О чем можно написать доклад

Правила написания и оформления доклада – от “А” до “Я”

Одна из первых научных работ студента – доклад, который помогает не только усвоить тему, но и правильно, красиво выражать свои мысли. Однако, не каждый учащийся знает, как сделать доклад, так как самое сложное – это собрать материал и составить по нему план. Об этом и пойдет речь в данной статье.

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

Что такое доклад и для чего он нужен

Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения. Его можно оформлять не только в печатной форме, но и в письменной.

Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения.

Нужна помощь в написании доклада?

Как написать доклад?

Даже, если студент знает, как сделать доклад, всё равно нужно основательно подготовиться к работе. Для этого желательно знать, с чего начинать и чем заканчивать данную работу. Именно поэтому и нужен план, ведь с его помощью работа пойдет значительно быстрее.

Написание работы состоит из следующих этапов:

Этап 1. Выбор темы. Как правило, студентам предлагаются варианты на выбор. Поэтому можно взять такую тему, чтобы она была действительно интересна докладчику, ведь только тогда получится хорошая работа.

Этап 2. Подбор литературы по теме (около 10 шт.). Источники необходимо основательно изучить и выбрать основную информацию, чтобы она была интересной, полезной и достоверной. Поэтому информация берётся из проверенных источников. Лучше всего обратиться в библиотеку, так как в учебниках и журналах более достоверная информация.

Этап 3. Написание плана. Нужно составить план таким образом, чтобы доклад получился интересным. Пишите в первую очередь не для себя, а для слушателей.

Этап 4. Подведите итоги, напишите выводы.

Этап 5. Подготовьтесь к дополнительным вопросам. Комиссия и коллеги могут задать несколько вопросов после выступления. Поэтому, желательно заранее подготовиться и продумать все варианты ответов.

Составление плана – это гарантированный успех при написании доклада. Работа делится на заголовки, подзаголовки, и учащийся, пользуясь содержанием, будет помнить, о чём говорить в том или ином разделе.

Выбор темы

Шаг 1. Прочитайте внимательно инструкцию. После того, как научный руководитель выдал вам инструкцию для написания работы, нужно тщательно изучить задание, возможно, придётся его перечитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть вопроса. Как правило, в задании даны четкие инструкции, где указано, что именно нужно раскрыть в теме, для какой целевой аудитории предназначен доклад, стоит ли высказывать свое мнение. Ведь если статья информационная, тогда нет необходимости рассказывать что-то от себя, так как вы предоставляете слушателю определенную информацию.

Шаг 2. Выбирайте только ту тему работы, которая вам нравится. Тогда намного проще сможете написать доклад. Хотя, иногда преподаватель сам выбирает тему для студентов. В этом случае необходимо найти моменты, которые вам лично будет интересно узнать, и от этого нужно отталкиваться. Поставьте себя на место слушателя.

Шаг 3. Выбирайте оригинальную и захватывающую тему работы, чтобы аудитория с удовольствием слушала докладчика и участвовала в обсуждениях. Конечно же, если у вас одинаковые темы с одногруппниками, скорей всего, сложно будет удержать внимание аудитории.

Шаг 4. Не бойтесь менять тему, если она оказалась слишком сложной для вас. Иногда так случается, что вроде бы выбрали тему, начали искать информацию, но оказалось, что не получается найти достаточно информации. Пока не поздно, лучше поменяйте тему, ведь за несколько дней до сдачи это сделать невозможно.

Шаг 5. Ищите информацию по теме не только в интернете, но и в библиотеке. Как правило, в инструкции должно указываться, сколько источников нужно обработать студенту. Ищите информацию исключительно по теме. Если ваша тема касается какого-то исторического события опишите в какие годы оно произошло, его причины, последствия и т. д.. Обязательно указывайте все необходимые даты. Если берёте информацию из интернета, тогда вы должны быть полностью уверены в ее достоверности.

Шаг 6. Записывайте все необходимые данные. Во время поиска информации записывайте источники, где указывается год выпуска, автор, город издания, номер страницы, где была найдена информация. Впоследствии вы сможете легко составить список использованных источников.

Подготовка к написанию доклада

Сначала определитесь с основной идеей. Необходимо продумать, как вы донесете информацию до слушателей так, чтобы удержать их внимание от начала выступления до окончания.

Заранее продумайте оформление доклада. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем. Возможно, он разрешит оформить доклад по своему усмотрению. Также, можно воспользоваться ГОСТом, благодаря которому подчеркнете свой профессионализм.

Сделайте на черновике набросок. С его помощью поймете, как будет выглядеть ваш доклад. Можно набросок сделать в виде списка или же перечислить свои идеи. То есть, в этот момент создадите определенную структуру доклада.

Структура доклада

Перед тем, как написать доклад, нужно составить не только план, но и структуру работы, которая помогает из отдельных частей написать краткий и одновременно развёрнутый текст. Как правило, доклад пишется не более, чем на 5-ти страницах формата А4.

Основными элементами структуры доклада являются:

Как написать введение (пример)

Как уже говорилось выше, сначала нужно написать вступление и введение. То есть, необходимо поздороваться с аудиторией, представиться (назвать свои Ф. И. О, тему работы, цель, предмет, объект исследования). Это первая часть работы. На примере показано, как правильно начинать вступление и введение:

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

Введение к докладу (образец)

Как написать основную часть (пример)

После введения описывается вторая часть работы (теория). Здесь можно написать, основную идею. Если тема по истории про крестьянские движения, тогда нужно писать всё про их эксплуатацию, формы движения, повседневные протесты крестьян и т. д.. То есть, выбрать главный тезис и вокруг него создавать структуру написания. Пример рассмотрим ниже:

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

Основная часть доклада (образец)

После второй части рассматривается, чем заканчивается основная идея. То есть, описываются причины, дается сравнительный анализ. Если работа пишется по математическому предмету, обязательно нужно в практическую часть вставить таблицы для сравнения, диаграммы, схемы и т. д. Необходимо по максимуму проанализировать данные, рассмотреть подробный анализ, а также подвести итоги на основании этих данных.

Как написать заключение (пример)

Уже после теоретической и практической части пишется заключение, где студент подводит общие итоги по сделанной работе. Можно написать, какой период исследовался докладчиком, какие особенности выявлены, какие мысли посетили студента во время написания:

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

Заключение к докладу (образец)

Что писать после заключения

После заключения с новой страницы пишется список использованных источников. Это могут быть быть статьи из журналов, литература, интернет-ресурсы и т. д.

Как правило, литература пишется в алфавитном порядке, придерживаясь всех стандартов ГОСТа, но следует уточнить у научного руководителя. Возможно, он разрешит писать литературу по своему усмотрению. Посмотрите на примере, как правильно указывать использованные источники.

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

Список использованных источников (образец)

Требования к оформлению доклада по ГОСТам

Кроме подготовки и написания доклада, нужно еще принять к сведению то, что его нужно правильно оформить. Требования к оформлению доклада практически такие же, как и к оформлению реферата. Однако, здесь требований значительно меньше, так как в ГОСТах нет четкого предписания по данному виду документов.

Доклад можно сдавать не только в печатном виде, но и в рукописном. Однако, работа выглядит более аккуратно, если она напечатана на компьютере. Поэтому лучше заранее узнать у преподавателя, в каком виде оформлять работу.

Существуют два известных ГОСТа, по которым оформляются рефераты, дипломные работы и курсовые. Это ГОСТы 7.32-2001, 7.9-95, и по ним можно смело оформлять доклад.

Это важно! В докладе, также, как и в реферате нумеруются страницы, начиная с введения. На первом и втором листе страницы не ставятся, но считаются. То есть, на странице, где написано «Введение» ставится цифра «3» по центру в самом низу.

Размер шрифта может быть, не меньше 12, а лучше 14 кегль, но этот нюанс уточняется у преподавателя. Это же касается заголовков, основной части, списка литературы и т. д.

Образец написания доклада (по истории)

Приведем пример, как написать доклад по истории при помощи плана. Цель доклада – обретение студентами навыков работы над источниками, глубоко изучить материал и выступить перед аудиторией.

Внимание! Задача студента – научиться самостоятельно перерабатывать большое количество материала, найти главную идею и максимально раскрыть информацию по теме.

Во вступлении студент сначала приветствует с аудиториею, а затем называет тему доклада, например: «Крестьянское движение в 30-50 гг. XIX в.». Здесь, нужно рассказать, что такое крестьянское движение. Затем описывается цель: «Изучение крестьянского движения в России в первой половине XIX в». Для достижения цели студент ставит такие задачи:

После вступления идёт основная часть, где в первой главе можно написать про эксплуатацию крестьян, а во второй части докладчик продолжает историю о выступлении крестьян, их причины и почему они ежедневно протестовали.

После основной части кратко пишется заключение, где делаются выводы докладчика и выделяются основные, наболевшие моменты.

В конце доклада указывается список использованной литературы по ГОСТу, то есть, в алфавитном порядке.

Советы для выступающих перед аудиторией

Теперь студенты уже знают, как сделать доклад интересным не только слушателям, но и преподавателю. Все понимают, что подготовка материала занимает много времени, сил и чтобы получить высокую оценку, есть несколько основных советов:

Совет 1. Выступать перед аудиторией нужно от 10 до 20 минут. За это время студент должен прочитать подготовленный материал, и желательно с примерами и достоверными фактами.

Совет 2. Выучить все научные термины, которые находятся в докладе. Также студент должен понимать их смысл, так как педагоги по ним часто задают вопросы. Поэтому докладчик должен основательно подготовить приблизительные ответы.

Совет 3. Тщательно следить за изложением материала, за его грамотностью и последовательностью.

Совет 4. Побороть страх перед аудиторией и настроиться на то, что слушатели относятся к происходящему дружелюбно.

Совет 5. Быть убедительным во время доклада и слушатели поймут, что студент действительно владеет темой на должном уровне.

Совет 6. Не торопиться и не растягивать слова. Лучше всего заранее потренироваться, так как скорость чтения должна быть примерно 120 слов минуту.

Совет 7. Заранее продумать вопросы, которые могут задать слушатели после доклада. Для этого лучше посоветоваться с однокурсниками и даже с ними потренироваться.

Совет 8. Адекватно реагировать на обсуждения аудитории. Если они активно говорят на данную тему, значит им действительно интересно слушать студента.

Если соблюдать вышеперечисленные правила, тогда преподаватель оценит доклад на отлично.

Заключение

В статье рассмотрено, как писать и зачитывать доклад. С одной стороны, кажется всё очень просто, но с другой – нужно учитывать все элементы, касающиеся подготовленного материала. Всё зависит только от студента, насколько он добросовестно отнесется к работе, такую оценку и получит на докладе.

Источник

Как правильно подготовить доклад

Рассказываем, как лучше спланировать подготовку, чтобы не сидеть допоздна накануне сдачи 🙂

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

В школе много внимания уделяется проектной деятельности: подготовке докладов, презентаций, рефератов на изучаемую тему. Это требование ФГОС, связанное с необходимостью развивать у школьников навыки исследовательской деятельности и критического мышления. Рассказываем, как подготовить проект по любому предмету на «отлично».

Выбор формы

Прежде чем приступать к делу, определитесь с формой вашей работы. Доклад можно сделать в форме реферата, а можно — в виде презентации. Реферат — это подробная письменная работа, которая выполняется и оформляется по определённым правилам и требует достаточно глубокого раскрытия темы. Презентация — сообщение по теме с использованием изображений (слайдов) и небольшого количества текстовой информации. Уточните, можно ли вам выбрать форму доклада самостоятельно или она уже определена педагогом. Форма доклада будет иметь значение при подготовке. Например, для презентации нужно будет подобрать изображения, а реферат потребуется правильно оформить.

Планирование

Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.

Для составления графика используйте технику планирования «Линия времени». Нарисуйте прямую линию и поставьте на ней контрольные точки-даты, к которым необходимо выполнить ту или иную часть работы. Например, начальная точка — 1 ноября, конечная точка — день сдачи доклада, 1 декабря. Тогда ключевыми точками будут:

7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;

15 ноября — закончить собирать материал;

22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;

25 ноября — завершить оформление доклада.

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.

Структура

Прежде чем начать собирать материал, продумайте структуру будущей работы — из каких частей — глав, параграфов, пунктов — она будет состоять, и составьте подробный план доклада. Если этого не сделать, есть риск утонуть в обилии информации и потерять много времени на отсеивание лишних данных. Готовый план поможет эффективнее и быстрее собрать материал. Однако не воспринимайте его как догму — часто план требует изменений и улучшений в процессе подготовки, и бояться этого не нужно.

Погружение в тему

Доклад получится интересным и глубоким, если по-настоящему вникнуть в тему, тщательно в ней разобраться. Несколько советов для максимального погружения:

Выбирайте тему, которая вам нравится

Если же такой возможности нет, обязательно постарайтесь пробудить интерес к заданной теме. Подумайте, чем она вам близка или полезна, как связана с вашей жизнью и вашими актуальными увлечениями.

Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада

Смотрите художественные и документальные фильмы, читайте книги по теме — не обязательно научные, можно взять и художественные, если их сюжет близок теме доклада. Смотрите занимательные видеоуроки и лекции в интернете.

Свяжите тему доклада с жизнью

Рассматривайте предметы и явления окружающей действительности через призму вашего доклада. Если это биология — наблюдайте за животными и растениями, если физика — ищите вокруг примеры физических явлений, если история — следите за новостями и проводите аналогии с современностью.

Сбор материала

Прежде чем приступить к изучению материала, определитесь с источниками информации.

Интернет. Обязательно оценивайте материалы в сети на достоверность: обращайте внимание, кем написана статья, из какой книги или учебника взяты отрывки или приведены цитаты. Аудио- и видеоролики лучше смотреть на образовательных порталах, каналах и лекториях. Не злоупотребляйте «Википедией» — данные в её статьях не всегда достоверны, однако их можно использовать для составления предварительного плана и поиска источников. Используйте факты и цитаты из «Википедии», подтверждённые ссылками на источники.

Учебники и другая учебная литература (пособия, хрестоматии). Список рекомендуемых учебников и пособий уточняйте у преподавателя. Учебники можно приобрести в магазине, но лучше взять в библиотеке или найти в сети в электронном виде.

Энциклопедии и словари. Из них удобно брать определения, термины, имена, даты, формулы и другую справочную информацию.

Лайфхаки для сбора материала:

Помощь со стороны

Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу или родителям. С ними можно обсудить тему доклада, узнать их мнение и отношение к вопросу, посоветоваться, какими источниками пользоваться и в каком ракурсе подать тему. Покажите им черновой вариант проекта и учтите замечания, исправьте ошибки.

Если учитель поручил доклад не только вам одному, а команде из нескольких одноклассников, обязательно обсудите между собой порядок работы, определите зоны ответственности каждого и периодически собирайтесь для обсуждения, как идёт работа над докладом.

Что нужно запомнить:

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как и зачем делать доклады?

Всем привет, меня зовут Рома Неволин и я много занимаюсь докладами. Готовлю доклады, выступаю с докладами, делаю доклады, ищу докладчиков, ищу темы для докладов, а еще постоянно отвечаю на вопросы про доклады. А их всегда много.

Откуда брать тему и будет ли мой доклад интересен хоть кому-нибудь — загадка. Как собрать кучу хаотичных знаний во что-то стройное тоже непонятно. А ведь с этим нужно еще и куда-то подаваться, да и вообще, на кой оно мне нужно?

На все эти вопросы я и отвечу под катом. С аргументацией, кучей примеров из разнообразных докладов и всякими полезными ссылками.

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать докладОглавление

Зачем делать доклады?

Делать доклады сложно, это отнимает много времени, нужно детально изучить тему, а потом еще и понервничать на самом выступлении. Зачем все это нужно?

Личный бренд — это полезно

Чего обычно хочется от работы? Наверное, чего-то такого: делать максимально интересные штуки, работать и общаться с классными людьми, получать за это побольше денег. Личный бренд — не единственный, но очень полезный инструмент по достижению всего этого.

Это же позволяет вам найти классных людей с общими интересами. Кто-то придет с вопросом по докладу, с кем-то вы заобщаетесь на афтерпати и так далее. Принцип тот же: вы рассказываете про интересные вам вещи и находитесь рядом с людьми с похожими интересами.

А еще выступления повышают вашу стоимость на рынке. Публичные выступления полезны компаниям (я дальше объясню, почему) и они готовы платить выступающим инженерам больше. Разумеется, это работает не везде и не всегда, но для топовых компаний выступления на конференциях это всегда большой плюс.

О личном бренде можно говорить еще долго, но лучше меня это сделает небезызвестный Барух Садогурский. Отличный доклад с большим количеством мертвых белых мужчин, всем рекомендую, этот товарищ что-то знает о личном бренде.

Конференции позволяют пообщаться с топовыми экспертами

Наверное, можно писать им в Твиттере, на почту или слать письма с голубями. Но, кажется, место с самым большим скоплением топовых дотнетчиков на квадратный метр это спикерская комната DotNext — по крайней мере в России. Где еще вы в одной комнате застанете Джеффри Рихтера, Джона Скита и Андрея Акиньшина? А конференции естественным образом притягивают самых известных разработчиков — кто-то там выступает, кто-то сидит в программном комитете.

Ну и опять же, личный бренд. Репутация эксперта в своей теме будет притягивать к вам других интересных людей, разбирающихся в теме и желающих пообщаться.

Доклад это классный способ собрать знания и углубить их

У вас есть интересная тема, вы в ней разбираетесь и хотите поделиться своими знаниями с миром. Казалось бы — ваша цель рассказывать, а не учиться! Но нет, в процессе подготовки вы неизбежно узнаете много нового.

Вот готовите вы блок про некоторую особенность работы коллекций, прокручиваете в голове потенциальные вопросы к нему, и «так, а как коллекция поведет себя вот в этом случае?». Начинаете гуглить, разбираться, задавать вопросы — вот и новый кусок информации пристроился и в докладе, и в вашей голове.

И так постоянно. Одно дело знать, и совсем другое — уложить ваши знания в некоторую понятную структуру, показать и передать их другим людям. В процессе вы замечаете бреши в теме, которую вроде бы знали вдоль и поперек и это великолепно.

Иногда это пугает, потому что в процессе подготовки возникает ощущение «да я же и сам недостаточно понимаю свою тему, как я об этом рассказывать?». Но ничего плохого в этом нет — ни один докладчик не знает свою тему на сто процентов. Всегда найдется какой-нибудь вопрос, на который он не сможет ответить. В этом нет ничего плохого и как раз такие вопросы и являются одной из самых важных причин выступать, они позволяют вам найти пробелы в знаниях.

А еще на любой конференции есть программный комитет, в который входят лучшие эксперты. Готовые выдать вам фидбек по вашему докладу и помочь сильно его улучшить. Тоже приятный бонус.

Это возможность легко шарить информацию

Недавно я делал доклад о популярных ошибках в тестах. Мне практически не пришлось к нему готовиться, потому что ровно ту же информацию я постоянно рассказывал, попадая в новую команду. Меня не устраивало качество тестов, мне хотелось его улучшать, и я постоянно показывал всем, что можно сделать лучше.

Теперь у меня есть хорошая, подготовленная запись с этим материалом. И вместо очередного созвона и личного рассказа я могу просто кидать ссылку на выступление. А значит, потраченное на подготовку время как минимум частично отобьется возможностью не рассказывать этот же материал повторно.

Это возможность продвинуть изменения

Эта причина относится в основном ко внутренним докладам. Частенько вас не устраивает что-то внутри вашей команды или компании в целом. Отдельные практики, часто встречающиеся ошибки, игнорирование некоторых полезных инструментов и так далее. Хорошо подготовленный доклад это возможность продвинуть свою позицию, обсудить ее, найти единомышленников и устроить маленькую славную революцию.

Впрочем, помимо внутренних докладов это может работать и вовне. Это звучит немного утопично, но выступление на крупной конференции действительно может помочь вам продвинуть определенный подход в разработке или показать разработчикам свой опенсорсный инструмент.

В общем, выражать свое недовольство существующим порядком вещей через доклады — это полезно. Так вы действительно получаете возможность что-то изменить.

Это бывает весело!

Последние несколько лет я выступал на конференциях в основном из-за того, что мне это нравится. Стоять на сцене с микрофоном и с умным видом что-то вещать бывает очень приятно. А к этому еще и прилагается куча преимуществ, перечисленных выше!

Разумеется, это работает не для всех. Но есть только один способ узнать, нравится ли вам выступать — попробовать.

А зачем выступления нужны компаниям?

В общем-то понятно, зачем это нужно вам. Компаниям-то зачем?

Первая причина на поверхности — бренд. Одни компании хотят выстроить свой бренд как работодателя, другие рекламируют свои продукты для разработчиков. Для всего этого необходимо коммуницировать с разработчиками, конференции это один из каналов для такой коммуникации.

Если с компаниями, которые продают свои продукты разработчикам (привет, JetBrains!) все понятно, то как доклады помогают с наймом? Условия-то от выступлений лучше не становятся, с чего бы вдруг большему количеству кандидатов нужно решить у вам работать?

Доклады помогают сформировать образ компании. Вы рассказываете о задачах, проблемах, людях и прочем. Кто-то может послушать доклады, понять, что ему нравится происходящее и прийти работать. Плюс это банально привлечение внимания — очевидно, что если компания на слуху, ей проще заманивать кандидатов.

Другая причина — выступления на конференциях помогают расти. Я говорил об этом в личных причинах, и, очевидно, компании выгоден рост разработчиков. К тому же рассказ о каких-то задачках ваших проектов на внешнюю аудиторию помогает искать нетривиальные решения. Мне нередко подкидывали прикольные идеи на обсуждении после доклада, которые я потом внедрял в рабочих проектах. Очевидно, это выгодно для компаний.

Как делать доклады?

Предположим что вы уже мотивированы, вдохновились перечисленными выше причинами и решили сделать доклад. Потрясающе! А о чем рассказывать, откуда вообще берутся темы? А как эту абстрактную тему развернуть в доклад? А на какую аудиторию подавать, куда, зачем, почему, кому вообще мой доклад нужен?

Откуда берутся темы?

Итак, вы решили выступить на конференции. Очень часто это желание заканчивается до начала любой работы, еще на этапе выбора темы. Потому что одна тема звучит слишком просто, про другую уже было три тысячи докладов, а третья, наоборот, узкая и совершенно никому не интересная.

Ерунда! Интересный и полезный доклад можно сделать на огромное количество тем, более того, контент для этого есть практически у любого разработчика. В этой главе мы разберемся с разными направлениями, которые можно копать в поисках темы.

Например, вы можете рассказать о:

Повседневном и привычном (и это будет интересно).

Проблемах и том, что работает плохо.

Области, которую вы сейчас изучаете (или в которой хотите разобраться).

О чем-то очень узком и специфическом.

Поищите интересное в повседневном

Когда вы придумываете тему для доклада, всегда хочется взять что-то интересное. Чтобы прям rocket science, инновационные технологии и хитрые разработки. А то, с чем вы работаете каждый день, особо интересным не кажется.

Но подумайте о том, что интересным оно не кажется именно вам. В айти огромное количество предметных областей и большая часть разработчиков никогда не сталкивались с вашей предметной областью. А еще любая предметная область имеет свои вызовы, и они могут быть очень разными:

Необходимость много и быстро добавлять фичи.

Жесткие требования к стабильности системы или времени отклика.

Сложность интеграции с множеством систем и сервисов.

Разгребание чудовищного легаси, лапши и захоронений древних фреймворков.

Да, последнее — это тоже челлендж и он тоже интересен. И на рассказ о таком есть любители. Я вот из них.

Проведите эксперимент и попытайтесь поискать темы в ваших повседневных задачах. Их, скорее всего, будет совсем мало — но при этом подобные доклады стабильно берут хорошие рейтинги на конференциях.

Другой пример. Когда-то я делал тред в Твиттере о поиске тем для выступлений и в процессе написал нескольким своим друзьями из IT сообщение вида «Привет! А можешь рассказать, чем ты сейчас на проекте занимаешься? Ну, предметная область/стек». Почти каждый из получившихся ответов можно было развернуть в тему для хорошего доклада.

Расскажите о проблемах

Что-то во все той же повседневной работе вас наверняка раздражает. Вот тут тестами все надо покрыть, а то постоянно кривой код в продакшен проходит. Вот тут баги вылазят, здесь легаси эпохи динозавров, мелкую фичу три дня пытались впихнуть в кривую архитектуру и так далее.

И у всех так. Баги, легаси и тестовое покрытие бы улучшить. Но каждая команда по-разному с этим борется и этот опыт всегда интересен, потому что он позволяет другим воюющим с аналогичными проблемами что-то почерпнуть. И об этом не так-то часто рассказывают, ведь люди не особо хотят распространяться о проблемах своего проекта.

Рассказывайте об этом, пожалуйста. Такие доклады показывают, как вы работаете с проблемами и ищете решения. Такие доклады делают проблемы более заметными и внутри, ведут к каким-то изменениям. А еще они позволяют пообщаться с сообществом и узнать об интересных вариантах решениях, которые вы сами могли пропустить.

И рассказы о проблемах всегда популярны. Например, Виктор Полищук рассказывает о легаси уже много лет и его доклады стабильно входят в топ докладов на любой конференции. Потому что это популярная проблема, актуальная для очень многих.

Рассказывайте о том, что вы изучаете

Вам нравится какой-то язык, фреймворк или подход в программировании, но вы толком не работали с ним в проде? Это никак не мешает вам сделать про него доклад, более того — это может стать очень полезным опытом.

Есть мнение, что для выступления на какую-то тему вы должны лет десять с этим инструментом поработать, прочитать все существующие книги и желательно написать свою. Но на это не так, никто не ждет глубочайших знаний от человека, делающего вводный доклад. Так что вы можете:

Разобраться с интересной вам библиотекой и рассказать об этом.

Поковырять изменения в новой версии фреймворка.

Попробовать внедрить какую-то интересную штуку в рабочий или пет-проект.

Узкоспецифичные проблемы тоже могут быть интересны

Часто люди не хотят рассказывать о чем-то, потому что «это слишком редкая и специфичная проблема, кому будет интересно об этом слушать?». Но в реальности такие доклады заходят аудитории чуть ли не лучше остальных.

Хороший пример встретился на все том же последнем DotNext — третье место в общем рейтинге занял доклад, рассказывающий о поисках редкого и сложного бага, приводящего к медленной работе интеграционных тестов. На этапе подготовке докладчик очень сомневался, что хоть кому-то это будет полезно, однако благодаря правильной подаче и интересной истории аудитории очень зашло.

Все еще недостаточно узкоспецифично? Хорошо, а как насчет выступления о брачных повадках цикадки вьюнковой?

Рассказываю. Есть такой ивент, называется Science Slam. Там ученые в коротких драйвовых выступлениях показывают, какие интересные штуки они делают. Самоуправляемые автомобили, лазеры, лечение рака и прочий рок-н-ролл. А потом выбирают лучший доклад (по громкости апплодисментов!). И вот на одном таком прекрасном ивенте выиграло выступление о брачных повадках цикадки вьюнковой. Разгромно, без шансов и вопросов.

И да, на этом же ивенте рассказывали о лазерах, наноматериалах и вот этом всем. А выиграли цикады.

Почему? Потому что это потрясающе интересно, как оказалось! Сюзан, исследовательница из Германии, с восторгом рассказывала о видах цикад, их повадках, повадках наблюдающих за ними энтомологов, производимых цикадами вибрациях (половина зала тряслась на стульях в попытках это воспроизвести), и, разумеется, о брачных повадках. И даже выволокла своего коллегу на сцену, чтобы заняться цикадьим сексом.

Серьезно, если можно интересно рассказать о брачных повадках цикад — вы правда думаете, что ваша задача слишком узкоспецифичная и никому не интересна?

А еще.

А еще важно помнить, что ваша тема часто будет казаться вам слишком простой и очевидной. Это неизбежно, ведь вы с этим работали много. Однако ваша аудитория наверняка знает меньше (поэтому они и пришли вас послушать) и найдет для себя что-то новое.

Пример из практики. На одном из прошлых DotNext я делал доклад про идеи, которые типичное приложение может позаимствовать из ФП. Всю подготовку боролся с ощущением банальности, под конец ПК дружно сказал, что доклад капитанский. Однако в итоге доклад получил второе место в рейтинге и кучу позитивного фидбека. Причина понятна: аудитория разбиралась в теме куда меньше, чем я или ПК, и для них материал оказался полезен.

Подведу итог: посмотрите на вашу предметную область, рабочие проблемы, интересные вам технологии, модные библиотеки и интересные ситуации из работы. Что угодно из этого может стать темой для отличного доклада.

Как готовить доклад?

У вас есть идея, вы сели думать над ее подачей и… и что делать дальше? С чего начать, как спланировать, как лучше подать тему, как выбрать уровень и глубину доклада, понять свою аудиторию?

Начните с вопросов

Чтобы детализировать ваш контент, ничего не забыть и четче понять для себя, о чем именно вам важнее всего рассказать — начните с вопросов.

Обычно я делаю так. Открываю блокнот, парой-тройкой предложений формулирую для себя тему (представьте, что вы описываете свой доклад коллеге на кухне) и начинаю записывать вопросы по теме выступления:

На какие вопросы может ответить придуманный вами доклад?

Например, у темы про некоторый фреймворк X это могут быть вопросы «как внедрить фреймворк X в свой проект», «какие преимущества у фреймворка X перед фреймворком Y» или «есть ли смысл использовать фреймворк X в мобильной разработке?». Постарайтесь записать все такие возможные вопросы, чтобы посмотреть на проблему с разных сторон.

На что вы сами хотите ответить?

Иногда после записи всех этих вопросов может оказаться, что в списке как-то и нет вопроса, на который вы хотели ответить изначально. Может он находится на пересечении двух других вопросов, а может относится к описанной теме косвенно. Так или иначе — вспомните, на какие вопросы вам изначально хотелось ответить.

Что у меня могут спросить после доклада?

На этом этапе вам нужно примерить на себя роль самого надоедливого зрителя своего доклада, который будет задавать разнообразные очевидные вопросы. Пишите здесь все, что приходит в голову, самые дурацкие и нелепые вопросы, самые каверзные и раздражающие.

Мне в поиске таких вопросов очень помогают беседы с коллегами, которым я рассказываю о теме планируемого выступления. Всегда найдется прекрасный въедливый человек, который задаст вам кучу каверзных вопросов. Слушайте и записывайте.

Для примера я пошел в заметки и закриншотил запись, с которой я начинал готовить свой последний доклад. Там полный хаос, но ход мысли должен быть понятен.

О чем можно написать доклад. Смотреть фото О чем можно написать доклад. Смотреть картинку О чем можно написать доклад. Картинка про О чем можно написать доклад. Фото О чем можно написать доклад

После того, как все это вопросы записаны — посмотрите на них еще раз и проранжируйте по важности. Ответы на какие-то из этих вопросов станут основой вашего доклада, другие вы затронете косвенно, а на какие-то вопросы можно будет ответить коротким упоминанием и ссылкой на хорошую статью по теме. Не распыляйтесь и не пытайтесь ответить на все-все-все, четкий фокус очень важен.

Определитесь с аудиторией и ее интересами

Вы поняли, что именно вы будете рассказывать — теперь пора определиться, кому. На этом этапе стоит посмотреть на записанные вопросы и понять:

Какой уровень нужен для понимания ваших ответов на эти вопросы?

Кому потенциально интересно будет это услышать?

Сколько предварительных пояснений вы готовы давать?

Немного поясню про последний пункт. Я часто делаю доклады про F# и сталкиваюсь с некоторой дилеммой:

Я могу сразу начинать рассказывать об интересных мне особенностях языка. Тогда аудиторией доклада будут только разработчики, знающие F#.

Я могу сначала сделать введение в язык и его проблемы. Тогда аудитория будет шире, но на это уйдет половина доклада.

Правильного ответа на вопрос «что выбрать» здесь нет. Оба варианта работают, но в любом случае — с аудиторией доклада нужно определиться как можно раньше. И лучше не пытаться работать на всех и сразу.

Зачем это слушать?

Главное, с чего должен начинаться ваш доклад — это мотивация. О чем бы вы не рассказывали, если не зацепить аудиторию в самом начале — они не будут слушать вас дальше, у них не будет никакой мотивации. Ваша задача дать им эту мотивацию.

Мотивация может быть очень разная:

Можно рассказать, чем тема доклада поможет в работе, как это использовать прямо сейчас.

Можно дать решения для проблем, которые еще не возникли.

Можно заинтриговать. Например, задать вопрос, ответ на который станет понятен позже (детективный подход к подаче материала).

Можно рассказать интересную историю. В идеальном варианте это сочетание всех трех предыдущих вариантов.

Как пример хорошего сочетания нескольких вариантов мотивации мне вспоминается доклад Ромы Ивлиева «Как banki.ru пережил утроение нагрузки за неделю». Он сочетает в себе потенциально полезную информацию (как пережить увеличение нагрузки), интригу (и впрямь, а как они это сделали?) и хорошую историю с динамикой, развитием, путями решения и добрым позитивным финалом с полезными выводами.

Впрочем, можно и по-другому. Один из моих любимых докладов, «Silver bullet syndrome» от Hadi Hariri не пытается мотивировать аудиторию вовсе. Он не обещает практической пользы и даже специально уточняет, что ничего полезного в докладе не будет. Однако доклад собрал кучу людей и отличные отзывы после.

Секрет здесь в хорошей истории. Хади отличный рассказчик и смог превратить хаотичный материал об эволюции инструментов в программировании в стройную историю, где индустрия оказалась главным героем. Здесь именно история помогла связать интересный материал, не содержащий явной пользы.

Кстати, раз уж зашла речь — у Хади есть отличная серия статей о публичных выступлениях со множеством полезных советов. Всем рекомендую!

Как организовать материал?

Вот вы закончили с предварительной подготовкой, введениями, мотивациями и прочим, время заниматься главным — рассказывать то, ради чего вы пришли. А как?

Основная проблема такая: материала обычно много, рассказывать можно бесконечно долго, но что и в каком порядке? Как расставить приоритеты?

Во многом это решается списком вопросов к теме и приоритезацией этих вопросов, о которой я говорил прежде. У вас есть основные вопросы, ответ на них и является целью вашего доклада. Вероятно, есть какой-то один главный вопрос, без ответа на который доклад не имеет смысла. На них вы и должны сконцентрироваться.

После того, как вы сформулировали ваш ответ на вопрос (решение некоторой заявленной проблемы), посмотрите на него и постарайтесь прикинуть — что здесь может быть непонятно аудитории доклада? На этом этапе займитесь пояснениями и введениями.

Здесь очень важно не переборщить. Ваша цель — дать необходимую информацию для понимания проблемы и решения, а не сделать полный курс по некоторому инструменту или подходу. Вы не должны заменить собой обучающие курсы и документацию, цель выступления — показать проблему и решение, заинтересовать и дать направление для дальнейшего изучения.

Следующий важный момент: старайтесь поддерживать динамику в подаче. Если вы уходите в слишком долгие и подробные пояснения — аудитория может потеряться. Если вы слишком долго и в деталях рассказываете какую-то историю — аналогично. Старайтесь делать контент динамичным, избегайте долгих монотонных блоков, почаще меняйте слайды, смешивайте теоретические пояснения с демками и забавными историями из практики.

Выводы

Не забывайте подводить итоги каждого из логических блоков и доклада в целом. Ответ на некоторый вопрос может занять 10-15 минут и за это время аудитория запросто может забыть, с чего вы начинали. Блоки с выводами помогают вернуть людей в контекст. Например, выводы по этой части:

Начните с вопросов к теме вашего доклада.

Определитесь с приоритетами: на что нужно ответить в первую очередь?

Поймите, на какую аудиторию вы подаете доклад.

Подберите правильную мотивацию, которая поможет удержать аудиторию.

Сформулируйте решение основной проблемы вашего доклада.

Добавьте минимально необходимое для понимания количество пояснений.

Старайтесь поддерживать динамику, перемежая разные типы контента.

Где выступать?

Да миллион вариантов. Что в онлайне, что в оффлайне (даже сейчас), что сейчас существует огромное множество мест, где вас будут рады принять с докладом. Например:

Можно податься на крупную конференцию. Их можно условно разделить на специализированные и «фестивальные», сочетающие в себе много разных тем.

Можно выступить на митапе локального сообщества. Они есть почти во всех крупных городах и охотно берут начинающих докладчиков с самыми разными темами.

Можно дернуть отдел HR бренда вашей компании и они наверняка найдут для хороший вариант или организуют ивент сами.

Где и почему лучше? У всего есть свои преимущества. Митапы, например, это прекрасная точка для старта. Вам будут рады, помогут подготовиться и не будут ужимать в какие-то очень уж жесткие рамки, что случается на конференциях. Там можно рассказывать о небольших-локальных штуках и никто не будет против, ведь митапы это пространство для обмена самым разным опытом.

Выступление на конференции это уже повод для роста. Здесь над докладом придется основательно поработать, но это же и плюс. Программный комитет поможет вам поработать над контентом и его подачей, накидает технических вопросов по теме, а непосредственно выступление классно прокачает бренд. Но выступление здесь потребует большего количества времени и сил на подготовку.

А еще можно сделать митап внутри компании. Помимо всего прочего это еще и очень удобный вариант прогнать доклад, не переживая по поводу внешней аудитории. Можно получить фидбек от своих, пошарить какие-то полезные практики внутри компании и продвинуть свои идеи.

А чтобы как-то упорядочить все это многообразие конференций, Женя Голева ведет и регулярно обновляет список топовых IT конференций в СНГ, за что ей большое спасибо. Там есть абсолютно вся необходимая информация, так что на него можно ориентироваться при выборе места для выступления.

На этом все!

И на этом я с вами прощаюсь! Всем спасибо за внимание, выступайте на конференциях, рассказывайте обо всем на свете и делитесь своим опытом с сообществом. И подписывайтесь, мы еще вернемся с новыми статьями о всякой публичной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *