О чем легенда о докторе фаусте
«Фауст» И. В. Гёте Кратко
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Трагедия «Фауст» Краткое содержание
Основу сюжета произведения Гете составила легенда о Фаусте – чернокнижнике, согласившемся на сделку с дьяволом. Композиция трагедии состоит из двух частей: в первой описываются события периода Средневековья, во второй – действие перенесено в античные времена. Представляем вашему вниманию краткое содержание трагедии «Фауст».
Очень краткий пересказ трагедии «Фауст» Гёте
Господь и Мефистофель заключают пари на Генриха Фауста: соблазнится ли он земными удовольствиями, откажется ли ради них от научных изысканий? Доктор добился многого с божьей помощью, стал уважаемым человеком, но не удовлетворен своими достижениями. Мефистофель предстает перед ученым в образе схоласта. Они договариваются, что если Фауст пожелает остановить прекрасное мгновенье, то низвергнется в ад.
После заключения сделки оба пускаются в странствие, в ходе которого нечистый предоставил ученому власть и обширные возможности, однако это не приносит ему счастья: гибнут люди, сходит с ума возлюбленная.
Во второй части Фауст оказывается в античном мире, влюбляется в царицу Елену и работает на благо человечества. Перед лицом смерти он понимает, что главное в мире – не власть, деньги или любовь, а дело, полезное обществу.
Список и какая характеристика персонажей трагедии «Фауст» Гёте
Основные герои «Фауста»:
Второстепенные персонажи «Фауста»:
Краткое содержание трагедии «Фауст» Гёте подробно по главам
Посвящение
Автор с благодарностью вспоминает молодость, любимых и друзей, тех, чей круг был тесен, но с годами распался.
Театральное вступление
Оживленный разговор между Директором театра, Поэтом и Актером возник на почве обсуждения проблем творчества, значения искусства в жизни.
Пролог на небе
К Господу приходит Мефистофель и осуждает людей, которые были созданы разумными, но подвержены диким животным страстям. Господь интересуется у Мефистофеля, знает ли тот Фауста. Собеседник отвечает утвердительно и готов биться об заклад, что ввергнет его душу в пучину искушений. Господь принимает вызов, он уверен, что интуиция ученого не подведет, и тот выдержит испытания.
Часть первая
В толпе гуляющих Вагнера и Фауста окликает человек и благодарит доктора за содеянное добро, за то, что тот подсказал, как победить чуму. Неожиданно к наставнику и его ученику прибивается черный пудель.
Фауст решает оставить собаку у себя. Животное оборачивается Мефистофелем в образе студента. После философского разговора гость не может уйти из-за начертанной внутри жилища пентаграммы. Тогда мнимый студент усыпляет доктора и исчезает. Повторно визитер является в облачении богатого торговца, уговаривая Фауста покинуть дом и предаться различным утехам. Искуситель обещает поразить воображение Фауста. Если наслаждение захватит настолько, что захочется задержать это мгновенье, то нужно просто сказать об этом – и Фауст станет добычей дьявола. Сделка подписывается на бумаге и закрепляется кровью. Далее они отправляются летать на дьявольском плаще.
Оба странника затесываются в компанию гуляк, которым Мефистофель предлагает отведать вина. Один из них опрокидывает чашу, напиток проливается на землю и воспламеняется. Все понимают, что перед ними адское пламя и кидаются на Мефистофеля с ножами, но тот дурманит их сознание. Воспользовавшись моментом, Мефистофель и Фауст ретируются.
Путешественники попадают в логово ведьмы. Фауста не отпускают навязчивые мысли. Дьявол уверяет, что от грустных дум может отвлечь работа. По его просьбе ведьма варит для Фауста зелье, после приема которого он обретает молодость.
Фауст случайно встречает Маргариту и влюбляется в нее. Он умоляет Мефистофеля свести его с девушкой. Дьявол говорит, что она невинна, а потому у него нет над ней власти. Фауст заявляет, что если Мефистофель не устроит свидание, то он расторгнет договор.
Маргарите тоже приглянулся уличный незнакомец. Фауст и Мефистофель проникают в жилище девушки и оставляют шкатулку с драгоценностями в подарок.
Матушка Маргариты относит драгоценности в храм, поскольку догадывается об их нечистом происхождении. Фауст решает преподнести подарок Гретхен повторно.
Маргарита признается соседке Марте о новых дарах. Та рекомендует об этом не говорить матери. К Марте заявляется Мефистофель и приносит весть о смерти ее супруга. Марта требует документального подтверждения. Мефистофель заверяет, что вернется с другом, который подтвердит печальное известие. Заодно он просит Гретхен задержаться.
Наедине с Фаустом Маргарита рассказывает о себе, потом гадает на цветке. Доктор признается девушке о своих чувствах.
В дальнейшем Фауст избегает встреч с любимой. Мефистофель передает тому, как Маргарита тоскует.
Маргарита подозревает Мефистофеля в недобрых замыслах. Фауст передает Маргарите склянку со снотворным для усыпления матери, чтобы при следующей встрече им удалось бы побыть наедине подольше. От переизбытка лекарства женщина умирает.
Брат Маргариты застает влюбленных и намерен поквитаться с возлюбленным девушки, его берет досада, что та решилась на греховную связь. Во время поединка Фауст убивает соперника и покидает город.
Во время церковной службы злой дух внушает Гретхен мысли о том, что она виновата в гибели матери, брата, в зачатии внебрачного ребенка. Не выдержав, женщина теряет сознание.
Фауст и Мефистофель присутствуют на шабаше ведьм. Прогуливаясь среди костров и мифических персонажей, ученому привиделась тень обезглавленной Маргариты.
Фауст узнает, что Гретхен находится в тюрьме. Доктор просит Мефистофеля выручить ее. Мефистофель сначала отказывается, но затем соглашается усыпить надзирателя, а дальше Фауст должен действовать самостоятельно.
Доктор, очутившись в темнице, видит, что Маргарита как-то странно себя ведет. Он понимает, что девушка лишилась рассудка. Маргарита принимает возлюбленного за палача и просит отложить казнь до рассвета. Фауст объясняет, кто он. Девушка обрадована и одновременно бредит, прося доктора похоронить ее и погибших родственников. Перед смертью Маргарита касается в грехах, и Бог ее прощает.
Часть вторая
Акт первый
Мефистофель в личине шута предстает перед императором. Канцлер объявляет, что в казне пусто.
Дьявол помогает правителю обзавестись деньгами с помощью распространения среди подданных акций под залог золота в недрах.
Фауст в образе кудесника обещает императору показать Париса и Елену. Мефистофель передает Фаусту ключ, благодаря которому доктор может очутиться в античном мире.
Придворные ждут зрелища. Когда это происходит, Фауст влюбляется в красавицу Елену. Зрители видят сценку похищения девушки Парисом. Фауст пытается помешать этому, но духи героев исчезают.
Акт второй
Фауст находится у себя и слушает рассказ одного из студентов об успехах его научного последователя Вагнера.
Вагнер мечтает создать особого человека. Дьявол помогает Вагнеру, и из колбы зарождается Гомункул – существо с двойственной натурой.
Во время праздника Вальпургиевой ночи Фауст приходит в себя и отправляется на поиски Елены.
Акт третий
Елена узнает, что ее готовятся принести в жертву. Ключница помогает девушке, спрятав в замке Фауста.
Елену встречает сам владелец замка. Он отправляет войска на битву с царем Менелаем, а сам с Еленой скрывается в подземном мире. Через некоторое время у влюбленных появляется сын Эвфорион. Подросший мальчик одержим идеей достичь небес одним прыжком. Взобравшись на вершину скалы, Эвфорион прыгает и разбивается. Безутешная мать прощается с Фаустом и растворяется в воздухе. В руках мужчины остаются одежды Елены, которые становятся облаками, уносящими доктора прочь.
Акт четвертый
Фауст подплывает к скале и сетует на нехватку душевной чистоты. Вскоре туда же прилетает Мефистофель. Вместе они помогают императору вернуть престол, а в награду Фауст получает кусок побережья.
Акт пятый
К престарелым супругам приходит странник, которому они уже однажды помогли.
Фауст не в силах уговорить стариков покинуть берег моря, отныне принадлежащий ему одному. Мефистофель обещает решить это дело.
Дом супружеской пары сожжен, хозяева умерли, а их гость убит слугами. Фауст проклинает Мефистофеля, ведь ему хотелось все сделать по справедливости.
Мефистофель приказывает вырыть могилу для Фауста. Ослепший доктор слышит стук лопат и решает, что воплощается его мечта – ведется постройка плотины. Предвосхищая эту прекрасную картину, Фауст умирает.
Мефистофель ожидает, когда он сможет воспользоваться договором. Однако ангелы уносят бессмертную душу ученого на небо.
Кратко об истории создания трагедии «Фауст» Гёте
Романтическое сочинение Гете «Фауст» было написано в период с 1774 по 1831 год, впоследствии стало считаться наиболее значительным в творчестве писателя. Работе над ним была посвящена большая часть жизни автора. Такова краткая история создания трагедии.
Трагическая история доктора Фауста
На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста: он родился в германском городе Рода, учился в Виттенберге, получил докторскую степень. «Потом, исполнен дерзким самомненьем, / Он ринулся в запретные высоты / На крыльях восковых; но тает воск — /И небо обрекло его на гибель».
Фауст в своём кабинете размышляет о том, что, как ни преуспел в земных науках, он всего лишь человек и власть его не беспредельна. Фауст разочаровался в философии. Медицина также не всесильна, она не может дать людям бессмертье, не может воскресить умерших. Юриспруденция полна противоречий, законы вздорны. Даже богословие не даёт ответа на мучающие Фауста вопросы. Лишь магические книги привлекают его. «Могущественный маг подобен Богу. / Итак, свой разум, Фауст, изощряй, / Стремясь божественной достигнуть власти». Добрый ангел уговаривает Фауста не читать проклятых книг, полных соблазнов, которые навлекут на Фауста гнев Господень. Злой ангел, наоборот, подстрекает Фауста заняться магией и постичь все секреты природы: «Будь на земле, как в небесах Юпитер — / Владыкой, повелителем стихий!» Фауст мечтает заставить духов служить себе и стать всемогущим. Его друзья Корнелий и Вальдес обещают посвятить его в тайны магической науки и научить заклинать духов. На его зов является Мефистофель. Фауст хочет, чтобы Мефистофель служил ему и исполнял все его желания, но Мефистофель подчиняется одному Люциферу и может служить Фаусту только по приказу Люцифера. Фауст отрекается от Бога и признает верховным властелином Люцифера — владыку тьмы и повелителя духов. Мефистофель рассказывает Фаусту историю Люцифера: когда-то он был ангелом, но проявил гордыню и восстал на Господа, за это Бог его низринул с неба, и теперь он в аду. Те, кто вместе с ним восстали на Господа, также осуждены на адские муки. Фауст не понимает, как же сейчас Мефистофель вышел из сферы ада, но Мефистофель объясняет: «О нет, здесь ад, и я всегда в аду. / Иль думаешь, я, зревший лик Господень, / Вкушавший радость вечную в раю, / Тысячекратным адом не терзаюсь, / Блаженство безвозвратно потеряв?» Но Фауст твёрд в своём решении отринуть Бога. Он готов продать душу Люциферу за то, чтобы двадцать четыре года «жить, вкушая все блаженства» и иметь Мефистофеля своим слугой. Мефистофель отправляется к Люциферу за ответом, а Фауст тем временем мечтает о власти: он жаждет стать царём и подчинить себе весь мир.
Слуга Фауста Вагнер встречает шута и хочет, чтобы шут служил ему семь лет. Шут отказывается, но Вагнер вызывает двух дьяволов Балиола и Белчера и грозится, что, если шут откажется ему служить, дьяволы немедленно утащат его в ад. Он обещает научить шута превращаться в собаку, в кота, в мышь или крысу — во все что угодно. Но шут если уж в кого и хочет превращаться, то в маленькую резвую блошку, чтобы прыгать, где ему хочется, и щекотать смазливых бабёнок под юбками.
Фауст проклинает Мефистофеля за то, что он лишал его небесных радостей. Добрый ангел советует Фаусту раскаяться и уповать на милосердие Господне. Злой ангел говорит, что Бог не сжалится над таким великим грешником, впрочем, он уверен, что Фауст и не раскается. У Фауста и правда не хватает духу раскаяться, и он заводит с Мефистофелем спор об астрологии, но когда он спрашивает, кто создал мир, Мефистофель не отвечает и напоминает Фаусту, что он проклят. «Христос, мой искупитель! / Спаси мою страдающую душу!» — восклицает Фауст. Люцифер упрекает Фауста за то, что он нарушает слово и думает о Христе. Фауст клянётся, что это больше не повторится. Люцифер показывает Фаусту семь смертных грехов в их подлинном обличье. Перед ним проходят Гордость, Алчность, Ярость, Зависть, Чревоугодие, Леность, Распутство. Фауст мечтает увидеть ад и вновь вернуться. Люцифер обещает показать ему ад, а пока даёт книгу, чтобы Фауст прочёл ее и научился принимать любой образ.
Хор рассказывает, что Фауст, желая познать тайны астрономии и географии, для начала отправляется в Рим, чтобы увидеть папу и принять участие в торжествах в честь святого Петра.
Фауст и Мефистофель в Риме. Мефистофель делает Фауста невидимым, и Фауст развлекается тем, что в трапезной, когда папа угощает кардинала Лотарингского, выхватывает у него из рук блюда с яствами и съедает их. Святые отцы в недоумении, папа начинает креститься, и, когда он крестится в третий раз, Фауст даёт ему пощёчину. Монахи предают его проклятию.
Робин, конюх постоялого двора, где остановились Фауст с Мефистофелем, крадёт у Фауста книгу. Он и его друг Ралф хотят научиться по ней творить чудеса и для начала крадут кубок у трактирщика, но тут вмешивается Мефистофель, чей дух они ненароком вызвали, они возвращают кубок и обещают больше никогда не красть магические книги. В наказание за дерзость Мефистофель обещает превратить одного из них в обезьяну, а другого — в собаку.
Хор рассказывает, что, посетив дворы монархов, Фауст после долгих странствий по небу и земле вернулся домой. Слава о его учёности доходит до императора Карла Пятого, и тот приглашает его к себе во дворец и окружает почётом.
Император просит Фауста показать своё искусство и вызвать духов великих людей. Он мечтает увидеть Александра Великого и просит Фауста сделать так, чтобы Александр и его супруга восстали из могилы. Фауст объясняет, что тела давно усопших особ превратились в прах и он не может показать их императору, но он вызовет духов, которые примут образы Александра Великого и его супруги, и император сможет их увидеть во цвете лет. Когда духи появляются, император, чтобы удостовериться в их подлинности, проверяет, есть ли у супруги Александра родинка на шее, и, обнаружив ее, проникается к Фаусту ещё большим уважением. Один из рыцарей сомневается в искусстве Фауста, в наказание у него на голове вырастают рога, которые исчезают только тогда, когда рыцарь обещает впредь быть почтительнее с учёными. Время, отпущенное Фаусту, подходит к концу. Он возвращается в Виттенберг.
Лошадиный барышник за сорок монет покупает у Фауста коня, но Фауст предупреждает его, чтобы он ни в коем случае не въезжал на нем в воду. Лошадиный барышник думает, что Фауст хочет утаить от него какое-нибудь редкостное качество коня, и первым делом въезжает на нем в глубокий пруд. Едва доплыв до середины пруда, барышник обнаруживает, что конь исчез, а под ним вместо коня — охапка сена. Чудом не утонув, он приходит к Фаусту, чтобы потребовать свои деньги обратно. Мефистофель говорит барышнику, что
Фауст крепко спит. Барышник тащит Фауста за ногу и отрывает ее. Фауст просыпается, кричит и посылает Мефистофеля за констеблем. Барышник просит отпустить его и обещает заплатить за это ещё сорок монет. Фауст доволен: нога на месте, а лишние сорок монет ему не повредят. Фауста приглашает герцог Ангальтский. Герцогиня просит достать ей среди зимы виноград, и Фауст тут же протягивает ей спелую гроздь. Все дивятся его искусству. Герцог щедро награждает Фауста. Фауст бражничает со студентами. Под конец пирушки они просят его показать им Елену Троянскую. Фауст исполняет их просьбу. Когда студенты уходят, приходит Старик, который пытается вернуть Фауста на путь спасения, но безуспешно. Фауст хочет, чтобы прекрасная Елена стала его возлюбленной. По приказу Мефистофеля Елена предстаёт перед Фаустом, он целует ее.
Фауст прощается со студентами: он на пороге смерти и осуждён вечно гореть в аду. Студенты советуют ему вспомнить о Боге и просить его о снисхождении, но Фауст понимает, что ему нет прощения, и рассказывает студентам, как продал душу дьяволу. Близок час расплаты. Фауст просит студентов молиться за него. Студенты уходят. Фаусту осталось жить только один час. Он мечтает, чтобы полночь никогда не наступала, чтобы время остановилось, чтобы настал вечный день или хотя бы подольше не наступала полночь и он успел бы раскаяться и спастись. Но бьют часы, грохочет гром, сверкает молния, и дьяволы уводят Фауста.
Хор призывает зрителей извлечь урок из трагической судьбы Фауста и не стремиться к познанию заповедных сфер науки, которые соблазняют человека и учат его творить зло.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Душа и дьявол
История учёного, продавшего душу дьяволу и погубленного им, известна нам благодаря Гёте. В его интерпретации Фауст — настоящий человек Возрождения, могучий ум, одержимый познанием и мечтающий служить человечеству. В иных версиях этой истории знаменитый доктор — всего лишь заурядный шарлатан или несчастная заблудшая душа. Если бы только существовавший в реальности прототип Фауста знал, что его судьба станет символом.
История Фауста — одна из самых популярных городских легенд Европы. И, как у всех городских легенд, у неё есть «подтверждения» в реальности. На одном из домов немецкого города Виттенберга висит табличка с надписью: «Иоганн Фауст (ок. 1480 — ок. 1540), астролог, алхимик, жил здесь между 1525 и 1532 годами». Его имя есть в списках учащихся Гейдельбергского университета за 1509 год, а также в списках представленных к учёной степени бакалавра теологии. К биографии этого средневекового учёного как будто даже не приписали ничего лишнего.
Кроме договора с дьяволом.
Авантюрист и чернокнижник
Прижизненных портретов доктора Фауста не сохранилось. Этот написан в XVII веке неизвестным художником.
Настоящий Иоганн-Георг Фауст родился примерно в 1480 году (современные исследователи называют также 1466 год) в крохотном немецком городке Книтлинген (княжество Вюртемберг). Хотя в этом версии исследователей расходятся: иногда его местом рождения считаются городки Зиммерн, Кундлинг, а также Гельмштадт вблизи Гейдельберга или же Рода. Происходил он, по-видимому, из обеспеченной семьи, хотя кем были его родители — неизвестно. У юного Иоганна с очевидностью хватало и средств, и времени, чтобы получить неплохое образование — в основном самостоятельно. По другой версии — он изучал магию в Кракове, где в те времена можно было это делать совершенно свободно. В любом случае, оккультные науки его всегда интересовали.
Папа Сильвестр II в миру Жильбер Орильякский (ок. 946 — 1003) | |||||||||||
Альберт Великий в миру Альберт фон Больштедт (ок. 1193 или 1206 — 1280) | ||||||||||
Монах-доминиканец, преподавал в доминиканской школе в Кёльне (среди его учеников был Фома Аквинский). Составил комментарии ко всем известным на тот момент работам Аристотеля. Помимо богословия, интересовался естественными науками, создал несколько масштабных трудов, систематизирующих все собранные на тот момент знания по зоологии, ботанике, минералогии, астрономии. Занимался алхимическими опытами, впервые сумел получить в чистом виде мышьяк. Изобрел логарифмы. За энциклопедичность знаний получил почтительное прозвище Doctor Universalis (Доктор всеобъемлющий). В ХХ веке был канонизирован католической церковью и провозглашён покровителем ученых. Как все алхимики, Альберт Великий также считался магом. Ему приписывалось авторство нескольких оккультных трудов, которое, впрочем, сейчас считается сомнительным. Зато неоспоримо авторство «Малого алхимического свода» — своего рода Библии алхимиков. По легенде, он сумел создать искусственного человека — гомункулуса. О степени правдивости подобных легенд можно судить хотя бы по самым известным. Так, рассказывали, будто его всюду сопровождал чёрный пудель, умевший превращаться в человека, — якобы это был сам демон Мефистофель. Также считалось, будто германский император обязан своими победами в Италии исключительно магическому искусству Фауста, а не тактическим умениям своих полководцев. А в Венеции и в Париже, при дворе короля Франциска I, Фауст якобы пытался даже возноситься в воздух. Правда, безуспешно. Сами по себе истории о договоре с дьяволом были известны давно. Одна из первых её интерпретаций — раннехристианская «Повесть об Еладии, продавшем дьяволу душу», из которой выросла русская «Повесть о Савве Грудцыне» XVII века. Наш отечественный герой предпочёл с помощью беса сделать военную карьеру, а не научную, и у его истории счастливый финал: бог прощает раскаявшегося грешника. Фауст и созданный им гомункул: «Здравствуй, сынок!» Не прошло и полувека со дня предполагаемой смерти Иоганна Фауста, как он стал персонажем популярной «Истории о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике» («Народная книга»), изданной в 1587 году в Германии. В ней герою приписывают легенды, которые рассказывали о самых разных знаменитых чернокнижниках: от легендарного Симона Волхва, состязавшегося в чудесах с самим апостолом Павлом, до Альберта Великого и Корнелиуса Агриппы. Популярность истории о Фаусте связана не только с её увлекательностью, но и с тем, что в ней люди эпохи Возрождения находили подтверждение своему страху перед прогрессом: наука в те времена развивалась бурно, путем проб и ошибок, и осознать изменения обыватели просто не успевали, предпочитая шарахаться от всего, чего не могли понять. Не слишком ли обнаглели эти странные люди учёные, силясь проникнуть в тайны природы, от бога это стремление или от дьявола? Безымянный автор «Истории о докторе Фаусте» убеждён, что героя погубило не стремление к знаниям как таковое, а гордыня, желание уподобиться богу, познав все тайны неба и земли, и неразборчивость в средствах — вместо того чтобы кропотливо трудиться самостоятель- но, как велит христианская мораль, учёный прибег к помощи врага рода человеческого. За это герой жестоко наказан: в финале бесы утаскивают его в ад. «История о докторе Фаусте» с большим успехом прогулялась по всей Европе, охваченной примерно одними и теми же настроениями. Не исключено, что русский автор «Повести о Савве Грудцыне» тоже её читал. На французском её пересказал историк и богослов Пьер Кайе, как и положено богослову, решительно осуждавший Фауста за безбожие и чародейство. Именно Кайе ввёл в историю античную красавицу Елену, тень которой наш доктор вызывает в качестве наглядного пособия на лекции о Гомере и влюбляется в неё. Пришёлся ко двору легендарный чернокнижник и в Англии, на родине знаменитых «учёных магов» Роджера Бэкона и Джона Ди. Кристофер Марло (тот самый, которому приписывается авторство всех или некоторых пьес Шекспира) на том же материале написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста» (1604). Он осуждает героя и в то же время им любуется: талантливый и увлечённый Фауст — настоящий человек Возрождения, поплатившийся за «присвоение полномочий» бога. Его история напоминает о судьбе античного богоборца Прометея. Кстати, именно Марло первым назвал демона, с которым общался Фауст, Мефистофелем. Более всего легенда о Фаусте была популярна, разумеется, у себя на родине. Немецкие авторы, как положено добропорядочным бюргерам, чаще придавали герою черты возмутителя морали, наказанного за грех чернокнижия, чем титана Ренессанса. Исключением стали писатели предромантического периода «бури и натиска» (1767—1785), заворожённые бунтарством Фауста. Мефистофель расписывает Фаусту преимущества продажи души по очень выгодному тарифу. В числе авторов «бури и натиска» был и Иоганн Вольфганг Гёте, создавший, по сути, канон легенды — грандиозную трагедию «Фауст», которую он писал почти всю жизнь, с 1774 по 1831 год. Писатель выстроил практически универсальный текст, умудрившись через искания Фауста показать не только судьбу человека науки, но и — шире — человека вообще, с его сомнениями, страхами, слабостями — и подлинным величием.
|