О чем может рассказать русский расписной поднос русские лаки традиции мастерства
Рассказ о русском расписном подносе
Марина Ерезеева
Рассказ о русском расписном подносе
Расписные подносы… Без них трудно представить себе русский быт прошлого века, праздничное застолье, трактир, чайную. Изготовление железных расписных лакированных подносов в России началось в 18 веке в Нижнем Тагиле, позднее это производство освоили петербургские, а затем и подмосковные мастера. Каждый центр изготовления подносов выделялся своеобразием художественных решений. На нижнетагильских подносах конца 18 – первой половины 19 века изображались пейзажи, а также исторические и мифологические сцены. Распространены были и цветочные росписи. Нижнетагильские подносы часто имели высокие борта с ажурными просечными узорами. В 1830 – 1850-х годах подносы петербургских мастерских украшались орнаментами в стиле позднего рококо. Легкие, порой асимметричные композиции из изящных цветов, экзотических птиц и декоративных архитектурных пейзажей дополнялись золотистыми узорами. Начиная со второй половины 19 века ведущим центром изготовления подносов становится подмосковный жостовский промысел, который и донес до наших дней это яркое, красочное искусство. С конца 1870-х годов складывается оригинальный стиль жостовских росписей, для которого характерно сочетание конкретности изображения и яркой декоративной условности. Самым распространенным мотивом становятся букеты. Положенные на черный или цветной фон, они словно выступали из его мерцающей глубины, цветы казались легкими, полуобъемными. На многих подносах изображались своеобразные экзотические пейзажи. В основе искусства мастеров современного Жостова – виртуозное владение всеми приемами жостовского письма. Многие художники вводят в свою живопись новые сюжетные и орнаментальные мотивы. Но разнообразие творческих почерков не нарушает стилистической цельности жостовского искусства.
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу». Содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах.
Занятие развлечение для детей подготовительной группы «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие развлечение для детей подготовительной группы) Проводится в «Русской.
Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «На жостовском подносе в зеркальной глади лака» Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности»На жостовском подносе в зеркальной.
Куклы в русском народном костюме Как то обдумывая, как мне лучше познакомить деток с русским народным костюмом, захотелось мне создать, что нибудь своими руками. Просмотрев.
Презентация «Образ лисы в русском фольклоре» Слайд 1 «Лиса в русском фольклоре» Слайд 2 Стихи о Лисе Вы не видели в лесу Ярко-рыжую лису? Эта рыжая плутовка След свой прячет очень.
Презентация на русском языке к стихотворению Г. Гейне «Die Lorelei» Уважаемые коллеги, учителя немецкого языка и просто любители. Я приготовила презентацию на русском языке к стихотворению «Лорелея». Очень.
Рисование манкой на подносе детям от 2 лет до 3 лет Сейчас в своей практике я очень часто использую различные технологии. Очень хорошо использовать в рисовании манную крупу. Мои ребята с.
Сценарий детского праздника-занятия «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу» Сценарий детского праздника-занятия на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу». Цели: • Продолжить знакомство.
Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле» ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ»Цели и задачи:- Учить детей последовательно наклеивать готовые.
Презентация к уроку ИЗО 3 класс «В жостовском подносе все цветы России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель начальных классов: Смирнова А.М. МАОУ «Лицей №58» Г. Новоуральск Изобразительное искусство 3 класс Тема: «В ЖОСТОВСКОМ ПОДНОСЕ ВСЕ ЦВЕТЫ РОССИИ»
Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов.
Жостово – это старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.
С чего все начиналось? «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъезда въ Селъ Жостово»
Классический мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне.
Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье.
Иногда в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику).
Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. Ни один букет не повторяется!
Знаменитый Жостовский букет! Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий.
Кроме букетов на авторских подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев.
Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?
Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?
Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?
Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?
Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?
Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?
Техника жостовской росписи Предварительный этап «Грунтовка»: заготовку из металла грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. Этап 1. «Замалевка»: красками намечается общий силует изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Этап 2. «Тенежка»: нанесение цветных теней полупрозрачными красками. Цветы обретают объем. Отмечаются места теней.
Этап 3. «Прокладка»: цветы приобретают свое тело. Некоторые места высветляются, что-то делается контрастным, а что-то более размытым.
Этап 4. «Бликовка»:роспись бликов, создающих объем и свет. У рисунка появляется настроение.
Этап 5. «Чертежка»:тонкой кистью наносят маленькие штрихи на прожилках, кончиках листьев, на семенах, в центре цветов. Этап 6. «Привязка»: готовые цветы объединяют с фоном при помощи прорисовки тонких стеблей, усиков и травинок.
Этап 7 «Уборка»: украшение бортиков подноса узорами. После этого поднос приобретает законченный вид.
Творческое задание Создай свой поднос используя пример жостовского письма
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-203651
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
О чем может рассказать русский расписной поднос русские лаки традиции мастерства
Творческая работа: Укрась цветочной росписью поднос.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи (гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока созвучны предыдущему уроку. Уточняются и углубляются знания о последовательности выполнения художественно-творческой задачи: формировать представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества.
Примерный ход урока
1. Путешествие в прошлое. «Жостовский поднос и его хозяин» (У., с. 18—19). Искусство росписи по металлу. Традиции Жостова.
2. Беседа о сходстве и различиях в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца.
3. Проговаривание учащимися состава своей композиции цветочной росписи на подносе и приемов ее выполнения. Самостоятельная работа на отдельном листе (У., с. 19) или в творческой тетради (с. 9).
4. Итоги: обсуждение художественных удач школьников при анализе их эскизов росписи подносов; выводы учителя о том, что следует учесть во время работы над подносами на уроках художественного труда.
Урок начинается с увлекательного путешествия. Перед третьеклассниками предстают картины жизни и быта, связанные с добрым и красивым обычаем на Руси — чаепитием (см. иллюстрации в учебнике (с. 18—19) и справочный материал к уроку).
Для активизации детского творчества и решения третьеклассниками художественной задачи на вариации мотивов жостовского букета желательно обратить внимание на сходство и различие в приемах кистевого письма мастеров из разных центров народных художественных промыслов. Приведем один из примеров сопоставления приемов жостовского письма с приемами росписи Городца.
Так, уже начало росписи цветка розы с замалевка намного расширяет представление младших школьников о роли пятна как выразительного средства. Ранее они знакомились с этим изобразительным приемом в росписи городецких изделий. Городецкие мастера с первого мазка стремятся получить почти окончательный декоративный эффект. Пятно цветка купавки, или розана, дорабатывается лишь приемом темной и светлой оживки. Совсем другие возможности мазка в жостовской росписи. В свободном мазке кистевой росписи жостовский мастер как бы чего-то не договаривает, оставляет за собой право произвести доработку цветка. И учащиеся пробуют также начать свой неторопливый рассказ кистью о красоте декоративного цветка, но так, чтобы было что досказать о нем кистью и на следующих этапах работы.
Значительно расширяются представления учащихся о значении цветной линии в усилении выразительности образа. Вновь стоит обратиться к сопоставлению белой линии в городецкой росписи и в жостовской живописи. Четкий ритм белых бусинок-точек, штрихов и дужек на городецких цветах завораживает, вносит свет и усиливает мажорность цветочной росписи. В жостовских букетах есть множество цветных линий самого разного оттенка (розовые, голубые, бледно-желтые, светло-зеленые — всех оттенков не перечислить). И эти легкие линии-чертежки придают особую воздушность и трепетность растениям в букете.
В творческой игре элементы послойного жостовского письма могут натолкнуть ребят на эксперимент с художественными материалами и поиск выразительных средств для воссоздания образа цветка.
Краткий справочный материал
Жостовский поднос и его хозяин: «Чаепитие дома», «Чаепитие в трактире». Слова «поднос», «самовар», «чаепитие» невольно вызывают в нашей памяти сцены из размеренной жизни россиян прошедших столетий. Чай на Руси умели и любили пить. В книге Василия Белова «Лад» читаем: «В хоромах купцов Строгановых почетного гостя поили заваренной „травкой». которая, по свидетельству историков, даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал свое торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему трудно было тягаться. За короткий исторический срок чаепитие на Севере Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла, либо от остывающей печи». (Белов В. И. Лад: очерки народной эстетики / В. И. Белов. — С. 166.)
Не удивительно, что «расписные и нарядные подносы, производимые сначала в Нижнем Тагиле, а затем и в Жостово, быстро стали необходимой принадлежностью при чаепитии. Каких только форм не имели подносы: гитарные, крылатые, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые. Тогда же возникла и определенная иерархия форм и размеров подносов: „скатертные» в размер стола, круглые и овальные поменьше, квадратные чайные, маленькие закусочные, треугольные для угловых столиков и, наконец, детские». (Наше наследие. — 1991. — № V (23). — С. 155—159.)
Потчевать чаем гостеприимно, радушно было принято не только в домах, но и в трактирах. Живо представить себе интерьер одного из извозчичьих трактиров и то, как чаевничали в то время, помогает картина Б. М. Кустодиева «В трактире» (У., с. 18).
О постоянных посетителях одного из московских трактиров и рассказывает картина Б. М. Кустодиева. Извозчики неторопливо и с достоинством пьют чай. Половые сбились с ног, поднося все новые чайники с кипятком. Один из них несет чайники на подносе по всем правилам: он держит его на пяти пальцах вытянутой левой руки, голова откинута чуть назад, грудь выставлена. На стойке буфета не случайно видны среди снеди свинина и жирная колбаса: извозчики с холоду любили то, что пожирнее. В бытовую картину как составная часть включен великолепный натюрморт из нескольких рядов фарфоровых расписных чайников, больших и маленьких; рядом, на стене, — расписные гитаровидные подносы.
От всего увиденного на картине веет уютом и радушием. Это и тепло духовное, отраженное в свете лампады перед иконой, озаряющем строгие черты лиц извозчиков. Это и тепло большого застолья, во время которого размеренно чаевничают гости московского трактира.
Изобразительное искусство. 3 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство. 3 класс.
Урок №2. Жостовский расписной поднос.
— о центре традиционного народного художественного промысла по росписи подносов – Жостово;
— о разнообразии форм жостовских подносов;
— о видах цветочных композиций на жостовских подносах;
— о системе послойного жостовского письма.
— различать формы жостовских подносов;
— узнавать виды традиционных жостовских цветочных композиций;
— выполнять этапы послойного жостовского письма.
— нарисовать жостовский поднос;
— украсить поднос цветочной росписью.
Мы познакомимся с жостовским традиционным народным художественным промыслом по росписи подносов.
Рассмотрим разнообразие форм подносов и видов цветочных композиций, которыми их украшают.
Узнаем о системе послойного жостовского письма и её этапах.
Сможем нарисовать поднос и украсить его цветочной росписью.
Теоретическая часть для самостоятельного изучения:
Раньше на Руси существовал добрый обычай – чаепитие. Дорогих гостей радушно потчевали чаем. Это считалось знаком уважения.
Все ли подносы имеют одинаковую форму?
Оказывается, подносы бывают не только круглыми. Есть овальная, и квадратная, и прямоугольная форма у подносов А можно встретить и причудливой формы поднос: крылатый, фестончатый, многогранный и даже, гитарный.
Как красиво расписаны подносы! Их создают мастера из деревни Жостово Московской области. Это центр художественной росписи металлических подносов.
Основным мотивом росписи являются цветы. В композиции «венок» центр
поля подноса остаётся свободным. А в композиции «букет» цветы собраны в центре поля.
Украшают и углы подносов. Такая композиция называется «ветка от угла» или «роспись с углов».
На некоторых подносах цветы рассыпаны на плоскости, словно по цветочному лугу. Такая композиция называется «россыпь».
Рисунок выполняют по этапам.
Второй слой тенёжка (от слова тень) – наложение тени.
Третий слой – бликовка. Выделение светлых мест белилами.
Последний слой – чертёжка. Уточнение формы цветка, его лепестков, нанесение прожилок на листья
Такая роспись называется послойной.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Также мотивами жостовской росписи являются: пейзажи, натюрморты, сценки народных гуляний сценки народного быта, сценки народных свадеб, сценки с чаепитием. Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.
Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
Напишите название традиционной цветочной композиции, в которой расписан поднос.
Установите последовательность росписи жостовского подноса.
Жостовская роспись — традиции русского прикладного искусства
Жостовская роспись — один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.
Жостовский поднос — каким мы его знаем.
История промысла
Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:
Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.
Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.
В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.
В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.
В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.
Жостовская фабрика. Советский период.
Особенности и техника изготовления жостовских подносов
Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.
Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.
Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.
Излюбленный сюжет — русская тройка.
Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.
Этапы росписи:
Этапы нанесения рисунка.
Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.
Каждое изделие — уникально.
Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.
Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.