О чем говорится в летописи повесть временных лет

Краткое содержание летописи «Повесть временных лет»

Одно из известных произведений, созданных в древности, дошло до современников в оригинале. Это свод сказаний, правил и преданий о различных исторических событиях и людях, составленный монахом Нестором. В кратком содержании «Повесть временных лет» читается за несколько минут. Этого достаточно, чтобы подготовиться к уроку литературы. При желании можно изучить и первоисточник.

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных лет

Начало повести

Главных героев в повести много, и все они принадлежат к славной династии Рюриковичей, которые правили на Руси. О них Нестор ведёт своё повествование.

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных лет

Описание событий начинается с того, что сыновья Ноя поделили Землю на 3 части. Через несколько поколений люди вновь заселили обширные территории. Они возгордились и решили построить Вавилонскую башню, которая должна была доходить до неба. Бог увидел это, рассердился и сделал так, что народы стали говорить на разных языках. Так появились поляне, древляне и славяне.

На побережье Чёрного моря проповедовал апостол Андрей. Однажды он увидел очень красивое место, и по его молитве Господь возвёл там город. В честь одного из полян его назвали Киевом. Через некоторое время на город напали хазары и повелели, чтобы жители платили дань. Люди прислали по мечу от каждого дома. Тогда самые мудрые хазары поняли, что этот народ в будущем сам будет собирать дань.

В 852 году территорию назвали Русью, а правителем назначили князя Рюрика. В 879 году он умер, и бразды правления перешли к Олегу. Новый князь был назначен временно, пока не повзрослеет сын Рюрика Игорь. Олег провозгласил Киев столицей Руси, подчинил себе Царьград, а его дружина собирала дань с других народов. Со временем войны прекратились, и Олег спокойно правил, пока не умер от укуса змеи, наступив на череп своего коня.

Так на Руси началось правление Игоря. Население отнеслось к нему прохладно, древляне не хотели выплачивать дань, однако он заставил их силой. В Византии дружина Игоря была разбита, но он вернулся, построил новые корабли и снова отправился покорять греков. Видя такое упорство, византийский царь откупился богатым подношением. Дружинники Игоря, окрылённые победой, предложили ему повысить размер дани с древлян, но те не покорились и убили князя. У него остались сын и жена Ольга. Древляне хотели выдать вдову князя замуж, однако она жестоко отомстила им за гибель мужа.

Правление Святослава Игоревича

В 955 году Ольга приняла крещение, чтобы избежать замужества, так как царь Византии Константин предлагал ей обвенчаться. В итоге он стал её крёстным. Тем временем Святослав, сын Игорев, вырос и стал новым правителем. Он решил, что будет княжить в Переяславце, расположенном на реке Дунае, поскольку в этом городе сходились основные транспортные пути. Вот что привозили купцы:

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных лет

Торговля велась с разными странами, причём большая часть товара поступала из нескольких близлежащих государств. Земли, откуда преимущественно ввозилась продукция:

Однажды на русскую землю пришли болгары и предложили князю принять ислам. Когда он узнал, что мусульманам нельзя пить вино и есть мясо свиней, решил, что лучше станет христианином.

За годы правления Ярославля появилось много монастырей, а христианская вера широко распространилась по территории государства. Также князь уделял много внимания просвещению. Монахи писали книги, по которым обучались подданные. У Ярослава родилось много сыновей, и перед смертью он наказал им жить в согласии, честно поделив земли. Изяславу достался престол в Киеве, остальным — другие города.

Жизнь князей Изяслава и Всеволода

В то время, когда умер Ярослав, люди увидели знамение: звезду, окружённую кровавой аурой. По поверью, такие явления предвещают большие беды. Так и случилось: в 1068 году половцы пошли войной «на Русскую землю». Правитель со своими братьями пытался им противостоять, но войско врага было многочисленным. Изяслав спрятался, хотя дружина убеждала его дать отпор. В итоге князю пришлось спасаться бегством, чтобы взбунтовавшиеся подданные не убили его. Вернувшись в Киев с войском, Изяслав жестоко расправился с зачинщиками и снова стал править.

В 1071 году, когда не уродилась пшеница, на Русь пришли мошенники. Они стали ходить по городам и сёлам Ростовской области и говорить, что знают, почему случился неурожай. Под видом волхвов обманщики убеждали голодающих, что во всём виноваты зажиточные семьи, в первую очередь — женщины. Люди начали убивать тех, на кого указывали «волхвы», а мошенники забирали себе всё имущество. Бесчинство прекратилось, когда вмешался один из подданных князя. В 10 78 году Изяслава убили, и на престол взошёл его сын Всеволод.

Новый князь правил долго и мудро. Он продолжал дело своих предков, строил храмы, монастыри и развивал просвещение. В те годы междоусобицы не прекращались, и у Всеволода уходило много сил на решение конфликтов. С большим трудом он удерживал престол, пока не преставился в 1093 году. Главные черты, которые отмечали в нём современники:

После кончины князя на престол должен был взойти его сын — Владимир. Наследник понимал, что не удастся избежать распрей со Святополком, поэтому решил встретиться с ним и уладить дело миром. Братья не успели договориться, потому что в это время на Русь напали половцы. Народ оказался в плену, а братья спаслись. Спустя несколько лет они сумели освободить свой народ.

Жизнеописание Владимира Мономаха

В главах летописи повествуется о таком времени, когда у князей было не одно имя, а несколько. Одно давалось во время обращения в христианскую веру, другое переходило от деда по материнской линии, а самым главным было то, которым нарекали человека при рождении. Таким образом, у князя были следующие имена:

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных лет

Под последним он вошёл в историю. Со временем это имя стало олицетворять мудрость и справедливость. Князь составил список заветов для отроков и отроковиц. Он убеждал жить честно, соблюдать заповеди Божьи, не скупиться на милостыню. Юношам он наказывал слушать старших, жить с пользой для других, не творить блуда и не соревноваться с «лукавыми».

В годы своего княжения Владимир Мономах объединился со Святополком, и вместе они пошли войной на язычников. Те собирались вступить в сражение, но увидев, сколь многочисленно было войско русичей, покорились. Братья вернулись домой с победой, весть о которой разнеслась по разным городам и государствам.

В 1113 умер Святополк, и Киевский престол остался без князя. Жена умершего раздала много добра монастырям и священникам, а также простым нуждающимся горожанам. На десятый день после похорон князя киевляне стали просить Владимира Мономаха о том, чтобы он занял престол. Так он стал полноправным князем, а в городах назначил правителями своих сыновей.

Через некоторое время Мономах построил большую и красивую церковь. В честь этого события он устроил большой пир, накормил странников и бедных. Далее он продолжал править, и все были довольны.

Краткий анализ летописи

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных лет

Для русской литературы жизнеописание князей имеет большое значение. Летопись, составленная монахом, рассказывает потомкам о том, какими могущественными и мудрыми были правители. Она показывает, что русское государство всегда было сильным, и его население не привыкло сдаваться перед лицом врага.

«Повесть временных лет» кратко пересказывают в 5 классе. Дети читают отрывки из летописи, подготавливают сообщения по темам, заданным учителем, составляют пересказ. Для читательского дневника ученики подготавливают описание и характеристики главных героев.

Одна из форм работы над произведением — составление конспекта. Чтобы легче было справиться с этим заданием, можно прочитать полную версию произведения на «Брифли», а также ознакомиться с Ипатьевской летописью. Вариант в сокращении позволяет ознакомиться с сюжетной линией и понять, о чём и в какой последовательности рассказывается.

Источник

Летопись Нестора Повесть временных лет: краткое содержание

Самым ранним памятником русской летописи является произведение «Повесть временных лет». Оно описывает исторические события, которые происходили в период до 1117 года. Вместе с тем, многие специалисты сомневаются в подлинности документа, приводя различные доводы.

Но Повесть… несомненно является знаковым явлением как в русской литературе, так и в истории государства, позволяя проследить путь Киевской Руси с начала ее становления….

История создания произведения

Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков. Хотя его имя в качестве автора появилось в более поздних редакциях летописи, именно его считают автором.

При этом специалисты, называя ее самой древней летописью, все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является литературным переложением более древних произведений.

Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году, впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр, и в 1118 году еще один неизвестный автор.

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных летВ настоящее время первая редакция считается утраченной, самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке. Именно она была составлена на основе второй редакции летописи.

Также есть Ипатьевская копия, написанная на основе третьей редакции.

Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А.А.Шахматов. Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи. Также он доказал, что само произведение является лишь переложением более древних источников.

Основное содержание

Эта летопись является крупным произведением, в котором описаны ключевые события, происходившие с момента прихода первых славян и до периода, когда создавалось само произведение. Ниже рассмотрим подробно, о чем рассказывает эта летопись.

Это не цельное произведение, его структура состоит из таких элементов:

Внимание! Структура летописи усложняется тем, что в более поздние годы в нее в достаточно вольном режиме делались дополнительные вставки. Они разрывают логику общего повествования.

В целом во всем произведении используется два типа повествования: это собственно летописи и погодовые записки. В произведении монах стремится рассказать о самом событии, в погодовых записях он сообщает о том, или ином событии. Затем автор на основе подовых записок пишет летопись, наполняя ее красками и деталями.

Условно вся летопись делится на три крупных блока:

Краткое содержание по главам

Произведение достаточно неоднородно по структуре и стилю изложения, но в летописи можно выделить 16 глав. Среди наиболее интересных с исторической точки зрения глав, можно отметить три: о хазарах, о мести Ольги, о деятельности князя Владимира. Рассмотрим краткое содержание произведения по главам.

С хазарами славяне столкнулись после того, как осели и основали Киев. Тогда народ называли себя полянами, а основателями Киева стали три брата – Кий, Щек и Хорив. После того, как хазары пришли к полянам за данью, те долго совещались. В итоге они решили, что дань хазарам от каждой избы будет представлена мечом.

Княгиня Ольга, супруга князя Игоря, наверное, единственная женщина, о которой много рассказано в летописи. Ее история начинается с не менее занимательного повествования о ее муже, который из-за жадности и чрезмерного сбора дани был убит древлянами. Месть Ольги была страшной. Княгиня, оставшись одна с сыном, стала очень выгодной партией для повторного замужества. И сами же древляне, решив царствовать в Киеве, послали к ней сватов.

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных летСначала Ольга подготовила ловушку для сватов, а затем, собрав огромное войско, пошла войной на древлян, чтобы отомстить за своего мужа.

Будучи очень умной и хитрой женщиной, она не только смогла избежать нежеланного замужества, но и смогла полностью обезопасить себя от мести древлян.

Князь Владимир более всего стал известен тем, что крестил Русь. К вере он пришел не совсем добровольно, долгое время выбирая, в какой вере быть и какому богу молиться. И даже выбрав, он ставил всяческие условия. Но приняв крещение, он начал активно проповедовать христианство на Руси, уничтожая языческих идолов и подвергая гонениям не принявших новую веру.

О крещении Руси рассказано очень подробно.Также князь Владимир много упоминается в связи с его военными действиями против печенегов.

В качестве примера можно привести такие отрывки из произведения:

Это интересно! Какое значение имела в истории битва на реке Калка: кратко о событии

О крещении Руси

Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства.

Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.

Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета – он ослеп и прозрел только после того, как крестился.

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных летВ «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.

Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.

Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси: что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.

Чему учит Повесть временных лет

«Повесть временных лет» является знаковым произведением для литературы и истории России. С точки зрения литературоведов – это уникальный исторический памятник славянской письменности в жанре летописи, датой написания которого считается 1113 год.

Основной темой летописи является описание истории возникновения и развития Руси. Ее автор хотел популяризировать идею могущества русского государства в тот период. Какое бы событие не описывалось монахом, он каждое рассматривал с точки зрения интересов всего государства, и так же оценивал поступки персонажей.

Летопись в качестве литературного памятника важна и своей ролью в обучении того времени. Отдельные части произведения служили материалом для чтения для детей того времени. До тех пор, пока не появилась специализированная детская литература, науку чтения дети в основном проходили, читая летописи.

Также важна роль этого произведения и для историков. Есть определенная критика правильности изложения и оценки некоторых исторических событий. Многие исследователи считают, что автор произведения был очень пристрастен. Но все эти оценки делаются с точки зрения современного человека, который также может быть пристрастным в оценке работы летописца.

Но вместе с тем автор достаточно подробно описывает те или иные события, приводя имена, названия городов и иных местностей, называя определенные даты.

Внимание! Такое изложение позволило сделать произведение источником для создания многих более поздних летописей, в частности, летописей городов.

Повесть временных лет. Князь Олег. Нестор летописец

Повесть временных лет — Игорь Данилевский

Заключение

«Повесть временных лет» является одной и первых известных исторических свидетельств того, как развивалась и устанавливалась российская государственность. Важна роль произведения и с точки зрения оценки событий, происходивших в древние времена. Чему учит летопись, в целом, понятно.

Это интересно! Это интересно! Ледовое побоище Александра Невского: битва на Чудском озере – схема, значение

Источник

«Повесть временных лет», краткое содержание летописи

О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть фото О чем говорится в летописи повесть временных лет. Смотреть картинку О чем говорится в летописи повесть временных лет. Картинка про О чем говорится в летописи повесть временных лет. Фото О чем говорится в летописи повесть временных лет

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием произведения древнерусской литературы «Повесть временных лет», в котором говорится о том, откуда пошла Русская земля, о первых князьях. Автором древнерусской летописи считается монах Нестор.

Главные герои

Князь Олег – русский князь, по прозванию Вещий.

Князь Игорь – брат Олега, принявший после него княжение.

Княгиня Ольга – жена Игоря, первая христианка на Русской земле.

Святослав – русский князь, сын Ольги.

Ярополк – сын Святослава.

Владимир – русский князь, крестивший Русь.

Святополк – сын Владимира, убивший братьев, чтобы завладеть всей Русской землей.

Ярослав – русский князь, младший сын Владимира.

Краткое содержание

Сыновья Ноя разделили землю. Сим получил восток, Хам – юг, Иафет – север и запад. Был в то время народ един. Когда людей стало много, то решили они построить столп до неба. Строили они его сорок лет. Пришел на землю Бог, разделил народы и разрушил столп.

От племени Иафета пошли славяне.

Расселение славян

Первые славяне поселились на Дунае, где сейчас находится Болгарская земля. От них пошли потомки по всей земле и стали называться в зависимости от места, где жили. Когда дунайских славян враги вытеснили на север, появились ляхи, от них – поляки.

Одни славяне звались полянами, другие славяне – древлянами, так как жили в лесах среди деревьев. На реке Полоте поселились полочане. На берегу озера Ильмень жили словене, и построили они Новгород. По Десне, Суле, Сейму стали жить северяне. Так пошел род славянский и появился славянский же язык и грамота.

Все эти племена имели свои обычаи, законы, предания. Поляне имели тихий нрав, у них был брачный обычай. Древляне были дикими, убивали друг друга, семьей не жили. Радимичи, вятичи, северяне жили, как звери, устраивали игрища, пляски, пели бесовские песни, имели по несколько жен. Покойников после поминок сжигали на костре. Так жили язычники, не знающие закона Божьего.

Русская земля

В год 6360 (852) стал царствовать Михаил в Царьграде. При нем приходила сюда Русь. С этого времени узнали о Русской земле.

С этого времени и пойдет рассказ о том, что происходило на Русской земле.

В лето 6366 (858) пошел Михаил на болгар. Они не смогли дать отпор, согласились креститься. Царь заключил с ними мир.

Город великий

На берегах Днепра учил святой Андрей. Собрался он в Рим и пошел вверх по Днепру. Однажды дошел он до гор, остановился под ними и сказал, что здесь будет великий город со множеством церквей.

Пришел он в Новгород и увидел, как люди парятся в банях. В Риме он рассказал, как «люди сами себя мучат». Там слушали и удивлялись.

Кий, Щек и Хорив

Было три брата и сестра Лыбедь. Построили они город, которому дали название в честь старшего брата.

Кий княжил в роде своем. Ходил он к Царьграду, виделся с царем и был принят с почетом. Вернувшись, умер в Киеве. Здесь же скончались братья и сестра.

Дань хазарам

После их смерти пришли хазары и заставили полян платить дань. Собрали поляне с каждого двора по мечу и отдали хазарам. Те отвезли дань своему князю.

Увидев мечи, сказали старейшины, что «не добрая дань эта». Придет день, когда поляне будут собирать дань с хазар. И предсказания старцев исполнились.

Славянская азбука

Славянские народы получили единое название русь. Для моравов создали азбуку, которую назвали славянской.

После крещения русские князья обратились к греческому царю Михаилу, чтобы дал им учителя истолковать святые книги.

Царь передал просьбу философам. Те сказали ему, что есть в Солуни братья Кирилл и Мефодий. Они хорошо знают славянский язык. Братья пошли в землю славянскую и составили азбуку, потом перевели все священные книги на славянский язык. Они начали работу в марте, а закончили 26 октября.

Призвание варяжских князей

В лето 6367 (859). Варяги брали дань с чуди, словен, мери, кривичей. Хазары брали дань с полян, северян, вятичей.

В лето 6370 (862). Варягам дань перестали платить, стали сами собой владеть. Возникла междоусобица, начали воевать сами с собой. Решили искать князя справедливого. Пошли к варягам, к руси, и сказали, что не могут навести у себя порядок и попросили княжить у них.

Трое братьев со своими родами откликнулись на просьбу. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года умерли два брата, и всю власть взял Рюрик.

Служили у Рюрика два боярина Аскольд и Дир. Пошли они в Царьград со своим родом. На днепровском берегу увидели город Киев. Собрали они варягов и стали княжить здесь.

В лето 6376 (868) стал царствовать Василий.

В лето 6377 (869) была крещена вся Болгария.

Из сказаний о князе Олеге

В лето 6387 (879). Скончался Рюрик и передал власть Олегу. Он оставил на воспитание ему и сына своего Игоря.

В лето 6390 (882). Олег принял власть в Смоленске. Потом он взял власть в Любече. Везде он поставил у власти своих мужей.

Подошел он к Киеву, обманом выманил Аскольда и Дира и сказал им, что они не княжеского рода и не могут здесь княжить. После этого их убили, а в городе сел Олег и сказал, что Киев будет матерью городов русских.

Олег ставил города и брал дань со словен, кривичей, мери, варягов.

В лето 6391 (883) Олег покорил древлян, брал дань куницами. В следующем году ему покорились северяне. Он стал брать с них дань и запретил платить хазарам. Еще через год он то же самое сказал радимичам.

В год 6406 (898) шли угры мимо Киева. Дойдя до Днепра, стали зваться вежами. Они пошли через Угорские горы и стали воевать с волохами и словенами и победили их. После этого они пошли на греков и пленили землю до Салуни. Воевали они с моравами и чехами.

В год 6411 (903) привели повзрослевшему Игорю жену Ольгу из Пскова.

В лето 6415 (907) пошел Олег на греков. Игорь остался править в Киеве. С большим войском на конях и на кораблях отправился князь к Царьграду. Много зла причинили русские грекам, но те не сдавались. Поставил тогда Олег корабли на колеса, поднял паруса и погнал их по полю к городу. Испугались греки, попросили пощады. Вынесли они князю пищу и вино, но не стал он пить, сказав, что оно отравлено. Тогда греки поняли, что Олег послан Богом. Князь приказал нагрузить данью 2000 кораблей, и греки согласились.

Олег повел переговоры с царями Леоном и Александром. Греческие цари заключили мир с русским князем, обязались уплачивать дань. Правители присягали друг другу, греки целовали крест, Олег клялся своими богами, так как был язычник.

Оставил русский князь щит на стене Царьграда в знак своей победы. Вернулся он в Киев с богатыми дарами, и прозвали Олега Вещим.

6419 (911). Появилась в небе звезда в виде копья.

6420 (912) отправил Олег послов в землю греческую подписать созданный русскими мирный договор. Царь Леон радушно принял послов, одарил дарами. Договор был подписан, установили не преступать данную друг другу клятву.

Княжил Олег, храня мир. Когда-то он спрашивал у волхвов, от чего он умрет. Кудесник ответил, что умереть ему от коня его. Олег расстался с любимым конем и больше не садился на него. Конюхам он приказал его хорошо кормить и беречь.

Однажды он вспомнил о нем и спросил, где же конь его. Князю ответили, что конь умер. Олег с укоризной вспомнил слова волхва, из-за которых он расстался с верным конем. Князь поехал посмотреть на конские останки. Он подошел к черепу и поставил на него ногу, смеясь. Из черепа выползла ядовитая змея и ужалила князя. Он заболел и вскоре умер.

Люди горько оплакивали Олега. Похоронили его на горе Щековице. Княжил Олег тридцать три года.

В подтверждение силы волхвов автор летописи рассказывает об Апполонии Тианском, который творил бесовские чудеса. Византию он избавил от змей и скорпионов. В Антиохии уничтожил комаров и скорпионов. Подобными делами испытывается вера Христова.

Из сказаний о князе Игоре

В лето 6421 (913). После смерти Олега власть, наконец, получает Игорь. В то же время у греков на трон взошел Константин.

В лето 6422 (914) греки заключили мир с болгарским князем Семеоном.

В лето 6423 (915) пришли впервые печенеги на Русскую землю и заключили мир с Игорем. Семеон Болгарский пошел на землю Фракийскую, греки обратились за помощью к печенегам. Те пришли на помощь, но греческие воеводы рассорились меж собой, и печенеги ушли. Семеон победил греков и захватил город Адрианов.

В лето 6428 (920) у греков поставлен царь Роман.

В лето 6430 (942) Семеон Болгарский ходил на хорватов, но проиграл битву. Он умер, оставив после себя Петра.

В лето 6437 (929) Семеон пленил Фракию и Македонию, в Царьграде заключил мир с Романом.

В лето 6442 (934) пришли угры и пленили Фракию, Роман заключил мир с уграми.

В лето 6449 (941). Игорь пошел на греков. Болгары предупредили греческого царя, что ведет русский князь на Царьград десять тысяч кораблей. Греки же стали пускать огонь из труб на русское войско. Немногие вернулись домой целыми и невредимыми. Игорь стал собирать новую рать, чтобы отомстить за поражение.

В лето 6452 (944). Игорь снова отправился в поход. Он собрал еще большее войско. От греческого царя пришли к нему послы. Предложили они ему дань такую же, как платили Олегу. Князь посоветовался с воинами и согласился.

В лето 6453 (945). Дружина Игорева уговорила князя на новый поход. Пошли они к древлянам и прибавили к прежней дани новую. По дороге в Киев, князь решил, что малую дань взял. Он отправил дружину вперед, а сам вернулся с малым войском, желая большего богатства.

Из сказаний об Ольге

Вдова князя Игоря Ольга вместе с сыном Святославом находилась в Киеве. Древляне решили выдать ее замуж за своего князя Мала.

Отправили к ней сватов. Они приехали на ладье, княгине доложили о том. Она встретилась с ними, спросила, зачем пожаловали. Послы ей передали слова древлянского народа. Ольга сказала, что ей понравилось их предложение. Она обещала утром дать ответ. Они же пока должны идти в свою ладью. Когда за ними придут, то им нужно попросить, чтобы их отнесли к ней в ладье.

Послы ушли, а вдова приказала выкопать глубокую яму во дворе. Наутро древляне все сделали так, как Ольга просила. Принесли их киевляне и сбросили в яму. Княгиня подошла к яме и поинтересовалась, хороша ли им честь оказана. После этого она приказала засыпать их землей.

Княгиня отправила своих послов к древлянам. Она потребовала прислать ей лучших мужчин из их рода, чтобы она с честью могла пойти за их князя. Древляне выбрали лучших и отправили в Киев. Когда они пришли к Ольге, она по старому обычаю предложила им с дороги помыться в бане. Когда те зашли в баню, их заперли и подожгли. Все они сгорели.

Ольга же снова отправила посланцев к древлянам. Она просила передать, что уже идет к ним, но сначала хочет поплакать на месте, где убили ее мужа. Пришла Ольга с малой дружиной, приказала совершить тризну.

После этого сели древляне пить мед, а отроки киевские им прислуживали. Спросили древляне, где их дружина. Ольга сказала, что уже на подходе. Когда упились древляне, приказала Ольга сечь им головы. После этого вернулась в Киев.

В лето 6454 (946). Ольга со Святославом собрала большую дружину и пошла на древлян. Сошлись войска, Святослав бросил копье, да промахнулся, так как был еще ребенок. Войско пошло за маленьким князем, победа осталась за киевлянами. Древляне обратились в бегство и укрылись в городах своих.

Киевское войско осадило город Искоростень, так как его жители убили Игоря. Древляне понимали, что сами навлекли на себя беду, но стояли мужественно.

Ольга послала к ним гонцов, которые сказали, что другие города уже сдались. Они платят дань и возделывают землю. Древляне ответили, что согласны платить, но ведь она не за данью, а за местью к ним пришла. Княгиня ответила, что уже довольна местью. Ольга назначила им легкую дань. Она сказала каждому двору дать голубей и воробьев. Княгиня приказала привязать к птицам тлеющий трут и отпустить на волю. Так и сделали. Птицы полетели к своим гнездам и подожгли город. В деревянном городе не было двора, который бы не горел.

Многие древляне сгорели, других убили. Тех, кто остался в живых, Ольга обложила тяжкой данью. Установила она на древлянской земле свои порядки. После этого вернулась княгиня в Киев и пробыла там год.

В лето 6455 (947) Ольга пошла к Новгороду, установила оброки и дани и вернулась в Киев.

В лето 6463 (955) пошла княгиня к Царьграду. Царь Константин был восхищен ее красотой и умом. Ольга попросила, чтобы он был ее крестным. При крещении ей дали имя Елена, в честь матери греческого царя. Константин предложил Ольге стать его женой. Она удивилась, ведь он теперь ей крестным отцом приходится. Констанстин оценил хитрость княгини и одарил ее золотом и серебром.

Вернувшись в Киев, Ольга стала говорить сыну о новой вере. Сам он отказался креститься, но никому не запрещал. Княгиня говорила, что крестившись, познала радость. Святослав думал, что дружина будет над ним насмехаться. Ольга же считала, что они будут креститься, глядя на него. Сын не согласился с матерью. Кто мать не послушает, в беду впадет. Ольга решила, что на все воля Божья. Она молилась за сына и за землю Русскую.

Обычаи Святослава

В лето 6472 (964). Святослав стал совсем взрослым. Он ходил в военные походы, не заботился особенно об удобствах. Ел жареное на костре мясо, спал на земле. Его воины жили так же.

Узнал Святослав у вятичей, что они дань платят хазарам. В лето 6473 (965) пошел он на хазар. Одержал князь победу и «столицу их взял». В следующем году и вятичей он победил и данью обложил.

Через год пошел Святослав на Дунай, победил болгар. Восемьдесят городов покорились ему по Дунаю. Стал он княжить в Переяславце.

В лето 6476 (968) пришли печенеги под Киев и осадили город. Святослав тогда был в Переяславце. Люди оказались в сложной ситуации, без воды и еды.

Добрался он до другого берега Лыбеди. Привели его к воеводе Претичу. Отрок передал слова горожан, что не могут больше стоять, думают сдаваться.

Претич решил, что нужно спасать княгиню и детей Святослава. Если князь узнает, что они этого не сделали, то плохо им будет.

Киевляне послали князю Святославу грамоту, в которой написали о том, что он ищет чужую землю, а о своей не заботится. Мать и дети чуть не стали пленниками печенегов.

Князь, получив послание, немедля отправился в Киев. Увидев родных живыми и невредимыми, он погнал печенегов от города.

В лето 6477 (969) Святослав пожелал жить в Переяславце, так как он находится в середине владений, и туда все блага стекаются. Ольга была больна и ждала смерти. Она попросила сына похоронить ее и тогда уже переезжать. Через три дня княгиня умерла. Плакали по ней все, кто ее знал. Похоронили Ольгу по христианскому обычаю.

Была Ольга «предвозвестницей христианской земле». Она смыла грехи при святом крещении. Первая из русских княгиня вошла в царствие небесное.

В лето 6478 (970) Святослав посадил старшего сына Ярополка княжить в Киеве, Олега у древлян. Тогда же пришли новгородцы просить себе князя. Ярополк и Олег отказались, тогда Добрыня предложил Владимира. Новгородцы согласились с предложением. Владимир с Добрыней пошли в Новгород, а Святослав в Переяславец.

Отправил он послание грекам, что возьмет их город так же, как и этот. Греки предложили дань для всей дружины князя. Князь не поверил их обещаниям и сказал, что его войско двадцать тысяч, хотя на самом деле было вдвое меньше. Тогда греки вместо дани выставили стотысячное войско.

Заключив мир, отправился Святослав на Русь через пороги на ладьях. Печенеги узнали, что князь идет с малой дружиной и с большими богатствами. Пренебрег Святослав советом мудрого человека, который говорил ему, что на порогах печенеги его ждут. Перекрыли враги дорогу, и осталась дружина зимовать. Был у них великий голод, но «перевозмогли» они его.

Ярополк

В лето 6481 (973) начал княжить Ярополк.

В лето 6485 (977) поддался Ярополк уговорам и пошел на Олега. Олег вынужден был бежать в Овруч. Кинули мост через ров, люди бросились бежать, сталкивая друг друга. Упал с моста и Олег. Ярополк захватил власть и послал за Олегом, но его не нашли. Узнав, что упал брат с моста, Ярополк приказал людям найти его. Олега достали и положили на землю, и спросил Ярополк Свенельда, этого ли он хотел. Олега похоронили в поле у Овруча.

У Ярополка жена была красивая гречанка. Святослав взял ее из монастыря и выдал замуж за сына.

Из сказаний о Владимире

После этого Владимир с большим войском пошел на Киев. Ярополк закрылся от него в городе. Владимир послал к воеводе киевскому предложение дружбы. При этом он упомянул, что Ярополк начал убивать братьев, он развязал вражду. Воевода Блуд принял предложение, изменив своему князю.

Владимир заплатил варягам, которые власть ему добывали. Выбрал он умных мужей и раздал им города. Остальных отпустил в греческую землю. Перед этим же отправил гонцов к царю, чтобы он расселил их по разным городам, чтобы не наделали зла.

Стал Владимир княжить в Киеве, в Новгороде посадил Добрыню. За теремным двором поставил кумиры: деревянного Перуна, Стрибога, Даждьбога и других. Они приносили богам жертвы. На том холме потом поставили церковь. У Владимира было несколько жен и множество наложниц.

В лето 6489 (981) Владимир захватил города польские Червен и Перемышль. В этом же году победил вятичей и взял с них дань.

В лето 6491 (983) победил князь ятвягов. Пошел к Киеву, принося жертвы богам. Решили старцы бросить жребий, кого принести в жертву. Был варяг-христианин, пришедший из греческой земли. У него был сын, и на него пал жребий. Пришли ему и сказали, что он должен отдать сына в жертву богам. На это он ответил, что это не боги, а дерево. Сегодня есть, а завтра сгниют. Бог один есть. Отказался он отдавать сына бесам. Посланники вернулись ни с чем и рассказали обо всем людям. Те пошли и разнесли весь двор варяга, а его с сыном убили.

В лето 6492 (984) пошел Владимир на радимичей. Послал он на них своего воеводу. Тот победил их, стали радимичи дань платить.

В лето 6494 (986) пришли к Владимиру люди магометанской веры и сказали поклониться Магомету. Князь расспросил их об этой вере. Они ему рассказали, что делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина и еще многое другое говорили. Владимиру не понравилась эта вера, потому что он не мог отказаться от вина и от свинины.

Потом пришли люди от папы римского. Их веру он также отверг. Приходили хазарские евреи. Он спросил, где их земля. Они ответили, что Бог рассердился на них и расселил по всей земле. Владимир удивился, как они могут предлагать ему свою веру, если сами отвергнуты Богом.

Пришел к русскому князю философ от греков. Рассказал он о том, как пришел на землю сын божий, был распят на кресте и воскрес. Владимир удивился, почему он принял такое страдание. Философ ему рассказал всю историю от начала до конца. Он поведал о том, как Бог сотворил землю. Рассказал об Адаме и Еве, Каине и Авеле, о Ноевом ковчеге, о скитаниях Моисея. Полюбил Бог людей и решил сам искупить грех Адама. Дева Мария родила сына Бога Иисуса. Адам прельстился женщиной, из-за нее был изгнан из рая. Через женщину должно было прийти искупление. Еще много говорил философ о добре и зле, о жизни и смерти, о бытии всего мира. Владимиру очень понравились речи его, но он не принял решения. Дал он греческому философу дары богатые и отпустил с миром.

Отправил он своих мужей в разные страны, чтобы они узнали о разных верах. Вернулись они, князь собрал старцев и бояр, стали они слушать странников. Магометане молятся в мечети и «нет в них веселья, только печаль великая». У немцев нет красоты. У греков служба самая лучшая, покорила их увиденная красота. Последним аргументом было то, что княгиня Ольга была крещена по греческому обычаю. Владимир решил принять ту же веру.

В лето 6496 (988) пошел князь на Корсунь и осадил город. Сказал Владимир жителям, если не сдадутся, будет три года стоять. Они его не послушали. Тогда князь приказал делать насыпь у городских стен. Корсунцы же сделали подкоп под стеной и уносили насыпанную землю в город. Корсунянин Анастас научил Владимира перекрыть воду. Поклялся Владимир, что если сдастся город, то он покрестится. Велел он копать наперерез трубам и перекрыть доступ воды. Люди не перенесли жажды и сдались.

Отправил Владимир послов к царям греческим и попросил в жены сестру их Анну. Цари потребовали, чтобы князь покрестился. Он согласился. Анна не хотела идти, но братья убедили ее. Они сказали, что через нее придет Бог на землю Русскую, и в их стране воцарится мир. Поехала Анна на корабле в сопровождении сановников и пресвитеров.

В то время заболели у Владимира глаза, потерял он зрение. Сказали ему, что нужно скорее креститься, тогда зрение возвратиться. Владимир ответил, что если вернется к нему зрение, то поистине велик Бог христианский. Он повелел провести обряд крещения.

Епископ с попами крестил Владимира. Когда он возложил руку на князя, зрение вернулось к нему. Князь сказал, что познал истинного Бога. Многие из его дружинников также крестились. После крещения женился Владимир на греческой царевне. Потом поставил церковь на горе, которую горожане создали, выкрадывая насыпь от стен. Отдал Владимир Корсунь грекам и вернулся в Киев.

Вернувшись, приказал уничтожить деревянных идолов. Перуна же кинули в Днепр, и велел Владимир отпихивать его от берега, если пристанет. На другой день князь приказал всем быть на берегу Днепра. Кто не придет, тот будет объявлен его врагом.

Наутро собралось на берегу много народа. Люди вошли в воду, а попы совершали молитвы. Владимир велел ставить церкви во всех городах и крестить людей. Самых способных детей забирали учиться. Матери плакали по ним словно по мертвым.

Был Владимир, его дети и земля просвещены. Было у него 12 сыновей. Жил князь в законе христианском.

В лето 6497 (989) захотел князь поставить церковь пресвятой Богородицы и послал за греческими мастерами.

Посадил Владимир своих сыновей на княжение. Стал он строить города рядом с Киевом.

В лето 6499 (991) заложил князь Белгород. Набрал он людей из разных городов и поселил там.

В лето 6500 (992) пошел Владимир на хорватов. Вернулся он с хорватской войны, а с другой стороны Днепра печенеги подступили. Встретил их Владимир, и не решились печенеги через Днепр перейти. Печенежский князь предложил устроить поединок между воинами. Если победит русский, то войны не будет три года. Если победит печенег, то три года воевать будут.

Владимир стал искать того, кто сразится с печенежским воином. Пришел к князю старый воин и сказал, что дома у него сын остался. Его никто до сих пор не мог бросить оземь. Однажды он мял кожу, а отец побранил его, так сын разорвал кожу руками. Привели к Владимиру кожемяку. Он предложил сначала испытать его. Привели большого быка, разъярили и пустили против юноши. Тот схватил быка за бок и выдрал кожу с мясом. Князь разрешил ему выйти против печенега.

Сошлись русские и печенеги. Выставили враги своего воина. Был он велик и страшен. Увидел печенег русского бойца и посмеялся. Разметили место, и начался поединок. Схватились воины, и удавил кожемяка печенега. Прогнали русские врагов со своей земли. Владимир заложил город на месте поединка и назвал его Переяславль. Вернулся князь в Киев со славой.

В лето 6504 (996) церковь пресвятой Богородицы построили. Поставил Владимир служить в ней корсунских попов. Отдал он десятую часть своих богатств церкви и устроил большой праздник.

Пришли печенеги к Василеву. Владимир выступил с небольшой дружиной и проиграл сражение. Ему удалось спастись, и он пообещал поставить церковь в Василеве во имя святого преображения. Построил церковь и созвал людей, бедным раздал деньги.

Владимир любил читать. Из книг он узнал о словах Соломона, который говорил: «Дающий нищему дает взаймы Богу». Владимир повелел всякому человеку приходить на княжеский двор и брать все необходимое. Для тех, кто не мог ходить, снаряжали обозы с едой и развозили. Для дружины и бояр по воскресеньям устраивали пиры. Однажды они возроптали, что приходится есть деревянными ложками, а не серебряными. Владимир приказал сделать серебряные приборы. Ценил князь свою дружину, совещался с ней об устройстве жизни в стране.

Владимир перестал наказывать разбойников. Сказали ему епископы, что он должен наказывать злых и являть милость добрым. Жил он по заветам отца и деда.

В лето 6505 (997) Владимир пошел против печенегов. Печенеги узнали, что князя нет в Киеве и встали у Белгорода. Началась осада, был в городе сильный голод. Уже собирались они сдаться врагам, но пришел один старец и сказал, чтобы подождали еще три дня. Сказал он им собрать, сколько возможно, овса, отрубей. Женщины сделали из крупы болтушку. Выкопали колодец, поставили в него кадь с болтушкой. Рядом выкопали еще один колодец, поставили в него кадь и налили в нее сыту.

Отправили послов к печенегам. Попросили они взять от них заложников, а своих воинов отправить к ним в город посмотреть. Пришли печенеги, а старцы им говорят, что их сама земля кормит. Они могут и десятилетнюю осаду выдержать. Подвели они их к колодцам, набрали еды. Печенеги удивились. Рассказали они об этом своим князьям. Те попробовали болтушки, удивились и сняли осаду.

О сыновьях Владимира

После смерти отца в Киеве сел Святополк. Борис вернулся с похода и узнал, что отец умер. Дружина предложила ему взять власть в Киеве, но он отказался идти против брата. Дружина оставила его.

Глеба Святополк позвал в гости, сказав, что его отец зовет. Глеб с малой дружиной отправился в Киев. В Смоленске он узнал о смерти отца и убийстве Бориса. Пришли люди от Святополка и убили Глеба. Тело его положили рядом с телом Бориса.

Ярославу, младшему из братьев, сестра послала весть о смерти отца и преступлениях Святополка. Собрал Ярослав вече и рассказал о своем горе.

В лето 6524 (1016) Ярослав собрал сорокатысячное войско и пошел против Святополка. Старший брат вышел со своим войском к Любечу. Стояли братья три месяца по разные стороны Днепра. Воевода Святополка стал насмехаться над новгородцами. Наутро они переправились и напали на Святополка. Злая была сеча, но одолел Ярослав и сел в Киеве. Святополк сбежал в Ляхи.

В лето 6526 (1018) пошел польский король со Святополком против Ярослава. Встали они по разным берегам реки Буга. Победили поляки Ярослава и вошли в Киев, много зла делали. Ярослав бежал в Новгород. Святополк дал команду убивать поляков. Король бежал из Киева. Святополк сел княжить. Ярослав с новгородцами пошел на Киев, бежал старший брат к печенегам.

В лето 6527 (1019) пришел Святополк с печенегами против Ярослава. Одолел Ярослав Святополка. Бежал тот, но в дороге заболел и умер. Похоронен он в месте пустынном. Исходит из его могилы смрад в поучение русским князьям, чтобы понимали, что с ними будет то же самое, если будут творить злые убийства.

В лето 6532 (1024) Мстислав пришел к Киеву, но не приняли его киевляне. Он тогда сел в Чернигове. Ярослав позвал на помощь варягов и выступил против Мстислава. Победил Мстислав. Ярослав скрылся в Новгороде, а его союзник Якун, князь варяжский, ушел за море. Мстислав послал за братом и предложил ему мир. Он по старшинству оставил Киев Ярославу, попросив себе другую сторону Днепра. Заключили братья мир и разделили Русскую землю по Днепру. Настала мирная тихая жизнь, прекратились усобицы.

В лето 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту. Постигла его болезнь тяжкая, от нее он и умер. Был Мстислав храбрым воином, любил дружину свою, ничего для нее не жалел. После него взял власть Ярослав и стал «самовластец Русской земли».

В лето 6545 (1037) заложил Ярослав город с Золотыми воротами. Вера христианская стала расширяться, появились монастыри.

Князь любил книги, много читал. Он собрал писцов, они переводили и переписывали книги. Отец его Русь крещением просветил, Ярослав «засеял словами книжными сердца верных людей». Говорил Ярослав, что «велика бывает польза от учения книжного». В книгах содержится мудрость и польза для души. Много книг написал Ярослав и хранил их в церквях.

В лето 6562 (1054) скончался Ярослав. Перед смертью он говорил сыновьям своим, чтобы они любили друг друга. Если они будут жить в любви, то победят любых врагов. Если будут воевать друг с другом, то погибнут сами и землю свою погубят. Разделил он между ними города. Сказал он старшему Изяславу, чтобы он заступался за тех, кого обижают.

Всеволод был ближе всех к отцу. Он и похоронил его в Киеве. Прожил Ярослав семьдесят шесть лет.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *