О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс

О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс

Исследовательские работы и проекты

Что говорит о человеке почерк?

О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс. Смотреть фото О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс. Смотреть картинку О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс. Картинка про О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс. Фото О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему Что говорит о человеке почерк автором была поставлена цель дать психологическую характеристику учащихся 10Б класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.

Подробнее о работе:

Данная исследовательская работа по психологии на тему «Что говорит о человеке почерк» содержит раскрытие теории взаимосвязи почерка и характера человека. В работе описывается типическое и индивидуальное в характере, черты характера, определяется связь почерка и характера путем проведения анализа почерка одноклассников и сопоставления результатов с психологической характеристикой человека.

Оглавление

Введение
1. Графология. Наука о почерке.
1.1. История графологии.
1.2. Современные методы исследования.
1.3. Анализ почерка. Основные принципы.
2. Взаимосвязь почерка и характера человека.
2.1. Типическое и индивидуальное в характере.
2.2. Черты характера.
2.3. Связь почерка и характера.
3. Выявление взаимосвязи характера и почерка подростков.
3.1. Графологический анализ почерка учащихся 10 Б класса.
3.2. Определение характерологических особенностей учащихся 10Б класса.
3.3. Взаимосвязь характера и почерка учащихся 10 Б класса.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Актуальность исследования. Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер.

А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.

Цель исследования: дать психологическую характеристику учащихся 10Б класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.

Объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.

Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.

Гипотезой исследования: характер человека можно определить по его почерку.

Методы исследования:наблюдение, опрос, сравнительный анализ.

Источник

О чем говорит почерк исследовательский проект 9 класс

Введение

Часто от родителей, от учителей можно слышать, что почерк

может рассказать о многом: по качеству почерка судят о нас самих, дают нам оценку в школе, окружающие. Интересно, в чем же тайна почерка? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести свое собственное исследование «О чем может рассказать почерк?»

людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.

Цель моего исследования:

Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4В класса с их характером. Задачи,которые необходимо решить для реализации цели: 1 1.Раскрыть понятие графологии.

2. Изучить основные закономерности графологического анализа;

3. Проанализировать почерк учащихся 4В класса;

4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент

достоверности полученных результатов.

Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.

Предмет и объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.

Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ, тест. Оказывается, существует целая наука – графология, которая изучает

Глава 1. Что такое графология?

Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.

1.1 История графологии.

Первая известная книга, посвященная графологии, итальянского профессора Камилло Бальдо, вышла в свет в 1630 году. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку.

Примерно через 200 лет ученый церковник аббат Фландрен создал группу, участники которой подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.

1.2 Что позволяет узнать анализ почерка

Рассмотрим, что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:

1. Манера писать, характер начертания букв в письме.

2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)

1.3 Как проводить анализ почерка.

Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.

Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.

Анализ общего вида письма.

Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются:

-размашистость и сила нажима;

-характер написания слов.

Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.

Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:

б) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;

в) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный;

г) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;

д) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый.

Размер почерка говорит об общительности человека.

а) Крупный – очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми;

б)Средний – спокойные, уверенные в себе люди;

в) Мелкий – застенчивые, замкнутые, бережливые люди.

Форма почерка

Стиль письма

а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;

б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;

в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;

г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек;

д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость.

Сила нажима.

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Наклон почерка

почерк прямой, без наклона 90*Так пишет очень уравновешенный человек.

Поля.

Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.

Характер написания слов:

Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.

8. Общая оценка

Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.

Глава 2. Результаты исследования

В данном разделе я провела аналитическое исследование почерка нескольких людей (Приложение1). Я определила основные признаки их письма, и, на их основании, сделала выводы о характере исследуемых в общих чертах.

Образец почерка № 1. Этот почерк принадлежит моей однокласснице.

Мухатдисовой Ильвины. На первый взгляд видно, что почерк Ильвины ровный, красивый.

1.Сила нажима. Нажим сильный. Ильвина – девочка сильная, усидчивая.

2.Наклон букв. Небольшой наклон вправо. Ильвина – спокойная и уравновешенная.

3.Размер букв. Крупный почерк. Ильвина – общительная девочка.

4.Очертания букв. Буквы закругленные. Ильвина – добрая и отзывчивая.

5.Связанность букв. Почерк слитный. У Ильвины логическое мышление.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Ильвина – бережливая девочка.

Пользуясь системой анализа почерка, я проанализировала почерк учащихся 4В класса, в классе 19 человек и получили следующие результаты. В таблице отражены осбенности почерка у обучающихся.

а) Почерк учащихся 4В класса:

Особенности почерка

Ф.И. учащихся

Количество

Учащихся

Боженко Ю., Генералова М., Кузнецов Е., Шарафутдинова А., Годов Н.

Давлетбаев И., Каюмов Д.

Разборчивый и аккуратный

Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А.

Буквы отделены друг от друга

Муфтахова А., Мухатдисова И., Пургин А., Шарафутдинова А., Боженко Ю., Кузнецов Е., Генералова М., Даминова Д.

Закиев А., Калистратов Е.

Пургин А., Кузнецов Е., Мухатдисова И.Н.

Небольшое расстояние между словами

Давлетбаев И., Генералова М.

Небольшой наклон вправо

Кузнецова М., Каюмов Д.

Сильный наклон вправо

Небольшой наклон влево

Мухатдисова И., Давлетбаев И., Даминова Д., Генералова М., Закиев А.

Пургин А., Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Калистратов Е., Боженко Ю., Киргизов Р., Шарафутдинова А.

Боженко Ю., Муфтахова А., Москаленко Я., Исакова А.

Пробелы на концах строк

Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А.

Беглый и размашистый почерк

Егоров Е., Калистратов Е., Закиев А.

Генералова М., Кузнецова М.

Боженко Ю., Даминова Д., Давлетбаев И., Егоров Е., Закиев А., Калистратов Е., Киргизов Р., Пургин А.

б) Черты характера учащихся 4в класса Во второй таблице указаны черты хар-ра уч-ся

Черты

Характера

Количество

Учащихся

Легко ориентируется в незнакомой обстановке

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Критичный, склонный к проявлению силы

Бодрый, энергичный (оптимист)

Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Добрый и отзывчивый

Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают

Открытые в общении

Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 58 %, осмотрительных – 42 %, уравновешенных в отношениях – 57 %, стрессовоустойчивых- 42 %, упрямых-32%, отзывчивых-57%. (Приложение2.)

Далее мы решили определить процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.

в) Анализ анкеты В таблице отражены черты хар-ра обуч-ся

Черты характера

Ф.И. учащихся

Каюмов Д., Кузнецова М., Пургин А., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М., ХалиуллинаЛ, Пургин А.

Легко ориентируется в незнакомой обстановке

Кузнецов Е., Халиуллина Л., Даминова Д., Шарафутдинова А., Кузнецова М., Москаленко Я., Егоров Е.

Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный

Мухатдисова И., Закиев А., Генералова М., Шарафутдинова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Калистратов Е., Киргизов Р., Даминова Д, Москаленко Я, Исакова А.

Закиев А., Давлетбаев И., Егоров Е., Каюмов Д., Киргизов Р, Годов Н., Кузнецова М.

Киргизов Р., Исакова А., Шарафутдинова А., Мухатдисова И., Кузнецова М., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е.

Критичный, склонный к проявлению силы

Егоров Е., Калистратов Е., Москаленко Я.

Закиев А., Генералова М.,Шарафутдинова А. Калистратов Е. Мухатдисова И., Кузнецова М., Каюмов Д.

Бодрый, энергичный (оптимист)

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Москаленко Я., Каюмов Д., Егоров Е.

Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)

Закиев А., Кузнецова М. Кузнецова М.,

Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый

Независимый, всегда имеет свою точку зрения

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Москаленко Я., Каюмов Д., Боженко Ю., Киргизов Р.

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И., КаюмовД., Я.,Боженко Ю.

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Давлетбаев И., Калистратов Е., Москаленко Я., Егоров Е., Каюмов Д., Пургин А.

Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Москаленко Я., Шарафутдинова А., Ктргизов Р., Егоров Е.

Творческий, талантливый; широкая душа

Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Генералова М.

Рациональный и бережливый

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Калистратов Е., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М.

Добрый и отзывчивый

Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., МухатдисовИ.,МоскаленкоЯ, Кузнецова М., Даминова Д.,Боженко Ю. Муфтахова А., Генералова М., Годов Н.

Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают

Калистратов Е., Каюмов Д., Егоров Е., Давлетбаев И., Кузнецова М.

Открытый в общении

Закиев А., Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Боженко Ю., Пургин А., Киргизов Р., ГодовН.

При сопоставлении полученных таблиц выявились следующие совпадения.

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный

Кузнецов Е., Шарафутдинова А. Годов Н.

Разборчивый и аккуратный

Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях

Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А., Генералова М.

Буквы отделены друг от друга

Боженко Ю.Кузнецова М., Киргизов Р., Давлетбаев И.

Закиев А, Шарафутдинова А.,

Критичный, склонный к проявлению силы

Небольшое расстояние между словами

Бодрый, энергичный (оптимист)

Небольшой наклон вправо

Открытый в общении

Каюмов Д., Москаленко Я.,

Сильный наклон вправо

Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым

Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И.,

Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я.

Добрый и отзывчивый

Боженко Ю., Муфтахова А., Даминова Д., Москаленко Я., Исакова А, Пургин А.

Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают

Пробелы на концах строк

Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А., Закиев А.,

Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:

г) Характеристика учащихся класса по анализу почерка

Ф.И. учащихся

Черты характера

( по почерку)

Совпадения /по наблюдениям

Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая итворческая..

Коммуникабельный, энергичный, бодрый, эмоциональный, самолюбивый, неуравновешенный, может быть критичным, упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение

Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, самостоятельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым

Спокойный, сдержанный, добрый и отзывчивый, но слабая субординация, отсутствие решительности и инициативы, частая смена настроения, обидчивость,пессимист.

Слабая воля, бодрый, энергичный, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают упрямый.

Коммуникабельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым оптимист.

Спокойный, слабая воля, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, общительный.

Коммуникабельная, эмоциональ-ная, энегичная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая и отзывчивая, всегда поддержит в трудную минуту, хорошая стрессоустой-чивость.

Коммуникабельная, добрая, отзывчивая, уравновешенная и ровная в отношениях, собственные интересы ставит выше групповых.

Сдержанная, осторожная, хорошая стрессоустойчивость, слабая воля, постоянно в угнетённом состоянии.

Сдержанный, осмотрительный, добрый, может быть упрямым, Эгоист, не любит, когда ему указывают, пессимист, слабая воля.

Спокойный, уравновешенный, сдержанный, осторожный, ровный в отношениях, слабая воля.

Коммуникабельная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая, всегда поддержит в трудную минуту.

Коммуникабельная, энергичная, открытая в общении, слабая воля, отзывчивая, независимая, добрая,всегда имеет свою точку зрения

Сдержанный, осмотрительный, спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, добрый, всегда поддержит в трудную минуту.

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, отзывчивый, добрый стремится к независимости..

Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, целеустремлённый, стремится быть первым

Итак, из числа учащихся в классе определено 78% совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка. (Приложение 2).

Заключение

В ходе моего исследования я убедилась, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности. Мое исследование показало, что характер человека действительно влияет на его почерк и наша гипотеза верна. Эта проблема имеет широкое практическое значение как для специалистов (графологов, психологов, учителей и т. д.) так и для обычных людей. Так, знание законов зависимости почерка от характера человека поможет мне:

— лучше узнать моих одноклассников, преподавателей, друзей, родственников;

— обойти «подводные камни» в общении с людьми;

— а также лучше понять свое собственное «Я».

Приложение 1. Анализ почерков

Образец почерка № 2. Этот почерк принадлежит моему однокласснику Годову Николаю. В отличие от почерка Коли, в глаза бросается, что почерк Коли неровный, буквы разного размера, как будто он торопился куда-то.

1.Сила нажима. Нажим неравномерный, местами сильный, местами – слабый. Коля – непоседливый мальчик.

3.Размер букв. Почерк крупный. Коля – общительный мальчик.

4.Очертания букв. Буквы круглые. Коля – добрый и отзывчивый мальчик.

5.Связанность букв. Почерк слитный. У Коли логическое мышление.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Коля – бережливый.

Образец почерка № 3. Этот почерк принадлежит моей маме.

1.Сила нажима. Нажим сильный, равномерный. Моя мама – человек с сильной волей.

2.Наклон букв. Буквы слегка наклонены вправо. Мама – спокойная и уравновешенная. 3.Размер букв. Буквы средние, между крупными и мелкими. Мама – общительный человек, но иногда любит побыть наедине с собой. 4.Очертания букв. Буквы закругленные. Мама – добрая и отзывчивая. 5.Связанность букв. Почерк в основном слитный, но местами буквы не связаны друг с другом. Мама обладает логическим мышлением с элементами интуитивного.

6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие, но расширяются книзу. Мама – бережливая, но бывает и щедрой.7.Расположение строк на странице. Строки прямые. Мама – спокойная, рассудительная, реально оценивает свои возможности.

Приложение 2.

Список литературы

Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008

Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009

4. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.

Источник

«О чем расскажет почерк?» исследовательская работа

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай, 11 класс

Бабужапова Номин Будожаповна,

заместитель директора по НМР,

первая квалификационная категория

О чем расскажет почерк?

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11класс

В почерке раскрывается природа человека, его характер. Связь почерка с характером изучает наука графология. Она позволяет определить по почерку человека его ум, силу воли, самооценку, эмоциональность и многое другое.

О чем расскажет почерк?

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Цель работы: изучить взаимосвязь между почерком и характером человека.

Гипотеза: черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.

изучить физиологическую основу почерка

— исследовать механизм формирования и изменения почерка

-провести графологический анализ почерка экспериментальной группы

— Пробы почерка экспериментальной группы (5 учащихся)

— Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности по опроснику Айзенка (подростковый вариант).

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.

О чем расскажет почерк?

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения, отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Например, мужской почерк, по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный — оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк: тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

История возникновения графологии

Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».

А императору Нерону (37–68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер».

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.

Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Примерно так же отзывался о почерке и Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и др. Например, известный художник Томас Гейнсборо всегда держал рядом с мольбертом рукопись человека, над портретом которого он работал. Этот метод позволял ему полнее отобразить на холсте внутренний мир человека. Идеи Томаса Гейнсборо нашли отражение в изречении Уильяма Преера, немецкого исследователя, жившего в самом начале XX столетия: «Почерк человека есть почерк его индивидуальности».

Итак, какие особенности почерка, могут приоткрыть нам индивидуальные особенности личности:

Общая организованность почерка.

Имеется ввиду ровность почерка. От данной характеристики в анализе почерка отталкиваются, когда исследуют другие его особенности (решают, в каком ключе их рассматривать: положительном или отрицательном). Крупный, ровный и хорошо организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека. Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.

Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Также размер букв достаточно четко определяет степень эгоцентризма человека. Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту, соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше – к крупному. Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали. Обладатели крупного почерка готовы выслушать любую точку зрения и принять её, если собеседник будет достаточно аргументирован. Но желание быть в центре внимания не дает таким личностям сосредоточиться на одной проблеме и довести начатое до конца. Часто такие люди действуют, забыв или не желая подумать.

Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.

Соответственно, люди со средним почерком умеют находить компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и занять определенную жизненную позицию.

Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно, порой и спонтанные, решения.

При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.

Отдельное направление в графологии – направленность линий. Если строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её идеализация.

Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре – пессимист или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из спокойствия, и он падает духом.

В зависимость от состояния человека в течение определенного отрезка жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать вниз.

Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной манеры поведения и здравого оптимизма.

В графологии интервалы характеризуют стиль поведения и мышление личности. При анализе почерка исследуются интервалы между строчками и словам.

Достаточно большие интервалы между строчками говорят о внимательности и полном осознании своих действий автором. При очень крупных интервалах у личности наблюдается скепсис и социальная отстраненность. При среднем, умеренном размере между строчками уместно говорить о ясности мышления и хорошей организованности. Если строки путаются и заезжают друг на друга, то человек неорганизован в мышлении или находится в замешательстве. Если при этом наблюдаются крупные буквы, то автор не может остановиться на каком-то одном увлечении и довести его до конца. Чем больше путаница в строчках, тем больше интересов у личности.

Иногда наблюдается чуть ли не полное совпадение строк. Это говорит о том, что их автор в полном замешательстве. Но не нужно этот случай путать с ситуацией, когда при среднем интервале некоторые элементы букв заезжают на другую строку. В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности.

Следующий блок исследований в графологии – интервалы между словами. Они характеризуют объем физического и психического пространства, который может обеспечить комфортное существование. А также отношение автора к окружающим.

Очень узкие промежутки между словами характеризуют автора, как обладателя узкой личной зоны. Ему не нужно большое жизненное пространство, он предпочитает держаться поближе к другим людям. Если же промежутки между словами, напротив, широкие, то личность нуждается в большом личном пространстве. Такой человек любит одиночество и размышления наедине с самим собой. Независимость необходима такой личности, как воздух. Если промежутки слишком велики, то можно говорить о страхе автора перед контактами с другими людьми, им тяжело завязывать знакомства.

Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим – это характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при этом часто бывают равнодушны к переживаниям других.

Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих.

Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед принятием решения.

Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими. Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей. Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны.

Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие личности стараются оградить себя от любых раздражителей и обладают выраженным эгоцентризмом. Часто именно повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности автора.

О чем расскажет почерк?

Первый этап работы: мы подобрали текст «Колокольчики» и собрали экспериментальную группу из 5 учащихся 7-11классов. Учащихся зашифровали под номерами от 1 до 5. Затем, не ограничивая во времени, попросили переписать текст «Колокольчики» на чистом, белом листе бумаги без линий и клеток.

После выполнения письменного задания экспериментальная группа ответила на 60 вопросов по опроснику Айзенка. После обработки данных почерка и результатов тестирования мы сопоставили и сравнили результаты исследования. Результаты таковы.

коммуникабельный, находит общий язык с разными людьми, самовлюбленный, восприимчив к чужому мнению. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Все буквы в слове связаны между собой, это является признаком хорошего логического мышления. Сужающийся левый край выдает человека скупого и жадного, рассудительный.

властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешкам над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.

(Пути коррекции: нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки)

общительный, эгоистичный, не самостоятелен, обидчив, имеет веселый нрав, склонен к усталости, щедрый, хитрый.

активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

(Пути коррекции: поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко направляет в разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости)

дружелюбный, имеет много друзей, отзывчив, нет силы воли, честолюбив, любит быть на виду, скрытный, беззаботный, жадный и требовательный.

жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

(Пути коррекции: взаимоотношения надо строит на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.)

легко находит общий язык с разными людьми, дисциплинированный, добрый, отзывчивый, аккуратен, активен, человек с веселым нравом, хорошее логическое мышление, отношение человека к материальным ценностям, щедрый, оптимист.

легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству и спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

(Пути коррекции: лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане)

общительный, легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей, единоличник, усидчив, нервный, хорошо развита интуиция, скупой, пессимист, безразличный, эмоционален, лжив.

очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

(Пути коррекции: режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным лидером).

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *