О чем говорится в пьесе гроза
«Гроза» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
В вымышленном провинциальном городке Калинове жизнь похожа на стоячее болото. Местные жители не готовы менять сложившиеся устои, их не интересует, что происходит за пределами их городка. Прекрасно образованная, чуткая и ранимая Катерина волей судьбы попадает в купеческую семью Кабановых, в которой всем заправляет ее свекровь – необразованная, грубая и властная Кабаниха.
Воспитанная на принципах любви и свободы, Катерина буквально задыхается в доме мужа. Кабаниха непрестанно оскорбляет девушку, а безвольный Тихон не может защитить жену. Устав от такой жизни, Катерина в отчаянии решается на измену. Ей давно нравится Борис, племянник известного в городе купца-самодура Дикого. Впервые за долгое время девушка чувствует себя по-настоящему счастливой. Однако ее честная, прямая натура не в состоянии переносить вранье. Катерина во всем сознается семье мужа. Мягкотелый Тихон готов простить ее, но Кабаниха настроена более решительно.
Будучи верующим человеком, Катерина страдает от совершенного греха. Вскоре Борис уезжает, и бросает свою возлюбленную. Устав от бесконечных душевных терзаний, Катерина во время сильной грозы отправляется на берег Волги и бросается в воду.
«Гроза» А. Н. Островский Кратко
Александр Николаевич Островский
Пьеса «Гроза» Краткое содержание
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»
Кулигин – житель города Калинов. (Герой этого произведения).
Очень краткий пересказ сюжета пьесы Островского «Гроза»
В городке Калинов на Волге веками сохраняются старые порядки и привычки. Горожане этих мест страшатся нового времени и перемен. Главная героиня юная Катерина резко отличается от всех. Она человек «тонкого душевного склада» и ей невыносимо тяжело жить с мужем и крутого нрава свекровью под одной крышей.
Однажды в город приезжает образованный и интересный Борис, он становится для Катерины неким идеалом мужчины. Пока её супруг в отъезде, она с ним встречается. Но, как женщина честная, признаётся в своём поведении семье. Бедняжку буквально закрывают в четырёх стенах, контролируют каждый шаг и вздох. Борис вынужден покинуть Калинов. Понимая, что с отъездом любимого в её жизни не остаётся никакой надежды на счастье, Катерина решается на самоубийство.
Образы героев из пьесы Островского «Гроза» и их краткая характеристика
Преамбулой к описанию персонажей хочется привести цитату из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова»:
«… они – люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
Характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»
Современники автора назвали Екатерину «лучом света в тёмном царстве». На первый взгляд, эта девушка нежный цветок, который вянет в неволе.жизни до замужества она росла в ласке и любви, беззаботно и счастливо. В семье мужа несчастная женщина оказалась во власти деспотичной свекрови. По мере раскрытия основных черт личности, становится понятно, что характер Катерины в пьесе «Гроза» раскрывается с другой стороны. Оказывается, нежная и хрупкая девушка – достаточно сильная и волевая личность. Она уверена, что никто и ничто не сможет заставить её совершать что-либо против воли. И последний отчаянный шаг – это не слабость, это акт протеста. Она- личность, со своими мыслями, чувствами и интересами. И никакая сила не сможет сломить её дух.
Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) в пьесе Гроза
Сильная, волевая, деспотичная, властная женщина. Тиран, который старается держать всю семью под контролем. Стоит ли рассказывать о том, что супружеская жизнь её сына и невестки разваливается из-за непрестанных вмешательств назойливой старушки. Марфа Игнатьевна в своих нравоучениях может легко обидеть и оскорбить. Но свято верит в то, что без её «мудрых» наставлений развалится вся семья.
Характеристика Тихона Ивановича Кабанова из пьесы «Гроза»
Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»
Молодая азартная девушка, сестра Тихона, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой. Умна, хитра, прозорлива. Умеет подстроиться под ситуацию. Про таких людей говорят «выходит сухим из воды». Сыграла значительную роль в судьбе Катерины и Тихона. В свою очередь не пожелала покоряться деспотии матери и сбежала из родного дома.
Характеристика Бориса Григорьевича из пьесы «Гроза»
Красивый молодой человек, интересный, образованный, ярко отличающийся от остальных жителей городка. Нежному и трепетному сердцу наивной девушки сложно не влюбиться в такого. Он и сам мучается от тайной любви к замужней девушке. Судьба подарит ему несколько счастливых мгновений, но впоследствии придётся покориться воле своего дяди и отказаться от собственных чувств.
Характеристика Савела Прокофьевича Дикого в пьесе «Гроза»
Жадный и скупой купец. Не даёт спокойной жизни ни окружающим, ни родным. Страдают от него и наёмные работники, и соседи, и знакомые. Самое страшное, что он даже не пытается признать своей вины и считает, что ведёт себя должным образом.
Характеристика Ивана Кудряша из пьесы «Гроза»
Самовлюблённый, смелый, уверенный в себе молодой человек. Хвастун, грубиян. К влюблённой в него Варе относится холодно, принимает её чувства как должное. Способный на отчаянное поведение и рискованные поступки.
Краткое содержание пьесы «Гроза» подробно по действиям
Действие 1
События уносят читателя в середину девятнадцатого столетия на площадь вымышленного городка на берегу Волги. Здесь происходит диалог между часовщиком Кулигиным и конторщиком Кудряшом, во время которого упоминается грубый нрав купца Савела Прокофьевича Дикого. Лёгкий на помине помещик тут же появляется на сцене. Он ругает своего племянника Бориса. Из-за того, что не может получить от дяди часть наследства, Борис терпит выходки Савела Прокофьевича. После того, как родственники расходятся, Борис Григорьевич раскрывает тайну своей любви. Он испытывает чувства к замужней женщине Катерине. Она в свою очередь тоже выходит на прогулку в окружении родственников мужа, властной мамы Марфы Игнатьевны Кабановой, мужа Тихона Ивановича и его сестры Варвары. Из завязавшегося разговора становится понятно, что свекровь жутко ревнует сына к невестке, а сестра пытается заступиться за бедную девушку. Действие заканчивается тем, что Катерина признаётся в своих чувствах к Борису.
Действие 2
Во втором действии Тихон собирается в поездку на две недели. Катерина просит взять её с собой. Но тот, даже не подозревая о том что обижает жену своими словами, вслух рассуждает о том, что и так дождаться не мог этой поездки, чтобы улизнуть от матери и не слушать её наставлений, а тут ещё и супруга навязывается. Перед отъездом Тихон прощается с женой в присутствии матери, и даёт её те указания, которые просит назвать Кабаниха. Катерина совсем не рада тому, что муж уехал, ведь теперь её мучает искушение встречи с Борисом, который тоже желает увидеть свою возлюбленную. К тому же хитрая Варвара выкрала у матери ключ от калитки и вручила его влюблённой.
Действие 3
В третьем действии состоялось тайное свидание Екатерины и Бориса. Девушка смелеет и обнимает своего возлюбленного. Более того, парочка договаривается встречаться все две недели в отсутствии мужа.
Действие 4
Тихон Иванович возвращается из поездки на четыре дня раньше. Жену мучают угрызения совести, она всё время плачет. Во время очередной прогулки семейства на площади разворачивается разговор о том, что будет сильная гроза, которая вызовет пожар или ещё что-нибудь пострашнее. Катерина говорит мужу, что гроза убьёт именно её. Тут появляется сумасшедшая барыня, которая произносит в адрес Екатерины страшные пророчества. Девушка не выдерживает и при всех признаётся свекрови и мужу в измене.
Действие 5
Тихон пьянствует и жалуется знакомым на жену. Кабанова попрекает невестку и говорит о том, что в давние времена за такое вообще убивали. Варвара сбежала из дома с Кудряшом. Борис по приказу дяди должен уехать в Сибирь. Но племянник Дикого успевает встретить Катерину. Происходит трепетный диалог, в котором они признаются друг другу в любви. После Катерина отправляется к обрыву, чтобы совершить свой последний шаг в бездну. Кабановы тем временем разыскивают сбежавшую невольницу. Но находят лишь бездыханное тело, вытащенное из воды. У трупа любимой жены Тихон говорит, что мама виновата в случившемся.
Выводы по произведению «Гроза»
Сюжет пьесы «Гроза» до боли простой и понятный. Но настолько тиранический и антигуманный, что въедается в память и свербит душу. И пусть прошло уже несколько столетий, поменялись нравы и принципы людей, а трагическая история актуальна до сих пор. Если оглянуться вокруг, то в соседях родственниках и друзьях, можно увидеть Кабаниху, Дикого, Тихона, Варвару или Екатерину. Неумолимо бежит время, а человеческие характеры остаются неизменными. Те же прегрешения, искушения и слабости.
А.Н. Островский «Гроза»: сюжет и краткое содержание по действиям пьесы
Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века А.Н. Островского, была написана в 1859 году. Она получила широкий резонанс и стала одним из популярнейших произведений на все времена. В пьесе происходит столкновение между новыми и старыми традициями, устаревшими семейными порядками и стремлением к свободному проявлению человеческих прав. Два мира «старого» и «нового» ведут борьбу и пытаются занять главенствующие позиции.
«Гроза» открывает глаза на порядки и образ жизни, моральные ценности купеческого сословия тех лет, обнажая самые низшие человеческие качества.
Главные герои
В произведении «Гроза» дается краткое описание действующих героев. По нему читатель может представить их характер, повадки и образ мысли.
Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабановой. Тихий, безвольный человек, во всем слушается свою мать и находится под ее влиянием. Обладает мягким характером, не может самостоятельно принимать решения или противостоять деспотичной Кабановой.
Кабанова – один из самых колоритных персонажей произведения. Авторитарная «маменька», которая все про всех знает. Соблюдает традиции и требует того же от молодых. Упрямая, властная, грубая и жестокая женщина, требующая от окружающих жить по ее правилам. Не отличается высокими интеллектуальными способностями, глупа, невежественна, не приемлет никаких изменений в привычном укладе жизни.
В пьесе присутствуют также и второстепенные персонажи, а именно Савел Прокофьевич Дико́й, Кулигин, Ваня Кудряш, Шапки, Феклуша, Глаша, барыня с двумя лакеями, городские жители.
Сюжет
(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, Малый театр)
В Городе Калинов, что расположен на Волге сохраняются старые обычая и порядки. Жители боятся перемен и отвергают все новое. Главная героиня Катерина отличается от всех своими взглядами и мыслями. Она человек «тонкого душевного склада», которому тяжело жить под одной крышей с мужем и его деспотичной матерью.
Все меняется, когда в город приезжает молодой образованный мужчина Борис. В нем Катерина видит свой идеал, он привлекает ее. Девушка проводит с ним время, пока муж находится в отъезде. Однако, честность не позволяет ей скрывать данный факт от семьи. Она рассказывает о своих отношениях и оказывается в ловушке. Теперь каждый шаг ее жестко контролируется, Катерину не выпускают из дома в одиночестве и следят за каждым ее действием. Борис покидает город. Катерина понимает, что осталась совсем одна, а жить дальше под гнетом семьи она не желает. Теперь в ее жизни нет счастья и надежды на светлое будущее. Героиня решается на самоубийство.
Краткое содержание по действиям
Действие 1
(Пьеса «Гроза» А.Н. Островского. Фото: М.Сахаров, Действие I, 1934 год)
Происходящие события открывают читателю картину небольшого городка девятнадцатого столетия. Часовщик Кулигин и конторщик Кудряш ведут диалог, рассказывая друг другу о местных красотах.
«Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»
Вдруг они замечают, как местный купец Дикой ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, зная о его дурном нраве. После того, как родственники расходятся, Борис рассказывает о своей тайной страсти к замужней женщине Катерине. Она в свою очередь не выходит на улицу без сопровождения мужа или его матери. Лишь изредка им удается встречаться в храме или на улице. Борис понимает, что симпатия взаимна. Свекровь жутко ревнует своего сына к Катерине, делая все, чтобы ее жизнь не была легкой. Действие заканчивается признанием Катерины – она влюблена в Бориса.
«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?»
Действие 2
(Ольга Осиповна Садовская — Кабаниха и Николай Капитонович Яковлев — Тихон, 1910—1911 гг)
Тихон собирается в поездку. Катерина просится с ним, однако Тихон отказывает ей. Он слишком долго ждал этого момента, чтобы отдохнуть от наставлений матери.
Катерина уговаривает мужа остаться, но он непреклонен в своем решении.
«Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!»
Тихон прощается с женой и дает ей унизительные наставления, которые просила сказать его мать.
«Не пяль без меня глаза в окна, не заглядывайся на парней!»
Катерина совсем не рада поездке мужа, ведь теперь у нее появилось искушение встречи с Борисом. Кабанова попрекает девушку, что она не тоскует по мужу.
Варвара украла ключ от калитки у матери и дала его влюбленным. Катерина принимает ключ, вспомнив все унижения Кабановой и холодность мужа.
Действие 3
(Сцена из 3-го акта драмы Александра Николаевича Островского «Гроза», Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 1934 год. Источник: РИА Новости, 2010)
Варвара устраивает свидание Катерина и Бориса, и сама отправляется на свидание с Кудряшом. Варвара и Борис проводит время вместе, объясняются в любви и наслаждаются каждой минутой.
«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись. Это так ново для меня, так хорошо, так весело! Вот и я жду чего-то! А чего жду — и не знаю, и вообразить не могу; только бьется сердце, да дрожит каждая жилка. Не могу даже и придумать теперь, что сказать-то ей, дух захватывает, подгибаются колени! Вот какое у меня сердце глупое, раскипится вдруг, ничем не унять. Вот идет.»
В следующие ночи свидания влюбленных повторяются.
Действие 4
(Вера Николаевна Пашенная играет Кабаниху в пьесе Островского «Гроза», 1962 год)
Тихон возвращается из поездки на четыре дня раньше. Катерина мучается от любви с угрызений совести. Она все время плачет и корит себя за неверность. Тихон удивляется странному поведению жены, Кабаниха же присматривается к ней и пытается уличить в чем-то страшном.
Приближается праздничный день. Семья отправляется на прогулку. Приближается гроза. Все говорят, что она принесет с собой что-то страшное, так как такая гроза – это наказание для грешников. Катерина говорит, что гроза убьет ее. Неожиданно появляется сумасшедшая барыня, которая говорит Катерине страшные пророчества.
«Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!»
Девушка не выдерживает происходящего, встает на колени и признается мужу в связи с Борисом.
Действие 5
(Грозовое действие прямо со сцены лицом к лицу зрителю. Постановка «Грозы» Веры Николаевны Пашенной, Малый театр, 1962 год)
Произошедшее событие навело много шума в городе. Тихон начинает пит, Кабаниха «поедом ест» невестку, советует даже «закопать её живою в землю». Катерина слушает все упреки и ходит молча, словно тень.
Варвара сбегает из дома с Кудряшом. Бориса отправляют в Сибирь по приказу дяди.
По городу проносится весть, что Катерина пропала. Она бежит по полю и произносит слова о том, что ей не хочется больше жить.
Борис и Катерина встречаются в последний раз. Они говорят слова любви, и девушка просит его взять ее с собой. Слабохарактерный Борис отказывает. Катерина прощается с ним.
«Не тужи обо мне. Хорошо, хоть попрощалась с тобой. Дай погляжу на тебя в последний раз!»
Катерина отправляется к обрыву, чтобы совершить последний шаг. Тем временем Кабаниха, Тихон и Кулигин ищут девушку. Они слышат крик: «Женщина в воду бросилась!». Кулигин бросается в ту сторону, Тихон хочет бежать за ним, но его не пускает мать.
Кулигин приносит бездыханную Катерину, которую он достал из воды.
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, а душа не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Тихон обвиняет в произошедшем мать и с рыданиями бросается к погибшей Катерине.
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
А.Островский пьеса «Гроза»: YouТube / Советские фильмы / Кино СССР
Девятнадцатый век — золотое столетие в литературе, которая создала неповторимые типы и характеры. «Луч света в темном царстве» — так отозвался известный критик Николай Добролюбов о Катерине — главной героине пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание этой реалистической истории поможет в анализе проблематики и системы образов произведения.
«Гроза»: краткое содержание
Краткое содержание Островский «Гроза» — основа читательского дневника тех, кто изучает русскую классику. Что нужно занести в него:
Пьеса «Гроза» открывается диалогом местного механика-самоучки Кулигина с приказчиком Кудряшом о самодурстве богатого купца Дикого. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди.
Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин:
Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории.
Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где:
Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови.
Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге.
От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу.
Трагически пьесу завершает Островский. «Гроза» краткое содержание знакомит в общих чертах с мещанским ограниченным миром патриархальной России, из которого автор не видит выхода, поэтому обрекает главную героиню на трагический финал.
В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. «Гроза» Островского раскрывает актуальную и сегодня проблему беззащитности женщин и насилия в семье.
«Гроза»: анализ произведения
Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях:
Почему пьеса Островского называется «Гроза»?
Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. «Гроза» означает протест природных сил, которые сами хотят определять себе нравственную меру и законы поведения, не желают покорно и автоматически подчиняться чужой воле.
Конфликт
В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский. «Гроза» поднимает вечную тему — конфликт эпох и поколений: консервативного патриархального уклада, который представляют Кабаниха, ее сын и дочь, купец Дикой, и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее, воплощением которых стали образы Катерины и механика-самоучки Кулигина.
Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.
Проблематика
Произведение «Гроза» полипроблемное:
Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.
Образная система пьесы
Остановимся на главных персонажах:
Героиня, воспитанная в любви и ласке, попадает в чужой мир, где ее унижают муж и свекровь. Однако она сохраняет непосредственность и былую мечтательность: «. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. ».
Катерина — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России
Девушка искренна в своих чувствах: она влюбляется в Бориса — племянника Дикого, но и в этих отношениях не обретает счастья. Не жизнь, а видимость жизни сохраняет ее новый возлюбленный, с которыми она связывает мечты о воле и разделенной любви.
Она становится жертвой рабского предательства. Однако страсть к свободе и желание быть счастливой вызывает в ней протест. Катерина публично признается в измене мужу.
Свекровь Катерины — Марфа Игнатьевна — женщина жестокая и грубая. Все конфликты в семье возникают из-за ее авторитарного характера.
Кабаниха консервативна, живет устоями давно минувших дней, не понимая, что мир развивается, а жизнь движется вперед. В этом контексте актуален ее монолог: «Что будет, как старики перемрут. ». Она отстаивает уже лишенный жизненных корней порядок вещей. Со всеми членами семьи у нее складываются конфликтные отношения.
Безвольным и слабохарактерным представлен муж Катерины — Тихон. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить жену от самодурства матери. Лишь в финале пьесы признает, что ханжество и самодурство разбивают любые доводы рассудка, любые чистые чувства.
Он много читает, готов делать жизнь города лучше, однако среди калиновцев не находит поддержки. Герой — носитель новых взглядов и новых идей, ему внутренне близок поступок Катерины, преступившей границы плоти ради свободы духа. Об этом он с мрачным торжеством объявляет калиновским обывателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь пepeд судией, который милосерднее вас!»
Эпохальный моральный и нравственный перелом отобразил Александр Островский в пьесе «Гроза». Краткое содержание поможет вам раскрыть глубокие социальные и моральные проблемы произведения классика.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора