О чем мой первый друг мой друг бесценный
Юрий Нагибин — Мой первый друг, мой друг бесценный:
Краткое содержание
Рассказчик Юра вспоминает детство в довоенной Москве, где в 8 лет он познакомился с лучшим другом Павликом. Просто позвал играть в снежки скромного высокого мальчика с огромными серо-голубыми глазами. Жили они в одном доме, учились в одной школе, но в параллельных классах. У Юры уже был закадычный друг, Митя Гребенников. Завистливый, драчливый, самолюбивый ябеда. А Павлик оказался другим. В нем так была сильна «индивидуальность», что он вошел «в душу» Юры, и даже со смертью Павлика дружба не кончилась. По другу Юра сверял свои слова и поступки.
Внешне казалось, что главный в их дружбе Юра. Но «нравственный кодекс» Павлика был куда выше. С Митей Юра привык прощать предательство. А 14-летний Павлик год не хотел мириться, когда Юра его предал. Наврал учительнице Елене Францевне, что не выучил стихи, потому что болел, а Павлик не сказал, что задано. На деле Павлик сказал все, а про немецкий Юра сам не спросил, ведь знал язык в совершенстве. Павлик был готов за друга и «в огонь, и в воду», и эту «сделку с совестью» простил только тогда, когда Юра все осознал.
Юра знал, как любит Павлик жизнь, как все пропускает через себя. Но по «суду людскому» он выглядел неактивным, неприметным. Его быстро забыли. Дружба не любовь, в ней всегда ценят «за что-то». Родители Павлика были людьми простыми, далекими от искусства, науки. А семья Юры была «думающей». «Культура была необходима Павлику, как воздух». Юра учился у него благородству, твердости. Оба еще в школе задумались: кем быть в этой жизни? С химией, физикой, географией, цирковым искусством ничего не вышло. А потом стало ясно, что Юра – будущий писатель, а Павлик – актер или режиссер. Оба поступили учиться, но в день начала Великой Отечественной войны попросились добровольцами на фронт. Юру не взяли, а Павлика – да. И вскоре он погиб под Сухиничами, отказавшись сдаться немцам. Зимой 1942 года на фронт попал и Юра.
Прошли годы, а Павлик снится другу. И строго проходит мимо. Тогда Юра испытывает свою совесть. Ведь Павлик отдал за него свою жизнь. И теперь нельзя жить наполовину, трусить, отсиживаться. Надо стоять за правду, погибнуть за людей, бороться за мир, писать только хорошие книги. «Мы все виноваты друг перед другом, и во сто крат сильней – перед мертвыми». Однажды в грибном лесу Юра видит указатель на Сухиничи. Туда, где друг прожил свою «последнюю жизнь»: в чувствах, воспоминаниях, мечтах. Всем живущим надо помнить, что в любой момент кто-то может призвать их на суд, на помощь. И умирающий, и тот, кто колеблется, что выбрать: добро или зло, и герой, и ребенок. За все, что сделаем или не сделаем для них, дадим ответ.
Читательский дневник по рассказу «Мой первый друг, мой друг бесценный» Нагибина
Сюжет
Рассказчик Юра вспоминает друга детства Павлика. Если Юра и его семья дали Павлику возможность узнать и полюбить культуру, искусство, науку, книги, то Павлик сделал куда больше для души Юры. Учил благородству, твердости, честности, отзывчивости, независимости. Однажды год не прощал за предательство на уроке немецкого языка. После школы Юра поступил на сценарный факультет, Павлик – на режиссерский.
На войну Павлик ушел в первый же день. И вскоре погиб, отказавшись идти в плен. Для Юры друг будто не умер. По нему он проверяет свою совесть: достойно ли живет подаренную другом жизнь? Юра уверен, что мы обязаны откликаться на зов о помощи любого человека: героя или ребенка, дать ответ умирающему, тому, кто устал или запутался в жизни. И за отношение к людям каждого из нас позовут на суд совести.
Отзыв
По жанру – автобиографический рассказ. Название – строка из Пушкина. Стихи посвящены другу юности поэта, декабристу И. Пущину. Для Нагибина таким другом был Павлик. Перед ним он держит ответ за свою жизнь. Писатель напоминает об ответственности каждого человека за победу добра над злом, за близких и незнакомых людей, которые нуждаются в помощи. О том, что совесть судит строже любого суда. О том, что живущие отвечают перед мертвыми за жизнь, устроенную на земле.
Рассказ учит искать и беречь настоящую дружбу, обогащающую каждого из друзей, быть свободным, самостоятельным, принципиальным, совестливым, честным, стойким, отзывчивым, целеустремленным.
Мой первый друг, мой друг бесценный
Рассказчик вспоминает о своём друге, которого потерял сорок лет назад. Повествование ведётся от первого лица.
Все ребята старого московского двора учились в двух ближайших школах, но Юре не повезло. В год, когда он пошёл учиться, был большой наплыв учеников, и часть ребят отправили в отдалённую от дома школу. Эта была «чужая территория». Чтобы избежать драки с местными, ребята ходили в школу и из школы большой компанией. Только на «своей территории» они расслаблялись и начинали играть в снежки.
Во время одного из снежных сражений Юра увидел незнакомого мальчика — тот стоял в сторонке и робко улыбался. Оказалось, что мальчик живёт в Юрином подъезде, просто родители всё детство «выгуливали» его в церковном садике, подальше от плохой компании.
На следующий день Юра вовлёк мальчика в игру, и вскоре они с Павликом подружились.
Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик, затем юноша ‹…› если сумел так прочно войти в душу другого человека.
До знакомства с Павликом Юра «уже был искушён в дружбе» — у него имелся закадычный друг детства, красивый, стриженный под девочку, Митя — «слабодушный, чувствительный, слезливый, способный к истерическим вспышкам ярости». От отца-адвоката «Митя унаследовал дар велеречия» и пользовался им, когда Юра замечал, что друг завидует ему или ябедничает.
Митина вздорность и постоянная готовность к ссоре казались Юре «непременной принадлежностью дружбы», но Павлик показал ему, что существует иная, настоящая дружба. Поначалу Юра покровительствовал робкому мальчику, «вводил его в свет», и постепенно все начали считать его главным в этой паре.
На самом деле друзья не зависели друг от друга. Общаясь с Митей, Юра привык «к моральному соглашательству», а потому нравственный кодекс Павлика был строже и чище.
Прощение предательства немногим отличается от самого предательства.
Родители опекали Павлика только в раннем детстве. Повзрослев, он стал полностью самостоятельным. Павлик любил родителей, но не позволял им управлять своей жизнью, и те переключились на его младшего брата.
Павлик никогда не вступал в сделку с совестью, из-за чего его дружба с Юрой однажды чуть не закончилась. Благодаря репетитору, Юра с детства прекрасно знал немецкий язык. Учительница любила его за «истинно берлинское произношение», и никогда не спрашивала домашнее задание, тем более что учить его Юра считал ниже своего достоинства. Но однажды учительница вызвала Юру к доске. Заданного им стихотворения Юра не выучил — он отсутствовал несколько дней и не знал, что задавали. Оправдываясь, он сказал, что Павлик не сообщил ему о домашнем задании. На самом деле Юра сам не спросил, что было задано.
Павлик воспринял это как предательство и целый год не разговаривал с Юрой. Тот много раз пытался помириться с ним без выяснения отношений, но Павлик этого не хотел — он презирал обходные пути, и ему не нужен был тот Юра, каким он раскрылся на уроке немецкого. Примирение произошло, когда Павлик понял, что его друг изменился.
Природа дружбы иная, чем у любви. Легко любить ни за что и очень трудно — за что-нибудь.
Павлик был «умственным» мальчиком, но родители не обеспечивали ему «питательной среды». Отец Павлика был часовщиком и интересовался исключительно часами. Его мать казалась женщиной, «не ведавшей, что изобретено книгопечатание», хотя её братья — химик и биолог — были крупными учёными. В семье Юры царил культ книг, и это было необходимо Павлику как воздух.
С каждым годом друзья становились всё ближе друг другу. Вопрос «Кем быть?» встал перед ними гораздо раньше, чем перед их сверстниками. Ярко выраженных пристрастий у ребят не было, и они начали искать себя. Павлик решил пойти по стопам одного из своих знаменитых дядьёв. Друзья варили гуталин, не дававший обуви блеска, и красные чернила, пачкавшие всё, кроме бумаги.
Поняв, что химиков из них не выйдет, ребята переключились на физику, а после неё — на географию, ботанику, электротехнику. В перерывах они учились балансировке, удерживая на носу или подбородке разные предметы, чем приводили в ужас Юрину маму.
Тем временем Юра начал писать рассказы, а Павлик стал актёром любительской сцены. Наконец, друзья поняли, что это и есть их призвание. Юра поступил на сценарный факультет института киноискусств. Павлик же «провалился на режиссёрском», но на следующий год блестяще сдал экзамены не только во ВГИК, но и ещё в два института.
В первый день войны Павлик ушёл на фронт, а Юру «забраковали». Вскоре Павлик погиб. Немцы окружили его отряд, засевший в здании сельсовета, и предложили сдаться. Павлику стоило только поднять руки, и жизнь его была бы спасена, но он оказался и сгорел заживо вместе с солдатами.
Сорок лет прошло, а Юре всё ещё снится Павлик. Во сне он возвращается с фронта живым, но не хочет подходить к другу, говорить с ним. Проснувшись, Юра перебирает свою жизнь, пытаясь найти в ней вину, которая заслуживает такой казни. Ему начинает казаться, что он повинен во всём зле, творящемся на земле.
Мы все виноваты друг перед другом и во сто крат сильней — перед мёртвыми. И надо все время помнить об этой своей вине, — быть может, тогда исполнится самая святая мечта: ‹…› вернуть к жизни ушедших.
Наша ответственность друг перед другом велика. В любой момент нас может призвать и умирающий, и герой, и усталый человек, и ребёнок. Это будет «зов на помощь, но одновременно и на суд».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание Нагибин Мой первый друг, мой друг бесценный
Все началось с того, что нас определили в далекую от дома школу. Здесь мы были чужаками, и, чтобы избежать стычек, домой ходили группой. Пройдя бульвар, мы обычно расслаблялись и начинали дурачиться. Ну а, достигнув Телеграфного переулка, и вовсе прекращали бояться. Вместо этого мы боролись, орали песни и играли в снежки, если дело было зимой.
Однажды я заметил тонкого бледного мальчика. Он стоял в стороне и с тихим восхищением наблюдал забавы ребят. Поиграть его никто не приглашал. Со временем, я поймал себя на мысли, что выставляюсь перед ними, громко крича и жестикулируя. Вспыхнувшая обозленность на себя перекинулась на этого незнакомца. Почему он все время тянулся за нами?
Ребята подняли меня на смех – оказалось, мальчика звали Павлик и жил он в моем доме этажом ниже. И я сразу изменил свое отношение, решив втянуть его в наши забавы. Так началась наша дружба. Хотя на тот момент я не считал эти отношения дружбой, скорее знакомством. На ту пору у меня уже был лучший друг.
Черноволосый, стриженый под девочку Митя Гребенников дружил со мной уже больше 5 лет. Сын адвоката, он умел ввернуть высокопарные фразы в момент, когда мы ссорились из-за его высокомерности или хвастовства. Вздорный характером, он всегда был готов к ссоре и последующему скорому примирению, которое он облекал в пышность фраз.
Мите нравилось ходить со мной в обнимку, подчеркивая дружбу, фотографироваться на Чистых прудах. На фоне его девчачьей красоты я выглядел заурядно.
Однажды друг оболгал меня, рассказав о карточной игре на деньги, за которой был пойман сам. Мы помирились и еще два года играли в это подобие дружбы, но потом я понял, где скрывалась истинная дружба. Она была этажом ниже.
С Павликом мы были всегда вместе. Со стороны казалось, что ведущий я, а он ходит все время за мной. Но на самом деле это я нуждался в его нравственной чистоте.
А потом я соврал на уроке немецкого, что Павлик не сказал мне о заданном на дом стихе.
Я поступил подло и низко, но не потому, что оболгал, а потому, что предал друга.
Год спустя я написал ему записку с просьбой прийти, и он пришел мгновенно, словно поняв, что за этот год во мне умерло что-то мерзкое…
Так мы снова стали друзьями. Взрослели, искали свои увлечения вместе – в физике, химии, географии. Не могли найти, пока я не начал писать рассказы, а Павлик пробовать себя на сцене.
А потом началась война.
Окруженный немцами в здании сельсовета Павлик с остатками отряда отказались сдаться в плен. Здание подожгли, но ни один человек оттуда не вышел.
Он до сих пор является мне во снах, отчужденный, как в тот год ссоры. Я пересматривал свою жизнь и не мог найти, в чем я перед ним виноват.
А потом понял, что виноват во всем плохом, происходящем на земле, поскольку сам являюсь единицей человеческого общества. И наша ответственность перед остальными намного больше, чем кажется.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Нагибин. Все произведения
Мой первый друг, мой друг бесценный. Картинка к рассказу
Сейчас читают
События романа разворачиваются на далекой планете, где космический корабль Полюс был вынужден совершить экстренную посадку в горах. Взрослые и дети, присутствовавшие на корабле
По мнению философа и политолога Фукуямы в конце XX века тоталитарные и авторитарные режимы полностью дискредитировали себя. Большинство стран и народов всецело поддерживает принципы либеральной демократии
Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле
Герою рассказа «Всему свое место» надоело мучиться над задачей, когда как другие ребята играют в саду. Он захлопнул учебник и поспешил к ним присоединиться. На бегу он, совершенно некстати, повстречал учителя.
Речь идет об одном мужике Макаре, который жил в слободе Чалган, в Тайге вместе с якутами. Был он потомком русских крестьян, чем изрядно гордился и считал себя на головы выше якут, татар и всех, кто его окружал.
Стихотворение и анализ «И.И. Пущину»
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Краткое содержание
Стихотворение «И. И. Пущину» Александр Сергеевич Пушкин посвятил последнему визиту своего друга Ивана Пущина в Михайловское, зимой 1826 года.
Приезд И. Пущина в Михайловское. Худ. Ю. Иванов
В тот период поэт был практически лишен общения, друзья были далеко, а его единственным собеседником и поддержкой была старенькая няня. Пушкин тяжело переживал это вынужденное уединение и, тем радостнее для него стал звук неожиданно прозвучавшего в унылой тишине колокольчика, возвещающего о приезде любимого друга. Поэт пишет, что благословил судьбу за эту короткую встречу.
Во второй строфе автор пытается подбодрить друга, который волею судьбы оказался на каторге. Он желает, чтобы Пущин не поддавался унынию, а его заточение скрасили бы воспоминания о лицейских ясных днях.
Эта встреча, действительно, оказалась последней, и Пущин, словно предчувствуя это, нашел время для визита в Михайловское. Позже он был приговорен к пожизненному заключению, и Александр Сергеевич, в декабре 1826 года, написал ему это послание. До Пущина оно дошло только через год, в 1827 году. В сибирскую ссылку его доставила жена декабриста Никиты Муравьева, Александра.
Анализ
История создания
За время учебы в Царскосельском лицее у Александра Пушкина появилось много новых друзей. Это были молодые люди из благородных семейств Москвы и Петербурга, многие из которых впоследствии стали выдающимися личностями. Но больше, чем с остальными, юный Пушкин, за которым сразу же закрепилось прозвище «Француз», с первых дней учебы сблизился с Иваном Пущиным.
Это был очень умный, одаренный и справедливый молодой человек с доброй душой, наделенный талантом общения. Его любили все и всегда – начиная с лицейских времен, и заканчивая гражданской службой. Надежность и верность в отношениях были еще одной положительной чертой Ивана Ивановича.
Первым, кто лучше всех познал благородную натуру Пущина, был Пушкин. Товарищи делили одну комнату, и Ивану часто приходилось гасить эмоциональные вспышки Александра, который отличался взрывным характером. Постепенно между юношами возникла крепкая дружба, и Пушкин часто поверял Жанно (так называли Пущина лицеисты) свои сердечные секреты, делился с ним размышлениями о жизни, неудачами и успехами. Пущин всегда находил слова для поддержки товарища, а его ценные советы помогали Пушкину найти правильное решение. Один из декабристов впоследствии так отзовется о Пущине: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек». В самом конце жизни смертельно раненый на дуэли Пушкин, чувствуя приближение смерти, жалел, что рядом нет Пущина. «Легче было бы умирать» – таковы были слова поэта.
И. Пущин в Михайловском. Худ. Н. Ге
Когда лицей был окончен, друзья продолжали время от времени встречаться в Петербурге. Бескомпромиссный Иван Иванович, еще больше укрепившийся в своих взглядах на Российскую действительность, вступил в тайное общество будущих декабристов. Первым его порывом было пригласить туда Пушкина, но он не решился подвергать молодого поэта еще большей опасности.
Пушкин, оказавшийся в опале у царя, был приговорен к южной ссылке, а после окончания ее срока – сослан в Михайловское. Единственным человеком, кто отважился навестить его в этой глуши, был Иван Пущин. Для Пушкина этот визит стал самой большой неожиданностью. Он был безмерно благодарен и Ивану Ивановичу, и судьбе, которая подарила ему эту короткую встречу и такого преданного друга. Это событие и послужило поводом для написания стихотворения «И.И. Пущину».
Персонажи и образы
Центральный образ стихотворения – Иван Пущин. Не случайно Пушкин называет его не только «бесценным», но и «первым». И, действительно, ведь Пущин был первым и единственным, кто не побоялся приехать к поэту в Михайловское.
Образ одиночества создается Пушкиным при помощи зарисовки унылого двора, занесенного «печальным снегом». Во всем сквозит уныние и безысходность. И вдруг, всю эту тоскливую картину пронзает мелодия звонкого колокольчика! С неожиданным приездом друга меняется и настроение автора.
Лирического героя, от лица которого ведется повествование, Пушкин художественно спроецировал на самого себя. Несмотря на то, что главным персонажем является Пущин, читатель воспринимает все происходящее через живые эмоции Пушкина.
Композиция
Стихотворение состоит из двух пятистиший. Сюжет, как таковой отсутствует, поскольку, это дружеское послание. Следовательно, место сюжета в произведении занимает речь лирического героя, который является прообразом автора.
Стихотворение принадлежит к художественному направлению романтизм. Это подтверждается упоминанием о провидении и настроением угнетенности и уединения. Такие элементы описания характерны для романтического произведения.
В то же время, это не стопроцентный романтизм, а наделенный некоторыми чертами реализма, поскольку описываемое событие имело место в реальной жизни.
По роду литературы – это лирика. По жанру – дружеское послание.
Размер и средства художественной выразительности
При написании послания Пушкин использовал четырехстопный ямб.
Рифма смешанная – АВААВ.
Поэт выбрал такое сочетание размера и рифмы, чтобы как можно четче передать свои ощущения. К тому же, это позволило ему рифмовать такие редкие слова, как «уединенье», «заточенье», «утешенье». Получилось очень красиво и необычно.
В стихотворении автор использует высокий торжественный стиль.
Также поэт обращается к довольно редкому художественному приему –единоначатию: «да голос», «да озарит».
Старославянская и церковная лексика служат для придания еще большей торжественности: «святое провиденье».
Эпитеты в произведении очень меткие и яркие: «бесценный друг», «печальный снег», «уединенный двор», «ясные дни».
Метафора представлена словами «лучом лицейских ярких дней».
Олицетворение: голос «дарует то же утешенье», «озарит заточенье».
Проблематика и основная идея произведения
Этим посланием автор затрагивает очень важную для него, как для поэта и человека тему искренней дружбы, которой не подвластны ни время, ни внешние обстоятельства. Какими бы коварными не были повороты судьбы, дружба, особенно настоящая, всегда остается в цене, а надежное плечо товарища помогает справиться с любыми трудностями. Эти непреходящие ценности позволяют этому произведению оставаться актуальным и сегодня.
Поэт поднимает проблему одиночества, когда человек остается один на один со своими трудностями, без поддержки друзей. В таком положении оказался Пушкин, который был вынужден безвыездно проживать в псковской глуши. И только Иван Пущин, несмотря на запрет посещать опального поэта, приехал, чтобы поддержать лицейского друга.
Стихотворение учит ценить преданных друзей, искренние человеческие отношения, оно звучит как гимн той священной дружбе, которая проходит через всю жизнь, и которую никто не в силах разрушить.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»
Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» — два мальчика, жившие в одном доме. Одного из них звали Юра. Поначалу они были незнакомы друг с другом.
Школа, в которой учились мальчики, находилась далеко от дома, и после занятий те, кто жил в одном дворе, устраивали по пути домой шумные игры.
Однажды зимой, когда ребята после занятий играли в снежки, Юра обратил внимание на мальчика, который стоял поодаль и наблюдал за игрой. От знакомых ребят Юра узнал, что этот мальчик живет в его доме и учится в той же школе.
Юра познакомился с этим мальчиком и узнал, что его зовут Павликом. Оказалось, что Павлик живет этажом ниже Юры. Так началась их дружба. До знакомства с Павликом Юра дружил с мальчиком по имени Митя, который имел сложный характер, и дружить с ним было трудно. Митя часто обижался на Юру по разным пустяковым поводам, но потом быстро успокаивался и приходил мириться.
Павлик был совсем другим. Он обладал особой нравственной силой, которая давала ему психологическое превосходство над другими людьми. Павлик совершенно не принимал никаких сделок с совестью. Однажды, когда Юре и Павлику было уже по четырнадцать лет, произошел случай, показавший, насколько Павлик не приемлет предательства в дружбе.
Юра с детства занимался немецким языком и хорошо знал его. Учительница немецкого языка выделяла его среди других учеников и ставила Юре хорошие оценки. Но однажды она вызвала Юру к доске и стала спрашивать стихотворение, которое Юра не выучил, потому что несколько дней не ходил в школу. И тут Юра не нашел ничего лучшего, как сказать учительнице, что Павлик ничего не сказал ему про домашнее задание по немецкому языку. Тогда учительница отчитала Павлика, а Юре разрешила прочитать любое стихотворение по его выбору.
Но когда Юра вернулся на свое место, он обнаружил, что Павлика рядом нет. Оказалось, что тот собрал свои вещи и пересел за другую парту. После того случая Павлик целый год не общался с Юрой, не желая простить другу предательства. И только когда Павлик понял, что Юра изменился, он снова стал с ним общаться.
Большой проблемой для двух друзей было определение призвания в жизни. Они одинаково ровно учились по всем предметам и не могли решить для себя, кем хотят стать во взрослой жизни. Сначала они занялись химией и с увлечением варили гуталин. После химии настал черед физики, но и она не увлекла ребят. Потом было увлечение географией, а вслед за ней – электротехникой, закончившееся пожаром в квартире и вызовом пожарных.
Потом друзья надолго увлеклись балансированием и могли часами держать на носу различные предметы, вызывая недовольство родителей столь бестолковым занятием. Еще были прыжки с зонтиками из окна кухни, которые заканчивались выбитыми зубами.
Но со временем пристрастия друзей определились: Юра начал писать рассказы, а Павлик увлекся сценой и начал выступать в любительском театре. А потом война все расставила по своим местам. Павлик сразу ушел на фронт и вскоре погиб. Как потом узнал Юра, немцы предлагали Павлику и его товарищам сдаться в плен, но Павлик не стал этого делать и погиб в бою с врагами.
С той поры прошло много лет. Юра стал взрослым человеком, но он до сих пор испытывает чувство вины перед Павликом за то, что не стал таким, как он – человеком, неспособным на сделки с совестью.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» заключается в том, что в дружбе самое важное – перенять у друга все лучшее, что есть в его характере. Павлик был человеком высоконравственным, не способным на сделки с совестью и на предательство. В первые дни войны он мог сдаться в плен и остаться в живых, но он не стал этого делать и предпочел погибнуть в бою. Юра ценил душевные качества своего друга, но считал, что он сам не смог до конца стать таким же, как Павлик.
Рассказ Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» учит ценить дружбу и никогда не предавать друзей. Юра, учась в школе, однажды выставил Павлика в неприглядном свете, и Павлик после этого целый год не общался с Юрой, не сумев простить неоднозначный поступок друга.
В рассказе мне понравились главные герои, Юра и Павлик, которые настойчиво искали свое призвание в жизни и перепробовали множество разных увлечений. Друзья сумели найти себе дело по душе, но их планы разрушила война.
Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»?
Друга иметь — себя не жалеть.
Предательством счастья не сыщешь.
За совесть, за честь хоть голову снесть.
Во всем нужно знать меру.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.