О чем может мечтать подросток
Современный подросток и его мечты.
Прошла эпоха шашек, шахмат, нард. На смену им пришли WaRcraft, Counter Strike, которые заполняют всё свободное, а порой и предназначенное для учебы, время подростков. Сегодняшний подросток вряд ли пойдёт по своей инициативе в театр или музей, он скорее будет скачивать в Интернете картинки и мелодии для мобильного телефона, а по собственному желанию отправится разве только в кино на хорошо разрекламированный фильм.
На смену книгам пришли глянцевые журналы различного качества. Теперь мальчики и девочки больше не хотят стать космонавтами или врачами, они мечтают попасть на телевиденье, прославится, познакомиться с дежурной шоу-звездой. Потолок мечтаний у современных тинэйджеров не высок. Мечты и те формируются по указке массовой культуры.
Подростковый возраст, рожденных, например, в 60-70-е годы ХХ века проходил в существенно иных условиях. Формирование системы нравственных ориентиров, ценностных ориентаций осуществлялось в границах социума, в котором существовало достаточно определенное понимание «правильного» и «неправильного», добра и зла. А это давало своеобразную точку отсчета для формирования собственного мировоззрения, собственной системы ориентиров. В условиях советского прошлого функции встраивания подростка в общество выполняли пионерская и комсомольская организации, которые были частью мощной государственной машины, повторяя ее бюрократическое устройство. Участвуя в выборах совета отряда, в пионерских сборах, комсомольских собраниях, сдавая планы и рапорты, получая поощрения и взыскания, подростки в деятельности осваивали устройство взрослого общества, его социальных институтов.
При поддержке государства они встраивались в тоталитарную, одну на всех, но ясную и понятную систему культурно-общественных идеалов. В качестве примеров «идеальной взрослости» можно привести набор плакатов с описаниями подвигов комсомольцев-героев, барельефы и мозаики, изображающие сталевара, инженера, учителя и т.д.
Сейчас же другое время и подростки не виноваты в том, что на них обрушивается огромное количество информации, через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.
Но в любое время подросткам свойственно мечтать.
Текучесть и многозначность явлений, обозначаемых понятием «мечта», во многом аналогична явлениям интереса. Подобно тому, как интересом порой называют простую заинтересованность в чем-либо как в средстве достижения определенной цели, так и мечтой нередко именуют одно лишь сильное желание. Интерес в смысле заинтересованности еще не является непосредственным интересом, но может перерасти в него. Равным образом страстное желание нередко рождает мечту в более полном и строгом значении этого слова.
Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую внешнюю ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Это не значит, что такая мечта не зависит, от внешних условий жизни человека. Но если раньше она возникала при переизбытке эмоций, то теперь она появляется также при их недостатке. Более того, мечта сама становится как бы своеобразным эмоциональным переживанием, без которого подросток жить уже не может. С этой внутренней динамичностью мечты, очевидно, связана и динамичность ее влияния на поведение человека.
По мнению современных психологов, еще более важное значение мечтаний подростов состоит в том, что в них «проектируется» их будущее отношение к миру. Происходит это чаще всего не прямо, а в форме многочисленных воображаемых ситуаций, в которых эти отношения переживаются и реализуются, в тех воображаемых ролях, которые личность разыгрывает в своей мечте.
Очевидно, особенно важна роль мечты в подростковом возрасте, хотя для людей творческого склада она, несомненно, сохраняет свое большое значение на протяжении всей их жизни. Как писал А. Франс: «Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл».
Таким образом, мечта — это важнейший элемент духовной жизни и важнейший механизм формирования личности.
МЕЧТЫ И ИДЕАЛЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в любом возрасте имеются свои особенности, свои трудности. Не является исключением и юношеский возраст.
Юношеский возраст – стадия онтогенетического формирования между подростковым возрастом и взрослостью. Начало периода юности связывают с переходом человека в старшие классы школы. В периоде юности различают два этапа: ранняя юность (15-17 лет) и собственно юность (от 17 до 23 лет).
Текучесть и многозначность явлений, обозначаемых термином «мечта», во многом аналогична явлениям интереса. Аналогично тому, как интересом иногда называют простую заинтересованность в чем-либо как в средстве достижения некой задачи, так и мечтой часто именуют одно только сильное желание. Равным образом страстное желание часто рождает мечту в более полном и строгом значении этого слова.
Зарубежные, основным образом психоаналитические, концепции мечты ставят в тесную связь с фрустрацией. Имеется достаточно существенный процент инцидентов, когда мечта впервые появляется у подростка-школьника не в результате фрустрации, а, напротив, как реакция на успех, одобрение, на захватывающее зрелище и т.д. Возникшая даже под влиянием фрустрации, мечта продолжает “жить” в сознании ученика и после того, как первоначально породившие ее причины исчезли. Не случайно некоторые подростки упоминают, что впоследствии они начинали чаще всего мечтать, оказавшись в одиночестве, на скучном уроке или дома, то есть в состоянии известного эмоционального голодания.
Динамика мечты, таким образов, заключается в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую (чаще всего травмирующую) внешнюю ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.
Оценивая мечты, мы обычно фиксируем свое внимание на целях, которые в них представлены. По мнению современных психологов, еще более важное значение мечтаний молодежи заключается в том, что в них «проектируется» их предстоящее отношение к миру.
Таким образом, мечта – это важнейший элемент нашей духовной жизни и важнейший механизм формирования нашей личности.
Очевидно, очень важна роль мечты в юношеском возрасте, хотя для людей креативного склада она, бесспорно, сохраняет свое большое значение на протяжении всей их жизни. Фантазии и мечты призваны удовлетворять индивидуальные потребности человека.
В юношеском возрасте, когда личностное развитие становится преобладающим, особое значение приобретает мечта как образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые заветные намерения и потребности. В мечтах юноша строит желаемую индивидуальную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Нередко мечты бывают нереальными, т.е. определена лишь цель, но не методы ее достижения, однако на этапе юношеского возраста это все равно имеет позитивный характер, так как помогает подростку в воображаемом плане «перебрать» разные вариации предстоящего, предпочесть свой путь решения проблемы.
Юношеский возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов.
Идеал (нравственный) – представление об образце человеческого поведения и отношений между людьми, выражающее исторически определенное понимание цели жизни.
В тесной связи с формированием убеждений и миропонимания складываются моральные идеалы юношества. Эти идеалы выступают вполне глубокими, содержательными, действенными и, служа своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. И если у младшего подростка идеалом традиционно служит какой либо определенный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств (чаще всего это родители, преподаватели, герои любимых книг и кинокартин), то у старших подростков и юношества в качестве идеалов начинают выступать и обобщенные образы как комплекс идеальных качеств. В мечтах воплощается идеал, к которому они стремятся.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Идеалы образуются под особенно большим и прямым общественным влиянием. Решающую роль в формировании идеалов учащихся играет школа. Уже самый механизм обучения – его содержание, приемы и формы – не только обогащают учащихся знаниями, но и воспитывает у них конкретные взоры, закладывает основу их миропонимания, формирует этические черты личности, а на этой общей основе – и личные идеалы.
Для создания идеалов обучающихся существенное значение приобретает этическая самооценка – умение оценивать собственные этические качества, черты своего характера, своё поведение, свои взгляды, свои позитивные и отрицательные стороны. Если у человека не выработалось данной самооценки, если он не знает себя, если не знает какие собственные качества нужно укреплять и развивать, а какие в себе преодолевать, если он не умеет оценивать собственных поступков, своих желаний и стремлений, – то тогда и выбор идеала оказывается затруднительным. Тогда идеал может превратиться в пустое мечтательство.
Развитие идеалов обучающихся не ограничивается рамками школьного обучения, оно протекает и в системе внешкольного воспитания. И здесь, через все каналы идёт механизм обогащения учащихся научными, психологическими и моральными понятиями, механизм формирования их научных, учебных и эстетических интересов, ознакомление их с биографиями, выработка у учащихся моральных оценок и самооценок.
Идеалы – основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, помогает не только отражать реальность, но и ориентирует личность на изменение, развитие. Таким образом, и мечта, как воплощение идеалов, может выступать в качестве критерия формирования индивидуума в юношеском возрасте.
1. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
О чем может мечтать подросток
Мечты как птицы. Всегда с нами, но высоко-высоко — почти не достать. В подростковом возрасте они особенно яркие и красивые. Но что если ребенок не может сказать, чего ему хочется? Не понимает, как осознать и сформулировать желания. Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь», которые помогут понять себя. Дайте их почитать ребёнку.
Чего хочешь ТЫ
Каждый день все говорят тебе, что нужно делать. Родители, семья, друзья, учителя — все раздают советы. Конечно, прислушиваться к близким людям — полезно. Но гораздо важнее понять, чего же ты хочешь на самом деле.
Задай себе вопрос: «Чего на самом деле я хочу?». Подумай. Хочешь ли ты, чтобы тебя слушали? Одобряли. Поддерживали. Хочешь быть отличником, спортсменом, артистом, танцором? Научиться рисовать, кататься на сноуборде, сесть на шпагат? Может быть, ответы сразу возникнут в твоей голове. А может, не появится ни одного. Не переживай — это лишь повод, чтобы хорошо разобраться в себе. Чем мы и займёмся.
Анкета «Что меня вдохновляет»
Для начала советуем заполнить анкету. Анкета — отличный способ понять себя, во что ты веришь и что считаешь важным. Отвечай на вопросы честно, не пытайся казаться лучше или хуже. Можешь сохранить ответы в секрете, а можешь показать друзьям.
Чем мне нравится заниматься? Почему?
Что мне не нравится делать? Почему?
Что дает мне ощущение цели в жизни? Что придает моей жизни смысл?
К чему у меня талант? Что у меня хорошо получается? Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?
О чем я думаю, витая в облаках?
Ответил? Прекрасно. На пути ещё один опросник.
Анкета «Найди свою мечту»
Эта анкета поможет определить твои ценности. Даже если ты ещё не определился с мечтой, ценности помогут тебе найти жизненный ориентир. Они определяют, кто ты есть и чего хочешь, делают тебя сильнее и смелее.
Итак, ты уже многое понял о себе. Составил карту ценностей. Написал о том, что тебе нравится. Определили свои увлечения и невероятные планы. Но как объединить эту информацию, чтобы она постоянно вдохновляла и мотивировала тебя? Очень просто — сделай доску желаний.
Доска желаний
Доска желаний — это коллекция картинок, фотографий, цитат, которые тебя вдохновляют. В них должны отражаться твои ценности, мечты и планы.
Чтобы сделать доску желаний, тебе понадобятся:
1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Найди картинки, которые отражают твои ориентиры. Если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.
2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие черты, которые ты хотел бы видеть в себе — храбрость, ум, любознательность. Не забудь про жизненные ориентиры — сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным.
3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.
Поздравляем: твоя доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и вложить ее в Дневник желаний, прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.
Доска желаний может меняться. Когда в твоей жизни появляется новая мечта, добавляй её на доску. Чем больше ты так делаешь, тем больше мотивируешь себя и тем четче вырисовывается твой путь.
О чем может мечтать подросток
Как много вокруг взрослых людей, которые боятся мечтать и не знают, чего они хотят? Или тех, кто не умеет ставить цели и привык плыть по течению? Достаточно. А все потому что они не научились прислушиваться к себе еще в детстве, привыкли жить под диктовку: делай так, говори этак, купи то, надень это.
Многие из нас идут по жизни, слишком усердно прислушиваясь ко всем советам, и часто забывают, что самые сокровенные мечты и надежды исходят изнутри. Порой наши желания кажутся неосуществимыми. Но все равно важно внимательно прислушиваться к ним. Очень важно время от времени задавать себе вопрос: «Чего вы на самом деле хотите?» И нужно научить этому наших детей.
Чего ты по-настоящему хочешь
В этой статье вы найдете советы и упражнения, которые помогут ребенку понять, чего же он хочет для себя в будущем.
20 на 20
Предложите подростку составить список «Двадцать на двадцать» (двадцать целей, которых нужно достичь к двадцати годам). Нужно перечислить, кем бы он хотел стать в один прекрасный день, чем хотел бы заниматься, что бы хотел иметь.
Пусть пишет как можно быстрее, у него есть на это около пяти минут. Записывать нужно все, что приходит в голову. Не нужно думать, как этого добиться, важно представить, что в его распоряжении бесконечный запас всех необходимых ресурсов: времени, таланта, денег, мотивации и поддержки. Записывать нужно все, даже те идеи, которые кажутся глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. Пусть не ограничивает себя, а выдумывает на всю катушку.
Картинки, таблицы и цитаты здесь и далее из книги «Чего ты по-настоящему хочешь»
Самое время посмотреть, как работает принцип «умножь на сто». Можно к единице приписать два нуля и сделать из нее сотню. Точно так же просто можно «загнать в усилитель» мечту, и тогда она будет воодушевлять не только тебя юного (с ограниченным набором навыков и ресурсов), но и тебя, скажем, пятидесятилетнего (когда в распоряжении будут любые ресурсы и такие умения, которые тебе пока и не снились).
Вот примеры мечты, умноженной на 100
Подсказка: Если ребенку сложно понять, чего он хочет, предложите ему вспомнить, о чем он мечтал и чего хотел, когда был маленьким? Изменились ли его мечты и желания за последние два года? А за последние шесть месяцев? Как изменился он сам? Пусть подумает, как он изменится через два года? А через десять лет? Как эти перемены помогут ему исполнить мечты? Если какие-то перемены не помогут, что можно сделать?
Мысли глобально
Теперь пусть подросток подумает более определенно о своих жизненных ценностях и мечтах: включит любимую музыку, закроет глаза и спросит себя, чего конкретно он хочет в жизни, сейчас и в будущем? Если бы у него была возможность делать и иметь все что угодно, что бы он выбрал и почему?
Чтобы связать настоящее с будущим, нужно подумать сначала о том, что он может сделать относительно быстро, например, загрузить посудомойку, закончить доклад по истории или снять короткий ролик.
Затем подумать о делах, которые потребуют больше времени, усилий и самостоятельности, например купить первую машину или поступить на бюджетное отделение института.
И наконец нужно подумать о том, на что времени уйдет еще больше: записать свой первый альбом, стать палеонтологом или обзавестись семьей.
А теперь нужно представить самые громадные цели: участвовать в Олимпийских играх или стать переводчиком в ООН. Даже если сейчас подобные цели кажутся нам недостижимыми, это не навсегда.
Доска желаний
Еще один шаг на пути к мечте — Доска желаний. Это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с нашими надеждами, мечтами и жизненными ценностями. Благодаря Доске мы можем мыслить не только словами, но и образами, показать себе свое предполагаемое будущее. Это пространство для творчества.
Так же, как архитектор воплощает мечту сначала в проекте, мы можем воплотить ее на Доске желаний, и она станет чуть реальнее, поскольку ее можно будет увидеть или потрогать.
Доска желаний помогает понять, чего мы хотим и расширить наши внутренние возможности. Источник
Вам понадобятся:
— журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;
— мелкие вещи, как-то связанные с мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, горнолыжный абонемент;
— одна или несколько ваших фотографий;
— ножницы, клей или скотч, лист ватмана или плотной бумаги.
1. Из журналов вырезайте изображения предметов, связанных с тем, что вы хотите делать, что хотите получить и кем стать. Еще нужно найти картинки, иллюстрирующие ваши ориентиры. Например, если вы мечтаете стать писателем, вырежьте фотографию любимого литератора.
2. Ищите слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые вы хотели бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо ваши жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).
Для создания доски желаний идеально подойдут старые журналы. Источник
3. Разберите все найденные картинки, слова и предметы и выберите то, что больше всего нравится и олицетворяет ваши мечты.
Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепите собственную фотографию, а вокруг нее разместите и приклейте картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как вам нравится. Доска готова! Повесьте ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам.
Лестница целей
Время перейти к формулировке целей. Представьте, что вам нужно съесть яблоко целиком, не кусая. Именно так вы будете чувствовать себя, работая над достижением целей, если не разобьете их на небольшие задачки.
Поэтому эксперты советуют писать пошаговый план действий. Он приближает вас к цели, как лестница: с каждой ступенькой вы поднимаетесь все выше. Идите вверх и не останавливайтесь, тогда в итоге окажетесь там, куда шли.
Вот пример лестницы целей.
Шаг 1: определите цель. Выберите первую цель, над которой будете работать. Она может быть и краткосрочной, и долгосрочной.
Шаг 2: запишите формулировку цели: она должна быть конкретна, измерима, достижима, важна для вас и иметь срок выполнения. Если цель не соответствует, переформулируйте ее. Затем запишите в анкете. Записывая одну и ту же цель по-разному, вы начинаете лучше ее осознавать, укладывать в голове.
Шаг 3: подумайте, что нужно сделать. Придумайте как можно больше вариантов того, что нужно сделать, чтобы подняться на самый верх «лестницы». Для этого задайте себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы перейти на новый уровень?»
Допустим, ваша цель — получить пятерку за следующую контрольную по истории. Тогда план действий будет выглядеть так:
• спросить учителя, что будет на контрольной;
• составить список тем, которые нужно знать;
• прочитать и начать учить эти темы;
• попросить кого-нибудь «погонять» вас по материалу;
• сходить на одно или два дополнительных занятия;
• выполнить тренировочный тест;
• перечитать все главы раздела;
• систематизировать свои записи.
Шаг 4: заполните ступеньки «лестницы». Просмотрите получившийся план действий и вычеркните повторы и пункты, которые кажутся бесполезными. Затем перепишите оставшиеся пункты плана в логическом порядке.
То, что получилось, будет выглядеть примерно так:
• систематизировать записи;
• перечитать все главы раздела;
• сходить на дополнительные занятия;
• сделать тренировочный тест;
• позаниматься предметом и попросить кого-нибудь «погонять» по вопросам.
Теперь можно заполнять лестницу.
Очень важно четко сформулировать цели и название ступенек. Источник
Как только вы закончите подписывать ступеньки, определите сроки для каждого этапа и запишите их рядом. Для некоторых пунктов сроки будут «каждый вечер» или «после школы по понедельникам», а для других — «до следующего вторника» или «до конца года».
Шаг 5: начинайте подниматься. Ждать нечего! Прямо сейчас сделайте небольшое дело, которое чуть приблизит вас к цели: достаньте учебник истории, найдите свои конспекты или повесьте расписание у себя над столом. Когда вам удается выполнить такие задания, в мозгу происходит выброс эндорфинов — химических веществ, благодаря которым мы испытываем положительные эмоции.
Еще, когда мы начинаем с малого, растет мотивация. Исследования показали, что самая эффективная мотивация — это прогресс в работе, а самый надежный способ прогрессировать — это начать действовать.