О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Рассказ о русском расписном подносе

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса Марина Ерезеева
Рассказ о русском расписном подносе

Расписные подносы… Без них трудно представить себе русский быт прошлого века, праздничное застолье, трактир, чайную. Изготовление железных расписных лакированных подносов в России началось в 18 веке в Нижнем Тагиле, позднее это производство освоили петербургские, а затем и подмосковные мастера. Каждый центр изготовления подносов выделялся своеобразием художественных решений. На нижнетагильских подносах конца 18 – первой половины 19 века изображались пейзажи, а также исторические и мифологические сцены. Распространены были и цветочные росписи. Нижнетагильские подносы часто имели высокие борта с ажурными просечными узорами. В 1830 – 1850-х годах подносы петербургских мастерских украшались орнаментами в стиле позднего рококо. Легкие, порой асимметричные композиции из изящных цветов, экзотических птиц и декоративных архитектурных пейзажей дополнялись золотистыми узорами. Начиная со второй половины 19 века ведущим центром изготовления подносов становится подмосковный жостовский промысел, который и донес до наших дней это яркое, красочное искусство. С конца 1870-х годов складывается оригинальный стиль жостовских росписей, для которого характерно сочетание конкретности изображения и яркой декоративной условности. Самым распространенным мотивом становятся букеты. Положенные на черный или цветной фон, они словно выступали из его мерцающей глубины, цветы казались легкими, полуобъемными. На многих подносах изображались своеобразные экзотические пейзажи. В основе искусства мастеров современного Жостова – виртуозное владение всеми приемами жостовского письма. Многие художники вводят в свою живопись новые сюжетные и орнаментальные мотивы. Но разнообразие творческих почерков не нарушает стилистической цельности жостовского искусства.

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу». Содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах.

Занятие развлечение для детей подготовительной группы «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие развлечение для детей подготовительной группы) Проводится в «Русской.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подносаКонспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «На жостовском подносе в зеркальной глади лака» Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности»На жостовском подносе в зеркальной.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подносаКуклы в русском народном костюме Как то обдумывая, как мне лучше познакомить деток с русским народным костюмом, захотелось мне создать, что нибудь своими руками. Просмотрев.

Презентация «Образ лисы в русском фольклоре» Слайд 1 «Лиса в русском фольклоре» Слайд 2 Стихи о Лисе Вы не видели в лесу Ярко-рыжую лису? Эта рыжая плутовка След свой прячет очень.

Презентация на русском языке к стихотворению Г. Гейне «Die Lorelei» Уважаемые коллеги, учителя немецкого языка и просто любители. Я приготовила презентацию на русском языке к стихотворению «Лорелея». Очень.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подносаРисование манкой на подносе детям от 2 лет до 3 лет Сейчас в своей практике я очень часто использую различные технологии. Очень хорошо использовать в рисовании манную крупу. Мои ребята с.

Сценарий детского праздника-занятия «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу» Сценарий детского праздника-занятия на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу». Цели: • Продолжить знакомство.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подносаЗанятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле» ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ»Цели и задачи:- Учить детей последовательно наклеивать готовые.

Источник

Презентация к уроку ИЗО 3 класс «В жостовском подносе все цветы России»

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель начальных классов: Смирнова А.М. МАОУ «Лицей №58» Г. Новоуральск Изобразительное искусство 3 класс Тема: «В ЖОСТОВСКОМ ПОДНОСЕ ВСЕ ЦВЕТЫ РОССИИ»

Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов.

Жостово – это старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.

С чего все начиналось? «Заведение братьев Вишняковыхъ съ сыновьями Московскаго Уъезда въ Селъ Жостово»

Классический мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет на чёрном фоне.

Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье.

Иногда в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику).

Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. Ни один букет не повторяется!

Знаменитый Жостовский букет! Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий.

Кроме букетов на авторских подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев.

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

Викторина: какой из двух подносов относится к жостовскому промыслу?

Техника жостовской росписи Предварительный этап «Грунтовка»: заготовку из металла грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. Этап 1. «Замалевка»: красками намечается общий силует изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Этап 2. «Тенежка»: нанесение цветных теней полупрозрачными красками. Цветы обретают объем. Отмечаются места теней.

Этап 3. «Прокладка»: цветы приобретают свое тело. Некоторые места высветляются, что-то делается контрастным, а что-то более размытым.

Этап 4. «Бликовка»:роспись бликов, создающих объем и свет. У рисунка появляется настроение.

Этап 5. «Чертежка»:тонкой кистью наносят маленькие штрихи на прожилках, кончиках листьев, на семенах, в центре цветов. Этап 6. «Привязка»: готовые цветы объединяют с фоном при помощи прорисовки тонких стеблей, усиков и травинок.

Этап 7 «Уборка»: украшение бортиков подноса узорами. После этого поднос приобретает законченный вид.

Творческое задание Создай свой поднос используя пример жостовского письма

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Курс повышения квалификации

Правополушарная живопись

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Номер материала: ДБ-203651

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Изобразительное искусство. 3 класс

Конспект урока

Изобразительное искусство. 3 класс.

Урок №2. Жостовский расписной поднос.

— о центре традиционного народного художественного промысла по росписи подносов – Жостово;

— о разнообразии форм жостовских подносов;

— о видах цветочных композиций на жостовских подносах;

— о системе послойного жостовского письма.

— различать формы жостовских подносов;

узнавать виды традиционных жостовских цветочных композиций;

выполнять этапы послойного жостовского письма.

— нарисовать жостовский поднос;

— украсить поднос цветочной росписью.

Мы познакомимся с жостовским традиционным народным художественным промыслом по росписи подносов.

Рассмотрим разнообразие форм подносов и видов цветочных композиций, которыми их украшают.

Узнаем о системе послойного жостовского письма и её этапах.

Сможем нарисовать поднос и украсить его цветочной росписью.

Теоретическая часть для самостоятельного изучения:

Раньше на Руси существовал добрый обычай – чаепитие. Дорогих гостей радушно потчевали чаем. Это считалось знаком уважения.

Все ли подносы имеют одинаковую форму?

Оказывается, подносы бывают не только круглыми. Есть овальная, и квадратная, и прямоугольная форма у подносов А можно встретить и причудливой формы поднос: крылатый, фестончатый, многогранный и даже, гитарный.

Как красиво расписаны подносы! Их создают мастера из деревни Жостово Московской области. Это центр художественной росписи металлических подносов.

Основным мотивом росписи являются цветы. В композиции «венок» центр

поля подноса остаётся свободным. А в композиции «букет» цветы собраны в центре поля.

Украшают и углы подносов. Такая композиция называется «ветка от угла» или «роспись с углов».

На некоторых подносах цветы рассыпаны на плоскости, словно по цветочному лугу. Такая композиция называется «россыпь».

Рисунок выполняют по этапам.

Второй слой тенёжка (от слова тень) – наложение тени.

Третий слой – бликовка. Выделение светлых мест белилами.

Последний слой – чертёжка. Уточнение формы цветка, его лепестков, нанесение прожилок на листья

Такая роспись называется послойной.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Также мотивами жостовской росписи являются: пейзажи, натюрморты, сценки народных гуляний сценки народного быта, сценки народных свадеб, сценки с чаепитием. Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Напишите название традиционной цветочной композиции, в которой расписан поднос.

Установите последовательность росписи жостовского подноса.

Источник

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Творческая работа: Укрась цветочной росписью поднос.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи (гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока созвучны предыдущему уроку. Уточняются и углубляются знания о последовательности выполнения художественно-творческой задачи: формировать представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества.

Примерный ход урока

1. Путешествие в прошлое. «Жостовский поднос и его хозяин» (У., с. 18—19). Искусство росписи по металлу. Традиции Жостова.
2. Беседа о сходстве и различиях в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца.
3. Проговаривание учащимися состава своей композиции цветочной росписи на подносе и приемов ее выполнения. Самостоятельная работа на отдельном листе (У., с. 19) или в творческой тетради (с. 9).
4. Итоги: обсуждение художественных удач школьников при анализе их эскизов росписи подносов; выводы учителя о том, что следует учесть во время работы над подносами на уроках художественного труда.

Урок начинается с увлекательного путешествия. Перед третьеклассниками предстают картины жизни и быта, связанные с добрым и красивым обычаем на Руси — чаепитием (см. иллюстрации в учебнике (с. 18—19) и справочный материал к уроку).
Для активизации детского творчества и решения третьеклассниками художественной задачи на вариации мотивов жостовского букета желательно обратить внимание на сходство и различие в приемах кистевого письма мастеров из разных центров народных художественных промыслов. Приведем один из примеров сопоставления приемов жостовского письма с приемами росписи Городца.
Так, уже начало росписи цветка розы с замалевка намного расширяет представление младших школьников о роли пятна как выразительного средства. Ранее они знакомились с этим изобразительным приемом в росписи городецких изделий. Городецкие мастера с первого мазка стремятся получить почти окончательный декоративный эффект. Пятно цветка купавки, или розана, дорабатывается лишь приемом темной и светлой оживки. Совсем другие возможности мазка в жостовской росписи. В свободном мазке кистевой росписи жостовский мастер как бы чего-то не договаривает, оставляет за собой право произвести доработку цветка. И учащиеся пробуют также начать свой неторопливый рассказ кистью о красоте декоративного цветка, но так, чтобы было что досказать о нем кистью и на следующих этапах работы.
Значительно расширяются представления учащихся о значении цветной линии в усилении выразительности образа. Вновь стоит обратиться к сопоставлению белой линии в городецкой росписи и в жостовской живописи. Четкий ритм белых бусинок-точек, штрихов и дужек на городецких цветах завораживает, вносит свет и усиливает мажорность цветочной росписи. В жостовских букетах есть множество цветных линий самого разного оттенка (розовые, голубые, бледно-желтые, светло-зеленые — всех оттенков не перечислить). И эти легкие линии-чертежки придают особую воздушность и трепетность растениям в букете.
В творческой игре элементы послойного жостовского письма могут натолкнуть ребят на эксперимент с художественными материалами и поиск выразительных средств для воссоздания образа цветка.

Краткий справочный материал

Жостовский поднос и его хозяин: «Чаепитие дома», «Чаепитие в трактире». Слова «поднос», «самовар», «чаепитие» невольно вызывают в нашей памяти сцены из размеренной жизни россиян прошедших столетий. Чай на Руси умели и любили пить. В книге Василия Белова «Лад» читаем: «В хоромах купцов Строгановых почетного гостя поили заваренной „травкой». которая, по свидетельству историков, даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал свое торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему трудно было тягаться. За короткий исторический срок чаепитие на Севере Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла, либо от остывающей печи». (Белов В. И. Лад: очерки народной эстетики / В. И. Белов. — С. 166.)
Не удивительно, что «расписные и нарядные подносы, производимые сначала в Нижнем Тагиле, а затем и в Жостово, быстро стали необходимой принадлежностью при чаепитии. Каких только форм не имели подносы: гитарные, крылатые, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые. Тогда же возникла и определенная иерархия форм и размеров подносов: „скатертные» в размер стола, круглые и овальные поменьше, квадратные чайные, маленькие закусочные, треугольные для угловых столиков и, наконец, детские». (Наше наследие. — 1991. — № V (23). — С. 155—159.)
Потчевать чаем гостеприимно, радушно было принято не только в домах, но и в трактирах. Живо представить себе интерьер одного из извозчичьих трактиров и то, как чаевничали в то время, помогает картина Б. М. Кустодиева «В трактире» (У., с. 18).
О постоянных посетителях одного из московских трактиров и рассказывает картина Б. М. Кустодиева. Извозчики неторопливо и с достоинством пьют чай. Половые сбились с ног, поднося все новые чайники с кипятком. Один из них несет чайники на подносе по всем правилам: он держит его на пяти пальцах вытянутой левой руки, голова откинута чуть назад, грудь выставлена. На стойке буфета не случайно видны среди снеди свинина и жирная колбаса: извозчики с холоду любили то, что пожирнее. В бытовую картину как составная часть включен великолепный натюрморт из нескольких рядов фарфоровых расписных чайников, больших и маленьких; рядом, на стене, — расписные гитаровидные подносы.
От всего увиденного на картине веет уютом и радушием. Это и тепло духовное, отраженное в свете лампады перед иконой, озаряющем строгие черты лиц извозчиков. Это и тепло большого застолья, во время которого размеренно чаевничают гости московского трактира.

Источник

Жостовская роспись

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.

В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. Ведущие художники жостовского промысла — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.

В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

Художественные мастерские в истории жостово

К сожалению на сегодняшний день жостовский промысел мало исследован, его истоки раскрыты не полностью. По сей день мы не знаем, в какой именно деревне возникла первая мастерская. Советские исследователи пытались разобраться в этом вопросе, но безуспешно. В этой работе я сделал попытку начала самостоятельного исследования истоков этого промысла.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Но в первую очередь необходимо знать, что нас не должен интересовать вопрос о конкретном человеке, начавшем промысел. Возможно мы его и не узнаем. (Изучая церковные документы, свидетельствующие о людях и их занятиях, возможно это удастся проследить. Имена мастеров упоминаются.). Дело в том, что неизбежно изначально речь идёт о целом промысловом районе, а не о какой-либо мастерской. Это моё предположение. Речь идёт скорее о мироощущении русского крестьянина. Подчёркиваю, не мировоззрение, а именно художественное мироощущение себя, быта вокруг себя, людей, природы. Но не власти и не общества. Здесь можно провести вольную ассоциацию с идеями ранних славянофилов, для того, чтобы стало ясно, о чём идёт речь.

Жостово и Федоскино похожи не случайно. Лучшие произведения и того, и другого промыслов творились скорее непосредственно из воображения, нежели с натуры. Натура, то есть окружающая природа лишь способствовала процессу. Житель современного мегаполиса живёт принципиально в иной среде, и искусство его иное. Не хуже, не лучше, а просто иное. Как известно, Жостово творили его люди крестьянского сословия, люди схожего мировоззрения, а бывало и одни и те же мастера. Арсенал русских промыслов представлял и представляет собой особое и уникальное культурное пространство со своими традициями.

Бакушинский в 1930-х годах писал, что русская лаковая миниатюра является высшей стадией развития русских народных промыслов. Я же считаю, что высшая стадия развития оных ещё впереди. Это – создание виртуального пространства в стиле федоскинской живописи. Во-первых для изучения крестьянского мироощущения, для представления о нём, во-вторых, для изучения краеведения северного Подмосковья.

Идея есть. Осталось лишь воплотить.

Чтобы не запутаться в сферах современного искусства и не потерять критерий художественности, полезно хотя бы иногда возвращаться к истокам.

Жостовский, как и другие промыслы, формировался в русле художественной культуры центральной России XVIII-XIX вв. вместе с вышивкой бисером, росписью по фарфору подмосковных фабрик, ивановскими ситцами, павловскими платками, курскими коврами. В сознании мастеров отшлифовывались приобретённые навыки, совершенствовалось мастерство. И в традицию входило и оставалось лишь самое лучшее. Так постепенно складывался признанный облик художественного мастерства.

Интересен вопрос о том, кто именно и когда основал жостовский промысел. И ковали ли в Троицком уезде подносы в начале XIX века. Вопрос этот чисто теоретический, так как до нас дошли только изделия 70-х – 80-х гг.XIX века. Порой даже в современной литературе можно встретить кочующую по монографиям и статьям мысль о том, что Федоскино и Жостово возникли почти одновременно. Эта мысль принадлежит первому исследователю подмосковных промыслов Исаеву А.А. высказанную им в работе 1877 года «Промыслы Московской губернии»(т.2.М.,1877) Исследователи середины XXв. заимствуют эту мысль не задумываясь. А он между тем жаловался на «крайнюю скудость исторических сведений о лаковых металлических промыслах».

Однако с тех пор кое-что о начале промысла стало известно. Известно, что Коробов (основатель федоскинского промысла) основал свою мастерскую лишь в 1795 году. Но первые шкатулки его производства были не расписными, а с гравюрой, наклеивавшейся на крышку шкатулки. Когда же возникла идея расписывать изделия, первые из них выпускались на основе трафаретов, предлагаемых Коробовым – очевидно это были реалистичные виды Москвы, Петербурга и, возможно, пейзажи русских равнин. Поэтому первоначальный стиль Жостова идёт явно не от времён хозяйствования Коробова.

Это «Указатель третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 г».(М.,1843г. с.314). В нём говорится, что «фабрика существует 36 лет».

Из чего авторы путём арифметического вычитания сделали вывод:

«Ф.Н. Вишняков открыл её в 1807г.»

Коромыслов же относит деятельность Филиппа Вишнякова к началу 20-х гг. XIXв. То есть ко времени, когда федоскинский промысел переходит по наследству от Коробова к Лукутину. Он расширил производство, а потому и нуждался в мелких скупщиках товара. Одним из них и был Филипп Никитич Вишняков – мелкий лавочник, крестьянин села Жостово. Он большими партиями закупал товар, в силу чего мог наблюдать и изучать процесс производства.

В любом случае мы можем уверенно сказать, что своё производство было уже у Филиппа Вишнякова. Перейдём к вопросу о существовании других мастерских в Троицком уезде.

И.Богуславская,Б. Графов. «Искусство Жостова».М. 1979г.

«. из разных источников следует, что мастерская О.Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время. Его отец Филипп Никитич открыл производство ещё в начале XIX века. После переезда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове»

Мастерская у Тараса в селе Жостове действительно была, правда уверенно сказать о её существовании мы можем лишь на основании известного упоминания её в событии 1825г.

А вот весть о переезде в Москву, то есть в свой собственный магазин, весьма сомнительна. Дело в том, что информация о наличии у Филиппа Вишнякова собственного магазина в Москве на Цветном Бульваре взята у В.Боруцкого. Его труд 1913г. «Кустарное производство лакированных вещей из папье-маше». (Сб: «Кустарная промышленность России(Разные промыслы)»СПб.,1913г.)грешит неточностями из-за неимения источников сведения о начале промысла носят предположительный характер : он относит время открытия мастерской Ф.Вишнякова к 1880 году, когда ни Коробовской, ни Лукутинской мастерской ещё не было (Уханова И.Н. смело включает эти сведения в монографию, доверяя источнику: «В 1780-х гг. в 25 км. От Москвы, в селе Жостово Троицкой волости, крестьянин Филипп Никитин Вишняков начал производство лакированных изделий.»стр.14). При этом говорится, что Вишняков работал именно у Лукутина, а не у Коробова. Вот этот факт как раз и стоит взять на вооружение. Это может являться доказательством того, что деятельность Ф.Вишнякова относится не ранее начала 20-х гг.XIX в.

К вопросу был ли у Филиппа Вишнякова магазин или нет, мы ещё вернёмся.

Этот же источник упоминает о неком Кириле Панском и Василии Вишнякове из того же села Осташкова, о чём исследователи забыли. Логично предположить, что Егор работал вместе со своим братом. Однако стоит помнить, что это могут быть и однофамильцы.

За неимением лошади – пишет Боруцкий – Осип Вишняков носил товар в Москву на плечах и продавал его в торговых рядах. Эта информация имеет следущее обоснование: в начале XX века при утверждении эмблемы своих изделий Вишняковы отнесли условную дату возникновения промысла в Жостове 1825г. – время приезда Осипа Вишнякова к своему дяде Тарасу.

Живопись шкатулок было принято делить минимум на два сорта.: «высшие сорта», к которым относились копии реалистичных картин, часто с видами Москвы, Петербурга, классическая европейская миниатюра.

К «низшим сортам» относилась народная миниатюра, выкристаллизовавшаяся из русского лубка, книжной графики, продававшейся на рынках. Этот стиль отражает народное мироощущение той эпохи и, по мнению, Бакушинского и других исследователей, является высшей стадией развития народного искусства. Это и есть яркие сюжетные росписи на чёрном фоне, отличающиеся более широкой, свободной манерой письма. Относилось к этому стилю и Жостово.

В настоящий момент принято считать, что жостовская мастерская отпочковалась от федоскинской «фабрики» не раньше 20-х гг.XIX века. То есть в то самое время, когда в некоторых деревнях Троицкого уезда вслед за вишняковской возникали мелкие частные крестьянские мастерские. Логичнее заключить отсутствие какого-либо одного основателя одной жостовской мастерской, на опыт которой опирались бы остальные. Прежде всего потому, что такой мастерской уже давно была лукутинская. А все остальные мелкие мастерские и по лаку, и по металлу, основывались на изучении лукутинского производства. Кроме того исследователи склонны относить мастерские, открытые по инициативе крестьян после их освобождения в 1861г. к более раннему времени.

Д.С. Айзенштадт в статье «Русский лак»(журнал «Среди коллекционеров» 1921г. №5) упоминает, что в 1831г. в мастерской Вишнякова работало 8 мастеров, из которых 6 были наёмными.

А всего в 1-й трети XIXв. В Троицком уезде насчитывалось 6 мастерских. К 1830г. их насчитывалось восемь. Известны и имена мастеров. Это Гаврила Иванов, Иван Митрофанов (его мастерская развивалась и наследники вскоре переняли дело), Тимофей Беляев (кстати его мастерская занималась перекрасом тагильских подносов, что было довольно популярным делом) и Василий Леонтьев в Жостове, Кузьма Благоев в селе Осташково, Захар Петров в деревне Сорокино, Степан Филиппов в Новосильцеве, Андрей Зайцев в селе Троицкое и другие.

Позже в Троицкой волости возникла группа деревень, где умельцы вырабатывали свой художественный стиль – Хлебниково, Троицкое, Новосильцево, Чивирёво. Таким образом возникает целый промысловый район: в ближайших деревнях обязательно находилось хотя бы по одному или двум людям, заинтересовавшимися этим делом и втягивавшим в него других.

Известно, что 1850г. насчитывалось 12 «фабрик»;

С тех пор Жостово и окрестные деревни стали своего рода заповедником этого уникального искусства.

Известной была мастерская С. Цыганова в деревне Новосильцево. Её основал в 1855г. Ефим Фёдорович Цыганов. В 1876г. ему и его сыновьям Степану, Никите и Ивану принадлежали уже две мастерские, на которых работали 49 человек. Изделий производили на одиннадцать тысяч рублей в год. Производили они и подносы, и лаковую миниатюру.

А.В. Жданов. Кустарные промыслы (отдельный павильон) на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в г. Харькове. 1887, с.30.

Жданов говорит о подносах Цыганова как отмеченных похвальным листом.

В 1870-х – 1880-х гг. число мастерских доходило до 20-ти. Число работников в них достигало 246 человек. В Жостово работали 59 человек, из которых 53 были вольнонаёмными. Изделий производилось на двенадцать тысяч рублей в год.

51 человек работал в мастерской Е.Ф. Беляева. Товар производили на двадцать тысяч руб.

Такие крупные организации возникали взасчёт поглощения мелких производств. Они отличались более высокой производительностью труда.

Исаев А. А. «Промыслы Московской губернии».М.1876,ч 2(таблицы к главе 1 «металлические промыслы»).

Для существования мастерской был необходим труд хотя бы трёх человек – коваля, шпатлёвщика и живописца. Открытие её обходилось в 30 рублей на покупку сушильного шкафа и 10 руб. на кузнечные инструменты: молотки, набойки, клещи, ножницы, дорожники, наковальни, давилки. Оборотный капитал такой мастерской не превышал 50 рублей в год.

Исаев считал нормальным заведение минимум из девяти человек: двух ковалей, двух шпатлёвщиков, двух живописцев, двух лакировщиков и одного полировщика. Называл он их «мелкими мастерскими с наёмными рабочими силами». Оборотный капитал такой мастерской составлял 280 рублей в год.

Организация производства требовала постройки сруба размером 12 на 12 аршин стоимостью в 500 рублей.

Мастерские эти располагались в полуподвальных помещениях. Оборудование было простым и состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками. В нескольких мастерских стояли «боевые машины» для штамповки подносов. Рабочий день в таких мастерских доходил до 14 часов. На подсобных работах применялся труд подростков и детей.Сохранился договор 1871г. между О.Ф.Вишняковым и кретьянином Угаровым:

Изначально промыслы были связаны между собой теснейшим образом. Мастера в силу неурядиц на своём рабочем месте могли перебегать из одной мастерской в другую, привнося свой опыт, свои ремесленные тонкости и сюжеты Сюжеты часто заимствовали у соседей. В Жостово изображали сцены народной жизни, гуляний, быт пахаря, популярный сюжет мчащейся тройки коней – то есть идеи, подсмотренные у федоскинцев.

Вишняков был горячо предан своему делу и нередко не спал целые ночи напролёт, придумывая какое-либо изобретение. Старые мастера вспоминали, как однажды он приехал с уральской ярмарки и привёз металлические подносы. В Нижнем Новгороде он увидел, как бойко торгуют подносами с Урала. Они были украшены растительным орнаментом, типичным для предметов уральской народной расписной утвари. Тогда О. Вишняков подумал о замене папье-маше на более прочный металлический материал. К тому же как раз удачно совпало время большого спроса на декоративно украшенные подносы – ими пользовались в трактирах, ресторанах, такие вещи нравились купечеству, ими могли украсить стену или просто использовать в быту. Также в уезде было легко достать подходящий металл – его использовали как кровлю для генеральских дач.

Орнаментальные росписи и цветовые композиции изделий из Урала были взяты на вооружение и со временем стали ведущей темой. Однако уральские подносы и без того были хорошо известны. В деревнях существовали мастерские, переписывавшие сибирские подносы на местный лад («перекрас»). Возможно, что местная мастерская И.М.Митрофанова занималась подобной деятельностью.

На усовершенствование форм подносов оказывало влияние бытовавшее в волости кузнечное дело. Так появились подносы крылатые, готические, гитарные, фестончатые.

Первые из дошедших до нас изделий датируются 1870-ми – 1880-ми годами. К этому времени сложилось несколько относительно крупных заведений: мастерские Осипа Филипповича Вишнякова, Егора Фёдоровича Беляева и Ефима Фёдоровича Цыганова. (возникли взасчёт поглощения мелких, не выдерживавших конкуренции с такими предприятиями).

Вишняков в 1860-х гг.построил два кирпичных здания, в одном из которых размещалась кузница и печь для сушки изделий, в другом работали живописцы. Характерно, что до этого и кузнецы,и шпатлёвщики, и живописцы работали в одной избе. Чад от горящего масла из сушильных шкфов ел мастерам глаза, им было сложно расписывать поднос в таких условиях, о чём сетовал Исаев.

Работали они по 13-15 часов в день, у мелких хозяйчиков – по 16-17 часов.

Сбывались подносы в Москве, лучшие сорта шли в Петербург.

Нам известно имя одного мастера, писавшего в это время. Это Осип Ефимович Бурбышев (1867-1919).Он был ведущим художником и мог выполнять заказы любой сложности. Сохранились два его произведения. Они выделяются артистизмом исполнения, виртуозным владением всеми особенностями местного искусства.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Букеты написаны свободно, цветы раскинуты вольно, но в то же время их стебли изогнуты и повернуты для равномерного заполнения фона. Форма цветов и листьев близки к природным, но созданы условными приемами декоративной живописи. Объем цветов передан активными бликами, ближе к фону – орнаментальным характером лепестков. Тонкие, словно тающие усики травки создают впечатление воздушности фона. На его золоте выделяются сдержанные цветовые пятна. По борту нанесен характерный для Бурбышева узор из плоских заштрихованных листьев.

От идей второго направления конца XIX века сохранились два подноса из мастерской Е.Ф. и Л.Ф. Вишнякова.

На рубеже XIX-XXвв. Жостово, как и другие промыслы, переживает кризис (спрос на подносы падает). Начинается дробление мастерских. В Троицкой и Марфинской волостях кустарей становится вдвое меньше. В некоторых деревнях промысел исчез. Мастера уходили от дела в сельское хозяйство, в отхожие промыслы.Опытные жостовские мастера метались из мастерской в мастерскую в поисках живой струи.

В 1900-х гг. в селе Хлебниково начал дело предприниматель Н.Н. Сорокин. Лучшие мастера промысла перешли к нему – И.А. Левин, А.И. Лёзнов и И.С. Леонтьев. Но вскоре они вернулись обратно в свои мастерские, чтобы организовать свою артель в 1912г. на базе закрывшейся мастерской Цыганова в деревне Новосильцево. Однако артель быстро закрылась, не найдя рынков сбыта.

После развала лукутинского дела некоторые федоскинские мастера перешли к Вишняковым. Тогда же мастера сбывали свои готовые работы вишняковцам. Федоскинцы предреволюционного поколения их не любили, и в начале XX века считали их копиистами. Такое отношение друг к другу сломалось только после развала лукутинского дела, когда мастера наконец-то начали работать бок о бок. Однако ещё в старые времена отдельные мастера иногда перебегали из одной мастерской в другую в силу своих личных неурядиц на рабочем месте. В то же время сохранились и свидетельства о взаимоуважении мастеров.

Один из недоучившихся мастеров рассказывал М.С. Чижову историю о встрече своего отца с Василием Осиповым Вишняковым. Его отец (Семён) – мастер Федоскино поругался с управляющим Калининым и решил уйти в Осташково к Василию Осипову Вишнякову. Всем было известно, что хозяин Жостова был простоват, но с хитринкой. Когда Семён приехал к зданию мастерской в первый раз – он увидел батрака в дырявых штанах, длинной старой рубахе, босого и лохматого. Он обратился к этому батраку с вопросом о работе и встрече с хозяином, тот ушёл и вернулся через несколько минут как степенный человек в тёмном суконном костюме, на котором блестел золотой брелок.

Поступив к Вишняковым, лукутинские мастера лучше осваивают декоративные приёмы крестьянского искусства, но условия работы становятся более тяжёлыми (11 – 12 часовой рабочий день).

По уровню художественного мастерства вишняковские миниатюры уступали лукутинским, но зато в них сильнее проявлялись черты крестьянского искусства. Особенное развитие получил крестьянский жанр и пейзаж. Если мастерская Лукутиных опиралась на профессиональное искусство, то жостовцы – на народное искусство и на лубок. Жостовцы отличались от лукутинцев творческим методом: броская декоративность первоплановых, узловых объектов и постепенное затухание, дымкой второстепенных, неосновных. Свободная импровизация, бесконечное варьирование любимых мотивов, введение всякий раз собственных находок. Ни один сюжет не повторялся. В Жостово народное мироощущение выразилось чётче, чем в Федоскино.

Однако художники были связаны между собой единым мировосприятием, а потому в их творчестве прослеживаются черты сходства в разработке мотивов орнаментального и сюжетного порядка. Общинная основа их искусства способствовала выработке стилевой близости при наличии отличительных особенностей. (Бакушинский. «Федоскино и Жостово»)

В десятые годы промысел переживает упадок. Исключением здесь были заказные подносы с росписью в виде цветных букетов, которые писали профессиональные художники – выпускники Строгановского училища на фабрике В.О. Вишнякова.

Дробление мастерских привело к тому, что к 1917 году в деревне было 14 мелких кустарных заведений, продолжавших загибаться. Мастера занимались сельским хозяйством и отхожими промыслами.

В XX веке декоративный букет становится главным направлением.

В годы после революции на фоне общего подъёма народного искусства промысел переживал своё второе рождение. В это время творили такие мастера как И.С.Леонтьев, К.В.Грибков, А.И.Лёзнов, П.С.Курзин, Д.Д.Кузнецов, А.П. Гогин, Н.С. Клёдов, М.Р. Митрофанов и другие.

В 1924г. открываются «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь».

В 1925г. возникает артель «Лакировщик». В селе Троицком «Свой труд».

В 1928г. все мелкие артели объединились в “Металлподнос” с центром в деревне Жостово.

В тридцатые годы кустарный музей, ведавший промыслом, пытался изменить оригинальный яркий народный стиль Жостова путём подачи образцов, содержащих орнаментальные и реалистические станковые композиции. Привлекались живописцы П.П. Кончаловский, П. А. Спасский, Б.Н. Ланге,П.П. Соколов-Скаля. Цель была – создать новый стиль подносной живописи. Этот эксперимент был чужд самой природе промысла. Ведущие мастера (и в первую очередь Клёдов, Лёзнов) понимали чуждость таких тенденций и сумели успешно противостоять этому: они вплели всё, что знали, всю народную яркость и обаяние цветка в предлагавшийся им станковый натюрморт. Самый яркий пример тому – поднос, расписанный П.С. Курзиным.

А.И. Лёзнову приходилось работать по эскизам художника П.П. Кончаловского. Последний пытался создать натюрморт, соответствующий жостовскому стилю, но у него плохо получалось. Лёзнов долго ломал голову и у него получались вольные копии, не похожие на образец. Как утверждал автор: «стал видеть шире и чувствовать цвет лучше». Но борьба с П.П. Кончаловским закончилась для него уходом из промысла. Он стал писать лишь небольшие миниатюрные работы.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Попытки навязывания своих решений лишь способствовали дальнейшему развитию самобытности Жостова. Это как раз является живым примером тому, что народное искусство способно переварить и включить в себя многое. По выражению Грабаря народное искусство захватывает каждого, кто входит с ним в соприкосновение. А значит, способно оно на это и сейчас.

В вышеописанные тридцатые годы промысел насчитывал семьдесят человек, большинство из которых были простыми мастерами. Но среди них работали и выдающиеся художники.

А.И. Савельева – дочь старого мастера стала первой женщиной на производстве.

1938 г. Создание школы бригадного ученичества. В ущерб основному делу увеличивают выпуск детских игрушек (ведёрок, лопаток, подносиков) в ущерб основному делу. В это время характерно отсутствием единого подхода со стороны администрации. Бытовало освоение образцов и даже трафаретов.

Во время Великой Отечественной войны большинство мастеров ушли на фронт. Остались только девушки и старики. На них и держалось всё дело. С производства подносов перешли на работу по помощи фронту, что и стало основной деятельностью. В свободное время, чтобы не утратить навык, расписывали детские вёдрышки, изготовлявшиеся из американских жестяных консервных банок.

После войны промысел восстанавливается и приходит новая плеяда живописцев в том числе и из жостовского отделения профтехшколы в Федоскине. Ведущими мастерами становятся В.И. Дюжаев, П.И. Плахов. Начинается новая эпоха промысла.

1949г. Запрещён приём копчения. Однако в соседнем Федоскине тот же приём в 1946г. стараниями М.С. Чижова был восстановлен. Жостовские пейзажи объявлены неумелыми и антихудожественными.

Это время характерно избавлением от станковизма, участием на многих выствавках, работой с НИИХП. Становится актуальной роспись по потали, металлическим порошкам и перламутровой инкрустации. Композиция букета изменилась.

70-е – 80-е гг. Жостово переживает расцвет.

В 1975г. отмечалось стопятидесятилетие промысла. Фабрика награждена орденом «знак почёта».

В 90-е гг. предприятие обанкротилось и его выкупил некий московский банкир. Перепрофилирования не произошло. Сегодня на производстве работает около тридцати человек. Подносы реализуются через сеть торговых центров.

В наше время жостовские подносы находятся во многих музеях мира.

В самой деревне Жостово многие местные жители занимаются промыслом, чем и увеличивают своё благосостояние. Одни в сараях своих жилищ изготовляют сами подносы, другие же их расписывают.В основном для туристов как отечественных, так и иностранцев. Многие художники, ранее работавшие на фабрике, перешли на кустарное производство, объёмы которого превышают выпуск продукции фабрикой.

Тагильские подносы

Появились они вначале XVIII века на металлургических заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.

Развитию подносного промысла способствовало наличие лака высокого качества. В шестидесятых годах XVIII века крепостной мастер А.С. Худояров изобрёл прочный прозрачный лак, названный хрустальным. Подносы кузнецы делали вручную. Роспись кистью выполнялась специальными приёмами, при которых одним мазком получают несколько градаций тона от насыщенного к светлому. Краску основных крупных пятен могли наносить прямо пальцами, а затем уточнять мазками белил и штрихами чёрной краски. Заканчивали привязкой (стеблями, усиками, травами) и обрамляющим узором. В 1930-х традиция живописи была утрачена из-за подражания Жостову. Но во второй половине ХХ века многое было сделано для возрождения искусства.

Как мы видим, Жостово представляет собой поле для отдельного большого исследования.

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Смотреть картинку О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Картинка про О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса. Фото О чем может рассказать русский расписной поднос роспись подноса

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *