О чем не должен писать журналист
Как написать хороший текст начинающему журналисту или профессиональное взросление
Избавляемся от страхов, находим цель и читаем правильные книжки
Предыстория
Маленький городок с населением сорок тысяч человек, летние каникулы, беззаботная прогулка среди исторических зданий. Взгляд останавливается на двухэтажном аккуратном белом особнячке. Кажется, я слышала, что там находится редакция детской газеты. Но таблички нет.
Это был 2005 год, я перешла в десятый класс. В этом возрасте кажется, что ты уже взрослая, но детское любопытство и доверие миру еще как у ребенка. Поэтому я тяну тяжелую старую дверь и захожу. Меня встречает просторная светлая прихожая, много цветов и лестница, ведущая на второй этаж. Поднимаюсь. Большой зал, все так же залито солнечным теплом, посередине длинный стол для переговоров, составленный из нескольких обычных письменных. Никого нет. Чувствую, что дом гостеприимно приглашает пройти дальше. По скрипучему деревянному полу я иду. Следующая комнатка — поменьше, переоборудована в мини-офис. Несколько компьютеров и стопка с газетами необычного формата — как альбомный лист.
— Здравствуйте, а что здесь такое?
— Здравствуй. Это детская газета, — ответила мне женщина в очках с добрыми глазами. Это была Татьяна Николаевна Кузнецова, которая в то время была главным редактором. Школьники получают задания, пишут материалы, приносят заметки из дома, мы их обсуждаем и публикуем.
Не помню точно, как дальше развивался разговор, но в итоге на первое занятие я принесла два или три материала на обсуждение и стала юнкором. Это была «ТиН-газета» города Кышытма Челябинской области. «ТиН» — потому что твоя и наша, а еще потому что ее выпускают тинейджеры.
Занятия по журналистике вели Светлана Александровна Устинова, которая и сейчас преподает детям и является главным редактором. И, ныне покойный, Виктор Маркович Рискин — журналист газеты «Челябинский рабочий».
Я два года проходила на эти занятия, писала и выпускала свои материалы, а потом поступила на факультет журналистики. После окончания меня взяли на местное телевидение, через полтора года я переехала в Москву — здесь работала на федеральных телеканалах. Сейчас я все также придерживаюсь пути, который был выбран мною тогда. Работаю автором документальных проектов на международном телевидении. Этим летом впервые за многие годы я посетила ту самую детскую редакцию — она теперь находится в другом здании. Нашла свои старые записи и вспомнила заветы, которые давал Виктор Маркович.
«Пушкин тоже кушал и в туалет ходил, но людям интересно то, что он умел кроме этого» — ищи необычное в человеке. «А где ты в этом тексте?» — не забывай про авторскую позицию. «Лузгать семечки» — а что значит слово «лузгать» и почему не сказать «грызть» или «щелкать»?» — лови тонкие смыслы.
Сейчас мне самой хочется поделиться своими наработками с теми, кому это важно. Рассказать, как я решала проблемы, с которыми сталкивалась на пути профессионального взросления.
Где брать темы
Идеи приходят либо из окружающей среды, либо благодаря внутреннему любопытству. Сразу скажу — бояться того, что тема может быть никому не интересна, не стоит. Главное, что она будоражит вас, а значит, вы сможете рассказать увлекательно. Стоит написать о ней в любом случае, а потом найти издание, которое ее примет и напечатает, либо опубликовать текст в своем блоге.
Мой первый сюжет для студенческого телевидения появился как раз из любопытства. Я шла по улице и увидела в одном из дворов частного сектора несколько припаркованных ретроавтомобилей. Оказалось, что это клуб старинных антикварных автомобилей — про них-то я и сняла свою первую историю. С развитием интернета стало еще проще — не нужно стучать в незнакомые двери, можно погуглить и позвонить практически кому угодно. Пользуйтесь этой возможностью.
Зачем это все
Пишите, даже если не можете — вот мой совет любому, кто берется за перо. Но перед работой стоит задать себе вопросы: что читатель (или зритель) сделает после того, как прочтет (увидит) материал или что вы хотите от читателя? Подсказка: ответ должен содержать глагол. Недавно я выступала с лекцией в Челябинском государственном университете, где когда-то училась, и студенты отвечали: «Мы пишем для того, чтобы информировать». Но этот глагол не подходит, потому что он отвечает на вопрос «что хочет сделать журналист?».
7 смертных грехов журналиста: что НЕ надо делать
Если, вдруг, вы не успеваете, не стесняйтесь и не бойтесь сказать об этом. Работать с людьми, которые говорят: «Да, ок, сделаю», — а потом пропадают, не приятно. К этому человеку уже не обратятся.
Ответственность никто не воспитает, кроме вас самих.
ТУПОСТЬ
Грубо, но правдиво. Пришли на первый курс и началось: «Я всё знаю! Читать не буду!» Нужно написать про пенсионный возраст. Не вопрос, сейчас напишу, все же понимают в теме пенсий! У нас есть какая-то самоуверенность, что я знаю всё. Да ничего мы не знаем! Признайте уже это. Читайте статьи. Читайте сайты. Начинайте читать книги! Не думайте, что литература в университете — последнее дело. Уверяю вас, в будущем вы можете больше и не открыть книжку — просто не будет времени. А если и найдёте, то вот желания может не оказаться: очень сложно, работая с текстом, отдыхать в тексте. Чтобы потом писать классные тексты с отсылками на произведения, улавливайте это сейчас и не пропускайте. Для журналиста очень важно знать по чуть-чуть, но везде. Чтобы в нужный момент капнуть глубже и написать что-то стоящее.
ОБВИНЕНИЕ В ТУПОСТИ
ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
«Я такой текст написал! А редактор тупой! Сказал, что он отстой». Понятное дело, что редактору ты пишешь: «Спасибо, я понял», — а потом идешь и своим друзьям рассказываешь, какой он плохой, не видит гения. Как правило, нам страшно принять, что текст не удался и нужно еще поработать, чтобы оставаться «крутым». Легче обвинить, что нас не поняли, и все прочее в этом духе. У редакторов есть такая проблема. Они, иногда, не уделяют времени своим авторам. Просто говорят, твой текст слабоват, переделай. А почему? Не понятно. Если вам так ответили, не устраивайте скандал. Лучше спросите и сделайте лучше.
ЗАШОРЕННОСТЬ
Еще со школьных времен нас натаскивают писать стандартные сочинения для,например, русской литературы. Допустим, Лев Толстой сказал, что счастье — это очень круто. И ты пишешь: «Для многих людей счастье — недостижимая величина. Давайте подумаем, почему же мы не можем? Классик литературы говорил…», и т.д. Вот так пишут только в школе. Обычному читателю подобное не интересно. Когда вы заходите на сайт, цепляют статьи, которые сразу «четко и к делу». Используйте короткие предложения. Писать простыми словами как, понедельник, точка, светит солнце, точка, не означает, что текст плох. Наоборот, вашу компетентность показывает то, что вы можете объяснить любую вещь простым языком.
НЕУВАЖЕНИЕ К АВТОРИТЕТУ
Люди разные. Прислушивайтесь к тем, кто рассказывает информацию не из учебника. Не забывайте про это. Не нужно сразу идти, и выполнять все советы на 100%. Но, применив хотя бы один-два из них на своей практике, вы поймете, что стали опытнее. Не думайте, что образование заканчивается журфаком. Есть множество курсов и лекций. Посещайте их. Вы приобретаете не только опыт, опять же, связи. Личный контакт всегда лучше. Пока вы в интернете, вас, как таковых, нет. Если вас видят на многих мероприятиях, то уже запомнят. Но запомнить по внешности мало. Проявите себя! Задайте вопрос, говорите, советуйтесь.
«Лучше не написать совсем ничего, чем ошибиться»: журналист Игорь Цуканов о правилах фактчекинга
Публикуем полную запись восьмой лекции для журналистов, которая прошла в рамках проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд».
17 ноября 2021 года прошло очередное мероприятие проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд». Лекцию на тему «Фактчекинг и ресерч: современные технологии поиска и проверки информации» прочитал журналист, дьякон Русской православной церкви, отец Игорь Цуканов, который много лет проработал в редакции газеты «Ведомости», в том числе в должности заместителя главного редактора.
В ходе встречи была представлена презентация с детальным разбором таких понятий, как фактчекинг и ресерч. Игорь Цуканов подробно рассказал о том, как в редакции может быть организован мониторинг источников информации и анализ поступающих данных. Отдельный блок тем казался репутационных рисков в связи с использованием тех или иных сведений, способов проверки информации, этики общения с информаторами.
Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в виде подробного тайм-кода.
01.30 Представление спикера
03.21 Журналистика – это не просто написание текстов. Во многом это работа с поиском и проверкой информации. Об опыте работы в газете «Ведомости».
05.37 Что такое православная журналистика на самом деле. Это любая журналистика, которой занимаются православные христиане, а не только тексты о вере и Церкви.
07.00 Ключевая заповедь православного журналиста. «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Это касается всего, но в первую очередь, конечно, работы с информацией.
08.40 Что такое ресерч: как искать и находить информацию. Очевидные и неочевидные источники информации. В каких неочевидных источниках можно находить информацию, как с ними работать и как грамотно организовать мониторинг таких источников. Как находить в таких источниках эксклюзивы. Открытые документы, решения судов, информационные базы данных: как с ними работать и что там можно найти. Примеры из практики.
20.20 Эксклюзивное интервью также может стать источником информации. Человек часто может рассказать нечто такое, из чего «вырастают» еще несколько материалов.
23.00 Разговоры of the record – также очень важный источник информации. Это случается часто, в том числе и в церковной среде. 60% процентов, которая публикуется в СМИ – изначально получается именно таким способом. Важно понимать, как такой информацией пользоваться. Нельзя вводить читателя в заблуждение, фальсифицировать источник нельзя. Читатель имеет право понимать степень причастности этого источника к информации. Необходимо назвать должность или сферу деятельности.
26:00 Догма «Ведомостей»: правила работы с информацией, этика и технология подачи информации. Такие правила существуют во многих значимых изданиях.
27:45 Правило «пяти не» в работе с источниками информации: не шантажировать, не идти на сделки, не обманывать, не давать обещаний, не согласовывать редакционные элементы (заголовки, фотографии и т.п.). Особенности взаимодействия с пиарщиками, которые хотят «продать» вам ложную информацию, в которой они заинтересованы. Если человек вас один раз обманул, к такому источнику информации стоит относиться с большим подозрением. Перепроверяйте!
39.14 В работе с источниками информации соблюдаем принцип взаимного уважения. Цитаты согласуются со спикером, но никогда не переписываются в интересах редакции. Это правило хорошего и тона и нормальной журналистики. Пример из интервью режиссера Елены Попович, автора фильма о св. Нектарии Эгинском.
46.00 Что такое фактчекинг: информацию, даже из самых надежных рук, надо проверять и перепроверять.
47.50 Единственный случай, когда информацию подтверждать не надо – это авторизованное интервью. Хотя и здесь бывают исключения. Старайтесь проверять, даже если вы во всем уверены. Когда речь о конфликте, проверять надо всегда! Спрашиваете вторую сторону, направляйте запросы. Правда, в случае конфликта стоит оценивать статус второй стороны – вы можете столкнуться с ненадежным собеседником.
51.30. Что означает «подтвердить информацию»? Как это сделать? Помните про библейский принцип: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово». Правило трех независимых источников и другие возможности проверить информацию. Журналист должен понимать: а откуда этот человек знает эту информацию? Не опирайтесь на слухи, требуйте подтверждения. «Лучше не написать совсем ничего, чем ошибиться»
55.56 Специфика фактчекинга в православной журналистике. Нужен ли там фактчекинг? Конечно, потому что современные читатели и СМИ очень высокотехнологичны, и в интернете всегда можно что-то проверить, хотя бы в Википедии. Если находится ошибка, растет недоверие к журналисту. Это получается миссионерство со знаком «минус», это сразу вызывает массу комментариев и недовольства со стороны читателей.
58.20 Как проверять информацию в статьях о Церкви? Показывайте материалы экспертам. Избегайте своего мнения, опирайтесь только на авторитеты. Эксперты могут быть как церковными (богословы, священники) так и светскими (историки). Также можно опираться на Православную энциклопедию – это надежный источник научной информации об истории Церкви. Обращайтесь также к ресурсам портала Azbuka.ru.
1.05.54 О чем нужно задуматься, прежде чем начать писать статью. Три типа журналистской интенции при подготовке материала: конфликт, обслуживание или исследование. Примеры таких материалов.
1.27.38 Вопросы зрителей. Как эффективно организовать мониторинг источников? Сколько журналист должен тратить на серфинг по источникам? Почему важно выстраивать личные отношения с источниками информации, и время от времени встречаться, чтобы просто пообщаться.
1.33.15 Вопросы зрителей. Как в редакции верифицируется информация, которая пришла от заинтересованного источника – сливы, пресс-релизы и т.п.?
1.36.30 Вопросы зрителей. Надо ли сейчас ходить на пресс-конференции?
1.37.40. Вопросы зрителей. Если есть сюжет, связанный с конфликтом сторон, а у журналиста есть сведения только с одной стороны, при этом вторая сторона конфликта отказывается от комментариев, как правильно действовать?
1.41.00 Вопросы зрителей. Как вам кажется, насколько принцип «лучше не писать о непроверенном» сейчас соблюдается журналистами?
1.41.40 Вопросы зрителей. Удавалось ли получить ценную информацию из запросов в госорганы? Иногда создается впечатление, что эти запросы мы пишем в пустоту, либо в ответ приходит отписка. Можно ли как-то добиться от них ценной информации?
1.45.29 Вопрос зрителей. Мы часто пишем истории со слов героев, они формулируют длинно, с повторами и канцелярски. Разве редактор не может в данном случае редактировать и предлагать свои формулировки, имея, конечно, в виду, что потом отправит на сверку?
1.46.21. Вопрос зрителей. Получается, что если у редакции есть желание переписать или уточнить, лучше переспрашивать и доспрашивать? Единственно ли это верная стратегия?
1.47.26 Вопросы зрителей. Если ли какие-то признаки доброкачественного и недоброкачественного источника? Как это понять начинающему журналисту?
1.50.51 Вопросы зрителей. Прокомментируйте пиар-компанию по продвижению многодетности. Как вы оцениваете такой подход?
1.55.03. Вопросы зрителей. Вы говорите о том, что можно рассказывать о человеке, который понравился и кажется журналисту прекрасным. А как же принцип «прежде смерти никого не называй блаженным»? Многие церковные журналисты показывают кого-то как героя, учителя жизни, а потом он что-то делает, например, разводится или уходит из Церкви. Получается, что человек не может быть героем?
1.56.55 Вопрос зрителей. Что такое новости о вере, и есть ли в христианской журналистике новости, или все уже случилось?
1.59.48 Вопрос зрителей. Можно ли Церковь исследовать журналистскими методами?
2.01.25 Вопрос зрителей. Иногда приходится искать информацию не из источников, а по соцсетям. Как верифицировать такую информацию?
2.02.46. Вопрос зрителей. Нужно ли священнослужителю следить за новостями?
2.05.56 Вопросы зрителей. Каков портрет христианина в современном мире в России?
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2021».
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Денис Блищ. Частное мнение
В октябре прошлого года я выпускал пост “Пять типичных ошибок пиарщика” – по одной ошибке на каждый курс университета, научившим меня чему угодно, но только не общественным коммуникациям. Впрочем, по специальности я никогда не работал, разве что в последнее время в статусе индивидуального предпринимателя, а вот на ниве журналистики пашу уже больше 15 лет. Сегодня перед вами пятьдесят простых правил журналиста.
1. Сама суть профессии требует от журналиста просыпаться рано и приходить на работу раньше остальных офисных трудяг. Новости как завтрак – должны быть поданы вовремя и в определенное время. Обычно это 9 утра, но в большинстве редакций ты почти никого в 9 утра не найдешь – там будут только те, кто в будущем сделают карьеру. Остальные ее проспят.
2. Журналист должен уметь вести несколько проектов параллельно и уметь планировать свое рабочее время на месяц вперед. Если какой-то материал требует подготовки за неделю, две или даже квартал, то это сфера ответственности журналиста, а не редактора.
3. Времена, когда над текстом можно было корпеть с понедельника по пятницу, безвозвратно ушли. Лишь на самые сложные тексты можно выделить день, но идеально сдавать лонгрид за 3-5 часов. К сожалению, это реальность медиа-бизнеса: отрасли все больше будут нужны “быстрые” журналисты, а “медленные”, сколько ни были бы они талантливы, останутся не у дел.
4. Нет ни одной причины не писать новости прямо с места событий, пресс-конференции или презентации. Пока остальные балуются приветственным шампанским, можно сдать заметку и первым получить трафик. На прессухе все журналисты равны: и редакция “Голоса Днепра”, и агентство Bloomberg – перед ними одинаковые спикеры, у всех те же головы и руки, а на коленях ноутбук.
5. Если тебе захотелось перестать работать “в поле” и начать ваять “аналитику”, прислушайся, не стареешь ли ты? Журналист заканчивается как профессионал, когда прирастает к офисному креслу. Обычно это маскируется под заявление “А теперь я хочу писать аналитику”.
6. Аналитика в маленькой стране (например, в нашей Беларуси) нужна лишь эпизодически, на волне значимых событий. Так как событий подобного масштаба мало, людям нужны репортажи, новости и интервью. И побыстрее.
7. Журналист обязан в любой момент времени иметь в голове крутую нереализованную идею. Ошибочно думать, будто ее за него придумает редактор: если классные идеи не рождаются у самого репортера, то с вероятностью 99% он не сможет воплотить классную задумку со стороны – просто нет таланта. Когда идеи заканчиваются совсем, достаточно выйти на улицу и пройтись с пяток километров, подмечая все интересное. Через час идея будет – если хватило наблюдательности.
8. Журналист “продает” публике впечатления. Если не набраться их самому – не побывать на месте событий – “продавать” будет нечего, текст выйдет сухим и скучным. Кстати, заметил: когда после окончания работы над материалом чувствуешь удовлетворение, но не “вау”, значит, продукт вышел крепким и публике понравится. Часто тот текст, который нравится самому себе больше обычного, воспринимается читателем прохладнее. Уровень впечатлений не совпал.
9. Редакция не может отстраиваться от конкурентной среды, просто не признавая конкурентами коллег по цеху. Журналист в любой момент времени участвует в гонке за эксклюзив и первое место по времени публикации. Пожалуй, я бы дал совет уйти из профессии тем, кто не хочет никаких гонок.
10. Журналист не может не транслировать ценности своей редакции. Ты или поддерживаешь позицию заказчика или не вдохновлен своей работой, а значит пишешь хуже.
11. Нельзя написать текст и ждать, что он станет удачным, если в обществе нет запроса на поднятую тему. Появление любого материала должно быть аргументировано: дискуссией, обстоятельствами, хоть календарем. Просто взять и выдернуть тему из воздуха – глупо.
12. Чаще всего тот, к кому ты обратишься за интервью, согласится на него и даже будет польщен. Боязнь телефонного звонка не имеет под собой никаких оснований.
13. Если журналист движется по пути наименьшего сопротивления – например, делает тот текст, который проще, или забивает дырку унылым копипастом, потому что дырка смотрится хуже копипаста, – то в этот момент происходит подмена клиента редакции. Им по умолчанию является читатель, но в случае, когда корреспондент ищет легкие пути, клиентом становится он сам. Это очень плохо и напоминает советский магазин, где хорошие продукты распределялись среди своих и по знакомым, а всякое говно вываливали покупателям.
14. Да, если ты выбрал профессию репортера, тебе придется работать по выходным так долго, как ты будешь оставаться в профессии.
15. Люди – неиссякаемый ресурс журналистики. Если в мире живет 7 миллиардов людей, то у тебя осталось как минимум 7 миллиардов ненаписанных статей за минусом тех, что ты уже успел выпустить.
16. Я предпочитаю формировать сюжет статьи, придумывая во время сбора информации первую строчку. От первой строчки легче расплетать клубок фабулы. Раньше для этого подошел бы и заголовок, но с трансформацией СМИ в онлайн-издания заголовки потеряли сложность и максимально упрощаются в угоду читателю.
17. Кстати, интернет научил нас одному: до возникновения философии веб 2.0 мы слишком мало знали о тех, кто нас читает, и почему они нас читают. Теперь все ясно.
18. Журналист обязан пересказывать своего собеседника, оформляя текст художественно. За исключением очень талантливых ораторов мы все косноязычны в той или иной степени. Но разговорная речь и письменная психологически воспринимаются иначе: требования к первой занижены из-за присутствия артикуляции, мимики и эмпатических отношений между собеседниками, вторая требует тщания, потому что не имеет невербальных инструментов. Короче, снятый вчистую разговор с диктофона смотрится в письме нелепо.
19. Я согласовываю текст, потому что отдаю себе отчет в том, что обладаю только лишь общей эрудицией, но не специальными знаниями. Согласованный текст священен и одновременно защищает от тех, кто “точно знает, что все не так”.
20. Журналист обязан дать по рукам тому, кто пытается согласовывать не только факты, но и начинает учить языку – мол, тут оборот плохой, здесь надо вот так расставить предложения. В этот момент есть все основания дать отпор и призвать заниматься своим делом.
21. Очень длинные тексты вредны. Чем короче, тем лучше, но оптимально в районе 5 – 7,5 тысяч знаков. Обрывать сюжет лучше резко, это не роман или повесть, а просто взятый из жизни кусочек.
22. Я считаю идеальным форматом репортаж. Репортаж заставляет автора строить сложный повествовательный сюжет, избегать нудных мест и наращивать драйв вплоть до развязки. Ничего подобного в других форматах воплотить нельзя, особенно в интервью.
23. “Говорящие головы” потеряли актуальность еще в 80-х годах прошлого века, но пользуются популярностью у журналистов из-за простоты в разработке. Единственная возможность оживить интервью, это перемежать его косвенной и прямой речью, цитатами как бы подтверждая тезис в предыдущем абзаце. Все остальное подмена клиента и путь наименьшего сопротивления, а значит вредно.
24. Журналист всегда должен работать в паре с фотографом. Если тебе хочется подсказать фотографу, что и как снимать, ты или неопытный, или фотограф у тебя так себе. Хороший фотограф не меньше твоего знает как работать.
25. Советую избегать редакций, где нет денег на корректора.
26. Лонгрид нужно публиковать еще до 9 утра, пока люди не пришли на работу. Он выполняет важную роль приманки как для общей группы читателей, так и для “альфа-самцов”, которые, “подстрелив” жертву, немедленно бегут в свою пещеру демонстрировать ее всем желающим. Идеальный текст тот, которым хочется поделиться; он как бы формирует добавочную стоимость тому, кто его первым нашел.
27. Журналист не способен писать более 5-6 хороших лонгридов в месяц. Если штатное расписание составлено так, что приходится работать больше, рекомендую подыскивать новое место работы. Или редакция сдуется, или ты окажешься в больничке, или качество материалов будет неуклонно падать. Выбери свое.
28. Нет причин идти работать в печатные СМИ. В силу своей формы они не могут трансформировать содержание так, как требует читатель возраста 18-34 лет. Безусловно, и в печатных изданиях работают настоящие мастера пера, но это именно печатные мастера. Газеты неизбежно умрут вместе с поколением тех, кто их привык читать – сейчас самым младшим из них не менее 40 лет.
29. Журналистика в Интернете развивается как никогда быстро. Ты еще не успел осознать, а сетевые СМИ прошли стадию копирования оффлайновых, переродились в свой “журнальный” вид, почти отринули его в угоду Facebook-реальности и уже присматриваются к твиттер-формату, когда длина новости не будет превышать одного абзаца.
30. Твой лучший текст еще не написан. На какой бы срок я не заглядывал назад, роясь в своих же материалах прошлых лет и даже месяцев, всегда находится то, что можно исправить. Кое-что и вовсе смотрится смешно… Зато тексты, выходящие прямо сейчас, никаких нареканий не вызывают. Вот как этот – неплохой ведь пост, правда?
31. Нет ничего хуже, чем не вычитать свой текст после написания. Тавтология – первейший признак лености, опытный редактор точно знает.
32. К сожалению, журналистика не самая прибыльная отрасль, поэтому и зарплаты в ней невелики. Но это не значит, что работая в медиа ты обрекаешь себя на нищенствование: просто нельзя упускать возможности идти наверх. В любой стране всегда есть несколько мест, где платят очень хорошо тем, кто этого достоин.
33. Отношение к журналистам в обществе скорее негативное. Здесь и “проститутки”, и “бездельники”, и все что угодно. В реальности журналист как и любой другой профессионал всего только обменивает свой талант и знания на деньги. Это применимо к 100% специальностей. При этом журналистика обслуживает фактически все население планеты и планета без СМИ существовать не может. Парадокс!
34. Обыватель завидует журналистам из-за легкости самой профессии. Не буду разочаровывать обывателей: работать журналистом действительно приятнее и проще, чем стоять за станком, крутить баранку или сводить годовой баланс. Плюс к тому, журналист путешествует, общается с интересными людьми, выпивает на презентациях и получает за это деньги. Правда, получают это только те, кто заслуживает.
35. Не могу не сказать, что писать заметки может любой. Более сложные формы требуют какого-то таланта.
36. Талант проявляется очень рано. Выглядит это примерно так: в подростковом возрасте постоянно хочется что-то писать, ко времени поступления в университет желание трансформируется в четкое понимание выбора профессии. Если этого нет, возможно, пробовать и не стоит.
37. Будущий журналист должен начать практиковать публикации в СМИ уже к 17-18 годам. Если ты сидишь в университете и нигде не работаешь, рекомендую сменить профессию пока не поздно. К диплому в портфеле должны быть публикации в центральных СМИ. Тут без вариантов, увы.
38. Журналист всегда на стыке конфликтов интересов: между читателем, поставщиком информации и отдельными специалистами (маркетологами, пиарщиками). Здесь надо помнить, что интерес читателя несомненно превыше всего, работать надо на него. Часто можно почувствовать соблазн поддаться влиянию со стороны, стать более лояльным к одному поставщику информации и менее к другому. Все это надо жестко пресекать.
39. Если тебе лень идти на пресс-конференцию, лучше выйди из профессии.
40. Если ты обнаружил, что постоянно проваливаешь дедлайны, то это начало конца или вовсе профессия не твоя. Прокрастинация смертельно опасна для журналиста.
41. Действуй по методу “выжженной земли”. Если после тебя осталось что еще написать, то работа была сделана плохо. Оставлять корм конкурентам – последнее дело.
42. Поменьше слушай критиканов, ориентируйся на тираж и Яндекс.Метрику. Нет правдивей показателя верности выбранного пути.
43. Не стоит пастись на одном формате, теме или герое сколь-нибудь долго. Любой медиапроект имеет свой срок и рано или поздно наскучивает читателю. Успешность журналиста во многом зиждется на умении мутировать и меняться, искать новые идеи и формы. Самая типичная ошибка издания: масштабировать успешный формат, частить им или наращивать объем. Так были убиты успешные и классные идеи – примеров тьма тьмущая.
44. Хорошая журналистика требует инвестиций. Если твой заказчик не готов оплачивать расходы на создание контента, подумай, тот ли это заказчик, который продержится на плаву долго.
45. Ты в любой момент должен быть готов к интервью с президентом, даже если этого интервью у тебя никогда не случится.
46. Работать на несколько изданий кряду не грех только тогда, когда их интересы не пересекаются.
47. Помни, что успех в любой профессии возможен только благодаря долгому и напряженному труду, журналистика не исключение.
48. Умей признавать свои ошибки, которые у тебя будут всегда. Если ошибка допущена в тексте и есть физическая возможность ее исправить, сделай это, но поясни в сноске – простите, был не прав. Это снимает напряженность у 95% читателей и убивает конфликт в зародыше.
49. Не забывай про я-маркетинг. Твоя фамилия и имя – бренд. Псевдоним – мусор.
50. Журналист тот, кто ни в чем не разбирается, но способен разобраться во всем. Если тема “не прохавана”, то работа была сделана плохо.
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎