О чем говорится в авторских ремарках почему они необходимы в пьесе
Роль авторских ремарок в пьесе Чехова «Вишневый сад»
Автор: Guru · 15.07.2018
(345 слов) Ремарки в пьесах играют решающую роль. Именно в них содержатся подсказки, которые помогают читателю понять замысел автора. На сцене же ремарки показываются с помощью жестов и декораций, поэтому зритель не заостряет на них внимание и часто не понимает скрытый смысл пьесы. А между тем в авторских пояснениях содержится важная информация, необходимая для понимания произведения.
Так, из ремарки первого действия пьесы «Вишневый сад» становится понятно, что герои не хотят впускать в свою жизнь настоящее. Несмотря на то, что дети давно выросли, комната не переменила название. Очень важная деталь — закрытые окна. Люди, которые живут здесь, как будто бы находятся в своем собственном мире и не хотят впускать в него ничего, что могло бы его разнообразить. За окном весенняя пора — май, но прохлада в саду как будто является предвестником несчастий, которые вскоре обрушатся на усадьбу.
Второе действие начинается с ремарки, из которой мы узнаем, что недалеко от сада виднеется большой город. Новое время стоит уже на пороге и готово разделаться с прошлым. Время вишневого сада уходит. Если в первом действии был описан восход солнца, то здесь уже закат. Закат прекрасной эпохи. Усадьба скоро будет выставлена на торги за долги.
В третьем действии Раневская в ожидании новостей с торгов затевает танцы, чтобы немного развеяться. Однако герои не могут даже на время перестать думать о судьбе их любимого сада. В ремарке «Варя тихо плачет и, танцуя, утирает слезы». Играет оркестр.
В четвертом действии декорации первого акта. Сад продан, и теперь уже бывшие его владельцы готовятся уезжать. Вещи собраны, и «чувствуется пустота». Гаев и Раневская уезжают. «Становится тихо и среди этой тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». Все, что так любили Раневская и Гаев, уничтожается в один миг.
В пьесе Чехова «Вишневый сад» именно благодаря ремаркам в начале каждого действия внимательному читателю становится понятно, что смысл произведения гораздо глубже, чем он кажется на первый взгляд. Гаев и Раневская жили прошлым, но время идет вперед. Оно жестоко и разрушительно. Оно положило конец счастливому существованию помещиков. Вишневый сад вырублен. В драме речь идет именно о смене эпох. На смену помещикам, лишенным деловой хватки, приходят деятельные и хищные люди.
Горький М. На дне тест по литературе (11 класс) на тему
Смысл первых ремарок в пьесе Горького «На дне»
Первые ремарки, предшествующие каждому действию, служат для описания не только пространства, но и настроя, состояния героев, их отношения к жизни и друг другу.
Комната, в которой живут герои, описывается как подвал, больше похожий на пещеру, с тяжелым каменным потолком, обвалившейся штукатуркой. Жители ночлежки большую часть времени проводят под землей, ниже ее уровня, и этим автор показывает нам всю ущербность их положения, их социальный статус. В этой комнате проходит первое, второе и четвертое действия.
Первое действие отличается от других тем, что все герои находятся рядом, но при этом совершенно не связаны друг с другом: Клещ сидит один перед наковальней, Квашня хозяйничает, Барон жует хлеб, Настя читает, Анна лежит на постели под пологом. Их взаимодействие больше похоже на «разговор глухих», ведь каждый думает о своем, задает вопросы в никуда, совершенно не слышит мнение других людей. В данном действии комната описывается как очень грязное, совершенно не похожее на жилище помещение с помощью таких эпитетов как «закопченные своды», «грязный полог», «некрашеное и грязное».
Все пространство заполнено различным хламом, но герои будто не обращают на него никакого внимания, что доказывает наличие бардака в головах ночлежников. Хаос царит не только визуально, но и аудионально: Клещ гремит ключами, Барон провоцирует Настю, Квашня спорит, Анна кашляет, Сатин рычит, Актер возится на печи. Разобщенности ночлежников свидетельствует и то, что вся комната поделена на какие-то углы, где каждый приспособился к жизни по-своему и проводит большую часть времени в одиночку.
Очень важным изменением является и то, что в комнате зажглись две лампы, что символизирует появление надежды на улучшение их жизней, на то, что они смогут подняться со «дна». В это время в комнате раздается пение тюремной песни, отражающей их положение и отношение к этим условиям.
Обстановка в третьем действии совершенно отличается от обстановки в других. Герои сидят на улице, в месте, именуемом «Пустырем». И хотя они сидят во двое, кирпичный брандмауэр закрывает им небо, что опять же указывает на бедственность их положения. Это место больше похоже на свалку, чем на дворовое место. Бубнов, в отличие от всех остальных героев, находится в ночлежке. Именно он не поверил Луке с самого начала и не начал движение к счастливой, свободной жизни. Все сидят одной компанией и слушают рассказ Насти. Примечательно то, что снег уже растаял, но почки на ветках еще не появились — ночлежники уже начали свой путь со «дна», но еще неизвестно, все ли из них закончат его, все ли почки прорастут.
Описание сцены четвертого действия начинается с того, что теперь в комнате нет переборок, она стала большой, общей. Все герои собрались за одним столом, разговаривают на одну тему, их теперь освещает одна лампа, показывающая, что светлого будущего они смогут добиться только вместе. На дворе воет ветер, символизирующий скорые перемены в их жизни. Клещ, в отличие от первого действия, где он пробовал различные ключи к замку, теперь чинит гармонь Алешки. Приход Луки изменил и его, и теперь он не ворчит о бездействии других, а бескорыстно помогает своему сожителю. Актер полностью повторяет свои действия, что после подъема его духа в течение предыдущих двух действий является предпосылкой какой-либо трагедии.
Относительно времени суток все четыре действия идут последовательно, то есть первое действие происходит утром, второе — вечером, третье — на закате, а четвертое — ночью. Возможно, наступление ночи означает конец их страданий и мучений, а возможно и то, что они живут в кольце и утром ничего не изменится, вся их жизнь пройдет таким образом и шанса спастись не будет никогда.
Полезный материал по теме:
Конспект урока литературы в 11 классе
Роль ремарок в драматическом произведении
на примере пьесы А.М. Горького «На дне»
Учитель: Драматическое произведение создается писателем для постановки на сцене. Когда мы приходим в театр и видим пьесу, поставленную режиссером, до нас из литературного текста доходят только монологи и диалоги литературных героев – ремарки остаются «за кадром». Однако надо помнить, что автор создает драматическое произведение для чтения, поэтому ремарки – это не только «указания» для режиссера, но и «помощь» для читателя. Какова, на ваш взгляд, роль ремарок в драматическом произведении?
(Примерные ответы учеников: В них реализуются авторские мысли. Через ремарки автор «незримо» входит в пьесу, выражая свое отношение к героям, их взаимоотношениям, к общественным проблемам своего времени.)
Учитель: А.М. Горький обратился к драматургии в начале ХХ века, в эпоху экономического кризиса в России. Пьеса «На дне» была написана в 1902 году, и фактическим материалом для нее послужило непосредственное общение писателя с людьми «дна», обитателями московских ночлежек, количество которых возрастало в столице с каждым годом. Трагедию современного ему человека рисует автор в своей пьесе, и в каждой ремарке проводится эта мысль. Давайте откроем пьесу и проследим за тем, как она реализуется А.М. Горьким. Откроем книгу. Как известно, в первую очередь авторская идея отражена в названии произведения. Как известно, название «На дне» Горький нашел не сразу – были варианты «Дно», «Без солнца». Как вам кажется, почему свою пьесу он назвал именно так? В чем значение названия?
(Примерные ответы учеников: Если речь идет о людях «на дне», то возникает ассоциация с утопленником, то есть мертвым человеком, но ведь эти люди живы, что подчеркивает их трагедию – они мертвы для общества, для окружающих, не замечаемы ими.
Герои оказались «на дне» жизни, даже живут они в подвале, ниже нормального уровня жизни, дальше падать некуда. А даже если захочешь выбраться со дна, то сверху давит толща воды, и человек оказывается в своеобразном «капкане», откуда нет выхода.)
Учитель: Так какая же проблема ставится в названии пьесы как основная?
(Ответ учеников: Проблема безвыходности, тупика, трагичности существования героев.)
Учитель: Как эта проблема подчеркивается в афише к пьесе «На дне»?
(Наблюдения учеников: Автор не определяет жанр своего драматического произведения, не называя его ни комедией, ни трагедией, ни драмой. Этим он хочет сказать: то, что увидит зритель, — это сцены из реальной жизни, а не фантазия автора; но вместе с тем Горький как бы говорит этим: все в пьесе (и в жизни) так страшно, что названия соответствующего этому нет.
В списке действующих лиц также видна авторская характеристика «дна»: трагедия ночлежки раскрывается в разнообразии лиц, оказавшихся здесь. Возраст – от 20 до 60 лет, из разных социальных слоев: актер, барон, вор, рабочий; разных национальностей, мужчины и женщины, оказываются здесь целыми семьями или поодиночке. Многих людей, попавших «на дно» оно лишает даже имени, остаются только прозвища.)
Учитель: Да, об этой трагедии скажет Актер. Найдем его слова.
(Ученик: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички… Без имени нет человека»
Учитель: Многое о самой ночлежке и положении людей в ней можно узнать из авторских ремарок к I действию. Человеческая трагедия разворачивается здесь в полном объеме.
Комментированное чтение ремарок в начале I действия.
«Подвал, похожий на пещеру»
– это место не предназначено для жизни, но обстоятельства заставляют людей приспосабливаться к любым условиям. Все в этом подвале направлено на уничтожение человеческого в человеке, на превращение его в «пещерного жителя» — зверя:
«тяжелые каменные своды»,
придавившие ночлежников, как могильная плита;
«квадратное окно»
у самого потолка и
«нары Бубнова»,
вызывающие ассоциации c тюрьмой, откуда по своей воле не уйти; рычание Сатина дополняет картину «пещерной жизни». Трагедия усугубляется и тем, что люди, живя, вроде бы, вместе. Пытаются отгородиться друг от друга:
«отгороженная тонкими переборками комната Пепла», «закрытая пологом, кашляет Анна», «на печке, невидимый, возится и кашляет Актер».
Учитель: Можно ли сказать, что «отделение» рождается от желания сохранить свою личность, побыть наедине с собой?
Учитель: Что же оно тогда значит?
Ученики: Разобщенность людей. Каждый переживает свою беду сам и в одиночку пытается справиться с ней. Никто тебе здесь не поможет, как говорится, «кому сейчас легко?».
Учитель: На чьем примере это особенно ярко видно?
Ученики: Анны. Ее кровать отделяют пологом, чтобы она своим жалким видом не усугубляла страданий всех присутствующих. Когда она закрыта, вроде бы, нет и проблемы. И ночлежники закрывают глаза на ее страдания. Бубнов говорит в ответ на просьбу Анны не кричать: «Шум смерти не помеха».
Учитель: Вспомним, что первоначальный вариант названия пьесы – «Без солнца». Давайте попробуем объяснить смысл этого названия через авторские ремарки – картины жизни героев.
(Наблюдения учеников: В ремарках к I действию «Свет – от зрителя и сверху вниз – из квадратного окна»
опять-таки вызывает ассоциации с тюрьмой. Солнце заменяют ночлежникам тусклые лучи из окошка.
«Начало весны. Утро»
— так заканчивается первая авторская ремарка. Но ведь об утре, весне знает только автор, а для ночлежников времена года, часы суток особого значения не имеют. Люди потеряли практически все жизненные ориентиры. И хотя весна, утро обычно в литературном произведении ассоциируются с началом чего-то, с чем-то новым, герои пьесы не ждут никаких перемен, потеряв на них всякую надежду.
В ремарках к III действию автор выводит героев на улицу, но и тут солнца нет: «высокий кирпичный брандмауэр… закрывает небо». Д
вор окружен стенами, что опять напоминает тюремный двор. Теперь автор изображает
«Вечер, заходит солнце»
, и сразу вспоминаются слова любимой песни ночлежников:
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно…
Как говорится, солнце отдельно, а люди отдельно. А ведь солнце – символ жизни. А ночлежники из нее выброшены.)
Учитель: На прошлом уроке вы получили домашнее задание – с помощью авторских ремарок дать характеристику героям (по вариантам). Давайте расскажем о героях пьесы.
Примерные характеристики некоторых героев:
Настя: В начале пьесы автор постоянно показывает ее с книгой, с помощью которой она уходит из ночлежки в иные миры, где живут благородные «Раули» и «Гастоны». Говорит героиня о их «мечтательно», «закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче», «точно вслушиваясь в отдаленную музыку»
(III действие), ведь эта музыка в ее душе помогает ей заглушить какофонию мира, в котором она живет. Настя, веря в свои рассказы о пылких, влюбленных в нее по-настоящему юношах,
«закрывает лицо руками и беззвучно плачет»
(III действие), когда рассказывает о «гибели» ее поклонника.
Васька Пепел: Этот герой тоже переживает свою трагедию: общество возложило на него определенную роль – «вор, воров сын», и свою репутацию «авторитета» он вынужден поддерживать независимо от того, хочет он этого или нет. А ведь не хочет! Но обстоятельства его жизни и люди, которым выгодно, чтобы Васька был вором, преступником, убийцей, Василиса и Костылев, пытаются вытравить из его души все человеческое. При разговоре с Василисой Пепел «стряхивает руку ее движением плеча»,
говорит
«подозрительно»
(действие II). А в сцене убийства хозяина ночлежки в нем просыпается зверь: он
«бьет старика», «бросается на Василису»
.
«Равнодушно»
говорит Васька о ненужности чести и совести, но буквально через несколько минут он меняется: в ночлежку приходит Наташа. Пепел
«приглаживает усы»
, желая понравиться девушке, искренне
«хохочет»
при знакомстве с Лукой, при разговорах с ним
«молча, удивленно и упорно смотрит на старика»,
видимо, силясь понять его слова, разобраться в них. В чем-то он согласен с Лукой, в чем-то нет, но странник явно задел в душе Василия какие-то скрытые от многих струны. А иногда бывалый вор кажется буквально ребенком: когда умирает Анна, он боится даже подойти к ее кровати:
«не подходя, вытягивается и смотрит на кровать».
Но он
«решительно»
разговаривает с Наташей, когда предлагает ей уйти из этого мира и строить жизнь заново, но
«смущенно»
оправдывается перед ней насчет своих отношений с Василисой. Пепел и Наташа искренне любят друг друга и жаждут счастья: Наташа
«улыбается»
, « доверительно прижимается» к Ваське, тот
«обнимает ее»
.
Актер: При первом упоминании о нем автор дает ему характеристику «невидимый», которая здесь может здесь по значению приравняться к слову «незаметный», точнее «незамечаемый». Актер, человек публичной профессии, мечтающий о влиянии на умы и души (недаром вспоминает он то роль Гамлета, то Короля Лира). Ни у кого не вызывает серьезного к себе отношения, а между тем это глубоко чувствующий и переживающий свою трагедию персонаж. О его душевном состоянии подробно повествует нам автор в ремарках: «задумывается, сидя на нарах»,
говорит
«громко, как бы вдруг проснувшись», «задумчиво», «тоскливо осмотревшись вокруг»
. Это творческая личность, живущая глубокой внутренней жизнью. Актер – один из немногих героев, кого свое горе не сделало равнодушным к бедам других. Он «
помогает Анне подняться, поддерживая, ведет на прогулку».
И уходит из жизни Актер незаметно – просто
«выбегает в сени»
– без пафоса и красивых фраз. Только потом Барон приносит весть о его самоубийстве. Так и гибнут таланты¸ никем не замеченные и не поддержанные.
Лука – один из главных героев пьесы, старик 60 лет, который, в отличие от остальных персонажей, не принадлежит к миру ночлежников: это место для него лишь «перевалочный пункт», он не зависит от обстоятельств в такой степени, как другие герои. Уже при первом появлении Луки становится ясно, что его ничто не держит на каком-либо конкретном месте – все свое он носит с собой: «котомку за плечами, котелок и чайник у пояса»
Учитель: А кто еще из героев пьесы говорит «спокойно»? Чем отличается его спокойствие от спокойствия Луки?
Ученики: Это Бубнов. Но если спокойствие Луки говорит о том, что он живет в ладу с собой и окружающими людьми, о душевности старика, то ремарка «спокойно»
характеризует Бубнова как человека равнодушного: Лука говорит спокойно один раз, этот же герой говорит «спокойно» более 5 раз, то есть практически всегда. Он спокойно относится ко всем явлениям жизни. Можно вспомнить его реплики, подтверждающие его мысли: «А тебе не все равно?», «Не отворять не надо… твоя жена просит…», «На что совесть? Я – не богатый…».
Учитель: И в завершении нашего разговора хочется вспомнить еще одного героя, который фактически открывает и закрывает пьесу. Первая реплика в пьесе принадлежит ему. И в последней авторской ремарке тоже он – Барон. «Дальше!» — хочется двигаться вперед, вырваться из замкнутого круга. И в IV действии одна авторская ремарка, касающаяся Барона, выражает общее настроение всех ночлежников: «усталый от гнева, садится на скамью».
Все герои пьесы устали от непонимания, безысходности, разобщенности, вражды. Может, один Барон в финале пьесы остался с тем, с чего начал: «все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя». Настя и Барон всегда вместе, их объединяют неоднозначные отношения, сродни любви – вражде. Может, после всех трагических событий: драк, ссор, смертей – пора забыть про вражду и вспомнить про любовь? Тогда и будет «Дальше!».
О чём говорится в авторских ремарках? Почему они необходимы в пьесе?
Литература 5 класс 2. О чём говорится в авторских ремарках? Почему они необходимы в пьесе?
Авторские ремарки в тексте любой пьесы явление обычное и необходимое и пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» в этом отношении не исключение. Актер должен не только знать свои слова, не просто говорить их стоя неподвижно на сцене, он должен двигаться. Ведь в обычной жизни никто не стоит неподвижно во время разговора.
Вот например Королева видит подснежники. Что она делает? она не просто сообщает о своей находке, она двигается, радуется, что и показывает ремарка:
Таким образом актер выражает свои чувства не только словами и интонациями, но и движениями. Такой приме дает полную картину понимания произведения своему зрителю.
Например мы читаем у Маршака: Прыгает на одной ноге. Как бы без ремарки актер сообразил, что говоря свои слова он должен при этом подпрыгивать? Никак. А с ремаркой ему все становится ясно. Эти ремарки помогают создать подвижность действия, которое без них оказалось бы слишком статичным.
Пример: Доверившись своему учителю, ученик решил рассказать о причинах своих проблем в учебе в доверительном разговоре после уроков, когда учитель взялся помочь ученику.
Все таежные приключения Васютки начались с кедровых шишек, которые он собирал для рыбаков. Отец ловил рыбу, руководил бригадой. Настала пора, когда рыбакам пришлось пережидать непогоду и оставить промысел. Вместо ловли, они чинили снасти, готовясь к новому рыбному сезону. Вечерами собирались байки друг другу рассказывали, вот до орехов и пристрастились.
Михаил Зощенко не зря считается большим мастером фельетонов, в каждом из его рассказов мы видим что-то смешное, но при этом понимаем, что подобная ситуация вполне могла иметь место.
Однако, это все вторичные рассуждения, главное в этом рассказе комизм ситуации с галошей, а история эта по мнению автора могла произойти с любым.
Великий сыщик, как хорошо известно всем его поклонникам, сам играл на скрипке, любил оперу и вообще неплохо разбирался в музыке. В людях он тоже очень хорошо разбирался, и это было чуть ли не основным в его успешной профессиональной деятельности. Поэтому музыку для усыпления бдительности двух похитителей бриллианта Мазарини он выбрал как нельзя более удачно. Баркарола из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» очень подходила для цели, которую поставил перед ней Шерлок Холмс. Ведь баркаролы — это песни итальянских гондольеров, которые они поют, плавая на своих лодках по рекам и каналам. Лирические, часто меланхолические, они исполняются в неторопливом, успокаивающем темпе, почти как колыбельные.
Что такое парадокс?
Это в данном случае литературный прием, который утверждает, что то что принято считать единственно верным на самом деле таковым не является.
Это не обязательно действительно правильное утверждение, но оно позволяет заметить несуразности в отношении к той или иной проблеме. Парадоксы позволяют легко обратить наше внимание на смешную сторону жизни, на то, как ведет себе в повести Распе барон Мюнгхаузен.
Какую роль в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» играют авторские ремарки? (ЕГЭ по литературе)
Что такое ремарка? Прежде всего, это авторское замечание, пояснение, дающее оценку происходящему в драматическом произведении. В чеховской комедии «Вишневый сад» ремарки, помимо описательного характера, наделены и символическим подтекстом. Так какое значение несут авторские примечания в этой пьесе?
Безусловно, ремарки в комедии Чехова «Вишневый сад» играют важную роль. В начале действия они задают тон всему произведению, с их помощью обрисовывается пространство и атмосфера имения Раневской: «комната, которая до сих пор называется детскою», «рассвет», «уже май». Но эта атмосфера, на первый взгляд кажущаяся проникнутой ощущением красоты, весны, рассвета, жизни, исполненной радости и тепла, разрушается противопоставлением ей холодной, совсем не весенней, погодой («утренник»). Такая антитеза является неслучайной и несет символический подтекст. Это – предзнаменование холодности и недопонимания в отношениях героев друг с другом (спор Лопахина и Гаева; непонимание окружающими всей серьезности проблемы, возникшей вокруг имения и вишневого сада; сомнения Вари на счет свадьбы с Лопахиным; персонажи часто не слышат друг друга, каждый говорит о своем).
«Звук лопнувшей струны в начале и в конце пьесы символически подразумевает не только гибель сада, но и прощание героев со светлым прошлым, уходящим безвозвратно.
Не менее значительным являются ремарки, иллюстрирующие эмоциональное состояние героев и их поведение (жесты, привычки, темп речи) и подчеркивающие что-то важное. Сквозь них образы персонажей раскрываются более ярко. Так, в чеховской комедии через авторские пояснения мы узнаем о том, что многим героям пьесы свойственны несостоятельность и противоречивость в действиях и словах. Эти ремарки «снижают» то, что говорят и делают герои и характеризуют их сущность: «Гаев, «кладущий в рот леденец» и говорящий праздные речи о разрешении судьбы всего имения; Шарлота, рассказывающая о своей нелегкой жизни сироты, тут же «достает из кармана огурец и ест»; играющий на гитаре и «ужасно поющий» Епиходов, которого называют «двадцать два несчастья»; в описании дворянских усадьб часто встречается эпитет «старый» («старая часовенка», «старая скамья»).
Без ремарок многое не прозвучало бы в пьесе так, как необходимо автору. Чего стоят ремарки в финале пьесы: «Сцена пуста…становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора п дереву, звучащий одиноко и грустно…» и снова усиливается этот образ после сцены с забытым Фирсом: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, печальный…только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву…». Как страшно! Как печально! Как многозначительно!
Таким образом, в чеховском «Вишневом саду» ремарки наполняют произведение глубоким смыслом благодаря своему символическому и психологическому подтексту и играют в нем, безусловно, важную роль.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.