О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Как молодому учителю вести себя на первом родительском собрании?

Порой родительского собрания боятся не только дети, но и молодые учителя, которые не знают, как правильно себя преподнести, чтобы не ударить перед родителями лицом в грязь. Психолог Марина Быкова не только рассказала о психологических приёмах на первом родительском собрании, но и поделилась своим опытом классного руководителя.

Вопрос. Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как молодому учителю-предметнику вести себя на первом собрании?

Ответ. Родительское собрание — стресс для всех его участников. Родители стремятся как можно больше узнать про своего ребёнка или как можно быстрее оттуда уйти, учителя — рассказать обо всех и о планах на предмет, а дети дома ждут, не откроется ли им какая-то «лишняя» информация.

Большинство родителей принимают большое участие в жизни своих детей, особенно в младшей и средней школе, поэтому нередко собрание так и норовит превратиться в большой парад вопросов и затягивается до бесконечности. На практике это не даёт особого эффекта, так как каждый слушает ответ только на свой вопрос, и в итоге темы дублируются. К слову, в некоторых странах родительские собрания проводятся с каждым по записи, как у терапевта. Но мы будем говорить о нашей реальности.

Выступление каждого учителя-предметника по-хорошему ограничено во времени. Заранее узнайте у классного руководителя, сколько минут вам отведено. Составьте чёткий план своего выступления и оставьте время на вопросы. Если вы работаете с классом первый год, не забудьте представиться и в двух-трёх фразах рассказать о себе. Это уберёт лишние вопросы и настроит на позитивный лад. Кратко расскажите о том, чем вы занимаетесь на уроках, что планируется, собираетесь ли вы проводить экскурсии, проекты.

Личные вопросы старайтесь перенести в отдельный разговор с родителем, отвечайте только на те, которые важны большинству

Если не знаете ответа на вопрос либо он относится к вашим коллегам (классному руководителю, завучу), скажите честно, что это не в вашей компетенции.

Важно показать родителям, что вы уверены в том, что вы делаете. В общественном сознании ещё живет стереотип, что возраст = опыт. Не стоит доказывать всем, что это не так, ваша задача — просто хорошо делать свою работу, говорить о достижениях класса, не бояться признавать недоработки. Волнение будет присутствовать, но пока вы будете 5 минут говорить по заготовленному плану, оно немного пройдёт. Родители обычно похожи на своих детей, так что, если кто-то кажется слишком серьёзным, можете представить на этом месте его сына или дочь.

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Как прошёл мой первый педсовет. И почему мне было стыдно за своих коллег-учителей

В школе, где я была классным руководителем, родители отличников всегда сидели на первых партах, а родители прогульщиков опаздывали по разным невероятным причинам. Безусловно, на собрании могут возникнуть разные непредвиденные обстоятельства. Дети могут что-то неправильно передать, случайно или чтобы «мама не ругала». Из-за этого у родителей порой складываются самые странные впечатления о том, что происходит на уроках.

Учителю важно не давать себя в обиду, но делать это корректно. Объясните, что было на самом деле, если произошел конфликт — расскажите о нем до того, как вас об этом спросят. Если нужна помощь классного руководителя или разговор в присутствии ребёнка — не бойтесь сказать об этом. Примите, что родители — не ваши начальники или подчиненные, они партнеры в нелегком, но очень важном деле — воспитании детей. Никто из вас не обязан нравиться друг другу, главное — искренне интересоваться своими учениками, гордиться их успехами и идти за руку к знаниям.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Иллюстрация: Shutterstock (GoodStudio)

Источник

7 значимых тем, которые стоит обсудить на родительских собраниях в течение года

Первое сентября и первые встречи с родителями школьников позади. Пока основные организационные моменты решены, напряженность в связи со стартом нового учебного года миновала, а учебный процесс идет в полную силу, выделите время для планирования программы родительских собраний на год. Сегодня мы расскажем о ключевых темах, которые помогут каждому классному руководителю донести важное, сохранить нужное и подготовить аудиторию к открытому диалогу.

Тема первая. Здоровье наших детей. Роль гигиены

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Пригласить медицинского работника на родительское собрание будет нелишним. Мероприятие можно организовать и для родителей, и для детей. В учебном заведении ребята проводят минимум 5 часов, поэтому рекомендации специалиста о том, как заботиться о личной гигиене, чистоте одежды и обуви, крайне важны.

Примерный план мероприятия:

Объясните детям общие факты о коже, ведь этот орган чувств лечит организм человека, помогает ему очиститься и защищает. Кроме того, кожа — показатель здоровья, она чувствительна к любым, даже малейшим изменениям в теле.

Коснитесь проблем с кожей: аллергии, инфекционные заболевания. Расскажите школьникам, что нужно внимательно следить за ее состоянием.

Что еще может вызвать кожные проблемы. Дополните предыдущий пункт: наряду с аллергическими высыпаниями в виде волдырей, зуда и покраснений, существуют реакции на стресс. Когда малыш взволнован, боится или, наоборот, сильно раздражен, лицо может бледнеть, покрываться красными пятнами, тело и руки становятся липкими. Следует быть бдительными и при необходимости незамедлительно обратиться за консультацией к врачу и косметологу.

Одежда. Она должна соответствовать гигиеническим нормам, возрасту ребенка и пропорциям его тела, быть чистой и опрятной.

Обувь. Подбирайте ботинки или туфли по размеру, нагрузка при ходьбе должна быть распределена по всей стопе. Не обойдите вниманием и тот факт, что мерить чужую обувь, как и предметы одежды — негигиенично. Если у школьника плоскостопие или есть грибковое заболевание, порекомендуйте родителям обратиться к врачу.

Тема вторая. Защитим наших детей

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Любой родитель обязан знать о трех уровнях нормативно-правовых документов, закрепляющих права детей:

Международный. Декларация прав ребенка 1959-го года (принята ООН), Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989-ом году).

Федеральный. Конституция РФ, соответствующие Разделы Гражданского и Семейного кодексов, Закон об образовании (п.4 ст. 43, ст. 64), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Кроме того, Уголовная и Административно-правовая ответственность.

Муниципальный. В каждой организации, задействованной в сфере образования, имеется свой устав, где четко прописываются права и обязанности родителей.

Не забывайте: в нашей стране действует Семейный кодекс. Этот нормативно-правовой акт определяет регламент отношений внутри любой российской семьи.

Тема третья. Доверие наших детей

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Отношения между малышами и взрослыми становятся доверительными во время совместного и увлекательного досуга. Чтобы ребенок раскрылся и начал доверять, родителю придется научиться сдерживать свои эмоциональные всплески и вовремя утешить воспитанника, быть чутким и терпеливым.

Во время собрания можно предложить:

Разработать правила поведения в своей семье. Они помогут создать атмосферу взаимной поддержки и понимания — это скажется на психологическом комфорте и ребенка, и взрослого.

Обсудить, что может помочь школьнику стать увереннее в себе. Напомните, что надо чаще хвалить ребенка, признавать его заслуги.

Затронуть тему переходного возраста. Если с подростком стало сложно общаться, посоветуйте проконсультироваться с психологом.

Тема четвертая. Поздравляем именинников

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Совместное празднование дня рождения способствует укреплению дружеских отношений в классе, дарит добрые положительные эмоции детям, родителям и педагогам.

Когда ребята поздравляют друг друга, родители смогут лично понаблюдать за общением внутри коллектива, возможно, выявить конфликты или трудности, чтобы вовремя их разрешить.

Устраивайте праздничные собрания с шариками, тортами и поздравлениями два раза в год. Тогда дети, которые родились летом и осенью, получат свою порцию внимания и подарков в конце ноября. А ребят, чьи дни рождения попадают на зимне-весенний период, чествуйте в конце мая.

Для организации торжества логично привлечь родителей, дети которых попадают в грядущую группу именинников. Они могут подготовить веселые конкурсы, занимательные игры, накрыть стол угощений. Здесь важно учесть характер и увлечения детей: кто-то любит активности, а кто-то, наоборот, спокойные логические квесты.

Программу собрания уместно расширить просветительской частью, где классный руководитель расскажет:

о грамотном отношении к проблемам в школе;

о том, как помочь ребенку повысить самооценку;

как поощрять школьника, усилить его интерес к учебе.

Завершить празднование можно мини-дискотекой: включите ребятам их любимую музыку, вместе потанцуйте.

Тема пятая. Безопасная жизнь

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Родительское собрание будет включать в себя информацию о том, что каждый гражданин обязан жить в соответствии с нормами действующего законодательства. Если есть возможность, лучше пригласить инспектора по делам несовершеннолетних, который расскажет:

о хулиганстве и преступлениях;

о том, какие еще действия могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность для лиц, достигших 14-летнего возраста (кражи, вымогательства, насильственные действия, в том числе сексуального характера, порча имущества и т. д.);

о тяжелых последствиях конфликтов и практических советах для их мирного урегулирования.

Не забудьте и про основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соревнование, приспособление, избегание, компромисс и сотрудничество. Напишите и распечатайте памятки с пояснениями классификации способов поведения в конфликте.

Тема шестая. Цифровая грамотность

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Сейчас, когда гаджеты стали неотъемлемой частью жизни детей всех возрастов, важно научиться грамотно распределять время. Постоянное использование смартфона или компьютера приводит не только к ощущению общей психологической усталости в конце дня, но и серьезным проблемам со здоровьем (искривление осанки, ухудшение зрения, лишний вес, остеохондроз, рассеянное внимание, снижение активности).

Предложите родителям вместе составить план дня, учитывая особенности и ежедневную нагрузку их малышей. Обсудите учебную программу и внеурочные занятия. Главное, чтобы в графике нашлось место для прогулок на свежем воздухе и живого общения с родными и сверстниками. Ограничивайте школьника в цифровых технологиях, отслеживайте сайты, которые он посещает, установите на телефон или ноутбук родительский контроль.

Тема седьмая. Окончание учебного года

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

В последний месяц учебного года подведите итоги: какие образовательные и культурно-досуговые мероприятия были проведены, в какую сторону изменилась успеваемость, что интересного произошло в процессе обучения. Отметьте тех родителей и ребят, которые помогали в организации праздников, оказывали какую-либо поддержку:

подготовьте грамоты, сладкие сувениры, полезные мелочи;

сфотографируйтесь на память;

накройте небольшой стол, включите музыку.

Создайте вместе красочную стенгазету или журнал с фотографиями, забавными и познавательными историями из жизни учеников. Включите туда интервью с родителями, преподавателями и самими ребятами. Можно записать видеоролик, где будут запечатлены дорогие памятные моменты. Он внесет свой вклад в будущий выпускной, став частью истории класса.

Напомните родителям, что важно соблюдать режим дня в летний период, расскажите о правилах поведения на природе и в общественных местах. Обсудите книги, которые ребятам следует прочитать за лето. При желании родителей порекомендуйте дополнительные упражнения для занятий, чтобы качественно подготовить ребенка к следующему году.

Источник

Как провести родительское собрание? Правила и рекомендации классным руководителям

О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Смотреть картинку О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Картинка про О чем говорить классному руководителю на родительском собрании. Фото О чем говорить классному руководителю на родительском собрании

Для каждого классного руководителя сентябрь достаточно тяжёлый месяц, особенно в том случае, если учитель получил класс только что. Ему нужно познакомиться с личными делами учеников, с самими учениками, найти с ними контакт, установить добрые, доверительные отношения. Но этого недостаточно.

Хорошие отношения нужно установить и с родителями ребят.

Родительское собрание – лекция или душевный разговор?

Чтобы добрые отношения возникли, поддерживались и укреплялись, родительское собрание должно пройти с особым эмоциональным настроем, особенно если речь о 1 классе. Ведь ещё вчера их дети были дошкольниками, а теперь их статус изменился.

Не всегда родители и сами к этому готовы. Часто свой ребёнок кажется им ещё слишком маленьким, несамостоятельным. Родителям хочется гордиться им, но в то же время они стремятся оградить своё сокровище от всех проблем и неприятностей. Чтобы справиться с волнением, родители могут замкнуться в себе, неохотно идти на контакт. Учитель должен всё это учитывать и спланировать собрание особенно тщательно.

Увы, часто родительское собрание приобретает черты ещё одного урока, когда учитель высказывает родителям различные требования, даёт советы и почти даже распоряжения. Иной раз в речи классного руководителя проскальзывает некоторая непримиримость, излишняя требовательность.

Думаем, лучше избегать такого. Смешно выглядит педагог, поучающий взрослых людей, которые могут быть старше его, образованнее и опытнее. Да все они, вероятно, уже десять раз перечитали в интернете всё, что им собиралась сообщить учительница.

Излишний дидактизм может отпугнуть родителей и даже настроить их против школы

А ведь воспитание и образование детей — это общая задача педагогов и родителей.

Раз так, надо убедить родителей в том, что учитель видит в них не исполнителей своей педагогической воли, а со-трудников и единомышленников. Поэтому психологи часто предлагают заранее обдумать всё до мелочей. Например, рассадку.

Рассадка родителей в кабинете

Можно просто предложить родителям сеть за парты, как ученики. А можно расставить столы по два для групповой рассадки. Или таким образом, чтобы все сидели вокруг длинного стола или за партами, расставленными в форме кольца. Или даже вообще без столов — просто на стульях, расположенных по кругу.

В первом случае учитель будет занимать позицию перед и напротив родителей (а ведь «напротив» — слово, родственное «против»). То есть он опять окажется на месте учителя. Это заставит родителей психологически вернуться в детство, когда они были учениками.

Но у этого варианта есть и минусы, и их много.

Рассадка по группам (с помощью жеребьевки или других способов) позволит родителям лучше познакомиться (если они прежде не были знакомы). Это такая атмосфера кафе — прекрасно для отдыха. Но ведь собрание не отдых.

Нам кажется, гораздо лучше рассадить родителей по кругу и самому учителю не стоять возле доски, а сесть за тот же круглый стол.

Минус тут организационного характера: придется перемещать парты.

Круг сообщества

В ходе родительского собрания стоит провести так называемый круг сообщества. Об этом можно подробнее прочитать по ссылке.

В ходе «круга сообщества» каждый из присутствующих обязательно должен высказаться по какому-либо вопросу. Этот вопрос должен быть личным, но не слишком. С одной стороны, он должен позволить родителям выставить себя в достаточно выгодном свете, с другой — помочь педагогу понять, что за люди собрались вокруг него.

В какой-то степени этот вопрос может помочь и в самопознании, заставив отвечающего задуматься о том, что раньше ускользало от внимания.

Итак, учитель задаёт какой-то вопрос и по возможности первый на него отвечает, затем право ответа по кругу переходит к каждому пришедшему на собрание. Конечно, невозможно заставить человека отвечать на вопрос, если он не хочет. Если по первому кругу кто-то откажется, не стоит его заставлять.

Возможно, он ответит позже, на второй вопрос, когда убедится в лояльности собравшихся.

Что это может быть за вопрос? Вот несколько вариантов.

Дальнейший ход собрания

После того как доверительные отношения будут установлены, классный руководитель может обратиться с какими-то сообщениями, касающимися школьного распорядка и т.д. Однако информирование, хотя и является обычно основной частью родительского собрания, в данном случае может быть вынесено за скобки мероприятия. Лучше предложить каждому из родителей взять подготовленные заранее буклеты или памятки.

Они могут содержать информацию

Разумеется, можно дублировать эту информацию в виде интернет-рассылки.

Какие-то вопросы стоит, наверное, вынести на обсуждение.

Учителю не следует высказывать категорических суждений, даже если он прав

Допустим, он требует посещаемости, запрещает опоздания или пользование мобильным телефоном на уроке. Его мнение абсолютно невозможно оспорить — это понимают все, в том числе и родители, которые пришли на собрание. Совершенно необязательно высказывать эти требования в категорический форме, которая не может не задеть чувства родителей.

Большего эффекта можно добиться, если обратиться к родителям как бы за советом, представить это как обсуждение: «Я понимаю вашу заботу о безопасности детей и, конечно, я бы тоже очень волновалась, если бы мой ребёнок не имел средства связи. Сейчас мы привыкли к смартфонам и не представляем себе жизни без него. Нам хочется каждую минуту быть уверенным, что с ребёнком всё в порядке. Как же быть? Может быть, ребятам стоит дать мобильный телефон, но требовать, чтобы он был поставлен на беззвучный режим или вовсе отключён во время уроков? Или предложить складывать мобильники в специальную коробку? А после уроков ребёнок может его снова взять и включить». Такая беседа в форме как бы совещания, наверное, более приемлема, ведь она подчёркивает уважение учителя к родителям, к их мнению.

Будет хорошо, если учитель будет задавать какие-то вопросы, советоваться, интересоваться, что родители думают по тому или иному вопросу. Обязательно следует всё время подчёркивать, что учитель надеется на сотрудничество с родителями, что он был бы рад, если родители будут принимать посильное участие в каких-то мероприятиях. Может быть,

Чувствуя заинтересованность педагога, родители более охотно пойдут на контакт и будут проявлять больше внимания к школьной жизни детей. Вообще, создать теплую и дружественную атмосферу на первом собрании важнее, чем передать родителям всю необходимую информацию.

Надо обязательно предложить родителям заполнить анкету. Это необходимо для того, чтобы учитель мог лучше понять, чем живут его ученики, получил какое-то представление о составе семей, о возможных льготах и возможных проблемах детей.

Стоит оговорить время, когда родители могут обратиться к учителю тем или иным способом, чтобы сообщить какую-то важную информацию о своём ребёнке. Обязательно надо подчеркнуть, что педагогу очень интересно знать все о ребёнке, но особенно важна информация

Возможно, родители не захотят обсуждать такие вопросы в присутствии других и поэтому учитель должен обдумать и обязательно передать родителям информацию о том, когда и каким образом они могут с ним связаться для индивидуальной беседы.

Хорошо бы вообще отвести на это несколько ближайших недель и каждому указать время, когда педагог будет рад поговорить о ребёнке. Эти беседы нужны не для того, чтобы высказать какие-то требования или какие-то замечания, — они для того, чтобы учитель как можно больше узнал о возможных особенностях ребёнка и смог к ним подготовиться сам и подготовить ребёнка.

Завершение мероприятия

Напоследок обязательно нужно выбрать классный актив. Если собрание пройдет удачно, то проблем с этим быть не должно. Скорее всего, родители, поняв, что с них не требуют ничего особенного и не собираются как-то их эксплуатировать, сами вызовутся в чем-то помочь.

Завершить собрание лучше еще каким-нибудь вопросом в круге сообщества. На этот раз можно предложить более эмоциональный вопрос.

В этот раз учителю лучше не начинать с себя, а сразу передать слово родителям.

Затем можно предложить всем выпить чаю с печеньем, включить музыку, поболтать вообще о жизни. А можно просто разойтись, пожелав друг другу удачи и проговорив придуманный лозунг. Например, такой: «Мы — вместе! У нас все получится!»

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Первое родительское собрание в 5-м классе «Давайте знакомиться»

“Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…” Д.Уэбстер

“Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту…” Ф.Абрамов

“Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей”. Д.И.Писарев

“Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…” Януш Корчак

“У ребенка свое особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим…” Жан-Жак Руссо

“Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений…” Оноре де Бальзак

(Первое родительское собрание-встречу уместно проводить в конце августа. Это позволяет, во-первых, заранее познакомиться с родителями учеников, которые переступают порог школы и класса впервые, настроить семьи на необходимость общения со школой, педагогами, во-вторых, создаст определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителями.)

Цель родительского собрания: знакомство классного руководителя с родительским составом класса; знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; провести выборы родительского комитета.

Форма проведения – торжественное собрание (с элементами тренинга).

Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

Подготовительная работа к собранию: (классная комната должна быть с компьютером, проектором или смарт-доской для презентации темы собрания)

1) приглашение на первое родительское собрание родителей учащихся 5 класса за 1-2 недели до проведения собрания пригласительными письмами; приглашение на собрание представителей школьной администрации;
2) изучение классным руководителем личных дел учащихся с целью составления социального паспорта класса;
3) подготовка анкеты для родителей (визитной карточки семьи);
4) сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в пятом классе, основные направления воспитательной работы деятельности, права и обязанности классного руководителя в среднем звене;
5) изучение ожиданий пятиклассников от нового учебного года. Мини-сочинения “Мои ожидания от пятого класса”;
6) изготовление учащимися класса визиток своих родителей (таблички с указанием фамилии, имени и отчества обоих родителей);
7) подготовка места для раздевалки родителей.

Оформление помещения – классной комнаты, оборудование.

Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся. Это позволит с первого собрания ознакомиться с родителями, обращение по имени отчеству располагает к доверительному взаимодействию. Стулья стоят внутри круга. На школьной доске (или на смарт-доске) – тема родительского собрания.

На столах – бланки с анкетами, чистые листы бумаги и ручки. (см. Приложение 1)

Можно провести анкетирование с пятиклассниками тоже заранее. (см. Приложение 2).

Можно выделить детей в классе, ответы которых показались им самыми интересными, у которых много общего, и отметить вопросы, которые были трудными для детей.

Ход собрания

В кабинете (классной комнате) звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются за столы, находят свои визитки на столах, до начала собрания отвечают на вопросы анкеты.

Вступительное слово классного руководителя будущих пятиклассников.

Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от мам и пап. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни. В который раз мы все вместе будет преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников. Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда можете получить исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора школы, его заместителей, всех тех, кому поручено помогать семье в воспитании детей. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач. Давайте познакомимся!

Слово предоставляется директору школы (или заместителю директора по учебной части):

Администратор школы представляет классного руководителя пятого класса, характеризуя его профессиональные качества. В своем выступлении он/она говорят о традициях и обычаях школы, о первоначальных требованиях к учащимся-пятиклассникам, знакомит родителей с Уставом школы и вручает его каждой семье вместе с визитной карточкой школы;

(Если администрация не смогла придти на ваше собрание, то вы сами представляете себя, рассказывая о себе, о выборе профессии педагога, о своей работе в качестве классного руководителя в других выпусках, о планах на будущее в работе с новым классом.)

Классный руководитель: Вы познакомились со мной поближе, сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство с вами. Давайте поиграем: я – ведущая – стою в центре круга и предлагаю поменяться местами ( или пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком и называет этот признак. Например, я скажу: “Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок”. Все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.

Классный руководитель: Вот мы и познакомились. Теперь я думаю, что многие из вас готовы поделиться своими ожиданиями от пятого класса. Это может быть ожидание успеха или тревоги из-за предстоящих трудностей.

(Выслушиваются все родители. В это время учитель может кратко записывать ожидания на доске, сортируя их на группы).

Ожидание успехаПредстоящие страхи и трудности
Повышение учебной успеваемости
Ожидание приобретения новых друзей
Страх снижение успеваемости
Трудность установления контакта с новыми учителями
Трудности ориентации в школьном помещении
Ожидание приобретения новых друзей

С чем связано возникновение проблемных ситуаций, каковы особенности возраста расскажет школьный психолог.

Выступление школьного психолога

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2) формирование умения учиться в средней школе;
3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов

Классный руководитель: Мы познакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.

Далее классный руководитель знакомит родителей с задачами и целями школы, определяет задачи свои и классного коллектива на учебный год; рассказывает об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся; знакомит родителей с основными направлениями воспитательной деятельности школы, основными делами на год, конкретным планом работы на первую четверть/триместр; рассказывает родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста.

Выборы родительского комитета

Уважаемы родители! Сейчас вам нужно выбрать родительский комитет. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности с последующим распределением обязанностей внутри комитета.

Подведение итогов собрания

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения родителей к учителю и школе…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *