О чем говорят дети передача
Говорят дети. Из записок воспитателя.
Вторая младшая группа. День. Идёт тихий час. Один мальчик Тёма (4 года) вертится в кровати, вздыхает, сбрасывает с себя одеяло. В общем, никак не может заснуть. Я (воспитатель) ему говорю:
— Тёма! Хватит вертеться. Закрывай глазки и спи!
— У меня на этом боку не получается.
— Тогда повернись на другой.
— Да я уже поворачивался, — очень серьёзно говорит Тёма. — И на один бок, и на другой, и на третий, и на четвёртый. Честное слово, Надежда Михайловна, восемнадцать боков отлежал и никак не смог заснуть.
Вторая младшая группа (детям 3-4 года).
Вот, Егор принёс машинку. Максим спрашивает у Егора:
— Ты мне дашь свою машинку?
— Да, но если ты со мной дружишь. Ты со мной дружишь?
Максим серьёзно задумывается и говорит:
— Знаешь, ради твоих капризов, я не могу ответить «да», а ради своих не могу ответить «нет». Давай тогда ты мне дашь машинку, потому что жадничать плохо.
— Давай! — согласился Егор.
Мама забирает из садика девочку Лизу (3 года). Собираясь домой Лиза спрашивает:
— Мама, а у вас на работе воспитательница есть?
— Нет, конечно, — удивлённо отвечает мама.
— А кто есть?
— Ну. начальник.
— А. так вот вы перед кем на работе балуетесь и дерётесь.
Комисссия в детском саду. Задают вопрос Ване (5 лет):
— Даны предметы — кровать, стол, стул и груша. Что лишнее?
— Кровать.
— Почему?
— На кровати не едят.
Однажды один мой воспитанник Артём (4 года), рассказывал мне о своих предпочтениях в еде:
— Очень люблю булку с изюмом кушать, это и приятно, и вкусно. Саму булку люблю есть, а изюм выковыривать.
— Артём! — сказала я. — Изюм желательно тоже кушать.
— Нет, — нахмурился Артём. — Если с изюмом есть, то будет и не вкусно, и не приятно. а выковыривать сразу две радости. Изюм, как раз по размеру ногтей, значит ногтями и надо выковыривать. Тяжёлые вы люди, взрослые, всё вам надо разъяснять как маленьким.
Из детских игр. Дети (3-4 года) собираются играть в дочки-матери. Катя говорит:
— Так, Тёма будет папой, я — мамой, Вовка — сыном, Маша — дочкой. Интересно, а уродом кто будет?
— Каким уродом? — удивились другие дети.
— Ну, который у нас в семье.
— Фу. Это некрасиво и никто им не будет.
— Тогда у нас и игры не получится, потому что моя мама говорила, что в семье не без урода.
На утреннике в саду девчонки хвастаются:
— Смотри, какое у меня платье!
— Смотри, какие у меня колготки!
— А у меня, смотрите, бусики!
И далее в том же духе.
Вбегает мальчик Саша (4 года) и восторженно произносит:
— Платья, колготки, бусики. У-у-у, женщины! Как же я вас люблю!
Бабушка забирает из садика своего внука Вадима (5 лет). Собираются домой, разговаривают:
— Бабушка! Знаешь, я когда выросту, стану президентом.
— Так, это же очень непростая и тяжёлая работа, внучек.
— Да, ладно, тебе волноваться. Я разбирусь. Президентом быть не менее сложно и тяжело, чем игрушки ломать, если знаешь чего, на самом деле, хочешь.
Услышала из детского разговора (дети 3-4 года):
— Я хочу, когда выросту, стать президентом! А вы чего хотите?
— А я хочу быть принцессой.
— А я хочу, чтобы у мамы всегда были деньги.
— А я хочу в туалет.
У нас во второй младшей группе один мой воспитанник Максим (3 года) новый вариант сказки про Красную Шапочку придумал.
Приходит Красная Шапочка к бабушке и видит, что бабушка лежит накрытая одеялом. Красная Шапочка смотрит на бабушку и с удивлением спрашивает:
— Бабушка, а почему у тебя такой толстый живот?
На что бабушка, довольно облизываясь, отвечает:
— А это, потому, внученька, что я волка только что проглотила.
Настя (4 года) объясняет про свою бабушку:
— Это тоже родительское только состарилось.
Читаю детям (3-4года) сказку про Курочку Рябу. Сказка начинается со слов:
— Жили-были бабушка и дедушка.
Вдруг меня прирывает испуганный детский голос:
— Про дедушку и бабушку понятно. Но кто такой «Были». Это типа Бабая, да.
Разговариваю со своими воспитанниками (4 года):
— Артём! Когда ты вырастишь, кем ты станешь.
— Я призидентом и миллионером.
— А ты Катя, когда выростишь, кем станешь.
Катя мечтательно улыбаясь и обнимая Артёма:
— А я стану Тёминой богатой женой.
«Зов джунглей» — детская развлекательная передача. Первоначально выходила на Первом канале Останкино с 1993 по март 1995 года и на ОРТ с 5 апреля 1995 до января 2002 года. В игре принимали участие две команды — «хищников» и «травоядных». В каждой команде было по 4 человека. Две команды участвовали в соревнованиях наподобие «Весёлых стартов». Первый ведущий программы — Сергей Супонев (1993—1998). После него передачу вели также Пётр Фёдоров и Николай Гадомский (Николай Охотник). Эта передача была удостоена премии «ТЭФИ» 1999 года.
«Семь бед — один ответ»
Семь бед — один ответ — российская телевизионная игра, выходившая на канале «ОРТ». Игра строилась на принципах классической викторины, построенной на вопросах ведущего и ответах игроков. Общее количество игроков — 7 человек. Игра проходила в три тура. Продвижение игроков к победе «осуществляла» живая мумия-помощник ведущего (Дмитрий Мухамадеев). В качестве декораций использовался своеобразный храм из трёх уровней. Победители награждались призами (фонарик, видеокассета, фотоаппарат, хоккейная игра и футбольный мяч). Целевая аудитория: дети в возрасте от 12 до 15 лет. Каждая игра имела свою тематику: география, музыка, животные, спорт и так далее.
«Звёздный час».
«Звёздный час» — детская телепередача, выходившая в эфир по понедельникам на 1 канале Останкино/ОРТ с 19 октября 1992 года по 16 января 2002 года. Проводилась в формате интеллектуальной игры. Первым ведущим программы был актёр Алексей Якубов, но вскоре его сменил Владимир Большов. Первые несколько месяцев 1993 года ведущими были Игорь Бушмелёв и Елена Шмелёва (Игорь и Лена), с апреля 1993 года и до конца существования ведущим был Сергей Супонев, позже ставший руководителем программы.
«Денди — Новая реальность» (затем просто «Новая реальность») — детская телепередача о компьютерных играх на игровых приставках, выходившая в России с 1994 по 1996 годы — сначала на канале 2×2, затем на ОРТ. Ведущий Сергей Супонев в течение примерно получаса рассказывал о нескольких играх для 8-разрядных приставок Dendy, Game Boy и 16-разрядных Sega Mega Drive, Super Nintendo. В заставке играла песня «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все!».
«Сам себе режиссер». Я всегда с собой беру видеокамеру)))
«Сам себе режиссёр» — телевизионная передача, в основе которой лежит демонстрация любительского видео. Вышла в эфир 6 января 1992 года на канале 2х2. С 1994 года выходит на России-1. Бессменный ведущий и руководитель передачи — Алексей Лысенков.
Дог-шоу «Я и моя собака».
Дог-шоу «Я и моя собака» — телевизионное шоу с участием собак. Ведущий — Михаил Ширвиндт, сын Александра Ширвиндта. Программа изначально с 16 апреля 1995 года выходила на «НТВ». В 2002 году, после смены собственника «НТВ», выпуски 1995—1996 годов транслировались на «REN-TV», а затем программа выходила на «Первом канале» (с 15 сентября 2002 по 28 августа 2005 года). В августе 2005 года телешоу закрыто в связи с изменением концепции вещания «Первого канала». В программе принимали участие хозяева и их собаки. Они вместе участвовали в конкурсах, вместе преодолевали препятствия, отвечали на вопросы и получали призы. Основной девиз «Дог-шоу»: «Если чего-то не может сделать собака, за неё это может сделать хозяин, — и наоборот». В шоу мог принять участие любой человек, воспитывающий собаку. Конкурсы оценивало жюри, в состав которого обычно входили артисты театра и кино, популярные эстрадные исполнители, поэты, композиторы, писатели, режиссёры.
«Устами младенца»
«Устами младенца» — интеллектуальная телеигра. Выходила в эфир с 4 сентября 1992 по 1 января 1997 года по пятницам вечером, позже по субботам, затем по понедельникам вечером и каждые выходные утром на канале РТР, с 12 января 1997 по 29 декабря 1998 года — по воскресеньям в 18:00 на НТВ, с 11 апреля 1999 по 3 сентября 2000 года — по воскресеньям в 18:00 на РТР. Правила довольно просты: дети объясняют, что, по их мнению, значит то или иное слово, а взрослые это слово угадывают. Передача выходила в эфир с 1992 по 2000 год. Ее ведущим был Александр Гуревич. В 1995 году «Устами младенца» наградили премией «Золотой Остап», а в 1996 шоу было номинировано на «ТЭФИ» как «Лучшая программа для детей».
«Утренняя звезда»
«Утренняя звезда» — программа, выходившая на Первом канале с 7 марта 1991 по 16 ноября 2002 года и на канале ТВЦ с 2002 по 2003 год. В этой передаче раскрываются юные таланты в области музыки. Ведущими были: Юрий Николаев(1991-2002), Маша Богданова (1991-1992), Юлия Малиновская (1992-1998), Маша Скобелева (1998-2002), Вика Кацева (2001-2002).
«Царь горы»
«Царь горы» — детская спортивная телепередача, выходившая еженедельно с 28 сентября 1999 года по 5 января 2003 года на «Первом канале». В соревнованиях участвуют три человека, каждому из которых предстоит пройти множество испытаний: пробраться по канатам, выбраться из лабиринта, забить мячи в ворота соперников, пройти полосу препятствий на роликах, велосипедах и других средствах передвижения. Выигрывает участник, лучше всех справившийся с заданиями. Передача была закрыта в связи с уходом с Первого канала ведущего — Алексея Весёлкина. С 2007 по 1 сентября, с 16 сентября по начало декабря 2008 года и в середине марта 2009 года выходили повторы этой передачи на бывшем канале «Теленяня».
«Марафон-15» — телепередача для подростков. Каждый выпуск телепередачи — это 15 коротких сюжетов разной тематики, которые будут интересны подросткам. В телешоу «Марафон-15» можно увидеть интервью с музыкантами, узнать о моде и косметологии, космосе и экстремальных видах спорта, познакомиться с жизнью школьников в разных городах страны, посмотреть сюжеты о юных изобретателях и артистах. С 1989 по 1991 год ведущими были Сергей Супонев и Георгий (Жора) Галустьян. В 1991 году к ним присоединилась ведущая Леся Башева (в дальнейшем ведущая рубрики «Между нами девочками», которая к 1992 году стала самостоятельной программой). Выходила по субботам и разным будним дням, в 1997—1998 годах программа выходила по понедельникам в 15:45. 28 сентября 1998 года вышел последний выпуск программы.
«Позвоните Кузе»
«Позвоните Кузе» — первый в истории российского телевидения интерактивный проект — телевизионная компьютерная игра для детей. Выходила на телеканале РТР с 31 декабря 1997 по 30 октября 1999 года.
«Кузьма, я за тобой наблюдаю», «Эй, дружище, так мы быстро проиграем!», «Смех смехом, а по мне булыжник проехал» – помните? Тот, кто вырос в 90-е, без труда узнает цитаты из популярной в то время программы «Позвоните Кузе». Главным условием было наличие телефона с тоновым набором. Счастливчики, которым удавалось дозвониться до знаменитого тролля, попадали в телеэфир. При помощи кнопок телефонного аппарата дети управляли Кузей в игре, помогая ему спасти семью, которую похитила ведьма Сцилла. И несмотря на иностранное происхождение игры, программу с участием этого забавного тролля в нашей стране очень полюбили. Ведущие российской версии игры были Инна Гомес и Андрей Фёдоров.
«Лего-го!»
«Лего-го!» — программа для детей, выходившая с 1 апреля 1995 по 19 марта 1998 года. Выходившая на ОРТ, позже на СТС. Когда программа стала выходить на СТС, телеигра стала называться «КБ-Легонавт». На ОРТ ведущими телеигры были — Георгий Галустян, позже Фёдор Стуков. Суть игры: команды соревнуются в различных конкурсах по строительству из кубиков конструктора «Лего».
*На время и на правильность собрать из деталей конструктора заданную игрушку. Побеждает команда, у которой меньше недочётов;
*Из больших кубиков построить башню как можно выше. Проигрывает команда, у которой башня ниже по высоте или развалилась, и т.д.
«100 %» — телевизионная передача телеканала «ОРТ», выходившая в 1999—2002 гг.
В 1999 году в эфире ОРТ появилась веселая музыкально-развлекательная передача «100%», которая была адресована детям и подросткам в возрасте от 12 до 18 лет. В гости к ведущим и зрителям приходили знаменитые певцы и музыкальные группы и в непринужденной обстановке общались на разные темы, а также исполняли свои главные хиты. В программе также появлялись актеры, спортсмены, режиссеры и другие звезды. У каждого выпуска была своя основная тема, например, «Друзья», «Ссоры и конфликты», «Еда» и т.п. Про это снимались сюжеты, задавались вопросы гостям передачи и проводились специальные викторины для телезрителей. Программу вели Елена Перова, Кирилл Супонев и Никита Белов. В конце шоу традиционно звучала песня: «Заходи на огонек, сто процентов. С нами ты не одинок, сто процентов…». Последний выпуск вышел 11 сентября 2002 года в связи с переходом Никиты Белова на Ретро FM.
«АБВГДейка»
«АБВГДейка» — советская и российская детская образовательная телевизионная программа для дошкольников и младших школьников. Выходит с 1975 года по настоящее время. Формат передачи — уроки в форме игрового спектакля, в качестве учеников выступают клоуны.
«Самый умный»
«Самый умный» — российско-украинская телеигра эрудиционно-развлекательного характера, являющаяся адаптацией британского телепроекта Britain’s Brainiest Kid. Лауреат телевизионной премии «ТЭФИ». Ведущая — Тина Канделаки (с 2003 по 2012 год)
Еще можно сюда добавить «Ералаш».
«Ералаш» — советский и российский детский юмористический киножурнал, выпускавшийся с 11 сентября 1974 года по настоящее время. Художественный руководитель журнала — Борис Грачевский.
В конце просто хотелось вспомнить логотип телекомпании «BИD».
Вот история о том, как появился данный логотип:
Александр Любимов (один из создателей независимой телекомпании «ВИD»):
«Мы хотели, чтобы символ был живой, тогда все увлекались компьютерной графикой, а нам хотелось живой артефакт. Думали в сторону MGM, где львенок рычит, но мы не хотели животных, хотели символ. А восток богат всякими символами. «
Специально для этого Андрей Разбаш (один из учредителей независимой телекомпании «ВИD» ) поехал в Музей Востока за помощью к будущей жене Владислава Листьева Альбине Назимовой, работавшей на тот момент там реставратором. Из предложенных ею вариантов Разбаш выбрал керамическую голову древнекитайского даосского философа Го Сяна с трёхлапой жабой на голове. Среди людей, не изучавших вопрос появления маски, распространено мнение, что маска очень похожа на лицо Ельцина. В разных восточных культурах данный символ трактуется по-разному: где-то он символизировал духовное богатство, где-то — могущество, а где-то — финансовое богатство.
8 МИФОВ О ДЕТСКИХ ДОМАХ или что там происходит на самом деле. Говорят дети-сироты
Миф – вымышленная история или верование, которое препятствует осознанию реальности, иногда противопоставляется науке.Сегодня мы поговорим о мифах, связанных с детскими домами и об удобной с психологической точки зрения вере огромного количества людей и о том, как там живется по-настоящему.
МИФ 1: Детский дом помогает в социализации
Ваня, 16 лет (в приемной семье с 10 лет)
«Ненавижу вспоминать детский дом. Я сейчас это рассказываю, чтобы других тоже забрали. Нас в детском доме было больше 100 человек. Жили вперемешку, потому что мальчиков было больше, но воспитатели были по возрастам распределены. Просто, чтоб вы понимали, я приехал домой, и был как дикарь. Не знал, куда выкидывать мусор, что убирать в холодильник, а что можно оставить. Вообще не понимал тему, что еда может портиться. Денег в руках не держал, на цены в магазине вообще не обращал внимания, вот лежит, ну и пусть берут мне, думал.
Стиральный порошок кончается, мокрое полотенце на сушку вешать, обувь на разные сезоны нужна, все вот эти вещи, я ничего этого не знал. А еще про выбирать, я не мог решить сам ничего, мама говорит: «Вань, сначала гулять или уроки?», и я в ступор впадал, ждал, что мне скажут, чтобы подчиниться. После снега ботинки надо поставить сушиться, рваное можно починить, еда не сама в тарелках появляется. Мы ничего там не умели, как тупое стадо жили. Я вырвался, я спасся. Ну, меня спасли, точнее».
Система детских сиротских учреждений построена таким образом, что растит потребителя. Как, не обслуживая, организовать под одной крышей достойное содержание большого количества детей? Это просто невозможно. Дети растут в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром.
Быт – неотъемлемая часть жизни любой семьи, это то, чего лишен ребенок в детском доме. В результате выход в самостоятельную жизнь становится для него шоком.
МИФ 2: Дети из детских домов не хотят в семью
Кристина, 17 лет (воспитывается в детском доме)
«Первый раз меня хотели взять в семью, когда мне было 7 лет. Мне ужасно понравились те люди, женщина была такая добрая, с теплыми руками. Но потом девчонки мне стали говорить, что меня будут бить, что у них свои дети есть и они будут надо мной издеваться. Короче, я вообще к ним выходить не хотела, меня психолог притащила, а я вела себя как дура. Грубила и сказала, что я в их вонючий дом не хочу. Мне до сих пор стыдно. Если бы они пришли еще раз, я бы точно к ним пошла, но они не пришли.
Еще раз меня хотели забрать, мне уже 12 было. Тогда Оля, мы с ней в комнате жили, сказала, что она в семью ходила и там пропали деньги и все на нее повесили. Что и со мной так будет. Они еще были из другого города, я подумала, что меня там отправят в какой-то новый детский дом и написала отказ от того, чтобы к ним в семью идти. Они меня так уговаривали, говорили даже, что, наверное, мне наговорили чего-то, что это не так. Но я уже молчала. А через год выходить, никого нет у меня. Жалею сейчас».
Детям нужны отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить. Только постоянное участие в жизни ребенка значимого взрослого позволяет личности раскрыться, реализоваться. Такие отношения возможны только в семье. Страх неизвестного, травматичный опыт взаимодействия со взрослыми в прошлом, истории возвратов и отказов от приемных детей, заставляют воспитанников детских домов отказываться от жизни в приемной семье.
Детей более старшего возраста можно брать домой в гости, постепенно знакомя с жизнью в семье, не давя и не настаивая на резкой смене обстановки.МИФ 3: Только детский дом сделает «людей» из детей алкоголиков и наркоманов
Андрей, 13 лет (воспитывается в приемной семье)
«Родители (*приемные) ко мне пришли, когда мне было 11 лет. Я уже пробовал водку и курил. Они меня увидели в передаче, папа сказал, что я похож на него. Я к ним пошел сразу, мне не нравилось жить в детском доме, всегда семейным в школе завидовал.
Я ничего не рассказывал о детском доме первое время, думал, что они от меня откажутся. Потом мы стали говорить о том, почему я вообще там оказался. Родители пили в общем, и меня забрали у них. Я никогда не буду пить. А если бы там остался, точно бы бухал, что там еще делать. Там все пьют».
По статистике, только 10% выпускников детских домов справляются со взрослой жизнью. Большинство не доживает до 40 лет, многие спиваются, совершают правонарушения, оказываются в тюрьме, повторяют судьбу биологических родителей.
ИФ 4: Дети из детских домов рады любому вниманию
Оля, 14 лет (воспитывается в детском доме)
«Мы – зверушки в контактном зоопарке. Приезжают, фоткаются с нами. Все такие добренькие, бесит страшно. Гости из разных компаний-спонсоров входят в наши комнаты, и мы еще должны радоваться. Я их что ли приглашала? Или на экскурсиях. Всегда все вокруг знают, что детдом привезли. И все смотрят. Как будто у нас у каждого на лбу будет светиться краткая история того, как в детдоме оказался. Это же им всем интересно. По-любому каждый разговор к этому свернет. А здесь, в детском доме, нам все равно – попал и попал».
Люди, которые не имеют опыта взаимодействия с сиротами, действительно считают, что ребенок, лишенный участия в его судьбе, страдающий от недостатка внимания, в любой момент своей жизни рад общению со взрослым со стороны. На самом деле, воспитанники детских домов с настороженностью и часто равнодушием воспринимают попытки незнакомых людей проявить к ним интерес. В жизни этих детей за годы сменились десятки воспитателей, учителей, волонтеров и кандидатов в приемные родители. Только постоянное, долгое и осмысленное участие в жизни такого ребенка может вызвать у него доверие и желание делиться своими проблемами, принимая помощь и советы.
МИФ 5: Воспитание в коллективе – то, что нужно детям
Сания, 23 года, выпусница детского дома. Отрывок из книги «Я – Сания» (автор Диана Машкова)
«Нас звали «Всеееее-встаааали» и «Всееее-выыыышли». А еще «Идите-сюда». И мы — много-много детей — существовали в доме ребенка как единое целое. Как стадо овец. Даже не так — как одна большая овца под общим названием «бесссстолочи». «Все-оделись», «Все-доели», «Все-встали», «Все-сели». Нас звали так…»
«Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! — есть свой день рождения. Не понимали, что значит радость. Человеческое тепло. Любовь. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен. Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — был СТРАХ. И он остался со мной надолго».
Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.
Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.
МИФ 7: У них там все есть
Саша, 16 лет (воспитывается в детском доме)
Дети в детских домах действительно обеспечены всем необходимым для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Только этого недостаточно. Просто потому, что все это общее. Ребенка переводят из учреждения в учреждение без его согласия, кормят, не спрашивая, любит ли он это, выбирают одежду, не учитывая моду и предпочтения. У них все есть, кроме индивидуальности и личного отношения.
МИФ 8: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым
Антон, 17 лет (воспитывается в детском доме)
«Мне некуда идти. Я боюсь этого дня, когда нужно будет уйти из детского дома».______________________________________________________________________________
Очень многие считают, что сразу после выхода из детского дома на ребенка проливается золотой дождь в виде банковских накоплений и комфортабельной квартиры в центре города. В реальности сумма, которую получает 18-летний, не умеющий распоряжаться деньгами ребенок, кончается, примерно, месяца за три. Неумелые вложения, желание стать обладателем модных вещей, отсутствие опыта самостоятельной жизни – все это приводит к печальным последствиям.
Очередь на квартиры для сирот в некоторых регионах составляют 5-7 лет, до этого молодому человеку предлагается жить в общежитии, где компания никак не способствует здоровой и нормальной жизни. А порой и вообще проблема с их жильем не решается никак. Также важно учитывать то, что по закону отдельную квартиру получают только дети, которые не были нигде прописаны либо их жилье признается аварийным. Большинству же изъятых из неблагополучных семей детей предлагается после 18-летия вернуться к своим «родственникам».
Возвращаться к чужим, часто агрессивно настроенным и ведущим асоциальный образ жизни чужим людям не сильно хочется, и так выпускники детских домов оказываются на улице совершенно одни.