О чем говорит сравнение тройки с птицей

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(435 слов) «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Источник

Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

О чем говорит сравнение тройки с птицей. Смотреть фото О чем говорит сравнение тройки с птицей. Смотреть картинку О чем говорит сравнение тройки с птицей. Картинка про О чем говорит сравнение тройки с птицей. Фото О чем говорит сравнение тройки с птицей

Образ птицы-тройки в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя появляется в самом конце первого тома, но её идейно—композиционная и смысловая роль велика. Тройка в произведении появляется несколько раз, и только в концовке поэмы писатель назвал её «птицей», придавая ей более широкий, неоднозначный смысл. Она олицетворяет Россию, которая стремительно несётся, как надеется Гоголь, в светлое будущее.

Авторское определение жанра «Мёртвых душ» – поэма. Многочисленные лирические отступления делают произведение очень поэтичным, но это не единственная и не основная их функция. Эти отрывки раскрывают главную тему – тему России, мысли автора о ней, переживания за её судьбу. Самым известным и художественно выразительным стало лирическое отступление, которое появилось в одиннадцатой главе первого тома. Это и есть размышления писателя о птице-тройке, которая символизирует матушку-Русь.

Николай Васильевич Гоголь любил дальнюю дорогу. Путешествия и новые впечатления помогали ему снять напряжение, они прогоняли плохое настроение и дарили покой. В дороге у Гоголя появлялось вдохновение, так у него в голове родилось много «чудных замыслов». Многие страницы своих бессмертных произведений писатель впервые набросал во время этих поездок по стране. Гоголь вспоминал, что много раз дорога спасала его от жизненных невзгод, удерживала на плаву и выносила на твёрдый берег. Не удивительно, что тема дороги так часто встречается в его сочинениях. Герои путешествуют, попадают в интересные приключения и раскрываются с разных сторон.

Главный герой поэмы в прозе «Мёртвые души» не стал исключением. Автор отправляет его в странствие по городам и деревням России, где герой знакомится с новыми персонажами и раскрывает читателю самого себя. Образу дороги в «Мёртвых душах» придаётся многогранное значение: это и сама поездка Чичикова, и его жизненный путь, и будущее всей страны. При этом переносное значение у этого понятия появляется чаще всего в лирических отступлениях.

Чичиков не просто так разъезжает на тройке, а преследует конкретную цель. Приехав в незнакомый город, всем своим новым знакомым Павел Иванович предлагает неслыханную, а потому сомнительную и странную сделку. Он хочет скупить все мёртвые души в округе. Герой придумал хитрую аферу, но его компаньоны тоже пытаются не упустить выгоду. Чичиков показывает свою изнанку: он не отрицательный и не положительный герой. Павел Иванович представляет новый тип людей – хитрых и расчётливых дельцов, предпринимателей, главная цель которых – материальная выгода. Авантюрист всё хорошо продумал, нравственная сторона вопроса его нисколько не волнует.

Желая провернуть задуманное дело, Чичиков посещает нескольких помещиков, которые, по его мнению, могли бы ему помочь обогатиться. Каждый из его новых знакомых, по замыслу автора, олицетворяет определённые человеческие пороки. Слащавый и никчёмный Манилов, проводящий жизнь в пустой болтовне и несбыточных грёзах. «Дубинноголовая» торговка Коробочка, по своей жадности до прибыли превосходящая самого Чичикова. Безнравственный игрок Ноздрёв, интересующийся собаками больше, чем собственными детьми. Чёрствый и бездушный Собакевич, который в людях видит только плохое. И наконец шедевр Гоголя – Плюшкин как напоминание о будущей судьбе все вышеперечисленных героев. Ведь этот Кащей, чахнущий над грудой мусора, тоже был когда-то таким же помещиком и даже хорошим семьянином. Его душевное опустошение началось с обычной бережливости и не имело в начале таких масштабов.

У созданных Гоголем помещичьих образов самые настоящие мёртвые души. Пороки уничтожили всё человеческое в их облике. Писатель понимает, что происходит беда. Господствующее сословие – дворянство – вырождается, его представители ограничены и безнравственны. Культурный уровень у самых популярных членов общества на нуле. Процветают порочность и алчность. Что происходит с Россией? Что с ней будет?

С помощью своего излюбленного композиционного приёма – лирического отступления – Гоголь обозначил свою главную мысль, свою тревогу и боль: что будет с его страной дальше? Писатель воплотил устремлённую вперёд Русь в образе птицы-тройки. Это художественное сравнение выразило всю его любовь к родине, веру в её достойное будущее и стремительное развитие.

Образ птицы-тройки объединил восхищение Гоголя тысячелетней историей своей Руси-матушки и уважение к народу, который эту историю создавал своими руками: птица-тройка создана с помощью нехитрого инвентаря «ярославским расторопным мужиком». Такая «необгонимая» тройка, летящая подобно птице, могла быть создана только в России. Она легко подхватывает седока на крыло и мчится вдаль.

Писатель любит свою страну, переживает за неё и гордится ею. Он уверен, Россию ожидает великое будущее, другие государства почтительно расступаются перед ней, и несётся она вдаль, «вдохновенная Богом», не зная никаких преград. Русь, куда ж несёшься ты?

Источник

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Источник

Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

Произведение «Мертвые души» Н.В Гоголя является поэмой, несмотря на то что она и написана в прозе. В книге проходит множество лирических отступлений и все они связаны с самой волнующей для автора темой – Россией. Самый известный отрывок из поэмы, где Гоголь создал образ «птицы тройки» находится в одиннадцатой главе первого тома поэмы. Именно здесь автор воплощает свое представление о России.

В первую очередь это конечно средство передвижение тех времен. Чичиков, собираясь отправиться к Манилову, едет именно на тройке, которой управляет кучер Селифан. Это давняя традиция, своеобразный символ Руси. Все что происходит с тройкой в поэме можно сравнить с Россией. В поэме можно обнаружить такие строки: «снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». То есть по мнению автора создателем тройки является самый обычный крестьянин. Это тоже весьма символично, так как можно понять, что Россия держится не на чиновниках и помещиках, а на самых обыкновенных людях – трудолюбивых, честных и смелых крестьянах.

Когда автор описывает саму тройку, то, как она стремительно несется вперед, пролетая все преграды, говорит о том, что Гоголь видит именно такое будущее для России. Стремительное движение в светлое будущее. Автор дает понять, что хотя в России не самое лучшее управление, существует взятничество и жадность, но в ней самые добрые люди и прекрасная природа. Это является его личным представлением о своей родине.

Размышление о «птице тройке» является одним из самых главных лирических отступлений, символизирующих Россию. Она бойкая, шустрая и непокорная, способная обходить все преграды стороной. Этот образ неразрывно связан с описанием дороги, с огромными просторами необъятной Руси. Движение тройки – это символ, показывающий становление новой России, уход от старых укладов и стремление к новому будущему.

Главный герой всегда с радостью садится в свою тройку и несется вперед к неизведанным далям. Можно заметить, что Чичиков еще не совсем потерян для общества. Он отзывчив, жаждет лучшей жизни и простора для души, в принципе, в нем много хорошего. Даже сам автор не осуждает его и не наказывает за совершенные злодеяния, а будто дает ему право на новую жизнь, на исправление ошибок и стремление к лучшему.

Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что «птица тройка» в поэме «Мертвые души» является олицетворением России. Таким образом автор показывает свою необъятную любовь к русской земле, к трудолюбивому народу, к безграничной природе. По мнению Гоголя тройка несется только вперед, в светлое новое будущее.

Источник

Язык как материал словесности в лирическом отступлении “Птица-тройка” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” – это развернутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперед в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя с ней своеобразный диалог. Отрывок насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, отражающими восхищение автора силой, стремительностью, неудержимостью тройки, являющейся образом Руси.

Используемая в отрывке возвышенная лексика помогает выразить авторское восхищение и любовь к родине: “необгонимая”, “созерцатель”,

Олицетворения помогают создать живой образ Руси, а также показать, как все вокруг расступается, открывая ей дорогу. Это следующие олицетворения: “дымится дорога”, “гремят мосты”, “вихри

Метафора “медные груди” показывает прочность, нерушимость, твердость, могущество несущейся Руси-тройки, ее целеустремленность. Чтобы показать огромное количество чувств, переполняющих автора, которые нельзя полностью передать ловами, автор использует умолчание. Для поэтичного и возвышенного звучания слов используется инверсия: “что бойкая необгонимая тройка несешься”, “дымом дымится под тобою дорога”, “неведомая сила заключена”, “чудным звоном заливается колокольчик”, и другие. В отрывке используются сложные синтаксические конструкции.

В основном это сложные бессоюзные предложения и простые предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, обращениями. Ярко выражена эмоциональная окраска, используются восклицательные предложения. Вопросительные предложения показывают, что автор ведет диалог с Русью.

Особенно этот диалог виден в предложении: “Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа”.
Многообразие средств языка придает отрывку красочность, насыщенность и образность, выражает авторские мысли, чувства и надежды на стремительные перемены в жизни России.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *