О чем говорит фамилия собакевича

Каков смысл «говорящих» фамилий героев в произведении «Мертвые души»? (Коробочка, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич)

Образ героя в литературном произведении начинается с
имени, т. е. восприятие имени образа способствует
пониманию его идейной нагрузки в произведении и
отношения автора к нему.
«Говорящие» фамилии, перекликающиеся с внутренним
обликом персонажей.

Манилов, фамилия от глагола «манить», «заманивать», иронически
обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
Так автор подчеркивает мечтательность героя, его полную
оторванность от реальной жизни.

Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же
шарманкой, вернее с неугомонной дудкой.
Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно
повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный
нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть,
но в шарманке была одна дудка очень бойкая,
никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом
свистела она одна».
Фамилия Ноздрева говорит и о природном чутье к
картёжной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам;
«Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была
ярмарка со всякими съездами и балами».

Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом,
по­терявшем первоначальную форму. И действительно,
этот ге­рой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам гово­рит писатель, передавая историю
жизни Плюшкина.

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Они выявляют натуру человека, указывают на главные определяющие характера.

Источник

О чем говорит фамилия собакевича

Исследовательские работы и проекты

Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души»

Рассмотрим говорящие фамилии на примере пяти помещиков.

Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.

Он ленив и слабоволен, занимается только прожектерством, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.

Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой). «. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами.

Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопится продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед.

Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть.

Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем.

Наиболее ярким персонажем поэмы является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади.

Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».

И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Фамилия дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Также его фамилия напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.

Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.

Итак, Гоголь умело оперирует приёмом «говорящие» фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность. Все фамилии персонажей способствуют развитию общей идеи произведения, выражают авторское отношение к героям.

Заключение

Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.

Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась: при создании литературно-художественного текста важную роль играют «говорящие» фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а также характерами героев и сутью создаваемых образов.

Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Источник

Каков смысл «говорящих» фамилий героев в произведении «Мертвые души»? (Коробочка, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич)

Образ героя в литературном произведении начинается с
имени, т. е. восприятие имени образа способствует
пониманию его идейной нагрузки в произведении и
отношения автора к нему.
«Говорящие» фамилии, перекликающиеся с внутренним
обликом персонажей.

Манилов, фамилия от глагола «манить», «заманивать», иронически
обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
Так автор подчеркивает мечтательность героя, его полную
оторванность от реальной жизни.

Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же
шарманкой, вернее с неугомонной дудкой.
Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно
повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный
нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть,
но в шарманке была одна дудка очень бойкая,
никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом
свистела она одна».
Фамилия Ноздрева говорит и о природном чутье к
картёжной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам;
«Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была
ярмарка со всякими съездами и балами».

Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом,
по­терявшем первоначальную форму. И действительно,
этот ге­рой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам гово­рит писатель, передавая историю
жизни Плюшкина.

Источник

Образ и характеристика Собакевича — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Автор отмечает, что Чичикову Собакевич показался похожим на медведя средней величины. Даже в его одежде преобладали коричневые цвета, фрак был «совершенно медвежьего цвета», рукава его были длинны. Длинными были и панталоны. Ходил этот помещик косолапо, постоянно наступая на чужие ноги. Сапоги этого персонажа отличались исполинским размером.

Его сходство с медведем подчёркивало то, что он был неуклюж, а на лице его не видно было никаких эмоций (на медвежьей морде тоже не бывает видно настроения и намерений этого зверя). Голову он держал немного наклонённой, шеей не ворочал. Цвет лица у него был «калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке». Черты лица Собакевича грубые. Лицо было круглое и широкое, как молдаванские тыквы, из которых делают балалайки.

Интересно, что облик жены Собакевича Феодулии Ивановны совершенно противоположен облику мужа: лицо у неё было узкое, длинное, голову она держала прямо.

Речь Собакевича была отрывистой и краткой. На вечере у губернатора Манилов пригласил Чичикова приехать к нему в деревню, Собакевич тоже кратко сказал: «И ко мне прошу». Приехавшему к нему Чичикову он отрывисто сказал: «Прошу!» — и повел в дом. Но при торге этот человек становится довольно многоречивым. Разговор идёт о деньгах, поэтому он старается говорить убедительно и экспрессивно (почти после каждого его предложение автором поставлен восклицательный знак).

Значение фамилии, имени

Собакевича звали Михаил Семёнович. Дав ему такое имя, автор подчёркивает схожесть этого человека с медведем. Фамилия «Собакевич», напоминающая о животном мире, тоже дана персонажу неспроста — ведь в нём преобладает животное начало, а духовные запросы отсутствуют. «Казалось, в этом теле совсем не было души», — замечает автор.

Описание усадьбы

Деревня Собакевича была большой. Между двумя лесами, сосновым и берёзовым, стоял господский деревянный лом с мезонином. Было заметно, что зодчий при постройке дома хотел, чтобы всё в нём было симметрично, но хозяин сделал так, чтобы было удобно ему: окна на одной стороне велел заколотить и на их месте провертеть одно оконце, вероятно, для тёмного чулана. Фронтон был не посреди дома, так как хозяин велел одну колонну сбоку убрать, и вместо четырёх колонн осталось лишь три. Двор окружала очень толстая деревянная решётка. Сараи и кухни были построены из полновесных брёвен. Видно было, что помещик очень заботился о прочности. Избы мужиков тоже были срублены из толстых брёвен, а колодец обделан был в очень крепкий дуб.

Деревня, дом, усадьба Собакевича — всё это было «в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Мебель в доме тоже была неуклюжей, но прочной и имела сходство с хозяином. Каждый предмет, казалось, сообщал, что он тоже Собакевич.

На обед в этом доме подавали большие, очень сытные блюда. После такого угощения гость еле вставал из-за стола, а хозяин обедал так каждый день. «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — говорит Собакевич. Чичикова он угощал щами, няней (блюдом из начинённого всякой всячиной бараньего желудка), бараньим боком, ватрушками, которые были больше тарелки, громадным индюком и т. п.

Характер

Собакевич — рачительный хозяин, он любит, чтобы всё в хозяйстве было прочно, практично, а внешний вид его не волнует. Всего у него вдоволь, деревня большая. Крестьяне его в своих крепких избах живут, наверно, не бедно.

Этот помещик не видит пользы в просвещении: «Толкуют: просвещенье, просвещенье, а просвещенье — фук!» Обо всех людях он самого плохого мнения, но Чичиков на вечере у губернатора ему понравился, и он пригласил его приехать к нему в деревню. Жене Собакевич сказал, что познакомился с Павлом Ивановичем Чичиковым, «преприятным человеком». Когда тот приехал к Собакевичу, речь зашла о городских чиновниках, хозяин всех их обругал, включая губернатора, которого назвал первым разбойником в мире. В конце этого разговора он подвёл итог: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Казалось бы, смысл жизни Собакевича состоит в том, чтобы поплотнее набить желудок, но автор показывает, что за его тяжеловесностью, неповоротливостью скрывается опасный и умный хищник. Это особый тип помещика-кулака, который легко может вписаться в новые условия того времени, когда Россия встала на путь капиталистического развития. Собакевич обладает быстрым, расчётливым, цепким умом. Он очень упрям, упорен, когда речь идёт о его выгоде. У него нет духовных запросов, его жизненные цели состоят в деньгах, которые дают ему благосостояние.

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

После того, как Чичиков предложил Собакевичу купить мёртвые души, то есть крестьян, которые умерли, но ещё числились в ревизских списках, у этого помещика проявились:

В ответ на своё предложение назначить цену на умершие души Чичиков услышал фантастическую сумму: «по сту рублей за штуку!» Собакевич сразу понял сущность мошеннической сделки и начал вести торг, расхваливая души, которые собрался продать. Он с увлечением говорил, например, о мастерстве каретника Михеева и плотника Степана Пробки. Чичиков, пытаясь сбить цену, напомнил: «Ведь предмет просто фу-фу. Что он стоит? Кому он нужен?» Собакевич на это заметил: «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен». Его совсем не смущает аморальность необычной сделки. Торг был длинный. Сначала Чичиков сказал, что не может дать больше восьми гривен за душу, но в результате согласился купить за два с полтиной (за 2,5 рубля).

Отношение Чичикова к Собакевичу

Чичиков определил облик Собакевича такими словами: «Медведь! совершенный медведь!» Когда тот начал торг, Чичиков понял, что перед ним опасный хищник, серьёзный враг, что его нужно опасаться, поэтому принял правила игры и стал торговаться. Видя упорство Собакевича в торге, Чичиков подумал о нём: «Экой кулак!» Когда Чичиков дал Собакевичу деньги, тот заметил одну немного разорванную ассигнацию: «Бумажка-то старенькая!» Чичиков подумал: «Кулак, кулак! Да ещё и бестия в придачу!» Он был очень недоволен поведением Собакевича, считал, что тот поступил, как чужой, «за дрянь взял деньги», а ведь они знакомы, виделись у губернатора.

Вывод

Образ Собакевича — это образ одного из характерных типов русских помещиков, которому присуща деловая хватка и расторопность, практический ум. Но автор пишет о Собакевиче: «Казалось, в этом теле совсем не было души…» Гоголь сомневается, что такой человек может возродиться к духовной жизни: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь».

Характеристика образа Собакевича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Говорящие фамилии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Содержимое разработки

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

МБОУ Мирновская СОШ Говорящие фамилии в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Выполнил ученик 9 класса

Руководитель: Полтавская Л.В.

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Разработка данного проекта пробуждает интерес к изучению художественного произведения, способствует развитию внутренней культуры читателей.

Значение «говорящих» имён и фамилий вызывает у читателей желание выяснить, какое значение они имеют для понимания авторской позиции. Гипотеза :

исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности .

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

— рассмотреть использование говорящих фамилий на примере поэмы Гоголя;

— заинтересовать одноклассников представленной информацией при изучении программного материала.

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

— провести исследовательскую работу по данной

теме, обратившись к различным источникам;

— научиться выбирать главную информацию и уметь обрабатывать собранный материал;

Н. В.Гоголь «Мертвые души»

Гоголь создает пять характеров, пять портретов помещиков в особой последовательности: от наименьшей к наибольшей степени деградации персонажей. Все помещики непохожи друг на друга, но в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Они сохраняют родовые и социальные признаки: низкий культурный уровень, стремление к обогащению, жестокость по отношению к крепостным.

Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Он ленив и слабоволен и сначала кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Помещица Коробочка Настасья Петровна

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Помещик Собакевич Михаил Семенович

. Следующим помещиком, которого посетил Чичиков был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки « гораздо больше тарелки », « индюк ростом с теленка ». Главными качествами его можно назвать грубость и неуклюжесть. Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: « И я тоже Собакевич! ». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем Этот герой твёрдо стоит на земле, но смысл его жизни состоит в насыщении желудка., поэтому можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых « мертвых душ » поэмы. Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи.

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

Помещик Степан Плюшкин

Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть фото О чем говорит фамилия собакевича. Смотреть картинку О чем говорит фамилия собакевича. Картинка про О чем говорит фамилия собакевича. Фото О чем говорит фамилия собакевича

1.Н.В.Гоголь. «Мертвые души»,- М., 2001г. ( серия книг «Школьная программа» разработана специально для учащихся, прекрасная помощь в подготовке к уроку)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *