О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

По рассказу В. Шукшина «Жил человек» (Школьные сочинения)

Рассказ Василия Шукшина — глубокое раздумье о жизни, о судьбе, о смерти. Зачем живет человек? Что скрывается за этой короткой фразой, звучащей в прошедшем времени — жил человек?

Как жил и что успел синеглазый, все время кашляющий человек, если даже не успел закончить анекдот?

Повествование Шукшина беспафосно, просто. Короткие встречи с героем рассказа, у которого нет даже имени, тем не менее дали представление о трудной жизни человека.

А воспринимал он её естественно, совсем беззлобно. Какие обиды могут быть, если жизнь и судьба, в его понимании, идут отдельно от человека и управлять ими нельзя»?

Это судьба вернула его с войны на костылях, с безжизненно висевшей ногой. Ни родных, ни дома не осталось. И выбора у него не оставалось: пришлось на костылях лед на реке рубить. И так исхитряться, чтобы больную ногу топором не задеть и ко льду самому не примерзнуть.

Послевоенная жизнь его начиналась в тесной холодной избе у сторожихи, которая чуть случайно не пристрелила его за доску, выломанную от забора: холодно ночью ведь на полу спать. Это не его выбор. И счастливо судьба улыбнулась — дали общежитие.

А что же его выбор? Его выбор — курить. Хоть кашлял он тяжело, но не бросал и сострадания не ждал. И даже агрессивно зло отреагировал на него. «Жить на цыпочках», то есть не курить, как советуют врачи, он не хотел и не мог. Для русского мужика курево — это радость. О такой радости Шукшин говорит в рассказе просто и эмоционально: «наговоримся, накуримся всласть…».

Может и добил синеглазого табак. Жил человек. Ночью умер. Автор рассказывает, какую тоску он испытал от ночной тишины, от людей в белых халатах, от телевизора, на котором прыгала светлая точка. Прыгала, прыгала и остановилась. Остановилось сердце человека. Жизнь ушла.

«Зачем живем?» — мучительно думает писатель. Но никто не услышит этого вопроса, никто не ответит на него. И автор понимает, что надо «жить и не оглядываться, уходить и уходить вперед, сколько отмерено». И даже успокоительно добавляет: «Похоже, умирать-то — не страшно».

Рассказ «Жил человек» написан им незадолго до смерти. В октябре 1974 года Шукшин умер от сердечного приступа во время съемок кинофильма «Они сражались за Родину». Было ему всего 45 лет. И за плечами тоже была непростая жизнь. Но он шел и шел по ней, уходя вперед. Уходя от нас. Именно так, как он рассуждал накануне.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Судьба человека» — краткое содержание и анализ

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» — признанный шедевр советской литературы. Он содержит повествование о мужественном человеке, русском солдате, достойно прошедшим страшные испытания Великой Отечественной войны.

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Краткое содержание рассказа (очень коротко)

Время и место действия

Встреча рассказчика с Андреем Соколовым состоялась на Верхнем Дону, в конце марта, в первую послевоенную весну. Здесь он и поведал автору свою историю.

Действующие лица рассказа и их краткая характеристика

Главные герои

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Таким был не только главный герой — многие советские люди. Можно сказать, что образ Соколова – это собирательный образ. До войны он был счастлив: любил жену и детей. Семья была для него главным. Потеряв всё, Андрей нашёл в себе силы жить дальше и найти утешение в маленьком Ванюшке, которому он стал отцом.

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Второстепенные герои

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Краткое содержание рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

В содержании деление на главы условное — в оригинале нету ни глав ни частей.

Наступила первая послевоенная весна. Автор вместе с приятелем отправляется в станицу на бричке. По бездорожью они с трудом добрались до переправы через реку Еланку, по ту сторону которой в сарае их ждала машина. Вместе с шофёром автор рассказа переправился на утлой лодчонке на другой берег, товарищ остался ждать на берегу. За ним водитель отправился обратно, обещая вернуться через два часа. Повествователь тем временем решил сделать перекур.

В этот момент к машине подошёл мужчина с маленьким мальчиком. Это и был главный герой рассказа Андрей Соколов с Ванюшкой, приёмным сыном. Соколов принял его за хозяина машины, а поскольку Андрей и сам был шофёром, то хотел поговорить об автомобилях. Повествователь слукавил и сказал, что он шофёр. Тогда Соколов угостил его табаком, и они разговорились. Не совсем приятно было рассказчику, что он обманул человека, поэтому молчал, а новый знакомый заговорил о себе.

До войны

Андрей рассказал о голоде в начале 20-х, из-за которого его родные умерли. Он выжил, потому что подался на Кубань и работал на кулаков. Через год Андрей вернулся в родной дом, но решил продать его и отправиться в Воронеж. Там устроился на работу, а потом женился на девушке-сироте. Звали её Ирина, была она весёлая и скромная. Тяготы жизни Ирина познала уже с детства, что и сформировало её характер. Жена стала для Андрея самым близким и родным человеком.

Соколов вспоминал, что иногда уставал на работе и приходил злой. Жена никогда не отвечала грубостью. Она всегда была ласкова и приветлива, и от этого герой сам приходил в доброе расположение духа. Когда он являлся домой пьяным, Ирина не бранила его. Андрей вспоминал жену только добрым словом.

Родилось у них трое детей. Сначала сын, а потом две дочки. После рождения ребятишек Соколов думать забыл о выпивке. Построил свой дом, а потом стал водить грузовик. Всё было хорошо до тех пор, пока не началась война. Соколов ушёл на фронт. Ирина, провожая его, чувствовала, что больше не увидит мужа.

На войне Соколов был шофёром, дважды его легко ранило. Однажды во время боя он повёз снаряды к одной гаубичной батарее и попал под артобстрел. Грузовик взорвался, Андрей потерял сознание, а когда очнулся, то понял, что попал в окружение. Сначала он притворился мёртвым, но потом увидел, что на него идут фашисты. Андрей встал, решив, что умрёт с достоинством. Но всё, что понадобилось фрицам, его обувь. Убивать советского солдата они не стали, оценив его крепкие мускулы: нужна была рабочая сила для великой Германии.

Бесчеловечность фашистов не знала границ. Один из солдат был верующим, потому не мог справить нужду в храме, стал отчаянно проситься наружу, но его сразила автоматная очередь. Наутро расстреляли еврея и ещё троих русских солдат, которые чернявостью напоминали евреев. Затем колонну с военнопленными вновь повели на Запад. Андрею удалось бежать, когда всем пленным было приказано копать могилки.

Четыре дня Соколов бежал, но его догнали немцы с овчарками. Собаки едва не загрызли Андрея. Героя отправили в карцер, где ему пришлось провести целый месяц, а потом отправили в Германию на два года.

В лагере

За два года плена Андрей Соколов объехал половину Германии, везде пленных использовали на самых тяжёлых работах. Наконец, их перебросили в лагерь Б-14, который находился под Дрезденом. Истощённые люди работали на каменоломнях. Как-то после работы Соколов сказал, что немцы требуют с них выработку по четыре кубометра, а на могилу каждому пленному одного кубометра с лихвой хватит. Кто-то донёс. Вечером его вызвали к Мюллеру, коменданту лагеря, известному жестоким обращением с бесправными военнопленными.

Герой выпил, но не закусывал, хотя вид еды его дурманил. Комендант предложил закусить, но Соколов отказался, добавив, что после первой никогда не закусывает. Мюллер предложил выпить второй стакан. И после второго стакана герой гордо отказался от закуски. На вопрос коменданта ответил так же, как и в первый раз: после второй он не закусывает. Немцы, сидевшие за столом, засмеялись.

Мюллер налил третий стакан. Только после третьего стакана Соколов взял в рот кусочек хлеба, откусил и положил на стол, показывая, что он голоден, но хватать со стола фашистов еду не будет. Комендант был удивлён храбростью русского солдата и передумал его убивать. Вдобавок ко всему у немцев была радость – они взяли Сталинград. Поэтому Соколова не просто отпустили в барак, а дали целую буханку хлеба и небольшой кусок сала за смелость. Андрей всё принёс товарищам, и они поделили еду поровну.

Побег

Так он смог попасть к своим, где его допросили, оценили важность доставленного «языка», пообещали представить к награде, а затем отправили в госпиталь, хотя Андрей просился в стрелковую часть. В госпитале он первым делом написал письмо жене.

После выписки из госпиталя, Соколов получил отпуск и сразу поехал в родной город. Когда увидел, что на прежнем месте нет его дома, а вместо него только воронка, Андрей уехал назад и не стал отдыхать в отпуске.

После войны

После демобилизации Андрей не захотел возвращаться в Воронеж. Слишком болезненными были воспоминания. Он решил поехать к фронтовому другу в Урюпинск. Тот жил с женой, но детей у них не было. Они и приютили Соколова у себя. Друг работал шофёром и помог устроиться Андрею.

Там же герой и увидел беспризорника Ванюшку, у которого на войне погибли родители. Соколов сказал 6-летнему мальчику, что он и есть его отец. С тех пор Ванюшка и Андрей стали жить вместе, согревая друг друга душевным теплом. Сколову стало намного легче, а Ванюшка был счастлив обрести отца.

Герою вместе с сынишкой пришлось уехать из Урюпинска, потому что как-то раз его машину занесло, и он врезался в корову. Инспектор отобрал у Соколова водительское удостоверение. Тогда начал Андрей работать плотником и написал письмо ещё одному сослуживцу. Тот пообещал сделать новое удостоверение, а пока придётся плотничать. Вот главный герой вместе с Ваней и ехал к боевому другу.

В это время пришла лодка, автор попрощался со случайными знакомыми. Ехал и думал о том, какая судьба у этого человека, сколько ему пришлось пережить. Он всё время смотрел вслед двум фигурам, большой и маленькой. И тут маленький мальчик повернулся и помахал рукой. Рассказчик поспешил отвернуться, потому что заплакал. Он не хотел ранить сердце ребёнка.

Анализ произведения

История создания

История создания произведения интересна. Михаил Шолохов был на охоте, где встретился с незнакомцем. Они разговорились, и малознакомый человек открыл писателю душу, рассказав свою жизнь. Шолохов не смог остаться равнодушным к услышанному, трагическая судьба этого человека потрясла его. Писатель захотел рассказать эту историю, но к работе приступил только спустя 10 лет.

Тема, идея, проблематика

Главная тема рассказа — человек на войне.

Война ставит людей в крайние обстоятельства, при которых раскрывается вся глубинная сущность каждого человека. До войны Андрей Соколов жил, как большинство советских людей, ничем не выделялся. Жестокие испытания показали, на что способен этот человек, какова сила его духа.

Идея (основная мысль) рассказа: простой советский солдат, прошедший мясорубку войны, плен, концлагерь, потерявший самое дорогое — семью, остался чутким человеком, и судьба его похожа на судьбы миллионов советских людей, сумевших вернуться к нормальной жизни и сохранить в себе человечность.

Жанр и направление

Писатель сам определил жанр своего произведения, назвав его рассказом. События происходят за небольшой промежуток времени, задействовано небольшое количество героев и персонажей. Однако глубина рассказа такова, что его можно смело назвать эпопеей, так как широко обобщение. Такой была судьба многих советских людей в годы войны.

Рассказ написан на основе реальных событий. У всех героев есть свои прототипы. Поэтому направление рассказа реалистическое.

Заключение и выводы по произведению

Рассказ «Судьба человека» — свидетельство того, что дух человека сильнее его физической составляющей, сломить его невозможно, если человек в любых обстоятельствах остаётся верен своей совести — нравственной категории, позволяющей безошибочно отличить дурное от доброго. Андрей Соколов ни разу не пошёл против совести и выстоял.

Экранизации

Советский режиссёр Сергей Бондарчук в 1959 году экранизировал рассказ «Судьба человека», а сам сыграл в нём главную роль. Фильм получил высокую оценку на Московском кинофестивале и главный приз.

Источник

Что самое главное в произв-ии «Храбрый утенок»? Что хотел доказать автор?

Литературное чтение 2 класс:

Борис Житков «Храбрый утенок»

Как ты думаешь, что самое главное в этом произведении?

Что хотел доказать автор?

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

В небольшом рассказе Виталия Бианки «Храбрый утенок» читатели знакомятся с бесстрашным утенком.

В соседний двор повадилась летать стрекоза, и утята перестали есть, так как боялись походить к еде из-за стрекозы. Алеша не побоялся насекомого, схватил вредную стрекозу за крыло и отучил пугать утят.

Автор хотел сказать читателям о том, что свои интересы нужно отстаивать, а трудности, которые встречаются на пути, следует преодолевать, и помогать другим.

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Нужно любить и принимать себя таким какой ты есть и тогда жить в обществе будет проще, тебя примут таким какой ты есть и не будут издеваться)

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Учитываем, что это для 2 класса составляем маленький рассказ, который как и всё написанное начинается со вступления. Илья Муромец это не вымышленный русский герой-богатырь, он существовал на самом деле. Родился Илья в селе Карачарово, которое находилось возле города Мурома в простой крестьянской семье. Его родители уже были не молоды, когда Илья появился на свет. Отец Иван Тимофеевич и мать Ефросинья Яковлевна. Очень любил Илья своих родителей, и оттого сильно переживал, что не может помочь им ни в чём. До 33 лет он не мог ходить, у него не двигались ноги. Однажды пришли к нему странники и попросили воды. Илья огорчился поначалу, подумав, что странники смеются над ним, но получив от них целебный напиток неожиданно встал и подал им напиться. С этим напитком Илья обрел великую силу, с которой никто не мог потягаться, Свой дар (силу) он никогда не использовал на неправое дело. Враги земли Русской боялись Илью Муромца, а те кто не верил убеждались в этом в бою, Илья всегда побеждал. А отблагодарил он каликов тем, что постригся в монахи, когда понял что не вечно будет он жить на земле. С пострижением в монахи Илья смог защищать людей не только мечом, но и усердной молитвой к богу.

Для второклассников видео, представленное пониже, может быть будет сложноватым, но для подростков, да и для взрослых очень поучительное:

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

В рассказе Берестова «Честное гусеничное» описывается история одной гусеницы, которая была так уверена в своей неотразимости, что специально полезла на цветок, чтобы ее увидела и восхитилась девочка. Однако девочка сказала, что гусеница противная. Гусеница сильно расстроилась и дала клятву, что никто ее больше никогда не увидит. Она спряталась на дереве и обмоталась коконом. Потом гусеница превратилась в бабочку и стала настоящей красавицей.

Как же еще могла закончить свою клятву наша гусеница?

Например так: Честное гусеничное слово, я никому не покажусь на глаза, пока не стану красивой бабочкой.

Или так: Честное гусеничное слово, а съем все листья и лопну, но жестоко отомщу за это оскорбление.

А может и так: Честное гусеничное слово, я больше никогда не буду хвастать своей красотой.

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Ответы на печатную тетрадь по литературе за 2 класс можно найти на нескольких сайтах вот некоторые из них :

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Начнем описание сказки «Серая звездочка» Бориса Заходера с описания главных героев.

Прежде всего обратим внимание, что это сказка в сказке, которую рассказывает еж своему ежонку.

Поэту папа еж и его ежонок также будут главными героями сказки

Далее это сама Серая звездочка, жаба.

Умный скворец, который придумал жабе оригинальное имя.

Это бабочка крапивница, которая нашла свой конец в клюве скворца

Это Очень Глупый Мальчишка.

Главная мысль сказки «Серая звездочка»: «Дело не в названии», главное то, как к тебе относятся твои друзья.

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Это пословица говорит о том, что нужно быть благодарным. То есть не только стараться помочь людям (делать добро), но и помнить добро, которое сделали вам, быть благодарным за него.

Источник

Анализ «Ионыч» Чехов

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Всего получено оценок: 1840.

Всего получено оценок: 1840.

В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Смотреть картинку О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Картинка про О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека. Фото О чем хотел сказать автор в рассказе жил человека

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

Композиция

Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».

Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.

Источник

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

данкоюноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.образ повествователяэто молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.люди в рассказе

общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *