О чем мечтала наташа ростова
Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 класс
Толстой представляет нам женщину как хранительницу семейного очага, созданную для рождения и воспитания детей. Автор намеренно привлекает все наше внимание к этой милой и хрупкой девушке, с особой теплотой и любовью описывая героиню. Только Ростова обладает лучшими, отличающими ее от других женщин в романе, человеческими чертами, такими как чуткость, умение сопереживать, любить и мечтать, поэтому она легко располагает к себе персонажей мужского пола.
Если говорить о внешности девушки, то в тексте пишется «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», но это только подчёркивает, что истинная красота она в духовности. Стоит вспомнить, как описывает автор красоту Элен Курагиной, при этом лишая ее всех качеств достойной девушки, обделяя ее добротой, чуткостью, состраданием и благородством. Наташа завоевывает внимание читателя, нам хочется больше узнать о ней.
Героиня – личность разносторонняя, она с удовольствием занимается танцами, играет на фортепьяно, прекрасно поёт, в то же время с удовольствием и легкостью ездит верхом, ездит на охоту с братом. Толстой создаёт перед нами образ весёлой, жизнерадостной, кокетливой, влюбчивой особы. На самом деле девушка способна совершать решительные поступки, самопожертвование, которое особенно прослеживается, когда Наташа заботится о матери, не отходит от тяжелораненого Андрея Болконского.
Любовь к Родине у юной Ростовой не отнять, она была готова отдать все свое приданое, чтобы спасти раненых, помочь им покинуть Москву, захваченную французами. Многогранный характер Натальи раскрывается нам по мере знакомства с романом, автор не скрывает, что героиня ошибается, совершает необдуманные действия.
Наташа не обращает внимания на чужие мнения, в ее поступках прослеживается наивный эгоизм. Причиной многих неразумных поступков героини является излишняя энергии, свойственная подростку, и стремление к любви. Героиня очень романтичная натура, стремящаяся жить чувствами, она верит, что в реальной жизни может случиться та волшебная любовь из романов, которые она читала. Именно поэтому она поддалась своим чувствам к Анатолию Курагину, поверила, что это и есть те самые светлые чувства, которые влюбленная девушка испытывает к мужчине.
Трудности на жизненном пути девушки, закаляют ее характер, но не лишают ее доброты, сопереживания, мечтательности и человечности. Наташа по развитию романа меняется в глазах читателя, проходит путь взросления от счастливого детства и жизнерадостной юности к семейному очагу и материнству, сохранив в себе искренность и непринужденность.
Вариант 2
Главной героиней романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Так как 4-томнаяя эпопея развивается на достаточно длительном отрезке времени, то и образ Ростовой не является статичным. Условно эмоциональную характеристику героини можно разделить на три периода её жизни, в каждом из которых, Наташа была разной.
Первый период – это период до знакомства с Андреем Болконским. Наташа ещё очень юна, ей всего тринадцать лет, она грезит взрослыми чувствами, которых ещё не испытывала, но о которых слышала. Ростова большая модница. Наташа ждёт свой первый бал, очень волнуется. Оно и понятно: для неё это некий рубеж, переход к более взрослой жизни. Наташа и не подозревала, что её самый первый бал действительно станет огромным шагом вперёд – она познакомится с Андреем Болконским.
Второй период – это период именно тех чувств, о которых Наташа ранее грезила. Она влюблена в Болконского, князь тоже восхищён молодой девушкой. Однако, несмотря на взаимные чувства, они разные люди: Наташа живёт «умом сердца», Андрей же разумом. Она счастлива и делает людей вокруг себя лучше, помогает многим, заботится о других влюблённых. Ростова начинает чувствовать себя взрослой, ожидает князя Андрея с войны. Но, случается интрига с Анатолем Курагиным, которому она, по сути, не нужна – так, игрушка. Наташа же чувствует огромную жажду жизни в Анатоле, что её и привлекает. Опомнившись, героиня вновь видит перед собой только Болконского.
В третьем периоде мы застаём уже практически взрослую женщину Наташу Ростову. Перед кончиной Болконского они мирятся и проводят вместе, пожалуй, лучшие моменты их жизней. Когда князя не стало, Ростова сама не хочет жить, она не видит смысла в жизни без Андрея. Выводит её из этого состояния Пьер Безухов, её давний друг, всегда любивший её, но из-за мужской солидарности и дружбы с Болконским, никогда не проявлявший своих чувств.
В конце романа мы видим Наташу Ростову зрелой во всех смыслах женщиной. Она мать и жена, светская жизнь её больше почти не интересует, мода и прочие девичьи глупости остались где-то в прошлом. Душевное спокойствие Наташа находит в семейной жизни, ей большего и не надо. За мужем она готова пойти и в огонь и в воду. В образе Наташи Ростовой Л. Н.Толстым заложен русский национальный характер.
Образ Наташи Ростовой
В самом известном романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» несколько женских фигур играют не последнюю роль. Прочитав, этот роман, замечаешь, что образ Натальи Ростовой один из основных.
Для Наташи роман как будто бы фон, на котором и вырисовывается взросление персонажа и сюжеты, сопровождающие ее жизнь. Образ Натальи Ростовой, писателем в романе раскрыт достаточно полно.
Вариант 5
Впервые читатель встречает Наташу Ростову на именинах самой Наташи и ее матери, где царит чопорная обстановка, которая нарушается, когда в комнату с веселым смехом вбегает черноглазая девочка. Это и есть Наташа Ростова, она некрасивая, но она очень живая и веселая. Она, как лучик солнца, озаряет всё вокруг себя, хоть и не обладает красивой внешностью, но ее очарование и обаяние огромно.
Лев Николаевич Толстой искренне любуется несовершенной Наташей, а вот холодная красота Элен ему не нравится, она кажется ему какой-то неживой. Наташа прекрасна в минуты счастья, а в минуты горя может быть даже уродливой. Ее красота так же способна кружить головы мужчинам, пусть она больше внутренняя, а не внешняя, это, скорее, свет, который она излучает. Толстой специально называет ее прелестной, милой, обворожительной, но не красивой. Именно душевная красота выделяет Наташу среди других девушек.
Наташу любили все: родные, друзья, знакомые и даже слуги. Она очень тонко чувствует музыку и вкладывает душу в пение, которое так всех завораживает. Наташа абсолютно не умеет притворяться, она делает и говорит только то, что чувствует. Таким сверх-эмоциональным поведением она как бы выражает протест против светского общества. Ведь и на своем первом балу Наташа не смогла надеть на себя маску чопорности и благовоспитанности и просто вела себя, как обаятельная и милая девочка.
Герои Толстого совсем не идеальны, они тоже совершают ошибки и иногда поступают не правильно. Так произошло и с Наташей. Из-за своей неопытности и наивности, она поддалась влиянию коварных Элен и Анатоля и разрушила свое счастье с князем Болконским. Ей и в голову не могло прийти, что люди способны на столь низкие поступки.
После смерти Андрея Болконского, которого Наташа очень любила, ей казалось, что ее жизнь закончилась, однако, любовь к матери, находящейся в страданиях после смерти Пети, заставляет Наташу жить дальше. Только забота и душевное тепло Наташи помогают держаться графине и не дают ей сойти с ума.
Но главной чертой Наташи Ростовой является состояние постоянной влюбленности. Еще в детстве Наташа увлекается своим учителем танцев Борисом Друбецким, позже, в возрасте шестнадцати лет увлекается Василием Денисовым, и даже собирается за муж за него. Однако это всё мимолетные увлечения, а вот глубокое чувство зарождается у Наташи, когда она знакомится с Андреем Болконским. И лишь ее ошибка, когда она по своей наивности увлеклась Анатолием Курагиным, расстроила их свадьбу и привела к концу отношений. Рана в ее душе заживала очень долго, и только новое увлечение помогает оправиться от болезни. Ее преданным супругом становится Пьер Безухов. С ним Наташа наконец находит себя. Обретя супруга и заботясь о своих четырех детях, Наташа становится счастливой женщиной и матерью.
Сочинение Характеристика Ростовой Наташи
Роман «Война и мир» является эпопеей, предполагающей не только обширные временные рамки, в которых происходит действие, но и исторический, общенациональный размах мысли. И, заключив суть нации в несколько десятков героев, главных из них Лев Толстой сгруппировал по семьям – это Болконские, Ростовы, Безуховы. Каждая из семей представляет собой человеческую общность, определяющуюся одинаковыми родовыми чертами. И в каждой семье существует центр – персонаж, в котором наиболее ярко выразился характер его общности. В семье Болконских таким центром является Наташа Ростова.
Основные отличительные черты семьи Ростовых – эмоциональность, открытость, душевное тепло. Это олицетворение Москвы – хлебосольство, гостеприимность, радушие. И Наташа соединяет в себе все «ростовские» особенности: она так же открыта и непосредственна. Наташа живет сердцем: в противоположность Болконским и особенно князю Андрею, чья основная черта, чей способ познания мира – интеллект, Наташа никогда не пытается задуматься, задать себе вопрос, за ответом на который идут к ней и князь Андрей, и Пьер, главный вопрос героев романа, чья жизнь была поиском ответа на него – зачем жить? Хотя, несмотря на это, каждый из них находит для себя ответ у Наташи.
Именно в Наташе Толстой воплотил те качества, которые, как он считал, присущи идеальной женщине. Не холодный рассудок, но глубокая мудрость, продиктованная самой жизнью, умение чутьем выбрать свой, единственно верный, путь, и тесная связь с миром через ощущения, эмоции и чувства – все эти качества содержит в себе ее образ.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир
Популярные сегодня темы
Каждый из нас обладает своей определенной комбинацией тех или иных качеств, которые характеризуют нас с одной или другой стороны. Именно этот набор черт характера может в какой-то мере предугадать наши действия
Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях.
Федор Иванович Тютчев относится к числу известнейших и гениальных русских поэтов 19 века. Его стихи читаются и по сей день. Неудивительно, ведь темы, на которые он творил будут и были актуальны всегда.
Тема так называемого «маленького человека» широко распространена в литературных кругах. Людей этого типа любили описывать все известные писатели, они показывали несчастных людей, которые живут очень плохо
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
Любимая героиня Толстого
Открывая замечательную книгу, читатель понимает, что образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» один из главных для писателя. Объёмное повествование насыщено героями. Люди разных возрастных категорий, социального положения, уровня образования живут на страницах произведения. Но Наташа Ростова выделяется в пёстрой и многообразной череде лиц и характеров. Автор с особой теплотой и любовью описывает героиню, заставляя читателя внимательно следить за её судьбой.
На протяжении романа Наташа из юной угловатой девочки превращается в почтенную даму, главу многочисленного семейства, счастливую жену и многодетную мать. Как же происходит это чудесное перевоплощение.
Юная графиня Ростова
Для Наташи Ростовой «Война и мир» становится фоном, на котором разворачиваются события её жизни, происходит взросление.
Вот Наташа четырнадцатилетний подросток «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». В семье праздник: именины графини Ростовой и любимицы Наташи. Чувствуется атмосфера искренней любви и добра. Гостеприимный дом Ростовых полон гостей, улыбок, детского смеха. Вместе с автором мы любуемся смелой девочкой, которая манипулирует взрослыми людьми, чувствуя, что сегодня ей позволена любая шалость.
Следующая встреча с героиней происходит на балу. Затаив дыхание, мы вместе с Наташей входим в сверкающую залу, разглядываем своё отражение в огромных зеркалах и, замирая от восторга, кружимся в вальсе с Андреем Болконским. Такой рисует нам писатель свою любимую героиню на заре её юности. Безоблачное детство, дружная семья, атмосфера творчества и влюблённости – окружающая атмосфера юной Наташи.
Любовь в жизни Наташи
Повествование движется вперёд. Мы с интересом следим за судьбой юной графини и подробнее знакомимся с её внутренним миром.
Главная черта в характеристике Наташи Ростовой – состояние постоянной влюблённости. Любовь для неё основа жизни. Будучи ещё маленькой девочкой, она увлекается Борисом Друбецким, восхищается учителем танцев. В шестнадцатилетнем возрасте собирается замуж за героического Василия Денисова. Всё это ожидание настоящей любви. Глубокое всепоглощающее чувство рождается в душе Наташи после знакомства с Андреем Болконским. Но ошибка молодой наивной девушки, её неожиданное увлечение порочным Анатолем Курагиным расстроило свадьбу и привело влюблённых к разрыву отношений. Душевная рана заживает постепенно. Вновь зародившаяся в сердце любовь Наташи Ростовой помогает ей оправиться после болезни и снова начать жить. Её верным другом, утешителем, любимым мужем становится Пьер Безухов. Отношения героев, по мнению автора – образец для подражания. Наташа находит себя в этой жизни. Обретя верного супруга, заботясь о детях, она счастлива и довольна своей судьбой.
Богатый душевный мир
В романе «Война и мир» образ Наташи Ростовой раскрывается Толстым достаточно полно.
Героиня – личность творческая и увлекающаяся. Она с удовольствием занимается танцами, прекрасно поёт, играет на фортепьяно. В самые тяжёлые моменты жизни именно музыка помогает справиться с обстоятельствам и возвращает желание жить.
Отдельной чертой характера автор выделяет близость Наташи Ростовой к народным традициям. Её любят простые люди, живущие в доме Ростовых. Распоряжения молодой хозяйки выполняются с особым усердием и желанием. Она с удовольствием ездит верхом, принимает участие в охоте брата, пляшет барыню под гитару дядюшки. Её поведение искренне и естественно. «Дух и приёмы были те самые неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».
Наташа Ростова любит природу и умеет тонко чувствовать её красоту. Лунная ночь в Отрадном приводит её в восхищение: «Ах какая прелесть!…Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки…и полетела бы. Вот так!».
Сила характера слабой девушки
Описание Наташи в романе Льва Николаевича Толстого создаёт перед нами образ весёлой беззаботной, жизнелюбивой особы. Слегка кокетливой, немного легкомысленной, влюбчивой и романтичной. На самом деле девушка обладает силой духа и способностью совершать решительные поступки. Забывая о себе, Наташа ухаживает за матерью. Своим постоянным присутствием, тактом, любовью спасает графиню от отчаяния после гибели младшего сына Пети. Не отходит от постели тяжелораненого Андрея Болконского. Изнеженными руками обрабатывает гноящиеся раны, меняет повязки. Любовь, милосердие, готовность к самопожертвованию гармонично сочетаются в ней с чувствительностью и нежностью.
Любовь к Родине
В доме графа Ростова мало говорят о патриотизме, в отличие от светского салона Шерер и гостиной графини Безуховой. Члены семьи Ростовых любят свою Родину не на словах, а на деле. Храбро сражается Николай Ростов, защищая свою страну от захватчиков. Маленький Петя собирается тайком убежать на фронт. Наташа готова пожертвовать своим приданым, чтобы помочь раненым выехать из осаждённой французами Москвы. Она эмоционально убеждает родителей отдать подводы раненым и взять с собой лишь самое необходимое.
Отношение к Наташе Ростовой
Небольшой объём сочинения на тему «Наташа Ростова» не позволяет подробно остановиться на всех деталях описания любимой героини Толстого. Её многогранный характер открывается нам по мере прочтения книги. Ею незабываемый образ со всеми достоинствами и недостатками становится понятным и любимым для многих читателей бессмертного романа.
мысли обыкновенного читателя
Совпадение это или нет, но я за всю свою жизнь встретила очень мало людей (литературоведы не имеются в виду, хотя и они разнятся во мнениях), которые приняли бы эту героиню романа «Война и мир» целиком и полностью, а не только в определенные моменты развития сюжета. Может ли великое художественное достижение писателя вызывать отторжение у стольких читателей? Почему это происходит? Что не учел автор, воистину гений русской литературы, знаток людей, выдающийся психолог? На эту тему я и хотела бы поразмышлять.
Образ Наташи Ростовой я считаю одним из самых тонких, поэтичных и самобытных в русской литературе и в творчестве самого Льва Толстого. И для меня это не хрестоматийная фраза из учебников, а ощущаемая художественная данность. Он ценен более всего тем, что показан в развитии – и все стадии, все ступеньки духовного роста героини полностью убеждают. Лично меня. А задача именно демонстрации РАЗВИТИЯ образа, развертывания во времени – самая сложная.
Сделать милую эпизодическую зарисовку – проще. Толстой был их мастером. И та же Наташа Ростова нравится людям в начале романа или в середине, когда она милая безпроблемная девушка, и наблюдать за ней – одно удовольствие. Стоит ей сделать шаг в сторону и оступиться, как многие читатели говорят: «Фу!»
Но сила Толстого именно в том, что он показал все ее грани, все опасности, которые таила в себе ее детская чистота и в чем-то еще почти младенческая невинность сознания. Потому что проступки Наташи, ее нервные срывы – следствие исключительно этого. Не будь их, образ был бы менее живым и менее щемящим. О ГЛУБИНЕ я даже не говорю.
При этом я понимаю, почему сам персонаж вызывает отторжение. Дело даже не в финале, который не очень понравился поклонникам романтического образа Андрея Болконского и не жалующих Пьера Безухова, ведь он никак не тянул на загадочного красавца или, как сейчас модно говорить, мачо из дамского романа. Но Толстой как раз и продемонстрировал, что некая псевдоромантическая красивость восприятия жизни – это всего лишь стадия роста, и героиня ее просто переросла. И чувство ее к князю Болконскому при всей искренности было во многом детским, по-настоящему эти двое никогда не понимали друг друга, не видели ясным, не затуманенным романтической атмосферой, взором. Именно с Пьером она становится самой собой – не боясь уронить себя в его мнении не тем словом, взглядом, нарядом, прической. Безо всякого страха обнажить свое подлинное «я», созревшее и раскрывшееся во всей полноте после стольких пережитых страданий и испытаний.
Я думаю, что проблема читательского отторжения, раздражения, желания упростить персонаж – в отношении к героине самого автора. Некой назидательной нотке, которая сопровождает практически все сцены с участием Наташи, подтексте: вот мой идеал женщины, шаг в сторону от такой модели поведения, образа мыслей, чувств мне не по душе. Поэтому и реакция читателей, а читательниц – особенно, была предсказуема.
Читательницы не раздражаются по поводу княжны Марьи, потому что она не вызывает в романе всеобщего восхищения у подавляющего большинства персонажей. Дело даже не во внешности. Наташа тоже – не красавица. Неправильность очертаний ее лица и фигуры по сравнению с Элен Курагиной подчеркивается самим автором.
Толстой вывел некий психологический тип, который не просто ему симпатичен и близок, а с его подачи воспринимается как высший тип, превосходящий другие разновидности женского характера.
Автор имеет полное право на свои взгляды и предпочтения, но если он хочет достичь желаемого эффекта, очень важно не психологически не оказывать давления на читателей, не навязывать им свои выводы, не поучать их, какими надо быть, а какими быть не надо. И именно эта свойственная Толстому назидательность сыграла свою негативную роль.
Тогда как сдержанные, по сравнению с Ростовыми кажущиеся даже суровыми, официальными, холодноватыми, суховатыми, достаточно замкнутые от природы Болконские воспринимаются как английская аристократия. Та часть интеллигенции, которую у нас принято называть «западной» в противовес славянофильской. Сцены у Болконских у меня ассоциируются с традиционными английскими романами девятнадцатого века (Ростовы – только с комическими их страницами). После шумных импульсивных непосредственных громко смеющихся и громко плачущих Ростовых Болконские воспринимаются как другое измерение, чуть ли не иная страна.
Дух Просвещения в лице педантичного блестяще образованного старого князя царит в доме. К церкви он относился скептически, дозволяя своей дочери такую «женскую» слабость. И религиозность Марьи – самая сильная связь Болконских с национальным менталитетом, культурой, почвой. Именно эту героиню Толстой сделал основным носителем качеств рода Болконских, единственную из взрослых членов семьи оставив в живых и осчастливив в финале.
Княжна Марья, Андрей чаще ошибаются в людях, чем Наташа Ростова. Она умна, не благодаря познаниям в науках, а «умом сердца», своей редкостной интуицией. Даже в Анатоле Курагине, увлечение которым ей многие читатели не могли простить, Наташа на самом деле не так уж и ошиблась. Она чувствовала фальшь, а в Анатоле ее не было. Он не негодяй, которым считали его окружающие, а всего-навсего дурачок. Иногда привирающий, но по большому счету он – просто дитя, не ведающее, что творит. Тогда как от Долохова, хладнокровного интригана, прекрасно осознающего последствия своих поступков, Наташа сразу же отшатнулась. Он ее не обманул бы.
Эпизод Анатоль-Наташа в романе – один из самых выразительных и мощных в художественном отношении. Они – два ребенка. Один – по уровню своего развития, вторая – по степени наивности и неопытности на тот момент.
Князь Болконский был для нее наивыгоднейшей партией, с точки зрения светского общества ей сказочно повезло. Девушка, у которой есть хоть капля житейской хитрости, никогда не разорвала бы помолвку с ним ради нищего Анатоля Курагина. Здесь не нужен особый ум, просто банальный прагматизм. Только очень чистое существо могло об этом вообще не задуматься.
Толстой потрясающе описал смятение чувств героини, когда она совершенно запуталась в своих переживаниях и перестала понимать, что с ней происходит, и чего она на самом деле хочет. Обручение, обида, нанесенная ей семьей Болконских, когда впервые в жизни Наташа столкнулась с откровенной враждебностью по отношению к ней, которую всегда все любили, тоска, неприкаянность, ощущение, что никто ее не понимает, поведение Анатоля Курагина, отличающееся от поведения других знакомых ей мужчин. Это очень серьезные испытания для ее еще хрупкой несформировавшейся психики. Затмение, лихорадка, горячка – некий душевный кризис. Вот чем было для нее это увлечение.
Самое поразительное, что, даже узнав все об Анатоле, пережив болезнь и страшное нервное потрясение, Наташа просила не называть его дурным человеком. Ведь именно это тронуло Пьера Безухова до глубины души.
Мне никогда не казалось, что Наташа и Андрей Болконский – близкие люди, именно эта сюжетная линия делала героиню в моих глазах наименее естественной, словно она играла некую роль, желая ему понравиться. Девушке не могло не льстить внимание такого достойного блестящего выдающегося человека, он выделялся из всех, кого она знала. И почти еще совсем дитя, Наташа, чувствуя интуитивно цену этому человеку, захотела стать более взрослой, более сдержанной, чем была на самом деле, в глубине души побаиваясь его. А князь полюбил в юной Наташе надежду на обновление, образ, который только отчасти отражал ее суть, свою светлую грезу. Они постепенно сближались, Толстой показывал, как такие разные люди привыкают друг к другу, но внутренние барьеры оставались. Были ли они преодолимы? Не знаю. Но мне почему-то верится в это с трудом.
Наташа поднялась на новый уровень переживаний по сравнению со своими друзьями детства, этот этап духовного обновления был ей необходим, но мне кажется, что помолвка с князем Болконским ничем иным, кроме как только этапом, для нее быть не могла.
Князь мне изначально представлялся литературным героем, не созданным для счастья. При всех своих достоинствах. В нем ощущалась некая обреченность, неспособность полностью раскрыть душу и довериться кому бы то ни было. Желание стать счастливым и неспособность им быть – это его внутренняя драма. Я представить его довольным жизнью просто не могу, как будто тогда это будет уже не он. Неотъемлемая часть натуры Андрея Болконского – это скептицизм, разочарованность. Только на короткое время мог он преобразиться под влиянием сильного чувства, но не полностью измениться. На это никто не способен. Даже его реакция на то, что случилось с Наташей, говорит о том, что он по-настоящему ее никогда не понимал и не чувствовал. Как, впрочем, и она его.
Что-то должно было все разрушить, мне кажется, что сам князь подсознательно этого ожидал. Но сам разрыв и страдания из-за него изменили героев. Была ли любовь Наташи и князя Андрея жизнеспособна, не знает никто, но она оказалась способна преобразить их обоих перед лицом смерти. Князь умер счастливым, простив все обиды людям и миру, а для Наташи закончились детство и юность. Назад, в ребячество, пути не было, но она должна была обрести именно ту Взрослость, которая была для нее органична, естественна, закономерна.
У Толстого часто прослеживается некое противопоставление безупречно правильных героев и героев, совершающих ошибки. И в «Анне Карениной», где он всей душой понимает нервного импульсивного не идеального Левина, и умом, но не сердцем полностью одобряет уравновешенного, не подверженного сиюминутным порывам, брата Сергея Ивановича Кознышева. Так же происходит с Кити и ее подругой Варенькой. Наташей и Соней из «Войны и мира». Такое впечатление, что он больше верит в людей, которые сложным путем идут к обретению самих себя и считает, что им больше дано.
В отношении к иным, вроде бы являющим собой безукоризненный жизненный пример самоотречения, он насторожен, по отношению к Соне в конце даже употребляет евангельское «неимущий», размышляя – чего ей все-таки не хватает? Может быть, эгоизма? Вопрос очень сложный. Пустоцвет ли Соня? Многие читатели считают отношение автора к ней несправедливым, обидным. Это тема отдельного исследования. При всей своей глубокой религиозности и даже склонности к назиданию Толстой как художник не всегда соглашается с Толстым как христианином и Толстым как человеком.
Всегда ли автор правильно оценивает собственных персонажей? Не бывает ли так, что ему иной раз не достает понимания людей, не близких ему самому по характеру, темпераменту. И не только понимания – того самого христианского милосердия по отношению к ним.
И причем эти истины о Соне Толстой вкладывает в уста Наташи, а глубоко верующая княжна Марья, слабо возражая, в душе негативно относится к бедной родственнице. Тут уже – вопрос личных антипатий, которые бывают незаслуженными, но с ними даже такие христиане, как Марья, поделать ничего не могут. Это только иллюстрирует мысль, что носители нравственных ценностей в романах Льва Толстого никогда не достигают идеального внутреннего равновесия, даже в состоянии счастья. Это колеблющиеся, мечущиеся, заблуждающиеся и осознающие глубину своего несовершенства души. Глубоко родственные самому писателю. Он верил в таких.
Финал Наташи был для нее с точки зрения Толстого, да и по внутренней логике развития героини, единственно возможным. Семья. Все порывы и устремления ее имели только одну цель, и эта цель достигнута. Толстой не принижал роль матери, он считал ее высшим предназначением женщины. И отнюдь не только биологическим, но и духовным. На мой взгляд, некий итог Наташи вовсе не нуждается в оправдании перед читателями. Да и сам роман в пояснениях и дополнениях относительно именно Наташи на самом деле не нуждается. Просто споры относительно этой героини вызывают желание высказаться о ней.
Но навредило Наташе в глазах читателей, на мой взгляд, больше всего именно слишком явное предпочтение автора. Задевающее, несколько принижающее других героинь и непохожих на нее женщин, которые из поколения в поколение продолжают раздражаться.
И каков результат? Нужный эффект не вполне достигнут, а у довольно приличной по своей численности части аудитории – со знаком «минус». Поучение автора – и как следствие: отторжение этого поучения читателями.
И мне жаль, что образ Наташи Ростовой столько от этого потерял.