О чем молчит рояль среди звуков
Реферат «О чем молчит рояль»
«О чем молчит рояль…»
Выполнила: ученица 4 «А» класса
Пифагор и музыка. 4
Тайна английской шахматной доски. 5
Клавесин и его многочисленное семейство. 6
Рождение фортепиано. 7
Счастливые потомки. 11
Список использованной литературы: 13
Введение
Целью своей работы я сделала изучение биографии такого замечательного инструмента, как рояль.
Поставила перед собой задачи:
1. Узнать родоначальника с древних времен;
2. Найти более поздних предшественников;
3. Проследить историю их развития;
4. Выяснить: меняются ли эти инструменты сегодня.
Пифагор и музыка
Как жаль, что музыкальные инструменты не умеют говорить, а то могли бы рассказать много интересного, ведь у каждого из них своя биография. Есть она и у рояля, но чтобы узнать ее нам придется перенестись на две с половиной тысячи лет назад в Древнюю Грецию. Ее жители не представляли свою жизнь без искусства, науки и философии. Обучение пению и игре на музыкальных инструментах было обязательным для юношества. Музыкальные состязания включались в программы Олимпийских и Пифийских игр.
Древнегреческие философы полагали, что все в мире находится в гармонии, и считали, что астрономия и математика, философия и музыка подчинены одним законам, а великий математик, философ и победитель Олимпийских игр по кулачным боям Пифагор утверждал, что музыка и вся Вселенная подчинены одинаковым математическим законам. По его словам весь Космос наполнен музыкой сфер.
Вся теория европейской музыки основана на работах Пифагора. Но все свои открытия он совершил, используя простой музыкальный инструмент монохорд, который в руках ученого стал физическим прибором и учебным пособием.
Шли века, по-разному складывались судьбы музыкальных инструментов, одни исчезали бесследно, А другие видоизменялись, совершенствовались.
Все эти инструменты были разными по названию, но очень похожи друг на друга, количество струн увеличивалось и играть становилось все сложнее.
Тайна английской шахматной доски
Историческая справка: Clavis от лат. «ключ» и chorde с греч. «струна». Клавикорд сначала выглядел, как небольшой прямоугольный ящик, который ставили на стол или при игре размещали на коленях, но немного позже инструмент встает на свои ноги, в самом прямом смысле слова. В Италии его называют чембало, в Англии верджинел, в Германии кильфюгель.
Клавесин и его многочисленное семейство
У клавикорда был очень красивый звук, и современники говорили о нем так: «утешающий», «сладкозвучный», «нежный», «серебристый». Звук этого инструмента был действительно приятным, клавиши можно, было во время игры слегка раскачивать пальцами, звук вибрировал и словно таял, но звучание было очень тихим.
Этого было достаточно, чтобы мастера принялись модернизировать чудесный инструмент. Что с ним только не делали: увеличивали число клавиш, число струн, меняли высоту и ширину, меняли конструкцию, но увы.
Клавесин звучит в ансамблях и оркестрах, аккомпанирует певцам, но все-таки мастера продолжают его видоизменять. Ведь к клавише приспособлен хитроумный механизм, к которому прикреплен остро заточенный черенок вороньего, гусиного или индюшачьего пера, он защипывает струну и звук становится ярче, чем у клавикорда. Но все это «оперение» слишком быстро выходит из строя.
Рождение фортепиано
Итальянец Бартоломео Кристофори, проживавший в Падуе, был хранителем редких книг и коллекции музыкальных инструментов богатого вельможи. Однажды он придумал собрать клавесин с молоточками, обтянул их лосиной кожей и представил гостям, назвав «Пиано е форте», что значит «тихо и громко». Гости были удивлены новинкой, но вскоре забыли о ней.
Историческая справка: Идея создать новый инструмент пришла и к французу Мариусу, и к немцу Шретеру. Впервые звук можно было «дозировать», играть громче или тише. К концу XVI11 в. фортепиано полностью вытеснило клавесин.
Потребность в новом инструменте резко возрастает, фабрики не справляются с заказами, тогда начинают изготавливать фортепиано из старых клавесинов.
На рубеже XVIII и XIX вв. Вена стала центром музыкальной культуры, здесь жили и сочиняли гениальную музыку Гайдн, Моцарт и Бетховен, но если Гайдн и Моцарт еще используют клавесин, то Бетховен признает только фортепиано. Он много делал для усовершенствования этого инструмента, к нему прислушиваются все мастера Вены. Прекрасны сочинения Гайдна, изумительны сонаты Моцарта, но сонаты Бетховена это целые «музыкальные полотна», «звуковые картины». Его музыкальный язык ищет новые формы, приемы звучания. Рамки фортепиано для него стали тесны.
И вот там, где царствовал орган, а потом царил клавесин, выступает крыловидное фортепиано или рояль. Композиторы и музыканты с нетерпением ждали новый инструмент. А работа над усовершенствованием велась и в Лондоне, и в Париже, в Вене и Риме. Молоточек, ударявший по струне, стали обтягивать не лосиной кожей, а фильцем (прессованным войлоком). В XIX в. рояль вышел из музыкальных салонов в большие концертные залы, требовался яркий мощный звук. Благодаря фильцу, изменилось качество звучания инструментов.
Прославил рояль Ференц Лист (), который говорил, что «один рояль может заменить целый оркестр». Рояль стал концертным инструментом, он часто солирует в симфонических оркестрах.
Но его вертикальный собрат фортепиано с XVIII в. по наши дни тоже меняется и совершенствуется. В наши дни фортепиано имеет три педали, но имеет меньше количество клавиш и неполные крайние октавы. «Душой фортепиано» называли Фридерика Шопена (), ведь все свои произведения он писал только для этого инструмента.
Мой рассказ был бы не полным, если бы я не рассказала еще об одном собрате в этой дружной музыкально-инструментальной семье.
Счастливые потомки
XX в. принес много научных открытий, произошла научно-техническая революция, которая изменила образ жизни людей. Потребности и вкусы, в том числе и музыкальные, тоже изменились.
В наши дни последние модели пианино снизу и доверху напичканы электроникой. Современные портатроны могут сами играть пьесы, подключаться к интернету, записывать в память произведения, дополнять мелодию звуками других инструментов, играть по CD-дискам и закачивать из интернета в свою память музыкальные треки. Сегодня существуют цифровые пианино, электронные, персональные и т. д.
Выводы
С древних времен и по наши дни происходит эволюция музыкальных инструментов. Всем юным музыкантам рекомендую узнать историю своего инструмента. Это очень интересно!
Как многогранна музыка!
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Список использованной литературы:
1. М. Видаберквит «Рождение фортепиано», Москва, 1984 г.
2. А. Волошинов «Пифагор», Москва, 1993г.
3. Д. Кирнарская «Классическая музыка для всех», Москва, 2004г.
4. Л. Михеева «Музыкальный словарь», Москва, 1995г.
5. А. Савин «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Москва, 1995г.
6. В. Фомин «Музыкальный словарь», Ленинград, 1989г.
Песня о чем молчит рояль музыка и текст усачевой
« О чем молчит рояль»
Цель: Познакомить с учебником и разъяснить основные направления изучения материала.
Обучающийся получит представление о музыке, как искусстве.
– развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
– формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;
– овладение первичными основами музыкальной грамотности
– умение самостоятельно ставить перед собой новые задачи познавательной деятельности;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах;
Музыка, искусство, ноты.
2. Актуализация знаний.
Учитель вводит учеников в тему урока, ведя с ними диалог.
Ученики отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетрадь.
П. – Строить логическое рассуждение;
– выдвигать гипотезы и их обосновывать;
Р. – Самостоятельное определение задачи учебной работы
К. – Следование морально-этическим принципам общения и сотрудничества;
Музыка – это искусство, средством которого является звук и тишина.
Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше – разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка.
И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка – это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков.
Так появились музыкальные инструменты.
Дома стоит пианино, на академических концертах играют на рояле, в симфоническом оркестре звучит челеста, в школе мы поем под фортепиано, а в нашем городе есть собственный орган.
Все эти инструменты имеют много общего, но являются ли они родственниками?
Предположение– что у пианино, фортепиано и рояля имеется один общий предок.
Как жаль, что музыкальные инструменты не умеют говорить, а то могли бы рассказать много интересного, ведь у каждого из них своя биография.
Есть она и у рояля. О чём же молчит рояль?
Чтобы узнать биографию нам придется перенестись на две с половиной тысячи лет назад в Древнюю Грецию. Ее жители не представляли свою жизнь без искусства, науки и философии. Обучение пению и игре на музыкальных инструментах было обязательным для юношества. Музыкальные состязания включались в программы Олимпийских и Пифийских игр.
Древнегреческие философы полагали, что все в мире находится в гармонии, и считали, что астрономия и математика, философия и музыка подчинены одним законам, а великий математик, философ Пифагор утверждал, что музыка и вся Вселенная подчинены одинаковым математическим законам. Так был создан монохорд.
Шли века, по-разному складывались судьбы музыкальных инструментов, одни исчезали бесследно, а другие видоизменялись, совершенствовались.
Монохорд не погиб, а напротив, количество струн постепенно стало прибавляться.
Играли пальцами, молоточками и даже специальной пластинкой – плектором. Подобный инструмент появился и на Руси. Это были гусли. Все эти инструменты были разными по названию, но очень похожи друг на друга, количество струн увеличивалось и играть становилось все сложнее.
В средневековой Европе царит орган.. Это многоголосный клавишно-духовой инструмент – родственник маленькой флейты.
Ученые, изучавшие средневековую литературу, в одном из произведений, где приводился полный список названий распространенных в то время инструментов, наткнулись на странное название «английская шахматная доска». При чем тут шахматы, когда речь о музыке? Недоумению не было границ! Но, оказывается, так называли первые струнно-клавишные инструменты, которые были сконструированы в Англии. Сходство с шахматами, скорее всего, объясняется чередованием белых и черных клавиш, а так как клавиши у первых инструментов были почти квадратные, то все становится очень понятным. Совершенствуясь и изменяясь, инструмент получил новое имя – клавикорд. У клавикорда был очень красивый звук, и современники говорили о нем так: «утешающий», «сладкозвучный», «нежный», «серебристый».
Звук этого инструмента был действительно приятным, клавиши можно, было во время игры слегка раскачивать пальцами, звук вибрировал и словно таял, но звучание было очень тихим. А между тем, появился новый инструмент – клавицимбал, который позже назвали клавесином.
Итальянец Бартоломео Кристофори, проживавший в Падуе однажды придумал собрать клавесин с молоточками, обтянул их лосиной кожей и представил гостям, назвав «Пиано е форте», что значит «тихо и громко». Так фортепиано полностью вытеснило клавесин.
И вот там, где царствовал орган, а потом царил клавесин, выступает крыловидное фортепиано или рояль. Композиторы и музыканты с нетерпением ждали новый инструмент.
Удивительным изобретением стала педаль, сначала она была одна, а позже появилась вторая. Левая педаль – приглушает звук, а вторая продлевает звучание.
Корпус рояля стоит на трех ножках, его и верхнюю крыловидную крышку изготавливают из нескольких слоев дерева, которое очень хорошо проводит звук. На концертах крышка всегда приподнята, чтобы звук отражался и был направлен к слушателям. Важной деталью является чугунная рама, жестко скрепленная с корпусом.
Но его вертикальный собрат фортепиано с XVIII в. по наши дни тоже меняется и совершенствуется. В наши дни фортепиано имеет три педали.
Пианино (с ит.: – маленькое фортепиано) имеет две педали, считается инструментом для домашнего музицирования.
Слушание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Учитель предлагает прослушать произведение М. П. Мусоргского и описать впечатление.
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — русский композитор, член «Могучей кучки».
Занимался игрой на фортепьяно со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт ирландского пианиста Джона Филда для аудитории, собравшейся в доме его родителей.
Впечатления детства[en], проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано.
Исполнение: А.Усачёв «Весёлая мышка»
-сегодня на уроке я узнал…
7. Домашнее задание.
Узнать биографию любимого музыкального инструмента.