О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом

Курьер (фильм, 1986)

ТочностьВыборочно проверено

«Курье́р» — трагикомедия Карена Шахназарова по его одноимённой повести.

Цитаты [ править ]

приёмная комиссия в вуз (после плохого ответа Ивана): Мальчиков у нас действительно дефицит, но не до такой же степени.

Лидия Алексеевна: Я подыскала тебе место.
Иван: Надеюсь не ниже замминистра?
— Курьера.
— С детства мечтал стать шестёркой.
— Тогда можешь считать, тебе крупно повезло.

Иван (написал анкету на работе): Я родился в провинции Лангедок в 1668 году. Мой род, хоть ныне и обедневший, принадлежит к одним из самых славных и древних семейств королевства. Мой отец, граф де Бриссак, сражался в Голландии в полку господина Лаваля, был ранен копьем при осаде Монферрата, на стенах которого он первым водрузил королевское знамя. До 17 лет я жил в родовом замке, где благодаря заботам моей матушки баронессы де Монжу был прилично воспитан и получил изрядное образование. Ныне, расставшись со своими дорогими родителями, дабы послужить отечеству на поле брани, прошу зачислить меня в роту чёрных гвардейцев его Величества.

Базин: Поехали кататься? (на скейте)
Иван: Не могу — мне надо папку отвезти.
Базин: Отвезёшь. Покатаешься и отвезёшь…

Катя: У моей мамы тоже длинные ноги.
Иван: Интересно было бы посмотреть!

Семён Петрович: Любопытно было бы узнать, молодой человек, те принципы, по которым вы собираетесь существовать в обществе.
Иван: А принципы самые несложные. Хотелось бы иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. Да, ещё — поменьше работать. А если жениться? Ну, к примеру, обольщу вашу дочь, женюсь на ней, и — дело, можно сказать, в шляпе. У вас и связи имеются и денежки водятся, не захотите же вы сделать несчастной жизнь единственной дочери! Найдёте же возможность и в институт меня пристроить, и тёплое местечко выхлопотать…

Базин: Основной принцип моего существования — служение гум.. гум.. гуманистическим идеалам человечества.
Иван: Молодец! Горжусь тобой. Бери девочек, дуй в кино.

Зинаида Павловна: Степан Афанасич, какое у вас самое заветное желание?
— Чтобы в Московской области атмосферное давление не падало ниже 740 миллиметров ртутного столба.
— Это ещё зачем?
— Рыба лучше клюёт!
— Я вот я загадала бы желание, чтобы выйти замуж за японца!
— Почему это за японца-то?
— А у них технология самая передовая!
Иван: А я мечтаю, чтобы коммунизм на всей земле победил.

Степан Афанасьевич: А что если этим дыроколом, да по башке?! (по телефону) Шумим? Да это у нас новый курьер с окна свалился, и знаете, что любопытно, Олег Петрович? Ему на голову дырокол упал. Да нет. У вас маленький. А у нас такой огромный дыроколище. Нет. Ни единой ссадины. Ага. Хорошо. Сейчас зайду.

Иван: Я б щас тоже мог на первом курсе. Но, решил жизненный опыт подкопить, в армии послужить.

Катя: Что будем делать?
Иван: Может поцелуемся?
— Ты зачем меня сюда позвал?
— Чтобы целоваться.

Маша (комментирует журнал мод): А в Париже так не носят.
Иван: А вы бывали в Париже?
Катя: Маша всё лето провела в Белграде.
Иван: Ну а в Париже-то вы были?
Маша: Нет! В Париже я не была!

— А ты где учишься, Иван?
— Нигде.
— Работаешь или будешь поступать?
— Куда ж поступать с моей анкетой? Я 5 лет оттрубил.
— Где оттрубил?!
— В зоне. 5 лет отсидел. От звонка до звонка. У тебя спиртяги нет?
— Что?!
— Спирта, говорю, нет?
— Нет, спирта нет.
— Угу… А одеколон у вас водится?
— Не знаю, может быть у папы… Духи есть!
— Наши или импортные?
— Французские.
— Не люблю я французское… Ну ладно, давай тащи!

Семён Петрович: А на что семью содержать будете?
Иван: Трудности нас не пугают. Работать будем. Я немного пишу.
— Да-с, и что? Интересно было бы послушать.
— Ну, вот, из последнего:
«Я памятник себе воздвиг нерукотоворный.
К нему не зарастёт народная тропа…»

Катя (шутит об Иване): Тронутый немного, с молотилки упал.

Базин: Ко мне нельзя, у меня тётка с семьёй в гости ИЗ Таллина приехала приехала. Голова идёт кругом от этих провинциалов.

Иван: А можно я вас буду папой называть?

Олег Николаевич: Мы, наше поколение, желаем знать, в чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание.

Олег Николаевич: Я говорю : «зачем тебе эти бицепсы, трицепсы, что ты хочешь добиться?» Он берёт банку, так её — ха — в лепёшку. И говорит: «ты так не сделаешь!»

Агнесса Ивановна: Я смотрю телевизор и хорошо знаю современную молодёжь. У нас замечательная молодёжь.

Иван: Слушай, Базин, у тебя есть мечта?
— Какая мечта?
— Ну, о чём ты мечтаешь в жизни?
— У меня мечта — пальто купить.
— Ну что это за мечта.
— Зима на носу, а мне ходить не в чем. Прошлую зиму в куртке проходил, болел всю дорогу.
— Тебе что, родители пальто купить не могут?
— Ага, купят они. Отец алименты платит, мать ни копейки не даёт. Считает, что мне не нужны деньги. Она — больной человек. В этом нет никаких сомнений. Чего с этим поделаешь?
— Ну-ка встань.
— Зачем?
— Ну встань, тебе говорят. (даёт своё пальто) На, носи на здоровье.
— Ты что, сдурел?
— Мне всё равно в армию скоро. Носи и мечтай о чём-нибудь великом.

Источник

Цитаты из фильма «Курьер»

Ко мне нельзя, у меня тётка с семьёй в гости с Таллина приехала. Голова идёт кругом от этих провинциалов.

Мальчиков у нас действительно дефицит, но не до такой же степени.

— Основной принцип моего существования — служение гум.. гум.. гуманистическим идеалам человечества. — Молодец! Горжусь тобой. Бери девочек, дуй в кино.

– А ты ничего. – В смысле? – Ну, там фигура и ноги. – Это в маму, у неё ноги тоже длинные. – Интересно было бы посмотреть. – Она попозже будет.

— Я подыскала тебе место. — Надеюсь, не ниже замминистра. — Почти. Курьер в редакции «Вопросов познания». — С детства мечтал стать шестеркой. — В таком случае можешь считать, что тебе повезло.

– Слушай, Базин, у тебя есть мечта? – Какая мечта? – Ну, о чём ты мечтаешь в жизни. – У меня мечта пальто купить. – Ну, что это за мечта. – Зима на носу, а мне ходить не в чем… Прошлую зиму в куртке проходил, болел всю дорогу… – Тебе, что, родители пальто купить не могут? – А, купят они. Отец алименты платит, мать ни копейки не даёт… Считает, что мне не нужны деньги. Она больной человек, в этом нет никаких сомнений… Чего с этим поделаешь… – Ну, встань. – Зачем? – Ну, встань, тебе говорят… На, носи на здоровье. – Ты, что, сдурел? А ты? – Мне всё равно в армию скоро. Носи и мечтай о чём-нибудь великом.

— Чего смеёшься? — Да так. Вы сказали «старина»… Меня так отец называет. — Все мы в чём-то отцы. — Это конечно. Только он с нами уже давно не живёт. — Сочувствую. — Кому? Ему или нам?

— Степан Афанасьевич, какое у вас самое заветное желание? — Ну… Чтобы в Московской области атмосферное давление не падало ниже 740 градусов. — Это еще зачем? — Рыба лучше клюёт. — А вот я бы загадала желание, чтобы выйти замуж за японца. — Почему за японца-то? — У них технология самая передовая. — А ты, Вань? — А я мечтаю, чтоб коммунизм на всей земле победил.

Я хочу сказать, о чём я мечтаю! Я мечтаю быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам, и ещё я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом — магнитофон и маленькая собачка. Это честно.

Источник

О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом

О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть картинку О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Картинка про О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом

О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть картинку О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Картинка про О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом

Алла Сокол запись закреплена

Носи пальто и мечтай о чем-нибудь великом.
Цитата из фильма «Курьер»

Помните?
— Базин, у тебя есть мечта?

Есть такое заблуждение, что денег не хватает, потому что зарабатываешь недостаточно. Надо заработать больше. Есть такое?

Но мы работаем не ради денег!

Пока у нас нет стимула изменить положение вещей, мы находимся там, где нам комфортно. Новое неизведанное пугает.

Мы свои привычки формируем в детстве и дальше всю жизнь. Меняться сложно, меняться не хочется.

Начнем с другого О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть картинку О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Картинка про О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом

Поговорим на вебинаре о детях. Какие навыки формируют легкую генерацию денег. Мы ж хотим, чтобы у наших детей все было хорошо с деньгами?

А там может и самому станет понятнее, что мешает сейчас иместь столько денег, сколько хочется.

На фото Алина с подругой Аней, Аня теперь мой личный помощник.
Алина с Аней мне помогали в зале на цифровом форуме «Территория продаж», конференции для бизнесменов и предпринимателей, которую организовывала я совместно с Битриксом в ноябре 2019 года. Девочки тогда учились в 11м классе.

Источник

Феномен «Курьера»: почему фильм Шахназарова, снятый 35 лет назад, звучит так актуально

Страна: СССР

Жанр: трагикомедия, мелодрама

Год производства: 1986

Режиссёр: Карен Шахназаров

Актёры: Фёдор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Александр Панкратов-Чёрный и другие

О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть картинку О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Картинка про О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом

В 1986 году на экраны вышел фильм Карена Шахназарова «Курьер». Несмотря на критику руководства «Мосфильма», он сразу стал одним из самых любимых зрителями кинопроизведений и смотрится актуально до сих пор. Правда, смысл фильма «Курьер» оказался понятен далеко не всем. Попробуем в нём разобраться.

Сюжет

Родители главного героя Ивана Мирошникова разводятся. Отец уходит к молодой девушке, а потом и вовсе уезжает на работу в Африку. Иван остаётся жить с пребывающей в депрессии матерью. Закончив школу и ожидая призыва в армию, он ищет работу. Мать по знакомству устраивает Ивана курьером в редакцию журнала «Вопросы познания».

Первый рабочий день героя начинается с поручения отнести рукопись профессору Кузнецову. По дороге Иван встречает своего друга Базина, катается с ним на скейте и опаздывает с доставкой. Дома у профессора парень знакомится с его дочерью Катей. Между ребятами завязывается дружба.

На следующий день Иван снова приходит в дом Кузнецова по рабочему поручению. Его приглашают пообедать с семьёй профессора. Своим поведением герой провоцирует скандал и Кузнецов вышвыривает парня за порог. Катя задерживает Ивана, говорит, что он ей понравился, и обещает позвонить.

Девушка действительно звонит и герой приглашает её на прогулку. Каждый из них знакомит другого со своими приятелями. Но как Катя не вписывается в компанию Ивана, состоящую из простых ребят с его двора, так и Иван не находит общего языка с друзьями Кати — представителями «золотой молодёжи», регулярно бывающими за границей и привозящими оттуда дефицитные товары.

Иван приходит в гости к Кате, где они дурачатся, играя на пианино. Их застаёт отец девушки. Профессор беседует с Иваном наедине, настаивая на том, что тот дурно влияет на его дочь и молодым людям необходимо расстаться. Парень отвечает, что это невозможно, поскольку Катя беременна и просит у Кузнецова её руки. Профессор ведётся на обман, а девушка обижается на Ивана.

На следующий день герой находит Катю возле МГУ, где она учится на первом курсе, и пытается извиниться. Девушка отвечает, что поздно это делать, поскольку она подтвердила отцу слова Ивана и теперь им ничего не остаётся, как действительно завести ребёнка. Молодые люди ищут место для уединения, оказываются в подвале, откуда их выгоняют. Катя в обиде кричит на Ивана и убегает.

Парень приходит на день рождения девушки с цветами, чтобы извиниться перед ней и её семьёй. Он садится за стол, на этот раз стараясь вести себя предельно дружелюбно. Но беседа заходит о нравах современной молодёжи. В ходе неё гость Кузнецовых, раззадоривший сам себя рассказом о конфликте со своим сыном, с напором задаёт Ивану вопрос, о чём он мечтает. Парень не успевает ответить, а Катя срывается и говорит о своих материальных желаниях. Девушка бросается на улицу, Иван тоже уходит. Недалеко от дома он находит Катю, накрывает её своим пальто. Та говорит, чтобы Иван больше не приходил к ней и не звонил, после чего ее уводит домой отец.

Герой, подходя к своему дому, встречает своего друга Базина и спрашивает, о чём мечтает он. Базин говорит, что мечтает о покупке тёплого пальто, ведь наступают холода и ему не в чем ходить. До конца прошлой зимы он проходил в куртке и это закончилось простудой. Иван дарит другу своё пальто и просит его мечтать теперь о чём-нибудь великом.

В финале герой видит военного, похоже, вернувшегося из Афганистана с обожжённым лицом и боевыми наградами. Они издалека молча смотрят друг на друга.

Идея фильма

Прежде всего, стоит сказать, что фильм снят по мотивам повести Карена Шахназарова «Курьер», которая была опубликована в журнале «Юность» ещё в 1982 году и стала довольно популярной. По содержанию книга существенно отличается от кинокартины. Герою повести пока не грозит служба в армии (он собирается поступить в институт на следующий год), он опаздывает с рукописью не специально, его выходки не намеренны.

Например, написание «сказочной» биографии в редакции — это не шутка персонажа, а следствие того, что он не мог сосредоточиться на задаче и сделать всё, как полагается. Причём герою за это неловко. В книге отсутствует эпизод в подвале, Иван не знакомит Катю с друзьями, не поёт романс Алябьева «Соловей», не дарит пальто Базину и не смотрит на солдата в конце.

Иван в книге и Иван в фильме по описанию схожи лишь частично. Это немного разные герои, у них разные истории. Однако у книжного Ивана была одна черта, которая должна была перекочевать в фильм, но в итоге в кинокартине остались лишь намёки на неё.

Один из ключевых вопросов, которые задают герою взрослые персонажи — «О чём мечтаешь?». Если провести поверхностный разбор фильма, может показаться, что никаких мечт у Ивана нет и он действительно думает лишь о том, как найти тёплое местечко и как можно меньше работать.

Но в книге парень хочет совершить что-то великое и важное. Так, в повести в одном из снов он представляет себя гладиатором, в другом он даёт интервью после того как получил главный приз на фестивале в Сан Ремо, золотую пальмовую ветвь в Каннах и Нобелевскую премию.

Кадры с вручением последней даже были в черновой версии фильма, но в итоге их вырезали. В кинокартине мечты Ивана нашли своё отражение разве что в выдуманной рыцарской биографии и эпизодах, где он видит бредущих по пескам туземцев. Так что главный герой — вовсе не индифферентный персонаж, коим его видели критики с «Мосфильма» и некоторые зрители.

Однако курьер из фильма действительно не проходит классический кинематографический путь героя, после которого должен стать совсем другим человеком. Иван в начале фильма и в его финале не сильно отличаются. Нам лишь показывают небольшой отрезок жизни персонажа.

Можно сказать, что это кино является представителем жанра, называемого сейчас «slice of life» («кусочек жизни»), или «повседневность». Такие фильмы больше призваны погрузить в атмосферу, создать настроение, соответствующее моменту или эпохе. В их содержании может и не быть какой-то конкретной идеи, глубокого смысла.

Но «Курьер», тщательно отображая быт и концентрируясь на интересных моментах, не имеющих особого значения для сюжета (например, танцы молодёжи или падение дырокола на голову героя), всё же умудряется быть фильмом со множеством скрытых смыслов. И в этом проявляется талант режиссёра: кино может иметь разные трактовки, многие из которых будут верными, хотя соответствующего прямого посыла для зрителей не было.

Суть в том, что нам показывают всё же не просто отрезок жизни героя, а именно определённый этап его взросления. Начало этого этапа знаменуется разводом родителей. Отец Ивана, похоже, не принимал особого участия в жизни сына. Да и в дальнейшем он будет давать знать о себе лишь с помощью писем и подарков. Мать привыкла быть жертвой в отношении с мужем и продолжает играть эту роль дальше, плача и жалуясь сыну.

Оба видят в Иване лишь «оболтуса», проводящего времени с такими же «дегенератами» — так выражается мать. Отец тоже не верит в то, что из сына может выйти толк. Не случайно в письме в ответ на слова Ивана о поступлении в институт (пусть и являющиеся обманом), он честно говорит, что не ожидал от него сдачи экзамена — был уверен в провале.

Родители героя сами находятся в постоянном безуспешном поиске счастья и своего места в жизни, не в состоянии поддержать сына, настроить на взрослую жизнь. Скорее, наоборот, они уверены в его никчёмности и своими словами, пусть и неосознанно, пытаются укоренить уверенность в никчёмности у самого Ивана.

Нехватка знающих, понимающих, уверенных и счастливых, родителей сильно влияет на мироощущение героя. Поскольку он формируется как мужчина, больше всего ему не хватает такого отца. Настоящий, пребывая в семье, был слабым, а потом и вовсе сбежал, потому что «так получилось». Иван не может ему довериться и говорит лишь «Никаких проблем, пап», понимая, что тот ничего уже не может сделать.

Интересно, что дальше во сне Ивана в заброшенном здании отец предстаёт в виде бюста — обездвиженной сущности, которой сын может лишь снова сказать: «Всё нормально, пап». Отражение отца проявляется и в других взрослых мужских персонажах фильма. Так, редактор газеты называет Ивана «старина» — как его называл отец.

Теперь герой вступает во взрослую жизнь и должен сам для себя стать достойным родителем. Его путь начинается с бунта против матери, которая стремится вовлечь сына в привычный конфликт с помощью обвинений и слёз, что, вероятно, отлично работало с мужем. Но Иван, протестуя против этого, поджигает газеты в комнате, заставляя мать в оцепенении замолчать.

Недаром Иван устраивается на работу в «Вопросы познания» — герой по-настоящему познаёт взрослый мир. Делает это он часто ещё по-детски, как бы пробуя его на прочность с помощью своих провокаций. Иван ещё не принял правила игры этого мира. Здесь нужно соблюдать приличия, говорить не правду, а то, что от тебя хотят услышать.

Взрослые в фильме хотят видеть в детях тех, кто примет «воздвигнутое здание» старшего поколения, будет следовать их идеалам и проявит себя наилучшим образом. Они имеют на это полное право: большинство из них действительно упорно трудилось и создавало блага для жизни и дальнейшего развития общества.

Но взрослые видят, что молодые люди — уже другие, и им это не нравится. Они делают вид, что пытаются понять принципы и мечты своих детей, но в действительности лишь проявляют агрессию. Так, герой Владимира Меньшова кричит о том, что желает узнать, чего хотят его сын и Иван как представитель молодого поколения. Но поведение персонажа свидетельствует, что он раздражён, зол и на самом деле не будет слушать никаких ответов.

Молодое же поколение под напором взрослого мира теряют свои детские мечты — былые фантазии уходят. Мечтать «по-взрослому» они ещё не научились. Поэтому они хотят, скорее, просто пожить (погулять, потанцевать, покататься на скейте) и потом понять, куда двигаться дальше. Но взрослый мир неумолим — он ставит вчерашних детей перед необходимостью работать, устраивать свою жизнь и даже отдавать её на войне. Перед Иваном маячит армия и ещё не нашедший себя в этом мире «оболтус», вероятно, скоро отправится в Афганистан.

Отношения героя с Катей — это его столкновение с ещё одной ложью взрослого мира. В обществе, где провозглашается всеобщее равенство, существуют социальные классы. Тот, которому принадлежит Иван — обычные люди, не имеющие достаточно денег и связей для продвижения на более высокий уровень. Это те, кто так и останется курьерами, грузчиками — простыми рабочими.

Друзья же Кати — «золотая молодёжь», которая путешествует по другим странам, носит импортную одежду, пользуется дорогой косметикой, поступает в престижные вузы и занимает впоследствии значимые места в жизни. Это разные социальные слои — поэтому ни Катя, ни Иван не могут вписаться в компании друг друга.

Эти два героя сошлись лишь благодаря общему бунту против взрослых. Кате понравилось, как нагло Иван вёл себя с её отцом, в то время как она вместе с матерью могла позволить лишь немного насмехаться над ним. Но ей не нравятся друзья парня, она не понимает его фантазий.

О последнем говорит эпизод, где Иван приоткрывает Кате свой внутренний мир, приводя её на пустырь. Там, по его словам, живёт убитый леопард. Но девушке нет до этого дела, она говорит: «Ну и что. пошли отсюда». Не случайно, делая попытку связать судьбы друг друга, «сделав ребёнка», герои буквально не могут найти угла, где они были бы вместе, и оказываются в грязном сыром подвале. В конце концов и Иван, и Катя понимают, что они не пара друг другу. И это ещё один шаг в мир взрослых. Кстати, Катя отталкивает молодого человека после того, как видит, что и он может стать вполне обычным — без своего бунтарства, в пиджаке и с цветами.

Смысл концовки

Смысл концовки фильма «Курьер» благодаря стилистике довольно размыт — нельзя дать чёткое объяснение происходящему. Мы вместе с героем просто подходим к завершению показанного этапа его биографии. Иван осознаёт, что детство миновало и буквально смотрит на свою взрослую жизнь — в глаза солдата, побывавшего на войне.

Можно дать более глубокое объяснение концовки. Воин, на которого смотрит Иван, не похож на великого героя, в роли которого он хотел бы видеть себя. Он другой, он «обжёгся» о взрослую жизнь (не случайно у солдата обожжённое лицо). И не просто так солдат на мгновение отводит глаза — ему за что-то стыдно. Но всё же он сохранил достоинство, он вернулся на родину с наградами и готов двигаться по жизни дальше. И действительно, после остановки он продолжает свой путь. Таким станет Иван.

Этой концовке предшествует эпизод с Базиным, которому герой дарит пальто, призывая мечтать о великом. Так режиссёр подчёркивает, что чаяния молодёжи всё же не сводятся к материальным благам. Это только первый шаг, за которым непременно последуют глобальные стремления. Смысл таков: Иван, по сути, удовлетворяет материальную потребность Базина, давая ему возможность дальше мечтать о чём-то большем.

В целом финальный эпизод даёт понять, что режиссёр на стороне молодёжи и своего персонажа. Он, хоть и понимает, что взрослая жизнь будет мять их под себя. верит в них, верит в лучшее будущее.

Источник

Мечты о великом

О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Смотреть картинку О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Картинка про О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом. Фото О чем мечтаешь о пальто мечтай о великом

У каждого времени свои мечты, свои сказки, свои песни. Если о сказках и песнях можно более-менее внятно рассказать, то мечты, будучи явлением невещественными, осмыслению и описанию поддаются с трудом. И все-таки они есть – мечты. Именно они, мечты, отражаются в произведениях писателей, ложатся в их основу, становясь подчас костяком, скелетом романа.

И писатели, и читатели, размышляющие над тем, как стать писателем ‑ мы все мечтаем. Так устроен человек, чтобы мечтать. Мы начинаем еще в детстве и, как правило, поначалу не выходим в свих мечтательных изысканиях за рамки нашего маленького мирка и грезим о каруселях, о море, об исполинской новогодней елке в самоцветах блестящих игрушек, о том, чтобы в садике отключили электричество, и в него не нужно было ходить… Человек взрослеет, и мечты его становятся более предметными и будничными: получить пятерку за контрольную, чисто сыграть Лунную сонату, забросить трехочковый мяч. На заре юности мечты еще более овеществляются и опредмечиваются: уговорить родителей купить нужную мне дорогую вещь, выспаться, чуть позже – поступить в университет. Когда человек окончательно и бесповоротно взрослеет, то есть когда море перестает быть грезой, становясь доступным за такое-то количество денег, человек начинает мечтать о великом. По крайней мере, так считалось раньше…

Однажды университетский преподаватель русской литературы, рассказывая об Обломове, задал аудитории вопрос, «Когда люди мечтают?» Вопрос вызвал бурные обсуждения, предлагались варианты «от лени», «от скуки», «от избытка чувств». У преподавателя было свое мнение, он считал, что люди в большинстве своем мечтают, когда им чего-то не достает. И ведь правда, человек всегда мечтает о том, чего у него нет, или об усовершенствовании того, что есть. Но если сопоставить эту идею с тем утверждением, что большие люди грезят о великом, что мы получим? Удастся ли определить мечты нового времени? Мечты, отраженные в современной литературе. Связаны ли они с «великим»?

В XIX веке мечтали о наступлении эры научного прогресса, в XX – о преодолении ее последствий и о мире. Особенно идейные оптимисты мечтали о светлом будущем хотя бы в масштабах отдельно взятой семьи, реалисты ‑ о том, когда же все это кончится. Ну, и конечно, каждый грезил о джинсах-варенках, сервелате и магнитофоне американской марки – и это тоже можно было считать глобальной мечтой об изменении. Сегодня мы живем в уникальном обществе гипермакретов, в которых есть все, чтобы жить, не мечтая. И мы фактически не мечтаем. Или мечты наши носят сугубо практический, меркантильный характер: добиться повышения зарплаты, найти подработку, взять кредит, чтобы можно было не мечтать, а жить. И это касается не только взрослых людей – и маленькие дети не стесняются уже говорить о том, что мечтают о деньгах и богатстве. Не все, конечно, нужно быть справедливыми, но тенденция на лицо. И факт остается фактом – мы живем в мире, где не осталось места мечтам о великом, потому что их подменили мечты о деньгах, а великое ‑ гиермаркеты…

Фильм Карена Шахназаров «Курьер» (1986 г.) заканчивается следующей сценой: главный герой фильма Иван подходит во дворе к своему приятелю Базину и задает ему вопрос: «Слушай, Базин, у тебя есть мечта?» «Какая мечта?» ‑ переспрашивает тот. «Ну, о чем ты мечтаешь в жизни?» ‑ повторяет Иван. «У меня мечта пальто купить» ‑ отвечает Базин. «Ну что это за мечта» ‑ усмехается Иван. «Зима на носу, а мне ходить не в чем. Прошлую зиму в куртке проходил, болел всю дорогу» ‑ парирует Базин. В ответ Иван снимает с себя новое пальто, которое накануне ему прислал отец, и отдает его приятелю со словами «На, носи на здоровье и мечтай о чем-нибудь великом».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *