О чем мечтает николка
Лит-ра. Вопросы по рассказу «Родинка»
1.2.Молодому командиру всего восемнадцать лет.
Его детство – детство обычного ребенка, но он
рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать.
Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.
Единственное, что связывает героя с прошлым –
воспоминания и такая же, как у отца,
«величиной с голубиное яйцо, на левой ноге,
выше щиколотки» родинка –
символ родства, связи поколений.
С пятнадцати лет ему пришлось воевать,
и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от
жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной.
Его мечте получить образование так и не суждено
было сбыться.
Единственным светлым моментом остались для Николки
воспоминания о спокойной мирной жизни,
когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших.
Эти ностальгические картины дают понять,
насколько противна ему была сама по себе мысль
о необходимости снова идти в бой
4.А описании атамана Шолохов обращается
к ярким фольклорным образам.
Так дважды при описании атамана упоминается волк.
Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с
«набедившимся» вожаком стаи, стремительно
идущим вперед.
Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей
выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит
назад.
По традиции волк символизировал у народа голодного,
обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего
скорее жалость, чем страх.
Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Но и он устал от войны.
Закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
7.Гражданская война, по Шолохову, страшное явление,
она «расчеловечивает» людей, заставляет их забыть,
что они люди.
Родинка-это не только примета, по которой Атаман
узнает убитого им сына, но и знак былого единства,
родства людей, ставших непримиримыми врагами.
Слово “родинка” своим корнем связано со словами,
означающими все то, что оказалось расколотым,
разрушенным гражданской войной.
«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс
Разделы: Литература
Класс: 8
Тип урока: формирование нового знания.
Цель урока: создать условия для определения учащимися отношения М. А. Шолохова к событиям Гражданской войны.
Методы обучения: индуктивный, исполнение, показ, рассказ, иллюстрация, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования,
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: словарь рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение: песня «Орлёнок».
I. Организационный момент – 1 мин.)
– Ребята, урок начался отрывком из культовой советской песни «Орлёнок», написанной в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого. Эта песня стала символом мужества юных бойцов Гражданской войны.
– Как вы думаете, ребята, о какой странице истории нашей страны пойдёт речь сегодня на уроке?
II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.
– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному событиям Гражданской войны. После изучения произведения мы должны будем ответить на главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится к событиям Гражданской войны?»
III. Повторение о Гражданской войне – 2 мин.
– В каком году в России началась Гражданская война? Сколько времени она длилась? (Гражданская война в России началась сразу же после революции – в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).
– Как принято называть стороны конфликта? (После прихода к власти большевиков во главе с В.И. Лениным и установления диктатуры пролетариата началась борьба между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой. Главные стороны конфликта принято именовать «красными» и «белыми»).
IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А. Шолохове – 2 мин.
Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается к событиям Гражданской войны?
V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.
– Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом «Родинка». Для того чтобы представить образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь, необходимо познакомиться со словарем рассказа. У вас на партах слова с объяснением их лексического значения. По ходу чтения рассказа обращайтесь к словам с целью выяснения значения непонятного слова. Слова представлены в той же последовательности, в какой они появляются в тексте рассказа. (Приложение 1)
VI. Чтение рассказа подготовленным учеником и восприятие его учениками – 12 мин.
– Ребята, вы прослушали рассказ, поделитесь впечатлениями от произведения: назовите положительные и отрицательные эмоции, которые вы испытывали во время слушания рассказа. Прокомментируйте одну из наиболее ярких эмоций.
Таблица эмоций (на доске)
Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
симпатия | презрение |
– Рассказ действительно не оставляет равнодушным: слушая его, испытываешь сильные эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой. Этот рассказ написан мастером, проблемы, поднимаемые в произведении, для Шолохова являлись животрепещущими, потому столько емко и столь эмоционально повествование. Давайте разберемся в прочитанном: попытаемся понять поднимаемые в произведении проблемы, выявить авторское к ним отношение.
VII. Анализ произведения – 10 мин.
а) Беседа
– Сколько композиционных частей можно выделить в произведении? (две части – Николка и атаман).
– Каково соотношение этих частей? (Шолохов использует прием антитезы – противопоставляет двух героев Николку и атамана).
– Какие приемы использует М. А. Шолохов для создания образов Николки и атамана? (портрет, речевую характеристику, взаимодействие с другими персонажами рассказа, пейзаж).
б) Работа в группах – 6 мин.
– Используя вопросы, подготовьте рассказ о герое произведения.
Вопросы для 1-ой группы:
Образ Николки
1. Найдите портрет Николки, как он помогает создать образ героя?
2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3. Каково авторское отношение к герою?
4. С каким чувством вспоминает Николка об отце? Каковы эти воспоминания?
5. О чем мечтает Николка?
6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к Николке?
7. Какое символическое значение в добром отношении Николки к деду Лукичу?
Вопросы для 2-ой группы:
Образ атамана
Представление группами результатов исследования – 4 мин.
1-я группа
В рассказе создается образ молодого красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист. Настоящий казак. Товарищи с любовью и восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а сумел без урона ликвидировать две банды). Николка – командир отряда, хотя еще очень юн. Он неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться, когда закончится война. С любовью вспоминает он отца, казака, с детства приучившего его к казачьей жизни (сажал его отец на коня своего служивского). Отец пропал во время войны, а в память осталась у Николки родинка такая же, как и у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает двоякое чувство – уважения к храбрости воина, отеческой любви к нему (не случайно он называет его ласково Николка), а также сожаление, что лишен был детства Николка, не получил грамоты (учиться бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки вызывает уважение жителей окрестных деревень, потому что они не отнимали последнее. И речь Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение Николки. Такое отношение командира отряда к старику выражает авторскую мысль об уважении молодого поколения к старикам.
2-я группа
Учитель: Шолохов в рассказе противопоставляет не просто героев, а отца и сына? Противопоставление отца и сына усиливает трагизм происходящего. Самое страшное, что могло произойти в мире, это то, что отец стреляет в сына, а сын – в отца. Война вторглась в самое крепкое единение – в семью, разбила ее, развела в разные стороны. Разрушены кровные узы. Отец и сын могли бы жить в любви, вместо этого они убивают друг друга. Что может быть абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь, теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое, что у него осталось на земле.
VIII. Беседа об идейно-художественном своеобразии рассказа М. А. Шолохова – 7 мин.
– Особая роль в рассказе отводится пейзажу. Найдите описание природы в рассказе. Какое значение имеет пейзаж в произведении?
Пейзаж помогает создать образы главных героев.
Описывая Николку, автор создает пейзаж, подобный юному герою: звонкий– «хрупкая тишина», нежный– «вишневый садик», усталый, подобно герою, рано состарившийся –«трава заплаканная, седая от росы».
Пейзаж, сопутствующий атаману, создает образ осторожного, матерого зверя: «муть осенняя», «колеи, ветром облизанные».
Автор создает картины донских степей, хлебного поля, ядреного колоса, чтобы передать боль от того, что казаки – мирное крестьянство – вынуждено отойти от земледельческого созидательного труда и заняться разрушением их же святынь «под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».
Перед кульминационным моментом – гибелью Николки – природа, словно живая, пытается остановить страшную минуту: «кто-то взвыл по-звериному», «солнце закрылось тучей», «упали тени». Шолохов использует прием олицетворения. Подобное изображение природы, сочувствующей героям, помогающей им, свойственно произведениям фольклора. Это подчеркивает тесную связь всего живого на этой земле.
– В начале рассказа автор словами военкома говорит о Николке, что он счастливый, коли у него есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?
Словами военкома Шолохов хотел показать, что молодой Николка – будущее страны. Он должен быть счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война нарушает естественное течение жизни, разрушает предначертанное судьбой – быть счастливым. Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав жизни.
– Почему Шолохов так подробно описывает эпизод гибели Николки, создается впечатление, что время останавливается?
Гибель Николки – это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается, времени некуда идти – погиб сын, отец убивает будущее.
– К какому выводу приходит писатель, заканчивая трагедией свой рассказ? (Шолохов считает, что семья – это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека).
IX. Работа в тетрадях. Запись выводов по рассказу – 3 мин.
– М. А. Шолохов считает, что Гражданская война – самая жестокая и кровавая война. В ней сражаются не просто граждане одной страны, некогда жившие в одном, едином государстве, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов, а подчас близкие люди. Самое страшное, говорит писатель, когда сын идет против отца, отец стреляет в сына. Это ведет к распаду семьи – главного союза, составляющего основу государства в целом. Автор утверждает, что с разрушением русских семей гибнет Россия. Поэтому для него – это величайшая трагедия всех русских людей. М. А. Шолохов осуждает политику, которая привела страну к Гражданской войне. Однако историю не перепишешь, утверждает писатель, главное, знать и помнить народную трагедию, дабы предотвратить повторение войны. В истории любого государства подобных страниц быть не должно: это разделяет семьи, разрушает связи между поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача каждого ныне живущего сохранить, преумножить и передать последующему веками по крупицам собранное, чтить отца и мать, свою историю, гордиться своими корнями, своим Отечеством.
X. Итог урока – 1,5 мин.
Урок подходит к концу, подведем итог.
– Какое историческое событие в центре внимания рассказа М.А.Шолохова?
– Почему писатель героями произведения делает отца и сына?
– Каково авторское отношение к событиям Гражданской войны?
XI. Домашнее задание – 0,5 мин.
Творческая работа (раскрыть тезис «Гражданская война – величайшая трагедия русского народа»). Прочитать рассказы М. А. Шолохова «Шибалково семя», «Алешкино сердце» и другие по выбору из цикла «Донские рассказы».
XII. Оценка – 0,5 мин.
1) Сообщения учащегося по биографии М.А.Шолохова;
2) Выразительного чтения рассказа «Родинка»;
3) Устных ответов учащихся в ходе урока.
Конспект урока по рассказу М.Шолохова «Родинка»
М.А. Шолохов « Донские рассказы».
Изображение войны в рассказе « Родинка».
— выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах своего рассказа;
— каким из этого события выходит человек;
— сделать вывод по рассказу
Оборудование урока: тексты “Донских рассказов” М. Шолохова, портрет писателя, презентация.
Сообщение темы и цели урока.
Закрепим, полученные знания о жизни М.Шолохова
Побеседуем о годах гражданской войны
Будем анализировать, прочитанный рассказ « Родинка»
Построим схему анализа рассказа
Подведем итоги урока.
III. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, вы должны были подготовить индивидуальные сообщения о биографии Шолохова.
VI . Усвоение новых знаний.
Вступительное слово учителя.
1.Итак, сегодня тема нашего урока «Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова. Запись в тетрадях.
Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.
Ребята, обратите внимание на годы жизни М.Шолохова( 1905- 1984). Да, он жил в период, революционных событий, в годы гражданской войны. Задачи нашего урока: Слайд №2
Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
Эта одна из самых трудных тем русской литературы XX века, потому что подходы писателей к показу событий гражданской войны были разные, зачастую противоположные.
Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.
Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.
Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.
Как у него раскрывается тема гражданской войны?
Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова. (Запись в тетрадях)
Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти.
«Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году.
Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.
— Где происходит действие рассказов? (На Дону)
Рассказ «Родинка» состоит из 6 частей. Почти каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Читая рассказы, мы видим Дон, станицы, хутора, казаков. «Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном». («Родинка»)
В другом рассказе мы видим, как «Дон, пристегнутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью». («Пастух»)
Из степи, бурой, выжженной солнцем, дует горячий ветер. Все это донская земля
Здесь, на берегу Дона, в казачьих станицах, произойдут трагические события.
Анализ рассказа «Родинка» (1924г)
Прочитать начало рассказа
Все смешалось, предметы войны лежат рядом с хлебом, ассоциирующимся у каждого человека с жизнью. Читая дальше, мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону.
— Что узнаем о Николке из анкеты?
— Почему в анкете не указывает отчество? О чем это говорит? (Вырос без отца. Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына)
— Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем свидетельствует портрет героя. («:Сколько лет Николке?. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.)
— Каким видим после четырех лет войны? Его моральное состояние? (Все надоело, устал от жестокости, насилия, «уморился так жить», учиться хочется).
— О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве?
— Итак, Шолохов показывает, что изначально в Николке «зверино-волчье», что надламывает душу, не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.
— Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка? (Стал сиротой. «: до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля»)
— Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к «красным»).
— Его примета? (Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет).
— Такова история отца Николки.
— Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. «Новая жизнь» встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, которая началась в январе 1919г.).
— И сам волк появляется в 6 главе. (прочитать) Здесь волк даже человечнее, чем люди, «взвывающие по-звериному». Он потянул в лог «не спеша». В этом «не спеша» чувствуется сила, покой и правота своей жизни.
— Какую роль в раскрытии душевного состояния атамана играет пейзаж? ( Пейзаж подчеркивает очерствение души, тоску по утраченной жизни. «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной»,- пишет Шолохов об атамане).
— Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды. «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы». Душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну. Зачерствела, т.е. не осталось ничего человеческого.
— У атамана «душа зачерствела», у Николки «лицо злобой перекошено». Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?
— Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?
— Путь насилия: Николка сумел «ликвидировать две банды», а атаман говорит Лукичу: «Мы, дед, коммунистов ликвидируем».
— И на чьей же стороне дед Лукич? («Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал»).
— Лукич никого не предпочитает. Кто же любит грабителей и насильников! Он представитель народа. Народу война не нужна.
— Как заканчивается рассказ? (Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая).
Выразительное чтение отрывка из 6 главы.
-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? («Завыл», «почернел» и т.д.)
— Почему застрелился атаман?
Выводы по рассказу
V. Подведение итогов урока.
V I .Дом. зад. Подготовить пересказ рассказа « Родинка» по схеме.
Кратко «Родинка» М. А. Шолохов
В сюжете произведения Михаила Шолохова «Родинка» повествуется о событиях гражданской войны, происходящих на Дону. Автор описал в рассказе трагичное стечение обстоятельств, затронувшее судьбы отца и сына.
Очень краткий пересказ рассказа «Родинка».
Юноша Николка успел в свои годы стать командиром, примкнув к красноармейцам, он гонялся за бандой. Наконец, ему удалось настигнуть бандитов и начинается битва. На командира нападает главарь банды, атаман, и в ближнем бою убивает его.
Когда бандит снял с мертвого юноши сапоги, то заметил на ноге характерную родинку с голубиное яйцо над щиколоткой, как и у него. Он сразу понял – это был его единственный сын. Атаман не смог пережить это горе и тут же застрелился.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание рассказа «Родинка» подробно по главам.
Глава 1.
Николка Кошевой записывает свои данные в анкету сидя за столом, на котором бардак, разбросаны разные предметы. Юноша крепкого телосложения, но смотрится старше своих лет, «старят его глаза в морщинках лучистых» и сутулость.
Ему уже довелось уничтожить несколько банд и поучаствовать в различных боевых действиях, где он показал себя с лучшей стороны, как отличный командир, несмотря на свой малый возраст, которого Николка стеснялся.
О своей семье командир практически ничего не помнит: пропал в германскую войну Николкин отец, а мать скоропостижно скончалась.
С ранних лет Николке приходилось батрачить на разных работах, пока он не присоединился к красноармейцам. Николке от своего родителя досталось совсем немного: он также любил лошадей, был отважным, а еще у него было родимое пятно с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки, как у отца.
Глава 2.
В хату, где жил Николка, поутру прибыл взводный с новостью о местоположении банды, которую они хотели поймать. Бандиты прошли Сальский округ, заняв совхоз Грушинский.
Нарочный приехал в дом, где квартирует Николка, с сообщением, что нужно срочно спешить на подмогу и дать отпор банде из Сальского округа. Пока командир готовился в путь, он думал, что ему все это надоело. Николке хотелось в город поехать учиться, но пока это было невозможно, приказ нужно исполнять.
Глава 3.
Отряд Николки преследовал банду трое суток. Вражеская группа состояла из «полсотни казаков донских и кубанских», которые выступали против советской власти, а во главе стоял атаман.
Он не появлялся на родине в течение семи лет, изначально был плен германский, потом Врангель, помотала его жизнь, да и под его началом отъявленный народ в банде был. За этот период душа атамана стала черствой, но вернувшись на родину, он почувствовал боль и тоску.
Глава 4.
Чтобы не вызвать панику и подозрений, атаман сделал вид, что он красноармеец и решил разведать обстановку. Для этого он заглянул в подворье к старику Лукичу, который был мельником. Расспросил его обо всем, а затем признался, мол «коммунистов мы ликвидируем».
Атаман приказал старику отдать зерно и помалкивать. Лукич добывал корма по крохам и жаль ему стало отдавать зерно, но атаман пригрозил мельнику расправой, если тот будет пособничать красным.
Издевались они над стариком, зерно и ячмень по двору коням под ноги рассыпали и остались у него во дворе.
Глава 5.
Лукич не побоялся угроз и направился утром к красноармейцам, чтобы пожаловаться на бандитов, которые стравили все корма. Мельник прибыл к красным, но его остановил часовой, а затем отвел к командиру.
Он рассказал Николке, что бандиты все еще у него в горнице сидят, водку пьют. Николка тут же велел сослуживцам собираться на хутор.
Глава 6.
Когда красноармейцы прибыли к Лукичу, началась стрельба. Николка с шашкой поскакал на главаря банды. Бандит холодной рукой, не раздумывая, делает выстрел в сторону юного командира. Пуля попадает в лошадь, а Николка тут же хватает маузер и направляется к атаману.
История создания произведения.
Михаил Шолохов начал писать рассказ «Родинка» в 1920-ые годы, но вышло произведение только в 1924 и было включено в цикл «Донские рассказы».
С этого сборника начался творческий период биографии писателя. В его работах сплелись трагичные события гражданской войны, нелепость распрей и красоты природы Дона.