О чем говорит фамилия манилов
Каков смысл «говорящих» фамилий героев в произведении «Мертвые души»? (Коробочка, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич)
Образ героя в литературном произведении начинается с
имени, т. е. восприятие имени образа способствует
пониманию его идейной нагрузки в произведении и
отношения автора к нему.
«Говорящие» фамилии, перекликающиеся с внутренним
обликом персонажей.
Манилов, фамилия от глагола «манить», «заманивать», иронически
обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
Так автор подчеркивает мечтательность героя, его полную
оторванность от реальной жизни.
Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же
шарманкой, вернее с неугомонной дудкой.
Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно
повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный
нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть,
но в шарманке была одна дудка очень бойкая,
никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом
свистела она одна».
Фамилия Ноздрева говорит и о природном чутье к
картёжной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам;
«Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была
ярмарка со всякими съездами и балами».
Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом,
потерявшем первоначальную форму. И действительно,
этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам говорит писатель, передавая историю
жизни Плюшкина.
Они выявляют натуру человека, указывают на главные определяющие характера.
Каков смысл «говорящих» фамилий героев в произведении «Мертвые души»? (Коробочка, Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич)
Образ героя в литературном произведении начинается с
имени, т. е. восприятие имени образа способствует
пониманию его идейной нагрузки в произведении и
отношения автора к нему.
«Говорящие» фамилии, перекликающиеся с внутренним
обликом персонажей.
Манилов, фамилия от глагола «манить», «заманивать», иронически
обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
Так автор подчеркивает мечтательность героя, его полную
оторванность от реальной жизни.
Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же
шарманкой, вернее с неугомонной дудкой.
Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно
повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный
нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть,
но в шарманке была одна дудка очень бойкая,
никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом
свистела она одна».
Фамилия Ноздрева говорит и о природном чутье к
картёжной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам;
«Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была
ярмарка со всякими съездами и балами».
Фамилия Плюшкин напоминает о чем-то сплюснутом,
потерявшем первоначальную форму. И действительно,
этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам говорит писатель, передавая историю
жизни Плюшкина.
Говорящие фамилии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Содержимое разработки
МБОУ Мирновская СОШ Говорящие фамилии в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Выполнил ученик 9 класса
Руководитель: Полтавская Л.В.
Разработка данного проекта пробуждает интерес к изучению художественного произведения, способствует развитию внутренней культуры читателей.
Значение «говорящих» имён и фамилий вызывает у читателей желание выяснить, какое значение они имеют для понимания авторской позиции. Гипотеза :
исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности .
— рассмотреть использование говорящих фамилий на примере поэмы Гоголя;
— заинтересовать одноклассников представленной информацией при изучении программного материала.
— провести исследовательскую работу по данной
теме, обратившись к различным источникам;
— научиться выбирать главную информацию и уметь обрабатывать собранный материал;
Н. В.Гоголь «Мертвые души»
Гоголь создает пять характеров, пять портретов помещиков в особой последовательности: от наименьшей к наибольшей степени деградации персонажей. Все помещики непохожи друг на друга, но в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Они сохраняют родовые и социальные признаки: низкий культурный уровень, стремление к обогащению, жестокость по отношению к крепостным.
Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Он ленив и слабоволен и сначала кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».
Помещица Коробочка Настасья Петровна
Помещик Собакевич Михаил Семенович
. Следующим помещиком, которого посетил Чичиков был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки « гораздо больше тарелки », « индюк ростом с теленка ». Главными качествами его можно назвать грубость и неуклюжесть. Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: « И я тоже Собакевич! ». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем Этот герой твёрдо стоит на земле, но смысл его жизни состоит в насыщении желудка., поэтому можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых « мертвых душ » поэмы. Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи.
Помещик Степан Плюшкин
Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.
1.Н.В.Гоголь. «Мертвые души»,- М., 2001г. ( серия книг «Школьная программа» разработана специально для учащихся, прекрасная помощь в подготовке к уроку)
Тема Сочинения «Говорящие фамилии» в поэме Гоголя «Мертвые Души».Где можно найти сочинение?
1). Манилов, фамилия от глагола «манить», «заманивать», иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
2.Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же шарманкой, вернее с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».
Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.
1). Манилов, фамилия от глагола «манить», «заманивать», иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
2.Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же шарманкой, вернее с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».
Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.
голем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
2.Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же шарманкой, вернее с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».
О чем говорит фамилия манилов
Исследовательские работы и проекты
Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души»
Рассмотрим говорящие фамилии на примере пяти помещиков.
Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.
Он ленив и слабоволен, занимается только прожектерством, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой). «. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами.
Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопится продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед.
Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть.
Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем.
Наиболее ярким персонажем поэмы является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади.
Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».
И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Фамилия дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Также его фамилия напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.
Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.
Итак, Гоголь умело оперирует приёмом «говорящие» фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность. Все фамилии персонажей способствуют развитию общей идеи произведения, выражают авторское отношение к героям.
Заключение
Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.
Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась: при создании литературно-художественного текста важную роль играют «говорящие» фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а также характерами героев и сутью создаваемых образов.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.