О чем говорится в стихотворении узник
Стихотворение и анализ «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
Краткое содержание
Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.
Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.
Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.
Анализ
История создания
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.
Смысл названия
Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.
Главная тема произведения
В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.
При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.
«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.
«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.
Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.
Проблематика
Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.
Бруно Августо. Парящий орел
Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.
Размер, композиция и художественные средства выразительности
Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.
Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).
Чему учит автор
Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
Всего получено оценок: 194.
Всего получено оценок: 194.
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.
Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Эпитеты– «в темнице сырой» , «…орёл молодой».
Метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».
Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору ( «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…» ).
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Полный анализ стихотворения «Узник» (А.С. Пушкин)
Строки стихотворения «Узник», которые написал Пушкин А.С., давно стали хрестоматийными, поэтому полный анализ данного стихотворения от команды Литеровед будет полезным каждому ученику.
История создания
Стихотворение «Узник» имеет достаточно интересную историю создания. Александр Сергеевич на тот момент находился в южной ссылке, где занимал должность секретаря. Поскольку он был лишен самого для него дорогого – это дружбы и общения с товарищами, настроение его было очень подавленным. Мысли его так же терзали не самые радужные и веселые. Это легко понять, окунувшись в прочтение его творчества того периода жизни.
Повлияла на написание этого произведения увиденная им картина. Он увидел, как ручным орлам подрезают крылья, чтобы те не имели возможности улететь. Вольная и свободная птица была обречена на заточение.
Эти эмоции очень сильно запали в душу поэта и не давали ему покоя.
Именно их он и постарался выразить в 1822 году при написании стихотворения «Узник».
Жанр стихотворения, размер
Как и большое количество стихотворений данного творца – это лирика, поскольку передает чувства и эмоции автора. В лирическом герое можно узнать самого поэта, который испытывает подобные чувства.
Направление автор выбрал романтическое. В нем поднимается тема свободы, которую так сильно ценит Александр Сергеевич. Герой произведения мечтает о свободе. Эти мечты автор детализирует за счет описания его внутренних переживаний и порывов.
Размер же для написания поэт выбирает не свойственный ему – строки написаны трехсложной стопой, амфибрахием, располагая ударный слог между двумя безударными.
Композиция
Произведение состоит из трех четверостиший.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
В первой части мы видим то, как автор сравнивает себя с орлом. Вольная птица, выросшая в неволе, вызывает грусть. Так же и литературный герой, который находится в сырой темнице. Пушкин проводит параллель межу ними.
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Во второй части продолжается сравнение лирического героя с вольной птицей, которая будто так же мечтает о свободе, как и узник. Герою начинает казаться, что не один он мечтает о заветной свободе. Но и орел полностью разделяет его взгляды и желания их схожи. Их обоих не устраивает нынешнее положение дел, они не согласны проводить свои дни в заточении.
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
В заключительном четверостишье автор словами орла передает нам свои желания. Именно здесь мы видим, что бунтующий голос внутри героя не угас. Он не смирился со своей участью, а жажда свободы его ослепляет. Используя то, как он всегда восхищался величием природы, автор передает нам то, как он видит свободный и прекрасный мир.
Образы
В образе лирического героя нам представлен своего рода бунтарь, который мечтает о свободе. Вольному человеку не место в темнице. Душа его разрывается на части от вынужденного заточения. Рисуя пейзаж – автор показывает, насколько важна для него свобода. Приписывая свои мысли орлу, ему кажется, что он не одинок в своих желаниях.
Второй же образ орла – очень хорошо подчеркивает всю глубину чувств и переживаний лирического героя. Именно орел – символ воли и свободы, в данном произведении становится заложником ситуации. Это еще больше показывает настроение стихотворения, и ещё лучше передает чувства автора.
Темы произведения
Главная тема – это тема, конечно же, свободы. Неоднократно Александр Сергеевич поднимает данную тему в своих произведениях. Здесь он передает все чувства через двух героев – орла и узника. Они оба находятся в заточении, и бредят свободой. В своих мыслях лирический герой рисует идеальный мир, в котором нет никаких рамок и препятствий.
Так же поднимается философская тема о свободе моральной и физической. В образе орла мы видим, что он вырос в неволе и быть в заточении для него уже дело привычки. Физически он свободен, но он продолжает находиться здесь.
С лирическим героем ситуация же полностью противоположная – он привык быть свободным человеком, но сейчас вынужден находиться в темнице. Тут показано физическое заключение, а не моральное. Потому что узник до сих пор мечтает о свободном образе жизни. Стены давят и угнетают его.
И последняя тема, которую поднимает поэт в произведении – это тема одиночества. Она является очень острой для автора, потому что на данном этапе жизни он так же очень одинок и находится вдали от родных ему людей. Это видно по чертам, которыми автор наделяет своего героя. Единственной родной душой узника является орел, который так же разделяет его мысли и мечты.
Основная идея произведения
Проведя анализ стихотворения, можно сказать, что основной мыслью стихотворения автор пытался показать наши собственные рамки и ограничения, которые мы строим сами себе. На момент написания данного произведения он так же находился в ссылке и ощущал себя узником. Рядом с ним не было никого – ни его родных, ни друзей. Его очень тяготило это, поэтому вся лирика, написанная в тот момент, передает нам его состояние.
Автор доносит до нас то, что не нужно самому себя ограничивать. Пусть в своих мечтах, но нужно продолжать оставаться вольным свободным человеком. Ведь кто может запретить нам мечтать? Правильно! Никто. Поэтому нужно всегда помнить то, что любые неурядицы временны, стоит немного потерпеть и наступит такая заветная и долгожданная свобода!
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Смысл стихотворения Пушкина «Узник»
Стихотворение «Узник» было написано А.С. Пушкиным в 1822 году. В это время поэт находился в ссылке в Кишиневе. В произведении представлен свободолюбивый персонаж, который по стечению обстоятельств сидит взаперти. Он вынужденно находится в этом месте. Но лирический герой не сдаётся. Он жаждет свободы и всеми силами пытается ее достичь. Для персонажа не существует преград. У героя есть цель, к которой он идёт напролом, не обращая внимание на стены и решетку.
В лирическом стихотворении «Узник» прослеживаются романтические нотки. Несчастный герой, помещённый в замкнутое пространство, наблюдает за тем, что происходит на воле. «За решёткой в темнице сырой». Но он не отчаивается. Герой верит, что у него есть возможность вырваться из своего заточения. Персонаж борется за свободу. В этом и заключается смысл стихотворения А.С. Пушкина «Узник». Орел, за которым пристально наблюдает герой, близок персонажу по духу. Это сильная вольная птица, которая больше всего ценит свободу. Орёл может существовать исключительно на воле.
Основная идея произведения А.С. Пушкина заключается в том, чтобы показать читателю, что никто и ничто не может ограничивать человека. Никто не вправе лишать другого свободы, если он выступает за справедливость. Некоторые критики отмечают, что в стихотворении «Узник» образ главного героя ассоциируется с А.С. Пушкиным. Поэт, несмотря на ссылку, продолжал творить. Жёсткая цензура ограничивала его, подавляла его свободолюбие. Действующая власть также не поддерживала Александра Сергеевича. Но он и не собирался останавливаться в своём творчестве.
Персонаж внезапно осознал, что у него больше нет сил находиться в неволе. Пришло время вновь стать свободным. «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» Лирический герой готов сбросить оковы и идти навстречу своему счастью. Для него самым ценным в жизни является именно свобода. Стихотворение «Узник» — своеобразный посыл каждому читателю. порой мы не ценим то, что у нас есть. Автор заставляет задуматься о смысле нашего существования. Мы свободны, а значит мы можем добиться всего, чего пожелаем.
Произведение А.С. Пушкина «Узник» состоит из трёх четверостиший, которые условно делятся на три части. В первом блоке перед читателем предстаёт унылая картина. В этой части автор с тоской говорит о происходящем вокруг. Несчастный пленник, решетка, тюрьма. Кажется, просвета не видно. Вторая часть повествует об изменившемся мировоззрении персонажа. На смену тоске, апатии, депрессии приходит осознание, что все можно изменить. Все в наших руках. Гордый орёл призывает персонажа освободиться. Для этого лирический герой должен решиться сбежать из своей темницы. В третьей части стихотворения читатель уже видит сильного, уверенного в себе персонажа. Герой понял, что рамки и ограничения только в голове. Ненавистное заточение — это не навсегда. Стоит сделать шаг навстречу свободе, и перед ним откроется целый мир. Его ждут ветер, море, горы. Но главное — это свобода.
Лирическое стихотворение наполнено яркими эмоциями, которые одолевали персонажа. Сомнения, недоверие, желание, полная уверенность в своих действиях. Александр Сергеевич с помощью разнообразных средств выразительности создал удивительную картину. Читатель наблюдает за внутренними терзаниями героя. Читатель не встретит в произведении слово «свобода». Но с помощью красочных эпитетов, сравнений, метафор мы понимаем, что в стихотворении говорится именно о свободе. В произведении А.С. Пушкина нет сложных предложений. «Узник» воспринимается как порыв души автора.
Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии, в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…
Полный текст стихотворения «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»
Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.
Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.
Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.
Композиция
«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.
Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.
Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.
Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.
Размер
Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.
Образы и тропы
Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.
Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая
Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.
Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».
«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.
Краткий анализ стихотворения узник для 6 класса
Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.
С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.
Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.
Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.
В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.
Стихотворение «Узник» — анализ
Вариант 1
Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820–1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление.
Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».
С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.
Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».
И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить.
Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города.
Такой шаг вызван нежеланием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.
Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.
Вариант 2
В 1820 году по приказу губернатора Петербурга за ряд обличительных эпиграмм Пушкин был выслан из столицы и отправлен в Кишинёв.
Будучи очень свободолюбивым, Пушкин, которого ограничили в возможностях передвижения и направили на службу в канцелярию, воспринял такое решение унизительным и оскорбительным. Он понимал, что заслуживал ссылку в Сибирь, а такое положение дел обеспечили лишь ходатайства его многочисленных друзей, но все равно воспринимал жизнь в Кишинёве как невыносимую ссылку. Именно этим годам жизни поэт и посвятил свое стихотворение «Узник».
Буквально с первых строк автор создает грустную картину бытия, сравнивая город, в котором он оказался с сырой темницей. Он не был закрепощен работой, так как относился к ней без особого старания. А вот невозможность посещения Петербурга и Москвы тяготила поэта. Поэтому и жаркий южный город стал для поэта синонимом тюремной камеры.
Для того, чтобы показать безвыходность своего положения, поэт сравнивает себя с орлом, выросшим в неволи. Пушкин знает, что был рожден
свободным человеком, и никто не имеет права указывать, где и каким образом ему жить. Однако царский режим пытается навязать свои правила всем людям в России вне зависимости от социальной принадлежности. Это понимание мучает поэта и заставляет искать выход из положения.
Действительно в стихотворении поэт намекает на то, что готов отправиться в морские края. Вскоре поэт и в правду подает прошение на имя градоначальника Одессы о переводе его на работу в канцелярию этого города. Такое действие не вызвано желанием убежать из провинциального Кишинева, а попыткой хоть как-то изменить свою судьбу и пойти против власти, нарушив их приказ. Этот перевод не изменил судьбы поэта, ведь он по-прежнему был в ссылке, но Пушкин самоутвердился и доказать прежде всего себе самому, что лишь он сам вправе распоряжаться своей жизнью.
Именно в Одессе поэт впервые сформулировал, что значит быть поэтом. Главным условием для этого он считает духовную свобода, поэтому получив хотя бы глоток свежего воздуха, Пушкин смог создать множество поистине талантливых произведений, чарующих сердца и по сей день.
Вариант 3
Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие именно жизненные обстоятельства были причиной его написания.
В мае 1820 года Пушкин был вынужден уехать из столицы. Как и многие другие авторы в это время он писал много вольнодумных произведений, и дабы не иметь проблем с царским режимом отправился в гости к генералу Раевскому.
Его ссылка проходила в Крыму на фоне живописной природы, лазурного моря в компании семьи, которая ценила его талант. Однако пришло время отравляться на место службы в Кишинев. Природа здесь была разительно другая — выжженная солнцем бесплодная степь. Однообразная служба, скучная жизнь и зависимость от начальства привели Пушкина в унылое настроение, тогда и был создан стих «Узник».
Произведение небольшое, всего 12 строк, оно создано в лирическом стиле и впоследствии стало песней.
Во всем стихотворении чувствуется призыв к свободе. Стих поделен на 3 части. Сначала автор рисует свое неприглядное существование, даже жизнью это не зазовешь, в сырой темнице.
Затем стих набирает обороты, Пушкин сравнивает своего героя с орлом, выращенным в неволе — свободным духом, но физически скованным. И наибольшей кульминации достигает стихотворение в конце в призыве к свободе. А на последних словах достигает наивысшей ноты и повисает: «лишь ветер… да я!»
Для лирического героя свобода представляется чем-то прекрасным и светлым. Разным настроением проникнуто произведение, сначала безнадежность и пустота сменяется порывом чувств и надеждой.
Свобода — это естественное состояние любого живого существа, потому всякая неволя так противоречит естеству.
Удивительно, но в самом стихе Пушкин ни разу не употребил слово «свобода», хотя так ее вожделел.
Произведение поэта написано просто, но в этой простоте гениальность. Олицетворение «гуляет ветер» великолепно передает невесомое ощущение воли, словосочетание «темница сырая» как ничто другое изображает физическую скованность свободолюбивой натуры.
Стих «Узник» производит незабываемое впечатление, оно просто и торжественно, и трагично.
Вариант 4
Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.
Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.
В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.
Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.
Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда». которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.
Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы. орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.
Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой». но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.
Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.
Одноименное стихотворение “Узник” Лермонтова многие считают продолжением пушкинской тематики.