О чем говорят данные факты биология
100 интересных фактов о животных
Это мой 100 пост 🎉 😊.
100 фактов после картинки.
1 Хамелеоны могут двигать глазами в разных направлениях одновременно.
2 Белка – лучший садовник. Миллионы деревьев вырастают потому, что белки забывают, куда спрятали семечки.
3 Зуб слона может весить до девяти килограмм!
4 У млекопитающих кровь красная, у насекомых жёлтая, у омаров синяя.
5 В среднем коровы какают 16 раз в день.
6 Муравьи никогда не спят. Вместо этого, они «отдыхают» по восемь минут “отдохнуть” два раза в день. Отдых королевы муравьев занимает 90 минут в день.
7. Басенджи – единственная собака, которая не может лаять.
8. Только половина мозга дельфина спит. Вторая половина в то время бодрствует, и следит за окружающей обстановкой.
9. Блоха может передвигаться только прыжками, мышцы её лапок устроены, как катапульты. Они накапливают энергию и “выстреливают” блоху в прыжок.
10. Глаз гигантского кальмара размером с баскетбольный мяч.
11. Бегемоты рожают под водой, чтобы защитить своих детей от падения!
12. У лебедя более 25000 перьев на теле.
15. Крысы могут смеяться если их пощекотать.
16. Крот может выкопать тоннель длиной до 300 метров, за одну ночь.
17 Из-за своей постоянной улыбки, квокка известен считается самым счастливым животным.
18 Морские котики могут задерживать дыхание на два часа.
19. Когда устрицам необходимо размножаться, они могут менять свой пол.
20. Вороны настолько умны, что они любят проказничать! Они даже могут подкрасться к собаке сзади и играя хватать ее клювом за хвост.
21. Жирафы не имеют голосовых связок, поэтому они не могут “говорить!”
22. Горбатые киты издают самый громкий звук любого млекопитающего, он может быть слышан за 20 километров!
23. Лошади имеют хорошую память, они могут помнить вещи, людей, которых они встречали, а также навыки которыми владели несколько лет назад.
24. Зебры бегут зигзагами, чтобы спастись от хищников.
25 Божьи Коровки могут убирать за собой еду.
26. У нарвала цвет кожи зависит от его возраста: чем светлее кожа, тем старше нарвала.
27. У коал отпечатки пальцев похожи на человеческие.
28. Все сурикаты имеют обязанности в группе, в которой живут.
29. Крокодилы не могут высовывать язык!
30. Когда обезьяны-пауки встречаются, то они обнимают друг друга.
31. Кошки имеют 32 мышцы в каждом из своем ухе.
32. Летучие мыши являются единственными млекопитающими которые могут летать?
33. Белые медведи-левши.
34. У золотой рыбки память 3 секунды
35. Даже после того, как медуза умерла, она все еще может ужалить.
37. Сердце креветки находится в голове.
38. Улитка может спать три года подряд.
39. Щеки бурундука могут растягиваться от орешек и еды в три раза больше чем его голова.
40 У тигра не только полосатая шкура, но и тело тоже.
41 Морские коньки плавают “держась за руки”, это они связывают вместе свои хвосты.
42. Глаз у страуса больше, чем размер его мозга.
43. Волки могут съесть 20 кг мяса за один прием пищи.
44. Бабочки пробуют пищу ногами.
45. Беркут может летать со скоростью свыше 250 км/час.
47. Львы не могут рычать, пока им не исполнится 2 года.
48. Скунсы может распылить защитную вонь в радиусе 10 метров.
49. Акулы жили раньше чем динозавры! Окаменелости акул датируются 450 миллионов лет.
50. В отличие от большинства видов кошек, оцелоты отлично плавают.
51. Луговые собаки живут в норах, которые имеют отдельную ванную комнату, детскую зону и зону для отдыха.
52. Рыба-парусник является самой быстрой рыбой и достигает скорости 115 км/час.
53 Самец – пингвин “предлагает” руку и сердце самке, даря ей камень. Если она принимает его, то кладет этот подарок в свое гнездо.
54 Павлин считается самой красивой птицей среди курообразных. Павлин — очень близкий родственник петуха.
55. Новорождённый слонёнок весит около 100 килограммов.
57. Императорские пингвины могут нырять на глубину до 500 метров и способны задерживать дыхание на 18 минут.
58. В Индии 50 миллионов обезьян.
59. Мухи жужжат нотой ФА.
60. Синий Кит весит как три слона.
61. Гиббоны имеют самые длинные руки среди всех приматов.
62 У коз частая отрыжка.
63. У зубатки вкусовые рецепторы по всему телу.
64. Брызгун может поражать добычу плевком с расстояния 1,5 метров.
65. У вомбат какашки квадратной формы.
66 Ламы не имеют копыт.
68. Верблюд может обходиться без воды две недели.
69. Лось имеет очень чувствительные рога.
70. Гекконы иногда едят свои хвосты, после потери.
71. В течение жизни хлопотливая пчёлка производит одну двенадцатую чайной ложечки мёда.
72. Скорость размножения крыс так велика, что при благоприятных обстоятельствах 2 крысы могли бы дать потомство в 1 миллион крыс в течение полутора лет.
73. Некоторые мотыльки могут вырастать размером с ладонь взрослого человека.
74. Детеныши шакала рождаются под землей.
75. Кузнечик может прыгать на расстояние в 20 раз превышающее длину его тела.
77. По черепахи можно распознать по звуку: самцы ворчат, самки шипят.
78 Бойцовая рыбка может выжить без воды в течение нескольких часов.
79 Стрекозы могут летать в любом направлении – вперёд, назад и в стороны. Это самые быстрые летающие насекомые, их скорость достигает почти 100 километров в час.
80 Голубые киты – самые крупные животные на Земле.
81 Сфотографировать живого гигантского кальмара люди сумели только в 2006 году. Живут эти полутонные чудовища на глубине от 200 метров до километра.
82 Жужжание пчелы производится четырьмя крыльями, которые делают по 11 400 взмахов в минуту. Скорость полёта пчелы – 25 километров в час.
83 Азиатский гигантский шершень кусается больнее всех насекомых. У нас он встречается в Приморском крае.
84. Паук Тарантул может жить без пищи два года.
85. Раненый или напуганный опоссум падает мёртвым, у него стекленеют глаза, изо рта течёт пена, а из анальных желёз источается зловоние. После того, как опасность минует, опоссум оживает и выздоравливает.
86. В Ирландии, Исландии, Гренландии и Антарктиде нет змей.
87. Гуси любят чернику!
88. Серебряные муравьи пустыни Сахары могут жить при температуре до 158 градусов.
89. В козьем молоке в 5 раз меньше жира, чем в коровьем. Коровье молоко усваивается час, козье – 20 минут
90. Скорпионы светятся в темноте.
91. Чайки могут пить соленую воду. У них есть специальные железы, которые удаляют лишнюю соль из организма.
92 Красные панды используют свой пушистый хвост в качестве одеяла, чтобы согреться.
93. Единственная собака, у которой язык не розовый – чау-чау
94. Японские макаки научились покупать товары из торговых автоматов.
95 В отличие от сухопутных черепах, морские не втягивают головы в панцирь.
96. Эму не могут ходить назад.
97. Губки создают свои собственные специальные химические вещества, выделяемые в воде для защиты от хищников.
99 В среднем курица откладывает 190 яиц в год
100. Если начнут драться лев и белый медведь, то победит белый медведь
Лабораторная работа по теме «Биология»
Лабораторная работа № 1 по теме:
«Строение животной клетки».
Ц ель работы : изучить строение животной клетки под световым микроскопом.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты эпите лиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.
Найти хорошо видную клетку и зарисовать ее; подписать на рисунке основные части клетки.
Сделать выводы, ответив на вопросы.
Существуют ли сходные черты в строении данных клеток? Какие?
О чем говорят данные факты?
Отметили ли вы черты различия клеток? В чем они проявляются? Каковы причины их возникновения?
Лабораторная работа № 2 по теме: «Ткани»
Цель работы: познакомиться со строением эпителиальной и соединительной тканей.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты
рассмотреть поочередно два выданных учителем препарата тканей;
изучить, сравнить их строение и зарисовать;
описать особенности строения каждой ткани, указать, какие функции они выполняют; заполнить таблицу «Типы и виды тканей»
Где встречаются в организме
Клетки плотно прилегают друг к другу; располагаются в одни или несколько рядов; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замешаются новыми
1) покровный эпителий
Образует поверхностные слон кожи; выстилает оболочки внутренних органов
Зашитая функция; обмен веществ
Образует железы внешней и внутренней секреции
Образую секреты: пот, слюну, молоко, гормоны
Имеет хорошо развитое межклеточное вещество
1) рыхлая волокнистая
Заполняет промежутки между органами; окружает сосуды, нервы, мышеч ные пучки
Образует слой жировой клетчатки под кожей
опорная, зашитая, теплои золяционная. энергетическая функции
Образуют скелет человека
Функции: опорная и зашитная
Движется по органам кровеносной системы
Функции: питательная, транспортная, защитная
Образована небольшими по размеру веретенообразный однополярными клетками
В стенках внутренних органон; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез
жидкостей внутри органов
Образует скелетные мышцы
Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами
Образует сердечную мышцу
Образована нейронами и нейроглией; нейрон = тело + отростки
Образует нервную систему
Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов
сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями.
Лабораторная работа № 3 по теме:
«Безусловный рефлекс человека»
Цель работы: показать особенности рефлексов спинного мозга, их врожденную, анатомически закрепленную связь между определенным рецептором и исполнительным органом; на опыте увидеть безусловный рефлекс и научиться рисовать его дугу.
Вспомните, что такое безусловный и условный рефлексы. Приведите примеры.
Учитель информирует учащихся о природе коленного рефлекса.
Под коленной чашечкой располагается сухожилие четырехглавой мышцы бедра. (Испытуемый должен сесть на стул, сложить руки в замок и сжать их. Положить ногу на ногу)
Если экспериментатор легко ударит ребром ладони по сухожилию четырехглавой мышцы бедра, нога испытуемого подскачет. Это и есть коленный рефлекс.
При ударе сухожилие прогибается и тянет за собой мышцу. Мышца растягивается, что вызывает раздражения воспринимающих нервных окончаний. Возникающий при этом поток импульсов по центростремительным нейронам доходит до спинного мозга, а оттуда по центробежным нейронам возвращается к мышце, вызывая ее сокращение.
Учащиеся, работающие в паре, друг на друге демонстрируют природу коленного рефлекса.
Учащиеся зарисовывают рефлекторную дугу коленного реф лекса, обозначив цветом и цифрами ее части.
Схема рефлекторной дуги:
— рецепторы (окончания чувствительного, или центростремительно го нейрона);
— тело чувствительного, или центростремительного нейрона;
— вставочный, или промежуточный нейрон;
— тело двигательного, или центробежного нейрона;
— окончание двигательного, или центростремительного, нейрона в мышце.
Лабораторная работа № 4 по теме: « Объем внимания»
Цель работы: определить объем внимания учащегося.
Оборудование: часы с секундной стрелкой, таблица чисел, карандаш.
Каждому учащемуся приготовить таблицу чисел. Для этого листа бумаги расчертить на 36 квадратов и в каждом из них записать числа от 101 до 136 в произвольной последовательности.
Учащимся, работающим в паре, поменяться подготовленными таблицами.
Сравнить полученные данные с таблицей «Показатель внимания»:
Лабораторная работа № 5 по теме:
Цель работы: определить возможность памяти при разном способе запоминания.
Оборудование: подготовленные ряды слов, часы.
Перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
Экспериментатор зачитывает ряд слов из логического ряда. Через 1 минуту испытуемые получают задание их записать.
Через 3-4 минуты экспериментатор зачитывает ряд слов механического ряда. Испытуемые записывают их через 1 минуту.
3) Подсчитывают количество и порядок записанных слов и
объясняют разницу в первом и во втором случае.
Количество слов в тексте
Лабораторная работа № 6 по теме:
«Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»
Цель работы: убедиться в наличии в составе кости мине ральных и ор1анических веществ; ознакомиться с особенностями костной ткани.
Оборудование: свежие натуральные (с надкостницей), пе режженные и декальцинированные кости млекопитающих животных, распилы костей крупного млекопитающего (позвонки, лопатки, трубчатые кости конечности): жаберные крышки рыб, набор для микрокопирования, микроскоп.
Рассматривание на натуральном объекте строения свежей кости. Нахождение на ней выступов, гребней, бороздок, которые служат для крепления связок, сухожилий, мышц.
Попытка сломать или растянуть свежую кость.
4) Рассматривание кости на распиле. Нахождение, плотного и
5) Рассматривание декальцинированной кости, которая вместе с
неорганическими веществами утратила твердость и стала мягкой, и
прокаленной кости, которая стала хрупкой вместе с потерей орга нических веществ.
Примечание. Прокаливание костей ведется под тягой в химическом ка бинете или на открытом воздухе. Чтобы прокаленная кость сохранила форму, с ней нужно обращаться осторожно.
Для декальцинирования берут хорошо вываренные и высушенные кости и помешают их в раствор 10 %-ной соляной кислоты на несколько дней до тех пор, пока они не станут мягкими. После извлечения из раствора кости тщательно про мывают- водой.
Приготовление микропрепарата из жаберной крышки рыбы и рассматривание его при увеличении.
9) Зарисовывание мик-
ропрепарата и обозначение
полостей, канальцев и меж 3
клеточного вещества.
Лабораторная работа № 7 по теме:
«Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов».
Цель работы: ознакомиться с основными группами мышц.
Оборудование: рисунки, изображающие расположение костей и мышцу человека.
1) Повторить изученное о месторасположении костей верхней конечности, движения в плечевом суставе. С этой целью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, рисунок «Ске лет верхней конечности» на с. 100, таблицу в тетради «Мышцы че ловека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей» на с. 109.
Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости верхней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движение в плечевом суставе, и проделать сами движения.
2) Согнуть руку в локте и нащупать двуглавую мышцу на внутренней стороне плеча. Затем разогнуть руку в локте и найти трех главую мышцу.
3) Сделать ряд разнообразных движений пальцами кисти.
Выводы. Движения пальцев человека происходят благодаря
сокращению и расслаблению многих мышц, расположенных на предплечье, запястье, пясти.
4) Повторить названия костей нижней конечности. С этой це лью рассмотреть рисунок «Скелет человека» на с. 92 учебника, ри сунок «Скелет нижней конечности» на с. 101, таблицу в тетради
«Мышцы человека» и рисунок «Мышцы туловища и конечностей»
нас. 109.
Затем, стоя перед зеркалом, постараться найти кости нижней конечности на своем теле, мышцы, которые обеспечивают движение в тазобедренном суставе, и проделать эти движения.
5) На передней стороне бедра найти четырехглавую мышцу
бедра.
Выводы. Четырехглавая мышца бедра начинается от таза че тырьмя головками и прикрепляется одним общим сухожилием к большеберцовой кости. Мышца является разгибателем голени и участвует в сгибании бедра.
7) На рисунке и на себе найдите ягодичные мышцы.
8) Изучите мышцы спины и шеи, найдите их на рисунке и на
своем теле. Нащупайте у себя на шее грудино-ключично-сосцевидную мышцу.
9) Найдите на рисунке и на своем теле трапециевидную мышцу
спины.
Выводы. Трапециевидная мышца начинается от остистых отростков всех грудных позвонков и затылочной кости и прикреп ляется к лопатке и ключице.
Мышцы спины и шеи удерживают тело в вертикальном поло жении. Они тянутся вдоль позвоночника и прикрепляются к его отросткам, направленным назад. При сокращении этих мышц туло вище прогибается назад.
Мышцы груди участвуют в движении рук и в дыхательных движениях.
12) Найдите на рисунке и на своем теле большую грудную мышцу.
13) Рассмотрите на рисунке «Мышцы головы» на с. 108 учеб ника. На какие две группы их можно подразделить? Прикоснитесь рукой к вискам, сделайте жевательные движения и почувствуйте движение жевательных мышц. Найдите на своем лице мимические мышцы: круговые мышцы глаза и рта.
Выводы. На лице располагаются жевательные и мимические мышцы, жевательные обеспечивают движение нижней челюсти, а благодаря мимическим мышцам наше лицо может выражать все многообразие чувств.
4) Отразите результаты своей работы в таблице:
Примечание. Для выполнения лабораторной работы в предложенной форме потребуется привлечение дополнительной литературы.
Лабораторная работа № 8 по теме:
«Выявление нарушения осанки и
сохранение правильной осанки в положении стоя и сидя».
Цель работы: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.
Оборудование : хоккейная шайба или любой другой небольшой предмет.
Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опира лись на стену.
Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.
Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь.
Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясницей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.
Положите на темя хоккейную шайбу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.
6) Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к
стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.
Лабораторная работа № 9 по теме:
«Выявление гибкости позвоночника»
Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.
Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь впе ред и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.
Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6. +9, а у девушек +7. +9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.
Лабораторная работа № 10 по теме:
«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы; таблица «Кровь».
Подготовить микроскоп к работе.
Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.
Рассмотреть препарат. Найти эритроциты и зарисовать их.
Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.
Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови лягушки.
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?
1) Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не
имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.
2) Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем
эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что
эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны,
утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую
форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило
одновременно переносить большое количество молекул кислорода.
Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.
Лабораторная работа № 11 по теме:
«Подсчет пульса в разных условиях»
Цель работы: доказать изменение частоты сердечных со кращений в зависимости от состояния организма
Оборудование: часы с секундной стрелкой (или секундо мер).
Найдите у себя пульс на запястье; шее; висках.
а) в положении сидя;
б) в положении стоя;
в) после десяти приседаний.
Запишите полученные данные в таблицу.
3) Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.
После 10 приседаний
77 сокращений в минуту
87 сокращений в минуту
97 сокращений в минуту
Вывод. Чем выше нагрузка на организм, тем больше количе ство сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических питательных веществ. И кислород, и питательные вещества доставля ются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще со кращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных веществ и кислорода в ткани.
Лабораторная работа № 12 по теме:
«Приемы остановки кровотечения».
Цель работы: научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.
Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок тка ни, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имитатор стрептоцидовой мази), вата, ножницы.
Обработайте края условной раны йодом.
Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. 11анесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.
1. Ознакомьтесь по таблице «Типичные места для прижатия арт ерий к костям с целью остановки кровотечения» с точками, где надо прижимать артерию при кровотечении, и найдите их на себе.
Определите место наложения жгута при условном ранении.
Положите под жгут кусок ткани, сделайте жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация.
Внимание! Жгут сразу же ослабьте!
4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.
Запомните правила наложения жгута: жгут накладывают
Определите условное место повреждения (на конечности). Поднимите конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.
При появлении венозного кровотечения наложите давящую повязку.
3. При повреждениях крупного венозного сосуда наложите жгут.
Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях по сле оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику.
После выполнения лабораторной работы сделайте вывод (мож но в форме таблицы «Наружное кровотечение»).
Способ оказания первой помощи
Алая кровь, текущая пульсирующей струей
Давящая повязка при повреждении мелкого сосуда.
Жгут при повреждении крупной артерии.
Темная кровь, вытекающая непрерывной струей
Кровь вытекает медленно, свертывается нормально
Обычная стерильная повязка.
Лабораторная работа № 13 по теме:
«Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего».
Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.
Оборудование: таблицы с изображением органов дыхания человека и млекопитающего (собаки); муляжи органов дыхания человека и собаки.
Рассмотреть таблицы, рисунки, муляжи, отражающие осо бенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего (собаки).
Прочитав материал учебника и предложенную учителем дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу:
В лицевой части чере па
Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличиваю щие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую по лость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, вы деляющими слизь
обеззаражи вание воздуха
Соединяет но совую полость и гортань
В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков
Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи.
В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью
• в гортани имеется голосовой
Трубка длиной 8,5-15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия
• часть воздухоносных путей
•очищает воздух
На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха
В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием
• часть воздухоносных путей
• очищают и
увлажняют воздух
Один листок покрывает
легкое, другой выстилает
грудную полость, образуя
замкнутое вместилище
для этого легкого.
Между этими листками
находится щелевидная
полость, в которая содер жится немного жидкости,
уменьшающей трение при
движении легких. Ткань
легких состоит из бронхов и альвеол
Лабораторная работа № 14 по теме:
«Качественные реакции на углеводы».
Цель работы: изучить качественные реакции на углеводы.
Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, водяная баня, реактивы и мате риалы: крахмал, раствор иода в йодистом калии, 10 %-ный раствор аммиака, 1 %-ный раствор глюкозы, 10 % раствор едкого натрия, 5 %-ный раствор медного купороса, глюкоза в порошке.
Возьмите в пробирку немного крахмала и прилейте к нему воды. Растворяется ли крахмал? Прибавьте немного раствора йода. Что произошло?
Исследуйте глюкозу на растворимость.
В пробирку налейте 8 мл раствора глюкозы и 4 мл раствора щелочи. К смеси прибавьте (встряхивая) раствор медного купороса и наблюдайте окрашивание раствора в синий цвет. С какой функ циональной группой в строении молекул взаимодействует гидроксид меди?
Нагрейте пробирку в верхней части до кипения. Наблюдайте появление желтого, а затем красного осадка. Объясните химические процессы, происходящие в пробирке. Какое вещество окисляется, а какое восстанавливается? Напишите уравнения реакций.
Лабораторная работа № 15 по теме:
«Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы».
Цель работы: путем наблюдений ознакомиться со строени ем ротовой полости и расположением зубов.
Оборудование : зеркало, череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами (кошки, собаки, кролика, овцы и т. д.)
Рассмотрение с помощью зеркала свои органы ротовой по лости, сравните их с изображенными на рисунках в учебнике на с. 152-153, твердое и мягкое небо, язычок, миндалины. Мягкое небо лучше видно при резком выдохе.
Вспомните строение зубов различных отрядов млекопитаю щих. Найдите различные зубы на раздаточном материале. Какова функция зубов различной формы?
Прочитайте в учебнике материал о расположении и строении зубов и порядок их появления у ребенка. Рассмотрите различные зубы у себя.
Какие болезни зубов вы знаете и как их предупредить?
Сделайте подряд несколько глотательных движений. Почему наступает момент, когда вы не сможете это сделать? Изучите на себе расположение слюнных желез:
в) подъязычная железа находится глубоко, но можно увидеть ее работу. Для этого возьмите зеркало, откройте рот и захватите верх ними зубами кончик языка и резко отогните язык вверх.
Видно выделение слюны. Выход протока железы находится под уздечкой языка, которая соединяет середину нижней стороны язы ка с дном ротовой полости. Иногда можно видеть небольшое от верстие протока железы.
6) Приложите руку к гортани и сделайте глотательное движе ние. Почувствуйте, что гортань поднимается вверх, а потом возвращается вниз. Почему пища при глотании не попадает в трахею? Почему во время еды нельзя разговаривать, смеяться?
Лабораторная работа № 16 по теме:
«Действие слюны на крахмал».
Расщепление (переваривание) сложных питательных веществ пищи на более простые начинается уже в ротовой полости.
Цель работы: показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы.
Реактивы и материалы : жидкий крахмальный клейстер,) пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, рас творы NaOH (10 %), CuS 0 4 (0,1 %), горячая и холодная вода, кипя ченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом, разбавленная соляная кислота (НС1), лакмусовая бумажка) или раствор лакмуса.
1) Пронумеруйте четыре пробирки.
Прилейте пипеткой в третью и четвертую пробирку по 2-3 капли слабого раствора йода. Что наблюдаете? Объясните результат опыта.
В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания доливайте горячую воду.
Как изменилась окраска раствора через 10-15 минут? Какова причина произошедших изменений?
Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глюкозы с помощью выданных реактивов.
Повторите опыт, изменяя:
а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в
воду с температурой 60-80 °С);
б) кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную соляную кислоту до изменения окраски лакмуса). В каких случаях
проба на глюкозу получилась отрицательной? Сделайте вывод.
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде т а б л и ц ы :
Действие слюны на крахмал
Лабораторная работа № 17 по теме:
«Действие антибиотиков на ферменты слюны».
Цель работы: изучить влияние антибиотиков на ферменты
Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, штатив с пробирками, раствор крахмала, раствор йода в йодистом калии, ноля пая баня, термометр, таблетка антибиотика.
Выдвинуть гипотезу исследования.
Разработать последовательность операций
Сделать выводы о влиянии антибиотиков на ферменты слюны.
Лабораторная работа № 18 по теме:
«Цветные реакции на белок».
Цель работы: изучить качественные реакции на белок.
Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).
1) Биуретовая реакция. К 4-5 мл раствора белка прилейте столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте 1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидко сти в красно-фиолетовый цвет.
Какую связь обнаруживает эта реакция?
Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитро вание бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция характерна для группировки атомов , которая называемся пептидной связью. За счет пептидной связи образуется первичная структура белка.
Лабораторная работа № 19 по теме:
Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический ни 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр
лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.
Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
Пронумеруйте четыре пробирки.
В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чём объяснить произошедшие изменения?
6. Повторите опыт, изменяя:
а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);
кислотность среды (добавляют по каплям раствор щелочи до изменения окраски лакмуса).
Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые соединения.
Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные органические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.
Фермента, способного действовать на углеводы, в составе желудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из ротовой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелочной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит в течение лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропита ется желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.