О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ
Тема урока: Убранство русской избы.
Технологическая карта урока.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Убранство русской избы.»
Технологическая карта урока.
Тема урока: Убранство русской избы.
Предмет: изобразительное искусство. Класс: 5 класс. Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 20 с.
Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения деревянного дома
Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов; создать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы
Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи.
Способствовать воспитанию культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
Урок открытия новых знаний.
Изба, клеть, подклет, конь-охлупень, доски-причелины, фронтон, наличники, орнамент
Искусство, история, литература.
Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; таблицы с изображением элементов традиционной избы; таблица изображением традиционного жилища северных народов.
Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Метапредметные: ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; Предметные: умение выявлять в произведениях прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора.
1.Самоопределение к деятельности.
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.
Управляет ситуацией самооценки.
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь организовать место занятий.
Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).
2.Актуализация знаний. (5 мин)
1). Проверка домашнего задания.
2). организация пробного учебного действия и фиксация затруднения.
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба».
1). показывают рисунок и делают мини сообщения (по внешним деталям избы) по группам (наличник, лобовая доска, причелина, конек).
2). фиксация затруднения
Объясняют смысл понятия «Изба».
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
Осознание необходимости получения новых знаний.
3. Постановка проблемы и учебной задачи.
Выявление места и причины затруднения.
—Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?
— Какого знания нам не хватает для изображения русской избы?
Выявление места и причины затруднения.
-«Убранство русской избы»-
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания.
-«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы»
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
4. Открытие нового знания.
Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе.
Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением
Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
5. Первичное закрепление
Работа с учебником стр.29.
-«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?»
-«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор?
Участвуют в диалоге.
-«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься».
-«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром».
Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные: управлять своей деятельностью
Трёхчастная структура и образный строй избы. Чтение и работа с текстом.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Рисование избы. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. Изготовление избы.
Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.
Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение.
-«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием).
-«Что нового вы узнали на уроке?»
— «Какова была тема урока?»
— «Какова была цель вашей деятельности?»
— «Вы достигли поставленной цели?»
— «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?»
Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.
8. Рефлексия учебной деятельности.
-«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке».
Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
Умение соотносить результаты собственной деятельности.
9. Домашнее задание.
Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.
Запись д/з в дневник.
Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.
Использование нового знания в выполнении творческого задания.
Изобразительное искусство. 5 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство, 5 класс.
Урок 2. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта
Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта.
Глоссарий: изба, сруб, фасад, сени, клеть, подклеть, конёк, полотенце, причелина, наличник, охлупень, фронтон
Цель: знакомство с убранством русской избы, ее внутренним миром, развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
изучить конструктивные декоративные элементы крестьянского дома, его в трёхчастную структуру и символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб;
сформировать образные представления об организации внутреннего пространства избы и декоре крестьянского дома;
раскрыть единство пользы и красоты предметов народного быта, символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.
Узнаем о крестьянском доме как художественном образе, отражающем взаимосвязь космоса и мира человека.
Научимся различать конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, понимать его в трёхчастную структуру.
Сможем понимать символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб, их внутреннего мира и предметов народного быта
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.
Название традиционного русского деревянного дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом». Изба- это русский деревянный срубный дом.
Основной частью жилого дома была изба — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы.
Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей.
Сени – это по сути неотапливаемая прихожая, отделяющая жилое помещение от улицы.
Люди издавна вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Тщательно и со смыслом выбиралось место под постройку избы, Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома.
Дома строили разнообразные.
Русская изба имеет трёхчастную структуру, в которой отражена вся Вселенная, весь мир:
Каждый ярус избы украшался по определённым правилам.
Крышу, как небесный свод, венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю, расходящиеся от конька, называютя причелины. Кисть – нижняя свешивающаяся часть причелины. Резная доска, свисающая со стыка причелин – полотенце.
Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избы:
Окна – это глаза русской избы. Окна украшали наличниками и ставнями.
В названиях декоративных элементов русской избы проявляется «очеловеченность» облика крестьянского дома:
Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Дом смотрел на мир окнами –глазами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
В свободном углу избы у окна устанавливали ткацкий станок и прялку.
Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Предметы народного быта: русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Причудливой формы, ярко расписанные, украшенные красивой резьбой, эти предметы радовали глаз и окружали всю семью теплом и радостью. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца.
Мы рассмотрели убранство русской избы и увидели, что в образном строе крестьянского дома представлена картина мира. Внутреннее жилое пространство русской избы, это мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса. А нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём.
Задание 1. Как называется русский деревянный срубный дом?
О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ
§2. Крестьянский дом – памятник архитектуры Работа над украшениями элементов избы
Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек — древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы
Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело — избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Что значило построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) — с землей, а подклет (подполье) — с подземным миром.
Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
Давай познакомимся с декоративным убранством северной избы, приоткроем тайну, хранящуюся в образном строе избы.
Северная русская изба. 19 в.
Резные причелина и полотенце избы. 19 в.
Резные причелина и полотенце избы, жёлоб (водосток). 19 в.
Взгляни на крышу дома. Ее венчает горделивый конь-охлупень. Конь с широким размахом крыльев-крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг.
Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу.
Рассмотри узорочье доски-полотенца, украшающей спереди фронтон избы, а также доски-причелины, спускающейся по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки — это символическое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий были символами земли.
Фасад северной избы. Декоративные элементы убранства избы. 19 в.
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин — утреннее восходящее, а правый — вечернее заходящее.
В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. Какой смысл они несут?
Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берется из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, т. е. «хляби небесные».
Посмотри, как нарядно украшены избы Поволжья и других регионов средней полосы России.
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими vстами. На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.
Такую резьбу называли глухой, долбленой, а еще корабельной. Рубили и украшали избы Поволжья те самые плотники и резчики, которые в зимнее время занимались судостроением и корабельной резьбой. Всюду разнеслась слава о незаурядном мастерстве поволжских резчиков!
Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно-наряден был декор окон. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.
Фронтон крестьянской избы со светелочным окном. Фрагмент. Поволжье. Нижегородская губ., 19 в.
Скворечники. Мастер В. Савинов. Дерево. Московская губ., 19 в.
Обрати внимание на конструкцию наличников, на причудливый растительный орнамент, на единство конструкции и декора.
Вот наличник-теремок. Такими наличниками украшались окна горницы в Среднем Поволжье. Что напоминает трехчастная конструкция наличника? Какие уже знакомые образы можно увидеть в его декоре? Что они символизируют?
Изба. Владимирская губ. 19 в.
Рассмотри нижний ярус наличника. Он населен фантастическими существами: здесь и русалка-берегиня — символ водной стихии, устрашающие гривастые львы-собаки. Сказочно-диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Какой смысл, по-твоему, могут выражать витые декоративные колонки?
Лобовые доски крестьянских изб. Резьба и роспись по дереву. Нижегородская губ., 19 в.
Древние образы в убранстве избы: солнце, птица
Образы птиц и зверей в деревянной резьбе наличников. Рисунок
Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщенно, декоративно они решены. Иногда они словно перерастают в растительный узор.
Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранялись народные традиции.
Посмотри, как пластична волнообразная линия, очерчивающая изображения сказочных существ, завитков растений на лобовой доске.
В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию.
Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.
Детская работа. Восковые мелки
Задание
Представь, что ты строишь дом для своей семьи, и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотри облик избы, ее декоративные элементы. Подумай, какую деталь дома ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Если это наличник, вначале продумай его форму, подчеркни массивный верх.
Смело вводи в свою композицию образы птиц, животных, но старайся их выполнить обобщенно и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности.
Работу можно выполнить сангиной и углем или восковыми мелками и акварелью. Эти материалы помогут передать красоту теплых тонов дерева.