О чем молчать на собеседовании
О чем молчать на собеседовании
Обманывать нехорошо, говорили нам в детстве. Бывает и ложь во спасение, понимали мы с возрастом. А как насчет трудоустройства? Можно ли обманывать потенциального работодателя и о чем лучше промолчать на собеседовании?
О том, в каких ситуациях слово — серебро, а молчание — золото, читайте в статье Superjob.
Все тайное становится явным
Банально, но факт: одно из главных правил успешного прохождения собеседования — не обманывать рекрутера. Приписывать себе обязанности, которые вы не выполняли, умения, которыми на самом деле не владеете, места работы, которых не существует, — все это абсолютное табу для человека, настроенного на успешную карьеру. Опытный менеджер по подбору персонала может легко распознать вашу ложь — в его арсенале масса соответствующих приемов.
Но даже если ему это не удастся, то кандидата, устроившегося на работу обманом, скорее всего, не ждет ничего хорошего. Коллеги быстро поймут, что, к примеру, его якобы «свободный английский» на самом деле недалеко ушел от уровня средней школы, а «большой опыт организации мероприятий» — всего лишь умение вовремя заказать кофе для участников деловой встречи.
И все же не секрет, что кое-какая информация может быть существенной помехой в трудоустройстве. Стоит ли по собственной инициативе сообщать рекрутеру о некоторых подробностях своей жизни? О чем лучше умолчать в резюме и на собеседовании?
Слишком короткий период работы
Бывает, что у соискателя есть некий негативный профессиональный опыт. Например, короткий период работы, не отраженный в трудовой книжке, — человек ошибся, ему не понравился коллектив или показались неинтересными обязанности, и он уволился через неделю-две после трудоустройства. Или даже не уволился сам, а попросил руководитель — как говорится, не срослось, не получилось.
Вносить ли подобный короткий период работы в резюме? Резюме — это документ, отражающий умения и навыки соискателя. Приобрел ли кандидат какие-то полезные умения за столь короткий период работы в компании? Едва ли. Так что избавьте рекрутера от излишней информации — пишите в резюме только то, что действительно значимо.
Другое дело, если короткий период работы в компании отражен в вашей трудовой книжке. В этом случае вопрос о причинах столь стремительного увольнения непременно возникнет у рекрутера — либо на собеседовании, либо уже в процессе оформления документов. Обманывать работодателя не следует: честно скажите, что ошиблись, приняли неправильное решение при трудоустройстве, а потом поняли свою ошибку и, не теряя понапрасну времени на неинтересной для вас работе, уволились. Лучше, если эту информацию рекрутер получит до того, как обнаружит запись в трудовой книжке уже при оформлении документов.
Конфликты с бывшим руководством
Большинству соискателей на интервью не избежать вопроса о причинах увольнения с предыдущей работы. Хорошо, если вы покинули прежнюю компанию исключительно в целях дальнейшего профессионального роста и развития — такой ответ продемонстрирует рекрутеру вашу высокую внутреннюю мотивацию к работе и будет очком в вашу пользу. Но как быть, если причиной увольнения стал серьезный конфликт с руководством или коллегами?
Надо понимать, что подробный рассказ о том, как вас третировал начальник и как вы страдали от мелкого вредительства коллег, будет очень серьезным минусом вашей кандидатуры в глазах менеджера по подбору персонала. Такого соискателя вполне могут счесть конфликтным, неконструктивным и не умеющим работать в команде.
С другой стороны, явный обман с вашей стороны («Отношения с руководителем были прекрасными, просто мне захотелось развиваться в смежной сфере») — это как минимум неэтично, а как максимум — опасно для карьеры. Ведь ложь может раскрыться, если рекрутер, к примеру, решит обратиться за рекомендациями на ваше прежнее место работы.
Как же быть? Искать золотую середину. Продумайте ваш ответ так, чтобы он не был обманом, но и не лишил вас возможности трудоустройства. Не критикуйте бывшего шефа за глаза, будьте готовы найти что-то хорошее в полученном с его помощью опыте. «У нас с бывшим руководителем расходились взгляды по некоторым рабочим вопросам. Я понял, что компания не готова к тем преобразованиям, которые я предлагаю, и решил искать другую работу»; «Я благодарна команде за то, что она научила меня работать в рамках часто меняющихся условий, но все же моей целью является несколько иная работа», — такие ответы, если они прозвучат искренне, вполне удовлетворят рекрутера.
О личном
Иногда рекрутеры задают вопросы о личной жизни соискателя. Бывает, что они кажутся кандидатам не слишком этичными, — в таком случае вы можете деликатно уйти от ответа. Лгать, конечно, не следует, но и рассказывать по своей инициативе о пережитом вами разводе или о планах через год завести ребенка вас никто не обязывает.
В этой ситуации важно облечь свой ответ в дипломатичную форму. Например: «В резюме сказано, что вы разведены. Что стало причиной развода?» — «Не вполне понимаю, какое это имеет отношение к моей будущей работе, но раз вы спрашиваете, готов ответить. Мы с супругой просто не сошлись характерами».
Подработки, неудачи, проблемы…
О чем еще можно умолчать на собеседовании, если, конечно, вас не спрашивают об этом, что называется, в лоб? Не стоит по своей инициативе рассказывать работодателю о подработках, которыми вы занимались, будучи сотрудником предыдущей компании: это заставит его задуматься о том, готовы ли вы отдаваться работе целиком.
Хорошо подумайте, прежде чем посвящать рекрутера в детали неудачного проекта с вашим участием, если, конечно, он сам не спросит вас об этом. Промолчать лучше и о том, что у вас когда-то были проблемы с алкоголем, но вы с этим справились, и о прочих личных проблемах, которые давно и успешно решены.
И все же грань между ложью и умолчанием очень тонкая. Промолчать о каких-то серьезных обстоятельствах, которые впоследствии могут повлиять на вашу работу (например, о том, что ваш ребенок часто болеет и вам придется время от времени брать больничный), — значит, подвергнуть риску свою репутацию порядочного человека. Иными словами, вам решать, о чем говорить, а о чем молчать на собеседовании.
Искренне надеемся, что рекомендации Superjob будут вам в этом полезны.
О чем молчать на собеседовании, чтобы не попасть впросак
Львиная доля успеха на собеседовании зависит от качества вашей самопрезентации, первого впечатления и профессиональных навыков.
В этой статье вы узнаете, как не упустить работу мечты из-за случайно сказанного слова или неосознанного жеста.
С чего начать беседу
Обычно, право начать беседу оставляет за собой работодатель с просьбой: «Расскажите о себе». Это подразумевает не только личностную характеристику, а и образование, опыт, навыки.
Что он хочет слышать в ответ?
Опишите себя не как человека, а как сотрудника:
Последние достижения, узкоспециализированные победы, где и сколько практиковались;
Не пересказывайте резюме, подчеркните то, как ваши знания и навыки помогут в работе, чему научились и какой опыт приобрели на предыдущей должности;
Акцентируйте внимание на желании стабильности и роста, говорите о планах, которые выгодно подчеркнут вас в будущем, и тех, которые компания может помочь осуществить. Наличие ясных карьерных целей указывает на компетентность.
Ответ на вопрос «Почему именно наша компания?» должен описывать вашу склонность к данной рабочей атмосфере, намек на будущее видение себя в этом учреждении.
Продуманный текст позволит говорить без пауз и лишней информации, повышая рейтинг в глазах начальника.
Что рассказать, если нет опыта работы
Главное, не попасть впросак. Будьте уверены, что в вакансии указана возможность трудоустройства без опыта.
Акцентируйте внимание на полученных теоретических знаниях и темах, в которых хорошо разбираетесь, на своей молодости, энергии, «незахламленном» уме, быстрой обучаемости, современных взглядах на дела и умения внедрять в работу что-то свежее и нестандартное.
Убедите интервьюера, что готовы отдаваться работе с головой, искренне интересуйтесь делами и методами качественного исполнения, не ставьте условий и высоких требований по заработной плате и условиям труда.
Делайте ставку на то, что горите желанием работать, а рост и деньги ждете тогда, когда вас оценят.
Стоит ли упоминать плохие качества
Если вы начнете рассказывать в духе «я почти святой», скорее всего, должность не получите. Искренность притягивает, главное – грамотно этим воспользоваться.
Не рассказывайте о недостатках в личной жизни.
Негативные качества, которые сыграют в вашу пользу:
Главное – ведите себя спокойно. HR-специалист наблюдает реакцию, стрессоустойчивость, умение ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
Как преподнести хорошие качества
Делать акцент на заезженных характеристиках «коммуникабельность, амбициозность» уже не актуально. Напишите список сильных черт характера. Совместите их с требованиями по вакансии и выделите основные, подкрепляя знаниями и навыками.
В рассказе ограничьтесь тремя качествами, о которых сможете говорить без смущения, дополняя их большим количеством примеров.
Не нужно пафосно себя нахваливать, голос должен быть ровный, спокойный, активный, без эффекта «мучений».
Уместно ли рассказать анекдот на собеседовании
Позитив и юмор, чаще всего, оказывают хорошее влияние на собеседника, однако, нужно применять его осторожно.
Собеседование – это диалог, разговор, и будет уместно пошутить, не переходя за рамки приличия и такта, когда:
Подготовьте для себя варианты тонких, ненавязчивых «минуток на улыбку» и аккуратно внедрите в разговор, если потребует случай.
Как расположить к себе работодателя
Нет конкретного алгоритма действий, чтобы понравиться работодателю.
Важно уметь ориентироваться, в зависимости от возникших факторов, быть уверенным в своих знаниях и не говорить лишнего.
Распространенные ошибки
Отзываться негативно об экс-начальниках. | О том, что вас унижали, обижали в материальном плане, не давали реализовываться – лучше умолчать. Подобная информация либо уже известна, и вы не будете выглядеть по-деловому в образе плакальщика, или начальник применит подобный стиль общения в дальнейшей работе. |
Не оповещайте о личных проблемах, болезнях, кредитах и т.д. | Вы не на приеме у психолога. Подобный негатив заставит думать о вас как об источнике нежелательных проблем. |
Должна быть «золотая середина». | Нельзя молчать, потупившись в пол, но и говорить без умолку, не давая возможности вести диалог – тоже ошибка. |
Соберитесь. | Рассеянный взгляд не придаст профессионализма, рискуете упустить важные детали и возможность вербального и невербального манипулирования. |
Глупо врать по поводу бывшей должности и зарплаты. | Это легко проверить. Лучше промолчать, чем пускаться в сочинения сказок. |
Величайшая ошибка – с порога заявлять: «Я все знаю, у меня гора идей». | Приберегите свои идеи и наработки до момента, когда разберетесь с работой компании и сможете адекватно оценить, актуальны ли они. |
Полезные советы
Готовность к собеседованию – признак того, что вы ответственный, квалифицированный специалист, который знает, зачем пришел.
Что важно проработать перед встречей:
Психологические приемы: как «раскусить» сидящего напротив
Человек, качественно подготавливаясь к собеседованию, формирует «красивый» образ и стиль, который хотят развеять, чтобы увидеть его истинное лицо.
Популярные «удочки» начальников, и как правильно себя вести:
Какие психологические приемы применить самому:
Будьте осторожны, поведение должно быть неотличимо от естественной реакции, иначе рискуете, как минимум, быть «побежденным», как максимум – потеряете шанс на должность.
О чем молчать на собеседовании
Обманывать нехорошо, говорили нам в детстве. Бывает и ложь во спасение, понимали мы с возрастом. А как насчет трудоустройства? Можно ли обманывать потенциального работодателя и о чем лучше промолчать на собеседовании?
Все тайное становится явным
Банально, но факт: одно из главных правил успешного прохождения собеседования — не обманывать рекрутера. Приписывать себе обязанности, которые вы не выполняли, умения, которыми на самом деле не владеете, места работы, которых не существует, — все это абсолютное табу для человека, настроенного на успешную карьеру. Опытный менеджер по подбору персонала может легко распознать вашу ложь — в его арсенале масса соответствующих приемов.
Но даже если ему это не удастся, то кандидата, устроившегося на работу обманом, скорее всего, не ждет ничего хорошего. Коллеги быстро поймут, что, к примеру, его якобы «свободный английский» на самом деле недалеко ушел от уровня средней школы, а «большой опыт организации мероприятий» — всего лишь умение вовремя заказать кофе для участников деловой встречи.
И все же не секрет, что кое-какая информация может быть существенной помехой в трудоустройстве. Стоит ли по собственной инициативе сообщать рекрутеру о некоторых подробностях своей жизни? О чем лучше умолчать в резюме и на собеседовании?
Слишком короткий период работы
Бывает, что у соискателя есть некий негативный профессиональный опыт. Например, короткий период работы, не отраженный в трудовой книжке, — человек ошибся, ему не понравился коллектив или показались неинтересными обязанности, и он уволился через неделю-две после трудоустройства. Или даже не уволился сам, а попросил руководитель — как говорится, не срослось, не получилось.
Вносить ли подобный короткий период работы в резюме? Резюме — это документ, отражающий умения и навыки соискателя. Приобрел ли кандидат какие-то полезные умения за столь короткий период работы в компании? Едва ли. Так что избавьте рекрутера от излишней информации — пишите в резюме только то, что действительно значимо.
Другое дело, если короткий период работы в компании отражен в вашей трудовой книжке. В этом случае вопрос о причинах столь стремительного увольнения непременно возникнет у рекрутера — либо на собеседовании, либо уже в процессе оформления документов.
Обманывать работодателя не следует: честно скажите, что ошиблись, приняли неправильное решение при трудоустройстве, а потом поняли свою ошибку и, не теряя понапрасну времени на неинтересной для вас работе, уволились. Лучше, если эту информацию рекрутер получит до того, как обнаружит запись в трудовой книжке уже при оформлении документов.
Конфликты с бывшим руководством
Большинству соискателей на интервью не избежать вопроса о причинах увольнения с предыдущей работы. Хорошо, если вы покинули прежнюю компанию исключительно в целях дальнейшего профессионального роста и развития — такой ответ продемонстрирует рекрутеру вашу высокую внутреннюю мотивацию к работе и будет очком в вашу пользу. Но как быть, если причиной увольнения стал серьезный конфликт с руководством или коллегами?
Надо понимать, что подробный рассказ о том, как вас третировал начальник и как вы страдали от мелкого вредительства коллег, будет серьезным минусом вашей кандидатуры в глазах менеджера по подбору персонала. Такого соискателя вполне могут счесть конфликтным, неконструктивным и не умеющим работать в команде.
С другой стороны, явный обман с вашей стороны («Отношения с руководителем были прекрасными, просто мне захотелось развиваться в смежной сфере») — это как минимум неэтично, а как максимум — опасно для карьеры. Ведь ложь может раскрыться, если рекрутер, к примеру, решит обратиться за рекомендациями на ваше прежнее место работы.
Как же быть? Искать золотую середину. Продумайте ваш ответ так, чтобы он не был обманом, но и не лишил вас возможности трудоустройства. Не критикуйте бывшего шефа за глаза, будьте готовы найти что-то хорошее в полученном с его помощью опыте.
«У нас с бывшим руководителем расходились взгляды по некоторым рабочим вопросам. Я понял, что компания не готова к тем преобразованиям, которые я предлагаю, и решил искать другую работу»; «Я благодарна команде за то, что она научила меня работать в рамках часто меняющихся условий, но все же моей целью является несколько иная работа», — такие ответы, если они прозвучат искренне, вполне удовлетворят рекрутера.
О личном
Иногда рекрутеры задают вопросы о личной жизни соискателя. Бывает, что они кажутся кандидатам не слишком этичными, — в таком случае вы можете деликатно уйти от ответа. Лгать, конечно, не следует, но и рассказывать по своей инициативе о пережитом вами разводе или о планах через год завести ребенка вас никто не обязывает.
В этой ситуации важно облечь свой ответ в дипломатичную форму.
Например: «В резюме сказано, что вы разведены. Что стало причиной развода?» — «Не вполне понимаю, какое это имеет отношение к моей будущей работе, но раз вы спрашиваете, готов ответить. Мы с супругой просто не сошлись характерами».
Подработки, неудачи, проблемы.
О чем еще можно умолчать на собеседовании, если, конечно, вас не спрашивают об этом, что называется, в лоб? Не стоит по своей инициативе рассказывать работодателю о подработках, которыми вы занимались, будучи сотрудником предыдущей компании: это заставит его задуматься о том, готовы ли вы отдаваться работе целиком.
Хорошо подумайте, прежде чем посвящать рекрутера в детали неудачного проекта с вашим участием, если, конечно, он сам не спросит вас об этом. Промолчать лучше и о том, что у вас когда-то были проблемы с алкоголем, но вы с этим справились, и о прочих личных проблемах, которые давно и успешно решены.
И все же грань между ложью и умолчанием очень тонкая. Промолчать о каких-то серьезных обстоятельствах, которые впоследствии могут повлиять на вашу работу (например, о том, что ваш ребенок часто болеет и вам придется время от времени брать больничный), — значит, подвергнуть риску свою репутацию порядочного человека. Иными словами, вам решать, о чем говорить, а о чем молчать на собеседовании.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
6 вещей, о которых стоит молчать на собеседовании
Предлагаем разобраться, где лежит грань между непринужденной беседой и ненужной развязностью.
Непосредственность — новый черный. Рекрутеры в один голос твердят в интервью и на мастер-классах, что хотят видеть среди кандидатов не просто клонов с набором функций, компетенций и опытов, а живых интересных любопытных профессионалов. Им нужны настоящие индивидуальности со своим характером и собственным мнением, не похожие ни на кого другого и способные привнести в команду не только профессионализм, но и свежие эмоции и атмосферу.
И вот, вооружившись задором и собственными представлениями о неординарности, изрядно понервничав в коридоре перед интервью и обнаружив вместо хмурой, скептически настроенной мегеры приятного располагающего рекрутера, кандидат начинает «давать непосредственность»: выдавать гораздо больше информации, чем от него требуется, к тому же, информации не всегда уместной. И тут кроме испанского стыда (неловкости, испытываемой за болтливого собеседника), рекрутер начинает испытывать сомнения в том, что перед ним адекватный и достойный доверия кандидат.
О чем не стоит разговаривать на собеседованиях?
1. О предыдущем начальнике либо хорошо, либо ничего
Вам вечно попадались тираны, а с последним боссом и вовсе невозможно было работать. В предыдущей команде никто не дотягивал до вашего уровня профессионализма, и приходилось все тащить на себе. Ваша прошлая компания скоро развалится от неграмотного руководства и вам буквально пришлось спасаться бегством. Все эти факты гораздо больше скажут о вас, чем о ваших предыдущих работодателях. И далеко не лестные вещи. Ведь, согласитесь, сотрудник, который ни в чем никогда не виноват, но вечно оказывается обижен или притеснен, вызывает подозрения. Кроме того, поверьте, рекрутер наверняка проинформирован о состоянии компаний в своей сфере и об их руководстве. И если вы тактично промолчите о несовершенствах прошлого работодателя, вы только выставите себя человеком достойным доверия. Говорите о себе, и только о себе.
2. Помогите рекрутеру узнать о вас лучшее
Не лгите, просто не говорите лишнего. Вас уволили с предыдущего места работы? Вы ужасно волнуетесь, что не справитесь с новыми полномочиями? Вы боитесь, что за годы декрета ваши навыки притупились? Сейчас совсем не время и не место об этом говорить. Рекрутер — не ваш задушевный друг, не священник и не психотерапевт. Не стоит ему исповедоваться или жаловаться.
3. Не давайте понять, что вы очень нуждаетесь в этой работе
Собеседование — не та ситуация, где стоит раскрывать карты, даже если это ваш последний шанс. Особенно если это ваш последний шанс. Сохраните лицо. Помните, что рекрутер представляет интересы компании, которая наверняка не рассчитывает нанять отчаявшегося соискателя. И даже если вас все же наймут, вы существенно понизите свои ставки, выказав отчаяние. Если вы готовы на меньшее, вам всегда предложат меньше.
4. Если увольняясь, вы преследовали свои интересы, немного наступив на интересы предыдущего работодателя, лучше об этом умолчать
Вы готовы уволиться раньше, чем закроете проекты на старом месте, лишь бы скорее приступить к новой позиции? Признавшись в этом, вы также дадите рекрутеру повод подозревать, что с новым работодателем вы однажды поступите точно так же безответственно.
5. Если в вашей жизни сейчас непростой период, у вас проблемы со здоровьем, семьей, вы в разгаре переезда, ремонта или только забеременели, поговорите об этом со своим другом, а не приносите на интервью
Если вы берете на себя ответственность приступить к новым обязанностям в новой компании, несмотря на свои затруднения, рекрутеру о них знать не стоит. А если вы и сами не уверены, что справитесь, зачем же вы пришли на собеседование?
6. Если вы слишком хороши для этой работы, но по каким-то причинам, все же хотите ее заполучить, не демонстрируйте свое превосходство
Сверхквалифицированный сотрудник так же неудобен для компании, как и недостаточно опытный. Вместо того, чтобы набить себе цену, вы только уменьшите свои шансы.
Поверьте, рекрутер заинтересован увидеть вас с лучшей стороны не меньше, чем вы хотели бы эту сторону продемонстрировать. Так помогите ему в этом.
О чем молчать на собеседовании
Обманывать нехорошо, говорили нам в детстве. Бывает и ложь во спасение, понимали мы с возрастом. А как насчет трудоустройства? Можно ли обманывать потенциального работодателя и о чем лучше промолчать на собеседовании?
О том, в каких ситуациях слово — серебро, а молчание — золото, читайте в этой статье.
Все тайное становится явным
Банально, но факт: одно из главных правил успешного прохождения собеседования — не обманывать рекрутера. Приписывать себе обязанности, которые вы не выполняли, умения, которыми на самом деле не владеете, места работы, которых не существует, — все это абсолютное табу для человека, настроенного на успешную карьеру. Опытный HR-менеджер может легко распознать вашу ложь — в его арсенале масса соответствующих приемов.
Но даже если ему это не удастся, то кандидата, устроившегося на работу обманом, скорее всего, не ждет ничего хорошего. Коллеги быстро поймут, что, к примеру, его якобы «свободный английский» на самом деле недалеко ушел от уровня средней школы, а «большой опыт организации мероприятий» — всего лишь умение вовремя заказать кофе для участников деловой встречи.
И все же не секрет, что кое-какая информация может быть существенной помехой в трудоустройстве. Стоит ли по собственной инициативе сообщать рекрутеру о некоторых подробностях своей жизни? О чем лучше умолчать в резюме и на собеседовании?
Слишком короткий период работы
Бывает, что у соискателя есть некий негативный профессиональный опыт. Например, короткий период работы, не отраженный в трудовой книжке, — человек ошибся, ему не понравился коллектив или показались неинтересными обязанности, и он уволился через неделю-две после трудоустройства. Или даже не уволился сам, а попросил руководитель — как говорится, не срослось, не получилось.
Вносить ли подобный короткий период работы в резюме? Резюме — это документ, отражающий умения и навыки соискателя. Приобрел ли кандидат какие-то полезные умения за столь короткий период работы в компании? Едва ли. Так что избавьте рекрутера от излишней информации — пишите в резюме только то, что действительно значимо.
Другое дело, если короткий период работы в компании отражен в вашей трудовой книжке. В этом случае вопрос о причинах столь стремительного увольнения непременно возникнет у рекрутера — либо на собеседовании, либо уже в процессе оформления документов. Обманывать HR-менеджера не следует: честно скажите, что ошиблись, приняли неправильное решение при трудоустройстве, а потом поняли свою ошибку и, не теряя понапрасну времени на неинтересной для вас работе, уволились. Лучше, если эту информацию рекрутер получит до того, как обнаружит запись в трудовой книжке уже при оформлении документов.
Конфликты с бывшим руководством
Большинству соискателей на интервью не избежать вопроса о причинах увольнения с предыдущей работы. Хорошо, если вы покинули прежнюю компанию исключительно в целях дальнейшего профессионального роста и развития — такой ответ продемонстрирует рекрутеру вашу высокую внутреннюю мотивацию к работе и будет очком в вашу пользу. Но как быть, если причиной увольнения стал серьезный конфликт с руководством или коллегами?
Надо понимать, что подробный рассказ о том, как вас третировал начальник и как вы страдали от мелкого вредительства коллег, будет очень серьезным минусом вашей кандидатуры в глазах HR-менеджера. Такого соискателя вполне могут счесть конфликтным, неконструктивным и не умеющим работать в команде.
С другой стороны, явный обман с вашей стороны («Отношения с руководителем были прекрасными, просто мне захотелось развиваться в смежной сфере») — это как минимум неэтично, а как максимум — опасно для карьеры. Ведь ложь может раскрыться, если рекрутер, к примеру, решит обратиться за рекомендациями на ваше прежнее место работы.
Как же быть? Искать золотую середину. Продумайте ваш ответ так, чтобы он не был обманом, но и не лишил вас возможности трудоустройства. Не критикуйте бывшего шефа за глаза, будьте готовы найти что-то хорошее в полученном с его помощью опыте. «У нас с бывшим руководителем расходились взгляды по некоторым рабочим вопросам. Я понял, что компания не готова к тем преобразованиям, которые я предлагаю, и решил искать другую работу»; «Я благодарна команде за то, что она научила меня работать в рамках часто меняющихся условий, но все же моей целью является несколько иная работа», — такие ответы, если они прозвучат искренне, вполне удовлетворят рекрутера.
О личном
Иногда рекрутеры задают вопросы о личной жизни соискателя. Бывает, что они кажутся кандидатам не слишком этичными, — в таком случае вы можете деликатно уйти от ответа. Лгать, конечно, не следует, но и рассказывать по своей инициативе о пережитом вами разводе или о планах через год завести ребенка вас никто не обязывает.
В этой ситуации важно облечь свой ответ в дипломатичную форму. Например: «В резюме сказано, что вы разведены. Что стало причиной развода?» — «Не вполне понимаю, какое это имеет отношение к моей будущей работе, но раз вы спрашиваете, готов ответить. Мы с супругой просто не сошлись характерами».
Подработки, неудачи, проблемы…
О чем еще можно умолчать на собеседовании, если, конечно, вас не спрашивают об этом, что называется, в лоб? Не стоит по своей инициативе рассказывать HR-менеджеру о подработках, которыми вы занимались, будучи сотрудником предыдущей компании: это заставит его задуматься о том, готовы ли вы отдаваться работе целиком.
Хорошо подумайте, прежде чем посвящать HR-менеджера в детали неудачного проекта с вашим участием, если, конечно, он сам не спросит вас об этом. Промолчать лучше и о том, что у вас когда-то были проблемы с алкоголем, но вы с этим справились, и о прочих личных проблемах, которые давно и успешно решены.
И все же грань между ложью и умолчанием очень тонкая. Промолчать о каких-то серьезных обстоятельствах, которые впоследствии могут повлиять на вашу работу (например, о том, что ваш ребенок часто болеет и вам придется время от времени брать больничный), — значит, подвергнуть риску свою репутацию порядочного человека. Иными словами, вам решать, о чем говорить, а о чем молчать на собеседовании.