О чем говорится в оде державина бог

209. Анализ стихотворения Бог Державина. Русский язык, литература

Анализ стихотворения — Бог. Русский язык и литература

Произведение Державина «Бог» — это ода, хвалебная песнь. В ней он воспевает величие Творца, рисуя непостижимость его образа для простого смертного. Но, следуя за восхваляющими строками, идут рассуждения о сущности самого человека.

Эта ода является очень глубоким философским лирическим произведением. В ней автор касается темы предназначения людского рода и его природы и того, насколько он велик и, одновременно, ничтожен.

Первые строфы посвящены Державиным Богу. В них он представляет его, как начало всего – исток. Он пишет о том, что был поднят Творцом из бездны вечности хаос быта. А вечностью стал он сам. А у самого его нет начала, нет и конца. Он вечен, он заполняет все, и движет всем.

Противопоставляет божественному существованию поэт мир человеческий. А представляет в своих строках он его так: Бог – вечность, земное существование – миг этой вечности.

Эта твердь, Земля, — это всего лишь капля в море божественной силы. А человек – ничто перед ним. Он даже не может постичь и понять природу существования Господа.

Осознание и величие человека звучит в оде. И, одновременно с этим, и его ничтожность. Да, против высшего – он червь и раб. Но, для себя, для своего мира и своей души – он царь и бог.

Представляет автор человека, как посредника, связующее звено, между бренным миром и духовным. Человек – отражение творца своего. Но в конце стихотворения, все же, звучит мысль о том, что он – всего лишь образ и подобие Бога, но не равен ему. Божественность живет в его душе. Он – ее часть. И Бог – отец его. Частичка его бесконечного света живет в каждом.

Вариант 2

Поэт Державин является довольно знаковой фигурой в русской литературе. Человеком он был сильным морально, ничего не боялся, шел до конца. В своем творчестве поэт не стеснялся выражать чувства. Свои мысли и идеи также озвучивал прямо. В написаниях произведений не боялся экспериментировать. Знаменитое его творение «Бог», когда появилось в миру, не относилось к конкретному жанру. Но, когда происходит первое знакомство с произведением, становится понятно, что это «ода».

В данном произведении автор хотел рассказать читателю об определенном событии, воспеть его, донести до читателя образ героя и героического народа. Именно стих «Бог» и является таковым. Державин в произведении смело показывает свои чувства, они пришли к нему в выходной, в Светлое воскресенье. Автор настолько искренне выразил свои чувства, что, читав стихотворение почти через 200 лет от его создания, все так же ощущаются сила, которая была вложена в стихотворение «Бог». Сам автор о своем произведении выражался положительно, лично для Державина данная ода была лучшей работой. Написанное еще в 18-м веке, произведение имело огромную популярность, ведь Державин знал, что нужно людям. Тема религия была в то время очень актуальной. Автор получил известность, ведь такая работа не могла оставаться в тени остальных поэтов.

Главная идея и цель поэта в данном произведении это показать, что Бог самый сильный, он способен на все, нет для него ничего невозможного. Но, во время написания, строчка за строчкой, Державин пришёл к выводу, что именно люди и являются Богом. Бог он везде, он отражается во всем, что ест в мире и люди этому не исключение. Показав людям Бога, автор начинает сравнивать его с людьми. Главная задача выполнена, читатель понимает, что Бог является гораздо сильней человека, люди очень слабы и ничтожны по сравнению с ним. Человек очень мал, со своими проблемами, всеми способами хочет быть рядом с Богом, увидеть его, познать главный смысл бытия. Такими строками поэт подводит читателя к главному.

Люди – это всего лишь песчинка в огромной пустыне, им уготовано существование на земле, со своими проблемами. Но, Бог это и есть человек, ведь каждый из людей сам находит в себе Бога, сам пробуждает его внутри себя. Эта идея, донесенная до людей в данном произведении, и стала ключевой. Такая мысль очень поразила общественность, споры еще очень долго не утихали после выхода данного стихотворения в свет.

Анализ оды 3

Произведение представляет собой одно из лучших творений поэта. В нем автор восхваляет величие Господа, хотя и не с совсем ортодоксальных позиций.

Стихотворное произведение представляет собой оду, жанр типичный для восемнадцатого столетия, в конце которого оно было написано. Создавая торжественное настроение, Державин широко использовал напыщенную лексику. Вполне естественными выглядят вставленные в текст стихотворения церковнославянские слова, так как, несмотря на распространившееся вольнодумство екатерининского времени, поэт, который к тоому же состоял на государственной службе, должен был систематически посещать церковные службы.

Однако из текста стихотворения видно, что ничего богоборческого автор писать явно не желал. Другие его мыли, в частности, подчеркивание богосыновства человека, невозможности, чтобы он появился сам, без участия Творца, особого положения людей, занимающих промежуточную ступень между ангелами и животным миром, вполне соответствовали православному вероучению. Целью сомнительного тезиса, вероятно, было желание верующего человека подчеркнуть величие Бога. Отсылка к учению о воскресении, вероятно, слишком явно ставила человека на одну доску с Богом и провоцировала его гордыню.

Скорее всего, целью автора оды было дать ответ философам, придерживающихся атеистических воззрений. На службу этой цели были поставлены и чисто о стилистические приемы. Самый ильный из них – антитеза. Поэт постоянно использует противопоставления, подводя к кульминационному моменту, создавая напряжение.

Источник

Ода «Бог» Державина: анализ стихотворения

Краткая история создания оды

Как пишет автор в комментариях, вдохновение пришло к нему в Светлое Христово воскресение в 1780 году. После всенощной он записал первые строки. Время у него отнимала служба в Сенате, и на возвышенных мыслях он не мог сосредоточиться. Начало было положено в стол. Во время службы в 1784 году правителем Олонецкого края он выкроил время и уехал в одиночестве под Нарву. На постоялом дворе он несколько дней творил, но конец оды ему не давался. Он заснул посреди ночи, так и не закончив оду. Вдруг поэт проснулся, свет заблистал в его глазах.

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

В приливе сил и божественного вдохновения, заливаясь слезами, он дописал последние строки. Так создал поистине гениальное произведение Гавриил Державин. Ода «Бог» ему, несомненно, была подсказана Творцом.


Ода «Бог» — Державин Г.Р.

Про­слу­шать стихотворение
О Ты, про­стран­ством бесконечный, Живый в дви­же­ньи вещества, Тече­ньем вре­мени предвечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества!

О Ты, про­стран­ством бесконечный, Живый в дви­же­ньи вещества, Тече­ньем вре­мени предвечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества! Дух всюду Сущий и Единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все Собою наполняет, Объ­ем­лет, зиждет, сохраняет, Кого мы нари­цаем — Бог!

Изме­рить океан глубокий, Сочесть пески, лучи планет Хотя и мог бы ум высокий, — Тебе числа и меры нет! Не могут духи просвещенны, От света Тво­его рожденны, Иссле­до­вать судеб Твоих: Лишь мысль к Тебе взне­стись дерзает, В Твоем вели­чьи исчезает, Как в веч­но­сти про­шед­ший миг.

Хаоса быт­ность довременну Из бездн Ты веч­но­сти воззвал, А веч­ность, прежде век рожденну, В Себе Самом Ты основал: Себя Собою составляя, Собою из Себя сияя, Ты Свет, откуда свет истек. Созда­вый всё еди­ным словом, В тво­ре­ньи про­сти­ра­ясь новом, Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в Себе вмещаешь, Ее содер­жишь и живишь; Конец с нача­лом сопрягаешь И смер­тию живот даришь. Как искры сып­лются, стремятся, Так солнцы от Тебя родятся; Как в мраз­ный, ясный день зимой Пылинки инея сверкают, Вра­тятся, зыб­лются, сияют, Так звезды в без­днах под Тобой.

Све­тил воз­жен­ных миллионы В неиз­ме­ри­мо­сти текут, Твои они тво­рят законы, Лучи живо­тво­рящи льют. Но огненны сии лампады, Иль рдя­ных кри­ста­лей громады, Иль волн зла­тых кипя­щий сонм, Или горя­щие эфиры, Иль вкупе все све­тящи миры — Перед Тобой – как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия. Но что мной зри­мая вселенна? И что перед Тобою я? В воз­душ­ном оке­ане оном, Миры умножа миллионом Сто­крат дру­гих миров, – и то, Когда дерзну срав­нить с Тобою, Лишь будет точ­кою одною: А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь Вели­че­ством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! – Но жизнь я ощущаю, Несы­тым нека­ким летаю Все­гда паре­ньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вни­кает, мыс­лит, рассуждает: Я есмь – конечно, есть и Ты!

Ты есть! – при­роды чин вещает, Гла­сит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть – и я уж не ничто! Частица целой я вселенной, Постав­лен, мнится мне, в почтенной Сре­дине есте­ства я той, Где кон­чил тва­рей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь существ свя­зал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня сте­пень вещества; Я сре­до­то­чие живущих, Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом гро­мам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе про­ис­шел? – безвестен; А сам собой я быть не мог.

Неизъ­яс­ни­мый, Непостижный! Я знаю, что души моей Вооб­ра­же­нии бессильны И тени начер­тать Твоей; Но если сла­во­сло­вить должно, То сла­бым смерт­ным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В без­мер­ной раз­но­сти теряться И бла­го­дарны слезы лить.

Ода «Бог» – читает Кон­стан­тин Денисов

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

Биб­лей­ский сюжет. Гав­риил Дер­жа­вин. «Бог»

Разъ­яс­не­ния автора:

Без лиц, в Трех Лицах Боже­ства. — Автор, кроме бого­слов­ского пра­во­слав­ной нашей веры поня­тия, разу­мел тут Три Лица мета­фи­зи­че­ские; то есть: бес­ко­неч­ное про­стран­ство, бес­пре­рыв­ную жизнь в дви­же­нии веще­ства и нескон­ча­е­мое тече­ние вре­мени, кото­рое Бог в себе и совмещает.

Пылинки инея свер­кают. — Оби­та­те­лям токмо Севера сия вели­ко­леп­ная кар­тина ясно бывает видима по зимам в ясный день, в боль­шие морозы, по боль­шей части в марте месяце, когда уже снег оле­де­неет, и пары, в ледя­ные капли обра­тив­ши­еся, вниз и вверх носясь, как искры свер­кают пред глазами.

И бла­го­дарны слезы лить. — Автор. Пер­вое вдох­но­ве­ние, или мысль, к напи­са­нию сей оды полу­чил в 1780 году, быв во дворце у все­нощ­ной в Свет­лое вос­кре­се­нье, и тогда же, при­е­хав домой, пер­вые строки поло­жил на бумагу; но, будучи занят долж­но­стию и раз­ными свет­скими суе­тами, сколько ни при­ни­мался, не мог окон­чить оную, напи­сав, однако, в раз­ные вре­мена несколько куплетов. Потом, в 1784 году полу­чив отставку от службы, при­сту­пал было к окон­ча­нию, но также по город­ской жизни не мог; бес­пре­станно, однако, был побуж­даем внут­рен­ним чув­ством, и для того, чтоб удо­вле­тво­рить оное, ска­зав пер­вой своей жене, что он едет в поль­ские свои деревни для осмот­ре­ния оных, поехал и, при­быв в Нарву, оста­вил свою повозку и людей на посто­я­лом дворе, нанял малень­кий покой в городке у одной ста­рушки-немки с тем, чтобы она и кушать ему гото­вила; где, запер­шись, сочи­нял оную несколько дней, но не докон­чив послед­него куп­лета сей оды, что было уже ночью, заснул перед све­том; видит во сне, что бле­щет свет в гла­зах его, проснулся, и в самом деле, вооб­ра­же­ние так было раз­го­ря­чено, что каза­лось ему, вокруг стен бегает свет, и с сим вме­сте поли­лись потоки слез из глаз у него; он встал и ту ж минуту, при осве­ща­ю­щей лам­паде напи­сал послед­нюю сию строфу, окон­чив тем, что в самом деле про­ли­вал он бла­го­дар­ные слезы за те поня­тия, кото­рые ему впе­рены были. …>

Из книги: “Отно­си­тельно тем­ных мест, в них нахо­дя­щихся, соб­ствен­ных имен, ино­ска­за­ний и дву­смыс­лен­ных рече­ний, кото­рых под­лин­ная мысль автору токмо известна; также изъ­яс­не­ние кар­тин, при них нахо­дя­щихся, и анек­доты, во время их сотво­ре­ния слу­чив­ши­еся”.

Краткий разбор и одновременно анализ содержания

Ода содержит десять строф, каждая из которых состоит из десяти строк.

В первой строфе автор пытается дать определение Богу. Он не имеет ни конца, ни начала, един, непостижим, всеобъемлющ. И это все истинная правда, если отталкиваться от современного понятия о Творце. Его современники, представители церкви, выступали против того, что Бог вмещает в себя бесконечное пространство, непрерывную жизнь и бесконечное время.

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

По их представлениям выходило, что не только все созданное Творцом имеет начало и конец, что верно, но жизнь во Вселенной конечна, что в корне неправильно. Ода «Бог» Державина, анализ которой начат, приближается к современным понятиям вечности и бесконечности мироздания. Здесь Державин опередил богословские представления своего времени.

Анализ стихотворения Державина «Бог»

Г. Державин начал свой творческий путь еще в стенах Казанской гимназии, но его поэтический талант проявился серьезно лишь в 70-х годах. На первых этапах творческой деятельности поэт писал в духе классицизма, а все потому, что его ум и эстетические предпочтения пленил жанр оды. В 1784 году была написана ода «Бог». Известно, что создание шедевра планировалось еще на 1780 год, но планы поэта перебила служба. Стихотворение «Бог» вызвало интерес со стороны критиков, которые начали говорить о религиозной позиции Г. Державина. Тогда же распространилось мнение о том, что стихотворением «Бог» Г. Державин ответил французским философам, отстаивающим материалистическую точку зрения. Другие же критики заметили, что в произведении Бог и мир – единое целое, поэтому имеет место пантеистическое мировоззрение, которое не во всех аспектах соответствует православному восприятию.

Тема оды – могущество Бога, его милость и доброта к людям. Автор показывает, что Бог всесилен, его дух охватывает всю вселенную, как бы сливаясь с нею, утверждает, что человек по сравнению с Богом – «ничто», но в каждом человеке сияет величественная божественная доброта.

На протяжении всего произведения действуют два образа – лирический герой и Бог. Лирический герой сливается с образом автора, выражая точку зрения автора. Посредством образа лирического героя Г. Державин создает образ человека в общем. Лирический герой заявляет, что он лишь капля, «ничто», «частица вселенной», но в нем живет Бог. В последних строках образ человека отличается крайней степенью обобщения, автор говорит о том, что любовь простых смертных Богу должна выражаться славословием и слезами благодарности.

Образ Бога в стихотворении соткан из православных («Теченьем времени превечный, // Без лиц, в трех лицах божества!») и пантеистических истин. На протяжении всего произведения автор, повторяет, что Бог есть и он бессмертен, людям не дано постигнуть его полностью. Творец отображается в людях, как «солнце в малой капле вод».

В связи с этими двумя образами в стихотворении «Бог» звучит традиционный для классицизма мотив о том, что человек – песчинка, которую несет водоворот судьбы, в нашем случае судьбы предопределенной Богом.

Тема и идея стихотворения «Бог» Г. Державина раскрывается с помощью художественных средств: метафор («Гласит мое мне сердце…», «Но ты во мне сияешь // Величеством твоих доброт»), сравнений («Как капля в море опущена, // Вся твердь перед тобой сия»), эпитетов («лучи животворящи», «лампады огненны»), гипербол («Измерить океан глубокий, // Сочесть пески, лучи планет// Хотя и мог бы ум высокий, —// Тебе числа и меры нет!). В тексте стиха очень много книжной лексики, в том числе церковнославянской, что объясняется особенностями жанра.

Ода состоит из 11 строф, в каждой из которых по 10 строк. В строфах по 8 строк с перекрестной рифмой и по 2 с параллельной. Стихотворный размер – ямб с пиррихием. Композиционные особенности также продиктованы жанром и классицистическим стилем.

Стихотворение «Бог» – один из лучших образцов русской классицистической поэзии, в котором

Г. Державин» сумел добиться органического сплетения классицизма и русской культуры.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям» Анализ стихотворения Державина «Памятник» Анализ стихотворения Державина «Признание» Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

Строфы вторая и третья: сотворение из хаоса

Они иносказательно рассказывают о сотворении земли. Также в этих стихах говорится, что полностью постичь замысел Творца невозможно, можно только догадаться, что это был не произвольный процесс, а направленный: создание из хаоса целого, подчиненного неведомым пока еще человеку законам. Человеку еще долгое время придется постигать замысел Творца, измерять глубины океанов, исследовать свет, идущий от звезд и планет.

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

Поэт предвидел то, чем займется впоследствии астрофизика, постигая тонкие закономерности. Он не базировался на библейском создании нашего мира в течение семи дней. Во всяком случае, поэт об этом ничего не говорит. О вечном существовании Творца говорит нам ода «Бог» Державина. Анализ и открытия, который делали в своих работах великие ученые, такие как Ньютон, Эйнштейн, Пастер, Павлов (люди верующие), только подтверждает сказанное поэтом.

Строфа одиннадцатая – завершающая

Она самая важная. Недаром над ней мучительно работал поэт, а она не давалась ему. Бог предстает пред ним во всем непостижимом и неизъяснимом величии. Воображение души бессильно начертать даже его тень. И это правильно. Человеку не дано представить Создателя. По Библии Он являлся к людям, принимая образ огня. А каков он на самом деле, не знает никто. Славить его, как считает Державин, должен каждый. Но как почитать Бога слабому смертному?

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

Только лишь одним – стараться возвыситься хоть немного над своими грехами и этим приблизиться к Нему. От этого и льются у поэта слезы благодарности за указанный ему путь. Он призывает читателя глубоко задуматься над сущностью Бога и человека. Об их единстве и различиях. Это основная мысль оды Державина «Бог». Стихотворение длинное и сложное. В каждой строчке заложен глубокий смысл. Мы рассмотрели очень личное сочинение, которое написал Державин (ода «Бог»). Краткое содержание его также изложено. Теперь пора обратиться к составлению плана сочинения.

Поэтический анализ

Можно несколько иначе произвести анализ стихотворения Державина «Бог». Ода – это торжественное произведение. Ее обычно посвящают какому-то событию. В данном случае ее героем стал Творец. Ода требует подчеркнутой торжественности. Поэтому в ней так много архаических, не будничных слов и определений. Поскольку Державин написал оду на религиозную тему, то в ней много церковнославянской лексики. Читатель того времени ее воспринимал легко. Бывая хоть раз в день на обедне или литургии, что одно и то же, он свободно владел этим языком, который с трудом дается современному школьнику.

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

Нельзя не подсказать ученику, что великий У. Блейк написал стихотворение «Бог». Посмотрите ее 5-ю строфу, также А. Фета «Не тем Господь могуч…». Они написаны доступным русским языком и перекликаются с одой Державина. Религиозная восторженность автора, его философский замысел передаются через торжественные восклицания и антитезы. «Я пред тобой – ничто, – восклицает автор и с восторгом продолжает далее: — Но ты во мне сияешь». В 9-й строфе поразительная антитеза, где автор, смешав себя с грязью, поднимается до вершин духа. Он сам потрясен суждением, которое у него невольно вырвалось, и закончил предложение восклицанием.

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

Мысль его афористична. В последней строфе – ключ ко всей оде: человек мал и ничтожен, но может и должен развиваться и возвышаться, уподобляясь Творцу.

Державин. Бог. Анализ. Слушать аудиокнигу

Оду «Бог» Державин начал писать в 1780 году, а окончил лишь через четыре года. Он сам рассказал в своих «Записках», что первые строфы этой оды он написал в порыве вдохновения, ночью, вернувшись домой с пасхальной заутрени.. Написав начало, он долго не мог окончить своей оды. Наконец, уже в 1784 году, поэт решил уединиться, чтобы в тишине поработать над этим произведением. Он уехал из Петербурга в Нарву и там, запершись ото всех в своей комнате, работал целую неделю над знаменитой одой. Закончил он ее, как и начал, ночью; во сне Державин увидал необычайный свет, осиявший его. Проснувшись с чувством посетившего его божественного откровения, он сразу, в слезах благодарности и любви к Богу, написал заключительные строки.

Первые строфы оды посвящены восхвалению различных свойств Божиих: бесконечности, троичности, вездесущия, неизмеримости, всемогущества, величия. Почти, каждая строчка Державинской оды могла бы послужить темой целому богословскому трактату. Возвышенным поэтическим языком Державин поет хвалу Богу:

«О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трех Лицах Божества. Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем: – Бог. Измерить океан глубокий, Сочесть пески, лучи планет Хотя и мог бы ум высокий, Тебе числа и меры нет! Не могут духи просвещенны От света Твоего рожденны Исследовать судеб Твоих: Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, В Твоем величьи исчезает, Как в вечности прошедший миг».

Затем Державин говорит о мире вещественном, сотворенном «единым словом» Божиим и вещающем о Его неизмеримом величии. Удивительно красивыми образами изображает он сотворение светил:

«Как искры, сыплятся, стремятся, Так солнцы от Тебя родятся; Как в мрaзный, ясный день зимой: Пылинки инея сверкают, Вратятся, зыблются, сияют: Так звезды в безднах под Тобой».

И все же все эти «миллионы светил», проливающих по воле Божией свои животворящие лучи» – перед Богом – «как нощь пред днем». Как ничтожен весь мир по сравнению с величием Божиим!

«Как капля в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия, Но что мной зримая вселенна, И что перед Тобою я!»

Здесь начинается как бы вторая часть оды. Изобразив по возможности величие Божие, Державин сознает ничтожество человека перед Богом. «Я перед Тобой – ничто», – говорит он

«Ничто! Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт. Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод».

В этом и заключается весь смысл человеческого существа: человек носит всебе образ Божий, отражает в себе лик Божий, – «как солнце в малой капле вод». Одно это сознание нашей духовной природы, нашего существования, утверждает в нас несомненную веру в бытие Божие.

Смело и горделиво говорит поэт о том значении, которое он, человек, имеет в творении всей вселенной, говорит о свойствах человеческой природы, соединяющих в себе небесное и земное начало. Обращаясь к Богу, он говорит, что Творец поставил человека «в середине естества», там:

Но откуда же произошло удивительное человеческое существо, повелевающее громам и дерзающее, живя «в прахе» на земле, рассуждать о самых возвышенных свойствах Божиих? «Сам собой (человек) быть не мог». На этот вопрос Державин отвечает словами, исполненными любви и благодарности к Богу:

Эти чудные заключительные строфы звучат как хвалебный гимн Богу. В оде «Бог» Державин выразил свои самые возвышенные, сокровенные мысли, все лучшее, что было в его душе. Во всем произведении чувствуется необыкновенная стройность, планомерность и единство; трудно себе представить, что такое цельное произведение было написано с промежутком 4-х лет.

Ода «Бог» самая известная изо всех произведений Державина. Она переведена на множество иностранных языков; существует 15 переводов на один французский язык, восемь на немецкий; кроме того она переведена на: английский, голландский, шведский, итальянский, испанский, польский, чешский, латинский, ново-греческий и японский языки.

Источник

Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина

О чем говорится в оде державина бог. Смотреть фото О чем говорится в оде державина бог. Смотреть картинку О чем говорится в оде державина бог. Картинка про О чем говорится в оде державина бог. Фото О чем говорится в оде державина бог

Рубрика: Русский язык

Дата публикации: 22.10.2018 2018-10-22

Статья просмотрена: 1617 раз

Библиографическое описание:

Веселова, С. С. Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина / С. С. Веселова, П. В. Коряков. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 5 (19). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/young/archive/19/1295/ (дата обращения: 19.12.2021).

Ода «Бог» — своеобразный поэтический манифест Г. Р. Державина. В нем определяются основы миросозерцания поэта; выражаются его представления о Боге (как Творце всего сущего) и Его свойствах, а также о предназначении человека и его месте в мироздании.

Ода «Бог» была написана в 1784 году. История создания произведения подробно излагается в «Записках» Г. Р. Державина. Согласно «Запискам», первое вдохновение автор получил в 1780 году после молитвенного стояния на всенощном бдении в праздник Светлого Воскресения Христова. Уже тогда, приехав после службы домой, он положил первые строки на бумагу; но, будучи занят должностью, не мог окончить произведение. Даже получив отставку от службы, поэт из-за суеты городской жизни ничего не мог сделать. Ему понадобилось уехать в Нарву и уединиться в комнате на постоялом дворе. На этом дворе Державин, согласно «Запискам», и написал последнюю строфу, окончив тем, что проливал «благодарные слёзы за те понятия, которые ему вперены были» [1, с. 337].

Ода «Бог» — образец высокой лирики Державина. В ней, по верному выражению В. Ф. Ходасевича, поэт ощущал «высоту своего парения». Автор оды громоздил слова и образы, точно скалы, и, «сталкивая звуки, сам упивался звуком их столкновений» [4, с. 53].

Главной задачей Державина в этом произведении становится создание художественного образа Бога. Решая эту задачу, поэт пытается ответить на два вопроса: что есть Бог? И каковы свойства Божии? Автор также пытается рассказать о несравненном величии Бога-Творца, Демиурга, и о Его беспредельной любви к падшему человечеству.

Художественный образ Бога, созданный Державиным в оде, всецело соответствует православной догматике. Державин нигде не впадает в ересь. Он представляет очень правдивый живописный портрет (не икону) Творца всего Сущего, как он Его видит.

По мысли автора, Бог, прежде всего есть Лицо, Личность. Он не есть истина что (курсив — наш): абстрактная идея, отвлеченное понятие (например, благо). Он есть истина Кто (курсив — наш). Бог — жив. С Ним можно говорить. К Нему можно обращаться с молитвой (лирический герой так и делает, восклицая: «О Ты, пространством бесконечный!»).

Бог Державина — не монотеистический иудаистский Яхве. У Него три Лица: Отец, Сын и Дух («без лиц, в трех лицах Божества») [2, с. 114]. Лица святой Троицы равночестны, сопрестольны и выступают в качестве одной сущности триединого Бога.

В 86 главе катехизиса митрополита Филарета (Дроздова) Бог представляется Лицом, наделенным особыми личными свойствами. Митрополит Филарет насчитывает 10 таких свойств. Он говорит: «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный» [5, с. 24].

В оде «Бог» упоминается только 7 из 10 упомянутых выше личных свойств Бога (поэт умалчивает о Боге Всеведущем, Всеправедном и Неизменяемом, зато раскрывает другие свойства Божии). Располагаются свойства Божии у Державина согласно собственной внутренней логике. Поэт видит Бога Духом, Вездесущим, Вечным, Всемогущим, Вседовольным, Промыслителем, Всеблагим, Всеблаженным, Непостижимым.

В первой строфе Державин говорит о духовной природе Божества и Его Вездесущии. У поэта Бог не имеет костей и тела. Он есть «Дух, всюду Сущий, кому нет места и причины» [2, с. 114]. Его невозможно увидеть. При этом, Бог находится везде. Он «все Собою наполняет, // Объемлет, зиждет, сохраняет». Нет такого места в мире, где бы Его не было.

Во второй строфе поэт свидетельствует о вечности Духа Божия. Если в мире все временно, все имеет свое начало и конец, то Бог бесконечен. Ему «числа и меры нет». Он находится вне времени — в вечности. Одно величие Божие настолько велико, что «времени прошедший миг» теряется в этом величии вместе с временной человеческой мыслью.

В третьей строфе автор оды воспевает всемогущество Божие и Его Вседовольство. Всемогущество Божие наиболее ярко проявилось, по мысли поэта, во время творения мира. Ведь Бог творит мир из ничего. Он выводит из вечности «хаоса бытность довременну», творит все «единым словом». Хвала Вседовольству Божию проистекает от того, что человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Что же касается Бога, то Он имеет все в Себе и ни в чем не нуждается, ибо «Собою из Себя» сияет.

В четвертой и пятой строфе Державин говорит о Боге-Промыслителе. По определению митрополита Филарета, «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее… зло пресекает или… обращает к добрым последствиям» [5, с. 35]. Державин так говорит о Промысле Бога:

«Ты цепь существ в Себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Ее с началом сопрягаешь,

И смертию живот даришь» [2, с. 114].

Поэт восторгается неизмеримостью созданных Богом миров; он знает, что все эти миры творят Его законы; все происходит согласно воле Божией.

В шестой, седьмой и восьмой строфах Державин свидетельствует о Боге Всеблагом и Всеблаженном. Именно Всеблагим представляется Бог лирическому герою оды. Последний знает, что не имеет в себе ничего доброго. Если в нем и есть что доброе, то это потому, что Бог сияет в нем «величеством Своих доброт». Бог есть «Источник жизни».

То же самое и с Всеблаженством. Лирический герой, ощущая радость и духовный восторг, прославляет Всеблаженного Бога, посетившего его душу блаженством Своего присутствия. Для героя Бог — это «душа души» его, залог будущего бессмертия.

В десятой строфе Бог воспринимается лирическим героем как абсолютно не познающийся ни разумом, ни органами чувств. Ибо слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее. Герой восклицает: «Неизъяснимый, Непостижный!». Воображение души бессильно начертать не просто образ Бога, но даже тень Его. Человеку в такой ситуации «должно» лишь «славословить» Творца и лить пред Ним благодарные слезы.

Таким образом, главной идеей оды становится идея возвращения человека к Богу. Человек есть творение Божие. Он принадлежит не себе, но Своему Творцу. Его задача — достойно прожить жизнь и вернуться в райские обители, к небесному Отцу.

Идею возвращения человека к Богу символически выражает даже структура оды. Последняя состоит из десяти строф, в каждой из которых по десять строк. Количество как строф, так и строк в оде возводит к главному образу произведения — образу единого Бога, поскольку десять (как и сто — число, получающееся посредством возведения десятки в квадрат) символизирует, по Х. Э. Керлоту, возвращение к единице [3, с. 579].

1. Державин Г. Р. Сочинения / Сост., биограф, очерк и коммент. И. И. Подольской; Ил. и оф. Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека — М.: Правда, 1985.

3. Керлот Х. Э. Словарь символов. — М.: «Refl-book», 1994.

4. Ходасевич В. Ф. Державин. — М.: «Книга», 1988.

5. Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *