О чем говорят произведения носова
В чем смысл рассказов Носова?
Рассказы Николая Носова написаны о детях и для детей. В них на понятном для детей языке рассказывается о дружбе («Фантазеры», «Огородники»), честности («Карасик», «Огурцы»), о том, что дети должны помогать взрослым, трудиться по мере возможностей («И я помогаю», «Про репку»). В его рассказах осуждаются вранье, лень и предательство.
Рассказы Николая Носова по-прежнему актуальны, ведь Николай Николаевич списывал персонажей своих повестей с ребят во дворе, поэтому в сказочных героях каждый ребенок узнает себя. Писатель с юмором и уважением рассказывает ребятам о приключениях обычных детей, ненавязчиво показывая читателям, к чему приводит хвастовство, зазнайство и непослушание.
Николай Носов писал детям о детях. И, конечно же, в его произведениях всегда можно обнаружить некий воспитательный момент.Преподносится это всегда с тонким юмором и в увлекательной форме.
Если обобщить, то произведения писателя учат детей главным приоритетам в жизни, что надо учиться, надо заниматься любимым делом, надо уважать старших и слабых (в том числе нельзя мальчикам обижать девочек), быть ответственным, любить животных и так далее. Нельзя забывать о друзьях, нельзя быть хвастливым, заносчивым, нельза врать, нельзя перекладывать всю работу на других и так далее.
Для начала нелишним будет разобраться в значении слова «прилежный», этому можно посвятить первую часть рассказа.
У него много синонимов, которые позволяют глубже понять основной смысл.
Итак, синонимы слова «прилежный»: смиренный, трудолюбивый, усердный, старательный, ответственный, последовательный, настойчивый, беспрекословный, неконфликтный.
В конце рассказа можете дать авторскую оценку самому себе. Являетесь ли вы достаточно прилежным, чувствуете ли вы, что прилежность дарит вам счастье и так далее.
На крыльях весну принесли.
Солженицын назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника» (при издании название заменили по цензурным соображениям), и рассказывается в нём о простой русской крестьянке, о её безрадостной тяжёлой жизни и нелепой смерти.
Матрёна жила одиноко. Все шестеро детей её умерли во младенчестве, а муж пропал без вести на войне. Девочка, дочь её деверя, которую она взяла на воспитание, выросла, вышла замуж и переехала к мужу. Жили у Матрёны только колченогая кошка, мыши да тараканы.
Она и погибла, помогая деверю и мужу своей воспитанницы Киры перетащить брёвна через железнодорожные пути.
И уже после смерти Матрёны, слушая рассказы соседок, которые считали её глупой, за то, что помогала людям бесплатно, за то, что не скопила никакого добра, автор приходит к выводу, что на таких вот простых терпеливых бескорыстных людях держится наша деревня, вся наша земля.
Рассказ Солженицина «Матренин двор» заставляет прежде всего задуматься о смысле человеческой жизни, о том, что в ней справедливо, а что нет, и почему некоторым людям бог или судьба посылает страшные испытания, от которых некоторые ломаются, а другие просто становятся сильнее и чище душой. С одной стороны Матрене, главной героине, вроде не позавидуешь, она осталась на старости лет одна, она потеряла мужа, она потеряла детей, она прожила трудную, полную лишений жизнь, она оставила на колхозных полях и в барских болотах свое здоровье и свою молодость, и вместе с тем образ Матрены необычайно светел, она словно сияет каким-то внутренним светом, который заставляет ее помогать другим, оставаться доброй и безответной. Матрена живет как умеет, по совести и никогда в жизни не делали ничего постыдного. Не зря наверное ее сравнивают с праведницей, с теми русскими женщинами, на которых держится наша земля.
Главными героями рассказа Николая Носова «Клякса» являются:
В это рассказе Федя измазал лицо тушью, все ребята очень смеялись и Федя поспешил измазать дополнительно нос. Учительница внутренне возмутилась, но внешне осталась спокойной и напугала Федю жутким предсказанием язв и волдырей. Федя содрал себе кожу с лица ластиком чуть не до костей, и только после этого учитель сжалилась и отпустила мальчика умываться.
В чём секрет популярности рассказов Николая Носова
Ну кто из нас не читал «Приключения Незнайки» или «Витя Малеев в школе и дома». Рассказы Николая Носова любимы детворой по сей день. Да и сами взрослые с удовольствием перечитывают их. В чём же секрет популярности произведений Носова? Почему его книги не стареют?
Немного биографии
Николай носов родился в 1908 году в семье киевского актёра. Мальчик рос любознательным, развитым всесторонне. Во время обучения в школе Николай увлекался музыкой, шахматами, любил посещать кружок электротехники. Несмотря на учёбу в Московском Кинематографическом Институте и на богатую творческую деятельность отца юноша не пошёл по его стопам и в поисках своего призвания сменил множество профессий. Но всё изменилось с рождением сына.
Первые свои сказки Носов сочинял именно для него. Различные истории придумывались им на ходу, лились нескончаемым потоком. Через некоторое время, Николай Николаевич начал их записывать, а потом и издавать. Весёлые и добрые рассказы Носова практически мгновенно завоевали любовь советских ребятишек. Многие из них были экранизированы.
Почему рассказы Носова популярны по сей день
Есть в повествованиях писателя и свои полезности. В смешной и ненавязчивой манере рассказы Носова учат доброте, вниманию, заботе и уважению к окружающим людям и природе. В каких-то поступках главных героев детишки порой узнают себя, а к концу истории начинают лучше понимать и осознавать своё поведение (плохое или хорошее).
Но главный секрет нестареющей популярности рассказов писателя, кроется в том, что в них нет никаких идеологических мотивов. Всем известно, что в советские времена даже детские сказки и рассказы были пропитаны коммунистическими идеями и устоями. Читать такие истории, даже с хорошим сюжетом, даже написанные доступным языком, современным детям не интересно, так как многое в поведении и поступках главных героев им непонятно. Да и взрослым такая пропаганда между строк порядком поднадоела. Рассказы Носова начисто лишены подобного недостатка. Даже по прошествии многих лет после смерти великого автора его повествования остаются смешными, понятными и увлекательными. И думая о том, какую книжку подарить ребёнку, многие родители сразу же вспоминают творения Николая Носова.
«Взглянуть на мир глазами ребенка». О творчестве Н.Н. Носова
Без преувеличения можно сказать, что мы все выросли на этих рассказах и сказках: «Веселая семейка», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей» и многих других веселых и увлекательных произведениях, автором которых был детский писатель Николай Носов.
26 июля 2006 года было тридцать лет, как этого замечательного человека нет с нами, но его герои продолжают жить и находить новых юных (и не очень!) читателей. Сегодня, когда детская литература в нашей стране (как и детское кино, и мультипликация) переживает не лучшие времена, книги Николая Носова помогают заполнять образовавшиеся «пробелы» и в большом количестве присутствуют на витринах книжных магазинов, а практически в каждой семье они стоят на полках.
Несколько лет назад по книге «Незнайка на Луне» наконец-то сняли полнометражный мультфильм и, хотя сюжет его достаточно далек от оригинала, персонажи вполне узнаваемы, да и нарисован он действительно отлично. Популярность мультика доказала, что героев Николая Носова по-прежнему любят… и что нам действительно сегодня не хватает качественных художественных и литературных произведений для детей. И еще – очень любопытно, о чем бы писал Николай Носов, доживи он до наших дней…
Однако, жизнь самого, пожалуй, интересного русского детского писателя пришлась на другой исторический период.
Возможно, кто-то, прочитав все это, задаст логичный вопрос: а как же получилось, что Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель?
Как он сам рассказывал, в литературу он пришел совершенно случайно. У Николая родился сын и, когда тот подрос, он начал рассказывать ему разные смешные истории, придумывая их на ходу… В какой-то момент Николай понял, что их нужно записать – из всего этого могло получиться что-то интересное: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением».
Это ощущается в каждом его рассказе и каждой повести. При всей внешней комедийности – а произведения Николая Носова еще и чрезвычайно остроумны – он показывает, что дети – это прежде всего личности; его герои – мальчишки и девчонки – живые и настоящие, не изломанные жизнью, не кривляки, с нормальным, здоровым восприятием действительности. Что еще выгодно отличает детские произведения Николая Носова – так это практически полное отсутствие какой-либо идеологии. Несмотря на то, что сочинялись они в годы «расцвета» советской власти. Немногим авторам удавалось в те годы отойти от пропаганды в своих книгах – даже детям в скрытой форме «промывались мозги» на предмет коммунистических идей. У Носова же такого почти не встретишь.
В начале 50-х годов пришло время «Незнайки». Всего о Незнайке и его друзьях-коротышках вышло три книги: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965). Произведения по-своему уникальные. Поскольку в них никак не объясняется происхождение этого забавного народа – коротышек, не обозначено место их обитания (кто знает, в каком измерении находятся Цветочный, Зеленый и Солнечный города?), и не известен ни точный возраст, ни продолжительность жизни коротышек. И, тем не менее, в этот придуманный и ничем не объясненный мир сразу же начинаешь верить. По сути своей и Незнайка, и остальные персонажи – это дети. Дети уверены, что будут жить вечно, а любая «нескладушка» в жизни непременно разрешится и все закончится хорошо. Это вообще главный принцип детского искусства – обязательный «хэппи-энд». Незнайка, Винтик и Шпунтик, Пончик и Сиропчик, Пилюлькин, Знайка и Гусля, и другие – все они заставляют читателя поверить в свое существование, потому что живут «по правде», по-настоящему, мыслят и ведут себя как настоящие дети.
Главный герой Незнайка – типичный мальчишка-непоседа, хвастун и фантазер, из-за своей неуемной энергии и любопытства постоянно попадающий в нелепые ситуации, из которых его (опять же, по закону жанра!) выручают все друзья. Устройство жизни в Цветочном, Зеленом и Солнечном городах – справедливо и естественно с детской точки зрения: никто не посягает на свободу другого, если с кем-то случилась неприятность, все приходят на помощь; нет ни бедных, ни богатых – все равны, и даже товарно-денежные отношения, как таковые, отсутствуют. Конечно, во всем этом взрослый читатель может заподозрить ту самую скрытую коммунистическую идеологию, однако, ребенок, читая книгу, о таком вряд ли задумается.
Сюжеты сказок о Незнайке всем известны и пересказывать их нет необходимости. Особенно отметить хочется лишь третью книгу – о путешествии на Луну. Написанная под впечатлением первых полетов человека в космос в 60-е годы, она оказалась еще и по-своему пророческой. Как известно, в этой сказке Незнайка, а затем и его друзья попадают на Луну. Выясняется, что планета – обитаема, мало того – общественный строй на естественном спутнике Земли оказывается что ни на есть капиталистическим. Конечно же, в итоге, благодаря героям, прилетевшим с Земли, этот строй (вырисованный в самом неприглядном виде) рушится и на Луне воцаряется типичный коммунизм. Но – разве мог Николай Носов предположить, что в этой сказке он описывал… сегодняшнюю Россию? Мог ли он представить себе, что спустя сорок лет столь сатирически и карикатурно выписанный им строй именно в таком же карикатурном виде воплотится на территории бывшей РСФСР? То, над чем смеялись несколько поколений советских читателей, стало реальностью. Например, вот как сказано о рекламе: «Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете; если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе…» Или о типичных лунных городах: «Чем дальше они уходили от центра, тем реже встречали освещенные витрины магазинов и яркие огоньки реклам. Дома становились все ниже, а окна подслеповатее. Асфальтированные тротуары кончились и пошли просто булыжные, с выбоинами и ухабами и лежащими поперек кучами мусора»… Или: «По-настоящему обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумали»… Всем взрослым читателям хочется посоветовать перечитать на досуге «Незнайку на Луне» и убедиться, насколько это «провидческая» вещь!
Николай Носов написал достаточно много рассказов и сказок для детей, но до сих пор не все знают, что у него есть и несколько произведений, рассчитанных на более взрослую аудиторию. Прежде всего это, конечно, «Повесть о моем друге Игоре», автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» и циклы фельетонов «Иронические юморески».
«Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е годы. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых шуточках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности.
У этой повести должно было быть продолжение: герой Николая Носова (он сам!) взрослел и влюблялся. Даже название уже было придумано: «Повесть о первой любви». Но написать ее Николай Носов не успел…
Проходит время, однако, персонажи, придуманные Николаем Носовым, не стареют. Да им это и не грозит – даже если и появятся новые, не менее талантливые авторы, пишущие для детей, герои Носова уже прошли проверку временем и на них выросло и вырастет еще не одно поколение. Потому что более искренней, честной и наполненной любовью к детям литературы в России (да и, пожалуй, во всем мире) не найти. И только жаль, что писателю не хватили времени перенести на бумагу все, что он мог бы еще написать…
Юмористические рассказы Н. Носова для детей
Сочетания веселого и серьезного в произведениях Николая Носова. Особенности творческой манеры писателя. Своеобразие психологических характеристик героев юмористических рассказов. Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги.
Кинешемский педагогический колледж
Тема: «Юмористические рассказы Н. Носова для детей»
Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна
Предмет Детская литература
Работа 1 Вариант 8
Адрес Ивановская область, Шуйский район,
2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор
3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги
Список используемой литературы
Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.
Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят
Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.
Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.
Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.
В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.
Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
— Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.
Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.
— Вода. там, в колодце.
— Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?
— Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.
— В один момент, вот увидишь».
Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.
Мальчики Носова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.
Список используемой литературы
2.Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. М., Просвещение, 1975
3.Разумиевич В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975
4.Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 1980, с.101
5.Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987
Подобные документы
Биография и творчество Николая Николаевича Носова. Популярность произведений писателя у детей. Мир детства в творчестве писателя. Технические гении в рассказах Носова. Волшебный мир сказки, отражение биографии писателя в повести «Тайна на дне колодца».
контрольная работа [36,1 K], добавлен 20.10.2009
Понятие цикла в теории литературы. Цикл «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского как модель детской картины мира. Особенность Зощенко как детского писателя. Авторская концепция личности. Циклизация как коммуникативный приём в рассказах «Фантазёры» Н. Носова.
дипломная работа [222,9 K], добавлен 03.06.2014
Характерные черты творчества детского писателя Николая Носова, проблематика его детских рассказов. Повести о школьной жизни, их настоящий детский язык. Эмоциональное выражение повседневных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети.
контрольная работа [19,0 K], добавлен 26.06.2009
Краткая биография Н. Носова. Обзор логических и развивающих игр, которые могут быть предложены детям, на основании сказок и рассказов Носова. Викторины на знание произведения «Незнайка». Загадки, кроссворды, сочинение стихов-буриме вместе с детьми.
контрольная работа [21,2 K], добавлен 15.11.2008
Освещение доминирующих проблем и идей в произведениях Е.И. Носова. Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» с целью установления ее связи с традицией древнерусской литературы и фольклором. Проявление христианского подтекста, библейских мотивов в рассказе.
реферат [38,7 K], добавлен 22.04.2011
Человек-пахарь и человек-солдат перед лицом Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Народ как главный действующий персонаж произведений. Использование описания природы авторами для раскрытия образа Родины.
курсовая работа [33,5 K], добавлен 10.12.2012
Явление «детской» литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко «Лёля и Минька», «Самое главное», «Рассказы о Ленине» и повести Р.И. Фрайермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
дипломная работа [124,2 K], добавлен 04.06.2014
Жанровое своеобразие и особенности повествовательной манеры рассказов Даниила Хармса. Сквозные мотивы в творчестве Хармса, их художественная функция. Интертекстуальные связи в рассказах писателя. Характерные черты персонажей в произведениях Хармса.
дипломная работа [111,1 K], добавлен 17.05.2011
Причины полемики критиков вокруг военных рассказов Толстого, специфика и отличительные особенности данных произведений. Психологизм военных произведений писателя в оценках критиков. Характерология рассказов Л.Н. Толстого в оценках критиков XIX века.
курсовая работа [28,2 K], добавлен 28.04.2011
Жанровые признаки короткого рассказа. Общие мотивы творчества и особенности авторского стиля английского романиста, драматурга У. Моэма. Своеобразие коротких рассказов писателя на примере анализа произведений «Церковный служитель», «Нищий», «Друг в беде».
курсовая работа [75,1 K], добавлен 02.10.2011
Консультация для воспитателей «Творчество Николая Николаевича Носова»
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ
Консультация для воспитателей + викторина для детей старшего дошкольного возраста
Желудкова Светлана Александровна,
старший воспитатель
МБДОУ Кемского детского сада № 4
Николай Николаевич Носов
В 1957 году «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал официальные данные о писателях, чьи книги в начале50-х годов наиболее часто переводились на разные языки народов мира и издавались большими тиражами. В числе русских писателей на третьем месте оказался Николай Николаевич Носов – сразу после Гоголя и Пушкина. Это, конечно, не случайно и вполне объяснимо. После недавно закончившейся небывалой в истории человечества жестокой, разрушительной войны люди мечтали о жизни счастливой для всех, но главное – для детей, ибо только Детство бессмертно, ему всегда принадлежит будущее. Правдивые, ясные, чистые произведения Н. Носова излучают любовь к детям, воплощают вдохновляющие реальные обычные картины бытия, которые одухотворены любовью людей к детям, наполнены атмосферой доброжелательства, покоя, уверенности и взрослых, и детей в завтрашнем дне.
Николай Николаевич Носов начал писать в конце 30-х годов, но настоящее признание получил после Великой Отечественной войны. Он родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье киноактёра. Закончив школу-семилетку, поступил работать на завод. С 1927 года Носов начал учиться в Киевском художественном институте. Через два года он перевёлся в Московский государственный институт кинематографии, который закончил в 1932 году.
До 1951 года Н. Носов занимался режиссёрской работой, связанной с постановкой мультипликационных и учебных фильмов, а в годы войны – военно-технических.
Первый рассказ Н. Н. Носова «Затейники» был издан еще в 1938 году. Напечатан в журнале «Мурзилка».
В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов; среди них – «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки»
В послевоенные годы один за другим выходят сборники его рассказов: «Тук-тук-тук» (1945, «Ступеньки» (1946, «Весёлые рассказы» (1947)и повести: «Витя Малеев в школе и дома» (1952, «Весёлая семейка» (1949, «Дневник Коли Синицына» (1950) и др.
Предметом насмешки в юмористических рассказах служат распространенные детские грехи – лень, трусость, желание прихвастнуть и нежелание учиться. Именно они приводят к плачевному для героя результату.
Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы», и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса», и о дурной привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.
Широкой популярностью пользовались и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). В них осмеиваются не только детские недостатки, но и взрослые пороки.
В 70-х годах главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства.К этому периоду относятся две автобиографические повести: «Повесть о моем друге Игоре» (1971) и «Тайна на дне колодца» (1977). Для обеих повестей характерны мягкий, сочувственный юмор и уважение к личности ребенка. Автор вычленяет детские проблемы из хаоса взрослой действительности, делает акцент на процессе формирования характера.
«Повесть о моем друге Игоре» написана в форме коротких дневниковых записей дедушки о жизни внука дошкольного возраста. Повествование разделено на «эпохи»: «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет» и т. д. Ненавязчивая позиция рассказчика проявляется главным образом в заголовках и заключается в утверждении принципов свободного воспитания, не стесненной назиданиями жизни ребенка. При соблюдении этих принципов только и могут естественно образовываться детская речь, ум и нравственное чувство. Николай Носов объяснял свою задачу в письме к писателю С. А.Баруздину: «Мне хотелось показать, какое это чистое, замечательное существо – ребенок, как оно восприимчиво к добру, сколько в нем от самой природы человеческой заложено прекрасного, умного, сердечного, поэтического, как оно нуждается во внимании и сочувствии, ласке».
Воспоминания о своей семье, о детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести Н. Носова «Тайна на дне колодца». Мир детства дан в восприятии самого ребенка. Множество исторических, социальных и бытовых деталей дополняют значение повести в истории отечественной культуры детства.
Книги Н. Носоваиллюстрировали очень непохожие по почерку художники: И. Семенов, Г. Вальк, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В. Горяев и другие. Художник В. Горяев, обращаясь к детям и педагогам,не раз повторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не всегда сразу объяснимо… Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора… Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе – такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».
В киносценариях и пьесах Носов развивал найденные им в прозе образы и сюжеты. По его сценариям были созданы кинофильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Ему принадлежат пьесы «Незнайка учится», «Незнайка-путешественник», «Незнайка в Солнечном городе», «Два друга» и др.
Свои творческие взгляды Николай Носов неоднократно излагал в статьях, анкетах, письмах. Многие статьи 50-60-х годов вошли в сборник «Иронические юморески» (1969).
Творчество Н. Носова имеет большое значение в советской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта являются способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы
1. Арзамасцева И. Н.Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
2. Васильева Н. Знакомим с произведениями Н. Носова/ Дошкольное воспитание, № 5, 2014 г.
3. Детская литература. Учеб. пособие для учащихся дошкольных отд-ний пед. училищ. Сост. : Е. Е. Зубарева, З. П. Пахомова. М., «Просвещение», 1976.
4. Еремеева Е. В. Ознакомление с рассказами и сказками Н. Н. Носова/ Воспитатель ДОУ, № 11, 2012 г.
5. Путилова Е. О. Детская литература. Учебник для педагогических колледжей. М. : Издательский центр «Академия», 2008 – 384 с.
6. Русская литература для детей. Учеб. пособие. Для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Под ред. Т. Д. Полозовой. 2-е изд., испр. М. : Асайет А, 1998.
Конспект НОД подготовительной группы Коммуникация (развитие речи) по рассказу Н. Носова «На горке» ХОД НОД Воспитатель: Обращает внимание детей на картину,которая появилась в группе. Дети:Стоят около воспитателя подходят к картине. Воспитатель:.