О чем говорится в рассказе

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

О чем говорится в рассказе. Смотреть фото О чем говорится в рассказе. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе. Картинка про О чем говорится в рассказе. Фото О чем говорится в рассказе

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

Недоросль. Краткое содержание и анализ

В 1781 году Д. Фонвизин написал комедию «Недоросль», в которой ярко прослеживается сатирическая направленность. Эта пьеса поднимает и высмеивает проблемы актуальные и в наше время — невежество, необразованность и отсутствие духовности.

О чем говорится в рассказе. Смотреть фото О чем говорится в рассказе. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе. Картинка про О чем говорится в рассказе. Фото О чем говорится в рассказе

Время и место сюжета

Действие происходит в конце 70-х, 80-х годов 18 века, сразу после восстания Пугачева. Именно в этот период дворянство стало задумываться над тем, почему возникают крестьянские восстания. Выдвигается вопрос о крепостном праве, поэтому главные герои комедии — крепостники. На сцене «Недоросль» была поставлена в 1782 году.

Все сцены происходят в поместье госпожи Простаковой, описания интерьера в пьесе нет. Это связано с тем, что постановки могут происходить в любом театре страны, а режиссеры могут выбирать обстановку по своему усмотрению.

Действующие лица пьесы и их характеристика

В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.

Главные герои комедии

Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.

Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.

Тарас Скотинин — родной брат Простаковой, дядя Митрофана. Дворянин, глупый и невежественный. Любит только свиней. Хочет жениться на Софье, чтобы получить богатое наследство. Его фамилия говорит о том, что его «скотские» поступки проявляются в грубости и неуважении к другим людям.

Софья — (в переводе с греческого «мудрая») образованная. Честная девушка с добрым сердцем. Племянница Стародума, восхищена его идеями, влюблена в Милона.

Стародум — опекун Софьи, мудрый и порядочный человек 60 лет. Свое состояние он заработал честным трудом, трудясь в Сибири. Когда-то служил при дворе, но не мог спокойно смотреть, как другие хотят «выслужиться». Вскоре уволился и «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».

Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.

Милон — порядочный молодой офицер, влюблен в Софью. На службе отличился храбростью. Знает такие понятия, как «честь» и «доблесть».

Другие персонажи

Терентий Простаков — слабохарактерный помещик, который старается во всем угодить властной супруге. Сама фамилия говорит о том, что он «простак». Не имеет собственного мнения. Готов терпеть от жены побои и унижения. Своего сына любит и гордится им.

Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.

Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.

Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.

Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.

Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.

Очень краткое содержание комедии «Недоросль»

Комедия в 5 действиях разворачивается в имении Простаковых. Помещица хочет женить своего сына Митрофана на дальней родственнице Софье, так как девушка имеет хорошее наследство. У Простаковой есть брат, Тарас Скотинин, он также имеет намерение взять в жены богатую невесту.

Софья оказывается в трудном положении, ведь никого из потенциальных женихов она не любит. Но тут появляется её родной дядя, официальный опекун Стародум. Мужчина с помощью чиновника Правдина выводит всё семейство Простаковых на чистую воду. Софья соглашается стать женой Милона. Молодые люди счастливы. А имение Простаковой попадает под государственную опеку.

Митрофан бросает мать, и Стародум отправляет его в армию.

Краткое содержание «Недоросль» по действиям

Действие 1

Госпожа Простакова осматривает на Митрофанушке кафтан и бранит Тришку за то, что пошил одежду слишком узко. Портной извиняется, говоря, что шитью его никто не учил. Но помещица в ярости называет возмущения Тришки «скотскими рассуждениями». Она требует к себе супруга.

Входит Простаков, но высказать свое мнение по поводу пошива не может. Он запинается, робеет, так как боится свою жену. В ответ Простакова восклицает: «Вот каким муженьком наградил меня Господь…»

Входит Тарас Скотинин. Он считает, что «кафтан сшит изряднёхонко». Затем помещица кричит на Еремеевну, требуя накормить дитя. Няня робко возражает, говоря что ребенок съел уже 5 булочек. Но родная мать непреклонна, она говорит, что Еремеевне жалко шестую. Тут выясняется, что сынок всю ночь протосковал, видел не очень хороший сон, в котором Простакова бьет мужа. При этом Митрофан говорит, что ему жалко маменьку, так как она отбила все ручки, пока била папеньку.

Неожиданно вмешивается Скотинин, который считает, что пора сказать, что он хочет жениться на Софье. Из уст Простакова известно, что Софья осталась сиротой. Её родители умерли, а опекун Стародум отправился в Сибирь. И с той поры о нем ничего не известно. Семья Простаковых взяла Софью к себе в деревню, а имением ее управляют, как своим. Здесь же мы узнаем, что Скотинин планирует жениться для того, чтобы развести своих любимых животных — свиней. А деревни девушки идеально подходят к его планам.

Неожиданно появляется Софья с письмом от Стародума, из которого следует, что её дядя жив и оставил хорошее наследство. Читать письмо Простакова просит Правдина, так как сама не умеет этого делать. Митрофан же 4 года учится грамоте у дьячка Кутейкина, арифметике у Цыфиркина. А французский язык и другие науки преподает немец Вральман. Но научить его чему-либо очень трудно.

Действие 2

Происходит встреча Милона и Правдина. Выясняется, что Правдин «определен членом в здешнем наместничестве». Он говорит, что находится здесь три дня и дает характеристику Простакову, считая его «дураком бессчетным», жена же «злая фурия». Милон же признается, что влюблен, но где находится его возлюбленная, не знает. Тут входит Софья, влюбленные узнают друг друга.

В разговоре девушка передает, какие беды выпали на её судьбу, жалуется, что Простакова мечтает обвенчать его с Митрофаном. И теперь девушка надеется только на Стародума.

Неожиданно входит Скотинин, который убеждает Софью, что с ним она будет жить припеваючи. У неё будет своя светелка, а на все деньги он купит свиней. Но тут вмешивается Правдин и сообщает, что помещица хочет женить на богатой наследнице Митрофанушку. Скотинин грозится побить племянника.

Входят Еремеевна с Митрофаном. Скотинин начинает спрашивать подростка, не хочет ли он жениться. Молодой человек отвечает «…уж давно берет охота…». Дядя бросается драться. Еремеевна пытается защитить своего воспитанника.

Появляются Простаковы. Госпожа жалуется, что муж ее «рохля», что всё хозяйство находится на ней. Она говорит льстивые слова о Стародуме и замечает, что вся её надежда — это сын.

Входят Кутейкин и Цыфиркин. Неожиданно в Цыфиркине Милон узнает бывшего солдата. Учитель арифметики жалуется, что так ничему и не научил Митрофана. Кутейкин же рассказывает, что когда-то он был семинаристом, но его отчислили, так как он «убояся бездны премудрости».

Мать просит сыночка что-то прочитать, но тот не хочет и жалуется на дядю, который хотел его побить. Простакова обвиняет старую женщину в том, что та не смогла защитить дитя. После их ухода Кутейкин расспрашивает няньку о том, сколько она получает денег? Еремеевна: «По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

Действие 3

Возвращается Стародум. Его встречает Правдин и заводит с ним беседу, из которой узнаем, что Стародум гордится своим воспитанием. Он называет главное правило: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…» Он считает, что каждый, даже самый наиумнейший человек, должен иметь душу.

Он признается, что приехал освободить Софью от «животных». Вспоминает несколько случаев, которые научили его многому. Например, молодой граф, который сначала произвел на Стародума хорошее впечатление, на деле оказался человеком с мелкой душой. И теперь к нему можно испытывать лишь презрение.

За всю жизнь Стародум много воевал, служил при дворе, но понял, что «чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается…»

Входит Софья. Все рады встрече. Дядя признается, что узнал, в какой неволе живет племянница, и хочет освободить ее. Девушка является для него «утешением моей старости, а мои попечении твое счастье…» Стародум говорит, что Софья сама имеет право выбрать спутника жизни, даже бедного. Слышится шум.

Показываются дерущиеся Простакова и Скотинин. Когда их разнимают, госпожа долго не может понять, кто этот смеющийся человек. Как только она узнает, что это Стародум, начинает льстить и заискивать перед ним. Называет его «отцом родным».

Все Простаковы, Скотинин лезут обниматься со Стародумом. Дядюшка заявляет, что завтра с племянницей уезжает в Москву, так как у него есть жених для Софьи. Все поражены. Начинают суетиться. Скотинин нахваливает себя. Простакова своего сына. Показывает учителей, которые учат Митрофанушку. Но Стародум, ссылаясь на то что устал, идет отдыхать.

Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою нелегкую жизнь, сетуют на то, что ученик их совсем не учится. Они считают, что Вральман мешает учебному процессу и решают наказать его.

Простакова же просит сыночка немного поучиться. Митрофанушка произносит знаменитую фразу: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Начавшиеся уроки не приносят результата, та как Митрофан грубит.

Появление Вральмана решает проблему, он говорит, что учителя хотят уморить ребенка и убеждает мать, что сынок и без учебы молодец. Госпоже нравится всё, о чем говорит Вральман. Она подводит итог, что сын Простаковых сумеет показать себя.

Действие 4

Софья ждет Стародума, читает книгу Фонелона «О воспитании девиц». Дядюшка советует племяннице различать людей и оставаться с теми «которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце». Он рассуждает о том, что люди завидуют не только богатству, но и добродетели. Он призывает Софью жить по совести, а ценить благонравие. Без этого качества даже очень умный человек — чудовище.

В это время приносят письмо, в котором говорится о Милоне. Именно его сватают к Софье. Но Стародум пока не знает, кто это. В это время Правдин представляет ему офицера, который оказывается Милоном. Молодой человек производит приятное впечатление, его принципы совпадают с принципами Стародума. Софья признается, что влюблена в офицера. Все рады открывшимся обстоятельствам.

Заходит Скотинин и сразу же начинает сватать девушку. Но дядя отказывает ему, так как считает их неравными друг другу.

Появляется семейство Простаковых, Еремеевна. Митрофанушка начинает показывать, чему научился. Например, дверь — имя прилагательное, так как к месту прилагается. А та, которая уже висит на месте — «существительна». Помещица делает вывод, что науки — дело пустое. Без них люди прекрасно живут. И тоже начинает сватать Митрофана к Софье. Но Стародум отказывает, ссылаясь на то, что у племянницы есть жених.

Простакова не сдается, она решает похитить Софью и обвенчать ее со своим сыном.

Действие 5

Из последнего действия понятно, что Правдину поручено взять деревни и дом Простаковой под опеку, чтобы оградить крепостных от гнева хозяйки. Стародум искренне рад этому. Но тут раздается шум и крики, Софья просит спасти ее. Еремеевна признается в преступлении. Простакова и Скотинин начинают просить прощения. После того, как Стародум прощает ее, помещица грозит своим людям расправой за нерасторопность. Но тут Правдин объявляет ей волю государя. Нужно собрать крестьян и сказать им, что теперь они под защитой государства. Простакова падает в обморок, такое решение для нее — погибель.

Выясняется, что у госпожи множество долгов, в том числе и перед учителями. Неожиданно раскрывается правда — Стародум узнает во Вральмане своего кучера. Бывший учитель вновь просится управлять лошадьми.

Прощаясь с Правдиным, Стародум и Софья уезжают. Простакова плачет и говорит, что единственное. что у нее осталось — это сын. Но Митрофан отмахивается от матери: «Да отвяжись ты». Стародум сердится и отправляет его служить.

Анализ произведения

Направление и жанр

Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Жанр произведения: комедия, которая имеет яркое сатирическое повествование без трагического финала. При этом автор не старается осудить героев, а хочет направить их на путь исправления.

Основная идея и проблематика

Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Выводы, которые может сделать читатель, сводятся к следующему — каждый человек должен приносить пользу своей стране. Но сделать это может только тот, кто обладает совестью, чистой душой, благородством. Тот, кто прозябает в невежестве, лени, бездействии, наносит непоправимый урод всему обществу.

Отзывы и критика

Проблема недорослей вечна, поэтому в литературе можно встретить множество отзывов и критических статей на комедию Фонвизина. Современники писателя приняли пьесу неоднозначно. Некоторые увидели в ней клевету на дворян. Однако позже комедия получила заслуженную оценку.

Например, А. С. Пушкин в своей статье «Опровержение на критики» писал, что это единственный памятник литературы, которым восхищалась Екатерина 1.

Гоголь говорил, что комедия поражает «огрубелым человеческим зверством».

В.О. Ключевский писал: «Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов».

Но все сходятся в одном — это уникальное произведение актуально в любое время.

Это интересно. Кратко об истории создания комедии

В конце 18 века Фонвизин посетил Францию и увидел, что театральное искусство процветает. Оно достигло такого развития, до которого России еще далеко. По возвращении в 1778 году он задумал пьесу, которая должна была произвести фурор. Вопросы просвещения и невежества он связывал с крепостным правом. Именно его он считал основным злом.

В 1781 году началась подготовка к постановке. Автор лично подбирал актеров, считал, что положительных персонажей должны играть только сильные, умные личности. Комедия была встречена восторженно. Это был настоящий триумф Просвещения.

Аудиокнига

Источник

О чем говорится в рассказе Ревизор. Кратко

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит пере

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *