коммуникабельный и целеустремленный человек. Быстро обучаюсь, люблю узнавать что-то новое. Из моих увлечений можно перечислить спорт, чтение, путешествия. Кстати, именно любовь к путешествиям у меня часто сочетается с работой: я никогда не отказываюсь от командировок. Наверное, этого достаточно для рассказа. Если у вас есть вопросы, я на каждый из них готов ответить».
Пример краткого рассказа о себе на собеседовании
«Здравствуйте. Основные сведения обо мне вы уже знаете из резюме. Могу немного рассказать о себе. Мне … лет, по специальности я работаю уже … года. Получать высшее образование по этой специальности решил осознанно, так как мне нравится профессия и то, что она может дать. Я стараюсь развиваться всесторонне, люблю получать новые знания. Поэтому работа в вашей компании окажется для меня очень полезной. А я, в свою очередь, все свои имеющиеся знания приложу для того, чтобы компания становилась еще перспективнее, а ее доходы росли. Там, где я работал раньше, мне удалось добиться существенных результатов (перечислите их). Прежнее место работы мне очень нравилось, но я хочу продвигаться вперед. Думаю, именно ваша компания мне такую возможность даст».
Ни в коем случае не озвучивайте менеджеру такие фразы, как:
Заранее продумайте свою презентацию. Это поможет вам подготовиться к собеседованию и избежать волнения.
О Себе в резюме [Как писать кратко и красиво + 4 примера о себе]
Резюме – это документ с четкой структурой, поделенный на блоки. Однако есть один блок, который сложно подогнать под единый формат.
Мы говорим о разделе «о себе».
Не зря ведь вопросом «что написать в графе о себе в резюме» задается так много соискателей.
С одной стороны, считается, что раздел повышает ценность соискателя, делая акцент на нужных компетенциях, что фактически заменяет сопроводительное письмо.
С другой – рекрутерам уже настолько приелись «целеустремленный, коммуникабельный, четверо детей: Ада, Саша, Ваня и Петр младший», что некоторые целенаправленно его не читают.
Что же написать о себе в резюме, чтобы заинтересовать работодателя? Давайте разбираться.
Что можно рассказать о себе в резюме
Для начала разберемся, зачем вообще указывать информацию о себе в своем резюме.
В первую очередь, этот раздел – находка для тех, у кого недостаточно опыта.
Фактически у вчерашних студентов или людей, сменивших профессию три инструмента в резюме:
Смысл в том, чтобы при помощи опыта в других сферах — например, практика в институте или диплом — собрать доказательство того, что вы справитесь с новыми обязанностями.
Это не значит, что вам придется написать целый рассказ: пишите только то, что доказывает ваши компетенции для конкретной вакансии и компании.
А вот как вы это докажете – при помощи профессионального или личного опыта – зависит от вас.
Разберем подробно, как написать о себе в резюме кратко и красиво – пример приведен с комментариями, чтобы вам было легче понять принцип.
Кроме этого, вы покажете, что ставите перед собой реальные задачи.
Не зря на собеседовании задают вопросы о личных интересах и хобби.
Указывайте то, что интересно работодателю. Добавьте к выполненным проектам награды и личные успехи
Как правильно подать личные достижения читайте в нашем руководстве.
Учтите: у вас не так много места, чтобы указать ваши сильные стороны. Рекомендуемый объем этого раздела — 200-300 символов.
Одно из главных правил создания резюме – уместить его на одной, в особых случаях – двух страницах.
Как правильно написать сведения о себе в своем резюме, соблюсти баланс между личным и служебным и уложиться в рамки?
Следуйте простому чек-листу, чтобы оставить лишь наиболее важные навыки и компетенции, которые привлекут внимание к вашей кандидатуре:
Но бывает, что информации по-прежнему много и уместить ее никак не получается.
Если это ваш случай – еще раз пробегитесь по всем основным блокам резюме. Не дублируете ли вы навыки в других разделах?
Нередки случаи, когда компании берут мотивированного молодого специалиста, вместо опытного, но безынициативного.
Что указать в резюме о себе, если список мест работы едва умещается на странице?
У вас есть отличная возможность показать себя с другой стороны — как интересного и разностороннего человека.
Если опыта у вас предостаточно, в разделе «о себе» расскажите о личных увлечениях, которые косвенно подтверждают ваши soft skills (гибкие навыки), например, стрессоустойчивость, драйв, коммуникативность.
Что писать не стоит
Портал hh.ru опубликовал результаты опроса, где соискателей спрашивали, какие качества они добавляют в анкету.
Вот что получилось:
Многие соискатели используют шаблонные резюме, копируя примеры слово в слово.
Шаблонные резюме (не путайте с шаблонами) заметны сразу. Рекрутеры, как правило, игнорируют их, поскольку подобные прилагательные не сообщают о кандидате ровным счетом ничего нового.
Если это ваш случай, возможно, проблема в неправильном восприятии резюме.
В первую очередь резюме — это ваше лицо до собеседования. Вы должны понимать, что рекрутер еще ни разу вас не видел и делает выбор, основываясь лишь на тех фактах, что вы указали на бумаге.
Вы должны продавать кандидатуру, а не брать первую попавшуюся анкету с подставленными цифрами.
Понимаете, о чем мы?
Тогда время для «чего нельзя писать в резюме в разделе о себе» с примерами.
От обилия целеустремленности и стрессоустойчивости кандидатов у рекрутеров уже кружится голова. Перечисление личных и деловых качеств, которые не подтверждены фактами не даст вам плюсов. HR не станет читать пустые слова и перейдет к следующей кандидатуре.
Если немного переработать подачу, свои качества можно продемонстрировать косвенно — через достижения.
Таким же образом поработайте с любым другим личным качеством. Если у вас в жизни или карьере не найдется истории успеха для, например, «коммуникабельности», а она есть в требованиях вакансии, опишите ее более человечно.
Добавьте «был частью рабочей группы по управлению проектами на протяжении 2 лет» — этого будет вполне достаточно.
Яркий пример — изложение своей биографии. Не путайте эту ошибку с семейным положением — для большинства работодателей важно знать, состоите ли вы в браке, потому что это повлияет на вашу работу.
Ваши главные помощники — это требования вакансии и информация о фирме.
Если рекрутеру захочется узнать о вашей личной жизни — он задаст вопрос на собеседовании. К слову, вы имеете полное право не отвечать. Имейте это в виду, если вам задают неудобные вопросы.
Правило простого языка справедливо для всех разделов. Не перебарщивайте со сложностью предложений. Это не только трудно читать, но и проблематично уместить на странице.
Примеры заполнения раздела о себе
Теперь, когда мы разобрали, что такое хорошо, а что такое плохо, переходим к практике.
Мы предлагаем вам пример того, что писать в резюме о себе — образец, который вы можете использовать для создания уникальной продающей анкеты.
Мария сделала акцент на своих профессиональных интересах. Она показала, что интересуется своей работой, постоянно развивается и стремится к новым высотам. Мы бы порекомендовали Марии рассказать о том, что она помогла организовать несколько городских мероприятий. В глазах рекрутера это усилит образ лидера.
Александр блеснул своими знаниями о фирме, и работодатель это отметит. Слабым выглядит аргумент «чтобы получить опыт взаимодействия с продвинутым коллективом». Это не похоже на повод для мечтаний, поэтому мы бы порекомендовали ему раскрыть тему подробнее.
Например, так: «Мечтаю работать в отделе разработок, потому что меня восхищает сплоченность коллектива и корпоративная культура Myresume.ru».
Почему мы бы не стали трогать информацию о турнирах? Это предложение покажет рекрутеру, что Александр настолько заинтересован в компании, что следит даже за тимбилдинговыми мероприятиями. Вряд ли работодатель сможет найти более мотивированного человека на должность программиста.
Хотя у Ивана Васильевича богатый опыт работы, он решил подкрепить его полезными фактами и показать, что постоянно развивается. Его пример — очень удачный для кандидата, который меняет сферу деятельности. Иван Васильевич активно следит за ее развитием, поэтому мы бы порекомендовали ему добавить информацию об этом.
Чтобы получилось так: «Я был поражен историей успеха маркетинговой кампанией и публикациями в СМИ Myresume.ru в 2015 г. и мечтаю однажды повторить его, добавив несколько перспективных идей».
Еще раз
Писать о себе в резюме — непростая задача.
Кажется, что сведений недостаточно, а слов слишком много. Кроме того, не всегда понятно, как заинтересовать HR’a и что делать, если не хватает опыта.
Запомните: отвечайте требованиям вакансии и подкрепляйте заявления цифрами и фактами.
Не забывайте рассказать о своих планах, показать мотивацию и заинтересованность.
Теперь, когда мы подробно разобрали, как заполнять раздел «О себе», надеемся вопросов у вас поубавилось.
А если нет – читайте наше руководство, следуйте простым правилам, внимательно изучайте требования вакансии и ваше резюме станет ключом к работе мечты!
Карьерный консультант, специалист в сфере HR