О чем мечтает николка в рассказе родинка

«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Тип урока: формирование нового знания.

Цель урока: создать условия для определения учащимися отношения М. А. Шолохова к событиям Гражданской войны.

Методы обучения: индуктивный, исполнение, показ, рассказ, иллюстрация, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования,

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: словарь рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение: песня «Орлёнок».

I. Организационный момент 1 мин.)

– Ребята, урок начался отрывком из культовой советской песни «Орлёнок», написанной в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого. Эта песня стала символом мужества юных бойцов Гражданской войны.

– Как вы думаете, ребята, о какой странице истории нашей страны пойдёт речь сегодня на уроке?

II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.

– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному событиям Гражданской войны. После изучения произведения мы должны будем ответить на главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится к событиям Гражданской войны?»

III. Повторение о Гражданской войне – 2 мин.

– В каком году в России началась Гражданская война? Сколько времени она длилась? (Гражданская война в России началась сразу же после революции – в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).

– Как принято называть стороны конфликта? (После прихода к власти большевиков во главе с В.И. Лениным и установления диктатуры пролетариата началась борьба между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой. Главные стороны конфликта принято именовать «красными» и «белыми»).

IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А. Шолохове – 2 мин.

Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается к событиям Гражданской войны?

V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.

– Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом «Родинка». Для того чтобы представить образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь, необходимо познакомиться со словарем рассказа. У вас на партах слова с объяснением их лексического значения. По ходу чтения рассказа обращайтесь к словам с целью выяснения значения непонятного слова. Слова представлены в той же последовательности, в какой они появляются в тексте рассказа. (Приложение 1)

VI. Чтение рассказа подготовленным учеником и восприятие его учениками – 12 мин.

Ребята, вы прослушали рассказ, поделитесь впечатлениями от произведения: назовите положительные и отрицательные эмоции, которые вы испытывали во время слушания рассказа. Прокомментируйте одну из наиболее ярких эмоций.

Таблица эмоций (на доске)

Положительные эмоцииОтрицательные эмоции
симпатияпрезрение

– Рассказ действительно не оставляет равнодушным: слушая его, испытываешь сильные эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой. Этот рассказ написан мастером, проблемы, поднимаемые в произведении, для Шолохова являлись животрепещущими, потому столько емко и столь эмоционально повествование. Давайте разберемся в прочитанном: попытаемся понять поднимаемые в произведении проблемы, выявить авторское к ним отношение.

VII. Анализ произведения – 10 мин.

а) Беседа

– Сколько композиционных частей можно выделить в произведении? (две части – Николка и атаман).
– Каково соотношение этих частей? (Шолохов использует прием антитезы – противопоставляет двух героев Николку и атамана).
– Какие приемы использует М. А. Шолохов для создания образов Николки и атамана? (портрет, речевую характеристику, взаимодействие с другими персонажами рассказа, пейзаж).

б) Работа в группах – 6 мин.

Используя вопросы, подготовьте рассказ о герое произведения.

Вопросы для 1-ой группы:

Образ Николки

1. Найдите портрет Николки, как он помогает создать образ героя?
2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3. Каково авторское отношение к герою?
4. С каким чувством вспоминает Николка об отце? Каковы эти воспоминания?
5. О чем мечтает Николка?
6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к Николке?
7. Какое символическое значение в добром отношении Николки к деду Лукичу?

Вопросы для 2-ой группы:

Образ атамана

Представление группами результатов исследования – 4 мин.

1-я группа

В рассказе создается образ молодого красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист. Настоящий казак. Товарищи с любовью и восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а сумел без урона ликвидировать две банды). Николка – командир отряда, хотя еще очень юн. Он неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться, когда закончится война. С любовью вспоминает он отца, казака, с детства приучившего его к казачьей жизни (сажал его отец на коня своего служивского). Отец пропал во время войны, а в память осталась у Николки родинка такая же, как и у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает двоякое чувство – уважения к храбрости воина, отеческой любви к нему (не случайно он называет его ласково Николка), а также сожаление, что лишен был детства Николка, не получил грамоты (учиться бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки вызывает уважение жителей окрестных деревень, потому что они не отнимали последнее. И речь Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение Николки. Такое отношение командира отряда к старику выражает авторскую мысль об уважении молодого поколения к старикам.

2-я группа

Учитель: Шолохов в рассказе противопоставляет не просто героев, а отца и сына? Противопоставление отца и сына усиливает трагизм происходящего. Самое страшное, что могло произойти в мире, это то, что отец стреляет в сына, а сын – в отца. Война вторглась в самое крепкое единение – в семью, разбила ее, развела в разные стороны. Разрушены кровные узы. Отец и сын могли бы жить в любви, вместо этого они убивают друг друга. Что может быть абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь, теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое, что у него осталось на земле.

VIII. Беседа об идейно-художественном своеобразии рассказа М. А. Шолохова – 7 мин.

– Особая роль в рассказе отводится пейзажу. Найдите описание природы в рассказе. Какое значение имеет пейзаж в произведении?

Пейзаж помогает создать образы главных героев.
Описывая Николку, автор создает пейзаж, подобный юному герою: звонкий– «хрупкая тишина», нежный– «вишневый садик», усталый, подобно герою, рано состарившийся –«трава заплаканная, седая от росы».
Пейзаж, сопутствующий атаману, создает образ осторожного, матерого зверя: «муть осенняя», «колеи, ветром облизанные».
Автор создает картины донских степей, хлебного поля, ядреного колоса, чтобы передать боль от того, что казаки – мирное крестьянство – вынуждено отойти от земледельческого созидательного труда и заняться разрушением их же святынь «под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».
Перед кульминационным моментом – гибелью Николки – природа, словно живая, пытается остановить страшную минуту: «кто-то взвыл по-звериному», «солнце закрылось тучей», «упали тени». Шолохов использует прием олицетворения. Подобное изображение природы, сочувствующей героям, помогающей им, свойственно произведениям фольклора. Это подчеркивает тесную связь всего живого на этой земле.

– В начале рассказа автор словами военкома говорит о Николке, что он счастливый, коли у него есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?

Словами военкома Шолохов хотел показать, что молодой Николка – будущее страны. Он должен быть счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война нарушает естественное течение жизни, разрушает предначертанное судьбой – быть счастливым. Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав жизни.

– Почему Шолохов так подробно описывает эпизод гибели Николки, создается впечатление, что время останавливается?
Гибель Николки – это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается, времени некуда идти – погиб сын, отец убивает будущее.

– К какому выводу приходит писатель, заканчивая трагедией свой рассказ? (Шолохов считает, что семья – это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека).

IX. Работа в тетрадях. Запись выводов по рассказу – 3 мин.

– М. А. Шолохов считает, что Гражданская война – самая жестокая и кровавая война. В ней сражаются не просто граждане одной страны, некогда жившие в одном, едином государстве, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов, а подчас близкие люди. Самое страшное, говорит писатель, когда сын идет против отца, отец стреляет в сына. Это ведет к распаду семьи – главного союза, составляющего основу государства в целом. Автор утверждает, что с разрушением русских семей гибнет Россия. Поэтому для него – это величайшая трагедия всех русских людей. М. А. Шолохов осуждает политику, которая привела страну к Гражданской войне. Однако историю не перепишешь, утверждает писатель, главное, знать и помнить народную трагедию, дабы предотвратить повторение войны. В истории любого государства подобных страниц быть не должно: это разделяет семьи, разрушает связи между поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача каждого ныне живущего сохранить, преумножить и передать последующему веками по крупицам собранное, чтить отца и мать, свою историю, гордиться своими корнями, своим Отечеством.

X. Итог урока – 1,5 мин.

Урок подходит к концу, подведем итог.

– Какое историческое событие в центре внимания рассказа М.А.Шолохова?
– Почему писатель героями произведения делает отца и сына?
– Каково авторское отношение к событиям Гражданской войны?

XI. Домашнее задание – 0,5 мин.

Творческая работа (раскрыть тезис «Гражданская война – величайшая трагедия русского народа»). Прочитать рассказы М. А. Шолохова «Шибалково семя», «Алешкино сердце» и другие по выбору из цикла «Донские рассказы».

XII. Оценка – 0,5 мин.

1) Сообщения учащегося по биографии М.А.Шолохова;
2) Выразительного чтения рассказа «Родинка»;
3) Устных ответов учащихся в ходе урока.

Источник

«Родинка» — краткое содержание рассказа Михаила Шолохова

Настоящей трагедией для народа стала Гражданская война. Она принесла боль и страдания во многие семьи. Этот ужас показал и писатель Михаил Александрович Шолохов. В своих произведения он хотел сказать, что не может быть в войне, где убивает отец родного сына, победителей, как не может быть и проигравших. Краткое содержание Шолохова «Родинка» будет полезно для подготовки к итоговому сочинению, поэтому рекомендуется записывать основной сюжет в читательский дневник.

О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть фото О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть картинку О чем мечтает николка в рассказе родинка. Картинка про О чем мечтает николка в рассказе родинка. Фото О чем мечтает николка в рассказе родинка

Характеристика главных героев

Основная тема шолоховского произведения — изображение Гражданской войны на Дону. Известно, что рассказ «Родинка» был написан в 1924 году, а потом вошёл в цикл «Донские рассказы».

Школьники всегда читают «Родинка» Шолохова с удовольствием, так как сюжет позволяет лучше понять исторические события, которые происходили в стране. К главным героям рассказа можно отнести следующих персонажей:

О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть фото О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть картинку О чем мечтает николка в рассказе родинка. Картинка про О чем мечтает николка в рассказе родинка. Фото О чем мечтает николка в рассказе родинка

Николке Кошевому всего 18 лет, но он уже командует эскадроном. А вот атаманом банды белогвардейцев, который сражается с Красными, является отец Николки, который пропал ещё в германскую войну, и 7 лет о нём не было ничего не известно его семье.

Для лучшего понимания авторского замысла есть и другие персонажи:

Лукич помог красноармейцам, рассказав, где находится банда. С остальными героями читатель встречается лишь только в небольших эпизодах.

Краткое содержание

За столом сидит Николка Кошевой, который заполняет анкету. Ему всего лишь 18 лет, но он уже командует красным эскадроном. Николка в этой анкете указывает о себе, что не только состоит в комсомоле, но и землероб. Герой крепок и широкоплеч, и выглядит намного старше своих лет. Возраст ему прибавляют глаза, рядом с которыми уже появились морщинки.

О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть фото О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть картинку О чем мечтает николка в рассказе родинка. Картинка про О чем мечтает николка в рассказе родинка. Фото О чем мечтает николка в рассказе родинка

Несмотря на столь юный возраст красного командира, он уже смог ликвидировать 2 банды, а также постоянно участвовал в сражениях и боях, в которых смог проявить себя как мужественные и храбрый воин. Удалой и отважный казак Николка Кошевой почти не помнил своего отца. Известно было лишь, что в германскую войну тот пропал, а вскоре и мать юноши умерла.

Тяжело пришлось герою, ведь остался он после смерти матери совсем один, поэтому нанимался батрачить, пока не примкнул к красному полку. Унаследовал главный герой от отца крупную родинку на левой ноге да любовь к лошадям.

Остановился основной персонаж в доме прямо возле Тихого Дона. Однажды рано утром вдруг появился взводный, который сообщил, что банда уже заняла совхоз Грушинский. Вскоре прискакал ещё и нарочный, который долго был в пути, чтобы передать Кошевому приказ, что он должен прибыть на подмогу.

Николка стал собираться и его мысли перескочили на то, что ему уже так надоело жить, ведь он хочет учиться, а пока вынужден лишь только сражаться с бандами. Но ничего изменить он не мог, поэтому должен был исполнять приказ.

Отряд Кошевого и атаман

Уже три дня банда пыталась уйти от преследования отряда, который возглавлял молодой командир Кошевой. Отряд бандитов состоял из 50 казаков, которые были недовольны властью Советов. И хотя народ в банде был бывалый, но почему-то на этот раз сильно нервничал атаман и постоянно поглядывал на дорогу.

О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть фото О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть картинку О чем мечтает николка в рассказе родинка. Картинка про О чем мечтает николка в рассказе родинка. Фото О чем мечтает николка в рассказе родинка

Главарь бандитов не бывал в этих краях давно, хотя это и была его родина. Сначала он был в германском плену, потом Врангель и колючая лагерная проволока. Приходилось даже прятаться на Кубани в камышах. За время скитаний и лишений у этого атамана зачерствела душа, но как только он оказался на родине, появилась в ней какая-то непонятная боль.

Во дворе мельника неожиданно появляются двое конных, среди которых был и атаман. Он рассказал Лукичу, что они красный отряд и пытается узнать обстановку. Когда же понимает, что вокруг всё спокойно, признает, что борется против красных и требует от мельника, чтобы тот отдал его банде всё зерно, которое у него было. Но Лукичу жалко запасов, так как он собирал его по крохам. Но атаман угрожает ему расправой, и мельник подчиняется.

Встреча сына и отца

Как только начало светать, Лукич отправляется на хутор, где остановились красноармейцы. Он собирался пожаловаться на бандитов, которые забрали все его зерно. Также сообщает он Николке, что банда всё ещё находится на его мельнице, продолжая кутёж. Кошевой тут же отдаёт приказ седлать лошадей.

На мельнице завязывается перестрелка. Атаман замечает, как на него скачет юный командир, размахивая шашкой. Он прицеливается и стреляет. Когда же раненая лошадь упала, Николка схватил маузер и сразу же рванулся опять к атаману. Тот выждал, пока у молодого командира закончится вся обойма и рубит его шашкой.

Пересказ для читательского дневника

На уроках литературы в классе можно с учениками читать рассказ Шолохов «Родинка», а затем его анализировать. В читательский дневник лучше всего записать краткий пересказ по главам. Обычно бывает несколько предложений или можно составить такой план:

О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть фото О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть картинку О чем мечтает николка в рассказе родинка. Картинка про О чем мечтает николка в рассказе родинка. Фото О чем мечтает николка в рассказе родинка

Можно в читательском дневнике описать и какой-то запомнившийся эпизод, но не более пяти-шести предложений. Также можно ещё и включить описание героев, особенно главных.

Художественные детали

В своём произведении Михаил Шолохов использует разговорную речь, которая придаёт всему рассказу особую выразительность. Чтобы усилить трагизм, автор обращается и к фольклорным образам. При описании атамана 3 раза упоминается волк, который идёт вперёд. Как известно, у народа — это жалкое и голодное животное, который одинок всегда. Это и есть старый атаман. Душа героя истерзана и устала, поэтому он так несчастлив.

Анализ рассказа

Гражданская война принесла много боли и потерь семьям, где брат мог воевать против брата, а сын против отца. Врагами становились люди, которые совсем недавно были ещё родными и вместе делили один кусок хлеба. Война, страшная и ужасающая, предстаёт и в шолоховском цикле «Донские рассказы». Все произведения объединены не только общим местом действия, но и смертью близких людей, которые стояли по разным сторонам.

При анализе произведения можно заметить, что автор не даёт никаких комментариев, а просто описывает события, позволяя своему читателю разбираться самостоятельно в том, как к этому относиться. В рассказе «Родинка» писатель параллельно показывает жизнь молодого командира Николая Кошевого, которому только 18, но он уже устал от смерти и постоянных битв, а ведь ему хочется учиться. И тут же показана судьба атамана банды, который совершенно одинок и многое пережил и устал душой. Он мечтает стать за плуг, вернуться в семью, а вместо этого ему приходится воевать.

О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть фото О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть картинку О чем мечтает николка в рассказе родинка. Картинка про О чем мечтает николка в рассказе родинка. Фото О чем мечтает николка в рассказе родинка

Находясь в родных краях, он постоянно чувствует какую-то непонятную боль в душе и невозможно её ничем забить и залить. Но при этом он же, знающий какой дорогой ценой достаётся зерно, останавливаясь на ночлег у мельника, забирает у него все зерновые запасы для своих лошадей, а затем и самого Лукича заставляет есть землю, чтобы доказать, что он не помогает красным.

Но всё-таки Лукич ночью от этой банды бывших белогвардейцев сбегает. Он отправляется к Кошевому, чтобы всё ему рассказать. И лишь после этого наступает кульминация шолоховского произведения, когда Николка вместе со своим отрядом настигает банду, но получается так, что он остаётся наедине с атаманом. Эта схватка чем-то напоминает дуэль, так как главарь банды — человек опытный и понимает, как нужно действовать в таком бою.

И первая пуля атамана не убивает Николку, а лишь только ранит лошадь. И тогда опытный главарь решает поступить по-хитрому. Он ждал сначала, когда красный командир расстреляет всю обойму и сам никаких ударов не наносил. А затем неожиданно, словно коршун, налетел на восемнадцатилетнего юношу и шашкой махнул. Достаточно было одного удара, чтобы Николка умер.

Народная трагедия

О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть фото О чем мечтает николка в рассказе родинка. Смотреть картинку О чем мечтает николка в рассказе родинка. Картинка про О чем мечтает николка в рассказе родинка. Фото О чем мечтает николка в рассказе родинка

Источник

Лит-ра. Вопросы по рассказу «Родинка»

1.2.Молодому командиру всего восемнадцать лет.
Его детство – детство обычного ребенка, но он
рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать.
Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.
Единственное, что связывает героя с прошлым –
воспоминания и такая же, как у отца,
«величиной с голубиное яйцо, на левой ноге,
выше щиколотки» родинка –
символ родства, связи поколений.
С пятнадцати лет ему пришлось воевать,
и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от
жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной.

Его мечте получить образование так и не суждено
было сбыться.

Единственным светлым моментом остались для Николки
воспоминания о спокойной мирной жизни,
когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших.
Эти ностальгические картины дают понять,
насколько противна ему была сама по себе мысль
о необходимости снова идти в бой

4.А описании атамана Шолохов обращается
к ярким фольклорным образам.
Так дважды при описании атамана упоминается волк.
Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с
«набедившимся» вожаком стаи, стремительно
идущим вперед.
Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей
выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит
назад.
По традиции волк символизировал у народа голодного,
обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего
скорее жалость, чем страх.
Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Но и он устал от войны.
Закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

7.Гражданская война, по Шолохову, страшное явление,
она «расчеловечивает» людей, заставляет их забыть,
что они люди.
Родинка-это не только примета, по которой Атаман
узнает убитого им сына, но и знак былого единства,
родства людей, ставших непримиримыми врагами.
Слово “родинка” своим корнем связано со словами,
означающими все то, что оказалось расколотым,
разрушенным гражданской войной.

Источник

Смысл рассказа «Родинка» Шолохова

Михаил Шолохов большое внимание уделял в своём творчестве Гражданской войне. Ужасы, с которыми пришлось столкнуться простым людям, глубоко волновали писателя. Как страшные события повлияли на судьбу народа? Именно этот вопрос и поднял М.А. Шолохов в своем произведении «Родинка».

Смысл названия рассказа «Родинка» М.А. Шолохов

Символичное и трепетное заглавие «Родинка» говорит о нерушимой родственной связи. То, что связывает поколения друг с другом. Дети не выбирают своих родителей. Священные семейные узы — это то, что нужно беречь, несмотря ни на что.

Смысл названия книги «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель понял, что ни военные действия, ни поступки и слова окружающих не способны уничтожить любовь между детьми и родителями. Родственную связь, которая придаёт силы, не заменит никто и ничто.

Смысл произведения «Родинка» М.А. Шолохов

Перед читателем стоит непростая задача: после ознакомления с произведением ему предстоит выбрать, сторону какого героя следует принять. Писатель намеренно не давал оценочных суждений относительно личностных качеств каждого персонажа. Разные, противоречивые главные герои. Связывает их то, что они очень скучают по родному краю. Война забрала у них все. Изредка они вспоминают свою прошлую жизнь. Смысл рассказа «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель мог проникнуться атмосферой сложного и опасного времени. Мы должны понять, что кровная связь прочна и долговечна.

В произведении «Родинка» описывается не только горе отдельно взятой семьи. Это трагедия страны. Жестокий бой красных и белых разрушил очередную ячейку общества. Но на этом не закончилось произведение. Раздался страшный крик. Атаман внимательно посмотрел на упавшего мужчину. В этот момент он заметил родимое пятно. Точно такое же, как у него. От его собственных рук погиб его сын, его мальчик. Как пережить невосполнимую утрату? Боль в сердце отца уже ничем не заглушить.

Смысл финала произведения «Родинка» М.А. Шолохов

Рассказ «Родинка» никого не оставляет равнодушным. Людям пришлось пережить много горя. Ужасы войны оставили неизгладимый отпечаток на их дальнейшей судьбе. Смысл финала произведения «Родинка» заключается в том, чтобы читатель смог прочувствовать атмосферу того непростого времени. Сложно обвинять простых людей в черствости, безразличии, ожесточённости. Кругом разруха, полная неизвестность. Каждый выживал так, как мог. За что они боролись? Никто из персонажей так и не смог дать внятный ответ на этот вопрос. Непримиримая вражда сделала их безучастными к чужому горю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *