О чем молчат заброшенные храмы
Мистика старых церквей
Верно подмечено: свято место пусто не бывает. Вот только очень часто пустоту эту заполняют потусторонние силы, враждебные человеку. И тогда на руинах разрушенных, разоренных церквей разгуливают призраки, случаются жуткие истории.
Возможно, это происходит потому, что наши предки интуитивно выбирали для храмов места с сильной энергетикой. Часто они строились на местах языческих капищ. Вот потому и заводится здесь после умаления, а то и полного истаивания святости всякая чертовщина.
УЖАС В ПОДЗЕМЕЛЬЕ
В первые годы советской власти Скорбященскую церковь, что под Тамбовом, закрыли и разорили, как и множество других православных храмов. В развалинах, поросших бурьяном, любили играть местные ребятишки.
И вот однажды кто-то из них заметил, что земля в одном месте под церковной стеной просела и открылось отверстие, ведущее в подземелье. Недолго думая, мальчишки решили расширить дыру и проникнуть внутрь. У одного из них очень кстати оказался с собой фонарик.
Спустившись в подземелье, юные разведчики сразу же наткнулись на ступени небольшой каменной лестницы, ведущей вниз. По ней они вышли в длинный коридор, по обеим сторонам которого располагались тяжелые дубовые двери с ручками, покрытыми ржавчиной.
Сразу было видно, что к ним давно никто не прикасался. Пол был покрыт толстым слоем пыли. Похоже, что тут много десятков лет не ступала нога человека. Подергав за ручки, дети убедились, что все они заперты.
Продвигаясь по подземному ходу, они добрались до места, где он раздваивался. Немного поспорив, решили пойти по левому коридору, но вскоре уперлись в тупик, где были нарыты какие-то пещеры, по большей части обвалившиеся.
И вдруг впереди, в кромешной тьме, появились два больших красных огня. В полной тишине они плыли по воздуху навстречу ребятам. Огни быстро приближались, и ребята поняли, что это. глаза! Круглые, выпуклые, большие, пронзительно завораживающие. Закричав от ужаса, дети бросились назад, к выходу.
ЗАГАДКА КРАСНЫХ ГЛАЗ
Выбравшись на свежий воздух, отдышались, немного пришли в себя. И обнаружили, что одного из мальчишек не хватает: остался в подземелье. Подождали немного, потом стали кричать в отверстие. Мальчик не отзывался. Спуститься вниз смельчака не нашлось. Разошлись по домам, перепуганные, как нашкодившие котята, и никто, чуя неминуемое наказание, не сказал ни словечка взрослым.
Дело было днем. А вечером родители мальчика, придя с работы, не обнаружили дома сына и забили тревогу. Кто-то из взрослых видел, как мальчишки играли в развалинах храма. Устроили подозрительно притихшим пострелятам «допрос с пристрастием», после которого правда всплыла наружу.
Скорбященская церковь во время большого ремонта. Фото 2009 года
Проходя мимо дверей, решили открыть одну из них, но она не поддалась: видимо, разбухла от сырости. Пришлось пустить в ход лом. После этого дверь с треском распахнулась, и спертый воздух хлынул в коридор.
Кто-то предположил, что тут была келья, и монах, почувствовав приближение смерти, лег в гроб и навеки уснул. Тихо удалились, чтобы не тревожить покой усопшего, и аккуратно прикрыли за собой дверь.
Именно в этот момент и появились светящиеся глаза. Они быстро приближались, плывя по воздуху и увеличиваясь в размерах. С перепугу владелец ружья пальнул между глаз, но они будто бы и не заметили выстрела.
Очевидец происшествия Юрий Козин рассказывает:
А пострадавшего в подземелье мальчика полностью вылечить так и не удалось. Он сумел разогнуть руки, но речь к нему не вернулась. Так он и остался немым и ко всему безучастным, а через три года скончался.
ХРАМ НА КАМНЯХ КАПИЩА
Множество «страшилок» и древних легенд связано с Веретьевым погостом. Эта заброшенная деревня находится на границе Ивановской и Владимирской областей.
Издревле здесь было уединенное поселение, где вокруг храма располагалось кладбище да несколько домов служителей. И сейчас к старой церкви ведет только одна тропа, поросшая кустарником.
И вот на месте капища был возведен храм во имя Богородицы. То есть была сделана попытка языческую Мокошь заменить Непорочной Девой. И местные жители, среди которых еще в XVIII веке процветало двоеверие, и в новом храме продолжали молиться старым богам. Тем более что в его основание были положены камни языческих алтарей.
В 1802 году была освящена новая, кирпичная церковь с главным престолом во имя иконы Смоленской Божией Матери. Она принадлежала Суздальскому Покровскому женскому монастырю. В 1923 году обитель была закрыта и разорена, ее участь разделил и Веретьев храм. А жители подались в другие места. В Веретьеве осталась лишь одна старушка-монашка.
В 60-е годы прошлого века сюда нагрянули лихие люди в надежде поживиться иконами и церковной утварью. Но монашка давно уже припрятала все в надежном месте. Бандиты сначала угрожали ей, требуя сказать, где спрятаны ценности, потом стали мучить, но старушка и под пытками не выдала тайны. Нелюди убили ее, но перед смертью монахиня прокляла и их, и это место. Заметая следы, банда сожгла посад.
Тягостное впечатление производят развороченные могилы с разломанными крестами, сама церковь в канавах, рытвинах и ямищах. Внутри храма на всех сохранившихся иконах и фресках у святых и ангелов выскоблены глаза.
Кресты сняты с куполов, при этом один из них вкопан в землю на территории кладбища. У здешних растений листья растут почему-то только в верхней части. Стволы деревьев изогнуты, что свидетельствует о тектоническом разломе в земной коре и о том, что оттуда исходит какая-то «дурная» энергия.
Тревога проходит только после того, как удаляешься от погоста. Словно возвращаешься из потустороннего мира.
Одна из участниц экспедиции научно-исследовательского объединения «Муром-Космопоиск» заметила на здании церкви фигуру, похожую на человеческую. А вечером она увидела, что кто-то бродит по первому этажу постройки. Однако все участники экспедиции оказались на месте, в лагере. Этой же девушке при взгляде на руины храма то и дело мерещился образ седобородого священника.
Так что предания о здешней «чертовщине», судя по всему, небезосновательны.
Фото Космопоиска с призраками в окнах Веретьева погоста
Разрушенный храм
Высоко в горах
Стоит разрушенный Храм
Удивительно белый
Никого не бывает там
Только синее,
Близкое небо
«Почему храм белый?»
Девушка одна
Приходит с низин
И периодически белит
Стены!
Я спросил по-русски
— Зачем!
Зачем красишь стены
Не ответила мне,
Ушла
Высоко в горах
Стоит Храм
Удивительно белый
Храм моей души мне очень нравится.
Пусть не молода, ещё красавица.
Украшают храмы позолотою,
Что ж, я по щекам себя похлопаю,
Чтоб порозовели щечки заново,
Маникюр и педикюр, покрою алою
Краской ноготки, и бровки в стрелочку.
Ах, как храм хорош! Хоть и не девочка.
P.S. сам себя не похвалишь. ) 🙂 🙂
© Copyright: Надежда Мунцева, 2019
Свидетельство о публикации №119070807175
ХРАм Света — Изнутри.
Сумей в него войти.
И светозвука три
В единый возвести.
ВибРАцией Златой
Исполни Гимн ЛЮБВИ!
Войди в СакРАльный Слой:
В хРАм Света Изнутри…
В качестве иллюстрации к Поэзии представлена Картина Виктории ПреобРАженской « ХРАм Света »
***
Храм не только дом молитвы,
место встречи ли Святого Божества
и человека – Его сына, –
в каждом храме словно целый необъятный мир,
распавшийся на части,
снова собран воедино!
***
Плоды достойные духовного стяжанья и труда,
в отличие от всех других,
тем и значительны и кажутся поистине бесценны,
что остаются продолжительные годы,
впрочем, так же, как во все последующие века,
они всё столь же актуальны и нетленны!
***
Наверняка едва ли
всей душой уверовать
в.
Нет, не молчат разрушенные храмы…
В июле 2018 года мы празднуем 1030-летие Крещения Руси. Дату почтенную, уводящую мысль в седую древность. Но и 30-летие возобновления свободной церковной жизни в России – не менее значимая дата. Ибо именно к 1000-летию Крещения Руси гнев Божий на нашей земле был переменен на милость, государство стало возвращать верующим храмы и началось в нашем Отечестве долгожданное возрождение Православия, вымоленное и мученически выстраданное предыдущими поколениями христиан…
Что сделано нами за эти тридцать лет? И каковы направления дальнейшего развития? – Вопрос ширины неохватной. Немного сузим. Не так давно, беря интервью у эконома одной весьма почитаемой обители, я имела неосторожность спросить его о ходе возрождения монастыря. На что получила резонный ответ: «Все давно возродились, и мы, и другие». Слава Богу. И впрямь, большинство городских храмов и известных монастырей в нашей стране давно возвращено верующим и худо-бедно восстановлено. Кое-где, правда, ремонтные работы приходится начинать повторно – поскольку в 90-е годы их провели на скорую руку, используя доступные средства. И, к примеру, не вычинили выщербившийся за годы запустения кирпич, а просто покрасили его в подобающий цвет. Или, например, заложили старинные воздуховоды печной вентиляции. В результате с прибавлением числа прихожан в храме сделалось душно, а стенопись стала с рекордной скоростью темнеть от свечной копоти, напоминая о необходимости установить современную систему циркуляции воздуха. И все же, в городах дело обстоит достаточно благополучно.
В селах – сложнее. Вид ветшающих бесхозных кирпичных и деревянных храмов режет ножом по сердцу, становясь яркой иллюстрацией безрадостного положения русского села. Сколько деревень исчезло за последние десятилетия, так что и остатки домов их поросли травой, а среди травы и кустарника, словно мачты затонувших кораблей, виднеются осыпающиеся стены колоколен…
Храм как культурный центр села
В начале июня текущего года митрополит Волоколамский Иларион, выступая в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», высказал смелое предложение, которое вызвало немалый отклик как в социальных сетях, так и на официальных церковных интернет-ресурсах. Владыка предположил, что восстановление храмов поможет вновь вдохнуть жизнь в заброшенные деревни, поскольку привлечет туда жителей. «Есть целый ряд храмов, которые были построены в тех местах, где раньше жили люди, но теперь эти деревни заброшены. Церковь считает, что все эти храмы надо восстанавливать», — сказал владыка. «У нас есть много примеров того, как то или иное село погибало, все больше и больше домов пустели, а потом начиналось восстановление храма, и вокруг собирались люди, село оживало». В следующих выпусках передачи, отвечая на вопросы телезрителей, митрополит Иларион подтвердил свою позицию: «Я сам служил священником в деревне, где было 10 прихожан. Иногда у меня на службе было два человека, иногда три, иногда ни одного. Но я, тем не менее, ежедневно совершал богослужения и видел в этом большую пользу. Мне известны случаи, когда возрождение села начиналось именно с возрождения Церкви. Когда село умирало, люди уезжали, молодежь уезжала, а потом находились какие-то энтузиасты, которые брались за восстановление церкви, и вокруг этого проекта постепенно восстанавливалась жизнь села, люди возвращались. Поэтому мои слова основаны на опыте. …Я часто привожу в пример село Вятское в Ярославской области, где и храмы возрождены, и дома возрождены, и экологически чистая продукция производится. Все это возможно. Там, где возрождается церковь, возрождается и жизнь села во всех ее измерениях».
…Вокруг церкви возрождается жизнь села… И впрямь. Известны случаи, когда к опытным духовникам, служащим в глуши, приезжают верующие из разных концов страны, селятся вокруг. Собственно, так и основывались целые города – тот же Сергиев посад, возникший вокруг пустынной кельи преподобного Сергия Радонежского.
А вот пример более современный. Когда в подмосковном поселке, где я имею радость проводить часть летнего времени, построили небольшой храм, он сразу наполнился народом. Но – не до отказа. Поэтому, когда в скором времени нашелся благодетель, пожелавший возвести еще одно, более просторное, церковное здание, у многих возник вопрос: кто же станет ходить в него и, соответственно, как приходу удастся содержать большой храм? Опасения оказались напрасными. Храм начал медленно, но верно заполняться верующими. Более того. Благоразумные храмоздатели предусмотрели при церкви помещение для воскресной школы и даже спортивный зал. В результате в поселке наконец-то появилось место, где дети жителей, никуда не выезжая, смогли найти для себя интересные и полезные занятия: от шахматного клуба до кружка самбо. В результате храм оказался заполнен молодежью и детьми и действительно стал точкой роста для населенного пункта. Конечно, ближнее Подмосковье – не глубинка. Однако и приведенный опыт не уникален и имеет место во многих селах нашей страны.
От экопоселения – до пространственной иконы
А что для храмов, расположенных в глуши? Одной из примет нашего времени стала гиперурбанизация, сгоняющая население в мегаполисы и обрекающая на угасание малые населенные пункты. Но в самой болезни отчасти можно найти и лекарство от нее: измученные оторванностью от земли горожане как никогда стремятся на природу. Почему бы не дать им такую возможность, построив при сельских храмах странноприимные дома? Такие поселения могли бы стать местами, где люди не только отдыхают, но и укрепляются в вере, вдали от суеты вникая в ее истины.
Современное информационное общество, как это ни парадоксально, дает широкие возможности для подобных начинаний. Об интересном деле, будь то восстановление затопленной церкви среди водохранилища или реставрация готового рухнуть храма на Севере, мгновенно узнают тысячи людей. Среди них находятся те, кто начинает реально участвовать в этом деле.
Чтобы начать возрождение разрушенного храма, вовсе не обязательно быть богатым человеком. Протоиерей Александр Добродеев, клирик храма Вознесения Господня что за Серпуховскими воротами, много лет проводил отпуск в небольшом селе Аннино Михайловского района Рязанской области, уроженкой которого является его супруга. На окраине села виднеются развалины старинного Крестовоздвиженского храма, словно взывающие о помощи… Наконец, батюшка не выдержал. Поговорив с местными жителями, зарегистрировал общину. Обратился за благословением к правящему архиерею – митрополиту Рязанскому Марку. Привез в село родовой образ Казанской Божией Матери, стоявший в храме до его закрытия. Стал молиться о возрождении святыни. И дело пошло. Для начала решили построить небольшую церковь, посвятив ее Успению Пресвятой Богородицы, чтобы было где совершать богослужения. Отец Александр делится воспоминаниями: «Мы освятили закладной камень, устроили фундамент. Нашли людей, которые пообещали пожертвовать бревна для возведения малого храма. Но что-то сорвалось. «Благодетели» стали откладывать приезд, а потом и вовсе перестали отвечать на звонки. Мы приуныли… И вдруг, в ноябре 2016 года, нам звонят совсем другие люди и говорят: «У нас на даче валяются бревна, может быть, вы их заберете для своего храма?» Выяснилось, что на даче валялось 40 тонн – две фуры отличного строевого леса. Мы с радостью привезли их, стали раскладывать на фундаменте. Оказалось, что бревен было ровно столько, сколько необходимо. Вот такое чудо».
В планах отца Александра – не только построить Успенский храм и приняться за реставрацию старинного церковного здания, но обустроить всю территорию, основав здесь центр православного паломничества, духовного просвещения и благочестивого отдыха на природе. Построить, ни больше, ни меньше, пространственную икону Святой земли, подобно тому, как сделали это в XVI столетии в Новом Иерусалиме и как делали многие храмоздатели в последующем.
В наши дни проповедь веры противостоит мощному информационному потоку, захватывающему современного человека против его воли. Компьютеры и телевидение дают яркий эффект погружения, вовлекая человека через зрение, слух, эмоции, и слову – письменному или изреченному в храме – приходится соперничать с ними. В этих условиях подлинной драгоценностью становится возможность погрузиться в иную атмосферу, наполненную священной тишиной и сакральным смыслом.
Отец Александр положил начало обустройству в Аннино символических мест, посвященных Евангельским событиям. Подобно тому, как у преподобного Серафима Саровского, согласно житию, были свой «Иордан», своя «Голгофа», свой «Вифлеем», где святой старец предавался молитве и размышлению о Священном Писании, палестинскими именами нареклись места, окружающие Крестовоздвиженский храм. «У нас есть гора Нево, Иордан – речка, где мы построили купель, старинный колодец Иакова – ему уже почти 250 лет. – Повествует батюшка. – Есть Кедронский поток, маленькое Галилейское море – 8750 квадратных метров. Мамврийский дуб – огромный древний пень. Фавор – в километре от храма расположен огромный холм, который своими очертаниями действительно напоминает эту гору. Будет и свой Гефсиманский сад, и Гора Блаженств». При храме есть дом для паломников, строится трапезная. Община надеется возвести несколько домиков, разбить при них огороды, чтобы люди могли приехать на отпуск, на лето. О благом начинании узнали и в настоящем Иерусалиме: сестры Горненского русского монастыря надеются приезжать в Аннино на лето, чтобы отдохнуть от жары и побыть на родной земле. Планируется привозить в «рязанскую палестину» и тех, кто еще только вживается в православную веру. Отец Александр рассказывает: «Здесь можно целый день ходить и читать Священное Писание, беседовать. На горе Блаженств, на Фаворе, в Гефсимании… Так и надо просвещать людей. Здесь так хорошо – на этой земле, которая сегодня никому не нужна… Почему бы ее не обустроить?»
Идея «пространственной иконы» весьма актуальна для сознания современных верующих. Как известно, символические изображения палестинских святынь есть в нескольких храмах. Скромная, но почитаемая копия пещеры Гроба Господня Спасителя находится в приделе московской церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. В не так давно возведенном храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево верующие могут поклониться прекрасно выполненным копиям Гроба Господня, Голгофы, Вифлеемской пещеры. В Зачатьевском монастыре в подземном Успенском храме находится символическая гробница Пресвятой Богородицы.
Возрождаются русские храмы… У каждого – своя история, свои пути воссоздания, своя радость и боль… Надеемся в следующих выпусках нашего журнала продолжить эту важнейшую для нашего Отечества тему.
P.S. О чем молчат разрушенные храмы…
О чём молчат разрушенные храмы?
О чём молчат развалины церквей?
Они немы, но всё ж не бездыханны-
Ведь своды их хранят тепло свечей!
О чём молчит тот колокол, что сброшен?
Какую весть уже не донесёт?
О чём молчит у стен он мхом поросший,
О чём звонарь в него уж не пробьёт?
О чём молчит тот купол, с неба сбитый,
О чем молчит разлученный с крестом?
Лежит, вниз головой, совсем забытый,
А был когда-то веры маяком!
О чём молчит заросшая дорога?
Та, что была дорогой к алтарю!
Ах, сколько же по ней прошло народа,
Стремясь излить в молитвах боль свою.
О чём молчат иконы, миром плача,
О чём молчит в чернилах Светлый лик?
Молебен в церкви стал звучать иначе!
Не от стыда за нас ли плач Святых.
…нет, не молчат разрушенные храмы-
Не всякий грешник слышит их набат!
Наступит день-покосятся бурьяны,
И вновь кресты на солнце заблестят!
Заброшенный храм
Автор: Татьяна Н*** [14Гросс, 17429.4]
Конкурс: Проблемы современности (июн-18)
Рейтинг: 53.5
О чём молчит тот колокол,что сброшен?
Какую весть уже не донесёт?
О чём молчит у стен он мхом поросший,
О чём звонарь в него уж не пробьёт?
О чём молчит тот купол,с неба сбитый,
О чем молчит разлученный с крестом?
Лежит,вниз головой,совсем забытый,
А был когда-то веры маяком!
О чём молчит заросшая дорога?
Та,что была дорогой к алтарю!
Ах,сколько же по ней прошло народа,
Стремясь излить в молитвах боль свою.
О чём молчат иконы,миром плача,
О чём молчит в чернилах Светлый лик?
Молебен в церкви стал звучать иначе!
Не от стыда за нас ли плач Святых.
. нет,не молчат разрушенные храмы-
Не всякий грешник слышит их набат!
Наступит день-покосятся бурьяны,
И вновь кресты на солнце заблестят!
Построить проще, но эти старые храмы и история, и культура, и памятниками архитектуры многие из них являются. К своей истории и памяти так относиться нельзя. Нашла описание похожей (или этой?) церкови в тех же краях. Больно читать. Вот и растёт уже которое поколение иванами-родства-непомнящими. А трескотни о воспитании патриотизма не переслушать.
Застывшая вера
Кто и зачем на Урале напоминает о забытых храмах?
Село Хромцово. 75 километров от Екатеринбурга. Небольшое, низенькое, занесенное снегом. Посреди села вырастают каменные стены храма во имя Пресвятой Троицы. Собственно, стены – это всё, что осталось от некогда оного из красивейших приходов Урала. Храм давно забыт сельчанами. Но сегодня около него немало людей. В их руках блокноты, фотоаппараты, географические карты; они приберутся, запишут истории местных жителей, сделают фотографии и поедут дальше. Вскоре по их следам поедут многочисленные туристы и просто неравнодушные… А там и до возрождения застывшей в камне веры недалеко. Ближе, чем кажется.
Высадившийся в Хромцово десант – это волонтеры проекта «Забытые храмы Урала». Сообщество возникло в 2010 году в социальных сетях и собрало сотни молодых людей – от студентов до директоров музеев. Теперь в свои выходные активисты не идут на шопинг, в кино или в клуб – они садятся в машины и объезжают заброшенные церкви, собирают о них информацию в архивах, устраивают фотовыставки, выпускают фотоальбомы… Зачем? Это необычная история.
Всё началось с рекламщика Александра Зиновьева, тогда еще студента Гуманитарного университета. Александр много ездил по родному краю. Тут и там среди полей и сел возникали невероятной архитектурной красоты здания. Старые церкви. Они даже без окон и без дверей, без куполов, исписанные вандалами, потрепанные временем и ветром, поражали воображение путешественника. Впечатления усиливала звучащая в наушниках песня «Церквушки» его любимой группы «Черный кофе». «Стоят церквушки по Руси забытые – забитые…»
«Такое путешествие меняет привычный мир, – рассказывает Александр, – вот ты живешь в городе в центре большой страны и не задумываешься о том, что было до и будет после, но вдруг тебе открывается совершенно другой мир. Сначала ты видишь величественные здания и прекрасные фрески, созданные людьми, которые жили здесь до тебя и о существовании которых ты и не подозревал (а ведь многие храмы превосходят по масштабам и декору не только храмы “миллионников”, но даже столиц). Затем ты видишь, что сделали с этими творениями люди и время. Задаешься вопросом: почему, как?»
И так как Саша блестяще знал историю – ответы его пугали. Дело в том, что Православие на Урале принималось очень тяжело. Первые храмы, деревянные тогда, местные жители-язычники сжигали. Потом настал переломный момент. И уральцы уже за Православие готовы были умирать. Но тут очередная перипетия – революция 1917 года. И уральцы делятся не на белых и красных, а на ревнителей и гонителей веры. В итоге – об этом нужно говорить прямо – сами же некогда воцерковленные люди эти церкви сжигали, взрывали, превращали в склады, в овчарни, в клубы. Причем и в то, и в другое, и в третье одновременно. Но православные тоже не лыком были шиты: на Урале звон колоколов можно было слышать вплоть до 1940-х годов. Известны случаи, когда православная общественность готова была идти на бунт, чтобы отстоять свой храм. И вот сегодня – уже в XXI веке – всё это забыто. Храмы заброшены; по некоторым оценкам, их на Урале около 500, они стоят мощные, но одинокие, обрастают мифами. Как в той же песне, что помнится Александру: «Стоят одни на пустырях, / Другие плачут у дорог, / Забыли люди о церквях…»
Своими впечатлениями и мыслями о судьбе храмов рекламщик Зиновьев начал делиться с друзьями и одногруппниками. Решили: начать путешествовать и всеми способами привлекать внимание к «объектам». Тем более что в это время как раз пошла мода на индустриальный туризм. В первое путешествие по забытым храмам отправился целый отряд. Для кого-то это было приключение, для кого-то – попытка понять историю, кто-то поехал за компанию. Назад они вернулись другими людьми.
Знакомый Зиновьева, индустриальный турист Павел Мельник был членом той самой первой экспедиции зарождающегося сообщества.
«Все ехали за своим. Александру, например, нравилось узнавать истории, которые рассказывали местные жители, – вспоминает он, – мне же нравилось бывать в забытых, но по-прежнему сильных местах. Своя атмосфера, некое ощущение трепета и величественности места. Доставляло удовольствие просто найти, доехать, походить по объекту и подумать о своем».
В то время Павел начал увлекаться фотографией и видео. Он вместе с еще одним знакомым, Алексеем Белоглазовым, стал делать сотни кадров в каждом месте, где они бывали. Просто потому, что увиденное не хотелось забывать. «Фотографом я не был и не являюсь, – говорит Алексей, – а фотографировал просто потому, что есть фотоаппарат и хотелось запечатлеть настоящую красоту для себя и для группы».
Группа – это страница сообщества в социальных сетях. После каждого путешествия там действительно появлялись фотографии забытых храмов с отчетом о поездках и историческими справками. Группа довольно быстро стала популярной в Екатеринбурге, где и родилась, а затем и по всему Уралу. Те, кто когда-то сам по себе интересовался историей Православия в регионе, свободно добавлялись в сообщество. За два года его существования только у группы «ВКонтакте» почти 4 тысячи подписчиков.
Фотография ангела и другие истории
Сообщество «Забытые храмы Урала» на самом деле уникальное место в интернет-пространстве. Оно, что называется, «работает»: участники знакомятся, объединяются, отправляют рассылки в другие сообщества, привлекают новых участников, добиваются публикаций в СМИ, принимают участие в различных обсуждениях на тему Православия. В так называемой «раскрутке» движения на начальном этапе Александру Зиновьеву, конечно, помогли его профессиональные знания рекламщика. В остальном же ее успех – бескорыстное желание людей прикоснуться к веками намоленным местам.
«Главное для нас, – подчеркивает Александр – это всё же организация регулярных путешествий к храмам. За время активной деятельности группы только в путешествиях, организованных администрацией сообщества, поучаствовали более тысячи человек, а сколько было самостоятельных – не счесть».
За три неполных года волонтеры рассказали о 200 забытых храмах Урала. Всего же в регионе, по примерным подсчетам активистов, около полутысячи разрушенных церквей. И лишь 100 из них в последнее время восстанавливаются. В некоторых случаях местных жителей на восстановление провоцируют участники сообщества. Вот лишь один из примеров.
Храм во имя великомученика Георгия Победоносца в селе Камышево еще несколько лет назад был мало кому известен. Хотя это настоящий памятник архитектуры. Церковь построена в первой половине XIX века тем же архитектором, который спроектировал главный собор – Крестовоздвиженский – в Верхотурье, православной столице Среднего Урала.
Но 70 лет, после того как в 1930-х его окончательно закрыли, храм в Камышево привлекал внимание только местной шпаны: молодчики устраивали внутри ежевечерние пьянки и оставляли поверх фресок нецензурные надписи. Правда, были и те, кто приходил в этот храм молиться. Удивительно, но там всё это время стоял подсвечник, который почему-то никто не украл.
Храм в Камышево волонтеры движения «Забытые храмы Урала» посетили одним из первых. И поняли: если не начать его восстанавливать, он просто рухнет. О храме и его истории соратники принялись рассказывать во всех доступных им страницах в интернете и в СМИ. Стали выходить на местных жителей, но они только отмахивались: мол, вера в наши края не вернется, а символ веры в нашей деревне не спасти. И тут произошло чудо.
Настоятель храма в соседнем Черноусово отец Георгий Масленников, тоже загоревшийся идеей сохранить церковь в Камышево, приехал сюда оценить фронт работ. Взял с собой фотоаппарат. Наделал десятки снимков. И только дома увидел в кадре облако. Отец Георгий уверен: это ангел. И вероятно, он в этот момент здесь появился неслучайно.
Фотография ангела тоже пробуждала интерес к храму. Тогда местные жители задумались. Вскоре священнослужители, сельчане и активисты взялись за дело. Сегодня на храме уже заблестели купола.
Вообще Алексей искренне верит, что храмы рано или поздно восстановят. Хотя в самой группе по этому поводу часто разгораются споры. Даже те, кто когда-то пригласили Медведева в сообщество – Ольга и Михаил Популовских, – высказываются против восстановления. Потому что, по их мнению, это будут уже другие храмы.
«Фрески XVI–XVII веков скроются под штукатуркой, в проемы вставят пластиковые окна, на сейфдвери навесят пудовые замки, – перечисляет «перспективы» восстановления Ольга, – внутри будет всё красиво и блестяще, напоминая яркую открытку. Это уже не будет тот храм, куда хочется войти и поговорить с Богом».
Однако это споры о вкусе; они, как и дискуссии о вере, разгораются в сообществе регулярно. Никто не сомневается лишь в том, что напоминать о забытых храмах – это полезное и доброе дело. Ради этого программист Ольга Популовских и ее брат Михаил (он гидрометаллург и фотограф) придумали свой способ достучаться до уральцев, особенно до тех, кого не выманишь из дома в поездку. С помощью панорамных фотографий и компьютерных технологий они устраивают виртуальные туры по забытым храмам.
«Это уникальная возможность показать людям намного больше, чем может простая фотография, – убежден Михаил, – они могут, не покидая дома, прогуляться по храму, увидеть его таким, каким его видели мы, изнутри; обернуться, посмотреть под ноги, пройти по всем помещениям и так далее».
Сам Михаил – один из возрастных участников проекта: ему 43. Интерес к забытым храмам у него с детства. Как-то отец принес кипу черно-белых фотографий: кто-то, немало поездив по селам в советские годы, собрал большую коллекцию снимков православных церквей. Эти фото так подействовали на Михаила, что он поклялся: вырастет – увидит все их вживую. И увидел. А потом решил показать эти храмы другим. Вскоре Популовских обещают все свои виртуальные путешествия разместить на отдельном сайте. Пока же их можно найти в группе «Забытые храмы Урала» «ВКонтакте».
В забытых храмах – очередь, на приходах – жизнь
Фотографии заброшенных церквей участники сообщества представляют в Екатеринбурге, выставки проводятся регулярно, привлекая неподдельный интерес общественности. Многие приходят, чтобы не только своими глазами увидеть фотографии, но и попытаться понять феномен известного уральского сообщества. Как им удалось из страницы в социальной сети сделать столько для истории и Православия?! Выставки и всё, чем занимаются активисты, не оставили равнодушной и Екатеринбургскую епархию. Фотографии, сделанные волонтерами сообщества, были использованы при создании одноименной фотокниги, выпущенной издательством епархии.
Сегодня, и это факт, храмы Урала нельзя назвать «забытыми». Разрушенные – да, но не забытые. По маршрутам, которыми когда-то ездили волонтеры, турфирмы устраивают экскурсии. Многие уральцы их проезжают самостоятельно. Один из первых организаторов движения индустриальный турист Павел Мельник жалуется мне: «Теперь, чтобы попасть в заброшенный храм, иногда приходится выстоять очередь».
«Мы добились своего: сотни храмов описаны, каталогизированы, о них узнали многие люди», – вторит Павлу Мельнику Александр Зиновьев. А еще – он никогда из-за скромности не скажет об этом, но – всё-таки сообществу удалось призвать к восстановлению не одного храма. В некоторых уже кипит приходская жизнь.
«Еще один наш итог таков, – продолжает Александр, и видно, что ему важно об этом сказать, – в нашем сообществе много людей, и не все они верующие, есть даже с радикально атеистическими взглядами. И, конечно, споров и разговоров о Церкви среди неверующих участников было с лихвой, но их старались “не выносить”. Главное: от противников Церкви мы добились уважения к Православию – хотя бы как к значимой части истории и культуры Урала».
Число подписчиков сообщества в социальных сетях растет с каждым днем.
- Овл в поликлинике что
- русская баня в крыму