О чем могут рассказать имена людей и названия городов конспект
Презентация по русскому языку «О чем могут рассказать имена людей и названия городов» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация к занятию по предмету «Русский родной язык» в 5 классе Тема: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов» Учитель МКОУ СОШ №3 г. Уржума Кировской области Разумова Л.Ю.
Распределите слова по группам: Слова, обозначающие предметы, понятия, явления и свойства; Слова, называющие определённые предметы действительности, дающие им имя. Стол, Шарик, Ольга Петровна, Таганрог, окно, Великий Новгород, ручка, Валерий, заяц, Соловьёва, соловей, сестра, Вологда, Псков, Ваня, сын, Алтай.
Самопроверка 1. Шарик, Ольга Петровна, Таганрог, Великий Новгород, Валерий, Соловьёва, Вологда, Псков, Ваня, Алтай 2. Стол, окно, ручка, заяц, соловей, сестра, сын
О чём могут рассказать имена людей и названия городов
Цель 1. Познакомиться с новыми понятиями 2. Узнать, как появились некоторые личные имена людей, городов, населенных пунктов 3. Научиться грамотно писать имена, клички, фамилии, названия городов
Круг чтения Лев Васильевич Успенский «Ты и твоё имя»
О чём могут рассказать названия городов?
Памятник затопленным кораблям в Севастополе
Домашнее задание Составьте словарик личных имён. Включите в него имена родителей, родственников, одноклассников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, частоту его употребления (популярность) среди исследуемых групп людей; не забудьте узнать, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу, однокласснику. Сделайте выводы. В работе используйте Словарь личных имён на портале ≪Грамота.ру≫.
Используемая литература Учебное пособие для ОО «Русский родной язык» для 5 класса, М.»Просвещение», 2020 Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., 1962 Словарь личных имён на портале ≪Грамота.ру≫.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1097837
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
О чем могут рассказать имена людей и названия городов (5 класс)
Урок 15. О чем могут рассказать имена людей и названия городов
Цель урока : формирование представлений о собственных именах существительных – именах человека и названиях городов.
активизировать имеющиеся знания о собственных именах существительных,
познакомить учащихся с понятиями «топонимы», «антропонимы».
развивать речь учащихся;
развивать внимание учащихся;
развивать практические навыки по определению значения имен человека и названий городов.
воспитывать речевую культуру;
воспитывать любовь к родине.
Проверка домашнего задания. Словарик пословиц о характере человека, его качествах. (3 словарика)
Слово учителя (сопровождается презентацией и записью понятий)
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Слово имя – очень древнее, этимология его неясна. Это слово некоторые ученые сближают с древнерусским имъти – “иметь”, “считать”, “принимать за кого-либо или за что-либо”; другие возводят слово к общеславянскому и сравнивают его с древнеиндийским – “отделяет”, т. е. Имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.
Как и всё на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей собственной жизнью, умирают, иногда воскресают вновь. Существует мнение, что первыми словами на Земле были имена собственные. Они нужны были для того, чтобы выделить, отметить одного человека. Но не все на Земле считают, что своё имя нужно оглашать каждому, кто о нём спросит. Например, у некоторых народностей существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев, мать не звала своих детей по имени, даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно.
Работа по учебнику.
Стр. 71, упр. 76. Прочитайте два текста. О каких двух этапах использования русских личных имен в них говорится?
Стр. 72, упр. 77. Составьте тезисный план текста.
Сделайте вывод на основании прочитанных текстов о своем имени: каково происхождение Вашего имени.
Значение имени человека.
Проверка индивидуальных домашних заданий.
Работа в тетради. Соотнесите имя и его значение.
Дарья – владелица блага, богатая, победительница.
Владимир – владеющий миром, знатный властелин.
Вячеслав – более славный, самый славный.
Ольга – святая, священная, светлая, ясная, мудрая.
Наталья – рожденная в Рождество, рождественская.
Прочитайте стихотворение В. Бенедиктова.
Какова тема стихотворения?
Что чувствует поэт, говоря о городах России?
Как описывает поэт древнерусский город?
Какие города России вы знаете? Какие из них свидетели древней истории нашей страны?
Слово учителя с записью определения в тетради.
Личные имена есть не только у человека, такие же имена есть и у географических объектов, в том числе и у городов. Названия географических объектов изучает наука топонимика (от греч. topos – «место», onyma – «имя»).
Работа по учебнику. Стр. 77, упр. 81, задание 4 к упражнению выполните письменно.
Орфографический и пунктуационный практикум (упр. 85)
Урок «О чем могут рассказать имена людей.»
Тема урока: О чем могут рассказать имена людей.
Тип урока: урок «усвоения» новых знаний
Цель: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени;
Образовательная: показать связь имен с историей определенной эпохи; сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;
Развивающая: развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность;
Воспитывающая: воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску;
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим, учебно-познавательного интереса к учебному предмету.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворении?
— Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. Пусть ваши улыбки подарят всем радость.
3) Актуализация знаний
У нас на уроке сегодня присутствуют гости, и в кабинете нас много.
— Все мы кто? Одним словом назовите. Правильно люди.
— Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?
— Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга? (ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д).
У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга и сразу же определите тему урока.
Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Надо вслух сказать.
— Что нужно вслух сказать? Правильно, имя.
— О чем будем говорить на уроке? А легко ли выбрать имя? Нет. Что для этого нужно знать? Знать историю имени, что обозначает, о чем может рассказать.
— Сформулируйте тему урока. «О чем могут рассказать имена людей».
4) Первичное усвоение новых знаний.
— Какую цель вы поставите перед собой? Что вы должны узнать к концу урока?
Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. П оговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.
— Эпиграфом нашего урока будет высказывание Гомера. Прочитаем его вслух. (СЛАЙД 3)
Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
— Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка. Посмотрим, какие имена у нас есть в классе, Каждый назовите свое имя.
5) Первичная проверка понимания
— А что же такое имя?
По словарю В.И. Даля.
— Лингвисты личные имена людей называют антропонимами (от греч. anthropos – «человек» и оn yma – «имя»).
— Может ли человек жить без имени? Почему?
— Что записано на экране? (разделы языкознания). Какое слово вам не знакомо? Какие есть предположения, что оно может обозначать?
Раздел языкознания, изучающий имена собственные, называется ономастикой (от греч. оnomastike – «искусство давать имена»).
— Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мурзик), имена небесных тел (Большая медведица) и др.
— Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. В Древней Руси в далеком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя. Можете назвать? Это рекло (от слова нарекать), назвище, прозвище,название, прозвание, проименования.
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.
Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
— Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как они получились. (Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена) (СЛАЙД)
Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава, Кудряш (Внешность человека)
Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)
Ждан, Большак, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
Метелица, Снегурочка. (Явления природы)
Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)
— Ребята, на что похожи эти имена? (прозвища)
— Действительно, древние имена совсем не похожи на современные. Н аш и предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.
Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. В имени отражались основные черты характера, отличительный внешний признак, отношение родителей и т.д.
Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником.
Конечно, так могли назвать ребенка, которого долго ждали. И вот он родился, и счастливые родители дали своему малышу такое «говорящее» имя.
— А как появилось имя Перв о й, Второй? Родители просто указали порядок рождения детей. Вот и появились эти имена.
— Некоторые языческие славянские имена известны вам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли встреть эти имена? В былинах, в сказках.
— Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя?
Это имя мог получить человек, обладавший такой чертой характера, как доброта. Или он мог быть хорошим, т.е. добрым мастером в каком-либо деле.
— Из былин о Илье Муромце известно вам и имя Соловей. Как вы считаете, кого могли называть таким именем? Такое имя, скорей всего, давалось в древности талантливым певцам.
От его свиста травушка-муравушка к земле приклонялась, деревья гнулись и качались, а люди падали замертво. Этот разбойник, плененный Ильей Муромцем, очевидно, получил свое имя, потому что свистел не только очень сильно, но и виртуозно.
— Из летописей известен нам и человек по имени Кожемяка. Как же он получил свое имя? Конечно, по роду занятий. Мял человек кожи, обладал силой немереной, вот и получил такое имя.
— В сказках А.С.Пушкина мы тоже встречаем древнерусские имена. Одно из них вы могли встретить в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Зачитайте цитату, в которой упоминается это имя.
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку
Позвала к себе Чернавку 1 …
— Как в сносках, помещенных в ваших учебниках объясняется значение этого имени? «Сенная девушка или чернавка – служанка для «черной» работы (от слова сени-помещение между крыльцом и жилой частью дома).
— Но ведь Чернавка, Чернава – это еще и имя, имеющее значение «смуглянка, смуглая, брюнетка». Т.е. эта героиня сказки А.С. Пушкина была смуглой брюнеткой.
— А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехорошей, Кривой и даже Дурак? Может быть, родители просто прятали своего ребенка под таким именем?
Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого?. Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.
Имя-талисман могло даже спасти от неминуемой погибели. И сейчас в Болгарии мальчиков называют Вылко, а в Сербии Вук, а ведь эти имена переводятся как Волк. Почему же мальчиков называют Волками? Послушаем историю возникновения этого имени.
Правда, у него было и другое имя – Иван. Документы зовут его то так, то этак: Иваном Курицыным, Волком Курицыным, даже Иваном – Волком Курицыным.
— Как вы думаете, п очему же у дьяка было два имени? Н аверное, это связано с принятием христианства. В первое время вместе с новыми православными именами сохранялись старые дохристианские имена.
— Действительно, после принятия христианства на Руси (конец 10 в.) положение изменилось, и привычные славянские языческие имена стали заменяться христианскими.
Летописи утверждают, что первой христианкой на Руси стала княгиня Ольга, жена князя Игоря и мать прославленного воина князя Святослава. Ее имя Ольга (Хельга) означало «святая, светлая». Княгиня крестилась и при крещении получила новое имя. Поступив под покровительство давно умершей матери римского императора Константина, она стала, как и та, называться Еленой, что по-гречески значит «свет, сверкающая, факел».
— А что такое святцы вы знаете?
Словарь Т.А. Ефремовой: Святцы — мн. Книга, содержащая перечень святых по дням их поминовения 2
Словарь С.И. Ожегова: Святцы – церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения 3
Это слова святой, святость, освятить, священный, святитель, освятить. Все эти слова имеют корень -свят-
— Правильно. Слова «святой» и «святцы» имеют общий корень и связаны по смыслу.
— С принятием христианства на Руси установилось новое правило. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.
6) Первичное закрепление
Представление исследовательских работ.
— А теперь поговорим о ваших именах, об их значении и происхождении. Что означает ваше имя? (Сообщения учащихся)
— А теперь у вас на столах листы со значением вашего имени, прочитайте и скажите, что нового вы еще узнали о своем имени. В честь какого святого было дано это имя и совпадают ли ваши дни рождения с именинами. (Ответы учащихся).
Самостоятельная работа. Упражнение 77 стр. 72
— Прочитайте текст. Какова главная мысль текста? (О заимствовании личных именах. Основная мысль: исторически одни и те же имена звучат неодинаково в русском языке и языках Европы.
«В каждом языке они перестраивались на свой лад в соответствии с нормами последнего» (СЛАЙД)
Иван – Ян (польск.) – Джон (англ.). Чан – (кит).
Андрей – Анджей (польск.) – Андре (франц.).
Георгий – Джорж (англ.)
Евгений – Юджин (англ.)
Михаил– Майкл (англ.) – Михель (франц.), Михал (польск.)
Петр – Пьер (франц.) – Пит (англ.)
Мария – Мэри (англ.) – Мари (франц)
— А теперь проведите небольшое исследование по именам одноклассников. Из каких языков заимствованы имена уч-ся нашего класса и каких имен больше? (работа в парах).
— Существует ли мода на имена?
Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали «русскими» и очень близкими.
5. Подведение итогов.
— Об именах сложены пословицы и поговорки, передающие суть отношений наших далеких предков к имени. Перед вами на экране написаны слова, постарайтесь сложить из этих слов известные вам пословицы и поговорки, в которых речь идет об именах. ( СЛАЙД)
На столах карточки со словами из следующих пословиц и поговорок:
1. С именем Иван, без имени – болван.
2. Без имени ребенок – чертенок.
3. Нет имен супротив Иван, нет икон супротив Никол.
— Ребята, а как вы понимаете смысл сложенных вами пословиц? П ервая пословица по смыслу перекликается со словами Гомера и говорит о том, что человека без имени не бывает. Человек и отличается от животного или неживого предмета тем, что у каждого из людей есть свое имя. Пословицу можно объяснить так: с именем ты человек, а без имени человека нет.
Вторая пословица говорит об имени, которое ребенок получает при крещении. Получая имя, ребенок приобретает небесного покровителя, святого заступника. Говорят, что, когда человека зовут по имени, откликается его святой. Святой заступник остановит ребенка, когда тот задумает сделать что-нибудь плохое. Без такой помощи возникает опасность стать чертенком.
Я думаю, что смысл следующей пословицы в том, что много людей носят имя Иван, их много, и они сила. А самый почитаемый на Руси святой – Николай-чудотворец. Нет святого, которого почитают больше.
1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) родители свободно выбирали имя
В) имя было характеристикой человека
2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:
А) по календарным святцам
В) по месту жительства
3. «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд)
4. Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
Составить словарик личных имен. Включите в него имена родителей, родственников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, частоту его употребления, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)