О чем холстомер толстого
Краткое содержание Толстой Холстомер
Начинается рассказ великого классика Льва Толстого «Холстомер» такой картинкой. Конюх пригоняет табун к реке, ласкает коня Холстомера, а потом ни с того ни с сего больно бьет его. Однако мерин мудрее человека, замечает автор. И обиды лошадь не показывает, только жадно пьет воду.
Заезженную лошадь продолжает мучить табун. Табун безжалостен: он копытами толкает в худые бока Холстомера только потому, что тот старый.
А дальше автор приводит удивительный рассказ обессиленного коня о своей жизни. Красивый пегий мерин родился от длинноногого Холстомера. Но за необычность расцветки молодого Холстомера его лишают возможности продолжать свой род, выхолащивают. Отчаявшийся конь сносит эту несправедливость и грустно наблюдает за миром людей. Он видит, как они без конца лгут, притворяются, ими правит закон «мое». Вот и хозяева Холстомера пренебрежительно продают его заезжему барышнику, хотя благодаря своим породистым ногам Холстомер славится как главный рысак в округе.
Гусар, которому теперь принадлежит Холстомер, особенно крут в отношениях с замечательной лошадью. Он загоняет коня в угоду тому, чтобы всякий прохожий шарахался, видя, как несется гусар к своей любовнице. А Холстомер покорно служит хозяину и думает: ну, загони меня насмерть, я буду рад угодить тебе. Толстой рассказывает, насколько предан конь гусару: Холстомер любуется собой рядом с офицером.
Но тут любовница гусара бросает своего кавалера. Хозяин седлает Холстомера и загоняет его. За ночь, когда лошадь уже не может есть, она теряет все свои силы, ее начинают перепродавать кому попало.
Здесь наступает перелом в рассказе. Табун и дряхлый мерин возвращаются на двор, в доме оказывается гость, обрюзгший старик. Конь узнает в нем когда-то любимого хозяина-гусара. Тот промотал все свое состояние, весь в долгах, и спьяну валится спать в одном сапоге. Так автор будто сравнивает судьбы человека, когда-то загнавшего до смерти коня, и старого мерина.
Финал рассказа жутковатый. Он будто говорит о том, что, коль жизнь пошла наперекосяк, то будет уже так идти до самой смерти. Холстомера заражает коростой хозяйская лошадь. И его больше не ведут на водопой, а запирают в сарае и перерезают горло. Но лошади кажется, что вместе со струей крови уходит и тяжесть жизни. Собаки и волки обгладывают ночами кости старого мерина.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
Холстомер. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Роман антиутопия рассказывает о некой планете, на которой Наставники собрали землян двадцатого столетия. Каждый из них дал согласие на участие в неизвестном эксперименте. Люди были из разных стран и разного времени
Гиены с давних времен имеют плохую репутацию, хотя внешне эти животные выглядят довольно мило. Они кажутся добрыми и внушают доверие, как, например, ксендз или важный чиновник. И все же гиен не любят, их боятся и им приписывают разные волшебные свойства.
Повесть раскрывает историю жизни главной героини, русской женщины по имени Пелагея. Сама повесть описывает общую картину жизни, происходящую в русской деревне. Достаточно мрачное повествование о главной героине, её дальнейшей судьбе.
Жанровая направленность произведения представляет собой русский фольклорный сказ. Главным героем произведения является Северьян Кондратьич, представленный автором
Холстомер
На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьёзным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждёт, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперёд каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер рассёдлывает мерина и чешет его под шеей, считая, что лошади это приятно. Мерин же не любит этого чесанья, но из деликатности притворяется благодарным человеку, закрывает глаза и мотает головой. И вдруг, безо всякой причины, Нестер больно бьёт мерина пряжкой узды по сухой ноге. Этот непонятный злой поступок огорчает мерина, но он не подаёт вида. В отличие от человека, поведение старой лошади исполнено достоинства и спокойной мудрости. Когда молодые лошади дразнят мерина и делают ему неприятности — бурая кобылка мутит воду перед самым носом, другие толкают и не дают проходу, — он прощает своих обидчиков с неизменным достоинством и молчаливой гордостью.
Несмотря на отталкивающие признаки дряхлости, фигура пегого мерина хранит в себе спокойствие былой красоты и силы. Его старость — величественная и гадкая одновременно. И это вызывает у лошадей негодование и презрение. «Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя легко могут представить». И всю ночь на конном дворе, повинуясь стадному инстинкту, весь табун гоняет старого мерина, слышатся удары копыт о худые бока и тяжёлое кряхтение. И мерин не выдерживает, останавливается в бессильном отчаянии и начинает рассказ о своей жизни. Рассказ длится пять ночей, а в перерывах, днём, лошади уже почтительно обращаются с мерином.
Он рождён от Любезного первого и Бабы. По родословной его имя — Мужик первый, а по-уличному — Холстомер. Так люди называют его за длинный и размашистый ход. С первых дней жизни он чувствует любовь матери и то удивление, которое вызывает у окружающих. Он пегий, необычный, не такой, как все. Первое горе в жизни — потеря любви матери, которая уже носит в себе меньшого брата. Первая любовь к красивой кобылке Вязопурихе обрывается, закончившись самой важной переменой в жизни Холстомера — его выхолащивают, чтобы не продолжать в роду пегости. Его отличие от всех порождает склонность к серьёзности и глубокомыслию. Молодой мерин замечает, что люди руководствуются в жизни не делами, а словами. И главное среди слов — «моё». Это слово изменяет поведение людей, заставляет их часто лгать, притворяться и не быть тем, чем они являются на самом деле. Это слово было виной тому, что мерина передают из рук в руки. Хотя он обходит знаменитого рысака Лебедя, Холстомера все-таки продают барышнику: из-за того, что он пегий и принадлежит не графу, а конюшему.
Его покупает гусарский офицер, у которого мерин проводит лучшее время своей жизни. Хозяин красив, богат, холоден и жесток — и зависимость от такого человека делает любовь к нему Холстомера особенно сильной. Хозяину нужна именно необьиная лошадь, чтобы ещё больше выделяться в свете, ездить к любовнице, нестись по Кузнецкому, чтобы все сторонились и оглядывались. И Холстомер служит беззаветно, думая: «Убей, загони меня, я тем буду счастливее». Он любуется хозяином и собой рядом с ним. Но в один чёрный день любовница бросает офицера, уезжает с другим. Гусар, в погоне за ней, загоняет Холстомера. Тот дрожит всю ночь и не может есть. Наутро ему дают воды, и он навек перестаёт быть той лошадью, какою был. Холстомера продают барышнику, потом старушке, краснорядцу, мужику, цыгану и, наконец, здешнему приказчику.
Когда табун в следующий вечер возвращается с луга, хозяин показывает лучших, самых дорогих лошадей приехавшему гостю. Гость нехотя хвалит. Проходя мимо Холстомера, он хлопает его по крупу и говорит, что такой же «расписной» мерин был и у него когда-то. Холстомер узнает в обрюзгшем старике своего бывшего любимого хозяина-гусара.
В барском доме, в роскошной гостиной, за чаем сидят хозяин, хозяйка и гость. Бывшему гусару Никите Серпуховскому теперь за сорок. Когда-то очень красивый, сейчас он опустился «физически, и морально, и денежно». Он промотал состояние в два миллиона и ещё должен сто двадцать тысяч. И поэтому вид счастья молодого хозяина унижает Серпуховского. Он старается вести разговор о своём прошлом, когда был красив, богат, счастлив. Хозяин перебивает его и говорит о своей нынешней жизни, хвастая тем, что имеет. Этот скучный для обоих разговор, в котором они не слышат друг друга, продолжается до утра, пока Серпуховской не напивается и, шатаясь, не уходит спать. У него не хватает сил даже раздеться до конца — в одном неснятом сапоге он валится на кровать и храпит, наполняя комнату запахом табака, вина и грязной старости.
Ночью табунщик Васька на Холстомере едет в кабак и держит его до утра на привязи рядом с мужицкой лошадью, от которой к мерину переходит короста. Через пять дней Холстомера не гонят в поле, а ведут за сарай. Когда ему перерезают горло, ему кажется, что вместе с большой струёй крови выходит из него вся тяжесть жизни. С него снимают шкуру. Собаки, воронье и коршуны растаскивают конину, ночью приходит и волчица; через неделю у сарая валяются только кости. Но и эти кости уносит потом мужик и пускает их в дело.
«Ходившее по свету, евшее и пившее мёртвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после». И спрятать туда гниющее, кишащее червями тело в новом мундире и вычищенных сапогах, — было лишним, ненужным затруднением для людей.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Холстомер»
Всего получено оценок: 96.
О произведении
Повесть «Холстомер» Толстого была написана в 1886 году, однако её задумка посетила автора гораздо раньше. Писатель находился под большим впечатлением от рассказа знакомого конезаводчика об удивительном коне Холстомере, но написал и издал повесть лишь тридцать лет спустя.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Холстомер». Проверить свои знания можно при помощи специального теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Главы 1–4
На заре старый табунщик Нестер отворил ворота барского конного двора, чтобы погнать лошадей пастись на луг. Из всего табуна особенно выделялся старый пегий мерин. Он не выказывал нетерпения, подобно другим лошадям, и покорно ждал, когда его оседлает Нестер.
Оказавшись в седле, табунщик отдал последние наставления, и лошади отправились на пастбище: « молодые кобылки, стригуны, сосунчики и тяжёлые матки ». Мерин покорно последовал по давно заведённому маршруту. Когда, прибыв на место, Нестер расседлал его и почесал под шеей, мерин в знак благодарности закрыл глаза, хотя « нисколько не любил этого чесанья и только из деликатности притворялся, что оно ему приятно ».
« Но вдруг, совершенно неожиданно и без всякой причины » Нестер больно ударил пегого мерина по ноге. Этот поступок очень огорчил коня, но он из благородства не подал вида.
Старость пегого мерина была « гадкая и величественная вместе ». Несмотря на дряхлость, он ещё сохранил черты былой силы и красоты. По какой-то необъяснимой причине старый мерин « был всегдашним мучеником и шутом » среди молодых лошадей, от которых страдал больше, чем от людей. Для счастливой, беззаботной молодёжи он был « совсем чужой, посторонний, совсем другое существо, и нельзя было жалеть его ».
Вернувшись на конный двор, молодняк продолжил мучить мерина, не давая ему ни минуты покоя. Старый мерин не выдержал, « остановился посередине двора, на лице его выразилось отвратительное слабое озлобление бессильной старости, потом отчаяние ». Он принялся описывать свою жизнь, и рассказ этот длился пять ночей.
Главы 5–8
По родословной мерина звали Мужик первый, но толпа нарекла его Холстомером « за длинный и размашистый ход, равного которому не было в России ». Он был очень высокого происхождения, и содержался на заводе самого графа.
Холстомер родился пегим, и эта необычная масть вызвала удивление и разочарование у конюхов и генерала: по всем остальным критериям жеребёнок был « хорош, очень хорош ». Однако пестрота шерсти, которая огорчала людей, очень понравилась другим лошадям, которые восхищались красотой жеребёнка.
Первой любовью Холстомера была его мать – Баба. Она же стала и его первой болью, когда забеременела и полностью охладела к своему сыну. Когда уже подросшего Холстомера разлучили с матерью, он не « чувствовал особенного горя ».
Случилось так, что Холстомер увлёкся молодой кобылой Вязоупурихой, и это увлечение окончилось самой важной переменой в жизни жеребчика – его безжалостно выхолостили, чтобы не продолжать пегий род. После этого события Холстомер « углубился в себя и стал размышлять ». Он всё чаще задумывался о людской несправедливости, о « непостоянстве материнской и вообще женской любви ».
Генерал подарил Холстомера своему конюшему, и мерину было непросто привыкнуть к мысли, что отныне он принадлежит « не богу и себе », а какому-то человеку. Когда же выяснилось, что пегий Холстомер был гораздо резвее Лебедя – лучшего графского рысака, « это привело всех в ужас ». Было решено продать его подальше, чтобы и слуху не было. Так Холстомер стал менять хозяев, и впереди его ждали только « труд, унижения, унижения, труд ».
У гусарского офицера пегий мерин провёл лучшее время в своей жизни. Его хозяин « был красив, счастлив, богат и потому никого не любил ». Офицер купил Холстомера из-за его необычной масти, « за то, что ни у кого не было пегих лошадей ». За мерином хорошо ухаживали, и жизнь его была легка и беззаботна.
Роковым для Холстомера стал день, когда любовница офицера покинула его. В погоне за ней гусар загнал мерина, и тот « навек перестал быть той лошадью », какой был. В нём уже не было « ни силы, ни езды », и его продали вначале барышнику, затем – старушке, краснорядцу, мужику, цыгану, а после – здешнему приказчику.
Главы 9–12
Когда следующим вечером табун возвращался с луга, хозяин стал показывать своему гостю самых лучших, самых дорогих лошадей. Увидев Холстомера, гость хлопнул по его крупу рукой и сказал, что когда-то и у него был такой же « расписной » мерин. Холстомер в ответ слабо заржал – он « узнал в обрюзгшем старике своего любимого хозяина, бывшего блестящего богача-красавца Серпуховского ».
По сорокалетнему Никите Серпуховскому было видно, что « он опустился, видимо, физически, и морально, и денежно ». За годы бурной молодости он промотал огромное состояние и теперь был весь в долгах. С трудом выдержав неинтересный ему вечер в роскошной хозяйской гостиной, Серпуховский, не раздеваясь, повалился на кровать и « захрапел, наполняя всю комнату запахом табаку, вина и грязной старости ».
От мужицкой лошади Холстомер заразился коростой. Заметив это, хозяин приказал покончить с ним. Когда кровь мощным потоком стала литься из горла, Холстомер почувствовал, будто « облегчилась вся тяжесть его жизни ». Убитого мерина тут же освежевали, а за ночь собаки, воронье и волчица начисто обглодали его кости.
Гораздо позже скончался Серпуховский. « Никому уж он давно был не нужен, всем уж давно он был в тягость », и после его кончины никому не пригодилась ни его кожа, ни мясо, ни кости. Однако же « загнившее, пухлое тело » бывшего гусара облачили в новый мундир и сапоги, уложили в дорогой гроб, и только потом закопали в землю.
Заключение
В своем рассказе писатель затронул многие важные темы, и в аллегорической форме представил всю несправедливость классового общества царской России.
Краткий пересказ «Холстомер» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Холстомер» Толстого: краткое содержание произведения
«Холстомер» – один из ярчайших образцов короткой прозы мэтра русской литературы Льва Николаевича Толстого. Несмотря на небольшой объем, в целом работа над произведением заняла 23 года, с 1863 по 1886-й. «Холстомер» был опубликован с подзаголовком «История лошади» и является метафорическим рассказом старого мерина о своей нелегкой долгой жизни.
Стоит ли говорить, что для русской литературы Лев Николаевич Толстой является фигурой воистину знаменательной. Даже если бы Толстой написал только лишь одну «Войну и мир» или «Каренину», его бы знала и любила вся планета. Однако помимо этих двух шедевров крупного романного жанра Лев Николаевич много и неустанно работал над пьесами, повестями, рассказами, философско-нравоучительными притчами, дидактическими и учебными пособиями, статьями, эссе, дневниками, стихами, переводами.
Что касается рассказов, то их в коллекции Толстого более шести десятков. Это знаменитый цикл «Севастопольские рассказы», философские «Три смерти», романтический «Кавказский пленник», «После бала», «Алеша Горшок», «Рубка леса», «Набег» и многие другие. В плеяду самых знаменитых входит рассказ «Холстомер», где повествование необычным образом ведется от лица лошади.
Краткое содержание
Главы 1-4
На заре старый табунщик Нестер отворил ворота барского конного двора, чтобы погнать лошадей пастись на луг. Из всего табуна особенно выделялся старый пегий мерин. Он не выказывал нетерпения, подобно другим лошадям, и покорно ждал, когда его оседлает Нестер.
Оказавшись в седле, табунщик отдал последние наставления, и лошади отправились на пастбище: «молодые кобылки, стригуны, сосунчики и тяжелые матки». Мерин покорно последовал по давно заведенному маршруту. Когда, прибыв на место, Нестер расседлал его и почесал под шеей, мерин в знак благодарности закрыл глаза, хотя «нисколько не любил этого чесанья и только из деликатности притворялся, что оно ему приятно».
«Но вдруг, совершенно неожиданно и без всякой причины» Нестер больно ударил пегого мерина по ноге. Этот поступок очень огорчил коня, но он из благородства не подал вида.
Старость пегого мерина была «гадкая и величественная вместе». Несмотря на дряхлость, он еще сохранил черты былой силы и красоты. По какой-то необъяснимой причине старый мерин «был всегдашним мучеником и шутом» среди молодых лошадей, от которых страдал больше, чем от людей. Для счастливой, беззаботной молодежи он был «совсем чужой, посторонний, совсем другое существо, и нельзя было жалеть его».
Вернувшись на конный двор, молодняк продолжил мучить мерина, не давая ему ни минуты покоя. Старик не выдержал, «остановился посередине двора, на лице его выразилось отвратительное слабое озлобление бессильной старости, потом отчаяние». Он принялся описывать свою жизнь, и рассказ этот длился пять ночей.
Главы 5-8
По родословной мерина звали Мужик первый, но толпа нарекла его Холстомером «за длинный и размашистый ход, равного которому не было в России». Он был очень высокого происхождения, и содержался на заводе самого графа.
Холстомер родился пегим, и эта необычная масть вызвала удивление и разочарование у конюхов и генерала – по всем остальным критериям жеребенок был «хорош, очень хорош». Однако пестрота шерсти, которая огорчала людей, очень понравилась другим лошадям, которые восхищались красотой жеребенка.
Первой любовью Холстомера была его мать – Баба. Она же стала и его первой болью, когда забеременела и полностью охладела к своему сыну. Когда уже подросшего Холстомера разлучили с матерью, он не «чувствовал особенного горя».
Случилось так, что Холстомер увлекся молодой кобылой Вязоупурихой, и это увлечение окончилось самой важной переменой в жизни жеребчика – его безжалостно выхолостили, чтобы не продолжать пегий род. После этого события Холстомер «углубился в себя и стал размышлять». Он все чаще задумывался о людской несправедливости, о «непостоянстве материнской и вообще женской любви».
Генерал подарил Холстомера своему конюшему, и мерину было непросто привыкнуть к мысли, что отныне он принадлежит не «не богу и себе», а какому-то человеку. Когда же выяснилось, что пегий Холстомер был гораздо резвее Лебедя – лучшего графского рысака, «это привело всех в ужас». Было решено продать его подальше, чтобы и слуху не было. Так Холстомер стал менять хозяев, и впереди его ждали только «труд, унижения, унижения, труд».
У гусарского офицера пегий мерин провел лучшее время в своей жизни. Его хозяин «был красив, счастлив, богат и потому никого не любил». Офицер купил Холстомера из-за его необычной масти, «за то, что ни у кого не было пегих лошадей». За мерином хорошо ухаживали, и жизнь его была легка и беззаботна.
Роковым для Холстомера стал день, когда любовница офицера покинула его. В погоне за ней гусар загнал мерина, и тот «навек перестал быть той лошадью», какой был. В нем уже не было «ни силы, ни езды», и его продали вначале барышнику, затем – старушке, краснорядцу, мужику, цыгану, а после – здешнему приказчику.
Главы 9-12
Когда следующим вечером табун возвращался с луга, хозяин стал показывать своему гостью своих самых лучших, самых дорогих лошадей. Увидев Холстомера, гость хлопнул по его крупу рукой, и сказал, что когда-то и у него был такой же «расписной» мерин. Холстомер в ответ слабо заржал – он «узнал в обрюзгшем старике своего любимого хозяина, бывшего блестящего богача-красавца Серпуховского».
По сорокалетнему Никите Серпуховскому было видно, что «он опустился, видимо, физически, и морально, и денежно». За годы бурной молодости он промотал огромное состояние, и теперь был весь в долгах. С трудом выдержав неинтересный ему вечер в роскошной хозяйской гостиной, Серпуховский, не раздеваясь, повалился на кровать и «захрапел, наполняя всю комнату запахом табаку, вина и грязной старости».
От мужицкой лошади Холстомер заразился коростой. Заметив это, хозяин приказал покончить с ним. Когда кровь мощным потоком стала литься из горла, Холстомер почувствовал, будто «облегчилась вся тяжесть его жизни». Убитого мерина тут же освежевали, а за ночь собаки, воронье и волчица начисто обглодали его кости.
Гораздо позже скончался Серпуховский. «Никому уж он давно был не нужен, всем уж давно он был в тягость», и после его кончины никому не пригодилась ни его кожа, ни мясо, ни кости. Однако же «загнившее, пухлое тело» бывшего гусара облачили в новый мундир и сапоги, уложили в дорогой гроб, и только потом закопали в землю.
История создания
Лев Николаевич Толстой, как любой плодотворно работающий писатель, нередко нуждался в свежих идеях, сюжетах. Источниками многих из них были люди из ближайшего окружения писателя. Так, историю о мерине по кличке Холстомер, что в самом деле когда-то появился на Хреновском конном заводе, поведали Толстому братья Стаховичи, Александр и Михаил, с которыми Лев Николаевич давно водил теплую дружбу. Это произошло в 50-е годы.
Тогда Толстой не взялся за сюжет, потому что над его художественной обработкой уже трудился Михаил Александрович Стахович, между прочим, известный в свое время писатель, поэт, этнограф. В 1858-м 38-летнего Стаховича с целью грабежа убили его же бурмистр с письмоводителем. Произведение о рысаке Холстомере так и осталось незавершенным.
Спустя еще 5 лет за рассказ взялся Лев Николаевич Толстой, но, поработав немного, оставил «Холстомера» для более важных дел (в тот период как раз активно велась работа над «Войной и миром»). И только в 1885 году, двадцать лет спустя, супруга Льва Николаевича Софья Андреевна Толстая нашла наброски «Холстомера» в его старых бумагах и настояла на том, чтобы рассказ был дописан и опубликован.
Герои и их характеристика
Главный герой – конь по прозвищу Холстомер, сын благородного Любезного Первого и Бабы. При рождении его назвали Мужик Первый, а когда он подрос, дали кличку Холстомер за широкий размашистый шаг. Когда-то Холстомера ценили, любили и уважали, теперь, когда он стал стар и слаб, его бьют и унижают, он – посмешище конного двора. От того выражение лица Холстомера строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое.
Однажды, получив очередную порцию незаслуженных побоев от хозяина Нестера, старик Холстомер начинает рассказывать историю своей долгой и непростой жизни. Его рассказ длится целых пять ночей, за это время обитатели конюшни прониклись к почтенному старцу уважением, и уже никто не смел ухмыльнуться в его сторону.
Много лет назад жизнь сулила Холстомеру большое будущее – он был молод, силен и быстр, никто из обитателей конюшни не мог состязаться с ним в скорости. Одно только смущало хозяев жеребца – его пегость (прим. пегий – имеющий пятна другого цвета, разношерстный).
Когда юный Холстомер без памяти влюбился в симпатичную кобылку Вязопуриху, его кастрировали, чтобы не продолжать пегость в роду. Так из жеребца Холстомер стал мерином (прим. мерин – кастрированный самец лошади, в основном используется для сельского хозяйства и в отличие от жеребцов отличается более спокойным нравом). Так началась его малорадостная жизнь.
Отношение к хозяевам Как большинство сельскохозяйственных животных, Холстомера то и дело продавали. За свою долгую жизнь он побывал у барышника, старухи, мужика, цыгана, приказчика, но самым его любимым хозяином был офицер Никита Серпуховский.
Барышник продал Холстомера Серпуховскому, когда конь еще был молод, красив и здоров. Офицер, понятное дело, не стал впрягать Холстомера в плуг. Он водрузил на лошадь лихую офицерскую амуницию и пустил его во весь опор. Молодой Серпуховский вел очень активный образ жизни: постоянные кутежи, лихие скачки и тайные свидания. Бывало, что хозяин загонял Холстомера буквально до полусмерти, а тот преданно смотрел в лицо Серпуховского и обожал его каждой жилкой своего большого лошадиного сердца. «У гусарского офицера, – вспоминал Холстомер, – Я провел лучшее время своей жизни. Хотя он был причиной моей погибели, хотя он ничего и никогда не любил, я люблю его именно за это».
Однажды, уличив свою подругу в измене, Серпуховский пускается в погоню за беглянкой и ее любовником. После полуночного бешеного галопа Холстомер трусился в стойле всю ночь. На следующее утро у него отказало колено. Офицер бросил калеку, продав коня за бесценок старухе. А Холстомер так навсегда и остался хромым, ему пришлось забыть о быстрой езде и о своем любимом хозяине.
Правда, спустя годы Холстомер и Серпуховский встретятся. К тому времени офицер располнеет, утратит былой лоск и величие. В бесконечных кутежах и любовных интрижках он промотает все свое состояние, так ничего и не добившись. Вскоре после этой встречи Холстомера не станет. Его мясом накормятся местные животные, а кости употребят в хозяйстве люди. Всю жизнь он приносил пользу, и даже после смерти его бездыханное тело стало кому-то полезным.
Мертвое тело Серпуховского убрали в землю многим позже. Его хоронили в мундире, в вычищенных сапогах, читали заупокойный псалом. Сделал ли Серпуховский так много полезного, как брошеный в грязной канаве Холстомер? Пожалуй, что нет.
Главная идея произведения
Рассказ «Холстомер» очень аллегоричен. Одни реалии здесь показаны через другие. Так, образ табуна – это человеческое общество, лошади в нем – слепая и бездумная толпа, слепо потакающая правилам, придуманным невесть кем и невесть для кого.
У образа Холстомера два прочтения. С одной стороны – это личность, выделяющаяся из общества. Холстомер становится изгоем не из-за того, что он глуп, коварен, зол, лжив. Эти качества, увы, воспринимаются обществом как норма, а в некоторых случаях могут даже вывести своих обладателей в ряды лидеров. Непохожесть коня крылась в причинах, никоим образом не зависящих от него – он имел несчастье родиться пегим. «Я был пегий, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому, а им». Только из-за того, что он изгой (пегий), к нему относятся, как к вещи: продают, покупают, выбрасывают, когда надоел, издеваются.
С другой стороны Холстомер – это собирательный образ типичных черт русского мужика, который всю жизнь тяжело трудится, чтобы потом безвестно умереть. И самое жуткое, что он не восстает против своего рабского положения, он лишь тихо ропщет и смотрит страдальческими глазами в небеса. Он силен, он умен, он смел и отважен, но он покорен и в этом его беда. И как бы парадоксально это не звучало, он порой слепо любит своего мучителя, как любил Холстомер гусара Серпуховского.
Итак, главная творческая задача Толстого заключалась в том, чтобы в аллегорической форме показать современное классовое общество, его шокирующую несправедливость. Живописать общество, где до сих пор есть рабский труд, покорное служение, где один безнаказанно может унижать другого.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: