О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Тема урока: Убранство русской избы.

Технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Убранство русской избы.»

Технологическая карта урока.

Тема урока: Убранство русской избы.

Предмет: изобразительное искусство. Класс: 5 класс. Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 20 с.

Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения деревянного дома

Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов; создать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи.

Способствовать воспитанию культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.

Урок открытия новых знаний.

Изба, клеть, подклет, конь-охлупень, доски-причелины, фронтон, наличники, орнамент

Искусство, история, литература.

Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; таблицы с изображением элементов традиционной избы; таблица изображением традиционного жилища северных народов.

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Метапредметные: ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос­сии; Предметные: умение выявлять в произведениях при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора.

1.Самоопределение к деятельности.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.

Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь организовать место занятий.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

2.Актуализация знаний. (5 мин)

1). Проверка домашнего задания.

2). организация пробного учебного действия и фиксация затруднения.

Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба».

1). показывают рисунок и делают мини сообщения (по внешним деталям избы) по группам (наличник, лобовая доска, причелина, конек).

2). фиксация затруднения

Объясняют смысл понятия «Изба».

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Осознание необходимости получения новых знаний.

3. Постановка проблемы и учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения.

—Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

— Какого знания нам не хватает для изображения русской избы?

Выявление места и причины затруднения.

-«Убранство русской избы»-

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания.

-«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы»

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

4. Открытие нового знания.

Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе.

Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

5. Первичное закрепление

Работа с учебником стр.29.

-«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?»

-«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор?

Участвуют в диалоге.

-«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься».

-«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром».

Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные: управлять своей деятельностью

Трёхчастная структура и образный строй избы. Чтение и работа с текстом.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рисование избы. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. Изготовление избы.

Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

7. Включение в систему знаний и повторение.

-«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием).

-«Что нового вы узнали на уроке?»

— «Какова была тема урока?»

— «Какова была цель вашей деятельности?»

— «Вы достигли поставленной цели?»

— «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?»

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

8. Рефлексия учебной деятельности.

-«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке».

Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

9. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Запись д/з в дневник.

Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Источник

Изобразительное искусство. 5 класс

Конспект урока

Изобразительное искусство, 5 класс.

Урок 2. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта.

Глоссарий: изба, сруб, фасад, сени, клеть, подклеть, конёк, полотенце, причелина, наличник, охлупень, фронтон

Цель: знакомство с убранством русской избы, ее внутренним миром, развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

изучить конструктивные декоративные элементы крестьянского дома, его в трёхчастную структуру и символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб;

сформировать образные представления об организации внутреннего пространства избы и декоре крестьянского дома;

раскрыть единство пользы и красоты предметов народного быта, символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.

Узнаем о крестьянском доме как художественном образе, отражающем взаимосвязь космоса и мира человека.

Научимся различать конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, понимать его в трёхчастную структуру.

Сможем понимать символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб, их внутреннего мира и предметов народного быта

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Название традиционного русского деревянного дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом». Изба- это русский деревянный срубный дом.

Основной частью жилого дома была изба — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы.

Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей.

Сени – это по сути неотапливаемая прихожая, отделяющая жилое помещение от улицы.

Люди издавна вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Тщательно и со смыслом выбиралось место под постройку избы, Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома.

Дома строили разнообразные.

Русская изба имеет трёхчастную структуру, в которой отражена вся Вселенная, весь мир:

Каждый ярус избы украшался по определённым правилам.

Крышу, как небесный свод, венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю, расходящиеся от конька, называютя причелины. Кисть – нижняя свешивающаяся часть причелины. Резная доска, свисающая со стыка причелин – полотенце.

Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избы:

Окна – это глаза русской избы. Окна украшали наличниками и ставнями.

В названиях декоративных элементов русской избы проявляется «очеловеченность» облика крестьянского дома:

Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Дом смотрел на мир окнами –глазами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

В свободном углу избы у окна устанавливали ткацкий станок и прялку.

Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Предметы народного быта: русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Причудливой формы, ярко расписанные, украшенные красивой резьбой, эти предметы радовали глаз и окружали всю семью теплом и радостью. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца.

Мы рассмотрели убранство русской избы и увидели, что в образном строе крестьянского дома представлена картина мира. Внутреннее жилое пространство русской избы, это мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса. А нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём.

Задание 1. Как называется русский деревянный срубный дом?

Источник

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

§2. Крестьянский дом – памятник архитектуры Работа над украшениями элементов избы

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек — древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы

Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело — избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Что значило построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) — с землей, а подклет (подполье) — с подземным миром.

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Давай познакомимся с декоративным убранством северной избы, приоткроем тайну, хранящуюся в образном строе избы.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Северная русская изба. 19 в.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Резные причелина и полотенце избы. 19 в.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Резные причелина и полотенце избы, жёлоб (водосток). 19 в.

Взгляни на крышу дома. Ее венчает горделивый конь-охлупень. Конь с широким размахом крыльев-крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг.

Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу.

Рассмотри узорочье доски-полотенца, украшающей спереди фронтон избы, а также доски-причелины, спускающейся по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки — это символическое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий были символами земли.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Фасад северной избы. Декоративные элементы убранства избы. 19 в.

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин — утреннее восходящее, а правый — вечернее заходящее.

В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. Какой смысл они несут?

Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берется из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, т. е. «хляби небесные».

Посмотри, как нарядно украшены избы Поволжья и других регионов средней полосы России.

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими vстами. На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

Такую резьбу называли глухой, долбленой, а еще корабельной. Рубили и украшали избы Поволжья те самые плотники и резчики, которые в зимнее время занимались судостроением и корабельной резьбой. Всюду разнеслась слава о незаурядном мастерстве поволжских резчиков!

Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно-наряден был декор окон. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Фронтон крестьянской избы со светелочным окном. Фрагмент. Поволжье. Нижегородская губ., 19 в.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Скворечники. Мастер В. Савинов. Дерево. Московская губ., 19 в.

Обрати внимание на конструкцию наличников, на причудливый растительный орнамент, на единство конструкции и декора.

Вот наличник-теремок. Такими наличниками украшались окна горницы в Среднем Поволжье. Что напоминает трехчастная конструкция наличника? Какие уже знакомые образы можно увидеть в его декоре? Что они символизируют?

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Изба. Владимирская губ. 19 в.

Рассмотри нижний ярус наличника. Он населен фантастическими существами: здесь и русалка-берегиня — символ водной стихии, устрашающие гривастые львы-собаки. Сказочно-диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Какой смысл, по-твоему, могут выражать витые декоративные колонки?

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Лобовые доски крестьянских изб. Резьба и роспись по дереву. Нижегородская губ., 19 в.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Древние образы в убранстве избы: солнце, птица

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Образы птиц и зверей в деревянной резьбе наличников. Рисунок

Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщенно, декоративно они решены. Иногда они словно перерастают в растительный узор.

Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранялись народные традиции.

Посмотри, как пластична волнообразная линия, очерчивающая изображения сказочных существ, завитков растений на лобовой доске.

В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию.

Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.

О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Смотреть картинку О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Картинка про О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ. Фото О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы ответ

Детская работа. Восковые мелки

Задание

Представь, что ты строишь дом для своей семьи, и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотри облик избы, ее декоративные элементы. Подумай, какую деталь дома ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон. Если это наличник, вначале продумай его форму, подчеркни массивный верх.

Смело вводи в свою композицию образы птиц, животных, но старайся их выполнить обобщенно и пластически выразительно. Исключи мелкие детали и подробности.

Работу можно выполнить сангиной и углем или восковыми мелками и акварелью. Эти материалы помогут передать красоту теплых тонов дерева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *