О чем говорится в федеральной целевой программе развитие информатизации в россии
Государственная программа «Информационное общество»
Описание
Для повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий была разработана государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020)» (далее – Государственная программа).
Первая редакция Государственной программы была одобрена распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
Государственная программа формировалась в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в рамках перехода к программно-целевым принципам формирования бюджета страны.
В соответствии с указанными документами повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности, развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий являются приоритетными направлениями развития информационного общества в Российской Федерации.
Новая редакция государственной программы «Информационное общество», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2020 г. № 386-20, определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
В рамках Государственной программы реализуются мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Соисполнители Государственной программы – Россвязь, Роспечать.
Государственная программа состоит из четырех подпрограмм:
«Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
«Безопасность в информационном обществе»;
Подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе».
Ответственный исполнитель: Россвязь.
Участники подпрограммы: Минкомсвязь России, Минобороны России, Минтранс России, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
— обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, в том числе универсальными услугами связи, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области связи;
— создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок.
— развитие и модернизация современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
— обеспечение доступности телекоммуникационных услуг для граждан и организаций, оказываемых на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации;
— создание сети беспроводной связи и подключение к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» социально значимых объектов;
— обеспечение покрытия объектов транспортной инфраструктуры (в том числе федеральных автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры) сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 582,3 млрд рублей.
Подпрограмма 2. «Информационная среда»
Ответственный исполнитель: Роспечать
Участники подпрограммы: Минцифры России, Минпросвещения России, Роскомнадзор.
— развитие информационной среды и обеспечение равного доступа населения к медиасреде.
— создание и обеспечение сохранности созданных информационных фондов и фондовых материалов;
— увеличение в национальном информационном пространстве доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, отвечающие приоритетам развития социальной политики государства;
— обеспечение доступности для населения Российской Федерации актуальной и достоверной информации о событиях в стране и мире;
— развитие социально значимых проектов в медиасреде;
— перевод фондовых материалов в цифровой формат;
— расширение участия Российской Федерации в международном информационном пространстве.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 935,3 млрд рублей.
Подпрограмма 3. «Безопасность в информационном обществе»
Ответственный исполнитель: Минцифры России
Цель подпрограммы: предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.
— обеспечение контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 148,7 млрд рублей.
Подпрограмма 4. «Информационное государство»
Ответственный исполнитель: Минцифры России.
— развитие механизмов предоставления гражданам и организациям государственных (муниципальных) услуг (реализации функций), иных услуг (сервисов) и сведений с использованием дистанционных технологий и современных информационно-телекоммуникационных технологий;
— повышение открытости, эффективности и качества функционирования механизмов электронного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе на трансграничном уровне;
— повышение надежности и защиты государственных информационных систем и сервисов, в том числе в части обеспечения качества информационно-аналитического обеспечения государственных органов;
— повышение удобства использования гражданами, организациями и органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных (муниципальных) информационных систем и сервисов, механизмов межведомственного электронного взаимодействия, а также установление и развитие единых стандартов качества и приведение в соответствие этим стандартам межведомственного электронного взаимодействия органов власти федерального, регионального и муниципального уровня;
— сохранение ретроспективной архивной информации и перевод ее в электронный вид для эффективного использования в интересах государства, общества и граждан;
— реализация комплексных проектов на территории Российской Федерации в целях развития информационно-телекоммуникационных технологий;
— создание национальной системы управления данными, обеспечение возможности использования данных в цифровых инфраструктурных платформах;
— развитие и применение перспективных «сквозных» цифровых технологий в области цифровой экономики.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета за 2011-2024 годы составляет 839,5 млрд рублей.
Задачи Государственной программы:
— обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе универсальными услугами связи;
— развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде;
— предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
— обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций.
Основными целевыми индикаторами и показателями успешной реализации Государственной программы определены:
— место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;
— доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не сталкивавшихся с проблемами информационной безопасности, в общей численности населения, использовавшего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение последних 12 месяцев;
— доля домашних хозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем числе домашних хозяйств;
— число высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;
— динамика производительности труда по виду экономической деятельности «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;
— внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны);
— наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах;
— средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак;
— стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными органами государственной власти программного обеспечения;
— стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения в общем объеме закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием программного обеспечения.
К 2024 году планируется достичь следующих ожидаемых результатов:
— осуществление взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий;
— принципиальный рост качества и доступности услуг почтовой связи, создание спектра новых услуг для населения на всей территории страны на базе почтовых отделений;
— обеспечение роста производительности труда и сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;
— обеспечение высокой степени интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество;
— обеспечение осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде;
— создание на всей территории Российской Федерации современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей доступность качественных услуг связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем для 95 процентов граждан страны;
— обеспечение прав и основных свобод человека в информационном обществе;
— предупреждение информационной изолированности отдельных граждан и социальных групп;
— достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;
— обеспечение развития сервисов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в сферах культуры, образования, науки и здравоохранения.
Финансирование
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 2 594,6 млрд рублей, в том числе:
О чем говорится в федеральной целевой программе развитие информатизации в россии
Концепция Федеральной Целевой Программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Процессы информатизации по своей природе являются межотраслевыми. Поэтому информатизацией в России занимаются многие ведомства, но при этом отсутствует координация их деятельности на общегосударственном уровне. Достижения информатизации были бы намного весомее, если бы существовала интегральная целевая программа развития информатизации в России как программа движения к информационному обществу, объединяющая усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, различных министерств и ведомств, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В сегодняшних условиях начала экономического роста и развития социальной рыночной экономики государственное воздействие на процессы информатизации должно быть усилено, направлено на широкое привлечение в движение к информационному обществу коммерческих структур, различных слоев населения, подрастающего поколения. Только в этом случае она будет иметь ясно выраженное политическое и социальное значение.
Выполнение программы будет содействовать развитию международного сотрудничества России с европейскими странами в области использования информационно-коммуникационных технологий на региональном, государственном и межрегиональном уровнях, адаптации зарубежного опыта использования этих технологий в государственном управлении, экономике, социальной сфере.
Ниже излагается концепция такой программы Федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». При разработке данной концепции учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались; отчет М. Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС «Технологии информационного общества» (1ST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании инфоммуникационных технологий и ведущих к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);
создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития и превращение информации в товар;
повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.
Как показывает мировой опыт, успешное продвижение к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами стран (стратегическая информационная инициатива Клинтона Гора, информационная политика ЕС и др.). В современных условиях это продвижение становится важным политическим фактором и для развитых стран является основой национальной политики. Перед российским государством стоит политическая задача: мы должны создать необходимые предпосылки и условия перехода к информационному обществу.
Есть три главные составляющие движения к информационному обществу в России, три его базовые предпосылки:
1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы телекоммуникационных сетей и систем;
2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий;
3) развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах.
Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации.
Формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры задача преимущественно технологическая, имеющая отраслевой характер, ее решение осуществляется программными мероприятиями и методами управления, традиционными для отрасли, занимающейся развитием телекоммуникаций.
Развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий также имеет отраслевой характер, хотя в нашей стране управление этой отрасли распределено между несколькими ведомствами.
Указанные составляющие тесно взаимосвязаны и должны развиваться согласовано. Сегодня «телекоммуникационная (связная)» и «компьютерная» составляющие движения к информационному обществу развиваются достаточно интенсивно, особенно в части компьютерных технологий, телефонизации страны и магистральных телекоммуникационных сетей. Хотя информатизация как самостоятельное направление сформировалось в течение последних 10-15 лет, в настоящее время уровень совместного и взаимосвязанного развития всех составляющих недостаточен. Как показывает мировой опыт успешной информатизации, требуется тесное взаимодействие развитие телекоммуникаций и услуг связи, с одной стороны, и процессов информатизации, с другой. Можно считать, что уровень конвергенции информационных и коммуникационных технологий, согласования процессов развития связи и информатизации является базовым фактором движения страны к информационному обществу. Разработка государственной политики перехода России к информационному обществу должна существенно усилить взаимодействие этих составляющих.
В настоящей концепции рассматривается преимущественно третья составляющая движения России к информационному обществу. Первые две составляющие, по которым формируются или реализуются другие программы, рассматриваются только как компоненты, обеспечивающие развитие технико-технической базы информатизации. Вопрос об интеграции всех составляющих в единую комплексную Программу должен решаться в последующем межведомственной Государственной комиссией по информатизации.
За последние годы в России сделано немало для развития информатизации. Существенно укрепилась технико-технологическая база информатизации, постоянно растет объем продаж средств информатизации, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, в том числе отечественного производства. Рынок инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в целом сохранил высокие темпы роста, несмотря на тяжелые последствия кризиса августа 1998 г., его объем на конец 1999 г. достиг 8,0 8,5 млрд. долл. Быстро растет число пользователей Интернета и количество российских сайтов в нем. Общее число серверов в российском сегменте Интернета превышает 10000, а количество пользователей превышает 1,5 миллиона. Домашние компьютеры имеют 3-4-% семей. Расширяется сфера международного информационного обмена. Отставание России от развитых стран уже не столь драматично, как это было в начале 90-х годов в области инфокоммуникаций мы движемся в тех же направлениях, что и многие страны ЕС.
В настоящее время компьютеризированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. В органах государственной власти на федеральном уровне, а также в некоторых регионах в результате мероприятий по решению «Проблемы 2000 года» проведена модернизация парка ЭВМ, формируется система государственных информационных ресурсов, в системе государственного управления в целом достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями.
Необходимость решения проблемы перехода к информационному обществу в России настоятельно требует существенного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации.
Однако это воздействие сегодня должно учитывать принципиальные особенности функционирования органов государственного управления в условиях рыночной экономики и не должно опираться на методы прямого директивного управления.
На Министерство Российской Федерации по связи и информатизации возложены функции проведения научно-технической политики в сфере информатизации, межотраслевой координации, формирования программ развития информатизации в Российской Федерации, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления в средствах информатизации, информационных продуктах и услугах. В условиях рыночной экономики политика Минсвязи России сегодня должна состоять в обеспечении общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания реальных предпосылок и условий перехода России к информационному обществу. Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации требует разработки и реализации новых механизмов участия государства в рыночной экономике, комплексной поддержки отечественных производителей и выхода государственных организаций и предприятий на рынок в качестве основного производителя (а не только потребителя) с конкурентоспособным товаром информационными продуктами и услугами информатизации. Такая позиция государства позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг. Одновременно это создаст необходимые условия для массового производства наукоемкой высокотехнологичной и экологическо-чистой продукции.
Экономическая политика является главной составляющей регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Это обусловлено необходимостью перевода продукции и услуг информатизации в товарную форму и вовлечения их в хозяйственный оборот. Поэтому основными задачами экономической политики в сфере информатизации являются:
— оформление продукции информатизации как товарного продукта с учетом требований мирового рынка;
— инвентаризация продукции информатизации, оценка ее стоимости;
— поддержка предприятий, производящих средства информатизации, информационные продукты и услуги через механизмы кредитно-финансовой, налоговой и таможенной политик;
— создание условий для привлечения стратегических инвесторов в развитие сферы информатизации.
Необходимо также отметить следующие обстоятельства:
В силу этих обстоятельств, проблема усиления воздействия государства на развитие процессов информатизации приобретает особую актуальность, остроту и стратегическое значение.
В ситуации, когда практические рычаги государственного воздействия на процессы информатизации существенно ослаблены, создается реальная зависимость общества и государства от стихийного развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг. Это, в конечном счете, не отвечает интересам социально-экономического и культурного развития и национальной безопасности России. Для решения этих задач необходимо разработать Федеральную целевую программу развития информатизации в России.
3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
В результате будет достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны и существенное повышение уровня жизни населения на основе создания и широкомасштабного использования перспективных инфокоммуникационных технологий и средств их реализации, формирования и развития отечественной индустрии информационных и коммуникационных услуг.
Основные задачи Программы:
1) активное участие в развитии и модернизации существующей технико-технологической базы информатизации (инфокоммуникационных технологий и средств их реализации отечественного производства) и поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований в этой области;
2> информационная поддержка деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти на основе современных инфокоммуникационных технологий и интеллектуальных систем;
3) формирование и развитие индустрии и специализированной инфраструктуры предоставления информационных и телекоммуникационных услуг, прежде всего, в социально-значимых отраслях, в том числе массовой домашней компьютеризации, электронной коммерции и российского сегмента Интернета;
4) повышение качества и конкурентоспособности продукции информатизации, вовлечение в хозяйственный оборот национальных информационных ресурсов;
5) совершенствование и развитие государственной политики информатизации, законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процессов информатизации.
Сроки и этапы реализации Программы
При определении срока выполнения Программы учитывался опыт среднесрочного прогнозирования социально-экономического и научно-технического развития в нашей стране и за рубежом. При этом принималась во внимание высокая динамичность изменений технических и потребительских свойств инфокоммуникационных технологий и средств их реализации. Временной горизонт среднесрочного прогноза развития информатизации в настоящее время не превышает 7-10 лет. Это и определяет конечный срок реализации настоящей Программы. Длительность этапов реализации Программы определяется двумя факторами:
сроками первого этапа Программы социально-экономического развития России, предложенной Правительством;
прогнозируемыми сроками смены поколений средств информатизации.
Таким образом, длительность этапов Программы составляет:
I этап 2001 2003 годы
II этап 2004 2007 годы
III этап 2008-2010 годы.
4. ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. Политические и социально-экономические условия, в которых еще 10-15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран. В развитых странах имеется эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. Экономики этих стран располагают свободными средствами для инвестирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. В большинстве развитых стран имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного образования и стремительно расширяется сфера услуг, предоставляемых сетью Интернет. Наконец, в этих странах существуют государственные стратегии и программы построения в этих странах информационного общества.
В России всего этого практически нет, а сфера Интернет- услуг находится в зачаточном состоянии.
Однако еще и сегодня в России сохраняется одна из лучших систем общего образования, не полностью потерян научный потенциал в области информатизации, имеются интересные теоретические разработки мирового уровня. Россия обладает великим культурным наследием и современной самобытной многонациональной культурой. Это открывает большие возможности наполнить российским содержанием предоставляемые населению информационные продукты и услуги.
Развитие российских телекоммуникаций всех видов идет опережающими темпами по сравнению с другими областями экономической деятельности, что позволяет рассчитывать на успешное формирование инфраструктуры предоставления населению информационных и коммуникационных услуг. Для сегодняшней России вряд ли возможно повторение того пути, который уже пройден или проходится развитыми странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений на достаточно коротком интервале времени (7-10 лет, чтобы выйти на среднеевропейский уровень информатизации при условии 3-5-процентного экономического роста). Темпы продвижения по такому пути будут определяться выделенными средствами (не менее 10% ВВП), которые сегодня государство не может инвестировать в развитие информатизации.
Следовательно, необходимо искать путь, ориентированный на социально-политические, экономические и культурные особенности российского общества и требующий в сегодняшних условиях минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, быстрого развития коммерческих структур, повышения качества жизни населения, наконец, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, которая могла бы поставить перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.
В связи со сказанным, необходимо выделить три стратегических направления пути России к информационному обществу:
1. Информатизация всей системы общего и специального образования от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.
В России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и развитие русскоязычного сегмента Интернета. Следует подчеркнуть, что во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.
3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Это политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально ослабить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, осуществляемой по каналам СМИ и Интернету. Все это создаст предпосылки для преодоления распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.
Решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой. Три стратегических направления российского пути к информационному обществу нашли свое отражение в Программе. Программа определяет конкретные мероприятия по реализации движения в этих направлениях, в том числе:
разработка технических и потребительских требований к инфокоммуникационным технологиям и средствам их реализации, используемых для решения задач образования;
координация и экспертиза проектов, входящих в программы информатизации образования для их согласования с целью и задачами настоящей Программы;
развитие комплексов инфокоммуникационных услуг для сфер экономики, государственного управления, образования, национальной культуры, науки и техники и ориентированы на расширение доступа к национальным и мировым информационным ресурсам;
расширение русскоязычного сегмента Интернета, формирование и развитие национальных информационных ресурсов, содержащих богатства российской истории, науки и искусства.
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Реализация Программы должна рассматриваться как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственной власти, укрепления федеративного государства и выравнивания социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны.
2. Мероприятия Программы должны быть направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет:
координации деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации в рамках настоящей Программы;
сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующие «правила игры», единые для всех участников этого процесса;
создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции;
привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, прежде всего, малому и среднему бизнесу, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
3. Реализация Программы должна обеспечивать высокую эффективность процессов информатизации за счет перехода государства к политике активной поддержки отечественного производителя в сфере информатизации. При этом должна быть оказана комплексная поддержка отраслей фундаментальной и прикладной науки, наукоемких производств, обеспечивающих создание инфокоммуникационных технологий.
4. Программа должна обеспечивать тесную связь российской информатизации с развитием мирового информационного сообщества, активное участие России на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации.
5. Программа должна предусматривать широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу. Поэтому в Программу должны быть включены проекты, выполняемые в интересах развития региональной экономики и органов регионального управления, а также проекты, предусматривающие адаптацию лучших решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития.
6. Мероприятия Программы должны обеспечивать информационную безопасность России, создание и масштабное использование критических инфокоммуникациснных технологий, в том числе двойного назначения.
7. Программа должна получить широкую рекламно-пропагандистскую поддержку в средствах массовой информации, в российском сегменте Интернета с целью формирования и поддержки интереса органов государственной власти, общественных организаций, коммерческих структур и населения к процессам информатизации.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Основные направления проектов и программных мероприятий)
Первое направление активное участие в развитии и модернизации отечественного производства конкурентоспособных инфокоммуникационных технологий и средств их реализации. Совместно с проектами, входящими в состав Федеральных целевых программ развития средств вычислительной техники и телекоммуникаций (связи), проекты по первому направлению должны обеспечить создание технико-технологической базы перехода России к информационному обществу.
Особенностью проектов данного направления является разработка требований к отдельным специализированным инфокоммуникационным технологиям и средствам их реализации на основе анализа реальных потребностей общества в информационных продуктах и услугах, а также в отдельных случаях их создание.
В первое направление Программы включены следующие целевые базовые проекты:
определение реальных потребностей государственных организаций в специализированных технологиях и средствах;
разработка технико-экономических требований на инфокоммуникационные технологии и средства их реализации, которые не могут быть (по тем или иным соображениям, в том числе и государственной безопасности) приобретены на рынке;
разработка комплексов интеллектуальных технологий в интересах органов государственного управления;
разработка перспективных технологий и средств их реализаций для СМИ;
разработка и создание комплекса современных аппаратно-программных средств обеспечения информационной безопасности.
Второе направление формирование и развитие отечественной индустрии и специализированной инфраструктуры предоставления гражданам и организациям комплекса информационных продуктов и услуг информатизации, в том числе массовой домашней компьютеризации, электронной коммерции и российского сегмента Интернета.
Уровень развития информационных продуктов и услуг информатизации можно рассматривать как один из самых надежных индикаторов уровня продвижения различных стран к информационному обществу. Индустрия создания и предоставления услуг информатизации представляет собой центральный компонент развитой информационной среды и именно на ней строится социально-экономическая база перехода к информационному обществу. Степень удовлетворения инфокоммуникационных потребностей граждан наглядно показывает населению конкретные преимущества информационного общества.
Результаты выполнения проектов по этому направлению должны показать социальную эффективность информатизации, обеспечить подъем благосостояния населения и стимулировать его заинтересованность в продвижении к информационному обществу. Реализация проектов второго направления, как показывает мировой опыт. обеспечивает возврат вложенных в Программу бюджетных средств.
Во второе направление включены следующие целевые базовые проекты:
разработка государственного регистра населения;
развитие Интернет-услуг на базе объектов почтовой связи;
развитие массовой домашней компьютеризации;
создание и развитие систем электронной торговли;
развитие российского сегмента Интернета и использование его для обеспечения информационных услуг;
создание систем информационной поддержки взаимодействия населения и органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
развитие инфраструктуры формирования и использования национальных информационных ресурсов и технологий, обеспечивающих публичный доступ к государственным социально значимым информационным ресурсам;
формирование специализированной инфраструктуры предоставления информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг;
развитие новых и совершенствование существующих видов социально-значимых информационных и телекоммуникационных услуг (телеработа, телемедицина, информационно-справочные услуги и др.);
совершенствование системы дистанционного образования и других видов компьютерного обучения, в том числе систем массовой подготовки и переподготовки кадров;
создание культурно-информационных центров на местах как ядра развития индустрии услуг.
Третье направление совершенствование и развитие и государственной политики информатизации, законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процессов информатизации.
Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации, как ядра государственной политики информатизации позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг.
В третье направление включены следующие целевые базовые проекты:
формирование и развитие стратегии перехода России к информационному обществу;
коррекция и развитие государственной политики информатизации на основе прогнозов социально-экономического развития России и тенденций развитии информационных и телекоммуникационных технологий;
координация межотраслевых, отраслевых и региональных программ информатизации с базовыми положениями и проектами настоящей программы;
совершенствование системы оценки и прогнозирования состояния информатизации России на базе государственной статистики и других источников первичных данных о процессах информатизации, разработка системы показателей использования информационно-коммуникационных технологий в экономике, государственном управлении, социальной сфере;
анализ и мониторинг рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации;
разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
развитие системы стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере информатизации;
формирование государственной политики по отношению к открытым информационным сетям, в том числе к Интернету;
формирование государственной политики международного сотрудничества в сфере информатизации;
разработка комплекса мер по расширению использования информационно-коммуникационных технологий в малом и среднем бизнесе, включая повсеместное внедрение электронного документооборота;
выработка рекомендаций по формированию и выбору стандартов представления официальной информации в электронной форме с целью облегчения информационного взаимодействия органов управления, социальных институтов и граждан;
совершенствование государственной политики управления национальными информационными ресурсами;
разработка системы экономических механизмов реализации государственной политики, направленных на обеспечение товарной формы продукции информатизации, вовлечения ее в хозяйственный оборот, свободное развитие предпринимательства, привлечение инвестиций;
разработка комплексов мероприятий, направленных на решение важнейшей социально-политической задачи подготовки различных слоев населения для жизни и работы в условиях информационного общества;
разработка и проведение демонстрационных проектов по внедрению информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности государственного управления, улучшения условий жизни и работы, а также системы подготовки и переподготовки лиц, принимающих решения на различных уровнях государственной власти.
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация значительной части проектов Программы, главным образом по первому и второму направлениям, должна осуществляться за счет привлекаемых инвестиций. Для реализации проектов по совершенствованию и развитию государственной политики, законодательной и нормативно-правовой баз информатизации потребуется как прямое финансирование из федерального и региональных бюджетов, так и финансирование из средств, выделяемых министерствам и ведомствам на отраслевые программы информатизации.
Для выполнения Программы могут привлекаться иностранные инвестиции и гранты зарубежных организаций.
Экономический механизм реализации Программы предусматривает активное привлечение средств отечественных предпринимательских структур для финансирования ряда проектов, в результате выполнения которых может быть получен конкурентоспособный коммерческий продукт. В Программу могут включаться проекты, предложенные предпринимательскими структурами с финансированием за их счет.
Ориентировочные расчеты показывают, что для решения основных задач программы на 1-ом этапе (2001-2003 годы) потребуется не менее 600 млн. руб., в том числе из государственного бюджета 100-150 млн. руб. (без затрат на развитие телекоммуникационных сетей). Остальные средства могут быть получены от отечественных и иностранных коммерческих структур.
8. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для управления Программой создается отдельная Дирекция программы, являющаяся самостоятельным юридическим лицом. Это позволит существенно повысить ответственность за формирование и реализацию проектов Программы. Кроме того, наличие Дирекции как самостоятельного юридического лица даст возможность включить в состав Программы проекты, имеющие коммерческий характер и предусматривающие возврат затрачиваемых средств.
Дирекция самостоятельно распределяет и корректирует распределение средств, выделенных на выполнение проектов Программы. Использование финансовых средств при реализации Программы должно осуществляться на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых Дирекцией со всеми исполнителями проектов.
Дирекция Программы, с учетом выделяемых ежегодно финансовых средств, уточняет целевые показатели и затраты по проектам, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Включение в Программу новых проектов и их утверждение осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных целевых программ.
При Дирекции создаются Научно-технический и Экспертный советы, обеспечивающие высокий научный и технико-экономический уровень результатов выполняемых проектов, их соответствие существующим нормативно-правовым положениям.
Дирекция Программы по согласованию с НТС Минсвязи России и Государственной межведомственной комиссией по информатизации определяет и ежегодно корректирует состав целевых базовых проектов программы.
Дирекция Программы организует проведение конкурса предложенных проектов, их экспертизу и обсуждение ее результатов.
Дирекция осуществляет контроль за ходом реализации проектов Программы, использованием выделенных средств, выполнением особых условия финансирования проектов, имеющих коммерческий характер. Поэтапные и итоговые результаты выполнения проектов рассматриваются Научно-техническим и Экспертным советами и докладываются на заседании Дирекции.
Все решения, принимаемые Дирекцией, являются открытыми и публикуются в подведомственных Минсвязи России изданиях.
Дирекция формируется приказом Министра РФ по связи и информатизации и в своей деятельности подотчетна заместителю Министра, ответственному за информатизацию.
Государственный заказчик Программы Министерство РФ по связи и информатизации ежегодно до 1 февраля направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики РФ. Министерство финансов РФ, Министерство науки и технологии РФ.
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате выполнения Программы существенно возрастет доля отраслей производства инфокоммуникационных технологий и объема инфокоммуникационных услуг в ВВП. Значительно увеличится вклад информатизации а развитие экономики страны, в повышение качества жизни населения. Повысится эффективности деятельности органов государственной власти на всех уровнях за счет развития системы электронного документооборота, доступа к необходимым информационным ресурсам и совершенствования системы информационного взаимодействия населения и органов государственной власти. Будут созданы благоприятные условия для вхождения России в мировое информационное сообщество и получит дальнейшее развитие российский сегмент Интернета. В области регулирования информационных отношений в обществе будет достигнут существенный прогресс за счет совершенствование и развитие информационного законодательства, согласованного с мировым.
В сфере экономики будут созданы дополнительные рабочие места в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг; увеличены объемы производства и продажи информационных продуктов и услуг, развита система электронной торговли, увеличены налоговые поступления. Будет достигнуто повышение конкурентоспособности информационных продуктов и услуг отечественного производства и их выход на мировой информационный рынок.
В социальной сфере предоставление широкого спектра информационных, компьютерных и коммуникационных услуг и развитие массовой домашней компьютеризации облегчит и расширит доступ граждан и организаций к отечественным и мировым информационным ресурсам, повысит эффективность системы дошкольного, школьного, высшего и профессионального образования, медицинских услуг. Будет достигнуто повышение занятости населения, в том числе лиц с ограниченной работоспособностью, вследствие внедрения новых форм работы на дому и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Масштабы, глубину и динамику процессов информатизации в России можно характеризовать некоторым минимальным набором индикаторов, позволяющих оценивать вклад информатизации в социально-экономическое развитие России и отслеживать ее движение к информационному обществу (табл.1).
Большая часть индикаторов может быть получена в результате сбора статистических данных. Поскольку в настоящее время Госкомстат России собирает в рамках выборочной годовой отчетности только индикаторы 1, 2 и 3, Министерству РФ по связи и информатизации целесообразно выйти с предложениями в Госкомстат России о постоянном сборе недостающих статистических данных по всем остальным приведенным в таблице индикаторам.
Таким образом, выполнение настоящей Программы будет означать конкретный вклад информатизации в проводимые государством экономические реформы и модернизацию системы государственного управления.
Таблица 1
Индикаторы, характеризующие продвижения страны к информационному обществу
№№ | Наименование индикатора | Единица измерения |
1 | Наличие вычислительной техники (супер, большие, малые, персональные ЭВМ) из них: Приобретенных в отчетном году в составе ЛВС | Шт. |
2 | Количество компьютеров, связанных с глобальными сетями из них: имеющих доступ в Интернет | Шт. |
3 | Затраты на информационные технологии всего в том числе: на приобретение вычислительной техники, включая установку и наладку на приобретение программных средств на оплату услуг связи на оплату услуг сторонних организаций и специалистов на обучение сотрудников прочие затраты на информационные технологии | Тыс.руб |
4 | Объем предоставляемых информационно-вычислительных услуг | Млн.руб. |
5 | Количество пользователей сети Интернет | Млн. Чел. |
6 | Количество серверов с выходом в сеть Интернет (в организациях и у провайдеров) | Шт. |
7 | Количество домашних компьютеров на 1000 жителей | Шт. |
8 | ОБЪЕМ электронного документооборота для организаций всех форм собственности | % от общего объема документооборота |
9 | Количество рабочих мест в сфере производства и предоставления информационных услуг | Тыс. шт. |
10 | Количество рабочих мест в производстве и эксплуатации средств информатизации | Тыс. шт. |
11 | Объем компьютеризированного (управляемого эвм) основного и вспомогательных производств | % от общего количества технологических процессов и переделов в производстве |
12 | Количество введенных в оборот зарегистрированных информационных ресурсов | Шт. |
13 | Количество информационно-вычислительных систем в органах государственного управления на всех уровнях системы управления | Тыс.шт. |
14 | Объем импорта и экспорта средств информатизации (в том числе программного обеспечения) | Млн.руб. |
10. ВЫВОДЫ
2. Мероприятия Программы направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет:
координации в рамках настоящей Программы деятельности различных участников этого процесса, в том числе координации отраслевых и региональных программ информатизации;
сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих «правила игры», единые для вех участников этого процесса;
создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций, развитию справедливой конкуренции;
привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
4. Программа предусматривает широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию благоприятных условий на местах развития информатизации.
5. Мероприятия Программы должны обеспечивать информационную безопасность России, создание и масштабное использование критических инфокоммуникационных технологий, в том числе двойного назначения.
6. Федеральная целевая программа должна предусматривать мероприятия по привлечению финансовых, производственных, организационных и интеллектуальных ресурсов отечественных предпринимательских структур и зарубежных инвестиций.
7. Для обеспечения равноправного вхождения России в мировое информационное сообщество государственная политика информатизации должна быть согласована с международными программами и проектами развития информатизации и построения информационного общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ: ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Государственная политика в сфере информатизации комплекс взаимоувязанных политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на обеспечение общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания условий перехода России к информационному обществу.
Инфокоммуникации комплекс, органически объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, реализующие их системы и средства, предназначенный для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.
Информатизация процесс широкомасштабного использования инфокоммуникаций во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
Информационные продукты информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных, другие товары, произведенные в процессе информатизации.
Информационно-коммуникационная инфраструктура совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей, в том числе линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
Информационная среда общества совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации, позволяющая обеспечить существенное повышение качества жизни населения, социально-политическую стабильность государства и переход российского общества к устойчивому развитию.
Информационное общество ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационные ресурсы документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариев, музейных хранений и др.).
Нормативно-правовая база информатизации комплекс законов и нормативно-правовых актов, регулирующих процессы информатизации.
Средства информатизации технические и программные средства реализации информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Технико-технологическая база информатизации отрасли разработки и производства перспективных инфокоммуникационных технологий, средств вычислительной техники и техники связи, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации и предприятия, обслуживающие эти отрасли, а также кадры специалистов этих отраслей.
Услуги информатизации нематериальные продукты, произведенные в процессе информатизации, предназначенные для удовлетворения потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной и местной власти в информации и телекоммуникациях.