О чем говорит коллекционирование

Почему люди занимаются коллекционированием?

Видимые причины

Что объединяет Мадонну, Бреда Питта, Анджелину Джоли, Хью Гранда, Григория Лепса и Диму Билана с Королевой Елизаветой II? Как ни странно, у этих людей есть кое-что общее, помимо известности. Их объединяет одно хобби, как, впрочем, и ещё примерно 40% всего населения Земли. И это — коллекционирование.

О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование

Какими бывают коллекционеры?

Почему людям так нравится что-то коллекционировать? Ещё с самых юных лет ребенок может пристраститься к этому хобби: начать собирать коллекцию игрушек, машинок, наклеек Даже известные и знаменитые люди тратят немалые деньги на такое хобби. А некоторые и вовсе этим хобби зарабатывают себе на жизнь, устраивая выставки своих коллекций.

Хотя все же для большинства людей, увлеченных этим хобби, их коллекции представляют больше эмоциональную, нежели денежную ценность. Такие коллекционеры считаются истинными, для них важен сам процесс собирания, поиска, классификации экспонатов. Они испытывают истинную радость от каждого пополнения своих коллекций. У такого коллекционирования есть определенные причины, а также психологические подоплеки.

Что побуждает людей к коллекционированию?

Причина первая — воспоминания

Зачастую люди начинают собирать коллекции из тех предметов, которые напоминают им о чем-то приятном, хорошем, об их молодости, детстве. Ностальгию, как одну из самых весомых причин, побуждающих людей к коллекционированию, отмечают и психологи.

Пересмотры таких коллекций дарят их владельцам положительные эмоции от воспоминаний, улучшают настроение и даже придают некий оптимизм по отношению к будущему, по мнению тех же психологов. Коллекции же такие, впрочем, могут иметь весьма субъективную ценность и даже быть непонятыми другими людьми. О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование Фото: Depositphotos

Причина вторая — познавательная

Коллекционирование в некотором роде является познавательным времяпрепровождением. Поиски новых предметов для коллекции зачастую сопряжены с изучением различной информации, поиском всевозможных данных и фактов. Можно даже сказать, что коллекционирование является одним из способов приобщения к культуре и своеобразным способом познания мира.

Причина третья — азарт

Коллекционирование вполне может быть очень даже азартным хобби и по степени куража, адреналина, риска (и денежного, кстати, тоже) не уступать тем же азартным играм. Ведь, попадая в среду коллекционеров со схожими коллекциями, человек может войти в азарт, стремясь заполучить больше предметов в свою коллекцию, нежели другие, «выхватить из-под носа» у другого коллекционера необходимый и ему предмет для своей коллекции (причем на это они могут потратить немало сил и денег).

Причина четвертая — быть как все

Сопричастность к определенному кругу людей (которые занимаются коллекционированием в целом либо чего-то определенного) делает человека счастливее, увереннее в себе. Кроме того, такие общие интересы дают человеку новые знакомства, возможность общения, приятного времяпрепровождения. Ведь коллекционеры и устраивают клубы по интересам, и организовывают совместные/личные выставки, и даже помогают друг другу пополнять свои коллекции, обмениваются вещами. О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование Фото: Depositphotos

Причина пятая — быть не как все

Коллекционирование также может быть одним из способов самовыражения, самоидентификации. Ведь по коллекции человека можно много узнать о его внутреннем мире, о его предпочтениях, его вкусе и даже о его мировоззрении. Потому с помощью оригинальной коллекции или неординарных предметов коллекции человек может стремиться выделиться среди других, что, впрочем, также имеет свои психологические первопричины.

Причина шестая — тщеславие

Также коллекционирование может некоторым образом удовлетворять потребность человека в признании, уважении, делать его в глазах других людей более эрудированным, интеллектуальным, незаурядным, «глубоким». Кроме того, коллекции могут выступать и в качестве показателя статуса, маркера определенного социального положения или принадлежности (реальной или показной) к финансовой или интеллектуальной элите. О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование Фото: Depositphotos

Впрочем, какими бы ни были видимые, поверхностные причины и мотивы, которые побуждают человека заниматься коллекционированием, у каждого коллекционера есть свои личные психологические первопричины для такого своеобразного и многоликого хобби, о которых речь пойдет в следующей статье.

Источник

Коллекционирование — феномен культурный и психологический 1475

Котляр И.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Дубна, Россия
e-mail: iakorepanova@gmail.com

Журкова Е.А.
сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: zhurkova_jane@mail.ru

В детстве у многих из нас были коллекции — кто-то собирал фантики от конфет и жевательных резинок, кто-то марки с изображением космических кораблей и редких животных, кто-то с любовью подбирал серию книг «Библиотека приключений и научной фантастики», а кто-то разноцветные стеклышки и старинные монетки. Для кого-то коллекционирование осталось в детстве, для кого-то трансформировалось во взрослое увлечение, стало видом профессиональной деятельности. В истории известны знаменитые коллекционеры: П.М. и С.М. Третьяковы (коллекция картин легла в основу Третьяковской галереи), С.И. и П.И. Щукины, А.А. Бахрушин и многие другие. В 1862 г. в доме Пашкова на Моховой улице был открыт музей, основой которого стало переведенное из Петербурга собрание исторического музея с библиотекой — Румянцевский музей.

Считается, что понятие «коллекционирование» впервые было использовано более двух тысяч лет назад Цицероном, который в одной из своих речей словом «коллекция» назвал собирание разрозненных предметов в единое целое. Появились первые собрания древностей, в которых вещь выступала как свидетель минувших эпох существования человечества, сложились определенные правила хранения и учета древностей. В период раннего Средневековья интерес к коллекционированию несколько снижается, хотя в Западной Европе в то время существуют церковные сокровищницы и «коллекции» феодалов, в которых хранятся предметы культа, уникальные произведения искусства и др. Но это еще не коллекция, а тем более не музейное собрание, — это неупорядоченное или упорядоченное по субъективным несущественным признакам множество. Коллекционирование как особая деятельность вновь появляется в эпоху Возрождения и основывается прежде всего на необходимости получения нового знания, потребностях просвещения, поэтому предметом собирания становятся те памятники, которые отвечают данному критерию, а объектом — историческое прошлое. Поиском и приобретением предметов коллекционирования начинают заниматься специальные торговцы-агенты, помогающие состоятельным людям формировать свои коллекции исходя из вкусов и пристрастий заказчиков, из познавательных и научных целей. В середине XVI в. появляется новая форма коллекционирования — кунсткамера (палата искусств, редкостей). В 1565 г. Самуэль Квиккельберг составил первые рекомендации для коллекционеров, предлагая рассматривать собрание кунсткамеры как своеобразную учебную выставку, которая дает возможность приобрести географические и естественнонаучные знания, а также художественные и эстетические воззрения [4]. В связи с дифференциацией наук в XIX в. стали создаваться специализированные коллекции однородных предметов, объединенных общей познавательной целью. Большое влияние на коллекционирование естественноисторических объектов оказала разработка основ научной систематизации.

Коллекционирование способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и других наук. Оформились самостоятельные направления коллекционирования: научное (составляется научно обоснованная систематизация определенных предметов, в основном в музейной сфере), учебное (специально изготовленные наглядные пособия по предметам учебной программы — минералогические, ботанические, энтомологические и другие коллекции), любительское (собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам) [1]. С появлением массовых видов коллекционирования (филателия, бонистика, любительская нумизматика и т. д.) особое место среди любительских коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам. Методика составления тематических коллекций впервые была разработана и получила распространение в СССР в 1920-е гг. Развитию массовых видов любительского коллекционирования способствовал выпуск широко доступных объектов коллекционирования (марки, открытки, значки, этикетки), организация специализированных магазинов, издание книг и журналов по вопросам коллекционирования. В СССР было создано Всесоюзное общество филателистов (с различными секциями коллекционеров-книголюбов, филофонистов и др.). Во многих странах и сейчас существуют различные общества коллекционеров [3].

В конце XX — начале XXI вв. в связи с интенсивным развитием глобальной информационной сети Интернет появляется большое число специализированных сайтов и форумов, посвященных коллекционированию, расширяются возможности для общения коллекционеров, обмена, поиска и каталогизации материалов. Современные коллекционеры стараются сохранять культуру коллекционирования (сформулированы особые правила, принципы подбора коллекций [4]) и одновременно стремятся делать эту деятельность еще более разнообразной и интересной.

Попытки проникнуть во внутренний мир коллекционера, исследовать сам феномен коллекционирования есть в художественной литературе (например, книги Джона Фаулза «Коллекционер», Патрика Зюскинда «Парфюмер). В юмористической форме социально-психологическую сущность коллекционирования передала шведская писательница Туве Янссон в известных сказочных повестях о Муми-троллях, когда один из персонажей скандинавского фольклора — Хемуль, собрав в своем альбоме все-все почтовые марки, вдруг погрустнел и заскучал, поскольку собирать ему оказалось больше нечего.

«Да что с тобой, Хемуль! — взволнованно воскликнула фрекен Снорк. — Ты прямо-таки кощунствуешь. У тебя самая лучшая коллекция марок на свете!

— В том-то и дело! — в отчаянии сказал Хемуль. — Она закончена! На свете нет ни одной марки, ни одной опечатки, которой бы у меня не было. Ни одной, ни одинешенькой. Чем же мне теперь заняться?

— Я, кажется, начинаю понимать, — медленно произнес Муми-тролль. — Ты перестал быть коллекционером, теперь ты всего-навсего обладатель, а это вовсе не так интересно.

— Да, — с убитым видом подтвердил Хемуль, — вовсе не интересно» [11].

Коллекционирование представлено в культуре как систематическое или несистематическое собирание однородных (в определенном смысле) предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес. С одной стороны, это увлечение, страсть, склонность к собирательству, которая захватывает, и тогда человека увлекает сам процесс поиска, собирания предметов коллекционирования и их систематизации. С другой стороны, коллекционирование — квазиисследовательская деятельность, аналог научной работы. В этом случае коллекционер не просто накапливает предметы коллекционирования, но и всесторонне их изучает, систематизирует по существенным основаниям, составляет каталоги, следит за составлением подобных коллекций, показывает свою коллекцию на разнообразных выставках. При этом систематизация представляет собой научную ценность, имеет культурную и социальную значимость.

Коллекционирование может рассматриваться не только с культурологической точки зрения. Как и любой вид деятельности, оно может выступать объектом психологического исследования.

В зарубежной психологии, в частности в психоаналитической теории З. Фрейда, коллекционирование представлено как свидетельство фиксации личности на анальной стадии развития (вторая стадия психосексуального развития, связанная с приучением ребенка к опрятности и сдерживанию органических желаний); в других работах коллекционирование рассматривается как проявление стремления к накопительству [12], а также как одна из форм существования обменных операций в детском сообществе [14].

Коллекционирование в детских возрастах — одна из деятельностей, существующая в детской субкультуре. Возникновение и развитие коллекционирования происходит в связи со становлением интеллектуальной сферы и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения в школе, а также с изменениями личности и перестройкой сферы интересов ребенка. Коллекционирование характеризуют как способ материализации «я» ребенка в мире, а также как деятельность, посредством которой возможно включение ребенка в детское сообщество. Коллекционирование в детском возрасте может осуществляться не только как стихийная, индивидуальная деятельность, но и как специально организованный взрослыми процесс. Детское коллекционирование используется в педагогическом и воспитательном процессе (взрослыми организуются специальные занятия, клубы, кружки): в этом случае оно выступает как квазиисследовательская деятельность, которая может помочь сформировать отдельные навыки познавательной деятельности (например, в подростковом возрасте создает психологические условия для развития научных понятий), расширить творческие возможности детей, внести вклад в воспитание отдельных качеств личности [1, 8, 10].

Если содержание коллекционирования в определенной степени описано, то каковы структура, возрастная динамика развития коллекционирования как деятельности? В нашем исследовании мы предприняли эмпирический анализ коллекционирования как деятельности, имеющей свое содержание и структуру (мотивационную и операционально-техническую стороны).

Методика исследования

Психологическое строение деятельности предполагает выделение действий, операций, мотивов и т. д. [5]. Сначала мы рассмотрели коллекционирование взрослых, для которых коллекционирование — имеющая самостоятельную ценность, личностный смысл, длящаяся во времени деятельность. Посредством анализа результатов, полученных в ходе включенного наблюдения и специально сконструированного опроса группы экспертов (людей, для которых коллекционирование — постоянная, включенная в систему личностных смыслов деятельность) была описана деятельность коллекционирования, выделены существенные ее структурные характеристики, т. е. описана идеальная форма коллекционирования и варианты ее осуществления в разных коллекциях.

Коллекционирование как деятельность может быть проанализирована по следующим параметрам:

Мы предположили, что основные компоненты деятельности коллекционирования связаны между собой и влияют друг на друга.

Главным методом исследования стало анкетирование, в основу которого было положено понимание коллекционирования как деятельности.

В исследовании приняли участие 119 детей разного возраста: младшие школьники (8—10 лет, III—IV класс), младшие подростки (11—13 лет, V—VII класс), старшие подростки (14—16 лет, IX класс). Все респонденты — ученики четырех средних общеобразовательных московских школ, в том числе ГОУ школа-интернат для одаренных детей «Интеллектуал». (В данной статье мы не ставим себе цели возрастного анализа деятельности коллекционирования, такой анализ проделан нами в специальной статье: Корепанова И.А., Журкова Е.А. Феномен коллекционирования в школьных возрастах // Психологическая наука и образование (в печати)).

Результаты исследования

На основе полученных данных мы определили варианты проявлений основных компонентов коллекционирования, что легло в основу анализа ответов респондентов.

1. Представление о конечном результате:

2. Способы работы с материалом (элементами коллекции):

3. Мотивы

Как процессуальные коллекции можно выделить те, при собирании которых основными мотивами являются:

Утилитарные коллекции — те коллекции, при собирании которых основным мотивом является польза. Соответственно, собираются предметы, которые предполагают использование либо в настоящее время, либо в будущем («чтение книг», «прослушивание музыкальных дисков»; «с помощью собранных рецептов я стану хорошей хозяйкой»).

Познавательные коллекции — такие коллекции, при сборе которых коллекционером движет познавательный интерес. Для человека важно узнавать что-то новое о предметах своей коллекции, о явлениях, с ними связанных («мне просто интересно, какие монеты есть в мире», «я узнаю о том, какие бывают машины»).

Общенческие коллекции собираются

Выделив основные компоненты коллекционирования, мы обобщили и проанализировали ответы респондентов по всей выборке относительно этих компонентов, что позволило выявить связь компонентов деятельности между собой.

Так как все вопросы в анкете открытого типа, то мы отмечали проявление того или иного компонента, суммировали по всей выборке, а затем переводили в процентные показатели.

При выяснении различий между проявлениями компонентов деятельности коллекционирования по критерию Хи-квадрат Пирсона были получены высокозначимые результаты, свидетельствующие о связи между основным мотивом и способом хранения материала (χ 2 = 11,025; р = 0,012), а также между принципом подбора материала и способом его хранения (χ 2 = 25,625; р = 0,0001).

На рис. 1 и 2 отображены процентные показатели распределения бессистемного (рис. 1) и систематизированного (рис. 2) способов хранения материалов коллекции относительно основных мотивов деятельности.

На оси абсцисс расположены варианты мотивов, а на оси ординат — процентное количество коллекций, для которых характерен тот или иной мотив (все последующие графики выстроены по этому же принципу).

Из рис. 1 видно, что большинство коллекций (54 %), которые хранятся бессистемно, собираются ради получения удовольствия от самого процесса нахождения предметов, пополнения коллекции. Оставшаяся часть бессистемно хранящихся коллекций почти равномерно распределена между утилитарными (15 %), познавательными (17 %) и общенческими (14 %) коллекциями.

О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование
Рис. 1. Бессистемное хранение материалов коллекции

На рис. 2 показано, как относительно ведущих мотивов распределяются коллекции, хранящиеся систематизированно, в специально устроенных для этого местах. Так, в большей части систематизированных коллекций (41 %) преобладает познавательный интерес, а 37 % систематизированных коллекций собирается ради процесса. Меньшая часть систематизированных коллекций (8 %) нужна коллекционеру для общения.

О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование
Рис. 2. Систематизированное хранение материалов коллекции

Связь между мотивом и способом хранения материалов коллекции такова, что процессуальному и общенческому мотивам чаще соответствует бессистемное хранение предметов коллекции. А если коллекция носит систематизированный характер (предметы коллекции объединены в тематические группы, с ними производятся действия по упорядочению, есть специальное место хранения коллекции и т. д.), то основным выступает познавательный мотив. В то же время достаточно большая часть систематизированных коллекций — процессуальные коллекции. Это связано с тем, что коллекционера может увлекать сам процесс систематизации. Многие респонденты отмечали, что любят переставлять предметы с места на место, по-новому их располагать в альбомах и т. п. Если предметы коллекции предполагают использование (музыкальные диски, блокноты, книги), то храниться они могут в системе или без системы в равной степени.

На рис. 3 и 4 представлены процентные показатели распределения бессистемного (рис. 3) и систематизированного (рис. 4) способов хранения материалов коллекции относительно того, какие признаки собираемого важны для коллекционера.

На рис. 3 показано, какая часть бессистемно хранящихся коллекций относится к тому или иному принципу подбора материалов. Большая часть таких коллекций (53 %) собирается вообще без заранее выделенного принципа. Например, коллекционер может собирать все значки подряд, не выделяя для себя более или менее важных их характеристик. Однако при подборе материалов коллекции человек может ориентироваться на какие-либо конкретные признаки, но хранит предметы коллекции вне системы. Из всех бессистемных коллекций 14 % собирается по субъективным признакам, 20 % — по формальным и 13 % по объективным (существенным) признакам.

О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование

Рис. 3. Бессистемное хранение

Как видно из рис. 4, число систематизированных коллекций увеличивается по мере конкретизации признаков предметов, по которым они подбираются. Так, только 12 % из таких коллекций собирается без выделения определенных характеристик предметов, в 22 % коллекций значимыми являются субъективные признаки, в 28 % систематизированных коллекций предметы подбираются по формальным признакам. Большая часть коллекционеров (39 %), систематизирующих свои коллекции, при подборе материала ориентируются на существенные признаки предметов.

О чем говорит коллекционирование. Смотреть фото О чем говорит коллекционирование. Смотреть картинку О чем говорит коллекционирование. Картинка про О чем говорит коллекционирование. Фото О чем говорит коллекционирование

Рис. 4. Систематизированное хранение

Наблюдается статистическая зависимость между принципом подбора и способом хранения материала. Если нет определенного принципа подбора, то хранятся предметы бессистемно, тогда как коллекции, собираемые по объективным (существенным) признакам, хранятся систематизированно, в специально устроенных для этого местах (по алфавиту, по размеру, в специальных альбомах, на разноуровневых полочках и т. п.).

Анализ связи остальных компонентов деятельности методом перекрестных таблиц показал, что применение критерия Хи-квадрат Пирсона не является корректным по ряду показателей. Поэтому мы решили проследить связь компонентов деятельности на основе качественного анализа, используя процентные показатели, полученные в перекрестных таблицах. Особое внимание мы обратили на то, как количественные показатели отдельных компонентов изменяются в зависимости от основного мотива коллекционирования. Выделяя в каждом индивидуальном случае основной мотив, мы принимали во внимание тот факт, что деятельность коллекционера полимотивирована, т. е. может быть направлена, например, и на получение удовольствия от процесса, и на познание предметов, и анализировали те характеристики, которые наиболее ярко проявились в ответах респондентов.

Процессуальным мотивам коллекционирования (по всей выборке) соответствует общее представление о конечном результате, для подбора материала обычно нет четко выделенного принципа, преобладает бессистемное хранение материала.

Большинству коллекций, при сборе которых основным выступает утилитарный мотив, также соответствует общее представление о конечном результате, хотя увеличиваются, по сравнению с процессуальным мотивом, процентные показатели конкретизированного образа результата. При подборе материала большинство составителей не выделяют каких-либо конкретных признаков предметов, но в то же время увеличивается число коллекционеров, для которых важны субъективно значимые признаки. При утилитарном мотиве преобладает бессистемное хранение.

Если коллекционирование имело познавательный характер, то процентные составляющие заметно отличаются от остальных: общее представление численно равно количеству образов конечного результата с более конкретными характеристиками, преобладает подбор материалов по объективным (существенные) признакам, а сами предметы коллекции в большей мере хранятся систематизированно.

Если коллекция собирается ради общения и игры, то у большинства обладателей такой коллекции одинаковое представление о конечном результате. При подборе материала они в основном ориентируются на субъективно значимые признаки либо вообще не выделяют признаки предметов, которые их интересуют. При этом общенческие коллекции в большинстве случаев хранятся несистематизированно.

В заключение приведем примеры коллекционирования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с некоторыми формами раннего детского аутизма (РДА) достаточно часто собирают коллекции. Коллекции становятся для них, с одной стороны, способом фиксации сверхценного интереса, с другой — возможностью внести дополнительную организацию пространства и еще более структурировать окружающий мир.

Коля (15 лет), мальчик с РДА, собирает различные упаковки (пластиковые банки, коробочки, бутылочки) и крышки. У него накопилось уже достаточно много предметов. Он самостоятельно придумал, как их хранить, делая из них гирлянды.

Федя (РДА, умственная отсталость, 17 лет): «Собираю грузовики. Модели грузовиков. Почему? Я начал собирать после того, как посмотрел фильм «Дальнобойщики». Уже примерно 5 лет. Но сейчас не собираю. Что-то надоело».

Петя (РДА, ЗПР, 15 лет): «Да, есть коллекция. Гарри Потер. Я рисую. Играю в компьютерные игры. Книжки читаю. Еще есть наклейки».

Как видно из ответов респондентов, то, что ребята называют коллекциями (или их деятельность взрослые называют коллекционированием), таковым не является. Это скорее сбор и упорядочение разнородных (или похожих) элементов. Действия с элементами носят нетипичный характер — и если внешне они выглядят как упорядочение, классификация, то детальный анализ показывает, что данные действия — проявления стереотипий, характерных для этих ребят в пространстве их жизни.

Другой пример показывает, что по тому, какая коллекция есть у ребенка, — можно судить и о существенных психологических проблемах.

Олег (ДЦП, ЗПР, 14 лет). Говорит, что собирает камушки.

— Откуда у тебя камушки?
— Мне учительница подарила.
— А что ты с ними делаешь?
— Ну так… Ты лучше у мамы спроси. Она знает, что с ними надо делать! Я еще собираю всякие наши грамоты из лагеря. Вон на стене висят.
— А почему ты некоторые грамоты вешаешь, а некоторые — нет?
— Ну… мама повесила. Я ж их собираю!

В этом примере мы видим главную психологическую проблему ребенка — отсутствие собственного намерения, действия. Между матерью и подростком существует симбиотическая связь, которая не дает ему проявлять инициативу, быть ответственным за свои действия. Поэтому и коллекция им позиционируется как принадлежащая ему, однако все действия с ней производит не он (или они производятся не по его замыслу).

Привлечение небольшого клинического материла позволило нам еще раз акцентировать внимание на том, что же можно считать коллекцией, — результат собственных инициатив. Сбор элементов коллекций может осуществляться с помощью других людей, но замысел должен принадлежать самому человеку. Второй момент — в коллекционировании как процессе проявляются основные характеристики личности собирателя. Отсутствие инициативности и возможности (и, следовательно, желания) реализовывать свою самость проявляется и в коллекционировании. Стремление внести порядок и зафиксировать существующую реальность (дети с РДА) также находит свое отражение в коллекционировании.

Проведенное пилотажное исследование позволяет сделать некоторые выводы и наметить пути дальнейшего исследования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *