О чем говорит ваш почерк проект
Проект «О чем говорит почерк»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №63
Тип проекта: «Информационный»
Тема: «О чём говорит почерк»
Автор работы: Лыско Татьяна
Обучающийся 6 «Б» класса
Педагог: Николаева А.Д.,
ВВЕДЕНИЕ
По́черк — фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно- двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.
На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых проходит процесс письма. Исследование рукописных текстов обычно происходит в рамках криминалистического исследования документов (почерковедение). Кроме того, почерк является предметом изучения графологии, однако результаты графологических исследований не всеми признаются в качестве научного факта.
В последние годы количество текстов, написанных от руки, сокращается (люди всё чаще начинают писать на клавиатуре и распечатывать на принтерах).
Почерк может быть «хорошим», то есть удобочитаемым, или же невнятным (даже для человека, написавшего письмо. Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.
Актуальность. Проблему определения характера человека успешно решают психологи, используя метод анализа почерка. К тому же, данная тема в последнее время чрезвычайно актуальна.
Цель: рассказать о науке Графология.
— Выяснить, когда возникла эта наука.
— Где применяется наука Графология.
— Показать виды почерка дать им описания.
Проектный продукт: презентация.
Еще в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Конфуций отмечал, что «почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен.»
Однако впервые слово графология употребил ученик Фландрэна аббат Мишон в своей книге «Систeмa графологии», вышедшей в 1872 году. Именно его и считают отцом графологии, так как благодаря инициативе аббата Мишона, в конце прошлого столетия образовались графологические общества, возникли специальные журналы по графологии.
Современная графология имеет научную теоретическую базу, внесенную немецкими графологами Гансом Бюссе и Людвигом Клагесом. В дальнейшем графология стала распространяться по всей Европе.
В России графология впервые была представлена широкой публике в конце 19-го века книгой Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология», которая был переиздана в 1994 г. Спецслужбы и правоохранительные органы практически всех государств имеют в своем штате специалистов-графологов. Графология входит в программу обучения дипломатов ряда европейских государств. Также многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов.
1.2 Где применяется наука Графология
Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях. Вот несколько примеров:
HR. Во многих развитых странах графология стала незаменимой при подборе персонала. Графологический анализ помогает кадровым службам найти наиболее подходящего кандидата на должность, ведь графолог может быстро и точно определить способности человека, черты его характера. Можно получить оперативный и четкий ответ относительно развитости определенных качеств, необходимых для конкретной вакантной должности.
Образование и профориентация. Анализ почерка ребенка позволяет довольно рано распознать его способности и понять сферу деятельности, в которой он раскроется лучше всего. Это поможет с выбором старшей школы, дополнительных занятий и вуза. Проанализировав почерки работников можно выбрать кандидатов на повышение или для перевода на другие должности – и быть уверенным, что человек будет прекрасно справляться со своими новыми обязанностями.
Психология. Графология широко применяется в психологии как один из видов психологического тестирования. Анализ почерка помогает понять, в каком эмоциональном состоянии находится человек, установить наличие психических расстройств, подобрать подходящую терапию в случае необходимости.
Семейная психология. Очень часто к графологам обращаются семейные пары или те, кто только ищет своего спутника жизни. Проанализировав почерки двух людей, графолог может найти причины семейных проблем и подсказать способы их решения, определить совместимость характеров, рассказать о возможных трудностях в отношениях и о том, как их избежать.
Медицина. Медицинская графология изучает, как та или иная болезнь отражается на почерке человека, это может оказать существенную помощь в ранней диагностике заболеваний. Как правило, таким образом можно диагностировать болезни, связанные с деятельностью мозга.
1.3 Виды почерка и их описание
Человек с открытым и добрым характером. Он легко устанавливает связи и открыт новым знакомствам. Имеет задатки лидера. С ним легко общаться, он эмоционально устойчив.
Маленькие по размеру буквы говорят о сдержанном и целеустремленном характере. Возможно этот человек немного замкнут в себе и ведет скрытный образ жизни, не на показ.
Характер ленивый, расслабленный. Такие люди никуда не торопятся, ничего не предпринимают. Будут долго тянуть с решением проблем или вовсе все пустят на самотек.
Буквы написаны раздельно
Творческий склад характера с хорошо развитым образным мышлением. Обладают креативными способностями.
Острые, угловатые буквы
Человек сосредоточен на себе. Эгоист по натуре.
Характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного.
Начиная свой проект, о почерке я знала не очень много. А о такой науке как графология мне вообще ничего было не известно. Я решила углубиться в историю возникновения науки графология. Меня очень увлекла эта наука. Изучив интернет источники, я узнала очень много нового и интересного. И решила поделиться своими знаниями со своими друзьями и одноклассниками. Для этого я решила создать презентацию рассказывающей и показывающий, какие виды почерка бывают и как они называются. Все сведенья которые я использовала в презентации я брала в книгах, связанных с наукой графология.
Изучив литературу по теме «О чём говорит почерк», я узнала, что графология применится в разных сферах жизни. Я узнала, что существует прямая зависимость между почерком и характером человека. Чтобы узнать характер по почерку нужно обращать внимание на наклон букв, ширину и величину почерка, поля, направление строк. Почерк раскрывает внутренние черты человека, которые выражены в написании букв. Почерк и характер человека может передаваться по наследству. Посмотрев свои тетради и тетради других людей, я выяснила, что у каждого своего почерка, который характерен для него.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щеголев, И. В. Тайны почерка [Текст]: учеб.пособие / И.В. Щеголев. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 158 с.
2. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков [Текст]: учеб. пособие/ Н. В. Белов. – Мн.: Современный литератор, 1999. – 223 с.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах – М, 2000. – 672 с.
5. http://www.excelion.ru /nauka-i-obrazovanie/psihologija/o-chem-mozhet-rasskazat-pocherk-.html
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Проектная работа по теме «ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО ПОЧЕРК».
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.Тарко-Сале Пуровского района
Исследовательский проект по психологии на тему:
«ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО ПОЧЕРК».
Выполнила: Климкина Юлия
учащаяся 9 «г» класса
Бондарева Ольга Сергеевна
г. Тарко – Сале, 2020 г.
1.2. Возможности анализа почерка……………………………………….…. 5
1.3. Как проводить анализ почерка……………………………………….…. 6
1.4. Почерк человека зависит от характера. А что такое характер. 9
2.1 Исследование вопросов связи между различными типами характеров и почерками учащихся.…………………………………………………………. 11
«Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих».
Аристотель
Актуальность исследования. Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер.
А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Цель исследования: с помощью проведённого исследования выявить, наличие взаимосвязи характера с почерком учащихся в 9 г классе.
Объект исследования : почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования : взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Гипотезой исследования : характер человека можно определить по его почерку.
Методы исследования : наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
· познакомиться с наукой графологией;
· изучить основные закономерности графологического анализа
· проанализировать почерк учащихся 9 Г класса;
Первая известная ныне книга, посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии.
Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.
Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили много времени совершенствованию анализа почерка. Графологами-любителями были премьер-министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По.
Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Однако в 1940 году профессор Познышев С. В. провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.
В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы.
1.2. Возможности анализа почерка.
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.
Поэтому так важно видеть, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие.
В обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык.
1.3. Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Желательно получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста.
Помимо образца почерка, полученного непосредственно для анализа, желательно наличие образчика письма, подготовленного ранее, когда испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ почерка осуществляется одинаково, вне зависимости от пола писавшего. В процессе графологического анализа необходимо учитывать стиль жизни того или иного человека, влияние окружающих условий, физическое состояние, ситуацию во время написания текста, вплоть до позы пишущего и качества бумаги и ручки, не говоря уже о возрасте, температуре тела, состоянии здоровья и так далее.
Как определить характер человека по его почерку? Мы знаем, что почерк является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих:
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом. Они могут быть критичными, склонными к проявлению силы.
Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабо вольности.
Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.
Обладатели сильного наклона влево самодостаточны и независимы, всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
Размер букв говорит об общительности человека. Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. У них много друзей. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
Угловатые буквы – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
5. Расположение строк на странице.
Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек, писавший его – оптимист. У пессимиста строчки опускаются вниз. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки говорят о частой смене настроения, неуравновешенности, хитрости.
Поля, оставляемые слева на письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
7. Характер написания слов.
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка. (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.
О многом может рассказать подпись человека. По ней можно узнать даже о тех чертах характера, которые человек скрывает от окружающих и самого себя. Так стандартная, незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость. Подпись, состоящая из петель, встречается у хитрых и наблюдательных людей. Зачеркнутая подпись говорит об импульсивности и энергичности, а подчеркнутая – о предприимчивости. Робкий и замкнутый человек обводит подпись или несколько ее букв в кружок. Зигзагообразный росчерк говорит о неуравновешенности. Росчерк в виде черты – признак эмоциональности. А если росчерк отсутствует, то это характеризует человека как умного и расчетливого.
Вот еще несколько признаков почерка:
· предприимчивые люди, способные легко ориентироваться в незнакомой обстановке, пишут, как правило, бегло и размашисто;
· у человека уравновешенного, постоянного во взглядах и привязанностях, ровного в отношениях, почерк разборчивый, аккуратный, не очень старательный, буквы не одинаковые по высоте, без сильного нажима, с равными промежутками между словами;
· если буквы в словах стоят отдельно друг от друга – слабая воля, слитно – хорошая стрессоустойчивость;
· небольшое расстояние между соседними словами может указывать на слабовыраженное чувство субординации;
· излишнюю осторожность выдают большие пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова;
1.4.Почерк человека зависит от характера. А что такое характер?
Слово «характер» общеупотребительное.
Во-первых, мы его употребляем, когда хотим оценить поведение человека.
В-третьих, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека).
Таким образом, в моей работе речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека. Теперь перейдем к раскрытию понятия «характер»
Свойства личности, выражающие отношения человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое. Которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность».
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера. Своеобразно окрашивая те или иные его черты.
Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Например, о таких способностях, о способности продуцировать оригинальные и творческие идеи в выполнении организации работы, говорит почерк человека, который не связывает буквы.
О чем говорит ваш почерк проект
Введение
Часто от родителей, от учителей можно слышать, что почерк
может рассказать о многом: по качеству почерка судят о нас самих, дают нам оценку в школе, окружающие. Интересно, в чем же тайна почерка? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести свое собственное исследование «О чем может рассказать почерк?»
людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.
Цель моего исследования:
Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4В класса с их характером. Задачи,которые необходимо решить для реализации цели: 1 1.Раскрыть понятие графологии.
2. Изучить основные закономерности графологического анализа;
3. Проанализировать почерк учащихся 4В класса;
4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент
достоверности полученных результатов.
Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.
Предмет и объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ, тест. Оказывается, существует целая наука – графология, которая изучает
Глава 1. Что такое графология?
Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.
1.1 История графологии.
Первая известная книга, посвященная графологии, итальянского профессора Камилло Бальдо, вышла в свет в 1630 году. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку.
Примерно через 200 лет ученый церковник аббат Фландрен создал группу, участники которой подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.
1.2 Что позволяет узнать анализ почерка
Рассмотрим, что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:
1. Манера писать, характер начертания букв в письме.
2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)
1.3 Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ общего вида письма.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются:
-размашистость и сила нажима;
-характер написания слов.
Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.
Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:
б) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;
в) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный;
г) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;
д) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый.
Размер почерка говорит об общительности человека.
а) Крупный – очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми;
б)Средний – спокойные, уверенные в себе люди;
в) Мелкий – застенчивые, замкнутые, бережливые люди.
Форма почерка
Стиль письма
а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;
б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек;
д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость.
Сила нажима.
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.
Наклон почерка
— почерк прямой, без наклона 90*Так пишет очень уравновешенный человек.
Поля.
Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
Характер написания слов:
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.
Глава 2. Результаты исследования
В данном разделе я провела аналитическое исследование почерка нескольких людей (Приложение1). Я определила основные признаки их письма, и, на их основании, сделала выводы о характере исследуемых в общих чертах.
Образец почерка № 1. Этот почерк принадлежит моей однокласснице.
Мухатдисовой Ильвины. На первый взгляд видно, что почерк Ильвины ровный, красивый.
1.Сила нажима. Нажим сильный. Ильвина – девочка сильная, усидчивая.
2.Наклон букв. Небольшой наклон вправо. Ильвина – спокойная и уравновешенная.
3.Размер букв. Крупный почерк. Ильвина – общительная девочка.
4.Очертания букв. Буквы закругленные. Ильвина – добрая и отзывчивая.
5.Связанность букв. Почерк слитный. У Ильвины логическое мышление.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Ильвина – бережливая девочка.
Пользуясь системой анализа почерка, я проанализировала почерк учащихся 4В класса, в классе 19 человек и получили следующие результаты. В таблице отражены осбенности почерка у обучающихся.
а) Почерк учащихся 4В класса:
Особенности почерка
Ф.И. учащихся
Количество
Учащихся
Боженко Ю., Генералова М., Кузнецов Е., Шарафутдинова А., Годов Н.
Давлетбаев И., Каюмов Д.
Разборчивый и аккуратный
Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А.
Буквы отделены друг от друга
Муфтахова А., Мухатдисова И., Пургин А., Шарафутдинова А., Боженко Ю., Кузнецов Е., Генералова М., Даминова Д.
Закиев А., Калистратов Е.
Пургин А., Кузнецов Е., Мухатдисова И.Н.
Небольшое расстояние между словами
Давлетбаев И., Генералова М.
Небольшой наклон вправо
Кузнецова М., Каюмов Д.
Сильный наклон вправо
Небольшой наклон влево
Мухатдисова И., Давлетбаев И., Даминова Д., Генералова М., Закиев А.
Пургин А., Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Калистратов Е., Боженко Ю., Киргизов Р., Шарафутдинова А.
Боженко Ю., Муфтахова А., Москаленко Я., Исакова А.
Пробелы на концах строк
Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А.
Беглый и размашистый почерк
Егоров Е., Калистратов Е., Закиев А.
Генералова М., Кузнецова М.
Боженко Ю., Даминова Д., Давлетбаев И., Егоров Е., Закиев А., Калистратов Е., Киргизов Р., Пургин А.
б) Черты характера учащихся 4в класса Во второй таблице указаны черты хар-ра уч-ся
Черты
Характера
Количество
Учащихся
Легко ориентируется в незнакомой обстановке
Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях
Критичный, склонный к проявлению силы
Бодрый, энергичный (оптимист)
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Добрый и отзывчивый
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
Открытые в общении
Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 58 %, осмотрительных – 42 %, уравновешенных в отношениях – 57 %, стрессовоустойчивых- 42 %, упрямых-32%, отзывчивых-57%. (Приложение2.)
Далее мы решили определить процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.
в) Анализ анкеты В таблице отражены черты хар-ра обуч-ся
Черты характера
Ф.И. учащихся
Каюмов Д., Кузнецова М., Пургин А., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М., ХалиуллинаЛ, Пургин А.
Легко ориентируется в незнакомой обстановке
Кузнецов Е., Халиуллина Л., Даминова Д., Шарафутдинова А., Кузнецова М., Москаленко Я., Егоров Е.
Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный
Мухатдисова И., Закиев А., Генералова М., Шарафутдинова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Калистратов Е., Киргизов Р., Даминова Д, Москаленко Я, Исакова А.
Закиев А., Давлетбаев И., Егоров Е., Каюмов Д., Киргизов Р, Годов Н., Кузнецова М.
Киргизов Р., Исакова А., Шарафутдинова А., Мухатдисова И., Кузнецова М., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е.
Критичный, склонный к проявлению силы
Егоров Е., Калистратов Е., Москаленко Я.
Закиев А., Генералова М.,Шарафутдинова А. Калистратов Е. Мухатдисова И., Кузнецова М., Каюмов Д.
Бодрый, энергичный (оптимист)
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Москаленко Я., Каюмов Д., Егоров Е.
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)
Закиев А., Кузнецова М. Кузнецова М.,
Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый
Независимый, всегда имеет свою точку зрения
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Москаленко Я., Каюмов Д., Боженко Ю., Киргизов Р.
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И., КаюмовД., Я.,Боженко Ю.
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Давлетбаев И., Калистратов Е., Москаленко Я., Егоров Е., Каюмов Д., Пургин А.
Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Москаленко Я., Шарафутдинова А., Ктргизов Р., Егоров Е.
Творческий, талантливый; широкая душа
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Генералова М.
Рациональный и бережливый
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Калистратов Е., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М.
Добрый и отзывчивый
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., МухатдисовИ.,МоскаленкоЯ, Кузнецова М., Даминова Д.,Боженко Ю. Муфтахова А., Генералова М., Годов Н.
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
Калистратов Е., Каюмов Д., Егоров Е., Давлетбаев И., Кузнецова М.
Открытый в общении
Закиев А., Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Боженко Ю., Пургин А., Киргизов Р., ГодовН.
При сопоставлении полученных таблиц выявились следующие совпадения.
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный
Кузнецов Е., Шарафутдинова А. Годов Н.
Разборчивый и аккуратный
Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях
Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А., Генералова М.
Буквы отделены друг от друга
Боженко Ю.Кузнецова М., Киргизов Р., Давлетбаев И.
Закиев А, Шарафутдинова А.,
Критичный, склонный к проявлению силы
Небольшое расстояние между словами
Бодрый, энергичный (оптимист)
Небольшой наклон вправо
Открытый в общении
Каюмов Д., Москаленко Я.,
Сильный наклон вправо
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И.,
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я.
Добрый и отзывчивый
Боженко Ю., Муфтахова А., Даминова Д., Москаленко Я., Исакова А, Пургин А.
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
Пробелы на концах строк
Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А., Закиев А.,
Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:
г) Характеристика учащихся класса по анализу почерка
Ф.И. учащихся
Черты характера
( по почерку)
Совпадения /по наблюдениям
Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая итворческая..
Коммуникабельный, энергичный, бодрый, эмоциональный, самолюбивый, неуравновешенный, может быть критичным, упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, самостоятельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым
Спокойный, сдержанный, добрый и отзывчивый, но слабая субординация, отсутствие решительности и инициативы, частая смена настроения, обидчивость,пессимист.
Слабая воля, бодрый, энергичный, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают упрямый.
Коммуникабельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым оптимист.
Спокойный, слабая воля, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, общительный.
Коммуникабельная, эмоциональ-ная, энегичная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая и отзывчивая, всегда поддержит в трудную минуту, хорошая стрессоустой-чивость.
Коммуникабельная, добрая, отзывчивая, уравновешенная и ровная в отношениях, собственные интересы ставит выше групповых.
Сдержанная, осторожная, хорошая стрессоустойчивость, слабая воля, постоянно в угнетённом состоянии.
Сдержанный, осмотрительный, добрый, может быть упрямым, Эгоист, не любит, когда ему указывают, пессимист, слабая воля.
Спокойный, уравновешенный, сдержанный, осторожный, ровный в отношениях, слабая воля.
Коммуникабельная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая, всегда поддержит в трудную минуту.
Коммуникабельная, энергичная, открытая в общении, слабая воля, отзывчивая, независимая, добрая,всегда имеет свою точку зрения
Сдержанный, осмотрительный, спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, добрый, всегда поддержит в трудную минуту.
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, отзывчивый, добрый стремится к независимости..
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, целеустремлённый, стремится быть первым
Итак, из числа учащихся в классе определено 78% совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка. (Приложение 2).
Заключение
В ходе моего исследования я убедилась, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности. Мое исследование показало, что характер человека действительно влияет на его почерк и наша гипотеза верна. Эта проблема имеет широкое практическое значение как для специалистов (графологов, психологов, учителей и т. д.) так и для обычных людей. Так, знание законов зависимости почерка от характера человека поможет мне:
— лучше узнать моих одноклассников, преподавателей, друзей, родственников;
— обойти «подводные камни» в общении с людьми;
— а также лучше понять свое собственное «Я».
Приложение 1. Анализ почерков
Образец почерка № 2. Этот почерк принадлежит моему однокласснику Годову Николаю. В отличие от почерка Коли, в глаза бросается, что почерк Коли неровный, буквы разного размера, как будто он торопился куда-то.
1.Сила нажима. Нажим неравномерный, местами сильный, местами – слабый. Коля – непоседливый мальчик.
3.Размер букв. Почерк крупный. Коля – общительный мальчик.
4.Очертания букв. Буквы круглые. Коля – добрый и отзывчивый мальчик.
5.Связанность букв. Почерк слитный. У Коли логическое мышление.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Коля – бережливый.
Образец почерка № 3. Этот почерк принадлежит моей маме.
1.Сила нажима. Нажим сильный, равномерный. Моя мама – человек с сильной волей.
2.Наклон букв. Буквы слегка наклонены вправо. Мама – спокойная и уравновешенная. 3.Размер букв. Буквы средние, между крупными и мелкими. Мама – общительный человек, но иногда любит побыть наедине с собой. 4.Очертания букв. Буквы закругленные. Мама – добрая и отзывчивая. 5.Связанность букв. Почерк в основном слитный, но местами буквы не связаны друг с другом. Мама обладает логическим мышлением с элементами интуитивного.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие, но расширяются книзу. Мама – бережливая, но бывает и щедрой.7.Расположение строк на странице. Строки прямые. Мама – спокойная, рассудительная, реально оценивает свои возможности.
Приложение 2.
Список литературы
Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008
Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009
4. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.