О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Письменные исторические источники

Удобная навигация по статье:

Письменные исторические свидетельства

Самым многочисленным и популярным типом источников изучения истории являются письменные источники, к которым относятся: мемуары, исторические исследования, а также документы, анналы и другие аналогичные им объекты (например, литературные произведения). В качестве материала для этой категории источников выступает всё, что может быть использовано для запечатления в письменном виде (металл, камень, глина, кость, кора, папирус, пергамент и бумага), а их форма по большей части зависит от самого материала. Так, они могут быть свитками, переплетёнными книгами, металлическими или глиняными табличками, надписями на скалах и камнях и пр.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Документальные исторические источники

Документальными считаются все письменные источники, которые были составлены с практичными целями: мемориальными, экономическими, политическими и пр. При этом, подобные документы принято делить на частные и политические. К первым относятся: хвалебные надписи, строительные надписи, надгробные эпитафии, мемориальные надписи, монастырские и церковные летописи и книги, заёмные и закладные письма, списки людей (например, воинов, ремесленников или рабов), инвентарные списки, хозяйственные отчёты, духовные завещания, дарственные грамоты, донесения, частная и дипломатическая переписка, а также распоряжения, указы, законы и акты.

Летописи и анналы

Летописи или анналы, в большинстве случаев, являются погодными записями событий, которые их авторы вели в эпоху Средневековья при монастырях, а также дворах монархов и крупных феодалов. Стоит отметить, что сама традиция записывать каждый год самые важные события сформировалась ещё в период Античности. Например, римские жрецы, так называемые понтифики, вели собственный календарь. Обязательным условием такого ведения было как раз перечисление «dies fasti» — дней, когда нужно было отправлять общественные дела, а также «dies nefasti» — то есть, дней, когда это было запрещено. После этого понтифики составляли fasti consulares – списки, согласно которым производилось летоисчисление, в которые они вносили записи о самых важных событиях: стихийных бедствиях, повышении цен, крупных войнах, а также о праздниках и небесных явлениях (затмения, метеориты и пр.).

Летописные своды

Однако, особой монументальностью отличаются средневековые восточнославянские летописные своды, свидетельствующие о крупных княжеских военных походах, поражениях и победах славянской рати, о возведении новых храмов и городов, а также о небесных знамениях и чудесах, рождении и кончине представителей знати. Кроме того, они включают в себя массу преданий, легенд, литературных и церковных произведений, а также знания о жизни простого русского народа, о строительстве и экономике. Поэтому представители официальной исторической науки, изучающие этот период, в первую очередь, используют их для получения знаний обо всех сферах жизни славян.

Палеография

С формальной стороны письменные источники исследуются особой исторической дисциплиной, которая называется палеографией. Основной задачей данной дисциплины является прочтение письменных источников. В её состав входит изучение различных существующих и «мёртвых» алфавитов, манеры и стили письма, а также датировка по формальным признакам (то есть, с учётом оформления, начертания букв, материалу источника и другим факторам). Также, палеография выявляет оригинальные письменные источники и их копии, устанавливая наличие более поздних добавлений текста, исправлений и пр.

Исследованием и анализом исторического содержания рассматриваемого типа источников занимаются специалисты по письменному периоду истории, которых мы больше знаем как историков. Вещественные исторические памятники изучаются археологами, которые не только исследуют уже найденные объекты с письменностью на них, но и сами принимают в их поиске непосредственное участие.

Надписи на дереве, глине, металле и камне

К особой группе письменных источников относятся надписи на дереве, глине, металле и камне, изучаемые эпиграфикой, представляющей подсобную историческую дисциплину.

Тут стоит отметить то, что всё вышеописанное разделение исторических письменных источников по дисциплинам, видам и группам обусловлено не столько формой и содержанием данных источников, сколько различными специализациями людей, которые их изучают. К примеру, надпись, оставленная в прошлом на камне, может принципиально и не отличаться от подобной надписи, выгравированной на медали или монете, но в первом случае за работу примется специалист по эпиграфике, а в последнем – нумизматике.

Изучением текстов, которые были нанесены на папирус — занимается специально созданная дисциплина, называющаяся папирология, а надписями на печатях занимается сфрагистика, текстами, запечатлёнными на гербах – геральдика и т.д.

Источник

Письменные исторические источники

Сохранившиеся письменные исторические источники помогают современному поколению ближе познакомиться с многовековой историей Древней Руси.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Исторический источник представляет собой документ или предмет, который является своеобразным свидетелем событий определенной исторической эпохи. На основании его показаний составляется общая картина о произошедшем в прошлом, выдвигаются гипотезы о причинах сложившийся ситуации.

Письменные источники

Основа истории – источники, хранящие текст. С их помощью происходит знакомство с языком эпохи, хронологической последовательностью событий, культурой общения и изложения мысли.

Летописи

Ознакомление начинается с летописей. Это обширные повествования, в которых в хронологическом порядке описывались все происходящие события. На языке наших предков «лето» означало «год», отсюда и пошло название источника. В них описывались походы князей, строительство храмов, даты рождения и смерти выдающихся политических деятелей или церковных служителей, стихийные бедствия и нападения интервентов.
В летописях совсем не описывался быт народа и культура его общения, лишь общий ход истории, который был неотделим от истории всемирной. Разделяли старинные письмена на 4 вида:

Главным источником, в котором описаны события, произошедшие в раннесредневековой Руси, является «Повесть Временных лет». Это итог обработки нескольких летописных документов – набор погодных сказаний с 852 по 1116 годы.

Правовые памятники

Сохранившиеся документы древнейших законов представляют величайшую ценность для изучения устройства средневекового общества. Из этих источников мы узнаем об отличии сословий, существовании денежных единиц, методах правосудия.
Самым обширным письменным памятником древнерусского права считается «Правда Русская», которая являлась основным законом на Руси до 16 века.
При правлении разных князей ими создавались собственные Уставы, которые разграничивали преступления для церковного и светского суда и содержали информацию о мере наказания.

Другие источники

Любой памятник древней письменности может считаться источником исторического значения. Такие письмена помогают изучать культуру и язык наших предков. Ими считаются древние литературные сочинения, надписи на орудиях, стенах церквей, домов, предметах быта. Берестяные грамоты, найденные лишь в 1951 году, представляют собой огромную ценность, как память письменности 11 века. Их найдено более тысячи – это написанные своеобразным языком письма, долговые расписки, любовные послания.

Источник

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Письменные источники

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

1. Что такое письменный источник.

Письменные источники изучает несколько наук и в том числе:

Дипломатика – наука, изучающая документы, грамоты, договоры и др.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Слева направо: надпись на камне, египетский папирус, средневековая грамота

2. Какими могут быть письменные источники

Письменные источники могут быть…

Рукописные книги, свитки: религиозные записи, научные труды, летописи, хроники, литературные произведения и др.; а так же эпитафии.

Письма. Среди них бывают очень важные: письма знаменитых ученых, изобретателей, полководцев.

Дневники. Многие люди описывали свои впечатления того, что видели вокруг себя, заносили на страницы дневника собственные размышления.

Черновики. Прежде чем написать статью или книгу, авторы работают на черновиках, многое исправляют, делают пометки. Изучая их, можно видеть, как трудился автор.

Приказы и распоряжения, деловые бумаги, договоры, указы.

Рукописные письменные источники появились с момента изобретения человеком письменности (об этом мы поговорим на следующем занятии).

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Рабочее место переписчика книг. Рукописные книги

Печатными – все исторические источники, напечатанные в типографиях с помощью специальных печатных (полиграфических) машин в сотнях, а то и миллионах совершенно одинаковых экземпляров.

Первые попытки печати предпринимались в Корее и Китае в 8-11 веках с использованием оттисков текстов вырезанных на досках. В Европе книгопечатание началось с изобретения Иоганном Гуттенбергом печатного станка и разборного шрифта – литер. В году 1456 году им была выпущена первая печатная книга – 42-строчная Библия. Первая, точно датированная русская печатная книга («Апостол») выпущена Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Миниатюра с изображением средневековой типографии. Одна из первых печатных книг.

Посмотрите видео «Печать книг на станке Гуттенберга» в плеере или нажав на значок.

В последнее время появился новый вид письменных источников: тексты, написанные при помощи компьютера, и хранящиеся в электронном виде.

Письменные источники могут быть на…

Камне – наиболее древние и зачастую лучше всего сохранившиеся надписи, высеченные на стенах пещер, гробниц, каменных плитах, к ним можно отнести и надписи на глиняных табличках и др.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Надпись на стене гробницы в Египте. Лист глиняной «книги».

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Тексты на папирусе. Древний Египет.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Бересте – данный материал для письма применяли в Древней Руси. При раскопках в Новгороде найдены сотни берестяных грамот и в том числе школьная тетрадь мальчика Онифима. Берестяные грамоты обнаружены так же в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери и других городах.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Берестяная грамота. Рисунки мальчика Онифима.

Бумаге – известно, что первыми бумагу в виде листов стали изготавливать китайцы около 2 тысяч лет назад. Примерно 1000 лет назад она появилась в Европе. Благодаря дешевизне изготовления (бумага в разное время изготовлялась из растительных волокон, тряпья, древесной целлюлозы) она быстро стала самым распространенным материалом для письма вытеснив пергамент, увеличилось количество книг, появились печатные станки.

3. Как изучать письменные источники

Вы должны научиться описывать письменные источники, с которыми познакомитесь на уроках.

Запомните

Описание источника нужно делать последующему плану:

1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания.

2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение.

3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь).

4. Выдели главные мысли текста, определи его план.

5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию.

6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.

Попробуйте описать по данному плану письменный источник приведенный ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э.

Источник

Наука история и исторические источники — виды источников

Интерес к своему прошлому появился у человечества с тех самых пор, как оно появилось на свет. И именно с тех же пор возникла и тяга к самопознанию. А о каком же самопознании можно говорить, если не изучать собственные корни, если не изучать жизнь собственных предков. И, пожалуй, что самые первые фантастические формы познания истории были у человечества издавна:

О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Смотреть картинку О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Картинка про О чем могут рассказать письменные источники 5 класс. Фото О чем могут рассказать письменные источники 5 класс

Что означает слово история

Но время шло и постепенно появлялись иные формы. В переводе с греческого слово «история» означает — расследование, узнавание,- то есть установление истинности тех или иных событий. Римляне использовали это слово уже в несколько ином смысле — история — суть рассказ о чем то, что было когда-то давно. В современном нашем языке мы употребляем это слово и тогда, когда нам нужно обозначить рассказ о событии вымышленном или реальном, которое когда-то происходило, и, как обозначение науки, науки о прошлом человечества.

Первый историк

Люди издавна собирали рассказы о прошлом. Но рассказы эти были какие-то разрозненные. И первым человеком, который попытался привести их в систему был Геродот. Жил он в V веке до н. э. и был великим географом и путешественником. Его трактат «История» содержит в себе сведения о греко-персидских войнах, и, пожалуй, является первым, логичным, длительным и связным повествованием о событиях прошлых лет. Работа Геродота — это не историческое исследование в нашем сегодняшнем привычном понимании, это скорее рассказ человека, который много путешествовал, много видел, а еще больше слышал.

Однако, отцом истории мы именуем великого путешественника не зря. Дело в том, что из 9 книг, на которые делится его трактат, большая часть посвящена последовательному изложению событий греко-персидских войн.

Виды исторических источников

Изучение прошлого человечества было бы невозможно без исторических источников. Что же такое исторические источники? Это все то, что было создано человеческим обществом, все то, что позволяет судить о быте и нравах, о языке людей. Источников великое множество, поэтому придумано делить их на большие группы.

Письменные исторические источники

Первая, необыкновенно важная группа — это письменные исторические источники. К ним относятся:

Образец письменного исторического источника: пожелтевшей листочек — письмо. Письмо не очень грамотное: «Здравствуйте, уважаемая Александра Николаевна. Я сейчас живу в деревне и не помню, вы задавали нам задание на лето или нет?» Это письмо ученика своей учительнице. Казалось бы, ну что тут такого? А смотреть надо на год, 1938 год. Этот пожелтевший листок бумаги очень важный и ценный исторический источник.

Изобразительные исторические источники

Помимо письменных исторических источников, имеются еще и изобразительные:

Вещественные исторические источники

Есть еще и исторические источники вещественные. К ним может быть отнесен действительно любой предмет из прошлого:

Взять любой осколок вазы, например, которому две с половиной тысячи лет и, если бы он умел рассказать, он бы нам поведал бы много — много всего интересного.

Устные исторические источники

Помимо источников письменных, изобразительных, вещественных имеются еще и источники устные:

Вот маленький пример: в выборгском районе имеется такое замечательное место Парголово. Историки заинтересовались, что же за странное такое слово Парголово. И что же оказалось? В архивах были найдены документы XVII века и выяснилось, что название происходит от финского слова «перко» и означает чёрт. То есть, когда то, в этом самом месте были настолько глухие страшные места, что местные жители были в святой уверенности, там водится что-то не то.

Другие исторические источники

Помимо устных, письменных, вещественных изобразительных исторических источников, ученые опираются еще и на те сведения, которые они сумели почерпнуть из жизни современных племен, которые находятся на том же самом уровне, что и наши далекие — далекие предки. Изучением подобных племен занимаются этнографы и этнологи.

Однако, для ученого историка любой исторический источник — это не истина в последней инстанции, а лишь отправная точка для исследования. Почему? Да потому что источники могут быть неточными. Например, сочинение того же, уже упоминавшегося Геродота, было переписано несколько раз, а при переписывании могли закрасться ошибки.

Сочинение может быть откровенно тенденциозным, например, известна легенда об одном правителе, который велел возвеличить его и тому, кто бы это сделал хорошо, он обещал подарить белого коня, а тому, кто плохо описал этого правителя, он пригрозил казнью. Вот и подумайте, были ли правдивы рассказы об этом властелине.

Одним словом, стремясь отделить правильное от неправильного, историк осуществляет критику исторического источника, а для этого он использует специальную методику или, иными словами говоря, историк — это не тот, кто рассказывает истории о прошлом, а это ученый, который в своем исследовании опирается на исторические источники, осуществляет их критику и использует при этом целый ряд специальных исторических методов.

Источник

Конспект урока по истории для 5 класса на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»

Конспект урока по истории для 5 класса

на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»

Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;

Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

воспитывать любовь к Родине;

чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

развитие познавательного интереса к предмету;

с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

1. Создание проблемной ситуацией

I. Организационный момент.

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

— Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

— Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Послушайте текст. Ответьте на вопросы.

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фотодокументы – звуковые записи.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант. Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант. Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа. Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *