О чем молчит чехов

О чём молчит Чехов

О чем молчит чехов. Смотреть фото О чем молчит чехов. Смотреть картинку О чем молчит чехов. Картинка про О чем молчит чехов. Фото О чем молчит чехов

О чём молчит Чехов запись закреплена

В 2015 году ряд бизнесменов попросили Матуса решить проблемы с застройкой, которые требовали вмешательства управления делами президента (УДП). Матус отправился за помощью к своему хорошему знакомому Николаю Рудометкину, а тот перенаправил его к приятелю, «сотруднику ФСО из личной охраны президента» Денису. Денис в Москве сразу показал уровень своих возможностей, проведя Матуса с его вопросом к начальнику отдела УДП, который по внутренней связи набрал (или сделал вид, что набрал) главе УДП Александру Колпакову. После этого Денис обозначил, что решение вопроса будет стоит 50 млн рублей. Когда у Матуса была на руках нужная сумма, он связался с Денисом и тот попросил подъехать в Санкт-Петербург, где он находится «в сопровождении первого лица страны». В аэропорту Матуса встретила машина с номером АМР и доставила до отеля в сопровождении автомобиля ДПС. В такой обстановке, Матус передал 25 млн рублей, а другие 25 млн пообещал отдать уже в Москве. Во время скорого визита в столицу, Матус вместе с Денисом вновь пошли к начальнику отдела УДП, но в этот раз он развел руками и сказал, что в ситуацию вмешались «высшие силы», поэтому помочь не получится.

В результате Ульянов сбросил Матусу фото человека, поинтересовавшись Денис ли это (решальщик его фамилию не знал). Тот ответил утвердительно. И очень благодарил Иван Ивановича Ткачева и Ульянова. Вскоре была начата доследственная проверка в рамках, которой Матус уже официально по фото опознал Дениса и дал на него показания. А потом у него возник конфликт с Миниахметовым и за решетку попал сам Матус. Насколько известно, доследственная проверка, так и не превратилась в уголовное дело. Хотя, кто такой Денис идентифицировать удалось. Им оказался президент клуба MMA Eagles, который руководил и бойцами братьев Магомедовых Денис Клопнев. Он сейчас находится в розыске за подготовку заказного убийства.

Источник

О ЧЁМ МОЛЧАЛ ЧЕХОВ

Лето 1888 года семья Чеховых проводила недалеко от города Сумы. 30 мая Антон Павлович (ему 28 лет!) писал Алексею Сергеевичу Суворину, владельцу газеты «Новое время»:

«Теперь о будущем. В конце июня или в начале июля я поеду в Киев, оттуда вниз по Днепру в Екатеринослав, потом в Александровск и так до Чёрного моря. Побываю в Феодосии. Если в самом деле поедете в Константинополь, то нельзя ли и мне с Вами поехать? Мы побывали бы у о. Паисия, который докажет нам, что учение Толстого идёт от беса».

У Суворина был план поехать в Константинополь! И Чехову тоже этого хочется. Вероятно, между ними были разговоры о вере. Не случайно же Антон Павлович вспоминает про архимандрита Паисия. Дядя писателя — Митрофан Егорович Чехов был церковным старостой и встречался с отцом Паисием в Таганроге, когда тот был простым монахом. А потом рассказывал о нём племяннику. Эта личность явно заинтересовала Антона Павловича оригинальностью суждений. Чехов в том возрасте, когда интересно — необычное. В частности, архимандрит Паисий говаривал, что «всё от беса», в том числе и его «новый сан»…

ЗНАКОМСТВО С АРХИЕРЕЕМ

Проходит около двух месяцев. Поездка в Константинополь не состоялась. Зато 25 июля Чехов уже добрался до Сухума (так тогда назывался город). Антон Павлович сообщал Суворину ещё об одном духовном лице:

«На Афоне познакомился с архиереем Геннадием, епископом Сухумским, ездящим по епархии верхом на лошади. Любопытная личность. Купил матери образок, который привезу.

Если бы я пожил в Абхазии хотя месяц, то, думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок. Из каждого кустика, со всех теней и полутеней на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов. Подлец я за то, что не умею рисовать».

Где он познакомился с архиереем? Конечно, в монастыре на Новом Афоне. Там подвизался ещё один его дядя — Иван. Он был женат, вырастил десятерых детей, овдовел — и ушёл в монастырь.

Заметьте, о сокровенном Чехов опять не пишет ни строчки: ни о молитве, ни о Причастии.

Антон Павлович всю жизнь находился в поиске. Его вера, как и наша, постоянно испытывалась: то он её терял, то снова обретал. Менялся сам — менялась вера. И всё, что он переживал, входило в книги.

«ДУЭЛЬ»

Сухумский епископ возник через три года в большом рассказе, скорее повести «Дуэль». О владыке там напоминает чеховский герой — дьякон.

«—Здешний Преосвященный объезжает свою епархию не в карете, а верхом на лошади, — сказал дьякон, кладя перо. — Вид его, сидящего на лошадке, до чрезвычайности трогателен. Простота и скромность его преисполнены библейского величия.

—Он хороший человек? — спросил фон Корен, который рад был переменить разговор.

—А то как же? Если б не был хорошим, то разве б его посвятили бы в архиереи?

—Между архиереями встречаются очень хорошие и даровитые люди, — сказал фон Корен. — Жаль только, что у многих из них есть слабость — воображать себя государственными мужами. Один занимается обрусением, другой критикует науки. Это не их дело. Они бы лучше почаще в консисторию заглядывали.

—Светский человек не может судить архиереев.

—Почему же, дьякон? Архиерей такой же человек, как и я.

—Такой, да не такой, — обиделся дьякон, принимаясь за перо. — Ежели бы вы были такой, то на вас почила бы благодать и вы сами были бы архиереем, а ежели вы не архиерей, то, значит, не такой».

Та и другая позиция принимается Чеховым. Тут нет противоречий, как может показаться на первый взгляд. Тут поиск.

О чем молчит чехов. Смотреть фото О чем молчит чехов. Смотреть картинку О чем молчит чехов. Картинка про О чем молчит чехов. Фото О чем молчит чехов

БАСОВАЯ ПАРТИЯ

Чехов писал «Дуэль», когда купил в Подмосковье имение Мелихово — недалеко от станции Лопасня Курской железной дороги. Чеховы поселились, наконец, в собственном доме.

Бурно, активно они обустраивали поместье. Уставали так, что однажды ночью проспали пожар. Сгорело имение недалеко от них.

Отец Антона Павловича в Мелихове стал вести дневник, довольно смешной:

«2-го июня. Клара Ивановна приехала.

3-го июня. Клара Ивановна уехала.

4-го июня. Сколь тягостен труд земледельца.

5-го июня. Пиона расцвелась.

6-го июня. Ёлки перед окнами Антоши срублены».

Павел Егорович был человеком чрезвычайно талантливым. В Таганроге он держал лавку, но торговля не шла. Может, потому, что приказчиками (продавцами) были его сыновья. В лавку приходил бедный народ, а мальчики были добрыми.

Но есть и другая причина: Чехов-старший был регентом знаменитого церковного хора. Певцов Павел Егорович обучал под скрипку. Его хор пел в главном соборе города и в царском дворце, когда император Александр II приезжал в Таганрог.

Никто из детей Чеховых не пошёл служить по торговой части, хотя Антону Павловичу прочили такое будущее: он лучше всех считал на счётах.

В мелиховском доме было полно гостей. Музыка почти не умолкала с осени до весны, «пока в полях белеет снег». Писатель Игнатий Николаевич Потапенко (самый знаменитый в 1890-х годах) вспоминал:

«Чайковский и его романсы не сходили с нашего репертуара. Но в письмах А. П. стыдливо умолчал о том, что и он сам пел, — правда, не романсы, а церковные песнопения. Им научился он в детстве, когда под руководством отца пел в церкви.

У него был довольно звучный басок. Он отлично знал церковную службу и любил составлять домашний импровизированный хор. Пели тропари, кондаки, пасхальные ирмосы. Присаживалась к нам и подпевала и Марья Павловна, сочувственно гудел Павел Егорыч, а Антон Павлович основательно держал басовую партию».

РАЗГОВОРЫ С ЗООЛОГОМ

Чехов писал «Дуэль» и всё время дискутировал с зоологом по фамилии Вагнер. Вот и в рассказе то и дело затеваются дискуссии. Учёный фон Корен, стремящийся к объективности, выступает против гуманитарных наук и заявляет:

«Самое стойкое и живучее из всех гуманитарных знаний – это, конечно, учение Христа, но посмотрите, как даже оно различно понимается!»

Отвечает ему молоденький и не особо учёный, зато разумный дьякон:

«Дьякон внимательно выслушал зоолога, подумал и спросил:

—Нравственный закон, который свойствен каждому из людей, философы выдумали или же его Бог создал?

—Не знаю. Но этот закон до такой степени общ для всех народов и эпох, что, мне кажется, его следует признать органически связанным с человеком. Он не выдуман, а есть и будет».

Своим вопросом дьякон вынуждает фон Корена признать: у Христа — не учение, а жизнь.

Дьякон — из верующей семьи, как сам Чехов, и знает веру из жизни, не из теории. Говорит:

«А вот у меня есть дядька—поп, так тот так верит, что когда в засуху идёт в поле дождя просить, то берёт с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил. Вот это вера! Когда он говорит о Христе, от него сияние идёт, и все бабы и мужики навзрыд плачут. Он бы и тучу эту остановил, и всякую бы вашу силу обратил в бегство. Да… Вера горами двигает.

Дьякон засмеялся и похлопал зоолога по плечу.

—Так-то… — продолжал он. — Вот вы всё учите, постигаете пучину моря, разбираете слабых да сильных, книжки пишете и на дуэли вызываете, — и всё остаётся на своём месте; а глядите, какой-нибудь слабенький старец Святым Духом пролепечет одно только слово или из Аравии прискачет новый Магомет с шашкой, и полетит у вас всё вверх тарамашкой, и в Европе камня на камне не останется.

—Ну, это, дьякон, на небе вилами писано!

—Вера без дел мертва, а дела без веры — ещё хуже, одна только трата времени и больше ничего».

Вот это слова! Они — от сердца и опыта Антона Павловича.

И не случайно неучёный молоденький дьякон находит аргументы, побеждающие доводы признанного учёного. Вера может всё. Это видел, понимал Чехов. Но и его зоолог — человек по-своему замечательный. Он стремится быть объективным — честно, без лукавства. Ему кажется, что всё возможно для человеческого ума, в который он верит безгранично.

Прямодушие выручает его и умудряет. Он произносит, например: «Только честные и мошенники могут найти выход из всякого положения, а тот, кто хочет в одно и то же время быть честным и мошенником, не имеет выхода».

ИСКУШЕНИЕ

Зоолог искушает дьякона. Предлагает ему развестись с молоденькой женой, принять монашество, прославиться, стать архиереем. Гарантированно. И вот как размышляет искушаемый:

«…дьякон вообразил, что будет с ним через десять лет… он — молодой иеромонах-миссионер, автор с именем и великолепным прошлым; его посвящают в архимандриты, потом в архиереи; он служит в кафедральном соборе обедню; в золотой митре, с панагией выходит на амвон и, осеняя массу народа трикирием и дикирием, возглашает: «Призри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей, его же насади десница Твоя!» А дети ангельскими голосами поют в ответ: «Святый Боже…»

Но есть и другой путь: «…дьякон вообразил, как в жаркий июльский день по пыльной дороге идёт Крестный ход; впереди мужики несут хоругви, а бабы и девки — иконы, за ними мальчишки-певчие и дьячок с подвязанной щекой и с соломой в волосах, потом, по порядку, он, дьякон, за ним поп в скуфейке и с крестом, а сзади пылит толпа мужиков, баб, мальчишек; тут же в толпе попадья и дьяконица в платочках. Поют певчие, ревут дети, кричат перепела, заливается жаворонок… Вот остановились и покропили святой водой стадо… Пошли дальше и с коленопреклонением попросили дождя. Потом закуска, разговоры…

«И это тоже хорошо…» — подумал дьякон».

Простота, искренность, отсутствие лукавства — привлекательные черты для Антона Павловича. Они свойственны ему самому.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

«Дуэль» — это рассказ о том, что человек может проснуться от спячки и духовно переродиться. Такое преображение происходит с одним из чеховских героев. И ещё важная деталь рассказа: дуэль — настоящую, гибельную — останавливает именно дьякон.

Чехов не был уверен в том, что читатели его поймут. Он написал Суворину 30 августа 1891 года: «Вам рассказ нравится, ну, слава Богу. В последнее время я стал мнителен. Мне всё кажется, что на мне штаны скверные, и что я пишу не так, и что даю больным не те порошки. Это психоз, должно быть».

Но это — его здоровое сомнение и трезвое знание жизни. Правда, Суворин предложил Чехову изменить название, чтобы цензор не придрался. Антон Павлович ответил ему 8 сентября:

«…рекомендуемое вами название «Ложь» не годится. Оно уместно только там, где идёт речь о сознательной лжи. Бессознательная ложь есть не ложь, а ошибка».

Антон Павлович давал точные и мудрые определения — и не осуждал своих героев.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

О ЧЁМ МОЛЧАЛ ЧЕХОВ

«Жил я в последнее время в Донецкой Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь…

Жил я у отставного хорунжего, обитающего на своём участке вдали от людей. Кормили меня супом из гуся, клали спать на деревянный диван, будили стрельбой из ружей (в кур и гусей, которых здесь не режут, а стреляют) и визгом наказуемых собак, но тем не менее жилось мне превосходно. Впечатлений тьма».

5 мая 1887 года Антон Павлович Чехов писал это приятелю и рассказывал о планах:

«Сейчас я еду в Славянск, а оттуда в Святые Горы, где пробуду 3—4 дня в посте и молитве. Из Святых гор в Таганрог…

Ужасно: у меня 53 рубля — только. Приходится обрезывать себе крылья и облизываться там, где следовало бы есть. Езжу теперь в третьем классе, и как только у меня останется в кармане 20 р., тотчас же… обратно в Москву, чтобы не пойти по миру.

Ах, будь у меня лишних 200—300 руб., показал бы я кузькину мать! Я бы весь мир изъездил! Гонорар из «Петербургской газеты» идёт в Москву, семье».

В двадцать семь лет Антон Павлович уже содержал семью — отца, мать, сестру, братьев… Он всю жизнь отдавал себя, тратил. Не берёг.

О чем молчит чехов. Смотреть фото О чем молчит чехов. Смотреть картинку О чем молчит чехов. Картинка про О чем молчит чехов. Фото О чем молчит чехов

«ИЗ КРАМАТОРОВКИ ПО АЗОВСКОЙ ДОРОГЕ»

Через шесть дней он уже в Таганроге и посылает младшей сестре Марии Павловне отчёт о поездке в монастырь. Вот отрывки из письма:

«Из Краматоровки по Азовской дороге еду в Славянск. Тёмный вечер. Извозчики отказываются везти меня ночью в Святые Горы и советуют переночевать в Славянске, что я и делаю весьма охотно, ибо чувствую себя разбитым и хромаю от боли, как 40 000 Лейкиных. Город — нечто вроде гоголевского Миргорода…»

«В открытое настежь окно прут зелёные ветки, веет зефир… Потягиваясь и жмурясь, как кот, я требую поесть, и мне за 30 коп. подают здоровеннейшую, больше, чем самый большой шиньон, порцию ростбифа, который с одинаковым правом может быть назван и ростбифом, и отбивной котлетой, и бифштексом, и мясной подушечкой, которую я непременно подложил бы себе под бок, если бы не был голоден, как собака и Левитан на охоте».

Он вспоминает художника Левитана. Его шутку обязательно поймут!

«Утром чудный день. Благодаря табельному дню (6 мая) в местном соборе звон. Выпускают из обедни. Вижу, как выходят из церкви квартальные, мировые, воинские начальники и прочие чины ангельстии».

Табельный день — это, скорее всего, воскресенье: в храмах служится Литургия, и на неё собирается весь город.

Чехова удивляет и радует каждая подробность: «Покупаю на 2 коп. семечек и нанимаю за 6 рублей рессорную коляску в Святые Горы и (через два дня) обратно. Еду из города переулочками, буквально тонущими в зелени вишен, жерделей и яблонь. Птицы поют неугомонно. Встречные хохлы, принимая меня, вероятно, за Тургенева, снимают шапки, мой возница, Григорий Поленичка, то и дело прыгает с козел, чтобы поправить сбрую или стегнуть по мальчишкам, бегущим за коляской… По дороге тянутся богомольцы. Всюду горы и холмы белого цвета, горизонт синевато-бел, рожь высока, попадаются дубовые леса, — недостаёт только крокодилов и гремучих змей».

У Чехова прекрасное настроение. Он молод, весел, остроумен. Он любит жизнь.

О чем молчит чехов. Смотреть фото О чем молчит чехов. Смотреть картинку О чем молчит чехов. Картинка про О чем молчит чехов. Фото О чем молчит чехов

«МОНАХИ, ВЕСЬМА СИМПАТИЧНЫЕ ЛЮДИ…»

«В Святые Горы приехал в 12 часов, — продолжает Антон Павлович. — Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их верхи вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того и гляди свалятся. Кукушки и соловьи не умокают ни днём ни ночью…

Монахи, весьма симпатичные люди, дали мне весьма несимпатичный номер с блинообразным матрасиком. Ночевал я в монастыре две ночи и вынес тьму впечатлений. При мне, ввиду Николина дня, стеклось около 15 000 богомольцев, из коих восемь девятых старухи. До сих пор я не знал, что на свете так много старух, иначе я давно бы уже застрелился… О монахах, моём знакомстве с ними, о том, как я лечил монахов и старух, сообщу в «Новом времени» и при свидании».

Но Чехов не удерживается — и кое-что дополняет:

«Служба нескончаемая: в 12 часов ночи звонят к утрени, в 5 –— к ранней обедне, в 9 — к поздней, в 3 — к акафисту, в 5 — к вечерне, в 6 — к правилам. Перед каждой службой в коридоре слышится плач колокольчика, и бегущий монах кричит голосом кредитора, умоляющего своего должника заплатить ему хотя бы по пятаку за рубль:

—Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Пожалуйте к утрене!

Оставаться в номере неловко, а потому встаёшь и идёшь…

Купил тётке Федосье Яковлевне икону.

Еда монастырская, даровая для всех 15 000: щи с сушёными пескарями и кулеш. То и другое, равно как и ржаной хлеб, вкусно.

Звон замечательный. Певчие плохи. Участвовал в крестном ходе на лодках.

Прекращаю описание Святых Гор, ибо всего не опишешь, а только скомкаешь».

«ПЕКАРНЯ, ШВАЛЬНЯ, СТОЛЯРНАЯ, КАРЕТНАЯ…»

Уже в середине июля в газете «Новое время» появился рассказ Чехова «Перекати-поле. Путевой набросок». Чехов писал быстро, зарабатывал, чтобы семья не бедствовала.

В рассказе нам прежде всего интересно описание монастыря XIX века в большой праздник:

«Я возвращался со всенощной. Часы на святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать. Большой монастырский двор, расположенный на берегу Донца у подножия Святой горы и огороженный, как стеною, высокими гостиными корпусами, теперь, в ночное время, когда его освещали только тусклые фонари, огоньки в окнах да звёзды, представлял из себя живую кашу, полную движения, звуков и оригинальнейшего беспорядка. Весь он от края до края, куда только хватало зрение, был густо запружен всякого рода телегами, кибитками, фургонами, арбами, колымагами, около которых толпились тёмные и белые лошади, рогатые волы, суетились люди, сновали во все стороны чёрные длиннополые послушники; по возам, по головам людей и лошадей двигались тени и полосы света, бросаемые из окон, — и всё это в густых сумерках принимало самые причудливые, капризные формы: то поднятые оглобли вытягивались до неба, то на морде лошади показывались огненные глаза, то у послушника вырастали чёрные крылья…»

Тут Чехов опять под впечатлением гоголевских историй. Всё таинственно, загадочно вокруг. При этом:

«В ворота входили новые толпы и въезжали запоздавшие телеги».

И всех надо устроить на ночлег! «Были битком забиты не только гостиные корпуса, но даже пекарня, швальня (швейная мастерская – прим.), столярная, каретная…»

Антон Павлович тепло и благодарно описывает монастырских послушников, устраивающих гостей: «…лица их, несмотря на крайнее изнеможение, одинаково были бодры и приветливы, голос ласков, движения быстры… Каждому приехавшему и пришедшему они должны были указать место для ночлега, дать ему поесть и напиться; кто был глух, бестолков или щедр на вопросы, тому нужно было долго и мучительно объяснять, почему нет пустых номеров, в какие часы бывает служба, где продаются просфоры и т. д. Нужно было бегать, носить, неумолкаемо говорить, но мало того, нужно ещё быть любезным, тактичным, стараться, чтобы мариупольские греки, живущие комфортабельнее, чем хохлы, помещались не иначе, как с греками, чтобы какая-нибудь бахмутская или лисичанская мещанка, одетая «благородно», не попала в одно помещение с мужиками и не обиделась. То и дело слышались возгласы: «Батюшка, благословите кваску! Благословите сенца!» «…трудно было понять, когда сидят и когда спят эти чёрные фигуры».

«ТАКОЙ СЧАСТЛИВЫЙ И ВОСТОРЖЕННЫЙ…»

Автор, от лица которого идёт повествование в рассказе, проспал Литургию. Но не будем путать его с Чеховым! А вот крестный ход к скиту по реке — не пропустил.

Почитайте, как Антон Павлович описал этот крестный ход:

«У плота стояли две большие тяжёлые лодки, угрюмого вида, вроде тех новозеландских пирог, которые можно видеть в книгах Жюля Верна. Одна лодка, с коврами на скамьях, предназначалась для духовенства и певчих, другая, без ковров — для публики. Когда крестный ход плыл обратно в монастырь, я находился в числе избранных, сумевших протискаться во вторую. Избранных оказалось так много, что лодка еле двигалась, и всю дорогу приходилось стоять, не шевелиться и спасать свою шляпу от ломки. Оба берега — один высокий, крутой, белый, с нависшими соснами и дубами, с народом, спешившим обратно по тропинке, и другой — отлогий, с зелёными лугами и дубовой рощей, — залитые светом, имели такой счастливый и восторженный вид, как будто только им одним было обязано майское утро своей прелестью. Отражение солнца в быстро текущем Донце дрожало, расползалось во все стороны, и его длинные лучи играли на ризах духовенства, на хоругвях, в брызгах, бросаемых вёслами. Пение Пасхального канона, колокольный звон, удары вёсел по воде, крик птиц, — всё это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное. Лодка с духовенством и хоругвями плыла впереди. На её корме неподвижно, как статуя, стоял чёрный послушник».

Никогда, ни у кого не приходилось мне встречать такого описания крестного хода. Поражает красота, гармония людей и природы — у них общий праздник. Чувствуются счастье и восторг самого Антона Павловича. А счастья и восторга на земле много не бывает.

«ЕЙ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ МАХАТЬ КРЫЛЬЯМИ»

В рассказе нет ни слова о том, как Чехов лечил в монастыре старух. Он придумал другой сюжет — о юноше-еврее, принявшем Православие. Подобная история была в реальности — и Чехов ею интересовался, внимательно присматривался к человеку, сменившему веру. Не ради выгоды — это совершенно точно.

Но жизнь этого юноши проходила в непрерывных скитаниях: «В тоне его голоса слышались сознание своей ненормальности и сожаление. Он как будто оправдывался и извинялся».

Этот рассказ заканчивается по-чеховски светло и ярко. Автор уезжает:

«Святогорские впечатления стали уже воспоминанием, и я видел новое: ровное поле, беловато-бурую даль, рощицу у дороги, а за нею ветряную мельницу, которая стояла, не шевелясь, и, казалось, скучала оттого, что по случаю праздника ей не позволяют махать крыльями».

«ТРИ АРХИЕРЕЯ ЧИТАЛИ…»

17 октября Антон Павлович сообщал двоюродному брату:

«В «Новом времени» я описал Святые Горы. Один молодой человек, архиерейский племянник, рассказывал мне, что он видел, как три архиерея читали это описание: один читал, а двое слушали. Понравилось. Значит, и в Святых Горах понравилось».

Подробно, интересно он рассказывал обо всём, что увидел в монастыре. А о своём внутреннем, личном — ни слова. Ни в письмах, ни тем более в рассказе. Но не за внешними же впечатлениями он ездил в Святые Горы?

Чехов всегда молчал о сокровенном. И это говорит о том, как глубоки, серьёзны были его отношения с Богом, его вера.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

О ЧЁМ МОЛЧАЛ ЧЕХОВ

Часть 3

У Чехова в ялтинском доме был гость — писатель Иван Алексеевич Бунин. Они заговорили о крёстных отцах.

—Вас крестил генерал Сипягин, а вот меня купеческий брат Спиридон Титов, — сказал Антон Павлович. — Слыхали такое звание?

И Чехов показал Бунину метрическое свидетельство, выданное Таганрогской соборной церковью:

«1860 года месяца Генваря 17-го дня рождения, а 27-го крещён Антоний, родители его: таганрогский купец третьей гильдии Павел Георгиевич Чехов и законная жена его Евгения Яковлевна, восприемники: таганрогский купеческий брат Спиридон Титов и таганрогского третьей гильдии купца Дмитрия Сафьянопуло жена».

ЯЛТИНСКИЙ МАРКСИСТ

В Ялте Антон Павлович поселился в 1897 году. У него развивался туберкулёз. Через год умер отец Чехова. Теперь писатель мог продать усадьбу в Мелихове, построить дом в Крыму и перевезти сюда мать.

Чтобы раздобыть денег на стройку, он продал сочинения издателю Адольфу Фёдоровичу Марксу и шутил по этому поводу:

Долгие, тёмные, сырые зимы Чеховы — мать и сын — проводили в Крыму вдвоём. Антон Павлович жаловался Бунину:

— А дома — такая скука! Только и радости, что затрещит телефон да кто-нибудь спросит, что я делаю, а я отвечу: мышей ловлю.

Это правда: он всюду расставил мышеловки. А мышек потом выпускал за забор участка.

Поклонниц у Чехова было много, он называл их антоновками. Но поговорить по существу — ему не с кем. И писатель, как три сестры из его пьесы, рвался в Москву. Уезжал туда ненадолго, вопреки запретам докторов. Возвращался всегда с плевритом, с резким ухудшением здоровья.

В Крым приезжали отдыхать писатели, композиторы, артисты. Были тут Лев Николаевич Толстой, Куприн, Горький, Рахманинов, Шаляпин… Чехов несказанно радовался. И вот в Ялте появился Бунин.

Они давно знакомы. Антон Павлович сразу же зазвал Ивана Алексеевича к себе: пить кофе, общаться, читать, молчать. Пожалуй, именно Бунин оставил самые живые воспоминания о Чехове.

О чем молчит чехов. Смотреть фото О чем молчит чехов. Смотреть картинку О чем молчит чехов. Картинка про О чем молчит чехов. Фото О чем молчит чехов

«СТУДЕНТ»

—Какой я «пессимист»?! — воскликнул однажды Антон Павлович. В прессе его часто так называли. — Ведь из моих вещей самый мой любимый рассказ — «Студент».

Написан рассказ ещё в 1894 году и вроде бы даже в Ялте. Сюжет там простой: молодой человек, студент Духовной академии, приезжает в деревню к отцу и в Страстную Пятницу идёт на охоту. Погода резко портится. Студент зябнет, унывает, раздражается. Подходит погреться к костру и начинает говорить с двумя вдовами:

—Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, — сказал студент. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь…

И дальше рассказывает, как били Христа во дворе первосвященника, как Пётр трижды отрёкся от Него, а потом пропел петух — и Пётр очнулся, заплакал: «Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…»

Одна вдова тоже заплакала, другая — смутилась. А студент пошёл к дому и думал, что это недаром: «очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему…»

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, — думал он, — связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Студент реально узнал: «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только двадцать два года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Это переживал герой рассказа. Но прежде должен был пережить автор, иначе он не смог бы так написать.

«ЧАЙКА»

Два года спустя, в 1896 году, Чехов завершил пьесу «Чайка». В финале там беседуют Нина Заречная и Константин Треплев. Нина говорит:

—Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле — всё равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни.

—Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идёте, а я всё ещё ношусь в хаосе грёз и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чём моё призвание.

Нина спокойно уходит в трудное, деятельное будущее. А Константин сводит счёты с жизнью. И тут Чехов, несомненно, выразил собственный опыт веры, из которого он черпал силы и бесстрашие. Выразил и опыт неверия, который убивает человека.

«ДЯДЯ ВАНЯ»

И в том же 1896 году Чехов сделал окончательный вариант пьесы «Дядя Ваня» (раньше она называлась «Леший»). «Пропала жизнь!» — восклицает главный герой, который все годы потратил на служение другим. Как и сам Антон Павлович. У дяди Вани нет жены, семьи. Человек, ради благополучия которого он работал, показался ему полным ничтожеством.

Так пропала жизнь или нет? Этот вопрос Антон Павлович задаёт прежде всего себе. И отвечает на него в финале, когда Соня как бы подводит итог своей несчастливой судьбы:

—Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживём длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; будем трудиться для других: и теперь, и в старости, не зная покоя. А когда наступит наш час, мы покорно умрём, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянёмся с умилением, с улыбкой — и отдохнём.

Так вот о какой светлой будущей жизни всё время говорили герои Чехова! Современники почему-то этого не слышали. А композитор Сергей Рахманинов написал романс на финальные слова «Дяди Вани». Называется он «Мы отдохнём». Но было это уже после смерти писателя.

«БЕССМЕРТИЕ — ФАКТ»

Ялтинский Чехов — мудрый, спокойный. Он знает, что недолго будет жить на земле, и потому много размышляет о вечности. Знакомые вспоминали слова писателя:

—Я не грешен против четвёртой заповеди…

А четвёртая заповедь — о вере: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу Твоему». Кто-то воспринимал это как чеховский юмор. Но твердить одну и ту же шутку — не чеховская черта.

«Что думал он о смерти? — спрашивал Бунин. — Много раз старательно-твёрдо говорил, что бессмертие, жизнь после смерти в какой бы то ни было форме — сущий вздор:

—Это суеверие. А всякое суеверие ужасно. Надо мыслить ясно и смело. Я, как дважды два четыре, докажу вам, что бессмертие — вздор.

Но потом несколько раз ещё твёрже говорил противоположное:

—Ни в коем случае не можем мы исчезнуть без следа. Обязательно будем жить после смерти. Бессмертие — факт. Вот погодите, я докажу вам это…»

Удивительная чеховская черта — сомневаться. А значит, никогда не останавливаться, искать. Жить.

Бунин отметил: «Последнее время (Чехов) часто мечтал вслух:

—Стать бы бродягой, странником, ходить по святым местам, поселиться в монастыре среди леса, у озера, сидеть летним вечером на лавочке у монастырских ворот…»

«АРХИЕРЕЙ»

16 марта 1901 года Антон Павлович сообщал Ольге Леонардовне Книппер (они ещё не были женаты): «Пишу теперь рассказ «Архиерей» на сюжет, который сидит у меня в голове лет пятнадцать».

Лет пятнадцать! И только через год автор отослал этот рассказ в печать. Чехов очень волновался: как бы цензура не вычеркнула что-нибудь. Каждая деталь значима в этом его повествовании об архиерее — преосвященном Петре: «Отец его был дьякон, дед — священник, прадед — дьякон, и весь род его, быть может, со времён принятия на Руси христианства, принадлежал к духовенству, и любовь его к церковным службам, духовенству, к звону колоколов была у него врождённой, глубокой, неискоренимой; в церкви он, особенно когда сам участвовал в служении, чувствовал себя деятельным, бодрым, счастливым».

Накануне Пасхи преосвященный Пётр заболел. По сюжету рассказа в Великий Четверг он служил в храме вечером, когда читают страстные Евангелия: «В продолжение всех двенадцати Евангелий нужно было стоять среди церкви неподвижно, и первое Евангелие, самое длинное, самое красивое, читал он сам. Бодрое, здоровое настроение овладело им. Это первое Евангелие «Ныне прославися Сын Человеческий» он знал наизусть; и, читая, он изредка поднимал глаза и видел по обе стороны целое море огней, слышал треск свечей, но людей не было видно, как и в прошлые годы, и казалось, что это всё те же люди, что были тогда, в детстве и в юности, что они всё те же будут каждый год, а до каких пор — одному Богу известно».

Антону Павловичу не с кем поговорить об этих чувствах. Людей волнуют общественные события, революционные идеи, проблемы дня. И только к читателям, к театральным зрителям обращался Чехов с мыслями о вечности — мягко, ненавязчиво. А вдруг это кому-то тоже нужно? Кто-то услышит? Захочет понять?

Рассказ «Анхиерей», как отметил Бунин, «прошёл незамеченным — не то что «Вишнёвый сад» с большими бумажными цветами, невероятно густо белевшими за театральными окнами».

«ВИШНЁВЫЙ САД»

Зимой 1904 года Чехов был в Москве. В Художественном театре шла премьера его пьесы «Вишнёвый сад». Это было 17 января (30-го по новому стилю) — в день именин и рождения Антона Павловича.

Пьеса — об одиночестве, разобщённости людей, которые не слышат, не видят, не хотят понимать друг друга. Чехов спешил высказать то, о чём обычно молчал. Герой произносит:

—И что значит — умрёшь? Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы.

—…только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

Удивительно! Писатель, о котором постоянно твердят, что он в Бога не веровал, открытым текстом говорит о поисках Истины — именно так, с большой буквы: Бога Истины. Антон Павлович Чехов знал: жизнь продолжается, пока остаётся на земле хотя бы один человек, которому Истина нужна.

ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ

Лечащий врач Чехова в Ялте Исаак Наумович Альтшуллер писал: «Он носил крестик на шее. Это, конечно, не всегда должно свидетельствовать о вере, но ещё меньше ведь об отсутствии её. Ещё в 1897 году он в своём таком скудном, всего с несколькими записями, и то не за каждый год, дневнике отметил: «Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский человек знает какую-либо одну из этих двух крайностей, середина же между ними не интересует его, и потому он обыкновенно не знает ничего или очень мало». Мне почему-то кажется, что Чехов, особенно последние годы, не переставал с трудом продвигаться по этому полю, и никто не знает, на каком пункте застала его смерть».

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

30 января – память преподобного Антония Великого. Именины русского писателя Антона Павловича Чехова, 155 лет со дня его рождения

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *