О чем хотел рассказать художник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «стра­на мёртвых», религиозные верования.

1. Как была открыта пещерная живопись?

В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.

2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лоша­дей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.

3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?

Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.

4. Как первобытные люди представля­ли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?

Подумайте и обсудите

1. О чём хотел рассказать художник, создав­ший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.

2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.

3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

Подведём итоги и сделаем выводы

Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).

Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.

Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.

Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных лю­дей?

Источник

О чём рассказывает художник Златкин?

Выставка Александра Златкина работает в арт-пространстве «Весна» в гатчинском Центре информационных технологий с 7 декабря по 31 января. Наш корреспондент пришёл на выставку чтобы послушать, о чём говорят картины Александра Ефимовича. Выставка так и называется «Я хочу рассказать вам…» Но оказалось, что не только художнику есть о чём рассказать, но и куратору выставки, искусствоведу Наталье Ламонт. Так получилось, что выставка Александра Златкина стала наглядным пособием по организации выставочного пространства.

Вообще, я часто сталкиваюсь с тем, что пренебрегают культурой экспозиции. Художники выставляют, что получше — это, конечно, хорошо, но они не учитывают то, что архитектура выставочного зала тоже диктует свои правила и действует на восприятие зрителя. Если разложить всё без порядка, без структуры, выставка становится абсолютно бессмысленной. Выставка — это самостоятельное произведение искусства. И пусть художники на меня не обижаются, но нужно учитывать мнение опытного экспозиционера, чтобы работы раскрывались полнее, вписывались в общую атмосферу. Чтобы зритель, входящий в выставочный зал, чувствовал не только красоту каждой картины, но и душу самого художника. Именно для этого экспозиция формируется по какому-то концепту. Сначала создаётся концепт выставки, а затем работы компонуются с учётом этой концепции, — объясняет Наталья Фёдоровна.

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

Картины из библейской серии

Что можно сказать о выставке, которая сейчас экспонируется в «Весне»?

— Выставка Александра Ефимовича, к сожалению, не совсем соответствует настоящей полноценной композиции. Он художник многоплановый, многогранный, очень серьёзный и его работы должны размещаться дальше друг от друга. Каждая его работа несёт в себе сильную энергетику. Но нужно учитывать, что пространство зала маленькое, поэтому уместно было бы размещать какую-то одну серию. Был бы у нас огромный зал, то можно было бы подразделять его на секции, где были бы пейзажи, натюрморты и библейская серия. Можно было бы показать это всё более полно, делая логические переходы между ними. Но когда пространство маленькое, лучше меньше, да лучше. Если это работы сильные и самодостаточные, то их нельзя ни шпалерной развеской выставлять, ни маленькое расстояние между ними делать. Нужно дать зрителю насытиться этими полотнами. Такие ошибки не дают художнику раскрыться в выставочном зале, — убеждена куратор.

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

Христос и грешница, 2011

— Для этого пространства хватило бы, скажем, картин из библейской серии?

— Библейских бы картин хватило. Можно было бы разместить всё так, чтобы каждый сюжет был представлен более ярко. Или делать выставку только из пейзажей, или только из натюрмортов. Потому что работы Златкина очень сильные и о них можно много говорить. Но я бы хотела в этот раз видеть здесь библейскую серию, учитывая рождественское время, да и к концу года мы всегда предаёмся каким-то размышлениям. И такая атмосфера располагает чтобы задуматься о вечном, о нашем месте в жизни. Она не жестокая эта серия, хотя Библия и Евангелие сталкивают нас с весьма суровыми вещами. Александр Ефимович очень мудро рассказал эти сюжеты именно через современника, через нашу жизнь. И было бы уместно показать максимум из его библейской серии, — говорит Наталья Ламонт.

— Вы, как куратор пространства, могли бы ставить художникам более жёсткие условия?

— Я не ставлю жёсткие условия, понимая, что у каждого есть свои причины выставлять или не выставлять работу. И давить я не имею права. Высказываю свои пожелания, чтобы художники тоже отнеслись к этому с пониманием. А то, что художники не дают какие-то из своих работ, это их право. Они могут находиться в каком-то не доделанном ещё состоянии. Их произведения для них как дети, настаивать здесь было бы неправильно, — поясняет искусствовед.

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

— На выставке представлено немного новых картин, в основном те, которые зрители уже видели. Почему художник назвал выставку «Я хочу рассказать вам…»
Я полагаю, что название выставки — это призыв к диалогу. Настоящий художник должен вступать в диалог со зрителем. Художнику дан Богом талант и естественно он хочет его реализовать, а реализовать он его может только в диалоге со зрителем. Если картину не видят — она мертва, её не существует. Картина оживает только тогда, когда вступает во взаимосвязь со зрителем. Я думаю, что это очень умное, очень мудрое название “Я хочу рассказать вам…” Это призыв к разговору. Попытка поделиться своим жизненным опытом, своими мыслями, чувствами. Это название, которое может подойти любой выставке, если художник самодостаточен, если художник талантлив, то он всегда найдёт что рассказать, — рассуждает Наталья Ламонт.

Судя по отзывам посетителей выставки, они услышали то, что хотел рассказать художник:

— Я с интересом познакомилась и мысленно побеседовала с художником. «Я хочу рассказать вам…» — назвал Александр Ефимович свою новую выставку. Не показать, а рассказать! Рассказ получился неторопливый, из глубины веков – к времени нашему. В центре выставки совершенно новая картина в необычной раме. Вы узнаете нашу современницу. Она смотрится в зеркало, лукаво улыбается, и её утреннее настроение передаётся нам. В нашей бурной и суетной жизни эта женщина решает важные, ответственные задачи. Но художник увидел её симпатичной, кокетливой и, кажется, беззаботной. День только начинается! Есть время постоять у зеркала, улыбнуться себе и нести это настроение людям, — поделилась впечатлениями от выставки Наталья Антонова.

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

Шкаф. Последняя осень. Триптих, 2016

— Картина, о которой рассказала Наталья Михайловна, оправлена рамой от старинного зеркала. Художники часто используют такой экстравагантный приём? Или это ноу-хау Александра Златкина?

— Я очень редко встречаю, чтобы художники использовали утилитарные вещи в качестве рамы. Встречала только у театральных художников, которые весьма изобретательны в формах. А у станковистов я такое встречаю впервые. Но это в очередной раз подчёркивает оригинальность мышления Александра Ефимовича. Это говорит о том, что он абсолютно свободен во времени и пространстве, как и подобает настоящему художнику. А ещё говорит о том, что он прекрасно понимает жанр. У него, к примеру, натюрморт не просто постановочный набор предметов, а всегда связь с памятью, с воспоминаниями и какими-то крепкими корнями. У него все натюрморты направлены на связь поколений, на связь традиций. И то, что он использует элементы старой мебели, вызывает ассоциации. Бабушкин дом. Старая, хорошая дубовая мебель. Я думаю, что это и послужило тому, что он натюрморты и некоторые картины оформляет именно в мебельные каркасы. Эти рамы очень выразительны сами по себе, но мастерство Златкина позволяет картину скомпоновать так, чтобы рама не перетягивала на себя внимание. Он ведь не каждый натюрморт, не каждую картину туда помещает. Он делает это очень гармонично, — рассказывает искусствовед.

— Почему художник не подписывает портреты именами тех людей, которых он пишет? Это касается не только современников, но и исторических личностей. Например, новая картина, в которой безошибочно угадывается Пушкин, называется «Взгляд».

— То, что автор не подписывает с кого он писал портрет — это встречается. Не так часто, но это встречается. И это вполне объяснимо. Иногда человек вдохновляет автора на какой-то сюжет, иногда просто запоминаются черты лица, и он даже не задумывается о том, что пишет портрет, — предполагает Наталья Фёдоровна.

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

Люпиновое поле, 2020

— Какую картину художника Вы бы хотели видеть каждый день, скажем у себя дома?

Цветов в живописи Александра Златкина много. Они обязательно присутствуют на всех его выставках. О цветочных полях Александр Ефимович не устаёт рассказывать из года в год. И каждый раз этот рассказ наполнен любовью и нежностью. «Я хочу рассказать вам о том, что люблю», — так я услышала название выставки. Выставочный зал я покидала с ощущением тепла и света, несмотря на холодный зимний вечер.

Источник

Изобразительное искусство «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КАРТИНЫ»

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮ т КАРТИНЫ

Цели: закрепить знания учащихся о выразительных средствах в живописи; учить понимать содержание, главную идею живописного произведения; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: слайды или репродукции картин В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».

Словарь: композиция, колорит, рисунок.

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

– Живопись, графика, скульптура изображают окружающий нас мир: природу, человека, вещи, жизненные события. Но они не просто изображают внешнюю сторону этого мира, но и несут мысли и чувства автора, определенные идеи, которые он вложил в свое создание. Прочувствованное, пережитое им по поводу изображаемой натуры неизбежно отражается на его творении, которое, в свою очередь, действует на чувства зрителя.

Но умеете ли вы быть хорошими зрителями? Видите ли вы в живописном произведении то, о чем хотел рассказать художник? Ведь в изобразительном искусстве важно не только то, что изображено, не менее важно, как это изображено, какими художественными средствами. Постараемся сегодня на уроке научиться понимать и воспринимать произведения искусства, вырабатывая свои критерии оценки.

III. Беседа по картине В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».

– Как мы уже с вами сказали, задача, решаемая на уроках изобразительного искусства, состоит не только в том, чтобы научиться рисовать, но и в том, чтобы научиться понимать, «читать» произведения искусства, и в частности – живописи.

Давайте попробуем «прочесть» картину Василия Григорьевича Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», понять и прочувствовать замысел художника.

На своей картине художник В. Г. Перов изобразил девять человеческих фигур. Представим себе на минуту, что автор поставил бы их всех в ряд, как на фотографии. Конечно, по такой картине мы познакомились бы со всеми героями, но не узнали бы, что тут происходит, каковы отношения между этими людьми.

– А о чем хотел рассказать художник? (Ответы учащихся.)

– Правильно, художник в этой картине рассказывает о судьбе бедной девушки. Девушка – главный герой. Вот и поставил ее художник в центре, на переднем плане. А навстречу ей, из широкой двери, вышла вся купеческая семья.

Расположив фигуры друг против друга, художник подчеркивает главную мысль своей картины: он как бы сталкивает друг с другом два мира – невежественное купечество и скромную, образованную девушку, которая теперь должна будет беспрекословно выполнять все приказания своих новых хозяев. Так расположение главных фигур уже раскрывает основное содержание картины. Но если мы присмотримся, то увидим слева еще три фигуры: служанку, лакея и мальчика на побегушках. Эти фигуры тоже необходимы художнику: они уравновешивают группу купца и его семьи.

Как видите, композиционное построение картины выразило главную мысль художника, ее идею.

Главный же рассказчик в картине – это рисунок. Он подробно рассказывает о каждом герое, о его прошлом и настоящем.

Посмотрите, девушка только что вошла в комнату. Сколько смущения на ее лице! Она почти отвернулась от нас, но как выразительна вся ее фигура, как живо передано каждое ее движение.

А как написано платье девушки! Как легко ложатся его свободные складки, как облегает оно стройную молодую фигуру!

А посмотрите, как обрисовано купеческое семейство. На купце неряшливо надетый халат. Руки у него не рабочие, это руки сытого невоспитанного человека. Пальцы растопырены: ими бы только деньги считать!

– Но главное на картине – конечно, лица. Опишите, что показывает нам лицо купца.

Ученик. На лице у купца плохо скрытое недовольство. Он в упор смотрит на гувернантку и уже сомневается: а сможет ли эта хрупкая девушка обучить его дочку всем «деликатным наукам» – щебетать по-французски и бренчать на расстроенном фортепьяно.

Учитель. Лицо сына полно иронии: этот франтик с завитыми кудрями и модным галстучком считает себя умнее этой бедно одетой девушки. Из дверей справа выглядывает еще одна героиня – дочка купца. Что выражает ее лицо?

Ученик. На ее лице одновременно и любопытство, и испуг: не будет ли новая учительница слишком строгой?

Учитель. У каждого слуги на лице свое выражение. Служанка смотрит с сочувствием, усатый лакей – с любопытством, а мальчик смеется. Ему смешон и городской костюм девушки, и ее робкие манеры – такая не сумеет постоять за себя.

Для своей картины Василий Григорьевич Перов выбрал самый напряженный момент: он изобразил первую встречу девушки и купца. Никто еще не произнес ни слова, но мы уже можем сказать: несладкой будет жизнь скромной образованной девушки в богатом доме. Обо всем этом нам поведал рисунок.

Мы уже узнали многое, но если присмотреться внимательнее, то мы можем узнать кое-что и о прошлом наших героев.

Так, слева, у раскрытой двери, стоит на полу чемодан, а на нем – картонка.

Старенький чемодан и картонка – это все, что привезла с собой гувернантка. Вещи покрыты пылью – значит, девушка совершила неблизкий путь. Но это не деревенский сундук, а чемодан с медными замками, сделанный городским мастером.

Еще интереснее картонка для шляпы. Внимательно присмотревшись, можно увидеть на ней наклейку модной фирмы. Это говорит нам о том, что гувернантка приехала в провинциальный купеческий дом из столицы, что семья ее когда-то знавала и лучшие времена. Возможно, что отец и мать отдыхали за границей на модных курортах и привезли с собой эту картонку. А теперь, после смерти своего кормильца, семья впала в бедность и девушка вынуждена искать заработка у чужих людей. Так маленькая деталь раскрыла перед нами еще одну страницу из биографии гувернантки.

Есть в картине детали, которые могут рассказать о купце. Попробуйте сами обнаружить их. (Ответы учащихся.)

От рисунка перейдем к колориту, то есть всему разнообразию красок, оттенков, тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина.

Колорит картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» – скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает об обычном будничном дне в купеческом доме, говорит в спокойных, сдержанных тонах. Но представьте, если бы вы смотрели черно-белый вариант репродукции. Без красок картина сразу утратила бы свою выразительность, побледнели бы характеристики героев, исчезла бы чарующая гармония спокойных коричнево-красноватых и золотисто-зеленых тонов. Конечно, мы и без красок поняли бы, что происходит в комнате, но исчезло бы настроение напряженной тишины, минутного молчания. Именно это настроение и создает колорит картины, ее краски.

Как же пользуется художник освещением и цветом? Свет направлен на центральную группу – на семейство купца. Посмотрите, как прекрасно написан темно-малиновый халат хозяина: свет падает на его глубокие складки, и сразу чувствуется, что это мягкий тяжелый бархат. Рядом с богатым малиновым тоном халата блестит золотистый шелк на кофточке у хозяйки, и тут же – веселая розовая юбка девочки.

Вся группа ярко освещена, и ее пестрые краски подчеркнуты спокойным синеватым тоном плюшевой дорожки. Направив свет на семейство купца, художник как бы указывает на него зрителю, а кричащей пестротой тонов дает характеристику богатому купеческому семейству.

Совершенно другие краски найдены художником для гувернантки. Он выбрал самую скромную коричневатую гамму и оживил ее только трогательной голубой ленточкой на чепце девушки. Темным силуэтом обрисовывается ее фигура на фоне светлой стены. Благородные спокойные тона ее платья говорят и о скромности, и о бедности, и об умении одеться к лицу и просто. Таким образом, и красками подчеркивает художник основную мысль картины – столкновение двух миров.

Вот так колорит картины светом и тоном еще ярче выделил основные действующие группы, спокойной гармонией красок создал настроение, которое помогает нам еще лучше понять и прочувствовать картину.

Так все художественные средства живописи (композиция, рисунок и колорит), дополняя друг друга, раскрывают идею картины.

Вы убедились, что не толстая книга, не спектакль, а живописная азбука помогла нам «прочитать» картину, познакомиться с ее героями, их жизнью. Мы волнуемся за эту девушку, страдаем вместе с ней.

И так каждая картина, каждый художник, выбирая свои выразительные средства, потрясают нас величием изображаемых страстей.

IV. Конкурс-состязание «Самый внимательный и грамотный зритель».

Всех учащихся можно разделить на три команды, а очередность определить с помощью загадок:

Неграмотный, а весь век пишет.

Над бумажным над листом

Машет маленьким хвостом.

Красит в разные цвета!

Один из членов команды, первым отгадавший загадку, начинает рассказывать о том, что изображено на картине, остальные добавляют. Члены других команд дополняют рассказ. Победитель определяется по количеству дополнений к рассказу отвечающей команды.

Для обсуждения лучше подобрать картину бытового жанра, например картину Федора Павловича Решетникова «Опять двойка!».

Учитель. Федор Павлович Решетников был художником широкого кругозора, горячей творческой любознательности. Но особенно ярко он проявил себя как художник-жанрист, увлекательный рассказчик, зоркий наблюдатель, умеющий раскрыть душевную теплоту в повседневных сценах мирной жизни людей.

Широкую популярность приобрели его картины из детской, школьной, семейной жизни, особенно лирические полотна «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка!». Попробуйте самостоятельно прочесть одну из картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь о б с у ж д е н и я.

1. Композиционное построение картины.

2. Рисунок в картине.

(Характеристики героев картины.)

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое.

Колорит – система отношения цветов и их оттенков в художественном произведении.

О чем хотел рассказать художник. Смотреть фото О чем хотел рассказать художник. Смотреть картинку О чем хотел рассказать художник. Картинка про О чем хотел рассказать художник. Фото О чем хотел рассказать художник

2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.

– Мир искусства богат и сложен. Для того чтобы вы вступили в него не как в темный, неведомый лес, полный всяких неожиданностей, нужно постоянно расширять свои знания, настойчиво приобщаясь к этому прекрасному миру, к художественным сокровищам, накопленным человечеством за долгие годы. Самый верный путь приобщения к искусству – это живое общение с ним. Посещайте музеи, выставки, рассматривайте репродукции. Только так вы сможете накопить бесценный опыт и начнете смотреть другими глазами на то, что нас окружает, видеть красоту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *