О чем говорит дума новая газета
Так говорит Дума
27 лет, 7 созывов, 385 тысяч выступлений. «декодер» и «Новая газета» прошлись по всем стенограммам Государственной Думы и создали инструмент, показывающий, о чем и как часто говорили депутаты начиная с 1994-го года.
ЕДИНАЯ РОССИЯ КПРФ ЛДПР СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Как мы обрабатывали данные
График показывает, как часто появляются отдельные слова и словосочетания в выступлениях депутатов Госдумы с 1994 по 2021 год включительно.
В процессе обработки и визуализации данных мы ориентировались на проект наших коллег из Zeit Online «70 лет Бундестага: О чем говорит Бундестаг» (70 Jahre Bundestag – Darüber spricht der Bundestag).
Какие данные мы использовали?
Базой для нашего анализа послужило около 385 тысяч выступлений, опубликованных на официальном сайте Госдумы между 11 января 1994 и серединой мая 2021 года.
Как мы обрабатывали данные?
Стенограммы мы разделили на отдельные слова — так называемые токены. Из списка токенов мы исключили так называемые стоп-слова, такие как «и», «так», «только», не имеющие значения для анализа.
Поскольку в русском языке существует множество словоформ (газета, газеты, газете, газету…), на следующем этапе мы привели их к единообразию, то есть свели к их основной — словарной — форме. В компьютерной лингвистке этот шаг называется лемматизацией. Для этого мы использовали алгоритм, разработанный создателями «Яндекса».
Поскольку нас интересовали не только отдельные понятия, но и словосочетания, такие как «иностранный агент» или «Великая Отечественная война», мы провели еще поиск устойчивых сочетаний — так называемых N-грамм (биграммы, триграммы и т. д.)
И наконец, мы посчитали частотность появления слов и словосочетаний в документах каждого года. Поскольку объем опубликованных стенограмм год от года меняется, мы показываем в графике не абсолютную, а относительную частотность, то есть количество появлений слова или словосочетания на 100 тысяч слов по каждому году.
На что еще следует обратить внимание?
Орфографические ошибки могут иметь место, если они были в оригинале. Для того чтобы массив данных оставался обозримым, мы показываем только понятия, встречающиеся в стенограммах не менее пятнадцати раз за весь период.
Так говорит Дума
27 лет, 7 созывов, 385 тысяч выступлений. «декодер» и «Новая газета» прошлись по всем стенограммам Государственной Думы и создали инструмент, показывающий, о чем и как часто говорили депутаты начиная с 1994-го года.
ЕДИНАЯ РОССИЯ КПРФ ЛДПР СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Как мы обрабатывали данные
График показывает, как часто появляются отдельные слова и словосочетания в выступлениях депутатов Госдумы с 1994 по 2021 год включительно.
В процессе обработки и визуализации данных мы ориентировались на проект наших коллег из Zeit Online «70 лет Бундестага: О чем говорит Бундестаг» (70 Jahre Bundestag – Darüber spricht der Bundestag).
Какие данные мы использовали?
Базой для нашего анализа послужило около 385 тысяч выступлений, опубликованных на официальном сайте Госдумы между 11 января 1994 и серединой мая 2021 года.
Как мы обрабатывали данные?
Стенограммы мы разделили на отдельные слова — так называемые токены. Из списка токенов мы исключили так называемые стоп-слова, такие как «и», «так», «только», не имеющие значения для анализа.
Поскольку в русском языке существует множество словоформ (газета, газеты, газете, газету…), на следующем этапе мы привели их к единообразию, то есть свели к их основной — словарной — форме. В компьютерной лингвистке этот шаг называется лемматизацией. Для этого мы использовали алгоритм, разработанный создателями «Яндекса».
Поскольку нас интересовали не только отдельные понятия, но и словосочетания, такие как «иностранный агент» или «Великая Отечественная война», мы провели еще поиск устойчивых сочетаний — так называемых N-грамм (биграммы, триграммы и т. д.)
И наконец, мы посчитали частотность появления слов и словосочетаний в документах каждого года. Поскольку объем опубликованных стенограмм год от года меняется, мы показываем в графике не абсолютную, а относительную частотность, то есть количество появлений слова или словосочетания на 100 тысяч слов по каждому году.
На что еще следует обратить внимание?
Орфографические ошибки могут иметь место, если они были в оригинале. Для того чтобы массив данных оставался обозримым, мы показываем только понятия, встречающиеся в стенограммах не менее пятнадцати раз за весь период.
Местную власть в результате реформы обнулят и упразднят
По проекту Клишаса–Крашенинникова муниципальные выборы до 2028 года разрешаются только в городах
Депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас продолжают работу по законодательному переформатированию страны. Фото РИА Новости
Очередной законопроект Клишаса–Крашенинникова называется вполне понятно: «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». И ключевой замысел этой инициативы тоже понятен уже с ее первых строк. Действующий закон о МСУ определяет его таким образом: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти. самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Теперь же основной постулат переформулирован полностью: «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения)». Конечно, о самостоятельности, независимости и прочих атрибутах МСУ в законопроекте тоже говорится, но потом – кстати, уже после упоминания единой системы публичной власти, в которую МСУ и входит. Короче говоря, ст. 12 главы 1 Конституции, которую не может изменить парламент, а только референдум, по сути, отменяют. Норма о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», становится не более чем конституционной фразой.
Более того, в ст. 4 законопроекта вдруг объявляется, что «муниципальное образование не является административно-территориальной единицей». То есть в субъектах РФ отменяется их нынешнее деление, там будут только укрупненные по максимуму городские и муниципальные округа.
При этом в пояснительной записке Клишас и Крашенинников, а их устами, конечно, Кремль, заявляют, что реформа меняет территориальной принцип организации МСУ на «принцип привязки к населению». В это очень сложно поверить, поскольку на уровне поселений отменяется всякая власть, да и сами эти поселения в результате такого обнуления упраздняются. Законопроект разрешает держать «на земле» лишь старост на общественных началах – или как там еще их по местным обычаям назовут.
Представительные органы в округах должны быть обязательно, причем указывается, что они могут формироваться только в результате выборов. А вот главы округов кроме прямого избрания или назначения депутатами еще могут выдвигаться и главой региона на решение тех же муниципальных советов. Что-то подсказывает, что именно этот способ порождения мэров и станет доминирующим по настоятельной подсказке из федерального Центра. Губернаторы, понятное дело, получают право наказывать муниципалов выговорами и отставками за безделье или по недоверию. При этом всем местным органам рекомендуется – в вышеуказанном смысле – получать статус юрлица. В этом случае они будут считаться муниципальными казенными учреждениями. То есть снизят свою финансовую самостоятельность, а отчетность по вертикали у них будет повышенная.
Одновременно законопроект предполагает резкое снижение числа местных выборов. После того как новый формат МСУ вступит в полную силу с 1 января 2023 года, до 2028-го продлится переходный период. За пять лет нынешние муниципальные районы должны стать округами, а города, которые еще не выделились в отдельные округа, в них превратиться. В течение этого времени переизбрание всех местных властей разрешается только в существующих городских округах, то есть только в столицах субъектов РФ. Впрочем, о них еще раз сказано, там будет позволена и иная система МСУ, а вот какая – непонятно, об этом будет некий новый законопроект.
|
Низовые органы власти предполагается ликвидировать. Фото с сайта www.urgadmin.ru |
Намерение провести полномасштабную перекройку всей местной власти страны менее чем за год выглядит фантастикой. Но важнее, что авральные изменения усилят политическую турбулентность в регионах – и это прямо во время транзита 2024 года. В связи с этим данное мероприятие, видимо, также следует признать сказочным сценарием и уже сейчас переставать спрашивать у Путина о его планах на очередной президентский срок. Скорее всего он становится объективно неизбежен. А вот после 2028 года уже возможны какие-то другие варианты.
«НГ» попросила экспертов поделиться своим первоначальным мнением от просмотра документа в 200 с лишним страниц. Член федерального бюро «Яблока» Григорий Гришин пояснил: «Тенденция на устранение альтернативной повестки и независимой политики, на дальнейшее выстраивание вертикали власти продолжается. Сейчас, по сути, происходит возврат к советской командно-административной системе. Нового создать наши власти ничего не могут, проще вернутся к старому». По его словам, выбранный способ для реформы тоже не удивителен, «сейчас все решения пишут поверх измененной Конституции». Короче говоря, времена имитационной демократии заканчиваются, видимо, в Кремле пришли к выводу, что нужно унитарное государство. Но яблочник не уверен, что и подготовку реформы бюрократия сможет завершить к 2023 году, и сама она успеет пройти до 2028-го. Но при этом в любом случае российской политической системе будет намного проще, если первое лицо останется навсегда. А шансы для оппозиции предлагаемая реформа действительно закрывает. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова заявила «НГ», что «любые большие реформы связаны сейчас с президентскими выборами 2024 года»: «Цель власти – повысить управляемость на местах. Но на деле это приведет систему к состоянию турбулентности, хотя это только актуализирует для власти ее любимую поговорку «коней на переправе не меняют».
Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ», что в реформе глобального политического замысла не видно, даты подобраны именно такие, чтобы она прошла через все властные инстанции. Сам законопроект эсэр раскритиковал: «По сути дела, это обескровливание местного самоуправления, власть будет еще дальше от людей. Ненормально, когда для того, чтобы построить дорожку или посадить дерево, нужно ехать за разрешением несколько десятков километров. Это и сложно, и неэффективно. Чтобы местное самоуправление нормально работало, нужны не реформы, а финансы, потому что бюджеты у муниципалитетов весьма скромные». Между тем Емельянов согласен, что 2024 год и сам по себе предстоит непростой, а тут к нему еще добавится кризис МСУ.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «По мнению авторов, законопроект устраняет противоречие между местной и региональной властью, а на самом деле, по сути, разрушает систему муниципальной власти. На деле оказывается, что самый низовой уровень власти вообще ликвидируется». Эксперт отметил, что инициатива не может не создать турбулентности, ведь любая реформа работает на дестабилизацию политической системы. Поскольку система строится не снизу и не учитывает мнение избирателя, то он фактически оказывается исключен из процесса. «Власть идет по пути Николая I, выстраивает жесткую административную систему управления. Но при этом нововведения не соответствуют нашим международным обязательствам – той же Европейской хартии местного самоуправления», – отметил он.
При этом Калачев обратил внимание, что если переходный период стартует в 2023 году, то это наложится на президентскую кампанию: «И скорее всего в этой ситуации гражданам заявят, что президента сейчас менять не время, это страну дестабилизирует». И, конечно, реформа МСУ должна помочь в борьбе с оппозицией в непростой для власти период: «Это делает бессмысленными все инициативы оппозиции вроде Земского съезда и даже «умного голосования» местного уровня. Власть больше не считает нужным выпуск пара. Кремль дает асимметричный ответ на муниципальную активность оппозиции», – подчеркнул Калачев.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
В Госдуму внесен проект закона об организации местного самоуправления
Павел Крашенинников внес в Госдуму этот законопроект вместе с руководителем профильного комитета Совета Федерации Андреем Клишасом. Ранее те же авторы предложили на рассмотрение палаты новую версию закона об организации региональной власти, и она была одобрена парламентом. Новый документ продолжает развивать положения Основного Закона, которые граждане одобрили в ходе общероссийского голосования. Законопроект об организации МСУ является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране.
Нормы проекта призваны устранить путаницу с распределением полномочий между регионом и муниципалитетом. С этой целью законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенций органов местного самоуправления. При этом за городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. Представители власти не смогут «кивать друг на друга», и гражданам это на руку, считает глава профильного комитета ГД. Его коллега из Совфеда Андрей Клишас рассчитывает, что новый закон позволит снять противоречия между регионами и муниципалитетами, а также погасить возникающие на этой почве конфликты.
Законопроектом четко прописывается структура местного самоуправления. Устанавливается, что МСУ осуществляется в городских и муниципальных округах и внутригородских территориях городов федерального значения. Иными словами, в основе организации власти на местах будет заложен принцип привязки к населению вместо территориального принципа, пояснил Павел Крашенинников.
Глава региона также вправе вынести предупреждение, объявить выговор за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий. Отметим, что, согласно действующему законодательству, губернаторы могут отрешать мэров только после решения суда о нецелевом расходовании денег, выделенных муниципалитету из региональной казны.
Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период.
Павел Крашенинников: Для граждан важно, чтобы власть работала сообща
Глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников ответил на вопросы «РГ».
В новом же законе подробно раскрывается природа, содержание и механизмы работы муниципалитетов. То есть происходит достройка системы после принятия закона о региональной власти. Обращаю внимание на то, что мы внесли этот законопроект сразу после принятия предыдущего, ведь важно не терять темпа и держать единую концепцию.
Какие главные изменения ощутят граждане? Что основное в новом законопроекте?
Для всех должностных лиц местного самоуправления в этих поправках устанавливается срок полномочий в пять лет. А сейчас нет таких ограничений?
А каковы цели новых норм об ответственности муниципальных руководителей?
Кстати, в пятницу, 17 января, в Екатеринбурге пройдет многочасовая конференция, на которой пройдет обсуждение этого законопроекта. Это будет первая в России крупная презентация документа.
В Госдуму внесен проект закона о новой системе местного самоуправления
Авторами проекта выступили главы профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Ранее те же авторы внесли на рассмотрение палаты новую версию закона об организации региональной власти, и она была принята парламентом. Новый документ продолжает развивать положения Основного Закона, принятие которых граждане ранее одобрили в ходе общероссийского голосования.
Внесенный законопроект является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране, заявил глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников журналистам. По его словам, глобальной целью является создание условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны.
Уберут путаницу
Нормы проекта призваны устранить путаницу с распределением полномочий между регионом и муниципалитетом. С этой целью законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенций органов местного самоуправления.
При этом за городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач.
Новая система власти
Законопроектом четко прописывается структура местного самоуправления. Устанавливается, что оно осуществляется в городских и муниципальных округах и внутригородских территориях городов федерального значения. Иными словами, в основе организации власти на местах будет заложен принцип привязки к населению, пояснил Павел Крашенинников.
Одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах.
Только выборы
В качестве единственного способа формирования представительного органа муниципального образования устанавливаются выборы. При этом глава образования может быть избран как на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципалитета.
Ответственность мэров
Законопроект, кроме того, усиливает ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона.
Как пояснили в комитете Крашенинникова, одним из оснований для отставки главы образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. Эти показатели закреплены указами президента РФ.
Глава региона вправе вынести предупреждение, объявить выговор за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.
Если глава муниципального образования избран местными депутатами из своего состава, то его полномочия прекращаются в случае досрочного роспуска представительного органа.
Ближе к населению
Соавтор Крашенинникова Андрей Клишас заявил, что проект направлен на создание гарантий благополучия граждан. Документ определяет единые принципы образования и деятельности органов местного самоуправления, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, подчеркнул сенатор, которого цитирует РИА Новости.
По словам Клишаса, за счет перераспределения полномочий реализация законопроекта позволит повысить эффективность органов местного самоуправления и укрепит их финансовую обеспеченность.
Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период.