О чем говорят мужчины бабка и немцы

Бабка Немцы И Как Жить Дальше О Чем Говорят Мужчины

Длительность: 28 сек

Немцы Как Жить Дальше О Чем Говорят Мужчины 2

Самый Ожидаемый Фильм О Войне 72 Часа Военный Фильм Премьера Hd

10 Интересных Фактов О Продуктах Ссср

Генерал И Ппсники Глухарь 2 01

Юрии Иваныч Вход В Троллеи Бус С Другои Стороны Берегись Автомобиля

Полцарства За Любовь Мелодрама Фильмы И Сериалы Русские Мелодрамы

Афера С Экскаватором

Отрывок Из К Ф Курьер

Немцы Как Жить Дальше О Чем Говорят Мужчины

До Слез Ржал Бабушкин Герой Смешной Мультик О Супергерое

Заберите Меня Немцы Из К Ф О Чём Говорят Мужчины

Монах И Бес Смотреть Весь Фильм Hd

Отрывок Из К Ф Похороните Меня За Плинтусом

Сёстры Российского Кино Родственники О Которых Вы Не Знали

Запретная Тема О Которой Не Принято Говорить Ваш Репетитор Страсть Любовь И Литература

Финал Я Помню Не Четко На Море

Бедныи И Орик Пардон Золотои Теле Нок

Да Это Не Рио Де Жанеи Ро Золотои Теленок

Воскресный Вечер С Владимиром Соловьевым Последний Выпуск 2021

Рэп Свинозомби На Русском

Черная Книга Дикого Леса Славянская Мистика Фэнтези

Кайдасиз Ё Расулуллох

Деревянко Слуги Сатаны

Корчевский Юрий Книги

Танцы Со Стриптизершами

Один В Один Руслан Алехно Дима Билан

Кресний Отец Саксофон

Алексей Воробьев Интервью

Лучший Дип Хаус В Машину

Niko Feat Dj Zampo Feel So Dj Ikonnikov Remix

Шоурил 2016 Дерябина

Zubi Feat Anatu Sugar Best Remixes 5 Tracks Part 2

Ахъяд Мадаров Попурри

Водолазкин Евгений Авиатор

In The Bible Feat Lil Durk Givēon Drake

Minsk Belarus Солнечный Весенний День

Ярослав Кукольников Мимо Текла Река

Мать Сестер Хачатурян Рассказала Об Отношениях В Семье Убитого Москва 24

Тысячи Горожан Собрались Перед Театром Попрощаться С Мэром Кривого Рога

Alexander Geleisha Actor Showreel Шоурил Александр Гелейша

Реальная Музыка Орт 08 06 2001

Сорта Винограда Для Беседки

Ewangelia J 10 11 16 Z Komentarzem 8 05 2021

X Band Tabestoone Sard Official Audio

Бабка Немцы И Как Жить Дальше О Чем Говорят Мужчины

Это Мой Гриб Я Его Ем

Tower 4 Dan 5 Wisma Atlet Dibuka Kembali Untuk Pasien Gejala Ringan

4 Идеи За Прически

King Gizzard The Lizard Wizard Infest The Rats Nest Album Review

Источник

Бабка Немцы И Как Жить Дальше О Чем Говорят Мужчины

Длительность: 28 сек

Немцы Как Жить Дальше О Чем Говорят Мужчины 2

Самый Ожидаемый Фильм О Войне 72 Часа Военный Фильм Премьера Hd

10 Интересных Фактов О Продуктах Ссср

Генерал И Ппсники Глухарь 2 01

Юрии Иваныч Вход В Троллеи Бус С Другои Стороны Берегись Автомобиля

Полцарства За Любовь Мелодрама Фильмы И Сериалы Русские Мелодрамы

Афера С Экскаватором

Отрывок Из К Ф Курьер

Немцы Как Жить Дальше О Чем Говорят Мужчины

До Слез Ржал Бабушкин Герой Смешной Мультик О Супергерое

Заберите Меня Немцы Из К Ф О Чём Говорят Мужчины

Монах И Бес Смотреть Весь Фильм Hd

Отрывок Из К Ф Похороните Меня За Плинтусом

Сёстры Российского Кино Родственники О Которых Вы Не Знали

Запретная Тема О Которой Не Принято Говорить Ваш Репетитор Страсть Любовь И Литература

Финал Я Помню Не Четко На Море

Бедныи И Орик Пардон Золотои Теле Нок

Да Это Не Рио Де Жанеи Ро Золотои Теленок

Сборник Сектор Газа Ремикс

Аудио Книга Разумный Инвестор Бенджамин Грэм

Deep Koliis Paranoia Two Original Mixes

Sen Gedenden Bir Gun Uzum Gulmeyib

Ride It Regard Remix Tik Tok

Ты Же Девочка Вайна

Синглимни Тугилган Кун Табриги

Плыли Мы По Морю Ветер Мачту Рвал Оригинал Ремикс

Manfred Mann Соловьи Бомбардировщики

Paranoid Dj Insane

Дисфоми Дисфоми Ооо

От Руси До России Гумилев

Воскресный Вечер С Владимиром Соловьевым Последний Выпуск 2021

Рэп Свинозомби На Русском

Сиреноголовый Под Dambo Music Пародия На Краш

Gold Weekly Analysis For February 3 7 2020 By Nina Fx

Мини Уйин 300 Руб Билетлар Жуда Оз Колди

Worldchangers Conference2014 Annonting On Young People

50 Cent Just A Little Bit Twerk Choreo By Jamie

Дрозд Пестрый Каменный Monticola Saxatilis Common Rock Thrush Film Studio Aves

Domino V 178 Mod X8 Speeder Tema Black Purple Aesthetic Full Musik

Domino Rp V 178 X8 Speeder Tema Black Red Fuul Music

Оригами Дракон Беззубик И Дневная Фурия

Reusel Nl Kerkklokken O L V Tenhemelopnemingkerk Plenum

Tower Of Time Прохождение На Русском 9 Спуск На Второй Этаж

Как Удивить Любимую Девушку

Your Coworker Who Gets Promoted To Manager

Ulama Yaman Cucu Rasulullah Bimbing Sekeluarga Masuk Islam Lombok

Rilis Berita Resmi Statistik Bps Provinsi Sumatera Utara Edisi 1 April 2021

1 12 Off Road Rc Mn 99S D90 3 Windy Day Trailing

Flowers And Bells Christmas Rangoli Design For Christmas Festival With 13X7 Dots

Источник

Заберите меня, немцы (Из к/ф «О чём говорят мужчины»)

Показать панель управления

Комментарии • 18

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

это вообще самый лучший момент, ржу всегда с него, глубокий философский смыл заложен про бабку и дорогу)))))))))))))

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

Вот до чего довела Россию пенсионная реформа.

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

К вопросу о наших пенсиях.

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

Страдания.. Куда ж без них
😅😂😂😂

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

Немцы заберите меня

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

Как же я смеялась на этом моменте! 🤣

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

Нахуя это представлять? Ты дурак?

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

@Japan rust Far far east Вам всё-еще трудно осознать, что части украинского народа чужды ваши идеи моноязычия, унитарности, национализма. Что 1,8 млн. крымчан так хотелось быть частью России, что они ломанулись воссоединяться, как ломанулись немцы ломать Берлинскую стену. Кстати в Германии референдума не было. А в Крыму был, это зафиксировано.

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

@Николай Иваницкий Пока в Украине революция была, люди гибли,страна в раздрае полном,мы,как настоящие братья пришли и втерев уши бедолагам в Крыму оттяпали территорию,и оттяпали для того, чтобы один небезызвестный лилипут получил рейтинг,а его шапито продолжало грабить нас же,под наши радостные вопли.Ну в общем, есть чем гордиться.

О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть фото О чем говорят мужчины бабка и немцы. Смотреть картинку О чем говорят мужчины бабка и немцы. Картинка про О чем говорят мужчины бабка и немцы. Фото О чем говорят мужчины бабка и немцы

Источник

Дорогие мои немцы

Наверное, неправильно будет сказать, что я родилась в немецкой семье. Моя мама была русской, из крестьянского рода, а отец – немец на половину, с русской фамилией деда и немецким именем, которое тот же дед и дал. Но я выросла рядом с дорогими моими немцами: бабушкой (папиной мамой), которая долгие годы жила с нами, ее сестрами и их семьями, поэтому с чистым сердцем могу утверждать, что знала русских немцев, искренне любила их и фактически стала в нашем роду последним свидетелем их национальных проявлений. На этих моих родных и закончилась наша «немецкая русская ветвь»: в следующих поколениях она ассимилировалась, утратила язык и последние черты национального быта, а сохранившаяся у нескольких потомков родовая фамилия им почти уже ничего не говорит.

Когда начался род Бейтлеров (Beitler) в России, точно теперь и не скажешь. Очевидно одно – это были крестьяне-колонисты. Специальные манифесты о позволении иностранцам селиться в России издали Екатерина II и Александр I.(1) Переселенцами заселялись пустовавшие земли среднего и нижнего Поволжья, Степного края, Причерноморья, Кавказа, Сибири.
Мои родные жили на Волыни. Около 1800 г. здесь основали свои первые колонии немцы-меннониты.(2) В 60-х годах XIX века 200 тысяч немцев-колонистов переселились на Волынь из Польши. Волынь – это историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга. В бывшей Российской империи Волынская губерния граничила с Австро-Венгрией, губернским городом был Житомир. Недалеко от Житомира, по рассказам бабушки, жила и их семья. Село называлось Скураты. Рядом – Чеповичи, Малин, Коростень… Эти названия я запомнила с детства. В последнем паспорте, который еще успела получить бабушка в начале 2000-х, место ее рождения было записано уже в соответствии с современным административно-территориальным делением: с. Скураты Малинского района Житомирской области, Украина.

Еще перед Первой мировой попытался уехать в США и другой сын, Карл Бейтлер, да не успел.(4) По семейному преданию, оказавшись в Европе, он был призван в германскую армию и вынужден был воевать против своей бывшей родины. В это же время его старший брат Август был в российских окопах. Оба брата выжили в той страшной бойне, наверное, только по молитвам матери Вильгельмины. Старший вернулся домой и до конца своих дней был рядом с нею, а Карл продолжил свой путь в Америку.
Уехавшие братья переписывались с родными, посылали фотографии – пока позволяло ВРЕМЯ, то есть пока не началось «великое переселение народов», связанное с голодомором, и очередная страшная война, до которой Вильгельмина Бейтлер не дожила. Из этой переписки моя бабушка запомнила, что дяди легко освоили английский язык, потому что знали немецкий.

Семья Бейтлеров, проживавшая под Житомиром, депортации не подверглась. Какое обстоятельство позволило им остаться? Может быть, ранение или контузия Августа Федоровича? А может быть и то, что они проживали не в немецкой колонии, а отдельно – в украинском селе? Доподлинно известно также, что позднее у Бейтлеров в хозяйстве работал какое-то время пленный австриец.

За долгое время общения с бабушкой у меня была масса поводов услышать: «А у нас дома делали так…» И это говорил человек, сам уже имевший немалый житейский опыт, поживший рядом с людьми разных национальностей и менталитетов. Но как велико в ее глазах было значение их семейной традиции – от хозяйственных мелочей до принятия серьезных решений!
Жили Бейтлеры небогато, в доме, похожем на украинскую хату. Белили его снаружи и внутри. Было чисто. Пол земляной. Мебель, сделанная руками отца. Стеганные одеяла и другое рукоделие матери. Но была хорошая посуда, швейная машинка «Зингер», книги отца, в том числе немецкие. Пару слов нужно сказать о музыкальной традиции семьи. Все Бейтлеры пели – русские, украинские, немецкие песни, на слух играли на разных музыкальных инструментах. Родственники из Канады с гордостью показали сохраненную ими балалайку, которую через океан перевезли братья Бейтлеры в еще в 20-х годах.

А в 1933-м в связи с начавшимся голодом пришлось покинуть родные края практически всей семье (кроме старшей дочери Дины, которая была уже замужем). О голодоморе 1932-1933 гг. на Украине бабушка рассказала нам значительно раньше первых публикаций о нем, появившихся в печати только в перестроечный период. Рассказала без подробностей, щадя наши чувства: «Мы уехали, чтобы выжить. Продали все, что было нажито. Взяли с собой только самое необходимое».

Переезд в Сибирь стал судьбоносным для сестер Лидии и Ольги. Здесь они создали семьи, родили детей, и потомки Ольги Августовны Бейтлер (Дубинской) до сих пор живут в Новосибирской области. А сестра Миля и брат Давыд вернулись на Украину, как только закончился голод. И этот возврат тоже стал судьбоносным. В 1937 г. 23-летний Давыд Бейтлер был осужден по ложному обвинению к десяти годам лишения свободы за «антисоветскую деятельность». Ему посчастливилось выжить, пройдя все круги ада ГУЛАГа: непосильный труд на северном лесоповале, голод, издевательства блатных, унижения за свою национальность, которые особенно усилились во время войны…

А теперь посмотрим, что могло ожидать этнического немца в те времена в СССР, будь он на свободе?
С началом войны его могли призвать в советскую армию, но это с малой долей вероятности.

В августе 1941 г. русских немцев, как представителей титульной нации главного противника, а значит, потенциальных «врагов», начали массово высылать с мест постоянно проживания в Европейской части СССР вглубь страны – преимущественно в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.(9) Вслед за немцами Поволжья депортации подверглись лица немецкой национальности из других мест – от Закавказья на юге до Ленинградской области на севере. Историк Виктор Земсков приводит данные о депортации за годы войны около 950 тысяч немцев.(10)

Но только депортацией дело не закончилось. Началась так называемая «трудмобилизация». В январе 1942 г. вышло совершенно секретное Постановление Государственного комитета Обороны № 1123 о мобилизации немецких мужчин от 17 до 50 лет в «рабочие колонны». Документ предписывал обязать явиться в военкоматы по месту жительства 120 тысяч человек и передать их в распоряжение НКВД для работы на лесозаготовках, строительстве заводов и железных дорог. 12 января 1942 г. вышел приказ № 0083 за подписью наркома Берии, в котором говорилось, что размещены «трудмобилизованные» будут в особых лагерных пунктах при лагерях НКВД, а питание им устанавливается по нормам ГУЛАГа. Мобилизованным в рабочие колонны предписывалось выполнять и перевыполнять производственный план, а оперативно-чекистскому отделу — заблаговременно пресекать «всякие попытки разложения дисциплины, саботажа и дезертирства».(11) Более поздними приказами возраст призываемых в трудармию мужчин-немцев был расширен с 15 до 55 лет, а также стали призывать женщин-немок от 16 до 45 лет.

Многотысячная армия трудмобилизованных на бумаге к заключенным не относилась.
Кроме того, «русские» немцы во время войны пополняли и лагеря ГУЛАГа. По данным того же В. Земскова, если в 1939 г. там находилось в качестве заключенных 18,5 тысяч этнических немцев, то в 1945 году — 22,5 тысячи. В процентном соотношении от общего числа заключенных это означало увеличение вдвое (с 1,4% до 3,1%). Среди них были и те, кого осудили как шпиона еще до войны, и те, кто оказался в лагерях за недовольство депортационной политикой, и пытавшиеся дезертировать из трудовой армии.(12)

Все перечисленные выше репрессивные меры могли ожидать и моих родных, если бы они не попали под оккупацию в первый же месяц войны. Уже 9 июля 1941 года фашистские войска захватили Житомир, а к концу июля – Коростень и Малин.
А Давыд Бейтлер лучшие свои годы провел в лагере. Освободился уже после войны – в 1947 г.

Были ли направлены на какое-то производство мои двоюродные бабушки Дина и Миля, сказать не могу, но вполне вероятно. Дина Грецингер всегда шила людям на заказ – в любом месте, где ей приходилось жить, в том числе и в Германии. Она также вспоминала, что коренное немецкое население относилось к ним с долей презрения – «russische Schweine!»(«русские свиньи).

Мои родные пережили ужас бомбардировок Дрездена в конце войны, когда, по воспоминаниям очевидцев, всё вокруг превратилось в сплошной ад – разлилось море огня. Пережили наступление наших войск. И снова судьба не оставила им выбора. Попав в советскую зону оккупации, они теперь подлежали возвращению на родину. Впрочем, возвратиться должны были все перемещенные во время войны: и из союзнических зон оккупации, и даже из других стран. Но в большинстве своем люди ехать не хотели, справедливо опасаясь репрессий. Да и ждала ли их родина?
В этой связи надо сказать, что СССР придерживался принципа обязательного возвращения всех попавших за рубеж своих граждан, тщательной их проверки и применения мер репрессий к «предателям». На Ялтинской конференции и в двусторонних соглашениях СССР со странами антигитлеровской коалиции было подчеркнуто, что «. советские Ди Пи (перемещённые лица) после их идентификации советскими репатриационными представителями будут репатриированы независимо от их личного желания».

Дед Бертгольд рассказывал, что и они не думали возвращаться, но в проверочно-фильтрационном лагере сказали, что повезут их на Украину, в родные места. Туда они ехать были согласны. Однако, погрузили в теплушки и привезли на Север, в никому неведомый Череповец.
В общей сложности в СССР репатриировано было около 200 тыс. русских немцев. Их расселили буквально по всей стране, но особенно много – в северных областях. В нашу Вологодскую область в 1945-1946 гг. прибыло 9462 репатрианта.(15) И с этого времени их судьба стала неразрывно связана с судьбой всех остальных советских немцев, которые уже с начала войны находились на спецпоселении «без указания сроков». В местах спецпоселения немцы-репатрианты попадали под действие тех же законодательных актов, что и все остальные немцы.(16)

Правовое положение спецпоселенцев было следующим. Они не имели паспортов, что фактически делало их изгоями в обществе, затрудняло устройство на работу, получение почтовых отправлений и т. п. Кроме того, не призывались на военную службу, им не разрешалось работать в милиции и других силовых структурах. Они не могли занимать сколько-нибудь важные посты и должности в государственных органах и учреждениях, в сферах народного хозяйства, здравоохранения, образования, культуры. Дети спецпоселенцев состояли на «посемейном» учёте с момента рождения до исполнения им 16 лет. После этого их ставили на персональный учёт, то есть они становились «полноценными» спецпоселенцами (в начале 50-х дети были освобождены от учета). Хотя формально молодые спецпоселенцы и не были лишены права получать высшее или специальное среднее образование, однако подавляющее большинство их не могло поступать в вузы и техникумы, так как практически все эти учебные заведения находились за пределами зон спецпоселения, а выезд из зон запрещался.

Спецучет немцев был отменен, но каждый из бывших спецпоселенцев дал расписку о том, что он не имеет права возвращаться в места, откуда был депортирован или интернирован, а также права на материальные претензии к государству.
Прибыв в Вологодскую область в 1945-м, мои родные, конечно, не могли знать, что их полная свобода наступит только через долгие десять лет. Привыкшие в своей жизни ко всему, в том числе и к неизбежному подчинению власти, они начали устраиваться на новом месте, полагаясь на свое терпение и на умение работать.

В 1947-м закончился десятилетний лагерный срок осужденного по 58-й статье Давыда Бейтлера. Освобождавшихся из мест лишения свободы немцев направляли в места спецпоселения их родных и близких. Видимо, именно поэтому он приехал в Череповец, где обосновались репатриированные сестры Дина и Эмилия. Здесь он работал в сплавной конторе треста «Череповецлес», завел семью, успел порадоваться сыну, но здоровья хватило только на девять лет. В июне 1956 г. он умер. Если учесть, что только в начале того года были ликвидированы последние спецпоселения, то можно сказать, что действительно свободным Давыд Бейтлер пожил всего несколько месяцев.

Две другие сестры – Лидия и Ольга – пережили войну в Новосибирской области, куда попали еще в 1933-м. Они не подлежали, по понятным причинам, депортации, а вот в трудармию не попали, скорее всего, как исключение, потому что трудовой мобилизации подвергались не только депортированные, но и местные немцы.

Как жили? По чужим углам. Мою бабушку Лиду спасло умение шить, которое на селе очень ценилось. Она шила деревенским женщинам, а те в благодарность несли, кто что мог: картошку, овощи, яйца. Работала на маслозаводе, уборщицей в местной школе и даже поучилась на учительских курсах. В Сибири встретила и свое недолгое женское счастье. С моим дедом Иваном Павловичем они прожили душа в душу семь лет до его скоропостижной смерти в 1942 г. Вообще смертей рядом было много: умер старший сын Альберт, в томском психиатрическом интернате умерла в состоянии душевной болезни мать Елизавета Христофоровна Бейтлер (1885-1944 гг.). Всю войну не было сведений о судьбах заключенного брата и сестер.

Немок Лидию и Ольгу поставили на спецучет. Постоянно существовала угроза отправки в шахты – в Кузнецкий угольный бассейн. Отправляемых туда женщин разлучали с детьми. Возвратились немногие. Бабушка рассказывала, что однажды ее предупредил живший неподалеку директор маслозавода: «Лида, уезжай к сестре в Новосибирск хотя бы недели на две, на тебя пришла разнарядка в шахты». Бабушка срочно уехала. У младшей сестры Ольги муж-белорус воевал, сама она работала в госпитале и ее не трогали, хотя мне известен конкретный случай, когда жену-немку вместе с детьми депортировали, а муж-русский в это время геройски защищал Родину.(18)

В 1954 г. бабушку Лиду неожиданно вызвали в милицию и сообщили, что она, при желании, может выехать к своим родным. Они с сыном (моим отцом) решили ехать в далекий и неизвестный Череповец, куда еще в 1946 году в теплушках привезли из Германии семьи бабушкиных сестер. Однако и в Череповце до окончательного закрытия спецпоселений бабушка регулярно отмечалась в спецкомендатуре.

Историки пишут, что все 15 лет существования спецпоселений (1941 – 1956 гг.) немецкое население СССР, распылённое на огромной территории страны, было полностью лишено каких-либо возможностей поддерживать и сохранять свою национальную идентичность. Вокруг него была создана такая морально-психологическая атмосфера, что на работе, в общественных местах немцы вынуждены были говорить на русском языке и только дома, в тесном семейном кругу, они могли позволить себе объясняться по-немецки. Не было возможности ни читать, ни писать на родном языке. Тем более немцы не имели возможность сохранять свои традиции и обычаи, народную культуру (обряды, песни, танцы и т. п.). Фактически под запретом была религиозная жизнь. Особенно отрицательно всё это сказывалось на молодом поколении – детях, родившихся перед войной, в годы войны и в послевоенные годы. Они были лишены возможности, не только обучаться на родном языке, но даже изучать его.(19)
В меньшей степени это коснулось моих репатриированных родных. Все они между собой говорили на немецком, включая детей. Большое значение имели для них также годы, проведенные в Германии.

В Сибири же оставаться немцами, да еще во время войны, было совсем непросто. Мой отец родился в 1937-м. Пока бабушка Лида лежала в роддоме, русский муж назвал сына немецким именем Фридрих – совсем не потому, что в те годы была мода на немецкие имена, а в честь любимого бабушкиного дяди Фридриха Бейтлера, уехавшего в Канаду. Видимо, дед был впечатлен рассказами жены о своем родственнике. Звали мальчика в детстве Федей, под этим именем и с русской фамилией он поступил в школу, вместе с другими детьми демонстрируя неприязнь ко всему немецкому, вплоть до отказа посещать уроки немецкого языка. А о том, что в действительности он Фридрих, узнал только при отъезде в Череповец, когда пришлось переписывать свидетельство об окончании семи классов, выданное на имя Федор. По-моему, этот пример достаточно красноречив.

Внутреннее убранство комнат отражало вкусы и пристрастия хозяйки. Чего здесь только не было: на стенах – репродукция картины Маковского «Дети, бегущие от грозы», картины-вышивки, сделанные руками бабушки Дины, часы с боем; на комодах и тумбочках – многочисленные салфеточки и статуэтки. Особенно нравились мне молодой Пушкин с пером в руке, сидевший за круглым столиком над листом бумаги, и лебедь с поднятыми крыльями. Дина Августовна была портнихой – модисткой, как тогда говорили. Она никогда не работала по найму, кажется, даже и на спецпоселении. Муж считал, что жена должна растить детей и заниматься домашним хозяйством. Как бы бедно они ни жили, в доме всегда должно быть чисто прибрано и к его возвращению с работы сварен обед.

Дома у Грецингеров говорили по-немецки не только супруги между собой, но и моя бабушка, приходя к ним в гости. В нашей семье говорили по-русски и детей немецкому не учили. Но мы, конечно, знали, что наша любимая бабушка – немка, и нередко были свидетелями проявления с ее стороны каких-то национальных особенностей – не специально, а в контексте ситуации.

Однажды под новый год зашел к нам знакомый отца. Разговорился с бабушкой – оказалось, он из немецкой семьи. И они тут же спели вдвоем песню про елочку, которую мы раньше не знали:
«O Тannenbaum, о Tannenbaum,
Wie treu sind deine Blatter».

Другие воспоминания тоже связаны с новым годом. Кажется, классе в третьем нужен был мне костюм на школьную елку. Бабушка за пару дней сшила беловое поплиновое платье и придумала обшить подол зелеными ветками мирта: «У нас так украсили платье тети Берты, когда она замуж выходила».(20)
Кстати, появление мирта в нашем доме тоже оказалось не случайным. Бабушка Лида любила цветы. Они росли у нас всюду: на окнах и под окнами. В конце 60-х бабушка отдыхала в санатории в Латвии и, надо же, увидела там цветок мирта, который не попадался ей со времен отъезда из отчего дома! Отросточек был привезен домой, из него вырос большой куст, который очень красиво цвел мелкими белыми цветочками. Позже я узнала, что в народе мирт называют «невестой», а бабушка почему-то называла его в женском роде – «миртой».

Когда в 5-м классе началось изучение иностранного языка, я сознательно выбрала немецкий. Увы, советская школьная программа не позволяла выучить иностранный язык. Мы тупо заучивали какие-то «темы», столбики новых слов, а вот разговорной речи не получалось. Так что, мой уровень, как пишут в анкетах, «чтение и перевод со словарем». Зато у бабушки во время моей учебы открылось как бы второе дыхание. Она с радостью окунулась в родной язык: читала немецкие газеты и даже небольшие брошюры, которые можно было найти в школе, помогала мне с переводами. Помню, я даже гордилась этим и рассказывала о бабушке учителю.

Мои родные никогда не были диссидентами. Они всегда лояльно относились к власти. Может быть, это наследственная черта русских немцев, которые со времен поселения в России были целиком и полностью зависимы от того, что им эта власть разрешит? А может быть, это привычка к порядку, который важен при любой власти? Они были простыми людьми и просто несли свой крест. К тому же, они были людьми своего времени и точно также, как и другие соотечественники, подвергались идеологической обработке. В 30-е годы верили во «врагов советской власти», в «иностранных шпионов». Немного отрезвил родственников арест Давыда Бейтлера, который – они точно знали – никаким шпионом не был, а просто много болтал, но ведь за остальных никто поручиться не мог?

Бабушку мою уважали и на работе, и по соседству. Соседи обращались к ней только по имени и отчеству – Лидия Августовна. С ней советовались по хозяйственным и житейским делам, перенимали полезные навыки по уходу за цветами и садом. Бабушка красиво, со вкусом одевалась – практически все вещи она шила сама. Следила за своим здоровьем, делала зарядку и всю жизнь много двигалась, не позволяя себе сидеть без дела. Она не имела привычки ходить к соседям «посидеть», как тогда говорили. Вообще бабушка Лида была сдержанной, немногословной. Я не помню, чтобы она говорила с кем-то на повышенных тонах или плохо отзывалась о людях. Предпочитала не помнить зло.

4. Исследователи считают, что отмена привилегий, в т.ч. введение воинской повинности, а также нехватка земли, вызвали с 1876 по 1913 гг. отток части немецкого населения из России в Америку – тогда уехало свыше 100 тыс. чел.)
(Электрон. ресурс. Режим доступа https://sergejzr.livejournal.com/200408.html).
5. Электрон. ресурс. Режим доступа: 6. Электрон. ресурс. Режим доступа: https://geschichte.rusdeutsch.ru/18/30.
7. Электрон. ресурс. Режим доступа: https://www.interesniy.kiev.ua/kievskiy-nekropol/.

8. Директива ЦК ВКП(б) и СНК от 22 января 1933 г. «В связи с массовым выездом крестьян за пределы Украины», (Электрон. ресурс. Режим доступа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *