О чем говорится в полтаве
Название произведения | Полтава |
---|---|
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Жанр | Поэма |
Год написания | 1828 |
Главные герои
Сюжет произведения
Богатый и уважаемый казак Кочубей славился прекрасной дочерью Марией. Самые завидные женихи Украины и России получали отказ, ведь сердце её было занято – девушка была влюблена в своего крёстного отца Мазепу. Мазепа являлся другом её отца и гетманом, был намного старше Марии. Однажды девушка тайно покинула дом родителей и сбежала жить к своему возлюбленного. Кочубей не смог пережить предательства своего некогда верного друга Мазепы. Вместе с полковником Искра они пишут донос самому Петру I о намерении Мазепы принять сторону шведского противника в сражении.
Великий русский царь не поверил доносу, но гетмана всё же оскорбил. Мазепа, в свою очередь, решил жестоко отомстить Кочубею и Искре, спровоцировать их казнь. Узнав об этом, мать Марии тайно пробирается в замок врага к спящей дочери, которая ничего не знает. Женщина умоляет дочь спасти отца. Женщины опаздывают на казнь и Кочубею с Искрой отрубают головы. Мария бесследно исчезает.
Мазепа притворяется больным и переходит на сторону Карла XII. Он намерен отомстить Петру I, помогая шведскому королю выйти на Москву. Русский царь с успехом разгромил шведское войско, повернув на Полтаву. Полтавская битва заканчивается бегством Мазепы со своим соратником Филипом Орликом. Остановившись на ночь в бывшей усадьбе Кочубея, Мазепа в последний раз видит Марию. Девушка сходит с ума, исчезает, её судьба остаётся неизвестной. Бежав в Турцию, Мазепа вскоре умирает. Проходит сто лет, в память о Кочубее посажен ряд дубов в полтавской Диканьке.
«Полтава» Пушкина: любовь на баррикадах
В поэме Полтава смысл раскрывается в очень сложном по структуре повествовании двух сюжетных линий. Военные события 1709 года переплетены с лирической частью, описывающей трагическую любовь Мазепы и Марии.
Краткое содержание поэмы Полтава
Богатый украинский генеральный судья Кочубей обожает свою дочь. Все сватавшиеся к Марии женихи получали отказ. Старый седой гетман Мазепа сильно любит девушку. Родители отказывают выдавать дочь замуж за крестного отца. Мария тайно сбегает к Мазепе.
Интересно! Прототипом Марии стала дочь В. Л. Кочубея Матрена.
Россия готовится к войне со Швецией. Украинцы желают вернуть свою независимость, им не интересны планы Петра.
Кочубей отправляет Петру донос на гетмана. Он хорошо знает старого друга и понимает, что тот готовит измену. В ответ на это Петр называет Кочубея клеветником и просит Мазепу казнить их.
Мария не знает о казни отца. Девушка поддерживает решение любимого присоединиться к шведам.
Кочубея допрашивают и пытают. На вопрос о богатствах мужчина отвечает, что у него было всего 3 сокровища:
От матери Мария узнает о казни отца. Вместе женщины отправляются к Кочубею, но опаздывают.
Мазепа осознает слабость союзника, но не может вернуться к Петру Первому. Полтавская битва окончена. Изменники сбегают. Однажды Мазепа встретится с Марией, сошедшей с ума, но продолжит бегство.
Смысл сюжета
В поэме Пушкина «Полтава» смысл раскрывается через важные жизненные проблемы, с которыми сталкиваются герои. Произведение состоит из трех песен:
Красочно описаны в произведении бои под Полтавой, в смысле этих описаний скрывается храбрость русского воина. В каждой из частей рассматриваются сложности нравственного выбора героев.
Выбор Марии
Выбор жениха главной героини серьезно повлиял на жизнь своей семьи. При этом девушку нельзя назвать отрицательным персонажем. Несмотря на богатства отца Мария сохранила скромность.
Дом Кочубея был полным материально и духовно, но появление Мазепы разрушило гармонию и привело к семейной трагедии. Мария, погруженная в атмосферу гетмана, полностью ей пропитывается.
Позже по сюжету становится ясно, что при сватовстве к Марии Мазепой правили корыстные цели. Гетман хотел получить богатство Кочубея. Для мужчины не важна любовь прекрасной и доброй девушки.
Губительный мир Мазепы
Пушкин хотел назвать поэму «Мазепа», а гетмана представить центральной фигурой. Смысл выбора названия «Полтава» определен тем, что преступления Мазепы вызваны не только собственной корыстью, но и историческими аспектами.
На заметку! У Байрона есть поэма «Мазепа». По записям самого Пушкина он не хотел называться последователем зарубежного поэта.
В произведении Полтава смысл губительности гетмана кроется не только в способности управлять влюбленной девушкой. Мазепа может менять историю государства. Предательство для него ничтожно. Он способен предать возлюбленную, не сложно ему вступить в союз с врагом.
В чем смысл концовки
Главный смысл «Полтавы» Пушкина раскрывается после поражения шведов. Предательству нет места на победоносной стороне войны. Карты изменника раскрыты, Мазепа вынужден бежать. На своем пути он оказывается у дома Марии. Автор открыто называет гетмана губителем.
Мария, всегда готовая на большие поступки ради своей любви, стала жертвой разности духовных и материальных ценностей со своим избранником. Предательство Мазепы, казнь отца привели девушку к лишению рассудка.
Все герои поэмы показаны заложниками политических отношений и войн. При этом среди них нет победителей. Лишь один персонаж, представлен настоящим героем — Петр Первый.
При знакомстве с поэмой Полтава смысл улавливается в восторженном описании истинного патриотизма русского народа. Война в произведении показана не только политической борьбой, но и трагедией каждого человека.
Краткое содержание поэмы «Полтава»
Данное произведение написано в 1828 году. Название говорит само за себя. Речь идет о Полтавской битве, состоявшейся в июне 1709 года. Краткое содержание поэмы Пушкина «Полтава» по песням это не только история военного столкновения, но и тема непростых отношений между военачальниками. Автор старался донести до своего читателя главную мысль, что никакие проблемы, ни внешние, ни внутренние, не способны разрушить единство российского государства.
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Родители невесты были категорически против брака. Не потому, что жених годится их дочери в отцы. Гетман был крестным отцом Марии. Мария, узнав, что благословения не видать, сильно расстроилась. Два дня не ела, не пила. На третий сбежала из дома. Кочубей отказывался верить, что дочь решилась на побег из-за любви. Он не понимал, чем старик мог вскружить голову неприступной красавице.
Мария разглядела в Мазепе, то, что другие не могли. Он казался ей мужественным, сильным, смелым. В ее глазах он был героем. Кочубей считал по-другому. Задумал он отомстить Мазепе. Созрел в его голове коварный план. Объединившись с полковником Искрой, они пишут донос на гетмана, предупреждая Петра I об опасности. Текст доноса гласил, что Мазепа готовит заговор против царя и планирует перейти на сторону врага.
Петр I ценил гетмана за преданность и те двадцать лет, что он служил ему верой и правдой. Он рассказал о полученном на него доносе. Мазепа требует казнить доносчиков. Марии решил не говорить об аресте Кочубея. Она была счастлива. О родителях почти не вспоминала, купаясь в любви и ласке. Она не понимала, какую боль причинила побегом, опозорив весь их род.
ПЕСНЬ ВТОРАЯ
Мазепа признается Марии, что мысли его о делах государственных, о намерении присоединиться к шведам и о предстоящем восстании против Петра I. Мария полностью одобрила планы любимого. Она обещает всегда быть на его стороне, чтобы не случилось. Если надо пойти на плаху, она это сделает.
Гетман задает Марии вопрос, кто ей дороже, он или отец? Ему важно было услышать правильный ответ и он его получил. Девушка ответила не сразу. Выбор был не простым. Молчание было долгим, но все-таки она сказала, что любит его больше отца. Мазепа попросил не забывать своих слов.
Кочубей в ожидании казни. Утром все для него закончится. Он не боялся смерти. Кровожадный Орлик по поручению Мазепы пытался выбить из осужденного признание, где он спрятал клад. Даже под пытками пленный не признался, где зарыты сокровища. Он сказал, что у него не один, а три клада. Это его честь, честь дочери и месть.
Матери Марии удалось пробраться в покои дочери. Женщина умоляет ее спасти отца от смерти. Мария не понимает о чем она говорит. Она находилась в полном неведении от происходящего за ее спиной. Они бегут к месту казни, чтобы предотвратить ее, но опаздывают. Осужденные уже казнены. Их обезглавили. Отрубленные головы показывали любопытной толпе. После казни Мазепа вернулся домой. Марии нигде не было. Девушка бесследно исчезла.
ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
Петр I двинул войска на Полтаву. Навстречу двинулись шведы. Накануне решающего сражения, Мазепа понял одну вещь. Карл разочаровал его. Он слишком легкомыслен, пылок и нетерпелив, чтобы вести бой. Было очевидно, что он проиграет царю. Орлик предлагает гетману снова принять сторону Петра, но личная неприязнь к царю и желание отомстить не дают этого сделать.
Как и предполагал Мазепа, шведы проиграли русским. Победа за Петром I. Гетман вместе с Карлом пускается в бегство. Петр ликовал. По случаю победы он закатил пир, пригласив к столу пленных шведских генералов. Путь Мазепы лежал через хутор Кочубея. Сердце кольнуло. Он вспомнил о совершенном злодеянии.
Заночевать беглецам пришлось в степи на берегу Днепра. Ночью Мазепа проснулся от ощущения кого-то рядом. Открыв глаза он увидел склонившуюся над ним Марию. Вид у девушки был ужасный. Распущенные по плечам волосы, впалые глаза, рваная одежда. Она не узнала его, приняв за другого. Мазепа понял, что она сошла с ума. Ее дикий хохот еще долго стоял у него в ушах. Она исчезла внезапно так же, как появилась. Карл с Мазепой бегут дальше.
Спустя сто лет о Мазепе и Карле никто не вспоминает. О судьбе Марии ничего не известно. Лишь Петр остался в истории и битва, из которой он вышел победителем.
О чем поэма А. С. Пушкина «Полтава» кратко
The power and glory of the war,
Faithless as their vain votaries, men,
Had pass’d to the triumphant Czar.
(Byrоn)1
Тебе — но голос музы тёмной
Коснется ль уха твоего?
Поймешь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдет, непризнанное вновь?
Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе —
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но не единая краса
(Мгновенный цвет!) молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной.
За то завидных женихов
Ей шлет Украйна и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам отказ — и вот
За ней сам гетман сватов шлет.
Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь.
Мгновенно сердце молодое
Горит и гаснет. В нем любовь
Проходит и приходит вновь,
В нем чувство каждый день иное:
Не столь послушно, не слегка,
Не столь мгновенными страстями
Пылает сердце старика,
Окаменелое годами.
Упорно, медленно оно
В огне страстей раскалено;
Но поздний жар уж не остынет
И с жизнью лишь его покинет.
Не серна под утес уходит,
Орла послыша тяжкий лёт;
Одна в сенях невеста бродит,
Трепещет и решенья ждет.
И, вся полна негодованьем,
К ней мать идет и, с содроганьем
Схватив ей руку, говорит;
«Бесстыдный! старец нечестивый!
Возможно ль. нет, пока мы живы,
Нет! он греха не совершит.
Он, должный быть отцом и другом
Невинной крестницы своей.
Безумец! на закате дней
Он вздумал быть ее супругом».
Мария вздрогнула. Лицо
Покрыла бледность гробовая,
И, охладев как неживая,
Упала дева на крыльцо.
Она опомнилась, но снова
Закрыла очи — и ни слова
Не говорит. Отец и мать
Ей сердце ищут успокоить,
Боязнь и горесть разогнать,
Тревогу смутных дум устроить.
Напрасно. Целые два дня,
То молча плача, то стеня,
Мария не пила, не ела,
Шатаясь, бледная как тень,
Не зная сна. На третий день
Ее светлица опустела.
Никто не знал, когда и как
Она сокрылась. Лишь рыбак
Той ночью слышал конский топот,
Казачью речь и женский шепот,
И утром след осьми подков
Был виден на росе лугов.
Не только первый пух ланит
Да русы кудри молодые,
Порой и старца строгий вид,
Рубцы чела, власы седые
В воображенье красоты
Влагают страстные мечты.
И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!
Какой позор! Отец и мать
Молву не смеют понимать.
Тогда лишь истина явилась
С своей ужасной наготой.
Тогда лишь только объяснилась
Душа преступницы младой.
Тогда лишь только стало явно,
Зачем бежала своенравно
Она семейственных оков,
Томилась тайно, воздыхала
И на приветы женихов
Молчаньем гордым отвечала;
Зачем так тихо за столом
Пушкин Полтава: главные герои. Какова главная мысль поэмы?
Краткое содержание «Полтава» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Полтава
Число страниц: 42. Пушкин А. С. «Полтава. Медный всадник». Издательство «Искатель». 2020 год
Жанр: Поэма
Год написания: 1828 год
Главные герои
Мазепа Иван Степанович – украинский гетман, сильный, мужественный пожилой мужчина, в которого влюбилась Мария.
Кочубей Василий Леонтьевич – всеми уважаемый, знатный и богатый старик, отец Марии, любящий и заботливый, не сумевший простить предательство Мазепы.
Мария – дочь Кочубея, красивая девушка, влюбленная в Мазепу.
Петр I – российский царь, могущественный, честный, справедливый.
Карл XII – шведский король, противник Петра Великого.
Полковник Искра – товарищ Кочубея, с которым он писал донос на Мазепу.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Краткий пересказ сюжета поэмы А.С. Пушкина «Полтава»
Действия повествования разворачиваются на фоне русско-шведской войны, во время битвы под Полтавой. К Марии, дочери уважаемого Кочубея, сватается Мазепа. Гетман не устраивает родителей, как жених, так как стар и является крёстным отцом девушки.
Но Мария, полюбив Мазепу, бежит с ним из отчего дома. Обозлившись, Кочубей сочиняет на ненавистного жениха подлый донос царю, но тот оставляет его без внимания. О кляузе становится известно гетману, он жестоко мстит, добившись казни отца своей молодой жены. Мария понимает, что Мазепа не испытывает к ней былой любви, она покидает его. Спустя время Мазепа встречает свою суженую и с горечью понимает, что она не перенесла казни отца и лишилась рассудка.
Сюжет
Неподалеку от Полтавы в богатой усадьбе жил всеми уважаемый старик Кочубей – генеральный судья Запорожского войска. Он обладал огромными табунами прекрасных коней, цветущими садами, хуторами, пашнями, но самым главным его сокровищем была красавица-дочка Мария. Девушка была чудо как хороша, и к дому Кочубея со всей Украины и России съезжались блистательные женихи. Но всем им Мария давала отказ – ее сердечко уже было занято.
Настоящим ударом для Кочубея стало известие о том, что Мария была влюблена в решительного и отважного, но уже порядком старого казацкого гетмана Мазепу, который, к тому же, был ее крестным отцом. Девушка сбежала из отчего дома, и стала жить со своим возлюбленным. Разгневанный старик решил проучить вчерашнего друга, которому так доверял. Вместе с полковником Искрой он написал донос на Мазепу самому царю Петру I, сообщив, будто гетман намеревался перейти на вражескую сторону и стать соратником шведов.
Получив донос, Петр I отказался верить в предательство своего верного воина. Он приказал посадить в темницу клеветников, а Мазепа потребовал их скорой казни. Мать Марии тайком пробралась к дочери, и умоляла ее предотвратить казнь родного отца. Девушка ничего об этом не знала, но она уже ничего не могла изменить.
Кочубей и его товарищ Искра были казнены, а Мария загадочным образом исчезла. Тем временем войско шведского короля Карла XII повернуло в сторону Украины, и Мазепа присоединился к нему. По словам Мазепы, русский царь когда-то обидел его, и теперь он решил ему отомстить.
Петр I назначил нового гетмана, и вернул из дальней ссылки семьи Кочубея и Искры. Вместе со своим войском царь двинулся на Полтаву, чтобы сразиться с врагом. Полтавская битва обернулась победой для русской армии, и Карл XII с Мазепой были вынуждены пустить в бега. Проезжая мимо усадьбы Кочубея, они решили заночевать неподалеку. Ночью к Мазепе пришла Мария, которая сошла с ума после казни любимого отца.
Мазепа и шведский король отправились в Турцию, где бывший гетман вскоре умер. Спустя некоторое время Карл XII вернулся на родину, и погиб во время сражения с норвежцами.
Анализ поэмы Полтава
После разгрома восстания декабристов в российском обществе вновь остро встал вопрос об историческом пути России и ее роли в мире, об отношениях власти и подданных. Для того чтобы осознать эти проблемы, Пушкин анализирует прошлое, обращаясь к эпохе Петра I, эпохе укрепления Российского государства и радикальных реформ во всей жизни общества. Особенно важными для России в начале XVIII века были отношения с Украиной и Швецией. В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава».
Главный герой поэмы старый гетман Украины — Мазепа, восставший против России и императора Петра Великого. Период 1708-1709 годов был временем нашествия на Россию шведского короля Карла XII в союзе с изменником Мазепой. От исхода этой войны зависело положение России, ее самостоятельность и мощь.
Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма.
Поэма состоит из трех глав: в центре первой находится история любви дочери Кочубея Марии к Мазепе, во второй — казнь Кочубея, в заключительной главе выразительными, ставшими хрестоматийными стихами описан разгром шведов под Полтавой и бегство короля Карла и Мазепы.
Три главы поэмы представляют три этапа бесславной истории заговора и войны против Петра I. Мастерство Пушкина при создании поэмы проявилось в удачном совмещении двух линий сюжета — любовной и исторической. Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место.
Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей. Повествователь время от времени «прячется» за героя, открыто выражающего свои мысли и чувства, что придает повествованию эмоционально-лирическое звучание, увлекающее читателя и создающее у него определенное настроение. Огромное значение имеет при этом форма «вопрос — ответ», характеризующая как речь повествователя, так и речь героев.
«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой.
В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем. Первая тема «Полтавы » — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона. Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.
Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину.
Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа». Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории.
Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий.
Сюжет поэмы отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, дается на фоне той исторической эпохи
Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.
В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа — Мария — Кочубей. Кочубей казнен. Мария исчезает.
Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа — Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенес войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром — Полтавский бой. Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».
В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической — встречей Мазепы с безумной Марией, исторической — народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.
В своей поэме Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.
Высоко оценивая разнообразные красоты поэмы «Полтава», Белинский особенно восхищался её стихом: «Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!».
Это русское, народное проявляется, в частности, в близости многих мест поэмы к стилю народной поэзии. Так, Белинский указывает, что отрывок от стиха «Кто при звездах и при луне» до стиха «Царю Петру от Кочубея» — «это вместе и народная песня, и художественное создание». Так же построен ответ Кочубея Орлику о трех кладах. В духе народной поэзии — песен и сказок — дан внешний портрет Марии.
«Полтава» сочетала в себе самые, казалось бы, разнородные жанровые и стилистические элементы — от классической эпопеи до романтической поэмы, сочетает элементы романтической поэтики с реалистической трактовкой исторических и неисторических событий. Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина»
В «Полтаве» Пушкин дал новый жанр исторической, героической поэмы реалистического стиля, какой ещё не было в русской литературе.
Толкование непонятных слов
Дань – натуральный или денежный побор с покорённых племен и народов.
Венец – славянский девичий головной убор.
Оковы – обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения.
Гетман – историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи Посполитой, Российском царстве, Молдавском княжестве и Войске Запорожском.
Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.